Предложение как единица синтаксиса классификация предложений. Предложение как основная единица синтаксиса. Моносемия и полисемия

Предложение классифицируется по следующим признакам:

1) Функция (цель высказывания).

2) Эмоциональная окраска.

3) Модальность.

4) Структура.

По цели высказывания выделяется три типа предложения: 1) Повествовательные (сообщение), 2)Вопросительные, 3) Побудительные.

По эмоциональной окраске выделяются предложения: Восклицательные и невосклицательные.

По модальности , то есть по характеру выражаемого предложения, отношения к действительности, выделяются предложения утвердительные, отрицательные. «На свете счастья нет, но есть покой и воля».

По структуре выделяются группы предложений :

1) По количеству предикативных частей выделяются предложения простые и сложные. В простых предложениях одна предикативна единица, в сложных две и более.

2) Односоставные и двусоставные. Характер предикативной основы. Двусоставное имеет в составе два главных члена (подлежащее и сказуемое), односоставное предложение имеет только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое).

3) По наличию или отсутствию второстепенных членов выделяют предложения распространенные и нераспространенные. В распространенных предложениях помимо главных есть второстепенные члены. «Одними надеждами цели не достигнешь». Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: «Ночь и тишина».

4) По полноте состава выделяют предложения полные и неполные. В полных предложениях все синтаксические позиции заняты членами предложения. В неполных члены предложения могут пропускаться. «Юность – время золотое: есть, и пьет, и спит в покое».

5) По отсутствию или наличию осложняющих элементов (однородных, обособленных членов, обращений и т.д.) выделяются осложненные предложения и неосложненные. «Не жди добра, сделав зло».

Выделяется три аспекта изучения предложения: 1) структурный аспект. 2) Семантический аспект. 3) Коммуникативный аспект.

1) Структурный аспект. В отечественной лингвистике с середины 20 века стали обращать особое внимание на формальную устроенность предложения. В лингвистике вводятся понятия структурной схемы предложения (Автор Н.Ю.Шведова), под которой понимается основа предложения, ее главные члены. N + Vf . Гости приехали, дочь сдает экзамены, мальчик читает книгу, конь есть лом. M + A(прилагательное). Погода чудесная, песня веселая. M + M – сестра врач, друг учитель. Inf – молчать, прекратить! Всего около 56 моделей предложений.

2) Семантический аспект. Представлен работами Н.Д. Артюновой, В.Г.Гага. С точки зрения семантики в структуре предложения исследуется информация об объективной действительности, которая представляет определнную ситуацию: «Сын занимается музыкой, дочь работает над проектом». Объективный смысл данного высказывания заключается в том, что в предложении выделяется субъект действия, предикат (действие субъекта), обозначающий действие, и объект действия, который может быть прямым (передал записку другу), или инструментальным (что написано письмом, не вырубишь и топором).

3) Коммуникативный аспект. Представлен работами И.П.Раскопова, И.И.Хвастуновой, и именуется аспект как актуальное членение предложения. Актуальное членение предложения – это выделение в предложении нового, ремы, неизвестного и известной информации, темы. Членение на тему и рему.

Актуа ́ льное члене ́ ние предложе ́ ния - используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:

    исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой , исходной точкой или основой;

    новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;

    элементы перехода .

Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».

Предикативность как основное грамматическое значение предложения

Соотношение разных сторон устройства предложения

В) коммуникативная организация предложения.

Предложение как основная единица синтаксиса. Аспекты изучения предложения

План

Предложение как основная синтаксическая единица. Аспекты изучения предложения

Лекции 6-8

Схема анализа словосочетания

Выделите из текста словосочетания и отдельно сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

I. Начальная форма словосочетания (по начальной форме стержневого слова).

II. Синтаксические отношения между словами (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, восполняющие, комплексные).

III. Структурный тип и структурная схема (способ выражения стержневого и зависимого слова).

IV. Тип по спаянности компонентов (свободное/несвободное: синтаксически несвободное, фразеологически связанное).

V. Вид и разновидности подчинительной связи:

1) вид связи: согласование, управление, примыкание;

2) способ выражения зависимого слова;

3) способ выражения стержневого слова;

4) степень связи: сильная, слабая;

5) средства связи: предлоги, союзы, форма зависимого слова, интонация;

6) порядок компонентов: прямой, обратный.


2. Формальная, коммуникативная и смысловая организация предложения:

А) формальная организация предложения;

Б) смысловая организация предложения;

5. Грамматические средства выражения предикативности:

Предложение - это основная единица синтаксиса. Это главное средство выражения и сообщения мысли. Основная функция предложения в языке - это коммуникативная функция.

Предложение соотносительно с логическим суждением, но не тождественно ему. Каждое суждение выражается в форме предложения, но не каждое предложение является суждением.

Понятие предложения в академических грамматиках и в вузовских учебниках

1. Академик Алексей Александрович Шахматов: «Предложение - это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мышления».

2. Академик Виктор Владимирович Виноградов: «Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

3. «Грамматика-70»: «Простое предложение - это самостоятельная синтаксическая единица сообщения, грамматическим значением которой является предикативность, а формой - минимальная структурная схема, с принадлежащей ей системой собственно грамматических средств для выражения синтаксических времен и наклонения.


4. Предложение - минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. (Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М. А. Теленкова «Современный русский язык»)

Учение о предложении занимает такое положение в синтаксической теории уже давно, со времени появления-первых теоретических синтаксических трудов (в России с конца XVIII - начала XIX вв.). Но понимание предложения за это время существенно изменилось.

История русского синтаксиса знает несколько теорий предложения.

1) Определение предложения через логику.

Представителем этого направления был Фёдор Иванович Буслаев. Он определял предложение как суждение, выраженное словами. Он считал, что все логические связи и категории находят свое отражение в языке.

2) Определение предложения в психологическом плане .

Представитель второго направления Александр Афанасьевич Потебня отвергал представление о предложении как об эквиваленте логического суждения и утверждал, что предложение есть выражение в словах психологического суждения. Основным признаком предложения А.А.Потебня считал наличие в нем глагола в личной форме.

3) Формально-грамматический аспект изучения предложе ния.

Основоположник его Филипп Фёдорович Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания.

Синтаксис.

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

Словосочетание – единица синтаксиса

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц.

Словосочетаниями не является:

o грамматическая основа;

o однородные члены предложения;

o служебная часть речи + существительное;

o фразеологизм.

Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка; 2) красная смородина, железная дорога.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

Типы связи слов в словосочетании. В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое. Существует три типа связи:

Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

Управление - вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.



Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.

Классификация словосочетаний по главному слову

1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.

2 . Именные

§ Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.

§ Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный.

§ Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

§ Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

4. Наречные

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов. Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

§ синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

§ синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Члены предложения - грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.

Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).

Сходно, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и объекты с зависимыми словами).

Например: Красивая незнакомка в самолете подарила ему загадочную улыбку. Красивая - определение, незнакомка - подлежащее, в самолете - обстоятельство, подарила - сказуемое, улыбку - объект, ему - косвенный объект.

Типы предложений

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:

Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе - распространённым.

Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным.

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе - односоставным.

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

· Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Собирайтесь!

· Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

· Обобщённо-личное предложение -простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

· Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

· Инфинитивное предложение - простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

· Номинативное предложение - простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.

Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе - неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? - Очень я тебя любила. - И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?

Что такое сложное предложение?

Сложным называется предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.

По способу соединения частей различаются союзные и бессоюзные сложные предложения. Первые подразделяются на два типа сложных предложений: 1) сложносочиненные предложения и 2) сложноподчиненные предложения.

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные (ср. функции сочинительных союзов и их классификацию). Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.

Проблема предложения и его дефиниции в грамматике

Предложение, наряду со словом, является одной из двух основных единиц языка. Изучением предложения и его категорий занимается синтаксис, в котором изучаются закономерности сочетания слов и построения предложений, закономерности включения предложений в единицу более высокого уровня. Предложение как основная единица синтаксиса является единицей коммуникативной, т.е. направленной на общение в условиях определенной конкретной ситуации. Поэтому с предложением связаны все проблемы, отражающие закономерности построения речи. Существуют разные подходы к изучению предложения: 1 – структурный, 2 – логический, 3 – семантический. Они определяются тем, какой из трех факторов, отраженных в предложении, взят за основу: языковая форма, форма мысли или объективная действительность. Одной из самых сложных проблем в синтаксисе до настоящего времени остается дефиниции предложения как основной синтаксической единицы. В настоящее время принято выделять основные признаки предложения как синтаксической единицы. К числу таких признаков относятся: 1- коммуникативная функция предложения, 2 – его предикативность, 3 – его модальная характеристика, 4 – относительная завершенность его содержания и 5 – его грамматическая и интонационная структура. Помимо названных пяти признаков, В.Г.Адмони выделяет семь основных аспектов предложения, которые в целом необходимо учитывать при его характеристике.

НОМИНАТИВНЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложность проблем, связанных с предложением как основной синтаксической единицей языка, вызвана тем, что предложение представляет собой многоплановое образование, в котором отражаются три основополагающих элемента: языковую структуру, объективную действительность и человека, говорящего, с его мыслями и чувствами, эмоциями и отношениями. Уже в начале 20-го века в грамматиках была намечена проблема взаимодействия и взаимоотношения номинативного и коммуникативного аспектов предложения, которая выявляла свою остроту особенно в свете вопроса соотношения языка и речи. Одним из первых, кто предложил разграничивать в предложении постоянные и переменные элементы, был знаменитый французский лингвист Ш.Балли, который ввел понятия диктума и модуса.



Проблема моделирования в синтаксисе возникла в середине 20-го века и определялась во многом чисто прикладными потребностями. В лингвистике появились многочисленные работы, в которых эти проблемы связывались с выявлением моделей предложения. Были сформулированы основные признаки модели предложения. Вместе с тем, в ряде работ отмечалось, что традиционная теория членов предложения фактически выступала как первая попытка моделирования. Важную роль в процессе моделирования сыграла теория валентности глагола, которая явилась основой модели немецкого предложения. До настоящего времени многие вопросы моделирования остаются дискуссионными. Большой вклад в разработку данной проблематики внесла О.И.Москальская, первой предложившая определение семантической модели и наметившая пути к решению многих спорных вопросов в этой области языкознания.

Одним из важных вопросов теоретической грамматики всегда был вопрос классификации предложений. Уже в традиционной грамматике находим самые различные подходы к классификации простого предложения, в основу которых были положены разные критерии. Так, по цели высказывания традиционная грамматика выделяет повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. По составу главных и второстепенных членов все предложения могут быть поделены на двусоставные и односоставные, которые в свою очередь не являются однородной группой. По наличию членов предложения выделяются нераспространенные и распространенные предложения. По типу сказуемого выделяются предложения с простым глагольным, сложным глагольным, именным сказуемым, по типу подлежащего - личные, безличные предложения. В особую группу некоторые авторы выделяют неопределенно-личные предложения.

Понятие предикативности является базовым для всей теоретической грамматики. Это одна из важнейших синтаксических категорий, которая вместе с категориями времени и модальности формирует предложение как актуализованную единицу речи – высказывание. По вопросу о предикативности в лингвистике на всем протяжении ее развития высказывались различные точки зрения, в работах ведущих отечественных и зарубежных языковедов находим разную трактовку данного понятия. Одним из самых сложных вопросов в данной проблематике является вопрос о соотношении таких близких понятий, как предикативность и предикация. Большинство авторов считают предикативность грамматическим выражением предикации, которая, в свою очередь, устанавливает связь предмета и признака данного предложения с конкретной ситуацией. Способы выражения предикативности в каждом языке отличаются своим своеобразием и спецификой. Так, в немецком языке языковым выражением предикативности являются категории лица, времени и модальности. Важным является вопрос отличия предикативных отношений от других видов синтаксических отношений в предложении. Помимо центрального понятия предикативности, в теоретической грамматике существуют также понятия полипредикативности, полупредикативности и скрытой предикативности, которые также обнаруживают специфику в каждом конкретном языке.

Порядок слов в том или ином языке напрямую определяется наличием или отсутствием в данном языке флективных элементов, а значит, напрямую связан с типом языка. Существуют следующие формы порядка слов: 1) контактный – дистантный; 2) препозитивный – постпозитивный; 3) фиксированный – нефиксированный; 4) исходный (нормальный) – измененный (сдвинутый). В каждом языке порядок слов складывался в течение всего исторического развития, отражал главные особенности этого языка, менялся в зависимости от изменений в морфологической системе. Особенности порядка слов немецкого предложения связаны в первую очередь с таким явлением немецкого синтаксиса, каким является рамочная конструкция.

МОДАЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЕЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ

Модальность представляет собой один из важнейших признаков предложения. Вопросы, связанные с модальностью, как и вопросы, связанные с предикативностью, всегда находились в центре внимания теоретиков грамматики. Точки зрения на модальность как синтаксическую категорию в работах отечественных и зарубежных лингвистов отличаются значительно. Большой вклад в разработку данной проблематики внес академик В.В.Виноградов. В соответствии с его концепцией различаются три аспекта модальности простого предложения, среди которых выделяется один – обязательный для формирования предложения, два других являются факультативными, т.е. могут присутствовать или отсутствовать в предложении. Как никакая другая синтаксическая категория, модальность отражает не только специфику языковой системы, но и напрямую связана с социокультурными особенностями того общества, который говорит на данном языке. Важную функцию в формировании данной синтаксической категории выполняют модальные глаголы, роль которых в выражении разновидностей модальности в современном немецком языке чрезвычайно значительна. Это связано не в последнюю очередь с разграничением в системе немецкого языка первичных и вторичных значения модальных глаголов, что накладывает отпечаток на их отношение к реализации одного из видов модальности.

КОММУНИКАТИВНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проблемы коммуникации стали в лингвистике, и в частности, в теоретической грамматике, особенно актуальными с развитием функционального подхода к исследованию языковых явлений. Итогом многочисленных исследований в этой области стала теория коммуникативного (актуального) членения предложения, получившая полное освещение в работах отечественных и зарубежных германистов. В немецкой грамматике истоки данной теории восходят к трудам Г. Пауля, который одним из первых немецких грамматистов обратил внимание на роль слушателя в процессе коммуникации. Его идеи нашли дальнейшее развитие в работах К.Бооста, Э.Драха, которые, в конце концов, привели к созданию теории коммуникативного членения предложения. Эти авторы рассматривают немецкое предложение как расчлененное поле, подчеркивают при этом роль первого места в немецком предложении. Введенные в теории коммуникативного членения предложения понятия "тема" и "рема" предложения могут рассматриваться как основополагающие для всей дальнейшей разработки теории коммуникации. Важным в данной теме является вопрос о языковых средствах выражения темо-рематического членения предложения, которое в каждом языке обладает своей ярко выраженной спецификой.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложносочиненное предложение и его классификации

Сложное предложение представляет собой полипредикативная структура, т.е. оно состоит как минимум из двух (или более) предикативных отношений. Традиционно разграничиваются два вида сложного предложения: 1) сложносочиненное предложение (паратаксис) и 2) сложноподчиненное предложение (гипотаксис). В отношении сложносочиненного предложения возникает проблема отграничения его от последовательного ряда простых предложений. При этом важным является автосемантия и синсемантия компонентов такого сложного целого. Теорию автосемантичности и синсемантичности наиболее полно разработала Е.В.Гулыга, которая представила законченную систему таких типов сложных предложений. Современная теоретическая грамматика немецкого языка предлагает различные классификации семантических связей внутри паратаксиса: 1) соединительные; 2) противительные; 3) разделительные; 4) каузальные; 5) следственные; 6) пояснительные и т.д. Мнение лингвистов по количеству и по характеру семантических связей между элементарными предложениями паратаксиса существенно различаются.

Сложноподчиненное предложение в традиционной и

современной грамматике

Сложноподчиненное предложение (гипотаксис) представляет собой один из тех видов сложного предложения, который до настоящего времени остается в центре внимания грамматистов. Традиционная грамматика предлагала различные виды классификации придаточных предложений, такие как: а) по месту придаточного предложения в составе гипотаксиса; б) по типу связи с главным предложением; в) по степени зависимости от главного предложения; 4) по той функции, какую придаточное предложение выполняет в составе гипотаксиса. Наибольший интерес и наибольшее расхождение в точках зрения представляет последняя классификация, в соответствии с которой теоретическая грамматика выделяла придаточные субъектные, придаточные предикативные, дополнительные, определительные и различные виды обстоятельственных придаточных предложений (придаточные места, времени, цели, причины и т.д.). В середине 20-го века предпринимались неоднократные попытки пересмотреть указанную классификацию, однако, в основном результаты новых теоретических исканий сводились к тем же основным семантико-синтаксическим видам.

Текст как единица синтаксиса представляет собой относительно новый для грамматики объект исследования. Новизна для теоретической грамматики текста как предмета исследования поставила на повестку дня проблему определения места текста в системе синтаксических единиц. В результате произошло становление лингвистики текста как специфического раздела грамматики, благодаря чему многие традиционные проблемы получили новое освещение. Одним из самых дискуссионных в период становления лингвистики текста был вопрос, связанный с различными подходами к дефиниции термина "текст". Этот вопрос остается спорным и до настоящего времени. Многочисленные работы посвящены исследованию текстообразующих элементов языка, среди которых выделяются анафорические и катафорические элементы. Много внимания уделяется такому вопросу, как композиция текста. Выделены промежуточные формы между предложениями и цельным текстом, среди которых такие сверхфразовые единства, как абзац, параграф, глава и т.д.


Лексикология

2 основные функции языка:

Коммуникативная;

Познавательная;

Предложение – это самая сложная многоаспектная единица. Занимает центральное положение в синтаксисе.

Для представителей логикограммат. направления был характерен логизированный подход характеристики предложения и ее членов. Предметы, которые мы судим называется подлежащим. То, что мы думаем или судим о предмете именуется сказуемым. Суждение выраженное словами есть предложение. (Ф.И.Буслаев).

Для представителей псих.-грамматического направления П.- слово или такое употребление сочетаний слов, которое сопровождается особым движением мысли.

Характерные признаки предложения:

Законченная интонация;

Сказуемость;

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, которая является главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. (В.В.Виноградов). В этом определении выражены 3 важн. стороны.

· Логическая сторона – главное средство формирования мысли.

· Языковая – грамматически оформленная по законам данного языка, главное средство выражения мысли.

· Речевая – сообщение мысли, целостная единица речи.

П. характеризуется совокупностью структурных и семантических признаков, которые отражают его основные стороны.

СТРУКТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ:

1. наличие стр. схемы.

2. способ выражения компонентов стр.схемы.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:

Средство формирования мысли.2. Предикативность.3. Средство общения.4. Членение на «данное» и «новое».

СТРУК СХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

С грам. точки зрения предложение представляет собой организационную структуру, которая в своем составе содержит пост-ые компоненты, образующие стр.схему предложения. Стр.схема или модель предложения это тот отвл.образец по которому строится в речи конкретные предл, высказывания.

В разл.концеп-ях используются разные подходы.

1. Грамматическая завершенность.

2. Структурная и семантическая завершенность.



3. Коммуникативная завершенность.

По разному оценивается и структурный состав.

1. Включаются только компоненты предикативного сочетания.

2. Включаются компоненты необходимые для образования семантической достаточности предложения.

3. Включаются все компоненты, необходимые для образования коммуникативной завершенности предложении.

В соответствии с точкой зрения В.В.Бабайцевой в структ.состав предл. Входят те компоненты, которые определяют лог.сторону мысли.

Главными позициями предложения явл. Синт.позиции подл. и сказ.,которые соответствуют субъекту и предикату мысли. Поэтому в состав структурной мысли двусоставного предложения входят подл и сказ. А в состав односоставного предложения либо подл, либо сказ. П.ч. они образуют логическую структуру мысли. Все остальные Чп не вкл в структурную схему предложения. П.ч. они лишь они распространяют ГЧ.

Однажды в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел.

В этом предложении стр.схему образуют компоненты «Я» и «вышел», которые логическую структуру мысли. S(я), Р(вышел) и соответствуют подл и сказ, заним главн.синтаксические позиции предл. Но в некоторых случаях в стр.схему могут входить и ВЧП, если они содержат косвенную характеристику субъекта. 1. (Дом строится рабочими .).

2. Безл.предл. (Мне грустно.).

Другим важн. грамм.признаком предл. – ПРЕДИКАТИВНОСТЬ.

Благодаря предикативности предл отличается от некоммун синт единиц (с/с и синтаксем.).

В совр.синтаксисе наиболее распростр является определение предикативности, сформ. В.В.Виноградовым. Согласно его точки зрения предикативностью называется отнесенность содержания предложения к действительности. Делает его главным средством формирования, выражения мысли.

Предикативность – абстрактная грам. категория, которая конкретизуется в двучастных син.категориях модальности и времени. Эти категории конкр-ют общее значение предикативности в одном опр.аспекте. Синтак.категория модальности выражает отношение содер. предл. к действительности с точки зрения его реальности и нереальности. Содерж предложения может мыслится как реальная или нереальная, т.е. возможная, желаемая. Результатом этого является противопоставление двух модальных значений.

Модальность, выражающая отношение содержания предложения действительности в плане реальной или нереальной называется объект.модальностью. Предложение может выражаться субъект.модальности, выраж.отношение говорящего к содержанию предл., котор.наслаивается на объективн.модальность. Она передантся с помощью модальных слов (конечно, вероятно, м.б. и т.д.). Следует помнить, что объективн.модальность является обязательным, а субъективная лишь вносит добавочные оттенки синт.категории времени, выражает отношение содержанияпредложения к действительности с точки зрения момента речи. Содержание предложения может мысл-ся как факт прошлого. Предикативность в предложении имеет спец.языковые средства выражения, а именно формы наклонения, времени, частица и интонация.

С логической точки зрения предложение служит средством формирования мысли. По своему строению двучленна. В двусоставных предложениях выражается типичное логическое суждение, в котором словесное выражение получают субъект и предикат. В односоставных предложениях словесное выражение получает только один компонент мысли, только предикат. А субъект остается словесно не выраженным. Он представлен в виде наглядно-чувств.образа. Поэтому в односоставных предл всегда один ЧП. В нечленимых предл вообще отсутствует лог.расчлененность на субъект и предикат, следствием чего является синт.нечленимость на ЧП. В них выражается особое имплицитное (скрытое, словесное) суждение.

С речевой точки зрения предложение характеризуется наличием коммуникативной функции. Структурная схема, и даже синт.конструкция коммуникативной единицей не является. Функция сообщения один из важнейших признаков в предложении.

Особое место занимает интонация. Любое предложение в речи является интонационно оформленным. Благодаря интонации не только предложения, но и с/с, и даже отдельная син-ма приобретает значение самост.высказывания.

2 Синтаксис – это высший уровень языковой системы, на кот.использ-ся все ресурсы языка. В синтаксисе как разделе грам-ки выд-ся 2 части: учение о с/с, учение о П. Первые сведения по синт-су учащиеся получают в начаьной школе: виды П.по цели высказыв, по интонации, члены П. В 5кл. изучается пропедевтич.(подготовит.) курс синт-са. Этот небольшой курс введен для создания элементарной основы для развития речи и для понимания морфологии: с/с, виды П.по цели высказ, ЧП, однород члены, ПП и СП, предусмотрен синт.разбор. Цели обучения синтаксису:1. на основе сознательного усвоения синтакс-х понятий обогащать грам.строй речи с учетом норм рус.литнр.языка; 2. сформировать речевые умения и навыки; 3. способность формированию всех видов компетенций. Задачи О. синтаксису :

1.познакомить учащихся с синтаксич един-ми и на этой основе обеспечить усвоение школьн-ми знаний о строе РЯ. 2. совершенствовать речь уч-ся на основе усвоения синт-х связей; 3. создать базу для успешного усвоения правил пунктуации. Изучение с/с в 5 кл. готовит уч-ся к изучению морфологии на синтаксической основе (изменение падежных форм, род ИП и ИЧ рассматр-ся т/о в с/с). С/с, образуемые второстеп-ми членами, распрост-ют грам-ую основу П. Главное различие м/у П.и с/с состоит в том, что П.явл-ся коммун.един-ей яз-ка, котор. служит «средством формирования, выражения и сообщения мыслей». С/с коммун ед-ей не явл-ся. Различаются они и по струк-ре, и по их функции в процессе высказывания. В стр-ре П.с/с явл-ся «элементом высказывания», а вне П. – «сложным названием различных видов». Одним из существенных признаков П.явл-ся интонация, котор.проявл-ся в повышении и понижении тона, убыстрении и замедлении речи. Систематический курс синт-са изучается в 8-9 кл. это осн.курс С. В 8-9 кл.изучаются более крупные ед-цы речи: ПП и Сп, сложное синт.целое. Программный материал 9 кл.включает изучение стр-ры ПП, формирование умений составлять ПП и употреблять их в связной речи. Большое внимание уделяется синт-им констр-ям, кот.ранее не изучались: односос.и двусост.ПП; ПП, ослож.обособ.ЧП, ввод.словами и П., обращ. Программный курс 9 кл.включает изучение стр-ры Сп: союзные и бессоюз.п., ССП, СПП, осн.группы СПП, СП с разными видами связи. В начале 9кл. необходимо тщательно повторить узловые вопросы программы 8кл: с/с (типы с/с, способы подчин.связзи слов, смысловые отнош.м/у компон), двусос и односос П.

.3 «Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859г, а напечатана в январе 1860г. По просьбе друзей Островского цензор И.Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальное. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечет за собой и ряд частных тем:

1. рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;

3. рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

4. отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых ЖД, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.

5. наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

4 Драма (др.греч.- действие). Д. как и эпос является изобразительным родом литературы. В драм. Произведении изображается личность в действии, конфликте.

При анализе ДП конфликт будет основной категорией. К. организует сюжет драм. Произведения. В драм. Произведении ослаблена повествовательно-описательная часть. Треб. Работа над активацией творческого воображения. К. выделяет группу действующих лиц. Особое внимание удел. характеристике афиши. Говорящие фамилии.

Пути анализа:1. изучение драмы как литер. Произведения. Особое внимание придается текстуальному анализу пьесы.2. «сценический» - от просмотренного спектакля к инсценированию в классе.3. «синтетич.» предпол. изуч. ХТ с элементами инсценирования и просмотром спектакля.

Основные приемы изучения драматического произведения:

1. сопоставление текста пьесы и его сцен. Вопл.

2. чтение по ролям

3. прием мезансценирования

4. прием режиссирования

При анализе ДП изуч. идейно-темат.содержание. Характер героев создается исключительно речами. При анализе ДП большую идейную напр. несет подтекст. Раскрыть его – вскрыть сущность пьесы, взаимосвязь между причин и поступками.

Трагедия (воссоздаются острые, неразрешимые конфликты. Действуют сильные личности; одна из сторон погибает).

Комедия (частная жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего).

Драма (личность изображается в драм. ситуациях, отношениях с обществом и тяжелых переживаний).

Билет № 22. СБП – СП, ПЧ которых связаны т/о с помощью интонации, без основных формальных средств связи. Кроме осн. средства связи (интон.) в оформлении и связи и смысловых отн. м/у ПЧ участвуют также и допол. ср.связи:

1) общий компонент для всех ПЧ

2) синтаксич.парал-зм

3) соот форм Г-сказ.

4) струк неполнота

5) анаф мест слова

6) фиксиров порядок следов ПЧ

7) типизиров лексич элементы

Место СБП в общей синтаксической системе определилось относительно недавно – в сер 20 в.Господствовала т. зр., согласно которой слож бессоюз конструкции рассматривались как П.с опущенными союзами. В соотв-и с таким подходом СБП делились на бессоюз-е ССП и бессоюз-е СПП. Т/о в 50х гг 20 в.в трудах проф Поспелова СБП стали рассматриваться как особый стр-семан тип СП. Это обусловлено рядом факторов:

1) отсутствием соч и подчин союзов

2) невозможностью точного разграничения соч и подчин интонаций

3) наличием констр с нечетким значением

4) степенью смысловой слитности: максималь.в СПП, средней в СПП, минималь.в СБП.

В зависимости от особенностей строения и ГЗ СБП делятся на П.открыт и закрытой стр-ы; на П.однород и неоднород состава.

I. СБП однород состава

а) П.со знач перечисления

б) П.со знач сопоставл-я

Бессоюзные сложные предложения со значением пере­числения . Эти бессоюзные сложные предложения близки к слож­носочиненным однородного состава с союзом и, что подтвержда­ется как возможностью вставки между частями таких бессоюз­ных предложений союза и, так и употреблением в одном предло­жении предикативных частей, связанных бессоюзно и с помощью союза и. Ср., например: В парке играют оркестры, работают разные аттракционы, открыта лодочная станция и В парке играют оркёстры, работают разные аттракционы и открыта лодочная станция.

Предложения данного типа могут быть как двучленными, так и. многочленными (см. примеры ниже); в первой части нередко бывает общий член. Например: В тумане, окутавшем дорогу , скрипели колеса, разговаривали и перекликались люди (Пер­венцев) .

По своим значениям предложения этого типа делятся на две группы: 1) со значением одновременности перечисляемых собы­тий и 2) со значением их последовательности. Например: Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (Пушкин); Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (Пушкин).

Бессоюзные сложные предложения со значением сопо­ставления. В этих предложениях сообщение, заключенное в пер­вой части, сопоставляется с сообщением, заключенным во второй (или противопоставляется ему). Для предложений данного типа характерно наличие в предикативных частях слов противополож­ных или противоречащих друг другу по своему значению. Данный тип характеризуется двучленным строением. Ср., например: Спра­ва был болотистый непроходимый лес, слева - красноватые столбы утесов (Седов); Он гость - я хозяин (Багрицкий).