Предложение в русском языке как единица синтаксиса. В) коммуникативная организация предложения. Основные признаки предложения

Предложение - это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершённая и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.

Основная функция предложения - коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью). В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные предложения служат для сообщения: Я приду к пяти часам. Вопросительные предложения служат для выражения вопроса: Ты придёшь к пяти часам? Когда ты придёшь? Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение: Кто этого не знает? = «все знают» Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие: Приходи к пяти часам. Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации. Ср.: Он приедет. Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет? Пусть он приедет. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией - повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными. Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения. Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены - подлежащее и сказуемое, второстепенные - определение, дополнение, обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены. Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср.: Небо вдали потемнело - Стемнело. В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя - Они опоздали, потому что шёл сильный дождь. Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причём это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нём сохраняет своё лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации:

  1. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
  2. Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения
  3. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.
  4. Вопросы к экзамену по разделам «Синтаксис словосочетания Синтаксис простого предложения Синтаксис сложного предложения»
  5. Предмет синтаксиса. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Средства построения синтаксических единиц.

В языкознании существует не менее трехсот определений предложения, что само по себе уже говорит о сложности и противоречивости этого понятия. Предложение - минимальная коммуникативная единица языка. В отличие от слова, которое является единицей номинации, то есть обозначения элемента действительности, предложение осуществляет наряду с функцией номинации и функцию коммуникации.

Номинативная функция предложения выражается в том, что оно служит средством обозначения определенной ситуации, отрезка действительности, охватывающего предметы, их признаки и проявления, отношения между ними.

Коммуникативная функция предложения заключается в том, что оно служит средством сообщения, передачи информации с целью общения, то есть выражения собственных мыслей и чувств или воздействия на собеседника.

Психологическое понимание предложения было очень распространено в лингвистике конца XIX - начала XX века. Приведем наиболее характерное определение, данное Г. Паулем: «Предложение является выражением, символом того, что в психике говорящего произошло соединение нескольких представлений или групп представлений, а также средством возбуждения в психике слушателя такого же соединения тех же самых представлений».

Между обеими точками зрения на предложение - логической и психологической - нет принципиальной разницы, поскольку и для той и для другой характерно при определении предложения полное игнорирование собственно языковых признаков. Это вскоре было осознано, в результате чего начались поиски лингвистической специфики предложения.

Эти поиски шли в основном по двум направлениям. Одни синтаксисты выдвигали на первый план критерии, связанные с особенностями предложения как единицы коммуникации. Другие опирались в своих определениях предложения на формальные признаки, прежде всего - формально-грамматические.

Большинство современных лингвистов видит основной признак предложения в предикативности как категории, функция которой заключается в соотнесении содержания предложения и действительности. Истоки такого понимания можно найти уже в работе И. Риса «Что такое предложение». Под общее понятие предикативности подводятся связанные со структурой предложения особые синтаксические категории модальности, времени и лица, базирующиеся на соответствующих морфологических категориях. При таком широком понимании предикативности морфологическая категория, скажем, времени, присущая личным формам глагола, перекрывается синтаксической категорией времени, характеризующей предложение в целом.

Часть языковедов продолжает отстаивать взгляд на предикативность как на «сказуемое свойство» или «сказуемое отношения». Для сторонников указанной концепции «между предикативностью и предложением нет соотносительности. Наличие сказуемого, а следовательно и предикативности, не является существенным признаком предложения». В предложениях разной структуры, по их мнению, различны и средства оформления: если в предложении типа Птица летит, именно сказуемое является тем, что заставляет осознавать это предложение как предложение, то предложение типа Пожар! оформляется лишь определенной интонацией (Гак 1969: 25-33).

Стремясь избежать односторонности этого определения, многие лингвисты пытаются разграничить два аспекта предложения - предложение как единицу языка и как единицу речи, приписывая каждой из этих единиц свои признаки.

Своеобразное развитие получила концепция различия речевого и языкового аспектов предложения в русской лингвистике, где она тесно связана с пониманием интонации как одного из важнейших критериев при определении и выделении предложения.

«Одно и то же словосочетание может быть предложением, но может им и не быть. Предложением оно является, если представляет интонационное единство», - пишет в этой связи М.Н. Петерсон. Более сложную концепцию выдвинул А.М. Пешковский. Как и Петерсон, Пешковский рассматривает предложение как частный случай словосочетания, но, в отличие от М.Н. Петерсона, А.М. Пешковский считает, что предложение существует не только как актуальная, но и как потенциальная единица (Васильев 1990: 66).

Некоторую модификацию получила эта точка зрения в работах лингвистов петербургской школы, учеников И.А. Бодуэна де Куртенэ: Л.В. Щербы, Е.Д. Поливанова, Л.П. Якубинского. Они говорили, с одной стороны, о предложении, понимая его как интонационно-смысловое единство, с другой - о фразе как грамматической единице («единица-максимум» синтаксиса по Е.Д. Поливанову). Развивая такое понимание синтаксических единиц, С.И. Берштейн различает предложение как единицу языковой системы, предназначенную для выражения суждения и его аналогов, и фразу - коммуникативную единицу речи, интонационно-смысловое единство.

В концепции С.И. Берштейна существует, в частности, понятие интонационной схемы предложения (кроме нее, форма предложения определяется формальной и позиционной схемами). Это понятие перекликается с понятием «фонического предложения» у Л.Х. Пикардо, который выделяет три категории, соответствующие речевому высказыванию в языке: фоническое предложение, грамматическое предложение и психологическое предложение. Данные категории представляют собой по существу различные типы формализации, производимой на базе конкретной речевой деятельности, в процессе которой грамматический, фонетический и психологический аспекты предложения тесно взаимосвязаны. Вместе с тем Л.Х. Пикардо при выделении предложения в потоке речи выдвигает на первый план формально-грамматический аспект, считая обязательным признаком предложения его синтаксическую автономность. Границы грамматического и фонетического предложения отнюдь не всегда совпадают, интонационная схема предложения (фонетическое предложение) служит обычно для передачи «единичного выразительного импульса» (т.е. психологического предложения). Таким образом, для Л.Х. Пикардо речевое высказывание имеет не один, а несколько коррелятов на разных уровнях системы языка (Кибрик 1992: 123-124).

Таким образом, рассмотрев некоторые лингвистические концепции предложения, мы склонны разделять мнение лингвистов петербургской школы о фразе и предложении как реализациях речевого высказывания на разных уровнях системы языка. Однако, определившись с сущностью предложения как синтаксической единицы, мы сталкиваемся с вопросом о его структуре, т.е. о компонентах, входящих в его состав, которые обычно принято называть членами предложения. И далее нам кажется целесообразным перейти непосредственно к их изучению (Попова 1996: 98).

Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

Синтаксис - особый раздел языковой науки

Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение». Таким образом, раздел изучает, как именно из всей совокупности слов построить основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной.

Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.

Основные единицы

Основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

Словосочетание

Предложение

Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.

Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.

Одна грамматическая основа

Две грамматические основы

Ловить сетью, деревянный стол, тормозить движение, прыгнуть высоко.

Лес сегодня необычайно красив.

Ему стало очень грустно.

Я пришла, чтобы выразить свое почтение.

Природа оживает: кое-где уже слышно пение прилетевших птиц.

Подчинительная связь

Итак, мы сказали, что такое синтаксис, основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи же определяют, как реализуются отношения между последними. Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная.

Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная - от которой необходимо задавать вопрос, зависимая - к которой он ставится.

Разберем примеры: знать (что?) точное время. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "время" - зависимым.

Я не знаю, что преподнесет мне завтрашний день. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (что?) "что преподнесет мне завтрашний день".

Способы подчинения

Реализуется подчинительная связь несколькими способами. Это наиболее заметно внутри словосочетания.

  1. Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Плетеная корзина; плетеной корзины, о плетеной корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.
  2. Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Описывает ландшафт - описывала ландшафт - описываю ландшафт - описывали ландшафт. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.
  3. Примыкание: связь только по смыслу. Шли шатаясь, очень красивый, ушел работать. Здесь в качестве зависимых будут все

Сочинительная связь

В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство".

Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. - Он шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором - союз и (сочинительный соединительный).

Словосочетание. Типы словосочетаний

Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание - самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

  1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием. Дождик моросит.
  2. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
  3. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (дубовый стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла спотыкаясь, говорить ясно) и наречные (очень весело, направо от дороги, где-нибудь в магазине).

Также словосочетания делятся на простые и сложные.

В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава - полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
  4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
  5. Сложные формы: буду читать (будущее время), самый высокий более спокойный (сравнительная степень), пускай идет (повелительное наклонение).

Предложение и его признаки

Нам уже известно, что основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение, однако именно последнее является главнейшей. Ведь наша речь состоит именно из предложений: ими мы мыслим и разговариваем, составляя связный текст.

Чем же характеризуется предложение как основная единица синтаксиса? Грамматическая основа - вот тот показатель, который отличает его от словосочетания или простого набора слов. Это черта еще называется предикативностью, потому что именно сказуемое несет в себе показатель реальности или ирреальности происходящего. Выражается она через наклонение глагола.

Также предложение как основная единица синтаксиса характеризуется логической и интонационной законченностью. Это короткое высказывание, оформление некой мысли о предмете разговора. Его невозможно спутать со словосочетанием, потому что в последнем логической законченности не прослеживается - это просто грамматически связанный набор слов.

Грамматическая основа

Грамматическая основа есть у каждого предложения. Это показатель его структуры - важнейшей характеристики.

Предикативная основа может быть представлена как подлежащим и сказуемым, так и каждым из них в отдельности.

К примеру, предложение: "Мы увидели долгожданную землю". Здесь есть оба главных члена. Иное дело предложение такого вида: "Стало видно долгожданную землю". Здесь из основы только сказуемое - стало видно.

Именно по количеству предикативных основ дается важнейшая характеристика: простое предложение перед нами или сложное.

Кратко разберем каждый главный член. Подлежащее показывает нам предмет речи, указывает, о чем говорится в предложении. Сказуемое же обозначает, что делает подлежащее, каково оно, кто или что это такое. Выделяется три типа этого главного члена по структуре и значению: простые и составные, глагольные и именные.

Какими бывают предложения

Именно предложения по большей части и изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса характеризуются по многим параметрам.

Вне зависимости от количества предикативных основ выделяют предложения по:

  1. Цели высказывания. Общаясь между собой, люди могут сообщать некоторые факты (повествовательные предложения), спрашивать (вопросительные) или взывать к какому-либо действию (побудительно). На конце таких синтаксических единиц ставятся соответственно точка, вопросительный или восклицательный знаки.
  2. Эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Следует отметить, что первые не обязательно могут быть исключительно побудительными. Например, предложение: Что за нелепая ситуация! Мы охарактеризуем его как повествовательное, но восклицательное. Всему виной что за, выражающая восхищение.

Характеристики простых предложений

Простые предложения - основные единицы синтаксиса. Кратко разберем их важнейшие характеристики.

  1. Односоставное или двусоставное. На это укажет грамматическая основа. Если она представлена одним из членов - предложение будет односоставным. В противном случае двусоставным. Если предложение имеет только подлежащее или сказуемое, необходимо указать его тип (определенно или неопределенно-личное, назывное или безличное).
  2. Распространенное или нет. Второстепенные члены отвечают за эту характеристику. Если есть хоть один из них - предложение распространенное.
  3. Полное либо неполное. Последние характерны для устной речи: в них пропущен какой-либо член. Таким образом, построить логическую цепочку без соседних предложений не удается. Например: "Ты читаешь книгу?" - "Нет, журнал". Ответ на поставленный вопрос и есть неполное предложение.
  4. Простое предложение может быть осложнено. Это также является одной из его характеристик. В качестве осложняющих элементов выступают обособленные и второстепенные члены, как распространенные так и нет, также однородные конструкции, вводные слова, обращения.

Предложения простые и сложные

Очень разнообразен русский синтаксис. Основные синтаксические единицы - это простые и Разберемся, в чем разница между ними.

Если у синтаксической единицы одна грамматическая основа, то речь будет идти о простом предложении. Сегодня очень сильно шумит ветер. Характеристика такого предложения будет идти по плану, представленному выше.

Бывают случаи, когда синтаксическая единица состоит из нескольких простых. Тогда это будет сложное предложение.

Наиболее трудно бывает отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложного. Здесь необходимо внимательно смотреть на подлежащее. Если им является один предмет, выполняющий различные действия, то предложение будет простым. Разберем примеры:

"Они гуляли по улицам города и наслаждались обретенной свободой". - "Они гуляли по улицам города, а обретенная свобода придавала им сил". Первое предложение является простым. Здесь только одна предикативная основа, осложненная однородными сказуемыми: они гуляли, наслаждались. Второе предложение будет сложным, потому что грамматических основ две: они гуляли, свобода придавала.

Типы связей в сложных предложениях

Как было написано выше, основными единицами синтаксиса являются предложения. Если говорить о сложных структурах, то важнейшей их характеристикой будет тип связи между частями. Этими явлениями также занимается синтаксис. Основные единицы синтаксиса, сложные предложения, могут включать в себя части, связанные подчинительной и сочинительной связью. В зависимости от этого происходит градация на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Разберемся в каждом типе более подробно. Составные части сложносочиненных предложений равноправны. Это равноправие предоставляет им особая, сочинительная связь. Она выражается в том, что в построении предложений используются сочинительные союзы. Таким образом, вопрос от одного простого предложения к другому невозможен.

Пример: "Я хочу вернуть все назад, но что-то постоянно мешает мне". Данное предложение сложносочиненное, части связаны противительным союзом но.

Также не последнюю роль в формировании сложносочиненного предложения играет интонация: в конце каждого простого предложения она идет вниз - это характеризует логическую законченность.

Сложное синтаксическое целое

Какие еще элементы включает в себя русский синтаксис? Основные единицы синтаксиса - это еще и сложноподчиненные предложения. Они состоят из элементов, где один зависит от другого. То есть, между простыми частями такого предложения всегда можно поставить вопрос: "Полянка (какая?), на которую мы вышли, была спрятана от посторонних глаз".

Реализуется такая связь через подчинительные союзы и интонацию, нисходящую к концу каждого простого предложения.

Не стоит забывать и о том, что есть бессоюзная связь. Она подразумевает отсутствие формальных элементов между частями, только интонационную законченность: Шумела и бурлила река; суда, плывшие по ней, опасались за свою безопасность.

Мы разобрали, что включает в себя русский синтаксис. Основные синтаксические единицы, предложение и словосочетание, формируют другие структуры, называемые сложным синтаксическим целым. А оно, в свою очередь, уже формирует текст. Внутри него, так же, как и в любом другом элементе синтаксиса, существуют связи как грамматические, так и смысловые и даже формальные (например, союзы, с которых начинается последующее предложение).

Что же такое сложное синтаксическое целое? Это группа предложений, простых и сложных, логически связанных между собой одной основной мыслью. Другими синтаксическое целое - это микротема, в которой заключен промежуточный смысл. Как правило, она ограничивается абзацным членением.

Нередки случаи, когда текст - это и есть синтаксическое целое. Как правило, это небольшие рассказы с одной короткой сюжетной линией.

Предмет синтаксиса. Предложение как центральная единица синтаксиса. Основные характеристики немецкого предложения. Члены предложения. Понятие синтаксической формы.

    Дефиниция предложения. Основные характеристики немецкого предложения. Типология простого предложения. Классификация предложений по коммуникативной цели высказывания Члены предложения. Типы синтаксической связи

Синтаксис:

Синтаксический строй языка теор. дисциплина, изучающая синтаксический строй

Как теор. дисциплина синтаксис изучает:

    предложение, т. е. ту яз. единицу, которая непосредственно реализует основную функцию языка – оформляет речевое общение между людьми, являясь законченным высказыванием и выражением законченной мысли а также получая своё грамм. оформление различные типы предложений, их содержание и оформление членение предложения, его состав и характер его членов (главных, второстепенных) словосочетания (выступающие в различных функциях в предложении) средства связи между словами в предложениях и словосочетаниях

Основной единицей синтаксиса явл-ся предложение. Предложение занимает особое место среди различных типов словосочетаний, господствует над ними. Оформляя акт речевого общения и выражая законченную мысль, предложение обладает также и эмоциональным содержанием, и является т. обр. многосторонней яз. категорией. в каждом яз существует множество типов и форм предложения, отличающихся друг от дру­га теми или иными формальными особенностями, теми или иными сторонами своего содержания.

Современное языкознание , базирующееся на достижениях пред­шествующих исследований в области изучения предложения, отме­чает многоплановость, многоаспектность предложения, что делает невозможным дать исчерпывающее определение предложения в одной формулировке. Путь постижения сложнейшего явления, которым является предложение, необходимо разделить на этапы, в каждом из которых может быть показана одна из сторон сущности предложения.

По подсчетам J. Ries’а («Was ist ein Satz») имеется 140 дефиниций предложения

Es gibt sehr viele Satzdefinitionen. hat in seiner Schrift 140. E. Seidel («Geschichte und Kritik der wichtigsten Satzdefinitionen») собрал 83 дефиниции. Все они сводимы к двум направлениям: 1) характеризация с позиций логико-мыслительной и функциональной стороны 2) характеризация с формально-грамматической позиции.

психологический аспект (H. Paul) – Der Satz ist der sprachliche Ausdruck, das Symbol dafьr, dass die Verbindung mehrerer Vorstellungen oder Vorstellungsmassen in der Seele des Sprechenden sich vollzogen hat, und das Mittel dazu, die nдmliche Verbindung der nдmlichen Vorstellung in der Seele des Hцrenden zu erzeugen «Предложение есть языковое выражение, символ того, что в душе говорящего произошло соединение/связь нескольких представлений и средство для того, чтобы соединить эти представления в душе слушающего.»

B. Delbrьck (1900)

„…eine in artikulierter Rede erfolgte ДuЯerung, welche dem Sprechenden und Hцrenden als ein zusammenhдngendes und abgeschlossenes Ganzes erscheint“; „von seiten seiner Form betrachtet: dasjenige, was von zwei Pausen eingeschlossen ist, oder positiv gesprochen: eine aus artikulierter Rede bestehende Expirationseinheit, innerhalb deren, sobald sie eine gewisse Ausdehnung erreicht, ein Wechsel zwischen hцherer (stдrkerer) und tieferer (schwдcherer) Betonung stattfindet.“

O. Jespersen (1924)

„eine (relativ) vollstдndige und unabhдngige menschliche ДuЯerung, deren Vollstдndigkeit sich in ihrem Alleinstehen zeigt, d. h. darin, dass sie fьr sich allein geдuЯert wird.“

логический аспект – предложение как выражение логического суждения.

K. Ferdinand Becker (логико-мыслительное направление): «Der Ausdruck eines Gedankens, d. h., eines prдdizierenden Urteils ist ein Satz».

Нем. грамматики дефинируют предложениe прежде всего как коммуникативную единицу. – W. Schmidt, J. Erben:

Der Satz ist die kleinste, relativ selbstдndige Redeeinheit.

Современная лингвистика пытается объединить в дефиниции предложения его структурный, семантический и функциональный аспекты.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли о некоторой действительности и отношения к ней говорящего. Предложение обладает свойством звуковой выделимости (на основе внутренней фонетической организованности), оно выражает предикацию и состоит из одного или нескольких слов, являющихся его предельными составляющими.

Предложение — минимальная коммуникативная единица языка и речи. В этом определении отмечается функциональное назначе­ние предложения, а именно осуществлять коммуникацию. Ре­чевое общение возможно лишь с помощью предложения, мы говорим предложениями, а не словами или словосочетаниями. В языковой системе слово и предложение противопоставляются как единица номинации и единица коммуникации. Если слова входят в инвентарь языка, то конкретное предложение каждый раз организуется в процессе речи, является результатом речевой деятельности конкретного говорящего субъекта. В то же время в основе бесчисленного количества предложений, которые возникают в каждом отдельном акте коммуникации, лежит опре­деленное, незначительное количество структурных схем (моделей).

Коммуникативная функция предложения состоит в передаче информации, то есть выражении мыслей и чувств го­ворящего. Следовательно, кроме коммуникативной предложе­ние имеет когнитивную функцию, является средством оформления мысли. Мы видим, что в предложении реализуется функция языка в целом — быть средством общения, средством обмена информацией, обмена мыслями, средством самого фор­мирования мысли.

Мыслительные представления, отражаемые в высказываниях, соотносятся с различными ситуациями реальной действительно­сти, которые говорящий вычленяет в процессе своей речемысли­тельной деятельности. Обозначая определенную ситуацию, факт, «положение дел», предложение выполняет тем самым и н о м и нативную функцию. Денотатом предложения является ситу­ация, факт, фрагмент действительности, охватывающий предме­ты, их признаки, их отношения между собой.

Предложения различаются между собой с точки зре­ния той грамматической формы , в которой выявляется ле­жащее в основе предложения предикативное отношение (напр., предложения с глагольным и именным сказуемым). называет относящиеся к этому аспекту типы предложения логико-грамматическими типами предложения. В основе их дифференциации лежат формы сказуемого. Всего их насчитывается у Адмони 12:

2) Предложения различаются между собой с точки зре­ния той оценки, которую говорящий дает реальности вы­раженного в предложении содержания (положительные, отрицательные предложения, выражение возможности, сом­нения и т. д.). Этот аспект назван модаль­ным аспектом предложения.

Предложения различаются между собой в плане той полноты, с которой в предложении языковыми средствами отражается определенный кусок, определенное отношение объективной действительности (полные и неполные, нераспространенные и распространенные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того места, которое они занимают в развернутой речи (главные и подчиненные предложения, самостоятельные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того подхода, на основе которого говорящий вскрывает в данной конкретной ситуации отраженное в данном пред­ложении отношение объективной действительности. Так, например, в плане этого аспекта различаются предложения, в которых логический предикат соответствует граммати­ческому сказуемому, и предложения, в которых они разли­чаются, и т. д. Этот аспект отражает (и называется) познавательную установку говоря­щего. Предложения различаются между собой с точки зре­ния их конкретной коммуникативной задачи, т. е. их не­посредственной задачи в процессе общения (повествователь­ные, вопросительные, повелительные предложения). Предложения различаются между собой по степени вложенной в них эмоциональности.

Синтаксический, или структурный, семантический, или номинативный, функционально-коммуникативный, или праг­матический, который включает все семь аспектов, выделенных. Предложения различаются между собой с точки зре­ния той оценки, которую говорящий дает реальности вы­раженного в предложении содержания (положительные, отрицательные предложения, выражение возможности, сом­нения и т. д.). Этот аспект назван модаль­ным аспектом предложения. Предложения различаются между собой в плане той полноты, с которой в предложении языковыми средствами отражается определенный кусок, определенное отношение объективной действительности (полные и неполные, нераспространенные и распространенные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того места, которое они занимают в развернутой речи (главные и подчиненные предложения, самостоятельные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того подхода, на основе которого говорящий вскрывает в данной конкретной ситуации отраженное в данном пред­ложении отношение объективной действительности. Так, например, в плане этого аспекта различаются предложения, в которых логический предикат соответствует граммати­ческому сказуемому, и предложения, в которых они разли­чаются, и т. д. Этот аспект отражает (и называется) познавательную установку говоря­щего. Предложения различаются между собой с точки зре­ния их конкретной коммуникативной задачи, т. е. их не­посредственной задачи в процессе общения (повествователь­ные, вопросительные, повелительные предложения). Предложения различаются между собой по степени вложенной в них эмоциональности.

По каждому из этих аспектов предложения различаются между собой содержательно и по своей конкрет­ной языковой форме.

По цели высказывания предложения различают:

    Повествовательные Вопросительные Повелительные и желательные

Структурный аспект:

По структуре различают простое и сложное пр.

Простое пр. – нераспространенное / распространенное

Предложение имеет целостную структуру, которая включает интонацию законченности, субъектно-предикатные отношения (предикативность – одно из главных свойств предложения)

Простое (нераспространенное / распространенное) //

Сложное пр.(сложносочинённое/сложно-подчинённое)

Односоставноcть / двусоставность предложения →

Состав главных членов:

    двусоставное односоставное

A. двусоставное предложение (основная форма нем яз.) Die Sonne scheint.

B. формально двусоставное: Es schneit.

C. формально односоставное: Mich hungert.

D. односоставное: Komm! Helft uns!


В структуре односоставного предложения нет эллипсиса. Односоставность является для этого типа предложений полной структурой.

Особые типы предложения:

A. неглагольное (невербальное) односотавное.: Ja. Nein.

B. глагольное односоставное с Partizip II, z. B.: Eintritt verboten!

C. неглагольные односоставные предложения с инфинитивом: Zuhцren.

D. идиоматические структуры: Und ob!

Полнота предложения:

    распространенное нераспространенное эллиптическое [ Wann kommst du? – Heute am Abend. (нераспространенное эллиптическое)]

Членение предложения:

делится на словосочетания: 1) свободные и 2) несвободные, устойчивые (фразеологические группы)

тип связи: 1) подчинительная einen Versuch machen, die Frage des Jungen, sehr klug 2) сочинительная Mutter und Kind, schwach aber mutig

Члены предложения:

главные и второстепенные; самостоятельные и зависимые (определение, обстоятельство обр. д.)

    подлежащее сказуемое: простое, составное (глагольное, именное) дополнение определение (прилагательное, целое словосочетание, существительное в родит. п.) обстоятельство

Типы синтаксической связи:

Собственно синтаксическая (порядок слов: местоположение, примыкание, замыкание (рамочная конструкция)) морфологическая – согласование, управление фонетическая – интонация (Чин следовал ему: он службу вдруг оставил.-Грибоедов)

Предложение – это минимальная единица речи, грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.

Определение В.В. Виноградова: предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования выражения сообщаемой мысли.

Предложение в трудах лингвистов

Известны два подхода к этому вопросу:

1) попытка определить предложение с помощью нелингвистических понятий (логических, логико-психологических)

2) Стремление найти чисто лингвистические критерии при определении предложения

До 1970-х годов XIX века преобладало логико-грамматическое направление. Предложение – суждение, выраженное словами.

Потебня предложил психологическое направление (предложение объединения двух представлений в особом акте мышления). Фортунатов и Пешковский представляли формально-грамматическое направление и исходили из формальных признаков: интонации, наличия разных типов форм подлежащего сказуемого. Предложение – вид словосочетания, включающий грамматическое подлежащее и сказуемое. В.В. Виноградов, представитель структурно семантического направления, развивает идеи Шахматова, отмечает, что основные признаки предложения – предикативность и интонация. В современной науке наблюдается тенденция к разграничению предложения как единицы языка (структурного типа) и единицы речи (высказывания). Основные грамматические признаки предложения:

1) Предикативность – общая грамматическая категория, которая обозначает отношение содержащегося высказывания к действительности и выявляет это значение в частных грамматических категориях модальности и синтаксического времени. Модальность выражает оценку высказывания с точки зрения реальности/ирриальности. Предложение может содержать реальную модальность (реальный факт): Над землей – небеса голубые или модальность ирреальную (нереальный факт): Пусть будут над землей небеса голубые (желательный факт). Таким образом, если сказуемое стоит в изъявительном наклонении, то модальность – реальная.

Синтаксическое время может совпадать с морфологическим: Быстро сроят/ строили/ будут строить школу. Но может и не совпадать: Завтра утром уезжаю (глагол в настоящем времени – окончание [ю]; синтаксическое время – будущее, на это указывает слово «завтра»). В безглагольных сказуемых с нулевой связкой или в предложениях с нулевым сказуемым время настоящее: Листопад (номинативное предложение) – настоящее время; Скромность – одна из величайших черт русского народа (нулевая связка, настоящее время); Между нами снега и снега (нулевое сказуемое, настоящее время).

Синтаксическое время указывает, в каком отношении к моменту речи находится явление действительности, о котором сообщается в предложении.

2) Отношение говорящего к сообщаемому. Модальность первого плана называется объективной, второго плана – субъективной. Модальность объективная – обязательный признак предложения. Модальность субъективная передается дополнительными лексико-грамматическими средствами: Брат приедет (общее значение реальности), Брат, конечно, приедет (значение безусловной реальности).

3) Интонационная оформленность. Каждое предложение интонационно завершено (интонация конца предложения). Отдельные слова могут приобретать значение предложения, т.к. получают значение предикативности: В этой комнате живет моя сестра (реальная модальность, синтаксическое время – настоящее).

4) Структурная схема – это абстрактный образец построения предложения. Учение о структурной схеме стало разрабатываться с конца 60 годов Шведовой. Это учение представлено в грамматике 70 и грамматике 80. В настоящее время существует два типа структурных схем, отличающихся степенью абстракции:

1) минимальные – абстрактный синтаксический образец построения предикативного минимума простого предложения, т.е. предикативного ядра, которое необходимо, чтобы предложение было синтаксически оформленной предикативной единицей: Темно – категория состояния. Дети играют (существительное множественного числа + глагол настоящего времени в третьем лице)

2) расширенная структурная схема включает в себя предикативный центр и структурно необходимые распространители. Такие схемы – открытые, т.к. количество схем не ограничено.

4) Парадигма – это система форм, вся совокупность структурной схемы предложения. Полная парадигма предложения состоит из семи членов:

1) настоящее время ночь светла \

2) прошедшее время ночь была светла } реальная модальность

3) будущее время ночь будет светла /

4) условное (сослагательное) наклонение ночь была бы светла

5) долженствовательное наклонение будь бы ночь светла

6) желательное наклонение если бы ночь была светла

7) побудительное пусть будет ночь светла

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения:

  1. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
  2. Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации
  3. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.