Брокгауз и ефрон. римские папы. папа пий. Великая кастрация папы Пия IX

A под шумок выложу несколько фотографий из музейной коллекции Ватикана

Ближе к середине прошлого тысячелетия появилась мода на античные скульптуры и, что естественно, тут же появились мастера делающие копии, подражалки и подделки. Скульптуры старили, вымачивая в навозной жиже и еще чем-то. Ходят слухи, что сам великий Микеланжело был пойман на этом. Но обошлось без скандала, более того - ему дали работу.
Основным заказчиком и покупателем этих скульптур была церковь. Но эпоха Возрождения, к сожалению, долго не продержалась и обнажённая натура начала вызывать возмущение. Если женская еще как-то и принималась, что взять с грешниц? то наличие болтающегося органа у мужских атлетов стало с точки зрения моралистов не допустимым. И началась война с "крантиками"!

Правда, Пий IX тут не при чём. Перефразируя одно высказывание из "Кавказской пленницы" -- всё уже было порубано до него.

Шишки за голые причандалы и торсы начали сыпаться на Микеланжело уже при написании "Страшного суда" , а это начало шестнадцатого века. Особо отличался в его травле кардинал Каррафа. Именно он и был организатором так называемой « Кампании Фигового листка »

Микеланжело тогда удалось отстоять свою фреску и фигуры на ней остались обнажёнными. Но не таков был кардинал Каррафа, что б забыть своё поражение. Через четверть века, будучи уже печально известным папой Павлом IV , он добивается осуждения наготы в религиозном искусстве через решение Тридентского собора. И фигурам на "Страшном суде" подрисуют штанишки

Битву за это произведение искусства можно считать законченной "в ничью". Каррафа добивался её уничтожения, а ограничился только приказом о прикрытии срамных мест. Если учесть, что по приказу этого инквизиторa на папском престоле были уничтожены тысячи и тысячи людей, то изведение мужских мраморных достоинств и нацепление фиговых листиков можно считать баловством.

О великой кастрации упоминает Дэн Браун в "Коде да Винчи" и приписывает ее Блаженному Пию IX. Может так надо было по сюжету книги (я её если честно прочесть не смогла, но пробежалась по верхам), что бы писячная война прошла в девятнадцатом веке, а может это надо было вписать в провозглашённый им догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Во всяком случае, истории об этом ничего не известно

Годы жизни: 13 мая 1792 - 7 февраля 1878
Понтификат: 16 июня 1846 - 7 февраля 1878

В молодости изучал философию и богословие в Риме. Во время беспорядков покинул город. Вернувшись из уважения к желанию отца Джованни попросился в Благородную Охрану папы, но не был принят из-за проблем со здоровьем: у будущего главы церкви случались эпилептические припадки.

Имея склонность к духовным занятиям, Джованни поступил в римскую семинарию и стал священником. Со временем припадки эпилепсии прекратились. После окончания обучения начал служить в курии. Был замечен Папой Львом XII, который назначил его архиепископом Сполето. Когда в 1831 г. городу угрожали австрийцы, Мастаи-Ферретти убедил солдат вернуться домой, дав денег на обратную дорогу, и уговорил главнокомандующего не преследовать их за дезертирство.

Первая месса Мастаи-Ферретти


Добившись определенных успехов, Джованни получил более престижную кафедру в Имоле, и, наконец, стал кардиналом. Он был любим людьми за дружелюбие и милосердие, а дружба с некоторыми революционерами создала ему репутацию либерала.

Тяжкое начало понтификата: конец Папского Государства

На конклаве, начавшемся после смерти Григория XVI, кардиналы оказались разделены на две фракции: консерваторов, одобрявших абсолютизм, и либералов, выступавших за умеренные реформы в управлении церковью. После двух недель совещаний победу одержал либерал Мастаи-Ферретти. Весть о его избрании была встречена в народе с радостью.

Герб Пия IX


Упрямство Григория XVI и его статс-секретаря Ламбрускини поставило Папское государство на грань краха. Движение "Молодая Италия" требовала больших политических свобод, и Пий IX, вроде бы, поначалу высказывался за реформы: объявил о намерении учредить Консультативный совет из мирян, создал Гражданскую гвардию и Совет кабинета министров.

Но чем больше уступок делал Папа, тем настойчивее были требования новых преобразований. Фактически власть в Риме захватило тайное общество "Чирчоло Романо" под предводительством Чичеруаккьо. Революционеры требовали введения конституционной формы правления, полностью светского правительства и войны с ненавистной Австрией.

Поднявшийся бунт вынудил Пия пообещать светское правительство, затем была обещана конституция, но войны против Австрии папа как Отец всех католиков допустить не мог.

Пий IX вскоре после избрания


Однако восстания все равно следовали одно за другим. Папа был объявлен предателем, а на премьер-министра Папского государства было совершено удачное покушение. Пий был вынужден запереться в Квиринале. Он бежал в Гаэту, где к нему присоединилось большинство кардиналов. Рим оказался в руках революционеров, объявивших о низложении Папы и провозгласивших республику.

Пий IX обратился за помощью к Франции, Австрии, Испании и Неаполю. и французская армия захватила мятежный Рим. Папа вернулся в свои владения.

Последующие годы прошли под знаком непрерывной борьбы с революционерами и королем Сардинии Виктором Эммануилом, стремившимся к объединению Италии. Агенты, действовавшие во многих городах Папского государства, агитировали людей за объединение страны. Тем временем, сардинско-франузская армия нанесла поражение Австрии при Мадженте, и папский престол лишился последнего политического союзника.

Солдаты папской армии


Постепенно под властью Пия IX остался лишь Рим и его непосредственные окрестности. Наконец был захвачен и Вечный Город, ставший столицей объединенной Италии. Светская власть папы была ликвидирована. "Закон о гарантиях" обещал ему личную независимость, ежегодное содержание в размере 3 миллионов лир и право экстерриториальности папских дворцов. Этот закон не был признан ни Пием IX, ни его преемниками.

«Узник Ватикана» лишается последнего влияния в Европпе

Однако потеря суверенитета Папского государства была лишь одним из многих испытаний, постигших Пия IX за время его длинного понтификата. Вряд ли была хоть одна страна, где не были ущемлены права Римской церкви: была отменена десятина, образование стало полностью светским, церковное имущество конфисковано, ордены распущены, а выступавшие против этого епископы брошены в тюрьму или высланы из страны. Более успешные для церкви конкордаты с Вюртембергом и Баденом были аннулированы.

Собор Святого Петра во времена понтификата Пия IX


Однако наиболее враждебным к Риму немецким государством оказалась Пруссия. Были приняты законы о гражданском браке и об изгнании иезуитов. В Австрии в руках церкви было оставлено лишь ведение собственно духовными вопросами.

Духовные изыскания Пия IX

Если на политическом фронте Пия IX, в основном, преследовали неудачи, то в делах духовных он был более успешен. Папа боролся против ложного либерализма, который угрожал уничтожить самую сущность веры и религии.

Он активно осуждал в своих энцикликах пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, масонство и различные виды религиозного либерализма. Он включил свои соображения в «Силлабус» - «Список важнейших заблуждений нашего времени». Также эта книга осуждает требование отделения церкви от государства, отрицание светской власти пап, признание преимущества светского права над церковным и свободу выбора религии.

Гравюра, изображающая Пия IX


Пий IX особо почитал Пресвятую Деву Марию. 8 декабря 1854 г. в присутствии двухсот епископов он провозгласил догмат о Ее Непорочном Зачатии. Также он причислил к лику святых испанского инквизитора Педро Арбуэса, убитого в 1485 году, и греко-католического епископа Иосафата Кунцевича, убитого православными Витебска.

Первый Ватиканский Собор. Отныне Папа Римский - непогрешим

Основной задачей собора, начатого Пием IX, было определение доктрины церкви и утверждение двух конституций, "Догматической конституции католической веры" и "Первой догматической конституции Церкви Христа", определявших принцип примата папы и догмат о его непогрешимости. Накануне голосования шестьдесят епископов, несогласных с догматом, покинули Рим.

Открытие I Ватиканского Вселенского Собора


Из-за Франко-Прусской войны собор пришлось прервать, а начавшаяся вскоре революция помешала возобновлению работы. Официально собор был закрыт лишь в 1960 г. во время подготовки ко Второму Ватиканскому собору.

Самый долгий понтификат в истории папства

Понтификат Пия IX - самый продолжительный в истории Римско-католической церкви, после апостола Петра. Он продолжался 31 год, 7 месяцев и 22 дня. Он умер 7 февраля 1878 г. и был погребён в римской базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. Согласно его последнему желанию, Папа Пий IX был похоронен за пределами Ватикана, в недорогом гробу, украшенном простым крестом. Националисты пытались выкрасть его тело и сбросить его в Тибр.

Смерть Пия IX и его новый саркофаг


В 2000 г. Пий был объявлен блаженным, однако его нерешительная политика и преследования евреев вызвали у многих сомнения в целесообразности причисления его к лику святых.

Пий имя 9 пап П. I (между 140-155), родом из Аквилеи; ему приписывают некоторые постановления относительно празднования пасхи и о еретиках.
(1458-64), Эней-Сильвий Пикколомини родом из Сиены, где изучал право; позже, переселясь во Флоренцию, пользовался там руководством Поджио и Филельфо и приобрел громкую известность как гуманист и поэт. Состоя секретарем у разных епископов и кардиналов, жил в Базеле во время собора, участвовал в агитации против папы, путешествовал по Франции и Шотландии. После окончательного разрыва между собором и папою П. становится решительным защитником прав собора, занимает ряд должностей при нем, исполняет дипломатические миссии и делается секретарем выбранного собором антипапы Феликса, но затем, получив от императора Фридриха III коронование в поэты, занимает место при его дворе (1443). Между тем Евгений IV одержал победу над собором и другими противниками; тогда П. стал решительным сторонником папы и врагом соборной реформы и получил прощение от папы (1445). После смерти Евгения возвышение П., принявшего духовный сан, пошло быстро: Николай V сделал его епископом (1447), затем он был назначен нунцием Венгрии, Богемии, Моравии и Силезия (1462) и кардиналом (1456). Поселившись в Риме, П. был избран папою после смерти Каликста III и особой буллой торжественно отрекся от их прежних воззрений. Как папа, П. держался традиций своих предшественников: буллой Execrabilis (1460) он объявил апелляцию на папу к собору ересью, старался уничтожить всякую самостоятельность местных церквей во Франции и в Германии, вмешивался в итальянские дела для расширения церковной области и для доставления владений своим родственникам, боролся с мятежными движениями в Риме и в Романье. Главной его мечтой был крестовый поход против турок для возвращения Византии. Тотчас по вступлении на престол П. назначил для этой цели собор в Мантуе - первый светский конгресс под председательством папы - и, несмотря на отсутствие и противодействие представителей многих государей, объявил войну против турок, наложил для этой цели десятину на христиан и евреев и назначил главнокомандующим императора Фридриха III. Булла не имела успеха, но П. не оставил своей мысли: сначала он отправил длинное послание Магомету II, убеждая его креститься и обещая признать его тогда восточным императором, а затем сам выступил в поход против турок и умер в Анконе, в ожидании флота. Гораздо значительнее литературная деятельность П. как гуманиста. П. не был ученым: он не знал греч. языка и был мало знаком с греческой литературой; но, как разносторонний писатель, он чутко относился к действительности и отразил в своих произведениях все перемены своего "настроения". Так , в молодости он написал массу стихотворений преимущественно фривольного содержания (напр., обширная поэма "Nymphifexis"), в старости - религиозного (в честь Богородицы, блаженного Августина и др.). К числу его эротических произведений принадлежит также крайне непристойная комедия "Chrisis" и переведенная на многие языки новелла об Эвриале и Лукреции. Как оратор, П. оставил 36 речей, произнесенных при разных случаях, и теоретическое сочинение по риторике ("Artis rhetoricae praecepta"). Еще важнее его многочисленные диалоги и трактаты, из которых особенно замечательны: "О ереси гуситов", "Против турок в защиту католической веры", "Об авторитете Собора и Папы", где П. еще защищает собор, "Реntalogus" (предложение прекратить спор собора с Евгением IV посредством нового собора), "О бедствиях придворной жизни" ("De Curialium miseriis") - живая картина темных сторон двора Фридриха III, "О воспитании князей ", "О счастии", "Похвала Гомеру". Как историк, П. настроен критически, но не применяет систематически своих принципов, а в изображении современности не чужд партийности. Его извлечения из "Истории готов" Иорнанда и из "Декад" Биандо не имеют интереса; комментарии о базельском соборе ("Commentariorum de gestis Basiliensis concilii libri II", Базель, 1535), дошедшие до нас не в полном виде - партийные мемуары; "О знаменитых современниках" ("De viris aetate sua claris", Штутг., 1847) - живые характеристики по личным воспоминаниям; "История Фридриха III" (Historia rerum Frederici III imperatoris", Вена , 1762) - история Австрии с древнейших времен, где П. сначала пересказывает с критическими поправками хроники, а затем описывает события как очевидец или по рассказам современников; по такому же методу написана история Богемии до восшествия на престол Подибрада ("De ortu, regione et gestis Bohemorum", П., 1475); дополнением к истории Фридриха служит история регенсбургского рейхстага 1454 г. ("Historia de Ratisbonensis dieta", Лукка, 1759). Под конец жизни П. начал обширную всеобщую историю своего времени с присоединением географического описания стран и народов ("Historia rerum ubique gestarum locorumque descriptio") и окончил две первые ее части, "Europa" и "Asia" ("Opera", Базель, 1551); к этому же времени относится и его автобиография ("Commentarii rerum memorabilium", Франкфурт, 1614). Весьма важное дополнение к произведениям П. составляет его переписка (" Epistolae" Рим, 1473). См . G. Voigt, "Enea-Silvio Piccolomini, als Papst P. II, und sein Zeitalter" (Берл., 1859-63); Hagenbach, "Errinnerungen an Aeneas-Silvius Piccolomini" (Базель, 1840); Heinemann, "Aeneas-Silvius, als Kreuzzugsprediger" (Берн, 1855); Gengler, "Aeneas-Sylvius und seine Bedeutung fü r die deutsche Rechtsgeschichte" (Эрланген , 1860); Markgraf, "Ueber das Verh ältniss des Königs Georg von Bö hmen zu Papst P. II" (Бреславль , 1867); "Piccolomini Alcuni documenti inediti intorno a P. II e a P. III illustrati" (Сиена, 1871); Verd è re, "Essai sur Aeneas-Sylvius Piccolomini" (П., 1843).
. III (1503) - Франческо Пикколомини, племянник П. II; при Павле II был легатом в Германии. Выбранный после Александра VI, П., дряхлый и болезненный, удачно, однако, боролся с Борджиа и имел в виду созвать собор для реформы церкви, но умер через месяц после избрания.
. IV (1559-1565) - Джованни-Анджело Медичи , родом из Милана, незнатного происхождения; обязан возвышением брату, смелому авантюристу, завоевавшему Сиену и получившему титул маркиза Мариньяно . П. пользовался известностью, как юрист; приняв духовный сан, был назначен при Павле III кардиналом. Павел IV не любил П., который должен был оставить Рим. Выбранный в папы после его смерти, П. казнил его племянника, герцога Караффу, и держался противоположной политики: не любил инквизицию и отличался миролюбием. Вынужденный необходимостью, он возобновил заседания тридентского собора (1562), который имел теперь целью не соглашение с протестантами, а реформу католической церкви. Прелаты различных национальностей, опираясь на своих государей, расходились по самым существенным пунктам; раздавались жалобы на подчинение папы собору, происходили схватки на улицах. Тогда П. вступил в соглашение с католическими державами, и настроение собора резко изменилось: все вопросы были решены в духе и в интересах папства. П. не был свободен от непотизма, но самый влиятельный его родственник, Карло Борромео, был бескорыстным слугою церкви. См. Voss, "Die Verhandlungen Р. IV mit de n katholischen Mä chten" (Лпц., 1887).
. V (1566-1572) - Микеле Гизлиери, родом из Боско около Александрии, незнатного происхождения, одна из самых мрачных фигур на папском престоле. Рано вступив в доминиканский монастырь, П. весь проникся аскетизмом и фанатическою ненавистью к еретикам. Назначенный инквизитором в Комо и Бергамо , он действовал с такой жестокостью, что население едва не побило его камнями. Узнав о его усердии, Павел IV вызвал его в Рим, сделал членом римской инквизиции, епископом и кардиналом. Аскетом и инквизитором остался П. и на папском престоле. В Риме запрещены были праздничные увеселения; за нарушение этого предписания знатные платили штраф, а незнатные в первый раз подвергались церковному покаянию, во второй - публичному бичеванию, в третий - ссылке на галеры. В монастырях была заведена такая дисциплина, что монахи и монахини с отчаянием разбегались. Инквизиция карала преступления, совершенные 20 лет назад, причем папа никогда не смягчал приговоров, а наоборот, делал выговоры судьям за нерадение, если казней было мало. Как правитель, П. отличался неутомимой деятельностью, был свободен от непотизма и под страхом отлучения запретил на будущее время отчуждение церковных владений. Он пытался запретить государям налагать новые подати без согласия папы. Битва при Лепанто была отчасти следствием его стараний. Он грозил Максимилиану II низвержением, если будет дана свобода протестантам, побуждал Карла IX к кровавым насилиям против гугенотов, послал Альбе, свирепствовавшему в Нидерландах, освященную шпагу и шляпу, отлучил от церкви Елизавету Английскую. Климент XI канонизировал П. Его письма, проникнутые изуверством, изданы в XVII ст. ("Epistolae", Антверпен , 1640). См. Falloux, "Histoire de P. V" (Пар., 1844); Mendham, "Life and Pontificate of P. V" (Л., 1835).
. VI (1775-1799) - родом из Чезены в Романье, из фамилии графов Браски. Склонный к иезуитам, он играл важную роль при Клименте ХIII, исполняя должность министра его двора, но при Клименте XIV утратил всякое влияние, хотя и был назначен кардиналом. Избранный в папы партией непримиримых (zelanti), П. держался средневековых воззрений, но считал необходимым делать уступки действительности, вследствие чего ограничивался бесполезными полумерами. Желая улучшить материальное положение населения, он уничтожил внутренние таможни в Церковной Области, но завел соблазнительные для бедняков лотереи в пользу казны, торговал должностями и истощил казначейство попыткою осушить Понтийские болота . Население не любило П.; против него составлялись заговоры. Еще печальнее для П. были его полумеры в общей церковной политике. Не решаясь восстановить иезуитский орден и даже выпустить из заключения его вождей, П. разрешил его существование и деятельность в Пруссии и в России, что раздражило противников иезуитов и не удовлетворило их сторонников. Иосиф II сокращением монастырей и другими реформами взял в свои руки внешнее управление церковью. Чтобы отклонить императора от этой политики, П. отправился в Вену; Иосиф II торжественно принял папу, отдал ему визит в Рим, но продолжал свои реформы и даже закрыл тот монастырь, где был устроен прием П. Такие же реформы были проведены Леопольдом в Тоскане. Неаполь отверг ленную зависимость от папы. В Германии владетельные духовные князья на Рейне объявили, что признают папский примат только в тех пределах, какие он имел в первые столетия нашей эры (так назыв. эмсские пункты - Emser Punktation). Когда началась французская революция, П. отверг гражданское устройство духовенства и отлучил от церкви принявших новую присягу духовных лиц; это не помешало французскому правительству конфисковать церковные имущества и отнять у папы Авиньон и Венессэн. Во время походов 1796-97 г. Церковная Область сильно пострадала, и П. по миру в Толентино (1797) потерял Болонью и Феррару. При первых признаках революционного движения в Риме директория объявила папское правительство упраздненным, Церковную Область - республикою; 80-летний П. был ограблен, заключен под стражу и перевезен во Францию, где и умер в крепости Валанс . См . Bourgoing. "Mé moires historiques et philosophiques sur P. VI et son pontificat" (П., 1799); Tavanti, "Fasti del S. P. Pio VI" (Флоренция, 1804); Wolf, "Geschichte der r ö misch-katholischen Kirche unter P. VI" (Цюрих-Лпц., 1793-1806); Artaud de Montor, "Histoire de P. VI" (Пар., 1847).
. VII (1800-1823) - граф Кьярамонти (Chiaramont), родом из Чезены, родственник и преемник П. VI. 16-ти лет вступил в бенедиктинский орден, был учителем и настоятелем монастыря св. Каликста. П. VI назначил его епископом и кардиналом. Выбранный в папы кардиналами, собравшимися в Венеции, П. вернулся в Рим, занятый неаполитанскими войсками. Руководимый своим государственным секретарем Консальви (см.), П. заключил с Наполеоном конкордат (1801), которым восстановлялась католическая церковь во Франции, но должен был признать секуляризацию церковных имуществ, назначение правительством епископов и, так называемую, декларацию 1682 г. (см. Галликанизм). Аналогичные конкордаты заключил П. с итальянскими республиками и признал секуляризацию духовных владений в Германии. Пользуясь временным спокойствием, он восстановил орден иезуитов в Сицилии (1804). Надеясь добиться новых уступок от Наполеона (главным образом, отмены декларации 1682 г. и допущения во Францию монашеских орденов), П. согласился приехать в Париж и короновать там Наполеона императором. Монахов Наполеон допустил, но других уступок папе не было сделано. Есть известие, что Наполеон предложил папе навсегда остаться во Франции, но П. отклонил предложение и вернулся в Рим. Когда Наполеон назначил неаполитанским королем своего брата Иосифа и потребовал от папы присоединения к континентальной системе, П. протестовал против обеих мер; Рим был занят французскими войсками (1808), и вскоре после того Церковная Область была присоединена к Франции. П., отлучивший Наполеона от церкви, был арестован и отвезен сначала в Гренобль , потом в Савону, наконец - в Фонтенбло . Сначала папа держался твердо и не признавал епископов, назначенных Наполеоном; но арест становился все суровей, и отрезанный от мира П. согласился утвердить епископов, признать все распоряжения Наполеона и остаться на житье во Франции; в этом смысле был заключен новый конкордат (1813). Когда империя стала близиться к падению, П. отрекся от всех своих уступок и под покровительством союзников вернулся в Рим (1814), получив обратно прежние владения, кроме Авиньона. Победители стали смотреть на Папу как на одну из важнейших опор легитимизма, и П. искусно воспользовался новым направлением. В 1814 г. папа восстановил орден иезуитов (булла Solicitude omnium); Консальви заключил выгодные для церкви конкордаты с Францией, Баварией и Неаполем и соглашение с Пруссией. Самой крупной неудачей П. в это время был его бесплодный протест против венского конгресса, не восстановившего духовных владений в Германии. П. VII основал художественный музей Кьярамонти. См . Artaud de Monfoi, "Histoirie de la vie et du pontifical de P. Vif" (Лиль,1840); Gaudet, "Esquisses historiques et politiques sur le pape P. VII" (Пар., 1824); Giucci, "Storia della vita e del pontificato di P. VII" (Рим, 1857); Henke, "Papst P. VII" ( , 1862); Holzwarth, "Napoleon I und P. VII" (Майнц , 1872); Jager, "Lebensbeschreibungen des Papstes P. VII" (Франкфурт, 1824); Pacca, "Compendio storico su P. VII" (Милан, 1824): Simon, "Vie pol itique et privé e de P. VII" (Париж, 1823).
(1829-30) - граф Кастилоне, родом из Чинголи; рано вступил в монастырь, изучал каноническое право в Болонье. П. VII назначил его епископом. За резкую защиту папы против Наполеона и за отказ присягнуть последнему, как итальянскому королю, П. был сослан на Ю Франции. После падения Наполеона получил сан кардинала. Выбранный в папы после смерти Льва XII, П., уже дряхлый старик, вел упорную борьбу против либеральных течений, против библейских и тайных обществ. Вследствие революционных вспышек в Романье и в самом Риме П. облегчил некоторые тягости населения, но в общем держался реакционного направления. Самым крупным делом его внешней политики было заключение конкордата с Голландией. См. Аrtaud de Montor, "Histoire du pape P. VIII" (П. 1844); Rudoni, "Leone XII e P. VIII" (Милан, 1829).
(1846-1878) - граф Джованни-Маpиa Мастаи-Феретти, родственник П. VII, родился в Синигалье в 1792 г.; получил образование в коллегии пиаристов; намеревался вступить в папскую гвардию, но вследствие эпилептических припадков избрал духовную карьеру, изучил богословие в Collegium Romanum, вступил в орден миноритов, сделался священником, некоторое время проповедовал в родном городе, затем отправился миссионером в Чили , где пробыл 2 года (1823-25). Лев XII назначил его архиепископом, Григорий ХVI - кардиналом. После смерти Григория XVI обе партии кардиналов - ретрограды, сторонники умершего папы, и либералы, считавшие необходимыми уступки духу времени, - легко сошлись на мягком и уступчивом П., который казался доступным обоим направлениям. Действительно, П. считал возможным примирить средневековое воззрение на папскую власть с новыми потребностями и, оставаясь реакционером в церковной сфере, начал свое правление в духе политического либерализма. Население требовало от папы, во-первых, амнистии политических ссыльных и заключенных, которых при его вступлении на престол было ок. 2000, и удаления главных сотрудников его предшественника; во-вторых, политических реформ в либеральном духе, светского министерства, конституции; в третьих, участия и даже руководства папы в борьбе против австрийского господства в Италии и за ее объединение. П. пошел на уступки по всем этим требованиям: дал амнистию, хотя и неполную, назначил государственным секретарем либерала (кардинала Джицци), сократил придворные расходы и пенсии, учредил комиссии для выработки новых реформ, обложил небольшим налогом монастыри и духовенство, разрешил промышленные ассоциации, научные съезды, школы для рабочих, библиотеки для чтения, постройку железных дорог. Джицци нашел эти уступки чрезмерными, вышел в отставку и был заменен кардиналом Феррети, по совету которого П. дал Риму новую муниципальную конституцию, учредил государственный совет (consulta), составленный преимущественно из светских людей, но имевший только совещательное значение, и согласился даже учредить национальную гвардию. Реакционные кардиналы устроили заговор против П., австрийцы захватили Феррару; но заговор не удался. Феррара была возвращена, и реформы продолжались, хотя совет предъявлял слишком большие, по мнению папы, требования, и Феррети, а вскоре и его преемник Бонфонти, вышли в отставку. Февральская революция сделала П. еще уступчивее: он назначил новое министерство из 6 светских и 3 духовных лиц с кардиналом Антонелли во главе и дал новую конституцию, учреждавшую две палаты: в одну из них члены назначались папой пожизненно, в другую избирались народом на основании ценза. Законы, принятые палатами, утверждались тайным советом кардиналов и затем папой, так что верховная власть по-прежнему оставалась в руках духовенства, что не могло удовлетворить население. Еще более недовольства вызывала внешняя политика П. Когда Карл-Альберт вооружился против Австрии, П. двинул войско на По, но отказался дать благословение римским добровольцам и противился соединению своих войск с пиемонтскими. В Риме началось волнение, и П. вынужден был составить новое министерство (сначала Мамиани, потом Фабри); министры настаивали на войне с Австрией, против которой П., наконец, решительно высказался в консистории кардиналов (28 апреля 1848 г.). Движение получило мало-помалу революционный характер: новый министр П., Росси, был убит при входе в парламент (5 ноября); папа тайком убежал в Гаэту (25 ноября), и в Риме провозглашена была республика. Из Гаэты П. обратился за помощью к католическим державам; австрийцы захватили Анкону и Болонью, французы - Рим (июль 1849 г.). Папа отправил в Рим комиссию из 3 кардиналов, приступившую к террористической реакции. Это вызвало протест со стороны Людовика-Наполеона; П. издал прокламацию с обещанием либеральных реформ и, вернувшись в Рим (апр. 1850г.), восстановил муниципальные советы и допустил в состав правительства светских лиц. Но это были только наружные уступки; реакция продолжалась, и П. со своим государственным секретарем Антонелли, опираясь на французов, не обращал внимания на нужды населения. Заключены были выгодные для церкви конкордаты с Испанией (1851) и Австрией (1855), восстановлена католическая иерархия в Англии (1850) и в Голландии (1853), учреждено несколько епископских кафедр в Сев . Америке, Африке и Азии. Без участия собора П. провозгласил новый догмат о беспорочном зачатии (Immaculata conceptio) Девы Марии (1854). Внутреннее состояние церковной области приходило, однако, все в больший упадок, а идея объединения Италии делала все большие успели. В 1859 г. Австрия вследствие начавшейся войны с Пиемонтом отозвала свои войска из Романьи; Болонья тотчас восстала и присоединилась к монархии Виктора-Эммануила; затем восстали Умбрия и Марки; папские волонтеры потерпели поражение при Кастельфидардо , и восставшие провинции последовали примеру Болоньи (1860), так что папа потерял 2/3 своих владений, удержавшись в остальных только с помощью французского гарнизона. По договору, заключенному в 1864 г. с Виктором-Эммануилом, Наполеон III обязался через 2 года удалить свои войска из Рима . П. грозила опасность утратить все свои владения, но он не шел на уступки, отлучил от церкви "узурпаторов", осуждал всякие новшества. Он торжественно канонизировал 23 японских мучеников (1862), пострадавших еще в 1597 г., а также немецкого иезуита Петра Канизия (1864), отпраздновал 1800-летний юбилей апостолов Петра и Павла (1867) и 50-летний своего священства (1868). В этот же период (1864) он издал знаменитую энциклику и силлабус (Syllabus errorum), где осуждал все враждебные средневековому католицизму направления в жизни государства и общества, в философии и в науке. В 1867 г. он предложил на предварительное обсуждение кардиналов новое учение о папской непогрешимости. Несмотря на сильную и почти повсеместную оппозицию против нового притязания, П. в 1869 г. открыл ватиканский собор (см.), возведший в догмат папскую непогрешимость (1870). Еще до открытия собора гарибальдийцы попытались захватить Рим (1867), но были отбиты вновь прибывшими франц. войсками, которые остались в папских владениях до франко-прусской войны и были отозваны только в августе 1870 г. В сентябре войска Виктора-Эммануила заняли при сочувствии населения папские владения и после незначительного боя вступили в Рим, объявленный столицей итальянского королевства. Светская власть папы была уничтожена. В 1871 г. итальянский парламент принял закон о гарантиях, по которому папа был признан государем, но его владения ограничены Ватиканом; в духовной сфере за ним признана полная самостоятельность. П. протестовал против занятия Рима, отказался признать новое правительство и принять короля, объявил себя "ватиканским пленником" и старался вызвать в Европе движение для восстановления папства в его прежнем виде. Сочувствие к П. не пошло, однако, дальше паломничеств в Рим с подарками папе и многочисленных депутаций по случаю 25-летнего юбилея его понтификата. Последние годы правления П. нанесли ряд ударов и его церковному влиянию постепенным ослаблением и даже окончательным устранением опеки духовенства над школой и печатью в Италии и за Альпами и так наз. "культурной борьбой" в Германии. См. Clave, "La vie et le pontificat de P. IX" (П., 1848); Balmes, "P. IX" (П., 1848); Clerc, "P. IX, Rome et l"Italie" (П., 1 849); Pougeois, "Histoire de P. IX, sou pontificat et son siè cle" (П., 1886); Villefranche, "P. IX, sa vie, son histoire, son si è cle" (

П. I (между 140 155), родом из Аквилеи; ему приписывают некоторые постановления относительно празднования пасхи и о еретиках. П. II (1458 64), Эней Сильвий Пикколомини родом из Сиены, где изучал право; позже, переселясь во Флоренцию, пользовался… …

Л. I Великий (440 461), родом из Тосканы или из Рима, первый из пап пользовался огромным авторитетом, как богослов; его учение об отношении божественной и человеческой природы во Христе было принято халкидонским собором. Л. обосновывал права… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Пий II Pius PP. II 210 й папа римский … Википедия

Пий II Pius PP. II 210 й папа римский … Википедия

Пий IX.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Пий IX (Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти), 1846.VI.16 -1878.II.7

Пий IX (1792-1878), римский папа с 1846. В 1846-47 провел либеральные реформы в Папской обл., что побудило часть участников Рисорджименто видеть в нем будущего объединителя Италии. В начале Революции 1848-49 согласился на некоторые либеральные меры, но вскоре бежал из Рима. Автор «Силлабуса». После ликвидации папской власти над Римом (1870) отказался признать объединенное итальянское государство.

Пий IХ - в миру - граф Джованни Мариа Мастаи-Ферретти (Mastai-Ferretti) (13.V.1792 - 7.II.1878), - римский папа с 1846 года. В 1846 году объявил весьма ограниченную политическую амнистию, создал комиссии для изучения вопросов железнодорожного строительства и административной реорганизации Папского государства. В обстановке назревавшей в Италии революционной ситуации эти весьма умеренные реформы были восприняты либеральной буржуазией, частью республиканцев и народными массами как обещание большего и ошибочно побудили их увидеть в "либеральном папе" своего вождя в борьбе за национальную независимость и единство. В 1846 году - начале 1848 года народные демонстрации под лозунгом "Да здравствует Пий IX!", развязывая политическую активность масс, стали важным фактором назревания революционного кризиса в Италии. В период революции 1848-1849 годов в Италии Пий IX в марте 1848 года согласился на введение конституции и посылку войск на итало-австрийский фронт. Однако уже 29 апреля 1848 года он публично осудил освободительную войну против Австрии (чем подал сигнал к наступлению контрреволюции во всей Италии). 24 ноября 1848 года Пий IX бежал из восставшего Рима в неаполитанскую крепость Гаэту, откуда 18 февраля 1849 года обратился к главам католических держав с призывом к интервенции против Римской республики. Вернувшись 12 апреля 1850 года в Рим после падения республики, проводил открыто реакционную политику. Энцикликой "Силлабус" (1864) объявил поход церкви против сил прогресса и демократии. Завершение объединения Италии привело к окончательной ликвидации папского государства (1870). Упорно отказываясь примириться с потерей светской власти, Пий IX объявил себя "Ватиканским узником" (1 ноября 1870 года), не покидающим пределы Ватикана, осудил закон итальянского правительства "О гарантиях прерогатив папы и святого престола и о взаимоотношениях государства и церкви" (1871). Он запретил католикам участвовать в парламентских выборах (формула "non expedit ") и по существу призвал католиков бойкотировать объединенное итальянское государство . С именем Пий IX связано провозглашение догмата о "непогрешимости папы" (1870).

К. Э. Кирова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Блаженный Пий IX, Папа Римский (Pius Nonus). Мирское имя: Джованни Мария Мастаи-Ферретти. Происхождение: Сенигалья (Италия). Годы жизни: 13 мая 1792 - 7 февраля 1878. Годы понтификата: 16 июня 1846 - 7 февраля 1878. Отец: Джироламо, граф Мастаи-Ферретти. Мать: Катериан Солацци.

Джованни Мария Мастаи-Ферретти изучал философию и богословие в Риме. В 1810 г. во время беспорядков он покинул город. Вернувшись в 1814 г., из уважения к желанию отца он попросился в Благородную Охрану папы, но не был принят из-за проблем со здоровьем: у будущего главы церкви случались эпилептические припадки. Имея склонность к духовным занятиям, Джованни поступил в римскую семинарию и стал священником. Со временем припадки эпилепсии прекратились. В 1819 г. началась его служба в курии. В 1827 г. Лев XII назначил его архиепископом Сполето. Когда в 1831 г. городу угрожали австрийцы, Мастаи-Ферретти убедил солдат вернуться домой, дав денег на обратную дорогу, и уговорил главнокомандующего не преследовать их за дезертирство. В 1832 г. Джованни получил более престижную кафедру в Имоле, а в 1840 г. стал кардиналом. Он был любим людьми за дружелюбие и милосердие, а дружба с некоторыми революционерами создала ему репутацию либерала.
На конклаве, начавшемся после смерти Григория XVI, кардиналы оказались разделены на две фракции: консерваторов, одобрявших абсолютизм, и либералов, выступавших за умеренные реформы в управлении церковью. После двух недель совещаний победу одержал либерал Мастаи-Ферретти. Весть о его избрании была встречена в народе с радостью.
Упрямство Григория XVI и его статс-секретаря Ламбрускини поставило Папское государство на грань краха. Движение "Молодая Италия" требовала больших политических свобод, и Пий IX, вроде бы, поначалу высказывался за реформы. Его первым политическим актом стала амнистия политзаключенным и изгнанникам, объявленная 16 июля 1846 г. Некоторые реакционеры осудили папу за этот шаг, полагая, что политические противники, воспользовавшись освобождением, продолжат революционную деятельность. Невзирая на это, Пий продолжил реформы и 19 апреля 1847 г. объявил о намерении учредить Консультативный совет из мирян, создал Гражданскую гвардию и Совет кабинета министров. Но чем больше уступок делал папа, тем настойчивее были требования новых преобразований. Фактически власть в Риме захватило тайное общество "Чирчоло Романо" под предводительством Чичеруаккьо. Революционеры требовали введения конституционной формы правления, полностью светского правительства и войны с ненавистной Австрией. Бунт 8 февраля 1848 г. вынудил Пия пообещать светское правительство, а 14 февраля была обещана конституция, но войны против Австрии папа как Отец всех католиков допустить не мог. Однако восстания все равно следовали одно за другим. Папа был объявлен предателем, а на премьер-министра Росси было совершено удачное покушение. Пий был вынужден запереться в Квиринале. 24 ноября он бежал в Гаэту, где к нему присоединилось большинство кардиналов. Рим оказался в руках революционеров, 9 февраля 1849 г. провозгласивших республику. Папа обратился за помощью к Франции, Австрии, Испании и Неаполю. Уже 29 июня французская армия генерала Удино захватила мятежный Рим, а 12 апреля 1850 г. Пий вернулся в свои владения. Статс-секретарем был назначен кардинал Антонелли. Последующие годы прошли под знаком непрерывной борьбы с революционерами и королем Сардинии Виктором Эммануилом, стремившимся к объединению Италии. Агенты, действовавшие во многих городах Папского государства, агитировали людей за объединение страны. Тем временем, сардинско-франузская армия нанесла поражение Австрии при Мадженте, и папский престол лишился последнего политического союзника. В 1860 г. Виктор Эммануил потребовал аннексии Умбрии и Марке. После отказа папы эти области были захвачены силой. После двух поражений папской армии при Кастельфидаро и Анконе в сентябре 1860 г. под властью Пия остался лишь Рим и его непосредственные окрестности. Наконец 20 сентября 1870 г. был захвачен и Вечный Город, ставший столицей объединенной Италии. Светская власть папы была ликвидирована. "Закон о гарантиях" от 15 мая 1871 г. обещал ему личную независимость, ежегодное содержание в размере 3 миллионов лир и право экстерриториальности папских дворцов. Этот закон не был признан ни Пием IX, ни его преемниками.
Однако потеря суверенитета Папского государства была лишь одним из многих испытаний, постигших Пия IX за время его длинного понтификата. Вряд ли была хоть одна страна, где не были ущемлены права Римской церкви. По конкордату 1841 г. с Сардинией была отменена десятина, образование стало полностью светским, церковное имущество конфисковано, ордены распущены, а выступавшие против этого епископы брошены в тюрьму или высланы из страны. Более успешные для церкви конкордаты с Вюртембергом и Баденом были аннулированы. Однако наиболее враждебным к Риму немецким государством оказалась Пруссия. С 1873 г. правительство Бисмарка начало проводить антикатолические мероприятия, объединенные понятием "Культуркампф" ("Борьба за культуру"). В частности, были приняты законы о гражданском браке и об изгнании иезуитов. Особенно больно "Культуркампф" ударил по духовенству бывших польских земель. Даже в традиционно лояльной Святому Престолу Австрии конкордат 1855 г. был встречен общественностью в штыки. В 1870 г. австрийский парламент аннулировал его, оставив в руках церкви лишь ведение собственно духовными вопросами. Также следует отметить активность папской администрации в Америке. В 1852 - 1862 гг. были подписаны конкордаты с Коста-Рикой, Гватемалой, Никарагуа, Сальвадором, Гондурасом, Гаити, Венесуэлой и Эквадором.
Если на политическом фронте Пия IX, в основном, преследовали неудачи, то в делах духовных он был более успешен. Папа боролся против ложного либерализма, который угрожал уничтожить самую сущность веры и религии. В 1864 г. была выпущена известная энциклика "Quanta Cura" и приложенный к ней "Syllabus errorum", в которых осуждались пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, масонство и различные виды религиозного либерализма. Пий IX особо почитал Пресвятую Деву Марию. 8 декабря 1854 г. в присутствии двухсот епископов он провозгласил догмат о Непорочном Зачатии. Однако главным деянием Пия в духовной сфере, безусловно, является созыв Первого Ватиканского собора 8 декабря 1869 г. Основной задачей собора было определение доктрины церкви и утверждение двух конституций, "Догматической конституции католической веры" и "Первой догматической конституции Церкви Христа", определявших принцип примата папы и догмат о его непогрешимости. Накануне голосования шестьдесят епископов, несогласных с догматом, покинули Рим. Из-за Франко-Прусской войны собор пришлось прервать, а начавшаяся вскоре революция помешала возобновлению работы. Официально собор был закрыт лишь в 1960 г. во время подготовки ко Второму Ватиканскому собору.
Пий IX умер 7 февраля 1878 г. Его понтификат был самым длинным в истории. В 2000 г. Пий был объявлен блаженным, однако его нерешительная политика и преследования евреев вызвали у многих сомнения в целесообразности причисления его к лику святых.

Пий IX (в миру - Джованни Мария Мастаи-Ферретти) (13.05.1792 - 07.02.1878 гг.) - папа Римский с 16 июня 1846 г.

По рождению аристократ, сын графа, Дж. Мастаи-Ферретти обучался в 1802-1809 гг. в колледже в Вольтерре, где получил классическое образование, которое продолжил в Риме занятиями философии и теологии, прервав их в 1810-1814 гг. в связи с захватом Папского государства Францией. Закончив образование в 1818 г., в следующем году он был рукоположен в священники. Несколько лет был духовным руководителем приюта для сирот в Риме, а в 1823-1825 гг. направлен помощником дипломатической миссии в Чили.

По возвращении в Рим он был назначен каноником церкви Санта Мария в Риме и директором госпиталя Сан Микеле. Папа Лев XII назначил его епископом Сполето (1827 г.), папа Григорий XVI - епископом Имолы (1832 г.), а в 1840 г. возвел в достоинство кардинала. В то время он был известен своими либеральными взглядами и заслужил любовь и уважение своей паствы. Его избрание папой в 1846 г. было воспринято с восторгом, тем более что его первым актом стала амнистия для всех политических заключенных в Папском государстве (ок. 13 тыс. человек).

Понтификат Пия IX, самый длинный в истории папства (длился 32 года), имел переломное значение как в политическом аспекте, так и с точки зрения католического вероучения. После первых либеральных реформ, в числе которых были закон о печати, учреждение Государственной Консульты и образование совета министров, создание гражданской гвардии, строительство первой в Папском государстве железной дороги, разрешение газового освещения улиц в Риме и др., Пий IX стал воплощением устремлений неогвельфов, сторонников создания федерации Итальянских государств во главе с папой. Однако в охваченной революционным брожением Европе проведенных им реформ оказалось недостаточно. Несмотря на то, что 14 марта 1848 г. Пий IX обнародовал конституцию, в Риме усиливались волнения и уже осенью того же года он был вынужден покинуть Рим, где была создана республика. Пий IX обратился за помощью к Франции, Австрии, Испании и Неаполитанскому королевству и вернулся в Рим после того, как восстание было подавлено силами французских (при участии испанских и неаполитанских) войск, объявленный революционерами предателем родины.

Процесс объединения Италии сопровождался распространением на все итальянские государства анти-церковного законодательства, принятого в Пьемонте в 1850-е - нач. 1860-х гг. Пий IX занял по отношению к либеральной политике Пьемонта жесткую отрицательную позицию и в 1864 г. опубликовал энциклику «Quanta сига», к которой был приложен «Силлабус», перечислявший те явления современности, которые Пий IX объявил главными заблуждениями своего времени, в их числе рационализм, индифферентизм, либерализм, социализм и т. д. В 1870 г. к Итальянскому королевству было насильственным образом присоединено и Папское государство. Светская власть папы была ликвидирована. Пий IX отказался признать новое государство и объявил себя пленником в Ватиканском дворце, больше не покинув его до самой смерти. Свободное осуществление его функций было гарантировано в одностороннем порядке итальянским правительством в т. н. «законе о гарантиях», согласно которому Ватиканские дворцы передавались в его пользование и предполагалась выплата ему ежегодно некоторой денежной суммы. В ответ на потерю светской власти Пий IX провозгласил формулу «поп expedit» («не уместно»), означавшую запрет для католиков каким-либо образом участвовать в политической жизни Итальянского государства.

Наряду с этим Пию IX пришлось столкнуться с тем ударом по правам и привилегиям католической церкви, который был нанесен во 2-й пол. 19 века и во многих других странах - в Вюртемберге, Колумбии, Мексике и даже в России, где после польского восстания 1863 г. католическое духовенство подверглось серьезным репрессиям, что привело в 1866 г. к разрыву отношений России со Святым престолом. Но наиболее острую форму борьба с правами церкви получила во вновь образованной (в 1871 г.) Германской империи. Хотя эта борьба, получившая в истории название «Культуркампф», закончилась в сущности победой церкви, восстановившей почти полностью свое положение в стране, Пий IX этого уже не увидел.

В попытках сохранить в чистоте и укрепить католическое вероучение, а также повысить авторитет папской власти Пий IX внес существенный вклад в разработку догматов католической церкви. В 1854 г. он после консультаций с большинством епископов возвел в догму учение о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1869 г. созвал Первый Ватиканский собор. 18 июля 1870 г. на Соборе была почти единогласно принята 1-я догматическая конституция «Pastor aeternus» («О церкви Христовой»), главным содержанием которой стало введение в догму принципа «безошибочности папы» в тех случаях, когда он «с кафедры» высказывает суждения, касающиеся веры и морали. Однако принятие этого догмата вызвало раскол в среде самого католического духовенства. Епископы, не согласные с этим догматом, покинули заседания Собора раньше, чем состоялось голосование, чтобы не принимать в нем участия. Богословская оппозиция решениям Собора привела к созданию Старо-католической церкви.