План-конспект урока по истории (8 класс) на тему: Либеральные реформы Александра II. Результаты и значение реформ. Внешняя политика Александра II

Цель:

Расширить и обобщить представления о причинах, сути и значении Великих реформ через работу с историческим источником и презентацией.

Формировать умение работать с документами, выделять главное, анализировать, делать выводы, учить работать в микрогруппе, делать целеполагание своей деятельности, рефлексии, самооценки.

Развивать критическое, аналитическое мышление

Воспитывать коммуникативные умения работы в группе.

Оборудование и материалы к уроку: компьютерный класс, проектор, презентация «Эпоха Великих реформ Александра II., электронный тест, тексты документов, таблица «Рефлексия и самооценка учащихся».

Фундаментальные образовательные объекты: Отмена крепостного права, военная, земская, городская, финансовая реформы, реформа образования.

Главная проблема урока: Действительно ли необходимость сохранения Россией статуса великой державы – необходимость реформ?

Ход урока:

Организационный момент. 2 мин.

Постановка целей и задач. 3 мин.

Итак, сегодня у нас урок-практикум. Тема-«Эпоха Великих реформ Александра II ». Слайд №1

Наш класс работает по микрогруппам, ведущим изучение исторических документов с целью отбора материала для написания учебника.

Цель: Расширить и обобщить знания о причинах, сути и значении Великих реформ Александра II.

Задача: учиться анализировать документы эпохи, соотносить с уже имеющимися знаниями, делать целеполагание, работать в микрогруппе.

Эпиграфом к уроку будут слова Александра II «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели оно начнёт самоуничтожаться снизу».

Позже, накануне Первой Мировой войны, Россия явит миру яркий пример мощного индустриального прорыва. В Европе будут много размышлять о причинах «Русского экономического чуда», начнут называть его «отцов». Связано ли это с Александром II и его реформами.

Главная проблема урока (слайд №2): Действительно ли необходимость сохранения Россией статуса великой державы - необходимость реформ. В процессе работы с документами мы должны ответить на три вопроса (слайд №3):

Каковы причины проведения реформ в разных сферах жизни?

Каковы основные направления реформ.

Каково значения и последствия проведенных реформ.

3. Инструктаж микрогрупп. Каждая группа получила исторические документы для изучения материала в качестве домашнего задания. Откройте на мониторе документ «Алгоритм». Этот алгоритм действий поможет вам в анализе документа. По ходу работы заполните, пожалуйста, таблицу.

Во второй колонке запишите цель вашего исследования. Время выполнения 5 минут. Когда группы будут готовы, каждая представит свой результат исследования сравнит со слайдами презентации

Работа в группах.5 мин.

Взаимообучение 20 минут. (Слайд №3)

Вопрос №1

Группа №1 –документ «Страна после Крымской войны». Из записки министра финансов Рейтерна, представленной государю.16 сентября 1866 г.

«Из записки по уничтожению крепостного состояния в России» А.И. Кошелева нач. 1858 г. (слайд №4,5)

Вопрос №2

Слайд №3 Каковы основные направления реформ?

Группа №2 – (слайд № 6 документ «Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости, Высочайше утверждённое 19 февраля 1861 г. Раздел №1

Раздел 2 «Об устройстве сельских обществ и волостей и общественного их управления»

«Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительств к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий, Высочайше утверждённое 19 февраля 1861 г. Слайд №7

Группа №3. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утвержденное 1 января 1964 г.» Слайд № 8.

Группа №4. «Городовое положение, Высочайше утверждённое 16 июня 1870 г. «Слайд № 9,10

Группа № 5 «Учреждение судебных установлений, Высочайше утвержденное 20 ноября 1864 г.». Слайд №11.

Группа № 6. «Устав о воинской повинности, Высочайше утвержденный 1 января 1874 г.»

Слайд №12

Группа №7 «Положение о начальных народных училищах, Высочайше утвержденное 14 июля 1864 г». Слайд № 13.

«Устав гимназий и прогимназий ведомства народного просвещения, Высочайше утвержденный 19 ноября 1864 г

Группа №8 « Реформы 60-70 гг. ХIХ в. Финансовая реформа1861-1866 г.»

«Железнодорожное строительство 70-х гг. 19 в.»;

«Средний ежегодный ввоз в Россию»; Рост механизации производства в пореформенный период». Слайд № 14

Вопрос №3 Слайд №3 Каково значение и последствия реформ?

Ответ на проблемный вопрос урока. Слайд № 2

Текущий контроль - электронный тест (работа в микрогруппах).

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Курганинска Краснодарского края

Конспект урока по истории России

на тему

« Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века».


подготовила

учитель истории

Боброва Светлана Валерьевна

Тема урока: Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века.

Цель урока :

1.Познакомить учащихся с реформами 60-70-х годов, Выявить их либеральный характер. Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в, изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии;

2 .Продолжить формирование навыка работы с документами, умения анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, давать собственную оценку историческим событиям.

3.Формировать активную жизненную и гражданскую позицию.

Основные понятия : земство; куриальная система выборов; гражданское общество; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

Оборудование урока: документы учебника, рабочая тетрадь, презентация .

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Что такое изменения или преобразования в общественной жизни?

Какие види преобразований вы знаете.(На доске две стрелки) Что этими стрелками учитель попытался передать)

Учащиеся должны вспомнить два вида преобразований: революция – идущая «снизу» от народа и реформа- «сверху»от правительства.

- Кто такой консерватор (тот кто придерживается старых порядков)

- Кто такой либерал? (выступал за внедрение чего-то нового.

Александр 2 начал с реформы отмены крепостного права, и на это не остановился. Какие сферы требовали изменений?

Дети пробуют назвать (военная, образовательная, судопроизводство и т.д.)

1. Реформа местного самоуправления (земская и городская)

Отмена крепостного права привела к необходимости прове­дения буржуазных реформ и в других областях государствен­ной жизни.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления - зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы - исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

земства

земское собрание земская управа

(распорядительный (исполнительный орган,

орган, из представи- работал 3 года, избирался

телей всех сословий земским собранием)

в лице депутатов,

работал 3 года).

В ведении земств находились вопросы местного значения:

строительство и содержание дорог на местах;

открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

оказание агрономической помощи крестьянам;

сбор статистических сведений.

Значение создания земств

1.Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве.

2. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

городское самоуправление

городская дума городская управа

(распорядительный орган, (исполнительный орган)

состоит из выбранных депутатов)

городские думы и управы веда­ли

в основном хозяйственными вопросами:

благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

организация местного здравоохранения, открытие больниц;

забота о народном образовании, открытие школ;

открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

организация противопожарных мер;

занятие благотворительностью.

Значение создания органов городского самоуправления

1.Способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

2.Складывалась предпосылка для формирования в России гражданского общества и правового государства.

2. Судебная реформа.

По настоянию общественности в 1864 г. правительство про­вело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессив­ные юристы. До реформы суд в России был сословный, тай­ный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принци­пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, со­стязательный, независимый суд, предусматривалась выбор­ность некоторых судебных органов.

Были учреждены две системы судов:

мировые - суды, которые рассматривали мелкие уголов­ные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создава­лись в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сена­том;

общие - окружные суды, создававшиеся обычно в преде­лах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколь­ко судебных округов. Окружной суд назначался императо­ром и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные пре­ступления чиновников и политические дела. Если реше­ние принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них - то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали за­конный порядок судопроизводства.

Судебная реформа была наиболее последовательной и про­грессивной из всех реформ этого периода. Большую попу­лярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократ­но судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.

Система судов по новым судебным уставам (1864 год)

СЕНАТ

(Высшая судебная инстанция)

Мировой суд Общий суд

(рассматривал мелкие уголовные и

гражданские дела; создавался в окружной суд судебная палата

городах и уездах;мировой судья (члены данного суда (рассматривала

вершил суд единолично; судьей мог назначались импера- апелляции по

стать «местный житель» с 25 лет; тором; рассматривали поводу решений

для судей устанавливался высокий уголовные и сложные окружного суда и

образовательный и имущественный гражданские дела с дела о должностных

ценз). участием 12 присяжных преступлениях

в возрасте от 25 до 70 лет). чиновников).

Новое судопроизводство означало:

одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, незави­симо от того, к какому сословию они принадлежали;

суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кро­ме рабочих и прислуги), - 12 человек определяли винов­ность или невиновность подсудимого;

меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смер­тной казни могли приговорить только специальные органы

(военный суд или Сенат);

судьи назначались правительством, но уволить их можно

было только по суду - это важнейший принцип судебного

устройства, принцип несменяемости судей.

3.Военная реформа .

Поражение России в Крымской войне показало, что необхо­димо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообра­зованный и прогрессивный деятель. Военная реформа про­водилась до 1874 г.

Милютин исходил из принципиального положения о необ­ходимости сокращения армии в мирное время и ее значи­тельного увеличения во время войны за счет обученных ре­зервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Воен­ная юридическая и Морская академии.

В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все муж­чины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к служ­бе по здоровью. Срок службы в армии был значительно со­кращен: вместо 25 лет в пехоте - 6 лет, во флоте - 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, един­ственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имею­щих высшее образование служба составляла полгода, для вы­пускников гимназий - полтора года, для окончивших город­скую школу - до трех лет, для получивших начальное образование - до четырех лет.

Была изменена система военного управления: в России вво­дилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказа­ния, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии.

Итог: В результате военной реформы Россия получила мас­совую армию современного типа.

4. Реформы в области просвещения.

Н ародное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Система образования после 1864 года:

начальное образование среднее образование высшее образование

(начальные школы

различных типов: гимназии

государственные,

земские, церковно-

приходские, воскрес- классические реальные Университеты

ные; срок обучения- (обучение 8 лет, (обучение 7 лет, (1864г.- новый

3 года). готовили моло- готовили к раз- университетский устав,

дежь для пос- личным отраслям который восстановил их

тупления в уни- промышленности автономию).

верситеты). и торговли; доступ

в университеты для

их выпускников был

Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Каково было значение реформ Александра 2?

Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить со­циальную стабильность в стране.

Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Рефор­мы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосозна­ние населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм го­сударственности.

Домашнее задание.

Александр II и его реформы

Введение

Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования.

Глава 2. Отмена крепостного права.

Глава 3. Буржуазные реформы Александра II.

Заключение. Последствия реформ Александра II.

Список использованной литературы.

Введение.

Реформы, проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе я решил рассказать о реформах этого великого императора и попытался проанализировать их.

Прежде всего, в первой главе я сказал несколько слов о личности Александра Николаевича и о первых годах его царствования.

Вторую главу я посвятил проблеме отмены крепостного права, потому что, на мой взгляд, эта реформа явилась самой значительной не только за время его царствования, но и за все столетие.

В третьей главе я рассказал о прочих буржуазных реформах, таких как земская реформа, судебная, военная, образовательная, хозяйственная.

В заключении я попытался оценить последствия реформ Александра II.

Личность императора Александра Николаевича в первые годы его царствования.

Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.

Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император, была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Программу Александр успешно освоил, но уберечься от военной «муштры» того времени не смог.

В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александровне, принцессе Гессен-Дармштадтской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он являлся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца, и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем «начал Священного Союза», руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на практике это оказалось не так: «повеяло мягкостью и терпимостью, характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее… », говорили, что «государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. » В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал «откровенного изложения всех недостатков». Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: «Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности… „

Отмена крепостного права.

Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы, что мало чем отличалось от рабства. Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году.

Что же заставило помещиков и правительство отказаться от столь удобной формы эксплуатации?

Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По его мнению “лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само по себе уничтожаться снизу. » В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанном на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян.

В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

Для сравнения приведем данные: 1831-1840 гг. - 328 крестьянских волнений; 1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений; 1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.

Как мы видим, крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с каждым днем. Правящие круги опасались того, что разрозненные крестьянские волнения перерастут во «вторую пугачевщину».

Кроме того, поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны.

Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А оно кардинально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 50-х годах ХIХ в. сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, - 8 Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Лондоне.

Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т.д.

В. И. Ленин называл обстановку общественно-политического кризиса в России на рубеже 50-60-х годов «революционной ситуацией» и выделял три ее объективных признака: 1) «кризис верхов», выражавшийся в их невозможности «управлять по старому»; 2) «обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов»; 3) «значительное повышение активности масс», не желавших «жить по-старому».

Но революционные силы были настолько слабы, что с помощью проведения ряда буржуазных реформ, самодержавие не только смогло выйти из кризиса, но и укрепить свои позиции. Вот в какой обстановке проводилась отмена крепостного права.

К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (но по соглашению с ними) немедленно в собственность и бесплатно («в дар») четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного» (крестьяне называли его «сиротским»).

19 февраля «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотел бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.

По «Положениям» было введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.

Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством «выкупной системы». В «Положениях „указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течении 49 лет “Выкупными платежами».

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику.

Это следовало изложить в «уставной грамоте» в течение одного года с момента освобождения.

Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т.е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока, по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп, не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда, к 1881 году их оставалось не более 15%).

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

Буржуазные реформы Александра II.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ - в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

PAGE_BREAK--

Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой- 12 земским корпорациям.

16 июня 1870 года было издано «Городовое положение», по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).

Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство базаров и т.п.).

Одновременно с земской реформой, была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, мере наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участие присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.

Судебные уставы 1864 года вводили институт «присяжных поверенных» адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.

В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.

В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21- 14 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д. А. Милютиным).

Военные расходы, вызванные Восточной войной, а также выкупная операция, затеянная в это время заставило правительство выйти из рамок бюджета. Правительство брало кредиты за границей, прибегало к внутренним займам, выпускало кредитные билеты. Все это привело к тому, что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.

Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, одна из которых - отмена винных откупов.

При Екатерине II частные лица «откупали» право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму. По новому порядку вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу облагалось «акцизом» (налогом в пользу государства). Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую мощь страны считалось постройка сети железных дорог. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения - банки, во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).

Россия начала терять характер патриархального землевладельческого государства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми условиями общественной жизни.

Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I. Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с пре - 16 обладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний. Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества.

Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища.

Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.

Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

Заключение.

Последствия реформ Александра II.

Итак, мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.

С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

Мне хотелось бы закончить словами А. А. Кизеветтера о правлении Александра II: «Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования. „

Список использованной литературы:

1. С. Ф. Платонов “Лекции по русской истории», Москва, издательство «Высшая школа», 1993 год.

2. С. Ф. Платонов «Учебник русской истории», Санкт-Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1993 год.

3. С. Ф. Платонов «Собрание сочинений», т. 1.

4. В. А. Федоров «Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века», Москва, издательство «Манускрипт», 1993 год.

Тема.

Цель урока: выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II, проанализировать их итоги и последствия, выяснить, в чем проявилась их незавершенность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

Тема. Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности.

Цель урока: выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II, проанализировать их итоги и последствия, выяснить, в чем проявилась их незавершенность.

Ход урока

1. Мотивация учащихся.

2. Беседа с классом по изученному материалу.

В феврале этого года в России отмечалось 150-летие со дня отмены крепостного права. В Ульяновской области был открыт памятник Александру II – Освободителю. С именем Александра II связана новая полоса в жизни народов нашего государства.

Необходимость отмены крепостного права и проведения либеральных реформ была очевидна уже в 30 – 40-е гг. 19 века. Однако власть так и не решилась на это.

  • Вспомните, что говорил по поводу крепостного права Николай I. («Крепостное право - зло, однако внезапная его отмена явилась бы в настоящее время еще большим злом»).

Правительство опасалось, что освобождение вызовет массовые крестьянские волнения и недовольства помещиков. Перелом наступил после Крымской войны, когда стало очевидно: крепостное право угрожает интересам обороны страны.

  • Что представляла собой крепостническая экономика России? (Состояние серьезного кризиса. Рост крестьянских повинностей и платежей приводил к разорению крестьянских хозяйств).

В то же время уже складывался капиталистический уклад. В 50-е годы 19 века усилилось имущественное расслоение крестьянства. Начавшийся в 30-е годы промышленный переворот сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Крепостное право затрудняло отток рабочей силы в города. Дальнейшее развитие промышленности было невозможно без отмены крепостного права.

Сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих держав. Кроме того, оно порождало крестьянские волнения. Их выступления были разрозненными и малочисленными, но постоянное недовольство крестьян беспокоило власть и дворянство, напоминая о возможности новой пугачевщины.

  • Изменилось ли что в России со вступлением на престол Александра II? (С постов были удалены наиболее консервативные сподвижники Николая I. Постепенно смягчалась цензура, расширялась гласность.)
  • Что сказал Александр II в марте 1856 года, выступая перед предводителями дворянства?

(«Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо, а от этого было несколько случаев неповиновения крестьян помещикам… Я не скажу вам, что я был совершенно против этого; мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною: следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу»).

Публичное заявление царя о неизбежности отмены крепостного права активизировало обсуждение этой проблемы. До сих пор все проекты освобождения держались в тайне.

  • Перечислите известные вам дворянские проекты освобождения?

1. Помещики плодородных черноземных губерний стремились сохранить в своих руках максимум земли, поэтому предлагали освободить крестьян без земли или с ничтожными наделами.

2. Помещики нечерноземных губерний соглашались предоставить крестьянам большие наделы, но рассчитывали получить максимальный выкуп.

3. Помещики малонаселенных многоземельных степных губерний, боясь нехватки рабочих рук, предлагали предоставить крестьянам большие наделы, но требовали на длительный срок обязать их выполнять повинности.

  • Кому было поручено заняться разработкой и подготовкой проекта крестьянской реформы?

(При Главном комитете были созданы Редакционные комиссии при председательстве Ростовцева, которые должны были проанализировать и обобщить предложения губернских комитетов и выработать окончательный проект освобождения крестьян).

Вслед за крестьянской реформой в 1860-1870-х гг. были проведены еще целая серия либеральных буржуазных реформ, что позволило назвать этот период «Эпоха великих реформ».

Проблема. В чем состояла незавершенность «Великих реформ»?

Задания по группам.

Задание 1 группе.

Изучив содержание п. 49 по крестьянской реформе, Манифеста 19 февраля 1861года и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости,

2.Каковы были условия освобождения крестьян?

3.Чьи интересы – помещиков или крестьян – соблюдались в большей степени?

4. Какие две основные цели преследовало наделение крестьян землей?

Задание 2 группе.

Изучив содержание п. 49 по Земской и Городской реформе и документы выполните следующие задания:

1. Раскройте основное содержание Земской реформы?

2. Сформулируйте главные задачи российских земств.

3. С какой целью была проведена Городская реформа?

4. Что нового внесла она в жизнь российских городов?

Схема. Органы земского самоуправления.

  • Представительство каких сословий, на ваш взгляд было наиболее урезано в данных органах?

На основании чего вы пришли к данному выводу?

Задание 3 группе.

Изучив содержание п. 49 по Судебной реформе и документы

Выполните следующие задания:

1. Раскройте основное содержание Судебной реформы?

2. Что нового появилось в Судебной реформе?

3. Судебную реформу считают самой последовательной из всех реформ 1860-1870-х гг. На чем основано это утверждение?

4. Что из введенного в систему судопроизводства в 1864 году применяется в современной системе судопроизводства?

Схема. Судебные органы.

Задание 4 группе.

Изучив содержание п. 49 по реформе образования

выполните следующие задания:

1. Раскройте основное содержание реформ образования?

2. В чем заключались изменения системы образования?

3.Какие новые типы учебных заведений появились в России?

4. Какие права получали высшие учебные заведения по Университетскому уставу 1863 года.

Задание 5 группе.

Изучив содержание п. 49 по Военной реформе и документы

Выполните следующие задания:

1. В чем состояла необходимость проведения данной реформы?

2. Раскройте основное содержание Военной реформы?

3. Кто явился главным разработчиком данной реформы?

4. Кто освобождался от службы в армии?

(См. уч. пособие с.355)

Выводы.

Решение проблемы.

Закрепление.

Решение теста.

Тест

1. Что явилось главной причиной, побудившей Александра II и его правительство провести реформы 1860-1870-х гг.

а) стремление большинства русских дворян к переменам

б) резкая критика крепостнической России в странах Западной Европы

в) опасность нового дворцового переворота

г) поражение России в Крымской войне

2. На каких условиях реформа 1861 года предоставила крестьянам землю

а) бесплатно

б) за выкуп при содействии правительства

в) полностью за счет государственной казны

г) за счет помещиков

а) сохраняло феодальные пережитки

б) ликвидировало помещичье землевладение

в) освобождало крестьян от телесных наказаний

г) предусматривало разрушение общины

4. С крестьянской реформой 1861 года связано понятие

а) вольноотпущенные крестьяне

б) выкупные платежи

в) крестьянская община, переделы земли

г) хутора, отруба

5. Органами местного самоуправления, созданными в ходе реформ 1860-1870-х гг. были

а) Земские соборы

б) Земства

в) соседская община

г) городское вече

6. В каком году была проведена городская реформа

а) 1861 б)1863 в) 1870 г)1874

7. Кому принадлежала распорядительная власть местного самоуправления по земской реформе

а) городской думе б) городским земским управам

в) городским и уездным собраниям г) городскому вече

8. Какое из перечисленных ниже преобразований относится к судебной реформе 1864 года

а) несменяемость судей

б) гласность, состязательность судебного процесса

в) трибуналы

г) ликвидация военных судов для революционеров

а) Земской б) Судебной в) Городской г) Военной

10. Согласно положению военной реформы срок службы в армии по призыву составлял

а) 3 года б) 5 лет в) 6 лет г) 25 лет

11. Какой тип учебного заведения стал основным на ступени среднего образования

а) лицей б) гимназия в) колледж г) приходская школа

12. Для кого устанавливался сокращенный срок прохождения военной службы

а) лица имеющие образование

б) представителей духовенства

в) единственного кормильца в семье г) неграмотных призывников


Ответы я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? В напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?» Н.А. Некрасов






Подготовка реформы ГодСобытие 1857г.Создание секретного комитета Осень 1857г. Рескрипт на имя виленского губернатора В.И. Назимова, предписывавший создать губернский комитет по обсуждению отмены крепостного права. Март 1859г.Создание Редакционных комиссий. 1860г.Обсуждение проекта в Главном комитете 19 февраля 1861г. Александр II подписал Манифест и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.




Царь-освободитель «Он то является освободителем крестьян, реформатором, то заступает за николаевскую постромку и грозит растоптать едва всходящие ростки… Имя Александра II отныне принадлежит истории… Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!» (А.И. Герцен) Александр II ()














Значение отмены крепостного права 1.Появление свободной наемной рабочей силы. 2.Подъем экономики 3.Поставлен вопрос о необходимости проведения других реформ. 1.Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян


Либеральные реформы Александра II Дата проведения реформы Название реформы Содержание реформы Задание: заполните таблицу на основе материала учебника стр


Внешняя политика Александра II Прорыв дипломатической изоляции России. Сближение России с Пруссией. Восточный вопрос – 1878 гг. – русско-турецкая война Горчаков А.М. – министр иностранных дел




Цели России в войне Освободить славянские народы от турецкого ига. Подъем авторитета России как великой державы. Повод: По инициативе А.М. Горчакова Россия, Германия и Австрия потребовали от Турции уравнять христиан в правах с мусульманами, но Турция, ободренная поддержкой Англии, ответила отказом.


Силы сторон Балканский фронтКавказский фронт русскиетуркирусскиетурки солдат солдат солдат солдат ружье Бердана (1300 шагов) ружье Мартини (1800 шагов) ружье Снайдера (1300 шагов) ружье Генри (1500 шагов) конница конница конница 4000конница 2000 стальные нарезные пушки чугунные гладкостволь ные пушки стальные нарезные пушки чугунные гладкостволь ные пушки



Условия мирного договора Сан-Стефанский договор Сербия, Черногория, Румыния получали независимость. Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи (то есть получала право на свое правительство, армию, связь с Турцией – уплата дани). Россия получала Южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум. Берлинский конгресс Болгария была разделена на две части: Северная объявлялась княжеством зависимым от Турции, Южная – автономной турецкой провинцией - Восточная Румелия. Значительно урезаны территории Сербии и Черногории. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Австрия присоединила Боснию и Герцеговину. Англия получала остров Кипр.