Реформы петра 1 отношение к ним. Некоторые аспекты влияния церковной реформы Петра I на жизнь российского православия

Неврев Н.В. Пётр I в иноземном наряде
перед матерью своей царицей Натальей,
патриархом Андрианом и учителем Зотовым.
1903 г.

С момента своего возникновения в 1589 г. институт патриаршества стал вторым после светской власти политическим центром Московского государства. Отношение Церкви к государству до Петра не было точно определено, хотя на церковном соборе 1666-1667 гг. было принципиально признано главенство светской власти и отрицалось право иерархов вмешиваться в светские дела. Московский государь считался верховным покровителем Церкви и принимал активное участие в церковных делах. Но и церковные власти призывались к участию в государственном управлении и влияли на него. Борьбы церковной и светской властей, знакомой Западу, Русь не знала (не было ее, строго говоря, и при патриархе Никоне). Громадный духовный авторитет московских патриархов не стремился заменить собой авторитет государственной власти, и если раздавался со стороны русского иерарха голос протеста, то исключительно с позиции нравственной.

Петр вырос не под таким сильным влиянием богословской науки и не в такой благочестивой обстановке, как росли его братья и сестры. С первых же шагов своей сознательной жизни он сошелся с «еретиками немцами» и, хотя остался православным по убеждениям человеком, однако свободнее относился к церковно-православной обрядности, чем обыкновенные московские люди. Петр не был ни ругателем Церкви, ни особенно набожным человеком, — в общем, «ни холоден, ни горяч». Как положено, знал круг церковной службы, любил попеть на клиросе, отхватать во всю глотку «Апостол», позвонить на Пасхе в колокола, отметить викторию торжественным молебном и многодневным церковным звоном; в иные минуты он искренне призывал имя Божие и, несмотря на непристойные пародии церковного чина, или, скорее, не любимой им церковной иерархии, при виде церковного нестроения, по его собственным словам, «на совести несуетный имел страх, да не будет безответен и неблагодарен Вышнему аще пренебрежет исправление духовного чина».

В глазах старозаветных ревнителей благочестия он казался зараженным иноземной «ересью». Можно с уверенностью сказать, что Петр от своей матери и консервативного патриарха Иоакима (ум. в 1690 г.) не раз встречал осуждение за свои привычки и знакомство с еретиками. При патриархе Адриане (1690-1700), слабом и несмелом человеке, Петр встретил не более сочувствия своим новшествам. И хотя Адриан не мешал явно Петру вводить те или иные новшества, молчание его, в сущности, было пассивной формой оппозиции. Незначительный сам по себе, патриарх становился неудобен для Петра, как центр и объединяющее начало всех протестов, как естественный представитель не только церковного, но и общественного консерватизма. Патриарх же, крепкий волею и духом, мог бы явиться могучим противником Петра, если бы стал на сторону консервативного московского мировоззрения, осуждавшего на неподвижность всю общественную жизнь.

Понимая эту опасность, Петр после смерти Адриана в 1700 г. не спешил с избранием нового патриарха. «Местоблюстителем патриаршего престола» был назначен Рязанский митрополит Стефан Яворский, ученый малоросс. Управление же патриаршим хозяйством перешло в руки особо назначенных светских лиц. Едва ли Петр решился упразднить патриаршество уже тотчас после смерти Адриана. Вернее думать, что Петр тогда просто не знал, что делать с избранием патриарха. К великорусскому духовенству Петр относился с некоторым недоверием, потому что много раз убеждался в его неприятии реформ. Даже лучшие представители старой русской иерархии, которые сумели понять всю национальность внешней политики Петра и помогали ему, как могли (Митрофаний Воронежский, Тихон Казанский, Иов Новгородский), — и те восставали против культурных новшеств Петра. Выбрать патриарха из среды великорусов для Петра значило рисковать создать себе грозного противника. Малорусское духовенство держало себя иначе: оно само подверглось влиянию европейской культуры и науки и сочувствовало западным новшествам. Но поставить малоросса патриархом было невозможно потому, что во время патриарха Иоакима малороссийские богословы были скомпрометированы в глазах московского общества, как люди с латинскими заблуждениями. За это на них даже было воздвигнуто гонение. Возведение малоросса на патриарший престол вызвало бы поэтому волну протеста. В таких обстоятельствах Петр и решил оставить церковные дела без патриарха.

Установился временно такой порядок церковного управления: во главе церковной администрации стояли местоблюститель Стефан Яворский и особое учреждение, Монастырский приказ, со светскими лицами во главе. Верховным авторитетом в делах религии признавался собор иерархов. Сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Но его чрезвычайно привлекал опыт протестантской (лютеранской) церкви Германии, основанной на главенстве монарха в духовных делах. И в конце концов, незадолго до окончания войны со Швецией, Петр решился провести Реформацию в Русской Церкви. Целительного воздействия на запутавшиеся церковные дела он и на сей раз ожидал от коллегий, вознамерившись учредить особую духовную коллегию — Синод.

Домашним, ручным Лютером русской Реформации Петр сделал малоросского монаха Феофана Прокоповича. Это был очень способный, живой и энергичный человек, склонный к практической деятельности и вместе с тем весьма образованный, изучивший богословскую науку не только в Киевской академии, но также в католических коллегиях Львова, Кракова и даже Рима. Схоластическое богословие католических школ поселило в нем неприязнь к схоластике и католичеству. Однако и православное богословие, тогда плохо и мало разработанное, не удовлетворяло Феофана. Поэтому от католических доктрин он перешел к изучению протестантского богословия и, увлекшись им, усвоил некоторые протестантские воззрения, хотя был православным монахом.

Петр сделал Феофана епископом Псковским, а впоследствии он стал архиепископом Новгородским. Человек вполне светский по направлению ума и темпераменту, Феофан Прокопович искренне восхищался Петром и — Бог ему судья — восторженно славил все без разбору: личное мужество и самоотверженность царя, труды по устройству флота, новую столицу, коллегии, фискалов, а также фабрики, заводы, монетный двор, аптеки, шелковые и суконные мануфактуры, бумагопрядильни, верфи, указы о ношении иноземной одежды, брадобритие, табакокурение, новые заграничные обычаи, даже маскарады и ассамблеи. Иностранные дипломаты отмечали в Псковском епископе «безмерную преданность благу страны, даже в ущерб интересам Церкви». Феофан Прокопович не уставал напоминать в проповедях: «Многие полагают, что не все люди обязаны повиноваться гocyдapственной власти и некоторые исключаются, а именно священство и монашество. Но это мнение — терн, или, лучше сказать, жало, змеиное жало, папский дух, неведомо как достигающий нас и касающийся нас. Священство есть особое сословие в государстве, а не особое государство».

Eму-то и поручил Петр составить регламент нового управления Церковью. Царь очень торопил псковского архиерея и все спрашивал: «Скоро ли поспеет ваш патриарх?» — «Да уж рясу дошиваю!» — отвечал в тон царю Феофан. «Добро, а у меня шапка для него готова!» — замечал Петр.

25 января 1721 года Петр обнародовал манифест об учреждении Святейшего Правительствующего Синода. В опубликованном чуть позже регламенте Духовной коллегии Петр был вполне откровенен насчет причин, заставивших его предпочесть синодальное управление патриаршему: «От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правителя духовного». Перечислив примеры того, к чему приводило властолюбие духовенства в Византии и других странах, царь устами Феофана Прокоповича заканчивал: «Когда же народ увидит, что соборное правительство установлено монаршим указом и сенатским приговором, то пребудет в кротости и потеряет надежду на помощь духовного чина в бунтах». По существу, Синод мыслился Петром в качестве особой духовной полиции. Синодальными указами на священников были наложены тяжкие обязанности, не свойственные их сану, — они не только должны были славословить и превозносить все реформы, но и помогать правительству в сыске и ловле тех, кто враждебно относился к нововведениям. Наиболее вопиющим было предписание о нарушении тайны исповеди: услышав от исповедуемого о совершении им государственного преступления, его причастности к бунту или злоумышлении на жизнь государя, духовник обязан был донести о таком человеке светскому начальству. Кроме того, священнику вменялось в обязанность выявлять и раскольников.

Впрочем, к старообрядцам Петр относился терпимо. Говорят, купцы из них честны и прилежны, а раз так, пусть веруют, во что хотят. Мучениками за глупость быть — ни они этой чести не достойны, ни государство пользы иметь не будет. Открытые гонения на старообрядцев прекратились. Петр лишь обложил их двойными казенными поборами и указом 1722 года вырядил в ceрые кафтаны с высоким клееным «козырем» красного цвета. Однако, призывая архиереев словесно увещевать коснеющих в расколе, царь иной раз все же посылал на помощь проповедникам для вящего убеждения роту-другую солдат.

Среди староверов все шире распространялась весть, что далеко на востоке, где солнце восходит и «небо прилежит к земле» и где обитают рахманы-брахманы, коим известны все мирские дела, о которых им поведывают ангелы, пребывающие всегда с ними, лежит на море-окияне, на ceмидесяти островах чудесная страна Беловодье, или Опоньское царство; и был там Марко, инок Топозерского монастыря, и нашел 170 церквей «асирского языка» и 40 pycских, построенных бежавшими из Соловецкого монастыря от царской расправы старцами. И вслед за счастливым Марко на поиски Беловодья, в сибирские пустыни, устремлялись тысячи охотников увидеть своими глазами всю древлюю красоту церковную.

Учредив Синод, Петр вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в Русской Церкви авторитетный орган власти, но лишила эту власть политического влияния, каким мог пользоваться патриарх.

Но в исторической перспективе огосударствление Церкви пагубным образом сказалось и на ней самой, и на государстве. Видя в Церкви простую служанку государства, растерявшую свой нравственный авторитет, многие русские люди стали явно и тайно выходить из церковного лона и искать удовлетворение своих духовных запросов вне православного учения. Например, из 16 выпускников иркутской семинарии 1914 г. только двое изъявили желание остаться в духовном звании, а остальные были намерены пойти в вузы. В Красноярске ситуация была ещё хуже: никто из 15 её выпускников не захотел принять священнический сан. Подобная ситуация была и в костромской семинарии. А поскольку Церковь стала теперь частью государственной системы, то критика церковной жизни или полное отрицание Церкви по логике вещей заканчивалась критикой и отрицанием государственного порядка. Вот почему в русском революционном движении было так много семинаристов и поповичей. Самые известные из них — Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, И.В. Джугашвили (Сталин), А.И. Микоян, Н.И. Подвойский (один из руководителей захвата Зимнего дворца), С.В. Петлюра, но полный список намного длиннее.

Для всех ценителей русской истории имя Петра 1 навсегда останется связано с периодом реформирования почти всех сфер жизни российского общества. И одной из самых главных в этой череде стала военная реформа.

Весь период своего царствования Петр Великий воевал. Все его военные кампании были направлены против серьезных противников — Швеции и Турции. А чтобы вести бесконечные изнурительные, да к тому же наступательные войны нужна хорошо укомплектованная боеспособная армия. Собственно, необходимость создания такой армии и была главной причиной военных реформ Петра Первого. Процесс преобразований не был одномоментным, каждый его этап проходил в свое время и был вызван определенными событиями в ходе боевых действий.

Нельзя сказать, что царь начал реформирование армии с нуля. Скорее он продолжил и расширил военные нововведения, задуманные еще его отцом Алексеем Михайловичем.

Итак, давайте рассмотрим военные реформы Петра 1 кратко по пунктам:

Реформирование стрелецкого войска

В 1697 г. стрелецкие полки, являвшиеся основой армии, были расформированы, а впоследствии вовсе упразднены. Они оказались просто не готовы к ведению постоянных боевых действий. К тому же стрелецкие бунты подрывали доверие к ним царя. Вместо стрельцов в 1699 г. были сформированы три новых полка, которые укомплектовывались за счет также распущенных полков иноземного строя и рекрутов.

Введение рекрутской повинности

В 1699 г. в стране была введена новая система комплектования армии – рекрутская повинность. Первоначально рекрутские наборы проводились только по мере необходимости и регулировались специальными указами, в которых оговаривалось необходимое на данный момент количество рекрутов. Служба их была пожизненной. Основой рекрутских наборов были податные сословия крестьян и горожан. Новая система позволила создать в стране многочисленную постоянную армию, которая имела значительное преимущество перед европейскими наемными войсками.

Изменение системы военного обучения

С 1699 г. обучение солдат и офицеров стали проводить по единому строевому уставу. Акцент делался на постоянную военную подготовку. В 1700 г. открыта первая военная школа для офицеров, а в 1715 г. – военно-морская Академия в Санкт-Петербурге.

Изменения в организационной структуре армии

Армия была официально разделена на три рода войск: пехоту, артиллерию и кавалерию. Вся структура новой армии и флота была сведена к единообразию: бригады, полки, дивизии. Управление делами армии было передано в ведение четырех приказов. С 1718 Г. высшим военным органом становится Военная Коллегия.

В 1722 г. была создана Табель о рангах, которая четко структурировала систему воинских званий.

Перевооружение армии

Петр I начал вооружать пехоту кремневыми ружьями со штыком единого калибра и шпагами. При нем были разработаны новые образцы артиллерийских орудий и боеприпасов. Создавались новейшие типы кораблей.

В результате военных реформ Петра 1 в России начался бурный рост экономики. Ведь для того, чтобы обеспечить такую армейскую махину, нужны были новые сталелитейные и оружейные заводы, заводы по производству боеприпасов. Как следствие к 1707 г. была полностью ликвидирована зависимость государства от импорта оружия из Европы.

Главные итоги реформы заключались в создании многочисленной и хорошо обученной армии, что позволило России начать активное военное соперничество с Европой и выйти из него победителем.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые - к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

Реформы Петра I

Реформы Петра I - преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I . Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: -1715 годы и - .

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны . Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор , которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В -1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий - предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел - заменила Посольский приказ , то есть ведала внешней политикой.
  • Военная коллегия (Воинская) - комплектование, вооружение , снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейств-коллегия - военно-морские дела, флот .
  • Вотчинная коллегия - заменила Поместный приказ , то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году .
  • Камер-коллегия - сбор доходов государства.
  • Штатс-контор-коллегия - ведала расходами государства,
  • Ревизион-коллегия - контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия - вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • Берг-коллегия - горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).
  • Мануфактур-коллегия - лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).
  • Юстиц-коллегия - ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты - купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.
  • Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод - управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха . Основан(а) в 1721 году . В состав этой коллегии/Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор - гражданский чиновник , назначаемый царём. Особым указом Пётр I (Петр I) приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.
  • Малороссийская коллегия - осуществляла контроль за действия гетмана , которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом . Коллегия возглавлялась царским офицером .

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция : Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия . Эти учреждения находились в ведении самого императора.

Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Контроль над деятельностью государственных служащих

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов , которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал , назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.).

В 1719-1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал , назначаемый государем, его помощником - обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

Рядовые стрельцы в 1674 году. Литография из книги XIX в.

Реформы армии и флота

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I . Однако боеспособность этой армии была низкой Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне -1721 годов . Готовясь к войне со Швецией , Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских . В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута . Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Рядовой армейского пех. полка в 1720-32 гг. Литография из книги XIX в.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия . В 1716 году был издан Воинский Устав , строго определявший службу, права и обязанности военных. - В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Церковная реформа

Вероисповедная политика

Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы , отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре . «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере . Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки).

Финансовая реформа

Некоторые историки характеризуют политику Петра в торговле как политику протекционизма , заключающуюся в поддержке отечественного производства и установлении повышенных пошлин на импортную продукцию (это соответствовало идее меркантилизма). Так, в 1724 году был введён защитный таможенный тариф - высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до , в том числе около 90 представляли собой крупные мануфактуры .

Реформа самодержавия

До Петра порядок престолонаследия в России никак не регулировался законом, и целиком определялся традицией. Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника.

Сословная политика

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, - юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России . В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Дворянство

Основные вехи:

  1. Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.
  2. Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.
  3. Указ о единонаследии 1714 года : землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины , тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов .
  4. «Табель о рангах » () года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табели о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой. Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян . Дворянство обязано для подготовки к службе учиться. Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.

Крестьянство

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян - лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные - они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца . Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков, разорявших своих крестьян , а холопам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крепостные лишились этой возможности). Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился) . В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Указом 7 апреля 1690 г. было разрешено уступать, за неоплаченные долги «поместных» крепостных, что фактически было формой торговли крепостными . Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев - крестьян, приписанных к мануфактурам . Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных . Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

Городское население

Городское население в эпоху Петра I было очень невелико: около 3 % населения страны . Единственным крупным городом была Москва, которая до царствования Петра являлась столицей. Хотя по уровню развития городов и промышленности Россия сильно уступала Западной Европе, но в течение XVII в. происходил их постепенный рост. Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

Преобразования в сфере культуры

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря .

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета , появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков .

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696-1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

Пётр I в 1709 году. Рисунок середины XIX века.

Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Пётр 1. Начало реформ

Изменять устои и порядки в России Пётр 1 начал, как только вернулся из Европы в 1698 году, где путешествовал в составе Великого посольства.

Буквально на следующий же день Петр 1 начал обрезать бороды у бояр, издавались указы с требованием всем подданным русского царя брить бороды, указы не касались только низшего сословия. Не желающие брить бороды должны были платить налог, что уменьшило ропот сословий, и было прибыльно для казны. Следом за бородами пришла очередь реформировать традиционную русскую одежду, длиннополые и длинно рукавные одежды начали менять на короткие камзолы польского и венгерского образца.

До конца столетия Пётр 1 создал в Москве новую типографию, начали печатать учебники по арифметике, астрономии, литературе и истории. Система образования была полностью реформирована и развита Петром 1, были открыты первые математические школы.

Был подвергнут реформированию и календарь, Новый год, исчислявшийся от сотворения мира и отмечавшийся 1 сентября, стали праздновать 1 января, на Рождество Христово.

Пётр своим указом утвердил первый российский орден, орден Святого Андрея Первозванного. Все встречи с иностранными послами Пётр 1 стал проводить лично, сам подписывал все международные документы.

По личному указу Петра 1, реформировалась система гражданского управления, в Москве был создан центральный управляющий орган - Ратуша, в остальных городах в 1699 году для управления на местах создавались земские избы. Пётр 1 реформировал систему приказов, на сентябрь 1699 года насчитывалось более 40 приказов - министерств. Пётр 1 одни приказы ликвидировал, другие начал объединять под управление одним начальником. Подверглась реформам и Церковь, во главе Монастырского приказа распоряжающегося церковным имуществом был поставлен И.А. Мусин-Пушкин, человек светский. За счёт проведения церковной реформы в 1701-1710 годах в казну поступило больше миллиона рублей, полученных за счёт церковных налогов.

Реформы назревали давно, но до самой Полтавской битвы Пётр 1 решал насущные проблемы по мере их появления, отдавая распоряжения для решения проблем при их непосредственном возникновении. Вместо государственных актов, регламентирующих те или иные стороны жизни государства, Пётр 1 на каждую проблему писал письменное распоряжение, указывая, кому и как её следует решать. Не системное управление привело к проблемам в российском государстве, денег не хватало на самое необходимое, недоимки увеличивались, армия и флот не могли получить в полной мере припасы, необходимые для ведения войны.

До Полтавской битвы, Пётр 1 выпустил всего два акта, первым актом от 30 января 1699 года восстанавливались земские учреждения, вторым актом, датированным 18 декабря 1708 года, государство делилось на губернии. Только после разгрома шведской армии под Полтавой у Петра 1 появилось время, и возможность заняться реформами и обустройством государства. Как показало время, реформы проведённые Петром 1 поставили Россию вровень с европейскими государствами не только в военном плане, но и экономическом.

Проведение реформ было жизненно необходимо для выживания и развития государства, но будет ошибкой думать, что Пётр 1 проводил реформы отдельных отраслей и направлений. Начав создавать армию и флот, Пётр 1 должен был увязать изменения с общественной, экономической и политической сторонами жизни страны.

Пётр 1. Военные реформы

В азовском походе 1695 года, предпринятым Пертом 1, участвовало 30 тысяч человек, лишь 14 тысяч из которых были организованы на европейский манер. Остальные 16 тысяч были ополченцами, привлекавшимися к ратному труду лишь во время ведения боевых действий. Безуспешная осада Нарвы в 1695 году показала полную неспособность ополчения вести наступательные боевые действия, да и с обороной они не очень справлялись, постоянно своевольничая и не всегда подчиняясь начальникам.

Начались реформы и преобразования в армии и на флоте. Выполняя указы Петра 1, 19 ноября 1699 года создаются 30 пехотных полков. Это были первые пехотные регулярные войска на смену стрелецкому ополчению, служба стала бессрочно. Лишь для малороссийских и донских казаков было сделано исключение, они призывались только в случае необходимости. Реформы не миновали и конницы, многие офицеры набранные из иноземцев, оказались не годными к службе, их спешно меняли и обучали новые кадры из своих, из русских.

Для ведения северной войны со шведами войско Петра 1 уже формируется по набору из вольных людей и крепостных холопов, с землевладельцев, в зависимости от числа крестьянских дворов, набирают рекрутов. Наскоро обученное нанятыми в Европе офицерами, войско Петра 1, по сообщениям иноземных дипломатов, представляло из себя жалкое зрелище.

Но постепенно, пройдя через сражения, солдаты приобретали боевой опыт, полки становятся более боеспособными, долгосрочно находясь в боях и походах, армия становится постоянной. Рекруты, ранее набиравшиеся бессистемно, теперь упорядочиваются, набор идёт из всех сословий, включая дворян и духовенство. Обучением новых рекрутов занимались отставники, прошедшие воинскую службу и выбывшие по ранению и болезням. Рекруты проходили обучение на сборных пунктах по 500 – 1000 человек, откуда их отправляли в войска, когда возникала необходимость в пополнении армии. В 1701 году, до проведения военной реформы, российская армия насчитывала до 40 тысяч человек, из них более 20 тысяч ополченцев. В 1725 году, незадолго до конца правления Петра 1, после проведения реформы, состав регулярных войск российской империи насчитывал до 212 тысяч регулярных войск и до 120 тысяч ополченцев и казаков.

Первые военные корабли, Пётр 1 строит в Воронеже для осады и взятия Азова, которые были позже заброшены в связи с изменением политики и переноса боевых действий с юга на север против нового противника. Поражение под Прутом в 1711 году, и потеря Азова, сделали бесполезными построенные в Воронеже корабли, и они были заброшены. Начинается построение новой эскадры на Балтике, в 1702 году в матросы было набрано и проходили обучение до 3 тысяч человек. На верфи в Лодейнопольске в 1703 году на воду было спущено 6 фрегатов, составившие первую русскую эскадру в Балтийском море. В конце царствования Петра 1 балтийская эскадра состояла из 48 линейных кораблей, дополнительно насчитывалось около 800 галер и других судов, численность экипажей составляла 28 тысяч человек.

Для управлением флотом и армией были созданы Военная, Артиллерийская и Адмиралтейская коллегии, которые занимались рекрутами, распределением их по полкам, снабжением армии оружием, амуницией, лошадьми, распределяли жалованье. Для управления войсками был создан генеральный штаб, насчитывающий двух генерал - фельдмаршалов, князя Меншикова и отличившегося в северной войне графа Шереметева, генералов насчитывалось 31 персона.

Добровольный набор в армию был заменён на постоянный рекрутский набор, армия переходит на казённое содержание, количество пехоты начинает преобладать над конницей. Содержание армии и флота обходилось в 2/3 бюджета страны.

Пётр 1. Реформы в социальной политике

Петру 1, занятому проведением реформы государства требовались сподвижники, способные нести на себе не только тяжесть войны, но и способные участвовать в государственных преобразованиях, проводить в жизнь реформы, задуманные Петром 1. Дворянство, изначальной функцией которого была защита государства, не всегда удовлетворяли требованиям времени, и очень многих своих сподвижников Пётр 1 приобрёл из простых сословий, тем самым дав возможность умным и талантливым в полной мере служить отечеству и добиваться положения по собственным заслугам.

В 1714 году Петром 1 был выпущен указ о единонаследии, предписывающий передавать имущество любому из сыновей, по выбору дворянина или помещика, остальным предписывалось искать себе занятие на воинской или гражданской службе, где начинали службу с самых низов. Вводя реформы в наследование имуществом и поместьями, Пётр 1 оберегал хозяйства принадлежащие дворянам и помещикам от дробления и разорения, и одновременно стимулировал остальных наследников вступать на государственную службу в поисках пропитания достижения положения в обществе и на службе.

Следующим этапом, регламентирующим службу государству, был табель о рангах, изданный в 1722, деливший государственную службу на военную, статскую и придворную, предусматривающий 14 рангов. Службу надо было начинать с самого начала, продвигаться по мере своих способностей. На службу могли поступить не только дворяне, но и люди из любого социального сословия. Достигший 8 ранга получал пожизненное дворянство, что обеспечивало приток в правящий класс людей умных и талантливых, способных выполнять государственные функции.

Население России, кроме духовенства и дворян, облагалось налогом, крестьяне платили в год 74 копейки, жители южных окраин платили на 40 копеек больше. Проведение реформы и замена поземельного посошного налога, и следующего за ним подворного, на подушный налог, с каждого жителя российской империи мужского пола, привели к увеличению пахотных земель, размер которых теперь не влиял на сумму налога. Численность населения была установлена переписью населения проведённой 1718 – 1724 года. Городские жители приписывались к месту жительства и так же облагались налогом. В 1724 году Петром 1 был издан указ, запрещающий крепостным отправляться на заработки без письменного разрешения помещика, что положило начало паспортной системе.

Пётр 1. Реформы в промышленности и торговле

Наиболее трудоёмким было проведение реформы в промышленности, находившейся в зачаточном состоянии. Для изменения ситуации требовались деньги, специалисты, людские ресурсы. Пётр 1 приглашал специалистов из-за границы, обучали своих, рабочих при заводах приписали к земле, их нельзя было продать иначе как с землёй и заводом. В 1697 году по распоряжению Петра 1 на Урале началось строительство доменных печей, литейных цехов для изготовления пушек, через год построили первый металлургический завод. Строятся новые суконные, пороховые, металлургические, парусные, кожевенные, канатные и прочие фабрики и заводы, за несколько лет было построено до 40 предприятий. Среди них можно выделить заводы под руководством Демидова и Баташова, обеспечившие потребность России в железе и меди. Отстроенный в Туле оружейный завод снабжал всю армию оружием. Для привлечения к промышленному производству бояр и дворян, и развития в них навыка предпринимательства, Пётр 1 вводит систему льгот, государственных субсидий и ссуд. Уже в 1718 году на русских заводах было выплавлено почти 200 тысяч пудов (1 пуд = 16 килограмм) меди, и чугуна 6.5 миллионов пудов.

Приглашая иностранных специалистов, Пётр 1 создавал им максимально удобные условия для работы, жестоко наказывая любого чиновника, замеченного в их притеснении. Взамен Пётр 1 требовал только одно, учить русских работников ремеслу не утаивая от них профессиональных приёмов и секретов. В разные страны Европы были отправлены русские ученики, обучаться и перенимать различные навыки и профессии, от мастерства выкладывать печи, до умения врачевать людей.

Вводя реформы и добиваясь развития торговли, Пётр 1 поощряет торговых людей, освобождая их от повинностей, казённых и городских служб, разрешая торговать беспошлинно по несколько лет. Одним из препятствий для торговли являлись расстояния и состояние дорог, даже путь из Москвы в Петербург иногда занимал до пяти недель. Пётр 1, проводя реформы в промышленности и торговле, в первую очередь занялся проблемой путей доставки грузов. Решив приспособить к доставке товаров и грузов речные пути, Пётр 1 распоряжается о строительстве каналов, не все его начинания увенчались успехом, при его жизни были построены каналы Ладожский и Вышневолоцкий, соединяющие реку Неву с Волгой.

Петербург становится торговым центром, ежегодно принимающий несколько сотен торговых кораблей. Для иностранных купцов вводятся пошлины, дающие российским купцам иметь преимущество на внутреннем рынке. Развивается и совершенствуется денежная система, начинают чеканиться и поступают в оборот медные монеты.

На следующий год, после смерти Петра 1, в результате проведённой им торговой реформы, вывоз товаров из России в два раза превышает ввоз иностранных товаров.

Реформы и преобразования носили несистемный и хаотичный характер, Петру 1 приходилось в первую очередь внедрять те реформы, которые требовались сиюминутно, находясь в состоянии постоянных войн у него не было времени и возможности развивать страну по какой-либо определённой системе. Многие реформы Петру 1 приходилось внедрять кнутом, но как показало время, все вместе взятые, реформы Петра Первого складывались в определённую систему, обеспечившую государству Российскому соблюдение национальных интересов в настоящем и будущем, сохранение национального суверенитета и предотвратили отставание от европейских стран.

Пётр 1. Государственные административные реформы

Занимаясь упорядочиванием и упрощением громоздкой и запутанной бюрократии, Пётр 1 провёл ряд реформ, которые позволили заменить систему приказов и Боярскую думу, оказавшиеся не эффективными в управлении государством, менявшимся под действием войн и реформ, и которое требовало нового подхода к своим нуждам.

Боярскую думу заменили Сенатом в 1711 году, решения, ранее принимавшиеся боярами стали принимать и утверждать ближайшие сподвижники Петра 1, пользующиеся его доверием. С 1722 года работой Сената стал руководить генерал – прокурор, члены сената, приступая к должности, приносили присягу.

Ранее существовавшая система приказов по управлению государством, была заменена коллегиями, каждая из которых занималась отведённой ей областью. Коллегия иностранных дел ведала исключительно внешними сношениями, Военная коллегия занималась всеми вопросами, связанными с сухопутными войсками. Помимо вышеперечисленных, были созданы коллегии: Адмиралтейская, Вотчинная, Штатс – контор – коллегия, Камер – коллегия, Коммерц – коллегия, Берг – коллегия, Мануфактур – коллегия, Юстиц – коллегия, Ревизион – коллегия. Каждая коллегия занималась отведённой ей областью, флотом, дворянскими землями, расходами государства, сбором доходов, торговлей, металлургической промышленностью, всей остальной промышленностью, судопроизводством и исполнением бюджета соответственно.

Проведённые реформы церкви привели к образованию Духовной коллегии, или Синода, что подчинило церковь государству, патриарх больше не избирался, на его место назначался “блюститель патриаршего престола”. С 1722 года для церковнослужителей утвердили штаты, согласно которых, за 150 дворами закреплялся один священник, оставшиеся за штатом священнослужители облагались налогом на общих основаниях.

Огромная территория российской империи была разбита на восемь губерний: Сибирскую, Казанскую, Азовскую, Смоленскую, Киевскую, Архангелогородскую, Петербургскую, Московскую. Дальнейшее административное дробление шло на провинции, провинции дробились на уезды. В каждой провинции ставился на постой солдатский полк, выполнявший при мятежах и бунтах полицейские функции.