Термин психотехника был предложен. Психотехника как психологическое оружие. Технология процесса самовнушения

душевная техника"; в широком смысле - прикладная психология (см. Психология труда); испытание способностей (см. Тейлоризм). Основатель психотехники как науки - Г. Мюнстерберг (в 1908). В последнее время термин вышел из употребления, проблемы и методы психотехники вошли с сферу различных отраслей и разделов психологии.

Отличное определение

Неполное определение

ПСИХОТЕХНИКА

ветвь психологии, изучающая проблемы практич. деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. В наст. время за рубежом понятие П. в общем идентично понятию прикладная психология (gewandte Psychologie, applied Psychology) и включает в себя содержание различных отраслей психологии труда (инженерная, пром. психология), воен. психологии, психологии торговли и т.п. П. возникла в нач. 20 в. и получила теоретич. оформление в работах В. Штерна, Мюнстерберга, Гизе и др. психологов- эксперименталистов. Осн. задача П. заключалась в осуществлении проф. отбора, проф. ориентации, изучении утомления и упражнения в процессе труда, приспособления человека к машине и машины к человеку, выяснении эффективности различных средств воздействия на потребителя (реклама), тренировке психич. функций при подготовке рабочей силы и т.д. П. использовала в решении этих задач различные испытания (гл. обр. тесты). В капиталистич. странах П. активно способствовала совершенствованию системы эксплуатации рабочих и их социальному подавлению. В СССР П. получила значит. развитие в 20-е и в 1-ю пол. 30-х гг. Во мн. городах работали психотехнич. лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное об-во П. и прикладной психофизиологии, издавался журн. "Советская П." (с 1928 по 1934), проводились конференции и съезд по П. 7-я Междунар. психотехнич. конференция (1931) проходила в Москве. Нач. этап развития П. в Сов. России связан с движением научной организации труда (НОТ) и сводился гл. обр. к усвоению осн. понятий и достижений бурж. П. Как особая отрасль сов. психологии П. организационно оформляется к 1927–28. Тогда же получает распространение тезис о внеклассовом характере П. В 1930–32 начинается пересмотр методологии сов. П., явившийся следствием марксистско- ленинской перестройки психологич. науки. Сов. психологи и психотехники наметили тогда же перспективный план дальнейшего развития прикладных отраслей психологии и конкретной помощи социалистич. строительству. Характерной чертой П. к сер. 30-х гг. становится перенесение центра тяжести в исследоват. работе с проблемы проф. отбора на задачу рационализации методов политехнич. и проф. обучения, организации трудового процесса, формирования навыков и умений, борьбы с травматизмом и аварийностью и т.п. Культ личности существенно затормозил развитие психологии труда в СССР. Отрицат. отношение к П. еще более усилилось в период повсеместно развернувшейся критики педологии (1936–37). Справедливо усматривая у П. немало общего с педологией, критики по существу перечеркивали все достижения П. и оспаривали правомерность почти всей проблематики психологии труда (в 1936 закрываются почти все лаборатории по П. и психофизиологии труда). Установка на отказ не только от ошибочных тенденций в П. (к-рые во многом были уже к тому времени преодолены или осознаны как неверные), но и от ее принципиальных достижений принесла определ. ущерб психологич. науке и социалистич. строительству. В настоящее время разработка проблем психологии труда возродилась, стимулировав развитие инженерной, космич. психологии и др. спец. отраслей психологич. науки. Лит.: Геллерштейн С. Г., Вопросы психологии труда, в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 2, М., 1960; Платонов К. К., Вопросы психологии труда, М., 1962; Левитов Н. Д., Психология труда, М., 1963; Петровский А. В., К истории психологии труда в СССР, в кн.: Материалы конференции по психологии труда, Я., 1965, его же, История сов. психологии, М., 1967; его же, Problems of personality and labour in Soviet psychology, в кн.: XVIII Intern. Gongress of Psychology. Symp. 38, Moscow–N. Y., 1966. А. Петровский. Москва.

Для понимания термина «психотехника» нужно обратиться к истории. Термин был предложен немецким ученым и психологом Вильямом Штерном в 1903 году, в труде «Дифференциальная психология и ее методологические основы». Согласно его книге, психотехника - это прикладная психология, которая призвана разрабатывать и совершенствовать психологические технологии, направленные на изменение поведения и действий людей.

По мнению Штерна, главной задачей всех психотехник является помощь в выборе профессии, подготовка высококвалифицированных специалистов. С помощью психотехники в то время изучались факторы, которые влияли на утомляемость работников в ходе труда, на возможности человека приспосабливаться к технике. Спустя время, с помощью психотехники стали изучать, как реклама воздействует на человека и его выбор.

В статье пойдет речь о значении термина, о видах психотехник, областях применения, о самых распространенных техниках и многом другом.

Современное значение понятия

В середине 20 века психология как наука стала быстро развиваться под действием множества факторов:

  • Изобретение психоделических средств.
  • Запрос на развитие персонала в бизнес-системах.
  • Приход на запад традиций с востока.

В 60-е годы произошел прорыв в психологии. В это время выяснилось, что уже существует множество методов, которые способны менять состояние сознания человека. Было доказано, что от мизерных доз некоторых веществ изменяется дыхание, концентрация, сознание и мировосприятие человека.

Области применения

Широкое распространение термин получил в гуманистической психологии, которая решает проблемы актуализации мира человека и повышение его уровня и качества жизни за счет внутренних ресурсов. Для решения этих задач было создано огромное количество эффективных психотехник.

В настоящее время они применяются в медицинской психиатрии, которая использует их для лечения психических расстройств и оказания помощи душевнобольным людям.

Социальная психиатрия занимается общественным становлением человека, его взаимодействием с социумом. Например, оказывается помощь в выборе будущей профессии, в избавлении от страхов или комплексов, от наркозависимости или алкоголизма.

Психотехника - это своего рода манипуляция, цель которого - изменение восприятия и поведения. Немецкий психолог Гуго Мюнстерберг сравнивал психотехники с математическими задачами. Согласно его теории, психология может решать множество практических и теоретических задач в самых разнообразных сферах жизни человека.

История развития психотехник в России

Широкое распространение психотехник за рубежом подтолкнуло русских ученых к развитию этой области психологии в России. В 20-е годы XX века в стране стали создаваться психологические кабинеты, службы и лаборатории, деятельность которых была направлена на изучение и разработку психотехник. Их главной целью являлась рационализация труда. Огромную роль в развитии этой области психологии сыграл Но в 30-е годы развитие и изучение психотехник было практически прекращено. Так продолжалось до середины 80-х годов, когда эта отрасль снова возродилась. Психотехники стали популярными не только в трудовой деятельности, но также в политике и экономике.

В российской психологии термин трактуется следующим образом: психотехника - это методы преобразования одного психологического состояния человека в другое.

Происхождение термина

Слово «психотехника» пришло к нам из греческого языка. Переводится оно как "мастерство, умение души". То есть психотехника - это искусство и технология работы с душой человека. Если смотреть на эту область психологии как на науку, то она очень молодая, а если ее рассматривать как методику работы с сознанием и душой, то ей уже много тысячелетий. Первыми эти психотехнологии стали применять жрецы Древнего Египта и йоги Индии.

Они использовали своеобразные ухищрения (благовония, освещение, ритм музыки, танцы), чтобы превратить верующих в беспрекословных исполнителей своей воли. Использовали они и гипноз. Если гипнотизировали внушаемого человека, то после окончания сеанса он воспринимал внушаемые программы как цели всей своей жизни, не щадил ни себя, ни своих близких.

Психотехника как психологическое оружие

Применение методик воздействия на сознание не всегда направлено на благо человека. Военных всегда интересовали способы, которые могли бы влиять на людскую массу. Именно поэтому развитию психологического оружия уделяется огромное внимание, как и развитию ядерного. В Пентагоне, например, существует отдел «Специальная разведка», в котором работают более 70 самых лучших психологов, экстрасенсов и ясновидящих. В ЦРУ было разработано несколько программ, в ходе которых с помощью психотропных веществ и гипноза изменяли сознание и мысли людей. Современные специалисты в сфере психотехник способны разработать «персональную» программу, которая вызовет нужные перемены в психике конкретного человека или спровоцирует развитие болезни.

К сожалению, от психологического оружия нет простой и эффективной защиты. Конечно, существуют методики блокирования этих программ и психотехник влияния, но они доступны только специалистам спецслужб. Следует отметить, что психологическое оружие, которое способно свести с ума массы людей, если они того не хотят, не создано. Точнее, о нем ничего не известно. Отдельные ученые и психоаналитики лишь делают предположения, основываясь на происходящих в мире явлениях, но доказать ничего не могут.

Кто поддается влиянию психотехник

Еще самые первые гипнотизеры (жрецы) отлично видели, что не все люди поддаются влиянию психологических программ и гипнозу. Больше всего подвержены влиянию те, кто этого желает, кто верит гипнотизеру и привык "плыть по течению", кто не имеет твердых убеждений и привык "плыть по течению". Со скептически настроенными людьми сложнее работать, а с сильными, свободными, волевыми, привыкшими думать и действовать самостоятельно работать с применением психотехник невозможно.

Психотехники для масс

Но даже волевой и сильный человек, находясь в толпе, поддается действию психологических программ и установок. Еще древние философы заметили, что толпа подобна стаду, движущемуся в едином направлении. Человек, оказавшись в толпе, становится легкой добычей манипуляторов. Для управления массой используются самые разнообразные психотехники и приемы.

Психотехники, которыми пользуются спецслужбы

Если человек будет иметь представление о секретных методиках, он сможет противостоять им. Рассмотрим самые распространенные и лучшие психотехники, которые с незапамятных времен используются спецслужбами для изменения сознания и воли людей:

  • Гипноз.

Это воздействие на сознание человека или группы людей различными способами, в результате чего он (они) теряет контроль над самосознанием. Человек под гипнозом начинает выполнять команды гипнотизера и меняет свое поведение. Как правило, в лечебных целях гипноз применяется в медицине. С его помощью снижается болевой порог, люди избавляются от наркозависимости и алкоголизма. Но гипноз не всегда приносит пользу. Технику используют цыгане. Они заговаривают "жертву", задают такие вопросы, что та оказывается в замешательстве и входит в легкий транс. Затем они волевым голосом дают установку и получают нужный результат, так как человек в состоянии транса не может противиться чужой воле.

Как защитить себя от подобного гипноза? Ответ простой - улыбкой и здоровым скептицизмом. Эти два "оружия" являются надежной броней от любого воздействия.

Гипноз - это психотехника, направленная на контроль над разумом и волей человека. Именно с этой точки зрения он интересен спецслужбам. Например, ЦРУ с помощью гипноза мечтает создать «идеального агента». Многие террористические организации применяют эту методику для создания террористов-смертников.

  • Зомбирование.

Это разновидность гипноза, когда во время сеанса человеку внушают определенную команду. Например, ему предлагают запомнить определенный музыкальный мотив, во время звучания которого человек должен совершить определенные действия, порой опасные для его собственной жизни или окружающих. Когда начинает звучать тот мотив, человек выполняет внушенную ему команду.

Примеров зомбирования очень много. Эти методики применяют религиозные секты, фирмы и корпорации, политики, рекламодатели, продвигающие определенный товар. Зомбирование стало обыденностью современного мира.

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда в начале разговора есть четкая уверенность в своей правоте, но собеседнику удается парой фраз ее изменить. Только позже, когда спор проигран, приходит понимание, что нужно было сказать, чтобы парировать выпады собеседника. Почему так происходит? Это своеобразные рычаги влияния на человека, которые можно воспитать в себе.

Существуют определенные "струны" в душе человека, дергая за которые, можно заставить его совершить определенные действия. Манипулировать можно такими критериями:

  • Любопытство.
  • Чувство вины.
  • Жадность.
  • Страх.
  • Тщеславие.
  • Патриотизм.
  • Мужественность или женственность.
  • Чувство справедливости.
  • Месть.
  • Жалость.

Их не так много, но умение воздействовать на них помогает подчинить своей воле любого человека.

Самовнушение

Внушение - это психологическое влияние на сознание человека. При этом его психика все установки воспринимает, не оценивая и не анализируя их. Самовнушение - это процесс воздействия на самого себя.

Подобные психотехники применялись при подготовке агентов спецслужб. Они достаточно просты, поэтому их может использовать каждый человек, чтобы что-то поменять в своей жизни.

Психологи утверждают, что примерно 90% людей живут совершенно не так, как им хотелось бы. Постоянные мысли о негативном приводят к тому, что жизнь индивида превращается в то, о чем он думает. Это замкнутый круг. Написано немало книг о влиянии мысли на реальность. Негативные мысли портят отношения, ухудшают здоровье, портят настроение, тратят впустую жизненную энергию.

Нужно стараться изменить свой внутренний диалог, мировоззрение, мировосприятие.

Технология процесса самовнушения

Условно процесс самовнушения можно разделить на 4 этапа:

  • Первый - установка.
  • Второй - вхождение в состояние измененного сознания. Названий такого состояния много, например, «состояние пустоты», «изменение сознания», «рассеянное внимание». Чаще всего это состояние в психотехнике называют «внутренний диалог». То есть это беседа, которую мы ежедневно ведем с самим собой.
  • Третий этап - восприятие собственной установки.
  • Четвертый - возвращение собственного сознания в нормальное состояние с уже заложенной программой действий.

Самовнушение поистине творит чудеса. Есть случаи, когда люди, внушая себе определенные установки, излечивались от тяжелых заболеваний, поднимались с постели после серьезных травм. Мы не подозреваем, какие колоссальные возможности заложены в нашей психике. С помощью специальных психотехник можно добиться изменения сознания и получить доступ к уникальным возможностям, которые заложены в каждом из нас.

Получившая широкое распространение в 1910-1930-х гг. и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором. В настоящее время содержание психотехники, её проблемы и методы вошли в сферу прикладной психологии : психологии труда , организационной психологии , инженерной психологии.

История

Термин «психотехника» предложил в 1903 году немецкий психолог В. Штерн , а в 1908 году немецкий психолог Г. Мюнстерберг сделал попытку оформить психотехнику как науку, определив её содержание и методы. В задачи психотехники включалось решение таких вопросов, как профессиональный отбор и профессиональная консультация , профессиональное обучение, рационализация труда , борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психическая гигиена, психология воздействия (в частности, средствами плаката , рекламы , кино и т. п.), психотерапия , психология искусства . Интенсивное развитие психотехники приходится на время Первой мировой войны 1914-1918 гг., когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов . Теоретической основой психотехники стала дифференциальная психология .

Расцвет психотехники пришелся на конец 1920-х гг. Издавались специальные журналы: в СССР - «Психофизиология труда и психотехника» (1928-1932, с 1932 - «Советская психотехника»), в Германии - «Psychotechnische Zeitschrift» (с 1925 г.) и др. В 1927 году в СССР было создано Всероссийское (впоследствии - Всесоюзное) психотехническое общество . Среди крупнейших исследовательских центров: и др.

После постановления постановление ЦК ВКП(б) « » психотехника (как и вся практическая психология) попадает под разгром. Организатор и председатель Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии И. Шпильрейн расстрелян. Попадает психотехника под запрет и в нацистской Германии.

Из-за ликвидации психотехники в странах, где она была наиболее развита - СССР и Германии - само понятие «психотехника» теряет прежнее значение . В дальнейшем термин «психотехника» получает все меньшее распространение в литературе. В настоящее время содержание психотехники, её проблемы и методы входят в сферу прикладной психологии.

Другие значения

См. также

Напишите отзыв о статье "Психотехника"

Примечания

Литература

  • Мюнстерберг Г. Основы психотехники, пер. с нем., 2 изд., ч. 1-2, М., 1924-1925;
  • Баумгартен Ф. Психотехника, 2 изд., М., 1926;
  • Геллерштейн С. Г. , Психотехника, М., 1926;
  • Левитов Н. Д. , Психотехника и профессиональная пригодность, М., 1928;
  • Руководство по психотехническому профессиональному подбору, под ред. И. Н. Шпильрейна, М. - Л., 1929;

Giese F., Theorie der Psychotechnik, Braunschweig, 1925;

  • Психотехника // Большая советская энциклопедия;

Ссылки

Отрывок, характеризующий Психотехника

Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.
Вступив снова в эти определенные условия полковой жизни, Ростов испытал радость и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых. Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.

История

Термин «психотехника» предложил в 1903 году немецкий психолог В. Штерн , а в 1908 году немецкий психолог Г. Мюнстерберг сделал попытку оформить психотехнику как науку, определив её содержание и методы. В задачи психотехники включалось решение таких вопросов, как профессиональный отбор и профессиональная консультация , профессиональное обучение, рационализация труда , борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психическая гигиена, психология воздействия (в частности, средствами плаката , рекламы , кино и т. п.), психотерапия , психология искусства . Интенсивное развитие психотехники приходится на время Первой мировой войны 1914-1918 гг., когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов . Теоретической основой психотехники стала дифференциальная психология .

Расцвет психотехники пришелся на конец 1920-х гг. Издавались специальные журналы: в СССР - «Психофизиология труда и психотехника» (1928-1932, с 1932 - «Советская психотехника»), в Германии - «Psychotechnische Zeitschrift» (с 1925 г.) и др. В 1927 году в СССР было создано Всероссийское (впоследствии - Всесоюзное) психотехническое общество . Среди крупнейших исследовательских центров: и др.

После постановления постановление ЦК ВКП(б) « » психотехника (как и вся практическая психология) попадает под разгром. Организатор и председатель Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии И. Шпильрейн расстрелян. Попадает психотехника под запрет и в нацистской Германии.

Из-за ликвидации психотехники в странах, где она была наиболее развита - СССР и Германии - само понятие «психотехника» теряет прежнее значение . В дальнейшем термин «психотехника» получает все меньшее распространение в литературе. В настоящее время содержание психотехники, её проблемы и методы входят в сферу прикладной психологии.

Другие значения

См. также

Примечания

Литература

  • Мюнстерберг Г. Основы психотехники, пер. с нем., 2 изд., ч. 1-2, М., 1924-1925;
  • Баумгартен Ф. Психотехника, 2 изд., М., 1926;
  • Геллерштейн С. Г. , Психотехника, М., 1926;
  • Левитов Н. Д. , Психотехника и профессиональная пригодность, М., 1928;
  • Руководство по психотехническому профессиональному подбору, под ред. И. Н. Шпильрейна, М. - Л., 1929;

Giese F., Theorie der Psychotechnik, Braunschweig, 1925;

  • Психотехника // Большая советская энциклопедия;

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • КМОП-матрица
  • Славянск

Смотреть что такое "Психотехника" в других словарях:

    психотехника - психотехника … Орфографический словарь-справочник

    ПСИХОТЕХНИКА - ПСИХОТЕХНИКА, отрасль психологии, изучающая роль «психологического фактора» в различных областях человеческой деятельности с целью ее рационализации. Термин «психотехника» впервые применен был В. Штерном (W. Stern) в 1903… … Большая медицинская энциклопедия

    психотехника - (от греч. techne искусство, мастерство) 1) ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно прикладном аспекте. В качестве синонима «индустриальной психологии» или «психологии техники» термин П. впервые был… … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОТЕХНИКА - первоначальное обозначение отрасли психологии, занимающейся вопросами трудовой деятельности человека. термин введен В. Штерном (1903), первая попытка оформления как науки сделана Г. Мюнстербергом (1908). Получила интенсивное развитие в 1 й трети… … Большой Энциклопедический словарь

    Психотехника - ранний этап развития психологии труда и инженерной психологии, главной проблемой которого была научная организация труда. Основные положения психотехники были впервые сформулированы в работах В. Штерна (1903) и Г. Мюнстерберга (1910). В России… … Психологический словарь

    ПСИХОТЕХНИКА - ПСИХОТЕХНИКА, психотехники, мн. нет, жен. (от греч. psyche душа и слова техника) (научн.). Отдел прикладной психологии, занимающийся методами определения пригодности человека к некоторым профессиям. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    ПСИХОТЕХНИКА - «душевная техника»; в широком смысле – прикладная психология (см. Психология труда); испытание способностей (см. Тейлоризм). Основатель психотехники как науки – Г. Мюнстерберг (в 1908). В последнее время термин вышел из употребления, проблемы и… … Философская энциклопедия

    психотехника - психотехники, мн. нет, ж. [от греч. psyche – душа и слова техника] (науч.). Отдел прикладной психологии, занимающийся методами определения пригодности человека к некоторым профессиям. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    психотехника - сущ., кол во синонимов: 1 техника (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Психотехника - отрасль психологии, предметом которой явилось приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; по своему содержанию и методам в значительной части совпадает с психологией труда … Большая советская энциклопедия

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + techne - искусство.

Специфика. Главной проблемой была научная организация труда. Основные положения психотехники были впервые сформулированы в работах В.Штерна (1903) и Х.Мюнстерберга (1910). В России была связана прежде всего с именем И.Н.Шпильрейна и наиболее широкое распространение получила в 20-30 гг. После постановления "О педологических извращениях в системе наркомпросов", в котором была осуждена практика использования тестов, все психотехнические учреждения СССР были ликвидированы.

ПСИХОТЕХНИКА

от греч. psyche - душа и techne - искусство, мастерство) - широко распространенное в 20 - 30-х гг. XX в. название области научного знания, изучавшей проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте, главным образом - в плане изучения проблем научной организации труда. Основными задачами П. являлись: профессиональный отбор и профессиональная консультация; рационализация трудовых приемов, техники и условий труда; пути снижения аварийности и травматизма; совершенствование методов производственного обучения. В СССР П. начала бурно развиваться с основанием лаборатории промышленной П. Центрального института труда (ЦИТ), был создан также ряд отраслевых лабораторий. Исследования в области П. широко велись в промышленности (металлургической, машиностроительной, химической, обувной), на предприятиях транспорта, торговли, связи. Характерной чертой психотехнических исследований была ярко выраженная практическая направленность. Несмотря на ряд очевидных успехов, в конце 30-х гг. работы в области П. были подвергнуты руководством страны жесточайшей критике, психотехнические учреждения в СССР были ликвидированы, а исследования прекращены. Возобновились они лишь в начале 50-х гг. в рамках инженерной, промышленной, военной психологии, психологии торговли и др.

психотехника

(от греч. psycho... и techne – искусство, мастерство) – отрасль психологии, предметом которой является приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; по своему содержанию и методам в значительной степени совпадает с психологией труда. Термин был предложен в 1903 г. немецким психологом В.Штерном, а в 1908 г. его соотечественник Г.Мюнстерберг сделал попытку оформить п. как науку, определив ее содержание и методы. Широкое распространение в 20-30-е гг. п. получила в СССР (в этот период издавались журналы "Психология труда и психотехника" (с 1928 г.), а с 1932 г. – "Советская психотехника"). Для п. 20-30-х гг. были характерны и неизбежные ошибки роста, чрезмерное увлечение тестами, что породило у некоторых практиков, педагогов, психологов критическое отношение к ней. В настоящее время содержание п., ее проблемы и методы вошли в сферу психологии труда, индустриальной, инженерной, прикладной психологии.