Вербальных способностей. Развитие вербального мышления. Описание вербальных тестов

При устройстве на работу ваше резюме изучают на предмет соответствия вашей квалификации и опыта требованиям работодателя. Часто предлагается пройти психометрическое тестирование. Эта часть особенно важна. Чем спокойней вы будете, тем проще вам пройти тестирование на профпригодность. Психологическое тестирование - понятие широкое. Оно начинается с того момента, как человек переступает порог заведения, осуществляющего прием на работу или отбор кандидатов. Поведение и стиль общения в стрессовой ситуации собеседования уже весьма показательны. Если человек ведет себя агрессивно, отказывается предоставлять сведения или возмущается тем, что его заставляют заполнять анкету, это многое говорит о свойствах личности. Бывает так, что кандидат, при прохождении тестирования, не придает должного значения предлагаемому тесту и заполняет его «от фонаря». Сотрудник, расшифровывающий такой тест, придет к выводу, что перед ним «умственно отсталый человек». Зачем ему тратить свое время, если даже такое простое задание, соискатель не мог выполнить. Тестирование позволяет получить дополнительную информацию о ваших способностях и характере. Важно знать, и понимать, что психологические тесты - это стандартный, научно-обоснованный способ оценки качеств и возможностей человека. Тесты могут оценивать общие умственные способности, образованность, склонности, личные качества, интересы, систему ценностей и мотивацию. Вы же понимаете, что для любой работы требуются определенные знания, умения, опыт, способности и мотивация.

Форма проведения тестов может быть различной. По форме выполнения тест может быть проективным, компьютерным, а также вопросы могут быть распечатаны на специальном бланке. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными или (реже) групповыми.

Существуют примерно 50 различных способностей, которые могут быть оценены, но в большинстве случаев используются следующие виды тестов:

  • Общий вид тестирования, или тесты на знания.

Тесты на знания определяют вашу способность использовать полученные знания и навыки.Эти тесты очень часто состоят из вопросов, не относящихся к вашей профессиональной деятельности.
Пример:
Знаете ли вы название самой высокой горы в мире?
Ответ: Самая высокая наземная гора - Эверест. Ее высота 8848 метров.
Зачем это, спросите вы? Дело в том, что некоторые компании, с уже сложившимся коллективом, радеют за интеллигентность в своих рядах. Если вы «не дотягиваете» до среднего уровня образованности, то вам будет неинтересно в компании, вы будете чувствовать себя не "в своей тарелке" и очень скоро уволитесь.

Как правило, их можно узнать по ряду символов, расположенных рядами или квадратами с чередованием размера, цвета и особенностей (кружочки, линии, точки, звездочки).Данный вид тестирования предназначен для оценки ваших способностей, важных для решения проблем, где изучают вашу способность обрабатывать незнакомую информацию и находить решения. Но особую ценность они представляют для работы, где нужно иметь дело с абстрактными идеями, концепциями и теориями. Такие тесты определяют общий интеллект и способности к логическому мышлению, насколько хорошо вы можете выделять основополагающие принципы.
Тесты на абстрактное мышление используются для всех типов профессий.

  • Тест на вербальные способности.

Тесты такого рода включают в себя задания на правописание, грамматику, завершение предложений и понимание инструкций, но в их основе всегда лежит понимание значения слов, структуры и логики языка.Вы наверняка встречали в описании вакансий требование " Умение ясно и четко излагать свои мысли". Такими тестами оценивается ваша способность использования и понимания вербальной информации.
Как правило, такими тестами отбирают специалистов, в обязанности которых входит написание отчетов, использование в своей работе инструкций, специалистов по работе с клиентами.
Пример:
Некоторые животные ядовиты. Всех ядовитых животных трогать опасно.Какие из приведенных ниже утверждений являются обоснованным умозаключением?
1. Всех неядовитых животных трогать безопасно.
2. Некоторые животные опасны.
3. Некоторых животных трогать неопасно.
При решении этого примера старайтесь не позволять существующему мнению усыпить вашу рассудительность.
Ответы:
Утверждение 1 - нет, так как нам не дана информация о неядовитых животных
Утверждение 2 - да, так как в инструкции утверждалось, что ядовитых животных трогать опасно.
Утверждение 3 - нет, несмотря на то, некоторые животные неопасны, но сделать такой вывода из приведенной информации мы не можем.
Хороший способ ответить правильно на тесты подобного рода - это читать внимательно приведенную информацию и анализировать. В случае затруднений, можно внимательно прочитать все возможные ответы отбросить неправильные.

  • Тесты на математическое мышление.

Они определяют вашу способность оперировать цифрами.В них используются такие арифметические операции как сложение, вычитание, умножение, деление, числовые ряды, простая математика и использование числовых данных. Вы можете встретиться с количественной информацией в виде таблиц, диаграмм или графиков. Ваша задача понять смысл, найти и интерпретировать нужные данные и затем выполнить необходимые вычисления. При анализе диаграмм обратите особое внимание на те данные, что заложены в осях диаграмм. Основной акцент в таких тестах сделан на разработку правильной стратегии решения задачи, а не на способность считать в уме.
Пример: Сосчитайте без калькулятора.24,7*4= ?
а) 84,3 в) 89,8 с)92,3 d)98,8
Правильный ответ d). Проще всего найти правильный ответ, округлив цифры 25*4.
Математические тесты используются при отборе, когда нужно оценить способность к математическому мышлению или умение манипулировать данными. Это касается специалистов в сфере финансов, административных работ, в банковском деле.

  • Тесты на наглядно-образное мышление.

Они оценивают способность понимать и использовать информацию, представленную в виде диаграмм. Такие тесты строятся на аналогиях или на интерпретации закономерностей диаграммы. Чтобы получить ответ, надо выявить визуальную логику представленных данных. Это может быть противоположная направленность объектов, поворот объектов на 180 градусов, или упражнения на визуальную интерпретацию, например, что произойдет с фигуркой после предложенных преобразований.
Тестирование подобного рода проводится при отборе дизайнеров, компьютерных специалистов, технических специалистов, инженеров, соискателей на научную работу.

  • Тесты достижений.

Это тесты на владение профессиональными знаниями, умениями, навыками. Так, если вы претендуете на должность секретаря, вас попросят пройти простенький тест на скорость и качество машинописи, грамотность, а если на бухгалтера - поучаствовать в каком-нибудь тренажере-имитаторе финансовой структуры. Такие тесты включают в себя узкопрофессиональные аспекты, которые должен знать кандидат (например, для логистов это система кодов для растаможивания, для экспедиторов - умение правильно заполнять бланк заказа), и так называемые "открытые вопросы", цель которых - заставить соискателя рассуждать вслух. Последнее дает возможность сделать выводы о том, как человек мыслит.

  • Проверка детализированной информации.

Вам дается информация в таблицах, которые вы должны сверить между собой. Задача тестов такого рода - определить насколько вы внимательны и как быстро и точно вы можете находить нужные данные. Это способность важна в работе, где надо совершать операции с вводом и проверкой данных, в банковском, бухгалтерском деле, розничной торговле.

  • Тесты на проворство рук.

Если вы устраиваетесь на работу, где требуется скорость и точность движения рук, вам могут предложить тест на скорость печати или суметь быстро рассортировать предметы по заданным признакам.

  • Личностные тесты.

Их цель - определить ваши психологические особенности, такие, как тип темперамента, черты характера. Это вопросы, касающиеся вашего повседневного поведения: что вы сделаете, если вам наступят в автобусе на ногу, или испытываете ли вы ночные страхи. Но не все так просто: иногда вопрос настолько запутан, что непонятно, как отвечать, чтобы выглядеть в лучшем свете. Если вы проходите личностно-психологический тест, не пытайтесь отыскать однозначно «правильные» ответы. Это просто ваша характеристика, а что именно в данном случае больше понравится работодателю - зависит в том числе и от самой компании.

  • Тесты на ценности и мотивы.

Предназначены для того, чтобы определить, что движет вами и вашими поступками: например, если у вас ведущая мотивация в работе - "коммуникативная" - значит, вы приходите в офис в предвкушении единственной радости перемывания косточек Васи из соседнего отдела. А если "финансовая" - работодатель подумает, что вы каждый день будете приходить в бухгалтерию с топором и тяжелым взглядом.

Вероятно, в скором времени, нас ожидают тесты, в основе которых лежат учебные бизнес-упражнения. Бизнес-упражнения отличаются от обычных тестов более комплексным подходом. Они более реалистичны и позволяют работодателям увидеть вас "в деле". Эти упражнения могут показаться соискателям наиболее привлекательными. В них не делается заключений на основе ваших знаний в данный момент. Имитация рабочей ситуации позволяет произвести некий самоотбор, что позволяет сэкономить время как соискателям так и работодателям.

Как готовиться?

  • Постарайтесь заранее узнать как можно больше информации о предстоящем задании: какие ваши знания или качества будут тестироваться, в чем смысл задания, сколько времени отводится на выполнение и т. д.
  • Потренируйтесь дома в решении аналогичных задач. Например, тесты Айзенка (IQ) издавались в специальных сборниках с готовыми ответами. Для тренировки памяти и внимания можно использовать несложные упражнения. Если тестирование требует знаний в каком-то предмете, нелишне будет «обновить» в памяти основные термины и правила; перед тестированием по иностранному языку - повторить основные грамматические правила и лексику и сделать несколько упражнений. Иногда знание иностранного языка проверяется непосредственно в ходе интервью (Вас просто попросят что-нибудь рассказать или ответить на вопросы на иностранном языке), в таком случае попрактикуйтесь заранее в восприятии иностранной речи - послушайте кассеты с текстами, попробуйте записатьтекст на слух, как диктант;
  • Иногда тренировочный тест можно найти на сайте работодателя - излишне говорить, что при подготовке ему нужно уделить пристальное внимание.
  • В процессе подготовки постарайтесь выполнять задания быстро, ведь на тестирование, как правило, дается ограниченное время.
  • Перед тестированием обязательно необходимо выспаться, чтобы вас не подвела ваша скорость реакции и внимательность.

Как пройти тестирование?

Важно помнить, что тестирование - это формальное мероприятие, поэтому вы вправе ожидать четкого объяснения, что от вас требуется. Важно проявить себя с самой лучшей стороны. Придерживайтесь следующих правил:

  • Если вы что-то не поняли, пожалуйста, задавайте уточняющие вопросы.
  • Не торопитесь, будьте аккуратны при ответе.
  • Не задерживайтесь слишком долго на вопросе, ответ которого вы не знаете. Поставьте рядом с ним галочку и вернитесь к нему позже. Чем больше вопросов вы охватите, тем выше будут ваши шансы.
  • Внимательно прочитайте инструкции, не старайтесь предполагать, что вы это уже знаете.
  • Обращайте внимание на положение рук и ног при прохождении тестирования. Неудобное положение запястий скажется негативно на скорости. Обратите внимание на положение ног, как бы вам не хотелось закинуть ногу на ногу, сохраняйте положение обеих ног на полу, это придаст уверенности.
  • Перед тестом соберите волю в кулак. Но мобилизация не должна быть чрезмерной, чтобы не случилось кризисной ситуации.
  • Не бойтесь шкалы лжи при тестировании. Все почему-то думают, что в тесте сопоставляются ответы на одинаковые вопросы - в одном месте теста спросят "Вы боитесь спать по ночам?", а через 10 пунктов - "Боитесь ли Вы спать по ночам?". И тут будто бы надо смотреть в оба и на сходные вопросы отвечать одинаково… Ничего подобного! Шкала лжи - шкала социальной желательности - показывает, готовы ли вы лгать, чтобы выглядеть более "хорошим" в глазах окружающих (попросту, приукрасить себя). Оказывается, на многие вопросы честные люди почти всегда отвечают "да": "Я иногда сплетничаю", "Иногда я с удовольствием слушаю неприличные анекдоты", "Я перехожу улицу на красный свет, если поблизости нет машин и милиционера"… И если вы пытаетесь показаться суперправильными и хорошими - то вас уличат во лжи. И могут решить: а вдруг, на другие вопросы теста вы тоже нечестно отвечали.
  • Не сдавайтесь в сложной ситуации и закончите тестирование, даже если вам не удается ответить на часть вопросов. Во-первых, шанс получить работу все равно останется, а во-вторых, вы получите дополнительный опыт прохождения подобных испытаний. В конце концов, в данный момент не решается вся ваша судьба. Отнеситесь к тесту как к работе - выполняйте старательно, по возможности, быстро, но спокойно.
  • Не переусердствуйте! На тестировании или собеседовании не всегда стоит стараться показать себя во всей красе. Ваши высокие профессиональные качества, превосходящие все, в чем работодатель в данный момент нуждается, могут оказаться серьезной помехой.
  • Никогда не останавливайтесь. Пробуйте как можно больше вопросов и за отведенное время сделайте максимально большее количество пунктов.
  • Проверяйте свои ответы. Вероятность заменить свой неправильный ответ на правильный в 3 раза больше
  • Гадайте с умом. Если вы не знаете ответа на вопрос, стоит ли гадать? Если в инструкции сказано, что важно ответить на большее количество вопросов, то сомнительные ответы и трудные на ваш взгляд задания лучше пропустить. И наоборот, если в инструкции сказано, что не следует пропускать вопросы, то лучше написать хоть какой-нибудь ответ. Как гадать? Из данных вариантов исключите заведомо неправильные ответы и ваша вероятность дать правильный ответ повысится. Например, из 3 вариантов - 1 точно неправильный и вы его исключили, ваш шанс дать правильный ответ повысится 1 к 2, если просто гадать "вслепую". В любом случае, "полуосведомленное" гадание лучше, чем случайный выбор ответов.
  • Читайте вопросы два раза. Многие вопросы таят в себе "подвох".
  • Проверяйте свои ответы. Часто бывает, что люди дают правильный ответ, но указывают неправильный вариант.
  • Не бойтесь цифр. В каждом математическом задании проверяется не ваша способность считать в уме (калькуляторы еще не отменили), сколько ваш подход к решению.
  • Обратите внимание на "отвлекающие маневры". Например, если правильный ответ 6,75, то в строке правильных ответов могут быть цифра 675, 67,5, 6750.
  • Ответьте на те вопросы, которые кажутся вам наиболее легкими. Не обязательно придерживаться того порядка, в котором приведены вопросы. Если вы прочитаете сложный вопрос и перейдете к более легкому, ваше подсознание получит время для работы над сложным вопросом.
  • Используйте все отведенное время полностью. Если закончите раньше, проверьте свои ответы.

Правила организации тестирования.

Вы вправе ожидать, при прохождении тестирования, что организация, осуществляющая психометрическое тестирование будет придерживаться следующих принципов:

  • Предупреждение о тестировании. Вы должны быть предупреждены о тестировании, так как это занимает определенное количество времени, которым вы должны располагать.
  • Вы имеете право попросить пробные тесты за несколько дней до тестирования.
  • Вам должны создать подходящие условия, чтобы вы смогли пройти тестирование. Например, это должна быть отдельная комната с приемлемой температурой, хорошим освещением, наличием удобных кресел или стульев, отсутствие шума и других отвлекающих факторов.
  • До начала тестирования, вы должны быть осведомлены о том, какого рода тесты будут использованы и что они оценивают. Вы вправе попросить, чтобы вам объяснили, каким образом тесты связаны с выдвигаемыми требованиями и почему они важны.
  • Вы имеете право на конфиденциальность вашего тестирования.
  • Вы можете узнать мнение профессионалов о результатах своего тестирования.
  • Потенциальный работодатель не вправе брать с вас деньги за прохождение теста.
  • Тестирование может длиться от одного до нескольких часов. Если же в качестве тестового задания вам предлагают несколько дней выполнять различные поручения на благо компании-работодателя - то это уже временная работа. Возможно, это повод для размышления: не собираются ли Вас использовать как бесплатную рабочую силу, не имея при этом намерения Вас нанять? Нельзя исключать наличие на рынке недобросовестных работодателей, но, с другой стороны, как говорится, «волков бояться - в лес не ходить». Помните, что недобросовестных - меньшинство.

Часто кандидаты спрашивают: можно ли отказаться от теста? Конечно, можно. Только учтите, что ваши шансы получить данную работу будут гораздо ниже, чем у тех кандидатов, которые успешно пройдут тестирование.

Бывает, что недовольство соискателей вызывает необходимость заполнять громоздкие анкеты. Вы, конечно, можете и от этого отказаться, но помните, что в каждой компании есть свои устоявшиеся процедуры, и не вам решать, правильны они или нет. Вы можете только решить, что компания вам не подходит, отказаться от данной вакансии и поискать другую.

Помните, что поиск работы - это тоже работа, запаситесь терпением и заполните те анкеты и тесты, которые предлагает потенциальный работодатель. От этого ваши шансы на получение желаемой должности только повысятся.

По материалам специализированных сайтов

Тест при приеме на работу, образец

которого встречается на многих интернет-сайтах, предстоит всем молодым специалистам, собирающимся трудоустраиваться в известные компании. Так происходит не из-за «вредности» топ-менеджеров западных или отечественных компаний, а благодаря давно существующей системе отбора лучших претендентов на должность. Американских, европейских школьников со средней школы приучают к всевозможным тестированиям, поэтому тесты при приеме на работу не вызывают сложностей.

Логично, что все крупные, средние зарубежные компании проводят оценку способностей кандидатов, ведь это минимум, который они должны знать после многих лет обучения. Хоть у нас такие программы лишь вводятся, иностранные компании, их филиалы не собираются отказываться от существующей практики, и проводят отборы по своим методам, адаптированным к нашим реалиям.

Кто использует тестирование

Тестирование при приеме на работу, примеры тестов которого можно увидеть на сайтах крупных корпораций, встречается при трудоустройстве во все компании топ-уровня. Каждая иностранная компания, имеющая филиалы в России, Казахстане, Украине, придерживается поэтапной системы отбора, где первый сложный этап – тестирование. Компании Big 4, сектора FMCG, консалтинговые, финансовые, инвестиционные компании, банки – почти везде будет проверка общих и профессиональных навыков в виде тестов. Среди этих корпорации JP Morgan, Mars, Deutsche Bank, КИТ Финанс, inBev, Citigroup, Raiffeisen, L’Oreal, Тройка Диалог, Procter&Gamble, Ренессанс Капитал, Сбербанк, KPMG, Ernst&Young, Unilever, BAT, Nestle, Danone, inBev, J&J, Philip Morris, JTI.

Отечественные компании финансового, энергетического, банковского сектора используют иностранные технологии оценки персонала, их число растет, средний и малый бизнес тоже переходит к поэтапному отбору кандидатов на открытые вакансии. Таким образом, примеры тестов при приеме на работу, ответы на которые невозможно списать, нужны для подготовки практически всем молодым и способным казахам, россиянам и украинцам, готовым покорять карьерные вершины транснациональных корпораций.

Отбор на работу

Если кратко пройтись по стандартным этапам отбора на должность в иностранные фирмы, а также во многие отечественные компании, то это будут подача заявки, тестирование, интервью, заветное получение или нет «оффера». Компании комбинируют этапы, но тестирование общих способностей проводят все без исключений, и примеры тестов при приеме на работу почти у всех одинаковые. Ведущие разработчики заданий – компании SHL, Kenexa, Talent Q, но их примеры отличаются друг от друга несущественно.

Оценка общих способностей состоит из числовых, логических, вербальных тестов, причем на тестировании используется только два вида тестирования. Все компании применяют числовой тест, а к нему в пару идет вербальный либо логический. Пример теста при приеме на работу компания может выложить на своем сайте, но может и не выкладывать, тогда соискателям надо искать их самостоятельно.

Образцы тестов

Числовые, вербальные, логические задачи существенно отличаются, а успешная сдача одного вида теста, но провальный результат другого не гарантирует прохождения на следующий этап.

Числовые тесты – это математика, можно сказать, алгебра, а пример математического теста при приеме на работу – нахождение процентов, пропорций, сумм или разности. Конечно, совсем простых задач не будет, типа взять четыре яблока и раздать детям, но решать тригонометрические задачи или производные тоже не придется.

Пример задачи – график с четырьмя кривыми продаж четырех компаний по кварталам или годам, в задаче требуется узнать, какая из них продала больше за определенный период. Варианты ответов предоставляются, надо лишь выбрать верный. Подобную задачу можно найти в интернете, но следует помнить, что реальные математические тесты при приеме на работу, примеры которых не лежат в открытом доступе, будут сложнее.

Логические задачи многие грамотные кандидаты наверняка уже встречали – они используются в тестах на определение IQ, их еще называют абстрактно-логическими. Стандартный образец – картинка с рядом нарисованных графических объектов, где последний, реже центральный объект пропущен, ниже даны варианты ответов, тоже в картинках. Простейший пример теста при приеме на работу, образец – нарисованная ломаная линия, треугольник, квадрат, пятиугольник и т.п. Пропущенный вариант – фигура с необходимым количеством углов, однако реальные задачи намного сложнее, там даны несколько объектов, «встроенных» друг в друга, а еще каждый меняется по своим законам.

Примеры их также непохожи на задачи других разделов. Вербальный пример – текст на полстраницы, в котором описана определенная тема, ниже идут утверждения по теме, которые следует отметить как «правдивые», «ложные», «малоинформативные». Сложность в том, что утверждения подобраны так, чтобы отвечать сразу двум критериям, то есть, надо быстро усвоить текст, при этом сделать сложные логические выводы.

Тесты при приеме на работу, примеры которых описаны выше, можно разделить на математические и логические, только в одних логика совмещена с текстами, в других – с графическими изображениями. Тем не менее, навык решения логических задач ничего не даст для решения вербальных примеров, они отличаются кардинально. Для общего развития можно выучить оба типа заданий, тем более в дальнейшем может пригодиться именно альтернативный тип тестирования.

Числовые тесты есть на каждой сдаче, и в них тоже следует практиковаться, учитывая нестандартную подачу данных. В наших школах такие примеры только вводятся, где все дается в графиках или таблицах, поэтому хорошая практическая тренировка будет крайне полезна.


На нашем сайте вы найдете необходимые материалы для успешного прохождения тест-кейсов
и кейс-интервью в ведущих консалтинговых компаниях.

Вербальные тесты при приеме на работу, примеры которых можно отыскать на специализированных сайтах, зачастую представляют наибольшую сложность для соискателей. Трудность не в том, что подобные задачи трудные сами по себе, а в непривычности примеров для наших соотечественников. В западном мире система оценки способностей при помощи тестирования начала развиваться еще в середине 20 века, у нас – лишь несколько лет назад.

И числового только начинают вводить в вузах, но уже для недавних выпускников они внове, что говорить о менеджерах, инженерах, которым «за тридцать». Уровень нашего образования в целом хорош, поэтому после определенной практики примеры вербальных тестов сможет решать каждый россиянин, намеревающийся трудоустроиться в солидную зарубежную или отечественную корпорацию.

Большинство компаний сектора FMCG использует вербальные тесты, и значительная часть дает возможность кандидатам сдавать их онлайн. Компании Big 4, кроме PricewaterhouseCoopers, использующей абстрактно-логические тесты, тоже применяют вербальные задачи. Даже те компании, что сегодня проводят тестирование в офисе, уже через месяц или полгода могут перейти на онлайн тестирование , экономящее время, а значит – деньги.

Популярные вербальные тесты

Вербальные тесты, примеры ответов которых легко найти в интернете, создают две известные компании: SHL и Talent Q. Точнее, есть и другие создатели тестов, но ведущие корпорации, фирмы топ-уровня используют онлайн тесты именно этих американских производителей.

Руководителей компаний привлекает максимальная объективность тестов, верификация результатов, возможность сравнения итогов с данными любых групп по уровню сложности, а также динамическая система выдачи заданий. Система оценивает правильность каждого ответа, затраченное на него время и дает следующее задание проще либо сложнее. Убедиться в том, что претендент не «списал» тоже просто – кандидату дается в офисе краткий верификационный тест с уровнем сложности, который был им показан ранее.

Примеры вербальных или SHL схожи, и отличия смогут рассмотреть лишь специалисты. Соискатель может готовиться на основании любых примеров, любых доступных онлайн тестов.

Описание вербальных тестов

Вербальные задачи можно назвать текстово-логическими, так как в них есть текст, на основании которого надо сделать несколько логических выводов. Любой пример теста вербальные элементы состоит из самого текста и пяти утверждений к нему. Текст – длиной до тысячи символов или 3-5 абзацев, каждое утверждение – законченное предложение. Как правило, тест включает три текста, то есть, всего пятнадцать вопросов по трем текстам, а для ответа выделяется 12-15 минут, примерно минута на вопрос.

Претендентам надо учитывать, что сами тексты даются абсолютно разной направленности: научной, экономической, психологической, однако простых точно не будет, по крайней мере, в транснациональных корпорациях. Так, SHL или Talent Q пример вербального теста – краткий текст о психофизиологической адаптации человека, с описанием основных этапов. Ниже приведены пять утверждений, которые соискатель должен обозначить как «верно», «неверно», «невозможно ответить определенно». Текст довольно сложный для первого восприятия, и надо его понять, а еще проследить логические связи между оригиналом и приведенными утверждениями.

  1. Изучение доступной информации. Хоть большинство топовых компаний использует тест вербальные элементы Talent Q, примеры которого есть в сборнике, или тесты фирмы SHL, могут отличаться некоторые условия сдачи. Многие компании используют онлайн тестирование, но есть и те, кто принимает результаты только оффлайн. Любая информация от бывших или текущих претендентов в интересующие фирмы будет полезна, если она из первых рук.
  2. Поиск задач. Если поисковые системы не дали полезных ответов при поиске примеров для тренировки (что вполне возможно), надо поискать специализированные форумы, где иногда можно найти несколько достоверных заданий.
  3. Заказ сборников задач. Купить тест SHL пример вербального теста – иногда лучшее решение, так как к числовым тестам можно подготовиться по нескольким примерам, но вербальные задачи намного сложнее. Для практики лучше иметь под рукой пять-десять или больше задач, чтобы на тестировании они решались автоматически.
  4. Онлайн. Отличный вариант подготовки – прохождение тренировочных заданий онлайн. Авторы подобных сборников, таких как вербальный тест shl, примеры которого есть на сайтах, дают возможность решить задания, а потом ознакомиться с результатами. Самое главное – соискатель видит, где он допустил ошибки, а верные ответы объясняются.
  5. Интеллектуальная система. Последние разработки Talent Q усложняют следующий вопрос, если на текущий кандидат ответил правильно и быстро. Если человек не желает показывать максимальный результат или не уверен в знаниях, можно отвечать ближе к концу времени, все равно оно не переходит дальше.
  6. Оптимальное распределение времени. Некоторые опытные кандидаты рекомендуют при рассмотрении задания сразу начинать с вопросов. То есть, читать текст надо, держа в голове вопрос. Это довольно спорный момент, и лучше использовать тест вербальные элементы, примеры которого есть онлайн, чтобы попробовать так и так. Возможно, кому-то будет действительно легче начинать именно с вопросов.
  7. Условия для тренировки. Пример вербального теста лучше решать в сложной обстановке, можно включить громкую музыку, попросить родственников ходить рядом и т.п. Пусть даже тестирование будет онлайн, но возможна верификация в офисе, или дома при сдаче теста случится нечто экстраординарное. Лучше подготовиться ко всему.

Главная » Анализы » Динамический тест вербальных способностей онлайн. Вербальные тесты shl

Диагностика вербальных способностей

Острая необходимость в оперативном решении практических задач психоди-агностики связана с широким распро-странением психолого-педагогического консультирования, в частности, в сфе-ре образования и воспитания учащих-ся. Однако иногда это приводит к то-му, что диагностические методы кон-струируются с учетом таких наличных форм деятельности и типов отношений субъекта, которые доступны лишь обы-денному пониманию самого субъекта и диагносту. С точки зрения частных практических задач они являются вполне пригодными и надежными, од-нако в тех случаях, когда необходимо анализировать внутреннюю структуру диагностируемых деятелыстных про-цессов, поступков и отношений, прояв-ляется их ограниченность. Поэтому, чтобы иметь детальную информацию о структуре, а соответственно -- и о ди-намике исследуемого явления, важно, чтобы эти методы могли работать на уровне общих практических задач.

Как правило, те или иные индивиду-альные отклонения деятельности субъ-екта лишь в редких случаях оказыва-ются в соответствии со всеми другими параметрами диагностируемого явле-ния. При наличии детальной структу-рированной информации можно напра-вить корректирующие усилия на дей-ствительно дефектные элементы струк-туры диагностируемого явления, не теряя время и энергию на коррекцию и исправление тех элементов, которые на самом деле находятся в пределах нормы. При этом можно было бы опе-реться на те характеристики деятель-ности индивида, которые позволяют отнести его к группе средних или даже лучших учеников, несмотря на то что его деятельность в целом не отвечает предъявляемым требованиям. Подоб-ная информация представляет собой нетолько формальное указание на уро-вень развития диагностируемого явле-ния, но характеризует также и внут-ренние причины данного состояния. Предлагаемый подход, разумеется, еще не вполне отвечает подлинному содер-жанию понятия «зоны ближайшего развития», но представляет собой оп-ределенный шаг в этом направлении.

Мы позволим себе проиллюстриро-вать вышесказанное на примере кон-кретного исследования, проведенного в отделении педагогической психологии Педагогического института им. Я. А. Коменского ЧСАН, в ходе кото-рого были обнаружены некоторые раз-личия в уровне интеллектуальных спо-собностей учеников основной школы, зависящие, в частности, от микросоци-альных условий. Было установлено также, что эти различия в основном обусловлены особенностями развития вербальной способности учеников; ха-рактерно, что именно на ее основе оценивались интеллектуальные спо-собности учеников учителями, причем сами учителя этого даже не осознава-ли. Все эти данные были получены с помощью теста Амтауэра, который хо-тя и давал информацию о различиях, но никак не показывал, чем они обус-ловлены.

Так как любая способность является результатом интериоризации соответ-ствующей формы деятельности, то ее уровень развития определяется полно-той интериоризации психических про-цессов, обеспечивающих данную дея-тельность ; в частности, в случае вербальной способности ее уровень оп-ределяется развитием тех процессов, которые.в своей совокупности оказы-вают решающее влияние на такие ха-рактеристики речевой деятельности, как ее связность, экспрессивность, ло-гичность и др.

На основе изучения обширной лите-ратуры мы провели анализ понятия «вербальная способность», чтобы ус-тановить, какие процессы являются для нее релевантными. Основная про-блема заключалась в том, что непо-средственная речевая деятельность че-ловека представляет собой комплекс различных когнитивно-коммуникатив-ных процессов, которые, безусловно, выходят за рамки собственно вербаль-ной сферы, поскольку в коммуникации между людьми имеют место и явления невербального характера. Таким обра-зом, вербальная способность, и осо-бенно ее когнитивный аспект, теряется в целом ряде синхронных деятельностных процессов, которые в естествен-ной коммуникации вообще не подда-ются диагностическому определению. Поэтому в диагностических целях нуж-но было в первую очередь выделить из этого комплекса те отдельные ком-поненты, которые наиболее релевант-ны вербальной способности в целом.

Вербальная способность включает в себя ряд частных когнитивно ориенти-рованных процессов, и прежде всего процесс обозначения. Иногда эту знаково-символическую функцию речевой деятельности не совсем точно обозна-чают как «"процесс наименования».

Во многом «процесс наименования» обусловлен особенностями процесса мышления и представляет собой свое-образный переход от невербального содержания к вербальному, причем он непосредственно связан с объемом сло-варного запаса индивида: при декоди-ровании -- с объемом пассивного сло-варя, при кодировании -- активного.

Однако словарь представляет собой множество различных лексических еди-ниц, упорядоченных искусственным способом. В живой речи эти единицы употребляются не как самостоятель-ные, а, наоборот, как элементы гораз-до более сложных семантически, син-таксически, и грамматически организу-емых "структур. Способ построения та-ких структур является пока предметом дискуссий, но существует предположе-ние, что процесс этот имеет вероят-ностный характер .

С диагностической точки зрения данное обстоятельство является весь-ма важным, поскольку позволяет объективно и достаточно точно уста-навливать степень связности речи, ко-торая является, несомненно, одним из важнейших компонентов вербальной способности и в своей естественной форме -- в процессе коммуникации -- не поддается объективному измерению, так как в значительной мере зависит от темы, обстановки, в которой проис-ходит коммуникация, отношений меж-ду участниками коммуникативного процесса. В таком случае возможно использовать метод свободных словес-ных ассоциаций, взаимные связи кото-рых являются прежде всего вероятно-стными и, таким образом, могут впол-не достоверно указывать на богатство и скорость воспроизведения слов в процессе речи.[З,209].

Из-за не решенного до сих пор спо-ра относительно функционального приоритета семантического или синтактико-грамматического уровней ве-роятностной организации предложения (высказывания) приходится использо-вать оба способа: а) свободные пар-ные ассоциации, которые в первую очередь подчеркивают семантические связи между словами; б) ассоциатив-ное дополнение неполных предложе-ний, что предполагает использование уже синтактико-грамматических свя-зей между словами.

В ходе онтогенеза с возрастанием речевого опыта ребенка развивается автоматизм вероятностной организа-ции высказывания, так как редуциру-ются мыслительно-волевые процессы этой организации. Это, однако, не оз-начает редукцию самих мыслительных процессов, которые связаны с содер-жанием высказывания. Последние, на-против, углубляются, и логическая структура высказывания становится в процессе онтогенеза все более слож-ной. Поэтому при исследовании вер-бальной способности, конечно же, нельзя не учитывать процессы вербаль-ного мышления, которые проявляют-ся -- хотя и частично --.в так назы-ваемом процессе наименования.

Думаем, что при постановке и про-ведении исследования имелись в виду не поверхностная вербализация, а по-иски и объяснение тех процессов, ко-

торые конституируют человеческую вербальную способность как целое, имея в виду в первую очередь когни-тивный и только затем коммуникатив-ный (вытекающий из когнитивного) смысл.

Все эти соображения послужили об-щей теоретической основой для разра-ботки восьми диагностических мето-дов, охвативших вышеуказанные про-цессуальные характеристики вербаль-ной способности. К ним принадлежа-ли: 1) субтест по классификации пред-метов (задача состояла здесь в про-стом отнесении названия предмета к одному из классов предметов); 2) наи-менование картинок (задача здесь была гораздо сложнее, так как требо-вала быстрого восприятия наиболее важного события, изображенного на картинке, и последующего его кратко-го вербального кодирования); 3) пись-менный субтест по синонимам (этим методом устанавливался объем пас-сивного словаря); 4) устный субтест по синонимам (при его помощи опре-делялся объем активного словаря); 5) устный субтест по свободным пар-ным словесным ассоциациям (его диаг-ностическая функция была описана выше); 6) устный субтест по дополне-нию последнего, отсутствующего в предложении слова (диагностическое значение этого метода также уже опи-сано); 7) субтест по переструктуриро-ванию предложений (он устанавливал интуитивное понимание синтактико-грамматической и семантической структур предложения); 8) субтест по дополнению отсутствующих в слож-ном предложении союзов (этот субтест на логическое вербальное мышление, так как союзы выражали логические связи между частями сложного пред-ложения).

Названные методы были проверены в предварительном исследовании вместе со стандартными методами и подвергнуты определенной перера-ботке в части инструкций и содержа-ния. Помимо этого, была подготовле-на анкета для получения некоторых данных о семейном положении уче-ника.

В эксперименте участвовали сто третьеклассников из пяти школ, нахо-дящихся в разных местностях (дерев-ня, крупный поселок, большой город).Возраст испытуемых выбран с учетом того, чтобы ученики уже умели читать и писать, но вместе с тем чтобы они на-ходились еще на начальном этапе школьного обучения. Это позволяло учесть влияние семьи -- очень значи-мое в этом возрасте -- и в то же время выявить положительное влияние самого школьного обучения на разви-тие вербальной способности детей.

Психологам важно было узнать, какую роль играют отдельные выделенные компо-ненты в общей вербальной способно-сти. Эту роль можно было охаракте-ризовать прежде всего корреляцией между суммарным результатом по всем субтестам и результатами по каж-дому из них. Значительными в этом отношении оказались временные пара-метры субтестов 4, 5 и 6, далее--об-щий результат, полученный с помощью устного субтсста по синонимам (4), субтеста по вербальному мышлению (8) и субтеста по наименованию кар-тинок (2).

Следующим видом взаимосвязи между отдельными вербальными про-цессами была сеть корреляций между результатами по каждому из отдель-ных субтестов. Здесь также первую по-зицию занял устный субтест по сино-нимам (4), который оказался в значи-мой корреляции со всеми другими субтестами. Во второй позиции оказал-ся субтест по дополнению союзов (8), коррелирующий значимым образом с пятью субтестами. Значительными бы-ли также корреляционные связи меж-ду субтестами по парным ассоциациям (5) и по дополнению неоконченных предложений (6).

Примечательно, что результат, по-лученный с помощью субтеста по сво-бодным парным ассоциациям (5), ока-зался разделенным на два компонен-та: а) синтагматические и б) парадиг-матические ассоциации, при этом оба эти способа ассоциирования в нашей выборке почти исключали друг друга при взаимной корреляции (--0,92). Та-ким образом, переход от синтагмати-ческого ассоциирования к парадигма-тическому у девятилетних ис-пытуемых оказался очень резким, что позволяет считать его одним из самых сензитивных показателей уровня раз-вития вебральной способности детей.

Первую группу репрезентирует фактор вер-бальной беглости, который в общей вербальной способности оказывается более выразительным и типичным для субтестов по ассоциациям. Вторую группу характеризует комплексный вербальный фактор, хотя по своему влиянию менее значимый, но представ-ленный в более широкой группе суб-тестов (4, 8, 3, 6, 7). Субтесты (1 и 2), не связанные прямо с вербальными процессами, на основе факторного ана-лиза были исключены из понятия вер-бальной способности.

Таким образом, была получена доста-точно четкая картина уровней разви-тия отдельных процессов, входящих в состав вербальной способности.

В ходе нашего исследования мы тоже попытаемся уровень вербальной способности у младших школьников, конкретнее у учащихся первого класса с целью дальнейшей коррекции.

ОЦЕНКА ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испы-туемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии -- по 4 cлова.

Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол регистрации ответов.

Бланк методики «Исключение слов»

1) Книга, портфель, чемодан, кошелек

2) Печка, керосинка, свеча, электроплитка

3) Часы, очки, весы, термометр

4) Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед

5) Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор

6) Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы

7) Дерево, этажерка, метла, вилка

8) Дедушка, учитель, папа, мама

9) Иней, пыль, дождь, роса

Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять зада-ние. Инструкция испытуемому: «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и мо-гут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Если ис-пытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание -- вычеркнуть на бланке под-лежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.

Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ -- 2 балла, за неправиль-ный - 0.

1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль.

2) Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки Т.

Таблица 1

Поправка Т на время выполнения задания

Интегральный показатель вербально-логического мышления А, объединяющий показатель продуктивности В и время выпол-нения задания с учетом поправки Т вычисляется по формуле

Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышления, можно подсчитать среднюю арифмети-ческую по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные эксперименталь-ные показатели между собой. Для сопоставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими харак-теристиками мышления (образного), а также для интериндиви-дуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных зна-чений в шкальные оценки по табл. 2..

Таблица №2

Ф. И. учащегося

Общий результат (балл)

Уровень развития вербально-логического мышления

Кушнерев

Александр

Данилина Дарья

Кирпичев

Мирошников Валерий

Еременко Марина

Сулейманов Ренат

Тихонов Денис

Черкашин Сергей

Тенизбаев Никита

Питимко Артем

Оценка результатов работы с этой методикой производилась следующим способом:

Выводы об уровне развития

10 баллов -- очень высокий;

8-9 баллов -- высокий;

4--7 баллов --средний;

2--3 балла -- низкий;

0--1 балл -- очень низкий.

Вывод: Исходя из данных видно, что у двоих учеников вербально - логическое мышление не развито или находится на низком уровне. Педагогам необходимо обратить на это внимание и в дальнейшем проводить развивающие упражнения.

Вербальные способности

Вербальные способности - степень выраженности у индивида словесно-логического (вербального) мышления , способности использовать язык, речь как средство оформления мыслей. Вербальные способности основываются на использовании индивидом системы языка. Она включает в себя элементы и предписанные правила употребления и использования этих элементов. Система языка имеет несколько уровней использования: фонетический , лексический , грамматический (в том числе словообразовательный), синтаксический . Использование этих уровней в словесно-логическом мышлении индивидуально. При диагностике вербальных способностей исследуются возможности индивида исключать лишнее, искать аналогии , определять общее и оценивается его осведомленность.

Подсознание человека способно решать задачи очень высокой размерности и учитывать до 10 тысяч переменных. Объяснить и передать наши подсознательные знания другим людям очень трудно. Вербальная способность языка - это его способности отражать знания человека с подсознательного высокоразмерного уровня на уровень языка, имеющий много меньшую размерность. Вербальная способность человека - это его способность формулировать свои знания для их передачи другим людями средствами того или иного языка. Если язык еще не создан или слишком беден, то передавать свои уникальные знания с помощью такого языка трудно. Для совершенно новых знаний приходится создавать свои новые языки.

Появление высокоразмерного нейросетевого подсознания у биометрических автоматов является предпосылкой для появления у них вербального языка и появления вербальных способностей у искусственного интеллекта (подробнее можно прочитать в работе Иванова А.И. "Подсознание искусственного интеллекта: программирование автоматов нейросетевой биометрии языком их обучения" http://пниэи.рф/activity/science/bio_neuro.pdf .).

Ссылки

  • Трифонов Е. В. Психофизиология человека

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вербальные способности" в других словарях:

    Экспертная оценка способности свидетеля давать правильные показания - Предметом этого вида экспертиз является способность свидетеля или потерпевшего давать правильные показания. Именно об этом спрашивают эксперта: (1) учитывая психические особенности и психическое состояние свидетеля, мог ли он давать правильные… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Почему одни люди сохраняют свою поведенческую компетентность до глубокой старости, тогда как другим свойственно раннее угасание? Этот вопрос долгое время был главным предметом исслед. в психологии развития взрослых и в психологии старения. К др.… … Психологическая энциклопедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Фактор общего интеллекта (англ. general factor, g factor) является широко используемым, но противоречивым конструктом, используемым в психологии (см.… … Википедия

    Система коммуникации, приобретенная людьми в ходе эволюции, обусловливает не только нашу уникальность как биолог. вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физ. и неврологического развития людей в сочетании с… … Психологическая энциклопедия

    - (англ. gender род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Так, считается, что у мужчин более развиты пространственные и математические способности, они более агрессивны и доминантны, для них более значимы… … Энциклопедический словарь

    Луис Леон Тёрстоун Louis Leon Thurstone Дата рождения: 29 мая 1887(1887 05 29) Место рождения: Чикаго Дата смерти: 29 сентября … Википедия

    Психология половых различий - раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология половых различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и… … Термины гендерных исследований

    Двухфакторная теория интеллекта теория интеллекта, созданная Чарльзом Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и… … Википедия

    ВЕКСЛЕРА-БЕЛВЬЮ, ШКАЛА(Ы) - Первый из тестов интеллекта, в котором систематически разделялись вербальные способности и способности к выполнению. Векслер – Белвью I был издан в 1929 г., а пересмотренный Векслер – Белвью II появился в 1946 г. В 1955 г. он активно обновлялся,… …

    ШКОЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ (SAT) - Наиболее широко используемый тест при поступлении в колледж в США. Он состоит из двух тестов способностей, одного на вербальные способности и одного на математические способности, и серии тестов достижения по определенным предметам … Толковый словарь по психологии

Книги

  • Речевая практика. 1 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ , Комарова Софья Вадимовна. Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализует требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области "Язык и речевая…
  • Устная речь. 2 класс. Учебник для коррекционных образовательных учреждений VIII вида , Комарова С.В.. Учебник создан на основе одноименного курса программы для 0-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И. М.…

Вербальное мышление – это не что иное, как словесное мышление. У некоторых оно развито очень хорошо, у некоторых хуже. Часто люди задают себе вопросы при покупке одежды либо обуви в трудной ситуации. Но не всегда получают ответ и находят необходимые слова. Диалог может быть более благополучным, если начать улучшать своего скрытого собеседника.

Вербальное мышление: что это такое

Вербальное мышление – это мышление, главным распространителем которого выступает речь. Близким термином выступает классическая логика. В первом случае особое место уделяется вопросам грамотного и правильного использования речевых навыков.

Вербальные способности – это степень проявления у человека , то есть умения применять язык и речевые навыки, как средство утверждения своих мыслей.

Важно! При диагностике вербальных умений выявляются способности индивида исключать лишнее и находить аналоги, находить общее. Дается оценка его осведомленности.

Все свои мысли человек преобразовывает в слова, которые придают им форму. Слова – это очень мощный инструмент, при помощи которого люди могут самовыражаться, взаимодействовать и общаться. Именно поэтому крайне важно улучшать свое вербальное мышление. Существует несколько способов развития:

  1. Тренировка внутреннего голоса . Это отличный метод совершенствования возможности править своей речью. Необходимо взять одну фразу и попробовать произнести ее в уме с разным темпом, смысловыми ударениями, звонкостью и высотой звука. После вообразить, как она будет звучать в исполнении нескольких индивидов. Далее вообразить, как фраза будет звучать в груди, руке, пятке. Представить будто она проплывает перед лицом.
  2. Регулирование воображаемого монолога . Каждый день человек находится в мысленном монологе. Он не так безобиден, так как предупреждает эффективное мышление. По этой причине появляется чувство утомленности. После избавления от нее ум освежается. Необходимо мысленно посчитать до 10 в ритме дыхания. Как только снова появляется мысль, счет начать заново.
  3. Чтение . Оно бывает, как познавательным, так и развлекательным. Познавательное нуждается в доскональном сосредоточении внимания. Второе же нуждается в максимальном использовании фантазии. Те, кто читают медленно, делают глазами маленькие прыжки. Те, кто читает быстро, захватывают большие фрагменты странички. Беря в руки газету, необходимо охватывать взором больше слов. Это помогает развитию мышления.
  4. Кластеризация . Необходимо определиться с темой, к примеру, конфликт. Это слово необходимо написать на бумаге и обвести его в рамочку. Далее на этой же бумаге писать все чувства и ассоциации, которые связаны с этим словом. После записи каждого нового слова, их также следует обвести рамочкой. После стрелочками указать связь между ними. Благодаря этому можно организовать все свои мысли.
  5. Игра со словами «Аббревиатура» . В такой игре должны принимать участие несколько людей. На карточке необходимо написать по 1 слову, а после случайным образом выбрать себе карточку. За определенный промежуток времени, например,1 минуту каждый должен составить хотя быть одну фразу из букв слова. Например, слово МОРЯК: Марина обнаружила рядом янтарный камень.
  6. Скороговорки . При наличии команды можно сделать соревнование, кому больше таковых известно. Сначала необходимо вспоминать наиболее примитивные и потом переходить к более сложным и запутанным.
  7. Инакомыслие . Необходимо внимательно осмотреть ту комнату, в котором присутствует человек. Каждый предмет, который запоминается, необходимо попробовать именовать иными словами. Необязательно эти слова должны быть существующими. То есть, дверь – открывалка, окно – смотрелка. В эту игру можно играть в команде. В этом случае проводить соревнование, кто больше сочинит слов для существующего предмета.
  8. Встреча с инопланетянином . Суть игры заключается в том, чтобы значение слова либо выражения разъяснить инопланетному существу, который вовсе не осведомлен.

Существует множество различных методик усовершенствования вербального типа мышления и каждый может самостоятельно подбирать максимально комфортный для него способ. Но делать это необходимо регулярно. Только благодаря постоянным тренировкам и занятиям возможно быть словесно грамотным человеком.

Слова – это внешнее оформление мыслей. Поэтому обязательно нужно развивать свой голос. Он должен быть более гибким и адекватно реагирующим.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности:

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре; в основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе;

Во–вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной деятельности творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Вербальные способности (verbal intelliqence ) от латинского «verbalis » - словесный, XV век – вербальный интеллект; степень выраженности у индивида словесно-логического (вербального) мышления; способности использовать язык, речь как средство оформления мысли.

Вербальные способности основываются на использовании индивидом системы языка. Она включает в себя элементы и предписанные правила употребления и использования этих элементов. Система языка имеет несколько уровней использования: фонетический, лексический, грамматический (в том числе,) словообразовательный)) синтаксический. Использование этих уровней в словесно-логическом мышлении индивидуально. При диагностике вербальных способностей исследуются возможности индивида относительно использования элементов языка и правил на различных уровнях.

Когда люди, не посвященные в тонкости психологии и преподавания русского языка произносят слова «родной язык в школе», они обычно представляют ребёнка в муках осваивающего правописание. Им и в голову не приходит, что правописание – это всего-навсего одежда, по которой встречают пишущего, а родной язык гораздо шире, он пронизывает всю нашу жизнь.

Родной язык – это сосуд, форму которого принимает наша мысль; он отражает наше видение мира. Без родного языка мы не сможем объясниться с окружающими нас людьми, не сумеем никого понять, ничего написать; без родного языка нам не удастся освоить ни математику, ни природоведение, ни какую бы то ни было иную область знания.

Психологи давно установили, что вербальные способности человека являются одной из основных составляющих человеческого интеллекта – наряду с числовой, пространственной и некоторыми другими. Иногда говорят не о вербальных вообще, а определяют способность к пониманию от способности к порождению высказываний. И действительно, если понаблюдать за окружающими повнимательнее, то можно заметить: один человек вдумчиво относится ко всему, улавливает все нюансы смысла, а другой, словно скользит по поверхности, упуская не только второстепенные детали, но и кое-что очень важное; один легко говорит, будто соловьем заливается, и пишет так, как если бы его перо само выводило нужные слова, а другой, будь он хоть семи пядей во лбу, двух слов связать не может и пишет тяжело. Да любой из нас знает: стоит переутомиться, как речь становится путаной, понимание – затрудненным, - ведь речевые способности сродни тому, что принято считать творчеством.

Для учителя вербальные способности – инструмент профессиональной деятельности. Он использует все свои способности к говорению, объясняет то, что понял сам (благодаря своей способности к пониманию). И от детей мы требуем в первую очередь понимания, а затем – на его основе – творческого осмысления образов, понятий, идей. На уроках учителя сеют разумное, доброе, вечное. Кто-то пытается противопоставить давлению общественного невежества новые методики преподавания русского языка. Кто-то идет по пути приобщения ребёнка к художественному тексту как неделимому гармоничному целому; кто-то предлагает увидеть это целое с «мостика» - в творчестве ученика. На самом деле все эти методики, при всех их несходствах, разрабатываются ради того, чтобы преодолеть пропасть между все возрастающим количеством информации, которую должен освоить человек за остающимся неизменным периодом детства, и необходимостью перерабатывать поступающую информацию в определенном режиме – иначе человеческий мозг перестает действовать эффективно.

Способность Homo sapiens выбирать из океана поступающих сигналов только те, что необходимы для него в определенной ситуации, поражает.

Мы считаем, что данная тема «Развитие вербальных способностей младших школьников через индивидуально-творческую деятельность» является актуальной. Очень часто наши требования не имеют никакого отношения к детской жизни, к детским интересам. Дети стремятся поразить окружающих своей храбростью, страдают от предательства и обмана, влюбляются, играют, наконец, а мы хотим, не задевать их воображения, заставлять их писать диктанты и решать задачи! Только интерес, только пробуждённое нами воображение заставят ребенка учиться. Эту истину давно знают все учителя. Поэтому мы хотим погрузить ребёнка в мир языка, помочь ему найти путь к осознанию себя как языковой личности.

Как медленно происходит усвоение родного языка! Когда-то с лёгкой руки Корнея Ивановича Чуковского в наш обиход вошло представление о лингвистической гениальности всех без исключения детей. Этот миф, конечно, прекрасен, но он – миф. Ведь дети очень постепенно открывают для себя закономерности употребления звучаний и значений, отдельных форм и цельных выражений. Они учатся улавливать в океане звуков и смыслов знакомые, повторяющиеся сочетания, пытаются использовать их в своей речи, совершают бесконечные ошибки, выслушивают замечания, выдвигают гипотезы, не всегда удачные, снова пытаются вставить знакомые кусочки в свои высказывания. И этот процесс не заканчивается к поступлению в школу. Мы провели диагностику по выявлению оптимальных форм восприятия родного языка индивидом, получили следующие данные:

Из этой диаграммы мы сделали вывод, что тест для учеников является раскрытием себя, что с ним «в сто раз проще и удобнее работать». Если сравнить мнение учащихся на начальном этапе и конечном, то можно сделать вывод, что к четвертому классу увеличивается у учащихся интерес к раскрытию себя через творческие работы (ребусы, шарады, сообщения, книжки-малышки). Знакомясь с окружающей средой, дети осмысливают личный опыт и это происходит через общение людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки.

Работа над темой была рассчитана на пять лет, пять частей.

Каждый год обучения распределяется на пять частей:

I часть – речь является непременным условием существования человеческого общества;

II часть – знакомство со звуком, словом, предложением, узнают об их значении в языке и речи;

III часть – устная речь, как более совершенное средство общения (громкость и окраска голоса, темп, мимика, жесты);

IV часть – совершенствование речевого слуха, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие навыков связной речи;

V часть – восприятие курса начальной школы.

Выполнение речевых упражнений, языковых задач, неизбежно и естественно предполагает активизацию мышления ребёнка, развитие внимания, памяти – развитие природного языкового чутья через дидактические игры, развлечения, уроки.

Психологи утверждают, что развитие речевых способностей достигает максимума приблизительно к сорока годам. Те глубинные сведения о мире, которые мы получаем благодаря родному языку. Поддерживают на высоком уровне наш интеллект даже тогда, когда зрение, слух, физические возможности, память, так верно служившие нам в юности, начинают ослабевать. Так что языковые возможности – самые человеческие из всех возможностей! И было бы воистину кощунственно пренебрегать тем, что нам дает умение говорить и внимать, писать и читать на родном языке.

Учителя, родители и вообще все окружающие ребёнка взрослые должны стремиться научить его осознанно и трепетно относиться к родному слову, ибо только оно может превратить биологическое существо в полноценную, мыслящую, могущую выразить себя личность.

Использование творческих заданий в учебной деятельности младших школьников.

Тематические серии

Типы заданий

Возможности учебных предметов

“Театральная”

Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки

Познание, создание, преобразование, использование в новом качестве.

Художественный труд, литературное чтение.

Природный мир

Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники

Создание, преобразование

Окружающий мир

Вини-Пух решает вслух”

Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж.Родари, Л.Кэррола,

А.Линдгрен, Н.А.Некрасова, русских народных сказок, сочинение сказок, историй

Создание, преобразование, использование в новом качестве

Грамота

Литературное чтение

“Головоломки”

Решение и составление задач на внимание, головоломок-шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов

Создание, преобразование

Математика

Окружающий мир

Литературное чтение

Русский язык

“Признаки”

Изучение признаков объектов (цвета, формы, размеры, материалы назначений расположения в пространстве, природных явлений)

Познание, создание, преобразование,

использование в новом качестве

Математика

Окружающий мир

Литературное чтение

Русский язык

Страна несделанных дел”

Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний

Преобразование, использование в новом качестве

Окружающий мир

Список использованной литературы:

    «Воспитание свободы» - Московский центр Вальдорфской педагогики. Москва, 1993г.

    «Популярная психология для родителей», Санкт-Петербург: Союз, 1998г.

    «Речевые секреты», под редакцией Т.А. Ладыженской.

    «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей», И. Тюрикова.

    Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

    Круглова Л. Что делает человека счастливым?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.

    Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52

    Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.

    Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.-1996 г.-с. 36.

    Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

    Н.Л. Кряжева «Психологи – детям, психологи – о детях», 1996г.

    Немов Р.С. Психология. – М.- 2000 г. – с.679.

    Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -1997г.-с.138.

    Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.

    Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.

    Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.

    Эльконин ДБ Избранные психологические труды –М., 1989г.

Диаграмма по успеваемости учащихся за последние четыре года.

Результаты диагностики по адаптации детей в 1 «б» классе (опросник Ковалёвой), октябрь 2008г. – апрель 2009г.

Вывод: в сравнении с началом учебного года процент учащихся прошедших адаптацию в норме понизился с 61,5% (16 человек) до 57,8% (15 человек); средняя степень дезадаптации снизился с 34,6% (9 человек) до 30,7% (9 человек); процент учащихся нуждающихся в консультации психоневролога не изменился; но 2 человека (7,7%) имеют серьёзную степень дезадаптации.