Петр келдыш биография. Мстислав Всеволодович Келдыш. Светило советской науки. На Земле жизни нет

Мстислав Всеволодович Келдыш - один из выдающихся советских учёных в области прикладной математики и механики, крупный организатор советской науки, а также один из идеологов советской космической программы.

Мстислав Всеволодович родился 10 февраля 1911 г. в Риге в семье адъюнкт-профессора Всеволода Михайловича Келдыша. В 1915 г. семья эвакуировалась в Москву.

М.В. Келдыш в раннем детстве. 1912 г.

Всеволод Михайлович Келдыш
В 1927 г. Келдыш окончил школу, но в институт его не приняли; были сложности и с поступлением на физико-математический факультет МГУ из-за социального происхождения и наличия дяди, ушедшего с Белой армией.


М.В. Келдыш на руках у прабабушки в окружении братьев, сестры и матери (1914−1915 -е гг.)

М.В. Келдыш в возрасте 9 лет. 1920 г.
Однако благодаря выдающимся способностям в 1931 г. Келдыш окончил университет и стал сотрудником ЦАГИ (в городе Жуковском Московской области). Затем работал в МГУ и Математическом институте имени В. А. Стеклова АН СССР.


М.В. Келдыш с группой выпускников МГУ (в верхнем ряду 3-ий справа) (1931 г.)
В 1938 г. стал доктором наук, в 1946 г. - академиком. В 1946 г. совместно с С. П. Королёвым и И. В. Курчатовым руководил созданием ракетно-ядерного оружия.


С. П. Королев, И. В. Курчатов, М. В. Келдыш


Фотография М. В. Келдыша в группе лауреатов Сталинской премии в Московском Доме ученых после вручения дипломов и почетных знаков (1947 г.). Слева направо: М. В. Келдыш, ак. Н. И. Мещанинов, д. т. н. В. А. Ванюков, В. И. Зборский, Г. В. Акимов.
В 1953 г. Келдыш занял должность директора Института прикладной математики АН СССР. Основные труды учёного относятся к области математики, механики и аэрогазодинамики летательных аппаратов. Келдыш внёс большой вклад в развитие вычислительной и машинной математики, руководил работами по созданию ЭВМ.





Фотографии М. В. Келдыша с детьми на даче. 1950-е гг.
Он выступил одним из инициаторов развёртывания работ по исследованию космоса, возглавив с середины 50-х гг. разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты; принимал участие в создании первого искусственного спутника Земли.


Фотография М. В. Келдыша в Кремле. 1956 г.
Среди присутствующих: Л. И. Брежнев, И. Г. Эренбург, ак. И. Г. Петровский, М. И. Ромм
Сформировал ряд основных теоретических положений современной аэродинамики и ракетно-космической техники.


М.В. Келдыш во время выступления в Доме ученых на Общем собрании, посвященном полету человека в космос.
В 1961 г., после полёта Ю. А. Гагарина, Келдыш стал президентом АН СССР. Он был почётным членом многих иностранных академий. Награждён семью орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями и различными иностранными орденами.


Фотографии М. В. Келдыша с космонавтами Ю. А. Гагариным и К. П. Феоктистовым на пресс-конференции. 21.10.1964 г.


Фотография М. В. Келдыша среди участников сессии Общего собрания АН СССР в Доме ученых (16.11.1961 г.)
Слева направо: К. И. Скрябин, В. А. Трапезников, М. В. Келдыш, А. В. Топчиев, А. Н. Несмеянов, К. В. Островитянов
После окончания периода «холодной войны» советско-американское научное сотрудничество приобретало новые формы. Проводились двусторонние встречи, симпозиумы, совместно обсуждались проблемы математики, метеорологии, радиоастрономии и т. д. В 1962 г. между Академией наук СССР и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США было заключено соглашение о сотрудничестве в использовании космического пространства в мирных целях.


Фотография М. В. Келдыша во время встречи с президентом Национальной академии США Ф. Сейтцем (16.09.1963 г.)
В последующие годы АН СССР установила и расширила связи с другими научными организациями США. В 1963 г. Академию наук СССР посетили президент НАН США Ф. Сейтц и президент американского Совета познавательных обществ Ф. Буркхард.

Фотография М. В. Келдыша с американским космонавтом Т. Стаффордом. 1972

Фотография М. В. Келдыша в составе делегации советских ученых в Стокгольме в связи с 50-летием Шведской Королевской Академии инженерных наук. 1972
Интересные факты:
- Когда С. А. Чаплыгин (по другим сведениям, И. Ф. Петров) потребовал от своих сотрудников в ЦАГИ обучиться (под руководством инструктора) умению летать на самолётах, успехи Келдыша были столь впечатляющими, что ему предлагали стать профессиональным лётчиком (по воспоминаниям М. Л. Галлая).
- В 1960 г. при подготовке запуска первой автоматической станции к Марсу в составе научного оборудования на станции предполагалось разместить аппарат (спектрорефлексометр), должный определить, есть ли на Марсе вода, а тем самым - есть ли на Марсе жизнь. Келдыш предложил испытать прибор в земных условиях. Прибор показал, что на Земле нет жизни, и был снят, что дало экономию в 12 килограммов (по воспоминаниям Б. Е. Чертока).

Бюст М. В. Келдыша в Риге
Мстислав Всеволодович умер 24 июня 1978 г. в Москве; урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

Две загадочные, безымянные фигуры, занимавшие ключевые посты в российской космонавтике, - "Главный конструктор космических кораблей" и "Главный теоретик", упоминались в репортажах журналистов на протяжении нескольких лет после исторического полета Юрия Гагарина. Но кто же эти "великие, без фамилий"? Почему нельзя было назвать их? Неужели всемогущему КГБ не по силам обеспечить их безопасность? Впрочем, уже очень скоро на Западе узнали, что Главный конструктор - это руководитель ракетно-космического предприятия в подмосковных Подлипках Сергей Павлович Королев, а Главный теоретик - президент Академии наук СССР Мстислав Всеволодович Келдыш. Только после смерти Сергея Павловича его фамилию разрешили "раскрыть", позже о нем были написаны книги. О судьбе "Главного теоретика" - одного из самых блистательных ученых и организаторов науки ХХ века - широкой публике известно гораздо меньше.

Его научная карьера напоминала стремительный взлет ракеты. В 27 лет защитил докторскую диссертацию, в 32 стал членом-корреспондентом Академии наук, а в 35 - одним из самых молодых академиков. Келдыш внес неоценимый вклад в развитие ракетной и космической техники, участвовал в создании "ядерного щита" страны. Был трижды удостоен звания Герой Социалистического Труда. В течение почти полутора десятилетий возглавлял Академию наук СССР.
Накануне 25-й годовщины со дня смерти Мстислава Келдыша о нем рассказывает руководитель научно-технического центра ЦНИИ машиностроения, лауреат Государственной премии Владимир ХОДАКОВ, более 40 лет проработавший в ракетно-космической отрасли, в том числе и секретарем, а позднее членом государственной комиссии по запускам пилотируемых кораблей и орбитальных станций.
- Владимир Николаевич, известно, что главным "мотором" развития отечественной космонавтики был легендарный Королев. Не сводилась ли роль Келдыша к формальному руководству, так сказать, к "визированию документов", подготовленных ракетчиками?
- Ни в коем случае. Мстислав Всеволодович был одной из ключевых фигур в отечественной космонавтике, подлинным генератором идей. Обладал не только энциклопедическими знаниями, но и колоссальной интуицией. По его инициативе начиналось практическое обсуждение многих принципиальных направлений. Например, Келдыш предложил программу исследования космического пространства на искусственных спутниках Земли, план изучения Луны с помощью автоматических станций - достижение ночного светила, облет и фотографирование обратной стороны, а также осуществление мягкой посадки и передачу фотопанорамы.
А что касается вашего предположения о "формальном визировании документов", то для Келдыша такой стиль вообще был неприемлем. Он никогда ничего не делал "механически". Получить его подпись было порой непросто.
В 1966-м я приехал к Мстиславу Всеволодовичу в Академию наук, чтобы он поставил свой автограф на проекте решения Военно-промышленной комиссии (ВПК при Совете министров) о летно-конструкторских испытаниях нового корабля "Союз". Прочитав документ, Келдыш спокойно сказал: "Нет, я это подписать не могу. Нашему институту поручается баллистическое обеспечение "Союза", а для этого необходимо дополнительно установить быстродействующую вычислительную технику. Без этого решить задачу не сможем".
Ответ академика был неожиданным. Руководимый им институт уже много лет занимался расчетами траектории полетов искусственных спутников, пилотируемых кораблей... Может быть, мой собеседник хотел получить дополнительные ассигнования, а, возможно, и в самом деле вычислительные мощности были загружены до предела, но согласованный "наверху" документ президент академии не подписал. Надо было быстро найти выход. Я поехал в Главное управление космической связи (ГУКОС) Минобороны, и там на удивление быстро согласились взяться за разработку баллистического обеспечения. Новый вариант проекта решения Келдыш прочитал очень внимательно и подписал, не сказав ни слова.
- Поддерживал ли Главный теоретик космонавтики идею создания российского корабля многоразового использования "Буран"?
- Не только поддерживал, но и выступал за строительство не маленького, как предлагали вначале представители ВВС, а большого корабля. В 1974-м, если мне память не изменяет, состоялось секретное совещание. "Шаттлы имеют возможность осуществлять боковой маневр, смещая орбиту на 2 тысячи километров, - негромко и спокойно говорил академик. - Это значит, что в зоне его охвата могут оказаться все наши промышленные центры и, конечно же, Москва. Следовательно, у нас должен быть корабль, имеющий аналогичные возможности".
Обошелся этот проект почти в 10 миллиардов долларов. От "Бурана" отказались не только из-за колоссальных денег, которые требовались на его доводку и эксплуатацию, но и потому, что по большому счету он не нужен стране. Может быть, позже Келдыш стал сомневаться в правильности принятого решения...
- Приходилось ли президенту Академии наук поступать вопреки своим принципам, поддаваться партийному диктату?
- Келдыш пользовался огромным авторитетом в ЦК КПСС, у генсека Брежнева, в правительстве. И он мог позволить себе не соглашаться, высказывать свое мнение, отстаивать принципиально важные для дела позиции.
- Каким был Келдыш на работе, в быту? Устраивал ли разносы подчиненным? Любил ли комфорт, вкусно поесть, хорошо отдохнуть?
- Он был очень скромным человеком, я бы сказал, совершенно безразличным ко всему, что мы называем бытом. Когда мы улетали на Байконур для запусков кораблей "Союз", Наталья Леонидовна, секретарь Келдыша в президиуме Академии наук, просила меня: "Поопекайте Мстислава Всеволодовича, он ведь может вообще забыть о еде". Ел он действительно очень мало. В так называемой генеральской столовой официантки предлагали много всего вкусного, но Келдыш на завтрак заказывал обычно только чай, а на обед - бутерброд с колбасой, кофе и пару долек шоколада. А после запуска мог выпить вместе со всеми по праздничному случаю рюмочку коньяку.
Спал он чрезвычайно мало. До 10 - 11 часов вечера засиживался на работе, однако в 9 утра всегда был в своем служебном кабинете. На Байконуре, помню, он поднимался в 6 утра и тихонько, никого не беспокоя, уходил гулять. Мне порой казалось, что он спал всего несколько часов.
Вспоминаю, как Келдыш приехал в командировку на Украину. Днем он встречался с академиком Патоном, поздним вечером уехал в Центр дальней космической связи, где ночью присутствовал на длительном сеансе, а утром вернулся в Киев и продолжил работу в украинской академии наук.
Я часто видел, как на различных заседаниях, да и на тех же сеансах космической связи Мстислав Всеволодович дремал, временами казалось, что он по-настоящему заснул, начинал клониться со стула вбок. Но в последний момент выпрямлялся и задавал очень точные вопросы по существу. Он умел мгновенно схватывать суть дела и видел такие глубокие пласты, которые нередко оказывались вне поля зрения специалистов, готовивших предложения или сложный проект.
Келдыш никогда не повышал голоса, всегда был невозмутим, предельно корректен. Но его тихую речь внимательно слушали и министры, и секретари ЦК КПСС. О "разносах" подчиненных, понятно, и речи быть не могло. Он был прост в общении, доступен. Ни к одному другому президенту Академии наук СССР нельзя было пройти с каким-то вопросом так же легко, как к Келдышу.
В быту академик отличался неприхотливостью. Отдыхал мало. В эти редкие часы любил погулять по лесу или послушать музыку.
- В свое время сообщалось, что от должности президента Академии наук Келдыш был освобожден по его личной просьбе. Это правда?
- Правда. В начале 70-х годов здоровье академика резко ухудшилось. Все чаще он прихрамывал, было видно, что ходить ему трудно. В своей книге бывший министр здравоохранения, руководитель кремлевской медицинской службы Евгений Чазов пишет, что у Келдыша был атеросклероз. Весной 1972-го у академика при ходьбе появлялись такие мучительные боли в ноге, что он не мог преодолеть и 80 метров, вынужден был останавливаться. Обследование показало, что поражены сосуды не только ног, но и нижнего отдела аорты. Чазов сообщил о тяжелой болезни президента Академии наук генсеку Брежневу. "Делайте, что хотите, но Келдыш нам нужен, он должен жить и работать", - необычно жестко отреагировал хозяин Кремля. В Москву был приглашен известный американский хирург Майкл Дебейки (в 1996-м он же присутствовал при операции на сердце тогдашнего президента России Бориса Ельцина). Келдыш лежал на операционном столе около шести часов. Врачи "отремонтировали" не только аорту, сосуды (в частности, был наложен тканевый дакроновый трансплантат), но и "внепланово" удалили желчный пузырь, который мог дать серьезные осложнения.
Операция прошла блестяще. Келдыш вернулся на работу. Но душевное состояние оставляло желать лучшего. Еще до хирургического вмешательства у него произошел, по словам Чазова, "психологический срыв, который позже перерос в тяжелейшую депрессию с элементами самообвинения. Не раз он говорил нам, врачам, что наделал много ошибок и в жизни, и в работе". Человек безукоризненной честности, Мстислав Всеволодович решил, что не может оставаться на посту президента Академии наук. Он сообщил о своем решении руководству страны. Но и Брежнев, и Косыгин были решительно против этого. Около полутора лет Келдыша уговаривали передумать, пытаясь убедить, что он нужен стране, науке. Но академик настаивал на своем. И в мае 1975-го его отставка была принята.
- Как умер Келдыш? Об этом разные ходили слухи...
- Здесь действительно много неясного. После того как он оставил пост президента Академии наук, настроение у него вроде бы заметно улучшилось. Мне приходилось встречаться с академиком и после отставки. Он производил впечатление спокойного, уверенного человека. Но, видно, что-то тщательно скрываемое Келдышем нарушало его душевное равновесие, подтачивало изнутри. Трагедия произошла в воскресенье, 24 июня 1978 года на даче Мстислава Всеволодовича. Он пошел в гараж, прикрыл ворота, сел в машину и включил двигатель, который стал работать на холостых оборотах. Через некоторое время от отравления угарным газом Келдыш скончался. Но даже в секретном сообщении, направленном в ЦК КПСС, говорилось, что академик отравился случайно -мол, почувствовал себя плохо и потерял сознание или просто готовился к поездке и не заметил, как угарный газ проник в кабину...
Однако многие из тех, кто хорошо знал Келдыша, считают, что он добровольно ушел из жизни. Я тоже думаю так. Академик мог забыть пообедать, но ворота в гараже открыл бы обязательно, если собирался завести машину. Он прекрасно понимал, какую опасность представляют выхлопные газы машины в замкнутом пространстве. В случайность верится с трудом, особенно если учесть его глубочайшую депрессию.
- Последний вопрос: если так, почему он решил уйти из жизни в 67 лет?
- Об этом можно только гадать. Келдыш был настоящим интеллигентом, человеком большой внутренней культуры. Уже будучи профессором МГУ, он часами выстаивал по ночам очередь к театральной кассе, чтобы утром купить дефицитные билеты в Консерваторию или Большой театр. Возможно, его натура, чуткая к неправде, лицемерию, идеологическому насилию, все тяжелее воспринимала окружающую действительность. Может быть, сыграл какую-то роль и моральный урок, преподанный нашим гражданам академиком Сахаровым. К себе Келдыш относился неоправданно сурово, считая, что не сумел избежать серьезных ошибок (хотя в любом случае его позитивный вклад неизмеримо весомее). Не исключаю и того, что сказались многолетние колоссальные перегрузки, нервное напряжение, хроническое недосыпание... Его уход стал по-настоящему тяжелой утратой для страны.

Келдыш Мстислав Всеволодович – советский учёный в области математики, механики, космической науки и техники, организатор науки, академик АН СССР, доктор физико-математических наук, профессор. Родился 29 января (10 февраля) 1911 в Риге В 1915 семья Келдышей переехала из прифронтовой Риги в Москву. В 1919-1923 Келдыш жил в Иваново. После окончания в 1931 г. физико-математического отделения МГУ М. В. Келдыш был направлен на работу в Центральный аэрогидродинамический институт. Келдыш проработал в ЦАГИ до декабря 1946 сначала инженером, затем - старшим инженером, начальником группы, а с 1941 - начальником отдела динамической прочности.

Продолжая работать в ЦАГИ, Келдыш поступил осенью 1934 в аспирантуру Математического института имени В.А. Стеклова АН СССР к Лаврентьеву, где занимался вопросами теории приближений функций, тесно связанными с прикладной тематикой его работы (гидро-, аэродинамика). В 1935 ему без защиты присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1937 - степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности "аэродинамика".

Еще в середине тридцатых годов академик И.М. Виноградов пригласил М.В. Келдыша в докторантуру Математического института им. В.А. Стеклова АН СССР (МИАН). Здесь Келдыш в 1938 г. защитил докторскую диссертацию на тему "О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций". К исходу войны М.В. Келдыш, продолжая работать в ЦАГИ, получил возможность вновь вернуться к активной научной деятельности в МИАН, где в апреле 1944 г. был создан отдел механики, которым до 1953 г. он и заведовал. Со временем главными задачами отдела стали ракетодинамика и прикладная небесная механика.

В годы войны М. В. Келдыш работал на авиационных заводах, где он как руководитель отдела ЦАГИ курировал противофлаттерные конструкции. В апреле 1942 ему была присуждена Сталинская премия II степени за научные работы по предупреждению разрушения самолетов. В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолетные КБ и на авиационные заводы. Эта его деятельность была отмечена орденами Трудового Красного Знамени (1943) и Ленина (1945). В 1944 Келдыш был награжден медалью "За оборону Москвы".

В сентябре 1943 г. Мстислав Всеволодович избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических наук. В июне 1944 стал заведующим незадолго перед тем созданным отделом механики в Математическом институте АН СССР и оставался в этой должности до 1953 г. При отделе работал научный семинар, объединивший специалистов по аэромеханике. Одновременно возобновил преподавательскую деятельность в МГУ, начавшуюся в 1932, он читал лекции на механико-математическом и физико-техническом факультетах, был заведующим кафедрой термодинамики, руководил научно-исследовательским семинаром по теории функций комплексного переменного. С 1942 по 1953 Келдыш - профессор МГУ.

В августе 1950 г. он назначен начальником научным руководителем головного научно-исследовательского института (НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, ныне Центр имени М.В. Келдыша). С приходом в НИИ-1 в поле его творческой деятельности попадают проблемы, связанные с созданием реактивных двигательных установок большой мощности для оснащения крылатых ракет со всем шлейфом научно–технических вопросов по сверхзвуковой газодинамике, тепломассообмену, теплозащите и др.

Признанием заслуг ученого в решении оборонной проблемы явилось присвоение М.В. Келдышу в 1956 г. звания Героя Социалистического Труда, а в 1957 г. присуждение Ленинской премии. В 1961 г. за особые заслуги в развитии ракетной техники, в создании и успешном запуске первого в мире космического корабля "Восток" с человеком на борту М.В. Келдышу звание Героя Социалистического Труда было присвоено вторично. В 1971 г. за исключительные заслуги перед государством в развитии советской науки и техники, большую научную и общественную деятельность и в связи с шестидесятилетием был удостоен в третий раз звания Героя Социалистического Труда и золотой медали "Серп и молот". Награжден золотой медалью им. К.Э. Циолковского за выдающийся вклад в научную разработку проблем изучения и освоения космического пространства (1972 г.); золотой медалью им. М.В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области математики, механики и космических исследований (1975 г.).

Возглавляя Академию наук СССР с 1961 по 1975 гг., оказывал всемерную поддержку развитию в нашей стране не только математики и механики, но и новых направлений современной науки, таких, как кибернетика, квантовая электроника, молекулярная биология и генетика.

Президент АН СССР с 19 мая 1961 г. по 19 мая 1975 г. В 1971 за исключительные заслуги перед государством в развитии советской науки и техники, большую научную и общественную деятельность и в связи с 60-летием Келдыш стал трижды Героем Социалистического Труда.

В работах Келдыша исследуются различные вопросы механики и математики: теория колебаний, аэродинамика, теория волн на поверхности тяжелой жидкости, теория удара о воду, приближенное интегрирование дифференциальных уравнений, вырожденные эллиптические уравнения на границе области, теория потенциала, конформные отображения, теория собственных функций и собственных значений для несамосопряженных дифференциальных уравнений. В области аэромеханики он работал над развитием теории неустановившихся движений крыла. Доказал для газа теорему Жуковского, поставил и решил основные задачи устойчивости решений проблемы Дирихле. Келдышу принадлежит ведущая роль в развитии теории приближения функций комплексного переменного рядами полиномов. В теории квазиконформных отображений известны теоремы Келдыша и Келдыша- Седова. Большое значение имеют труды Келдыша по теории, расчету и разработке мер устранения различного рода вибраций на самолете. Является автором монографии "Шимми переднего трехколесного шасси" (1945г.). В работах Келдыша, посвященных аэрогидродинамике, даются важные качественные выводы о свойствах движения жидкостей и газов, в частности Келдыш открыл, что при некоторых видах вибраций крыла, движущегося в воздухе, появляется тянущая сила. Участвуя в создании судов на подводных крыльях, развил теорию крыльев, движущихся на небольшой глубине под поверхностью воды. Принципиальное значение имеют теоретические работы Келдыша по определению влияния сжимаемости воздуха на подъемную силу крыла. В области аэродинамики и гидродинамики Келдыш является талантливым продолжателем исследований Н.Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина. Многие из разработанных Келдышем методов математики успешно применяются при решении задач физики и техники. Внес большой вклад в развитие космонавтики, вычислительной математики и техники в СССР.

Мстислав Всеволодович награжден орденами Ленина (1945, дважды 1954, 1956, 1961, 1967, 1975), Трудового Красного Знамени (1943, 1945, 1953), медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1945), "800 лет Москвы" (1947), "20 лет Победы" (1965), "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина" (1970), "30 лет Победы" (1975). Кавалер ордена "Почетного Легиона (Командор)" (1971), высших орденов ряда других стран.

Гений Мстислава Келдыша послужил не только мировой науке, но и нашей современности. Без его открытий еще долгое время были бы невозможны ни космический прогресс, ни революция вычислительной техники

Мстислав Всеволодович Келдыш" border="0">

"Надо видеть в науке силу, которая преобразует мир." Мстислав Келдыш

10 февраля 1911 г. в городе Риге в семье инженера-строителя Келдыша на свет появился очередной ребенок. Семья Мстислава могла похвастаться и математиками, и физиками, и учеными других специальностей. Единственным ее недостатком по тому времени были дворянские корни.

В 1927, несмотря на желание отца вырастить из сына инженера, Мстислав Всеволодович Келдыш поступил на физико-математический факультет МГУ, чтобы стать математиком. С этого шага начался тернистый путь выдающегося новатора, мирового ученого и будущего Главного теоретика российской космонавтики.

Имя Мстислава Всеволодовича Келдыша для советского народа долгое время ассоциировалось с именем другого гения космической промышленности СССР – С. П. Королева. Инженер, выдающийся руководитель, ученый на стыке физики, математики и техники. Даже характер М. В. Келдыша – пример уникального набора качеств, которые делают из простых людей несгибаемый рычаг прогресса.

Еще ассистентом М. В. Келдыш много преподавал: в Высшем инженерно-строительном училище, в Военно-инженерной академии, в Государственном электромашиностроительном институте (ГЭМИ), затем в Государственном станкоинструментальном институте (СТАНКИН). Он любил науку и с легкостью делился своими знаниями с каждым.

После выпуска в 1931 г. М. В. Келдыш распределился в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Степень кандидата физико-математических наук и кандидата технических наук со званием профессора он получил в последующие четыре года даже без защиты диссертации. А докторскую степень защитил в один год со своей свадьбой (1938).

О быте его семьи в 1941–1945 гг. и трудностях послевоенного времени подробно писала жена, Станислава Валерьяновна, в воспоминаниях 1985–1987 годов. Несмотря на эвакуацию семьи в Казань, М. В. Келдыш не оставлял своей работы ни на минуту, успешно выполняя одно поручение руководства страны за другим. Вскоре ученые ЦАГИ вернулись в Москву, оставив семьи в Казани.

В 1942 году семья Келдыша, устав от разлуки и неопределенности, тайно пробралась на товарный состав с оборудованием и вернулась в город Жуковский, откуда их эвакуировали. На все возражения мужа Станислава Валерьяновна отвечала, что никуда больше не уедет. Через какое-то время Мстиславу Всеволодовичу дали хорошую квартиру в новом доме на Садово-Спасской улице, где семья прожила порядка двадцати лет.

Летом 1944 в Математическом институте АН СССР создали новый отдел – механики, и М.В. Келдыш, получил должность его заведующего. В эти годы он совмещал сразу и преподавательскую деятельность в МГУ, и руководство кафедрой термодинамики, и работу над двумя научными семинарами: по ТФКП в МГУ и по аэродинамике в МИАН. Еще через пару лет, чтобы выполнить поставленную задачу о создании отечественной термоядерной бомбы, Мстислав Всеволодович специально организовал при МИАН расчетное бюро.

С 1946 и вплоть до 1961 года М. С. Келдыш был избран руководить НИИ-1 (Реактивный научно-исследовательский институт), что позволило ему в 1954 г. совместно с С. П. Королевым и М. К. Тихонравовым предложить и успешно воплотить идею первого искусственного спутника Земли. В этот период Мстислав Всеволодович почти все свое время посвящал развитию космонавтики в Советском Союзе. В народе много шутили о "трех главных К" космической отрасли: И. В. Курчатове, С. П. Королеве и М. В. Келдыше.

На посту главы АН СССР (1961–1975 гг.) Мстислав Всеволодович, будучи членом многих иностранных научных кругов, часто и много ездил по стране. Он регулярно выезжал за границу, всячески поддерживая международное сотрудничество, прославившее ученых СССР за рубежом. Академик был приставлен к множеству иностранных наград, его приглашали на конференции и в университеты, его знали ученые Европы, Америки, о нем слышали в Азии.

М. В. Келдыш работал над дифференциальными уравнениями, вырождающимся на границе, над проблемами задач Дирихле и Неймана для уравнения Лапласа , подробно рассматривал теорию приближения функций полиномами, занимался численными методами решения многомерных задач. Именно он впервые доказал полноту системы собственных и присоединенных функций для несамосопряженных операторов в частных производных и изучил асимптотическое поведение собственных значений. Его исследования во многом продолжали и обобщали теории таких русских ученых, как Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, П. Л.Чебышев.

Работы Мстислава Всеволодовича породили несколько принципиально новых разделов науки, к примеру – о прочности авиационных конструкций. Стараниями М. В. Келдыша и М. А. Лаврентьева родилась школа теории приближений в комплексной области. А главной его заслугой можно считать вычислительную математику, без которой невозможно было бы не то что освоение космоса, но даже предсказание погоды.

По свидетельствам современников, Мстислав Всеволодович не признавал теории в отрыве от практики. Все его новаторские идеи и решения служили конкретным научно-техническим задачам, а открытия были следствием конструкторской деятельности.

Единственными слабостями академика были его любимые дети, театр и долгие прогулки. Он мог часами блуждать в одиночестве вокруг своей дачи в Абрамцево, запоминая приглянувшиеся полянки и тропинки. Частенько он и его коллеги выезжали с семьями на грибную охоту. Как вспоминает его дочь, Светлана, "отец никогда не собирал грибы сам. Он всегда, аккуратно отодвинув листву палкой, громко оповещал всех о находке, чтобы полюбоваться видом счастливой детворы, наперегонки летящей за добычей".

Чтобы оценить вклад М. В.Келдыша в советскую науку, достаточно осознать, что при жизни он трижды получил высшую степень отличия - звание "Героя Социалистического Труда: за участие в создании термоядерного оружия (1956), за особые заслуги в развитии ракетной техники, в создании и успешном запуске первого в мире космического корабля с человеком на борту (1961) и за исключительные заслуги перед государством (1971)." В истории Советского Союза такое случалось всего 16 раз. В числе его наград – 7 орденов Ленина, 3 ордена Трудового Красного Знамени, Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР, Большая золотая медаль им. М. В. Ломоносова АН СССР, Сталинская и Ленинская премии…

В честь ученого ставили памятники, создавали марки и медали, учреждали стипендии; называли улицы, институты, минералы (келдышит), даже малую планету (астероид 2186) и кратер на Луне. А в 1980 году его имя дали российскому научно-исследовательскому судну с 17 лабораториями и собственной библиотекой, которое с 1982 года использовалось как база для аппаратов "Пайсис-VII" и "Пайсис-XI", а после – "Мир-1" и "Мир-2".

О судне длиной в 122 метра и водоизмещением 6345 тонн в 90-е гулял анекдот:
– Что такое большая квартира в понимании нового русского?
– Это когда в углу скромно расположился аквариум, в котором плавает "Академик Келдыш".

В 1973 году из-за проблем с сердцем он перенес тяжелую операцию на кровеносных сосудах, но все равно работал вплоть до самой смерти. Когда здоровье начало совсем подводить академика, тот, по легенде, почти полтора года выпрашивал у Брежнева отставку. 24 июня 1978 года в возрасте 67 лет ученый скончался от сердечного приступа в собственной машине, собираясь возвращаться в Москву с дачи. В том же году АН СССР учредила Золотую медаль им. М. В. Келдыша.

Урну с его прахом установили 12-й по правой стороне в некрополе Кремлевской стены на Красной площади.

Думаю, вообще очень немногое может быть сравнимо с тем чувством,
которое овладевает человеком, когда он сделал научное открытие.

Мстислав Келдыш

Мстислав Всеволодович Келдыш (10 февраля 1911 - 24 июня 1978) - советский механик и математик. Академик Академии Наук СССР (1946). С 1953 года - член Президиума, с 1960 года - вице-президент, с 1961 года по 1975 год - президент АН СССР.

Келдыш родился в Риге в семье адъюнкт-профессора Рижского политехнического института Всеволода Михайловича Келдыша, крупного инженера-строителя, впоследствии академика и вице-президента Академии строительства и архитектуры. Отец и мать Мстислава происходили из дворянских семей, знали французский и немецкий языки, играли на фортепиано, любили музыку и искусство. Они развивали творческие способности детей, занимались их образованием.

В 1915 семья Келдышей переехала из прифронтовой Риги в Москву. В 1919—1923 Келдыш жил в Иваново, где его отец преподавал в политехническом институте, организованном по инициативе М. В. Фрунзе. В Иваново начал обучение в средней школе, получив необходимую начальную подготовку в домашних условиях у Марии Александровны. По возвращении в Москву (1923) стал учиться в школе со строительным уклоном (опытно-показательной № 7), летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим.

Из четверых сыновей только младшему, Славе, нравилась отцовская специальность, поэтому он окончил школу со строительным уклоном. Но в инженерно-строительный институт его не приняли (исполнилось только 16 лет), и по совету сестры он в 1927 году поступает в Московский университет на математическое отделение. Склонность к математике и другим точным наукам проявилась у Мстислава еще в школе. Те, кто работал с ним позже, отмечали также его незаурядную инженерно-строительную интуицию.

После окончания МГУ М.В. Келдыш в 1931 г. был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где работал до декабря 1946 г. сначала инженером, а с 1941 г. - начальником отдела динамической прочности. Молодой специалист сразу стал известен в научном коллективе института, поражала его способность быстро решать новые проблемы.

Научную жизнь ЦАГИ в это время возглавлял выдающийся отечественный механик С. А. Чаплыгин, под его руководством регулярно проводился научный семинар, аккуратным участником которого стал Келдыш.

С 1934 г. Мстислав Всеволодович совмещает работу в ЦАГИ и Математическом институте им. В.А. Стеклова АН СССР (МИАН). Он вел научные исследования в МИАН, прервав их на три военных года, до 1953 г. О стремительности научного роста молодого математика красноречиво свидетельствуют даты:

сентябрь 1934 г. - поступает в аспирантуру МИАН;

1935 г. - без защиты диссертации М.В. Келдышу присуждают ученую степень кандидата физико-математических наук;

1936 г. - без защиты получает степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности "аэродинамика";

январь 1938 г. - защита докторской диссертации на тему "О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций".

Во время войны семья М.В. Келдыша эвакуировалась в Казань. Поначалу жили в помещении спортзала, перегороженного простынями, потом получили комнату в Доме профессоров Казанского авиационного института. Семья пережила голод, холод, тяжелое заболевание четырехмесячного сына... Мстислав Всеволодович заботился о семье, но мог прилетать в Казань только на несколько дней. В эти годы он работал на авиационных заводах и как начальник отдела динамической прочности ЦАГИ курировал проблему вибраций в самолетостроении.

Келдыш занимался механикой и аэрогазодинамикой летательных аппаратов. Большое значение имеют работы Келдыша, связанные с решением проблемы флаттера, который в конце 1930-х гг. стал препятствием в развитии скоростной авиации. Работы Келдыша в области аэродинамики больших скоростей имели важное значение для развития реактивной авиации. Келдышем были также найдены простые конструктивные решения для устранения явления шимми - самовозбуждающихся колебаний носового колеса шасси самолёта.

Келдыш участвовал в работах по созданию советской термоядерной бомбы. По мнению директора МИАН академика И.М. Виноградова, "он в любом приложении математики способен разобраться лучше всякого". Для этого в 1946 г. организовано специальное расчетное бюро при МИАН. Именно за участие в создании термоядерного оружия Келдышу в 1956 г. было присвоено первое звание Героя социалистического труда.

В 1946 г. Келдыш был назначен начальником НИИ-1 Министерства авиационной промышленности. С 1950 г. стал научным руководителем этого учреждения и занимал этот пост до 1961 года. Он был одним из основоположников развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем, возглавив с середины 1950-х годов разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем - полётов к Луне и планетам Солнечной системы. Он руководил научно-техническим советом по координации деятельности по созданию первого искусственного спутника Земли, внёс большой вклад в осуществление программ пилотируемых полётов, в постановку научных проблем и проведение исследований околоземного космического пространства, межпланетной среды, Луны и планет, в решение многих проблем механики космического полёта и теории управления, навигации и теплообмена. Важное место в деятельности Келдыша занимало научное руководство работами, осуществляемыми в сотрудничестве с другими странами по программе «Интеркосмос». Его деятельность в области космонавтики долгое время была засекречена, и в газетах Келдыш условно назывался «теоретик космонавтики», притом, что он был известен как Президент АН СССР. Второе звание Героя социалистического труда Келдыш получил в 1961 г. после первого пилотируемого космического полёта.

М.В. Келдыш руководил большими коллективами, создававшими ракетно-ядерный щит Советского Союза. Автор многих научно-исследовательских идей, он одним из первых предугадал роль вычислительной математики и техники в повышении эффективности научно-технического поиска.

Успех прикладных работ ученого был зачастую обусловлен не только его глубокой интуицией инженера-механика и экспериментатора, но и выдающимся талантом математика - тонкого теоретика и творца вычислительных методов. В 1953 г. был создан Институт прикладной математики АН СССР (ИПМ) во главе с М.В. Келдышем, который оставался его бессменным директором до 24 июня 1978 г.

С именем Келдыша связано развитие в СССР современной вычислительной математики, он руководил работами по созданию советских ЭВМ для расчетов по атомной и ракетно-космической тематике (начиная с ЭВМ «Стрела»). Он не только руководил научным коллективом, но и лично участвовал в создании новых вычислительных методов и алгоритмов.

Келдыш также был председателем Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР (1964—1978), членом многих иностранных академий (в том числе Международной академии астронавтики), научных учреждений и Международной общественной премии Гуггенхеймов по астронавтике.

В 1955 году Келдыш подписал «Письмо трёхсот». Во время пропагандистской кампании против А. Д. Сахарова Келдыш подписал антисахаровское заявление, но не допустил исключения Сахарова из Академии, более того он лично встречался с Андроповым, ходатайствуя о Сахарове.

Избрание 19 мая 1961 г. М.В. Келдыша президентом Академии наук СССР означало заслуженное признание его не только как выдающегося ученого, но и как блестящего организатора науки. Он был президентом АН СССР до 1975 г., за эти годы Академия стала крупнейшим в мире центром фундаментальной науки. Годы, когда пост президента АН СССР занимал Келдыш, были периодом значительных достижений советской науки, были созданы условия для развития новых разделов науки - молекулярной биологии, квантовой электроники и др.

Мстислава Всеволодовича знали во всем мире, отождествляя успехи советской науки с его личностью. В этот период космонавтика стала предметом пристального внимания Мстислава Всеволодовича, недаром его считали Теоретиком космонавтики. Под его руководством развивались новые направления в исследовании космоса, созданы Институт космических исследований и Институт медико-биологических проблем. При участии Мстислава Всеволодовича обсуждались программы пилотируемых полетов и планетных исследований, перспективные проекты. Например, он выдвинул планы изучения атмосферы Венеры с помощью аэростатных зондов, полета к комете, создания марсохода и возвращения на Землю марсианского грунта, строительства пилотируемых орбитальных комплексов путем наращивания модульных конструкций, запусков астрофизических обсерваторий. Чтобы понять суть отдельных проблем космонавтики и иметь возможность влиять на принятие решений, М.В. Келдыш активно работал в Совете главных конструкторов. Мстислав Всеволодович способствовал налаживанию научных связей с другими странами в деле исследования космоса и участию наших ученых в престижных международных космических проектах.

До конца жизни Келдыш оставался патриотом страны, настоящим интеллигентом. Когда тяжелая болезнь и операция на сосудах, перенесенная им в 1973 г., не позволили продолжать работу в привычном ритме, он отказался от поста президента АН СССР.

24 июня 1978 года тело М. В. Келдыша было найдено в автомобиле «Волга», находившемся в гараже на его даче. Официальное сообщение гласило, что смерть наступила в результате сердечного приступа. В то же время получила широкое распространение версия о том, что он покончил жизнь самоубийством, отравившись выхлопными газами автомобильного двигателя, пребывая в глубокой депрессии.

Известный российский журналист, популяризатор науки, Ярослав Голованов писал: «Последние годы много и тяжело болел, сам попросил, чтобы президента Академии переизбрали… Он умер на 69-м году жизни. Потом уже возник нелепый миф о самоубийстве Келдыша. А дело было так. Мстислав Всеволодович собирался с дачи поехать в Москву. Открыл гараж, сел в свою «Волгу», завёл машину и… умер. За рулём включённого автомобиля его обнаружил сосед по даче академик Владимир Алексеевич Кириллин. Врачи быстро установили, что причиной смерти стали не выхлопные газы (да и ворота гаража были распахнуты!), а больное сердце».

Урна с прахом Мстислава Всеволодовича Келдыша установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Память о Келдыше увековечена в многочисленных памятниках, бюстах и мемориальных досках.

Имя Келдыша носят:

  • Площадь Академика Келдыша (Москва)
  • Улица в Риге
  • Улица в городе Жуковский (Московская область)
  • Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН
  • Научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш»
  • Кратер на Луне
  • Малая планета
  • Минералы «келдышит» и «пара-келдышит»
  • Золотая медаль имени М.В. Келдыша Российской академии наук (до 1991 года — АН СССР) за выдающиеся научные работы в области прикладной математики и механики, а также теоретические исследования по освоению космического пространства, присуждается с 1980 года



Имя Келдыша носят следующие математические объекты:

  • Теорема Келдыша
  • Теорема Келдыша-Седова

По материалам Википедии и статьи Г.Н. Езеровой «Мстислав Всеволодович Келдыш. Биографический очерк».