Занимательная география в вопросах. Занимательная география Перед вами презентация различных интересных географических вопросов, фактов и сведений. Она предназначена не только для того, чтобы

Интересные факты из географии разных стран :

  • Самой холодной столицей мира считается Улан-Батор (Монголия)
  • В озеро Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна (Ангара)
  • Королевство Тонга - единственная монархия в Океании
  • Транссибирская магистраль пересекает ровно 3901 мост
  • В состав архипелага Филиппины входит 7107 островов
  • Менее 1 процента Карибских островов обитаемы
  • На флаге Ирана 22 раза повторена надпись «Аллах акбар»
  • 7 самых больших стран мира (Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия и Аргентина) занимают половину всей суши планеты
  • В Европе 5 государств, которые граничат только с одним другим государством - Португалия, Дания, Сан-Марино, Ватикан и Монако
  • Извержение мексиканского вулкана Парикутин продолжалось 9 лет (с 1943 по 1952 год). За это время конус вулкана поднялся на 2774 метра
  • На центральной площади канадского городка Глэндон возвышается его официальный символ - вареник высотой 9 метров и весом 2700 кг
  • Лондонский эквивалент Нью-Йоркской Уолл-Стрит носит название Ломбард-Стрит
  • В государстве Того мужчина, сделавший комплимент женщине, обязан на ней жениться
  • Пять районов Нью-Йорка: Бронкс, Бруклин, Куинс, Стейтен-Айленд, Манхэттен
  • В Европе нет ни одной пустыни. Это единственная часть света, где нет пустынь
  • В состав Японии входит более 3900 островов
  • Из 25 самых высоких вершин мира, 19 находятся в Гималаях
  • Ганг имеет самую большую дельту из всех рек
  • В США целых 3 города Перу и еще 9 Парижей
Еще немного...
  • Самое маленькое государство – Ватикан - 44 гектара
  • Государство, занимающее целый континент – Австралия
  • Самое большое островное государство – Индонезия
  • Материк с наибольшим числом границ – Африка-108
  • Самая длинная граница между соседними государствами –
    8963 км, между США и Канадой
  • Самое многонациональное и многоязычное государство Индия - более 500 народностей и племён говорит более чем на 800 языках и 1600 диалектах
  • Самый высокий уровень рождаемости в Африке
  • Самый высокий уровень смертности в Африке
  • Самая многонаселённая столица – Токио –25,8 млн.человек
  • Самый богатый монарх современности – султан Брунея Даруссалама Муда Хассанал Болкиях Муиззаддин Ваддаулах
    (в его дворце – 1778 комнат)
  • В 1974 году в Аргентине, после смерти мужа первым в мире президентом среди женщин стала
    Мария Эстела Мартинес де Перон
  • Старейшая в мире конституция, действующая и поныне – Билль о Правах США принятый в 1789 году
  • Страны, которые совсем не имеют конституции – Израиль, Ливан, Новая Зеландия, Оман и Великобритания.
  • Северный полюс -это единственная точка северного полушария, которая не участвует в суточном вращении Земли вокруг ее оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления.
  • На экваторе день всегда равен ночи, а Солнце дважды в году(в день весеннего и в день осеннего равноденствия) бывает в зените.
  • На краю Сахары местные жители строят свои дома под землёй. Здесь они находят пресную воду и надёжное убежище от песчаных бурь.
  • Сингапур можно из конца в конец проехать на метро. Территория этой страны вытянута с севера на юг на 23 км, с запада на восток на 42 км. Общая протяжённость линий метро 67 км. Здешний метрополитен является самым современным в мире.
  • Белая ночь наблюдается в широтах, где полуденная высота Солнца над горизонтом меньше 18˚, т.е. меньше той высоты, при которой наступает конец астрономических сумерек. Особенно светлые ночи на широте от 59 до 66,5˚,где полуночная высота Солнца меньше 8 градусов.
  • В 450 км. к северу от столицы Намибии лежит Хоба-крупнейший метеорит на Земле. Его вес около 50 тонн.
  • Самый крупный в мире фрукт - плод сейшельской пальмы коко-де-мер весит около 20 кг.

Представьте ситуацию, Вас останавливает на улице репортер какого-то местного канала, с ненавязчивым предложением — ответить на ряд простых вопросов о стране, в которой Вы живете, учитесь, работаете… Если вы сомневаетесь в себе, в своих знаниях — вы найдете тысячи причин уйти от вопросов, захотите удалится, пройти мимо, избегая тем самым весьма щекотливого положения, граничащего с позором. Одно дело — опозориться перед одним человеком и совсем другое — на всю страну.

Недавно, в эфире одного из государственных каналов показали видео именно такой ситуации — в людном месте, в центре Москвы проводился опрос на тему: «как вы знаете географию России». Задавались самые простые вопросы, и к сожалению большая часть «испытуемых» оконфузились…

В связи с этим, мы решили ввести рубрику «Все о России», разделяя статьи на вопросы — ответы по географии, истории, и так далее… Сегодня начнем с географии. Проверьте свои знания здесь и сейчас:

10 простых вопросов по географии России

1 Россия самая большая страна в мире по площади. Где расположена большая часть территории России?

Ответ:На востоке Европы и на севере Азии

Европейская часть страны занимает около 23 % площади. Её границей являются Уральские горы, граница с Казахстаном и реки Кума и Маныч.

Азиатская часть России, занимающая около 77 % территории, лежит к востоку от Урала и называется также Сибирью (однако точное определение границ Сибири является вопросом спорным) и Дальним Востоком.

2 Сколько субъектов в Российской федерации?

Ответ: Российская Федерация состоит из 85 субъектов

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект федерации - название территориальной единицы в Российской Федерации. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Всего — 85 субъектов. Из них — 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округов.

3 Сколько часовых поясов в России?

Ответ: 11 часовых поясов

Время в России регулируется Федеральным законом «Об исчислении времени», в соответствии с которым с 26 октября 2014 года установлено 11 часовых зон. Любопытно, что Республика Якутия занимает целых три часовых пояса, Сахалинская область два, тогда как остальные России лежат в черте единственного часового пояса.

4 Сколько стран граничит с Россией?

Ответ: 18 государств

Россия признаёт наличие границ с 18 государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией,Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, КНР, Монголией, КНДР, Японией и США, а также частично признанными Республикой Абхазией и Южной Осетией.

5 Сколько рек и озер в России?

Ответ: Более 2,8 млн рек и ∼ 2 747 997 млн озёр

В России более 2,8 млн рек общей длинной 12,4 млн км. Большее количество этих рек – относительно небольшие и их длина обычно не более 100 километров. Но вот что касается больших рек, то они поистине огромны и достигают шокирующих размеров. Подробнее о самых больших реках России —

В России 2 747 997 озёр общей площадью 408 856 км (без учёта Каспийского моря). Крупнейшее озеро - Каспийское море. Из озёр в традиционном смысле крупнейшими по площади являются Байкал (31 722 км²), Ладожское (17 872 км²), Онежское (9693 км²) и Таймыр (4560 км²), а по объёму Байкал (23 516 км³), Ладожское (838 км³), Онежское (292 км³) и Хантайское (82 км³), при этом около 96 % всех запасов озёрных вод сосредоточено лишь в восьми крупнейших озёрах, из них 95,2 % приходится только на один Байкал. О самых красивых озерах России по версии нашего журнала —

6 Сколько морей омывает Россию?

Ответ: Россия омывается 1 замкнутым морем и 13 морями, принадлежащими трём океанам

Моря Атлантического океана, омывающие Россию:

  • Балтийское море
  • Чёрное море
  • Азовское море

Моря Северного Ледовитого океана, омывающие Россию:

  • Баренцево море
  • Печорское море
  • Белое море
  • Карское море
  • Море Лаптевых
  • Восточно-Сибирское море
  • Чукотское море
Моря Тихого океана, омывающие Россию:
  • Берингово море
  • Охотское море
  • Японское море
Замкнутые моря, омывающие Россию:
Закат над Каспийским морем, съемка из Космоса

7 Сколько людей проживает в России?

Ответ: Более 146 миллионов человек

Россия считается самой большой страной в мире по размерам собственной территории, а вот что касается численности населения, то здесь наша страна расположилась только на 9 строчке планеты.

  • Китай 1 339 450 000
  • Индия 1 187 550 000
  • США 310 241 000
  • Индонезия 237 556 000
  • Бразилия 193 467 000
  • Пакистан 170 532 000
  • Бангладеш 164 425 000
  • Нигерия 158 259 000
  • Россия 143 300 000

По данным Росстата, на 1 января 2017 года общая численность населения России составляет 146 804 372 человек.

И все же, РФ является наиболее населенным государством Европы. Средняя плотность составляет 8,36 человека на один квадратный километр, однако дело в том, что плотность населения распределена крайне неравномерно. Так, около 80 процентов наших соотечественников в европейской части страны, которая составляет всего лишь 23% всей территории РФ. Если плотность населения, скажем, в Чукотке составляет 0,07 жителя на квадратный км, то в Москве, столице нашей родины, цифры совершенно иные - около 4700 человек на квадратный км!

8 Сколько федеральных округов в России?

Ответ: 8 округов

Все субъекты Российской Федерации объединены в 8 федеральных округов.

Правовой основой создания федеральных округов Российской Федерации является Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе.

В соответствии с этим Указом было образовано семь федеральных округов:

  • Центральный (административный центр — Москва)
  • Южный (административный центр — Ростов-на-Дону)
  • Северо-Западный (административный центр — Санкт-Петербург)
  • Дальневосточный (административный центр — Хабаровск)
  • Сибирский (административный центр — Новосибирск)
  • Уральский (административный центр — Екатеринбург)
  • Приволжский (административный центр — Нижний Новгород)
  • В 2010 году из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ. Он стал восьмым (административный центр — Пятигорск).
  • Указом президента Владимира Путина от 21 марта 2014 г. образован девятый федеральный округ – Крымский. (административный центр — Симферополь), однако позднее, в 2016 году, Владимир Путин включил Крымский федеральный округ в состав Южного федерального округа.

На карте округов отсутствует Крымский округ — старая карта.

9 Сколько городов в России?

Ответ: 1113 городов

По состоянию на 10 октября 2015 года число городов РФ увеличилось до 1113, так как посёлок городского типа Углегорск Амурской области, преобразовывается в город Циолковский.

Тем не менее, он относится к так называемым закрытым городам России (ЗАТО). Ведь именно здесь ведется полномасштабное строительство космодрома «Восточный».

Космодром «Восточный» будет располагаться недалеко от расформированного в 2007 году космодрома «Свободный». О закрытых городах России —

Крупнейшими городами России являются:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж.


Президент России Владимир Путин на космодроме Восточный, 14 октября 2015 года

Ответ: Эльбрус / Каспийское море

Каспийское море — крупнейший на Земле замкнутый водоём, который может классифицироваться как самое большое бессточное озеро, либо как полноценное море, из-за своих размеров, а также из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Расположено на стыке Европы и Азии.

Самая низкая точка России расположена далеко на юге – у самого Каспийского моря, где на Прикаспийской низменности абсолютные отметки достигают -28 метров! Другими словами, эта территория располагается почти на тридцать метров ниже уровня Мирового океана.

Конечно, ей далеко до абсолютного чемпиона – Мёртвого моря, которое лежит ещё на 400 метров ниже океанских берегов, но и высота девятиэтажного дома – это тоже немало.

Прикаспийская низменность когда-то была дном огромного моря, на память о котором нам остался необъятный Каспий.

На современном этапе развития образовательного процесса большое внимание стало уделяться применение которых способствует повышению интереса к предмету и адаптации детей в жизни.

Одной из часто применяемых форм является викторина. Она способна привлечь внимание ребенка к изучению предмета за счет неординарности используемых вопросов. А также это, пожалуй, одна из самых знакомых с детства игр, которая заключается в ответах на поставленные вопросы.

География относится к наукам довольно сложным, но интересным, если правильно построен процесс подачи материала детям. Поэтому викторина по географии может служить формой обучения, которая позволит держать детей в постоянном напряжении и мотивировать поиск ответов на поставленные педагогом вопросы.

Викторина как часть урока

Ведя речь об образовательном процессе, невозможно не сказать об использовании на уроке такой формы обучения детей, как «викторина по географии». Известно, что существует три основных этапа урока, это:

  • актуализация знаний учащихся;
  • изучение нового материала;
  • рефлексия.

Использование викторины может быть во всех трех случаях, безусловно, если вопросы по географии составлены правильно.

Этап актуализации - вопросы должны быть составлены так, чтобы учащиеся могли вспомнить основные моменты ранее полученных знаний, которые помогут при изучении нового материала.

На этапе изучения нового материала предлагаемые учителем вопросы должны стимулировать детей на поиск ответов («а почему?», «для чего?», «по какой причине?», «с чем это связано?», «к чему может привести?»). На данном этапе лучше всего использовать небольшое количество вопросов, но они должны быть емкими по своему содержанию.

Этап рефлексии. В данном случае вопросы должны предполагать ответы, требующие знаний, полученных в ходе изучения нового материала урока. Их тоже должно быть немного, но они направляются на основные моменты. Лучше всего рефлексию в виде викторины проводить письменно - это позволит получить дополнительные оценки ученикам, а учителю даст возможность проанализировать уровень усвоения образовательного материала.

Викторина как часть внеурочной деятельности

Вообще, чаще всего применяется викторина по географии как вид Использование ее помогает в течение всего года поддерживать у ребят интерес к образовательному процессу.

Вопросы для викторины по географии могут быть самыми разнообразными и затрагивать разные ее аспекты. Например, о родном крае или приурочены к определенной теме. Участие детей в такого рода мероприятиях позволяет не только повысить уровень знания по предмету, но и развивать функции мыслительного процесса, а также умение анализировать и делать выводы.

Кроме того, обучающихся на участие можно простимулировать тем, что за принятую активность в викторине будут выставлены оценки согласно полученным ответам. Конечно, «3» и «2» ставить не нужно, дабы не получить обратный эффект от использования данного вида внеурочной деятельности. Наименее активные ребята могут вообще остаться без отметок.

Виды географических викторин

Викторина по географии может быть нескольких видов, это:

1. Тематическая. Вопросы в данном случае составляются по определенно изученной теме. Она обычно имеет место быть на уроках, связанных с обобщением учебного материала, то есть для подготовки к контрольной работе.

2. Межтематическая (составление вопросов должно предусматривать при ответе на них учащихся использование имеющихся знаний из других областей наук).

3. Развлекательно-развивающая (ответы на поставленные вопросы направлены на использование детьми логического мышления).

Кроме всего вышесказанного, вне зависимости от выбранного педагогом вида викторина на тему «география» должна отвечать следующим критериям:

  • быть интересной, познавательной;
  • соответствовать возрастному составу участников;
  • стимулировать детей к изучению предмета и повышению уровня собственного образования;
  • использованные вопросы должны быть разноуровневыми;
  • предусматривать возможность участия всех желающих, вне зависимости от их уровня образования (низкий, средний, высокий).

Как составить и провести викторину?

Прежде чем педагог начнет составлять вопросы к викторине, ему необходимо определиться с ее видом и целевой принадлежностью. Следующим шагом будет доведение до детей информации о предстоящем мероприятии с объявлением темы и приглашением принять участие.

Основной частью викторины считаются правильно составленные вопросы по географии, они должны соответствовать следующим показателям:

  • соответствовать выбранной теме;
  • соответствовать возрастному критерию участников;
  • быть разноуровневыми (предусматривать участие разных учеников);
  • построение вопросов должно быть понятно не только учителю, но и учащимся,
  • предусматривать построение развернутых ответов, что способствует развитию речи и мыслей у детей;
  • затрагивать различные стороны науки географии.

О времени проведения викторины предполагаемые участники должны быть извещены заранее.

Место проведения должно соответствовать числовому количеству участвовавших. Кроме того, если мероприятие предусматривает ответы в письменном виде, значит, наличие листов с вопросами викторины должно быть в достаточном количестве.

Перед тем как приступить к выполнению заданий, учащихся необходимо известить о времени, отводящемся на выполнение работы и разбалловке заданий (если она предусмотрена). Только при соблюдении всех вышеперечисленных критериев викторина по географии будет успешной.

Викторина как метод подготовки к экзаменам

Используйте данный вид деятельности на всех этапах обучения, и викторина может стать хорошим подспорьем для подготовки детей к выпускным экзаменам. Поскольку ЕГЭ предусматривает наличие вопросов по предмету и выбор учеником правильного ответа, то викторина по географии с ответами как нельзя лучше способствует развитию данного умения среди обучающихся.

Дети, которые привыкают к данной форме опроса, чувствуют себя более комфортно при сдаче ЕГЭ, делают меньше ошибок, так как научены правильному проведению анализа предлагаемых ответов.

География России

Пожалуй, самым большим блоком при изучении данного предмета является «География России». Ей отводится целый год обучения. Если посмотреть на карту мира, то наша страна занимает огромную территорию. В связи с этим учащиеся должны получить большой объем знаний, промежуточный контроль которых можно осуществлять при помощи использования данного метода.

Викторина по географии России должна составляться с использованием не только учебного материала, но и затрагивать вопросы современности. Данная процедура должна проводиться с целью развития у детей заинтересованности в происходящих событиях. Только в этом случае можно говорить о воспитании всесторонне развитой личности.

Уроки занимательной географии

Безусловно, викторина - это не единственный способ заинтересовать учеников. В методической литературе существует раздел под названием «занимательная география», который предусматривает наличие различного рода заданий для повышения мотивации детей к изучению предмета.

Для учителей, которые находятся в начале своего творческого пути, применение данного метода является залогом успешности. Кроме методической литературы, можно воспользоваться любым интернет-ресурсом, где размещены подробные разработки педагогов-новаторов.

Подведем итог

Необходимо помнить, что только при хорошем отношении к своему делу возможно воспитать лучших учеников! В этом случае занимательная география будет интересна для ребят, предмет принесет пользу в будущем.

Занимательный материал по географии

«География в вопросах и ответах»

    Какое государство расположено сразу в Северном, Южном, Западном и Восточном полушариях?

На нашей планете есть только одно государство, расположенное сразу в Северном, Южном, Западном и Восточном полушариях. Это Республика Кирибати, представляющая собой множество разбросанных по Тихому океану островов.

    Где расположены два острова, жители которых могут встретить Новый Год два раза?

В Беринговом проливе, посередине между Чукоткой и Аляской, расположены Острова Диомида. Большой Диомид принадлежит России, а Малый Диомид - США. Между островами проходит не только государственная граница, но и линия перемены дат. Таким образом солдаты заставы на Большом острове могут встретить Новый Год, затем пройти 4 км до Малого и встретить его ещё раз, тем более сделать это можно без всякой визы благодаря особому договору между странами.

    Как страна живёт по времени, превосходящим гринвичское на дробное число - 5 часов и 45 минут?

Наша планета разделена на часовые пояса, каждый из которых отстоит на один час от предыдущего. Однако некоторые территории, например, Индия или канадский остров Ньюфаундленд, живут по «половинчатому» времени, где смещение относительно соседей составляет не целый час, а полчаса. Самой уникальной страной в этом отношении является Непал - там смещение относительно Гринвича равно 5 часам и 45 минутам.

    Где находится озеро, состоящее из чистого жидкого асфальта?

На острове Тринидад есть озеро Пич-Лейк, состоящее из чистого жидкого асфальта. Это крупнейший в мире резервуар подобного рода. По прогнозам, при текущем уровне добычи озеро будет являться возобновляемым источником асфальта на протяжении 400 лет. Другие подобные озёра есть в Венесуэле и Калифорнии.

    Зачем в 19 веке англичане документально перевели один из островов в статус корабля?

В 1815 году англичане заняли необитаемый Остров Вознесения в Атлантическом океане и построили там военный гарнизон. Однако в государственной казне не нашлось денег для его содержания. Тогда остров переименовали в «Корабль Её Величества "Вознесение", стоящий на рейде», а жителей гарнизона перевели в матросы. Так как на содержание флота Англия никогда не скупилась, деньги были выделены.

    Какая страна ввела на всей территории одинаковое время, отказавшись от четырёх часовых поясов?

Территория Китая простирается с востока на запад на 60° долготы, что соответствует четырём часовым поясам. Однако постановлением правительства во всей стране действует одинаковое время, как в столице Пекине.

    Где растут скрученные в петлю деревья?

На Куршской косе, что в Калининградской области, есть уникальное место, которое называется «Танцующий лес» либо «Пьяный лес». На участке примерно в 1 кв. км растут посаженные в 1980-х годах сосны. Большая часть деревьев причудливо изогнута, а некоторые в нижней части даже «скручены» в петлю. Науке точно неизвестна причина этого феномена, есть только множество гипотез: природные факторы, генетические особенности, воздействие вирусов или вредителей, и даже особая космическая энергетика данного места. Похожее место под названием «Лес Троллей» есть в Дании, и тоже на побережье Балтийского моря.

    Какой советский город был столицей одновременно двух республик?

Город Владикавказ с 1924 по 1934 год был столицей сразу двух автономных республик в составе СССР - Северо-Осетинской и Ингушской. При этом сам город был самостоятельной административной единицей вне состава этих республик.

    Где в Европе находится страна чужаков?

От германского слова Walh, которое означает «чужак, чужестранец», произошли названия нескольких европейских регионов, не связанных географически. Это и Уэльс, и румынская область Валахия, и бельгийский регион Валлония - все эти названия можно перевести как «страна чужаков».

    Какая «деревня» занимает почти 10 миллионов кв. км?

Когда одни из первых исследователей Северной Америки спросили у местных индейцев дорогу к поселению, те указали им направление, сказав: «канада», что в переводе значит просто «деревня». Чуть позже словом Канада исследователи стали называть область, включающую ещё несколько деревень вокруг, затем ещё больший регион и все берега реки Святого Лаврентия. А в 1867 Канадой назвали всю страну, образованную соединением Британских владений в Северной Америке.

    Какое американское государство получило название в результате ошибки картографов?

Когда испанцы под предводительством Колумба высадились на один из американских островов, они назвали его Сан-Хуан в честь Иоанна Крестителя. Административным центром острова вскоре стал городок Пуэрто-Рико («богатый порт»). Но впоследствии картографы перепутали названия острова и города, поэтому сейчас государство именуется Пуэрто-Рико, а его столица - Сан-Хуан.

    Где живёт племя, в котором все женщины специально удлиняют шею на 25-30 см?

На территории Мьянмы и Таиланда живёт племя падаунг, имеющее древнюю традицию удлинять своим женщинам шею с помощью латунных колец. Первое кольцо надевается на девочку в 5 лет, затем они добавляются в течение всей жизни и могут достигнуть общего веса 9 кг. Существует миф, что мышцы шеи у этих женщин атрофируются и снятие колец может вызвать удушье. Однако они могут свободно надевать и снимать кольца. Рентгеновские же снимки показали, что сама шея у женщин не изменяется, а опускается плечевой пояс.

    Какой язык содержит в себе всего 12 букв?

Жители острова Бугенвиль в Тихом океане говорят на языке ротокас, в котором насчитывается всего 12 букв. Алфавит этого языка создан на основе латиницы и содержит буквы a, e, g, i, k, o, p, r, s, t, u, v.

    Почему России было выгодно продать Аляску?

Аляска была продана Соединённым Штатам в 1867 году за сумму чуть больше 100 миллионов долларов в пересчёте на сегодняшний день. Через 30 лет после продажи там открыли месторождения золота и началась знаменитая «золотая лихорадка», а в 20 веке были открыты и крупные месторождения нефти и газа с общими запасами на сумму в 100-180 миллиардов долларов. Однако если бы мы не продавали Аляску, существовал большой риск потерять её вообще без компенсации. Британская империя, с которой у нас были враждебные отношения, могла оккупировать Аляску и присоединить к Канаде.

    Какому городу его жители дали прозвище «три шурупа»?

Название города Уфа на башкирском языке, записанное в верхнем регистре, выглядит как ӨФӨ. Такая стилизованная надпись достаточно часто используется в оформлении, а в народе её прозвали «три шурупа» или «три таблетки».

    Где находится горный массив, имеющий форму почти идеального кольца?

Горный массив Кондёр в Хабаровском крае - это единственный массив в мире, имеющий форму почти идеального кольца. При этом он является не кратером вулкана, а следствием магматической интрузии - выхода магматических пород из глубинных слоёв земли.

    Какой российский регион считает своей территорией Тайвань?

Республика Тыва вошла в состав СССР и РСФСР только в 1944 году, а до этого была независимым государством после отделения от Китая в 1911 году. Но Китай не признавал независимости Тывы, а сейчас её считает своей территорией Тайвань, куда бежало правительство Китайской республики после поражения от Мао Цзэдуна.

    Где находится остров в озере, по площади превосходящий само это озеро?

Остров Рене-Левассёр в Канаде, второй по величине в мире среди островов в озёрах, имеет площадь 2040 кв.км - почти на 100 кв.км больше площади самого озера Маникуаган, в котором он находится.

    Почему Малая Вишера больше Большой Вишеры?

В новгородской области есть населённые пункты Большая Вишера и Малая Вишера, причём Большая в несколько раз меньше Малой. Всё дело в том, что обе Вишеры одноимённы рекам, на которых стоят.

    Какие республики разделяет только река и 2 часа разницы во времени?

На всей территории Татарстана действует московское время, а в соседней Башкирии время уже на два часа больше. Поэтому несколько постоянно действующих мостов через приграничную между этими республиками реку Ик шутя называют «самыми длинными».

    Какое море не имеет берега?

Саргассово море не имеет внешнего берега. Это объект в Атлантическом океане, окружённый разными атлантическими течениями.

    Какая столица имеет самое длинное название?

Официальное название столицы Таиланда Бангкока переводится как «Город ангелов, великий город, город - вечное сокровище, неприступный город Бога Индры, величественная столица мира, одарённая девятью драгоценными камнями, счастливый город, полный изобилия грандиозный Королевский Дворец, напоминающий божественную обитель, где царствует перевоплощённый бог, город, подаренный Индрой и построенный Вишнукарном».

    Почему архипелаг Огненная Земля так называется?

На архипелаге Огненная Земля в Южной Америке нет ни одного вулкана. Своё название он получил от Магеллана, увидевшего с корабля многочисленные огни, которые были кострами индейцев.

    Когда Чёрное море было озером?

7500 лет назад Чёрное море было самым глубоким на планете пресноводным озером.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ И НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

При большом объеме и разнообразии получаемой учеником информации из телевидения, Интернета и т.п. конкурентоспособным может быть только урок по настоящему интересный и отличающийся от уроков на других предметах. Этому должно способствовать использование на уроках нестандартных, занимательных заданий, организация и проведение интересных внеклассных мероприятий.

Использование кроссвордов и других занимательных заданий в школе активизирует познавательную деятельность учащихся, поддерживает интерес к изучаемому предмету, учит лаконично задавать вопросы, способствует развитию грамотной речи. Отвечая на вопросы кроссворда или составляя их, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают географические названия. Помимо традиционных кроссвордов есть множество других заданий, способных вызвать интерес у учащихся. Одни из них построены на принципах кроссворда, т.е. требуется найти ответ на вопрос и заполнить сетку (чайнворд, сканворд) или найти слово (магические квадраты). В других, кроме поиска ответа на занимательный вопрос, требуется составить фразу, или другое слово (анаграммы).

При использовании кроссвордов в качестве заданий можно выделить два направления: задания на решение кроссвордов и задания на составление кроссвордов.

Решение кроссворда, в основном, может быть использовано при проверке или закреплении знаний учащихся на различных этапах урока, и удачно заменяет рутинный опрос.

1. На этапе проверки домашнего задания может быть предложено несколько вариантов:

– к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда, оформленного на доске. После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом;

– можно дать аналогичное задания группе учеников. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его;

– кроссворд может заменить устный или числовой диктант по терминологии. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках. Сетка оформляется на доске, а учитель читает вопросы.

В принципе, составить небольшой кроссворд, пример которого показан ниже, можно по любому параграфу.

Тема “Южная Америка: Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.

    Перешеек, соединяющий Южную и Северную Америку.

    Немецкий географ и путешественник, экспедицию которого называют “вторым открытием Америки”.

    Путешественник, первым высказавший мысль что Америка – это новый материк.

    Пролив, отделяющий Южную Америку от Антарктиды.

    Море, омывающее север материка.

    Мореплаватель, первым ступивший на землю материка.

    Русский исследователь Бразильского плоскогорья.

Ответы: 1. Панамский. 2. Гумбольдт. 3. Веспуччи. 4. Дрейка. 5. Карибское. 6. Колумб. 7. Лангсдорф.

2. На этапе изучения новой темы .

В этом случае при подготовке к уроку составляется небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В этом случае в ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Также подобное задание может быть использовано при работы с текстом нового параграфа. В конце урока проверяется правильность заполнения, и делаются выводы по изученному параграфу.

3. На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала, может быть использован небольшой кроссворд, составленный из терминов и географических названий, изученных на уроке. Заранее оформленный на доске кроссворд решается всем классом.

Занимательные задания могут использоваться на различных типах уроков, но с большей отдачей применимы на обобщающих уроках, уроках контроля знаний навыков и умений.

При проведении уроков-КВН и подобных ему, одним из этапов может быть решение или составление по определенному заданию кроссворда. Интерес представляет разработка нетрадиционного, игрового по форме урока, построенного на решении кроссворда. В приложении № 1 предлагается авторская разработка игрового урока “Кроссворд-шоу”.

При составлении учителем кроссворда или другого подобного задания для урока должны учитываться определенные требования. Кроссворд должен быть:

    коротким , с небольшим количеством слов (5-7), чтобы его решение и проверка не затягивали урок;

    простым по схеме , что также сэкономит время на уроке;

    тематическим, т.е. тесно связанным с изучаемым материалом. В принципе, можно составить небольшой кроссворд по любому параграфу и любой теме учебника.

Другим направлением является работа по составлению кроссворда, которая используется как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Требования к учащимся при работе по составлению кроссворда на уроке или дома разные.

На уроке кроссворд составляется по заданной теме. При этом ставятся четкие критерии: количество слов и время (13-15 слов на 40 минут), их тематика. В процессе составления вопросов можно разрешить пользоваться учебником, атласом. Но такое задание применимо не на всех уроках, а только при изучении тем с большим объемом новых географических объектов, понятий. Например, в 6 классе при завершении разделов “Литосфера”, “Гидросфера”, “Атмосфера”; в 7 – по окончанию изучения любого материка, в 8 – при изучении крупных природных территорий. В качестве ключевого слова (фразы) можно использовать название темы. Например: “Внутренние воды”, “Мировой океан”, “Западная Сибирь”.

Составляя кроссворд как домашнее задание, учащиеся вынуждены обращаться к дополнительной литературе, стараются придумать интересный, нетрадиционный вопрос, что развивает их творческие способности. При проверке можно учесть оригинальность вопросов, художественное оформление.

В зависимости о формы работы с кроссвордом различны будут и критерии оценки:

    при решении – учитывается грамотность, полнота и быстрота заполнения ответов;

    при составлении – оригинальность, нетрадиционность вопросов, объем использованного материала, соответствие требованиям школьной программы.

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ .

Самый распространенный подход к формулированию вопроса к кроссворду или другому заданию это текстовый, когда вопросы, как правило, несут “географическую нагрузку”.

Особое же место должно уделяться не просто географическому наполнению и связи со школьной программой, но и картографическому содержанию. Одной из основных задач географии является формирование образа территории. Основой или каркасом такого создаваемого образа, несомненно, является карта. Занимательные задания картографического содержания и должны способствовать этому процессу. Только в курсе географии предоставляется интересная возможность использовать в качестве заданий к словам не только классические текстовые вопросы, но и фрагменты карт. При поиске ответа на такие вопросы ученик должен будет в обязательном порядке обращаться к географической карте.

Такие задания могут иметь различный характер. От чисто текстовых до графических. Использование в качестве вопросов фрагментов или целых карт создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развивают умение ориентироваться по карте.

Все кроссворды и занимательные задания географического содержания по форме подачи вопроса могут быть разбиты на несколько групп.

1. Задания с текстовыми вопросами.

Наиболее широкое распространение получили кроссворды и различные задания с вопросами в словесной формулировке. Когда в сетку кроссворда вписываются названия географических объектов, а вопрос задается в классической форме: “Река, правый приток Волги” или “Столица государства в Юго-Восточной Азии”. Такие кроссворды публикуются в газете “География“, журнале “География в школе”, в школьных тетрадях. Безусловно, они представляют интерес для ученика, но часто составлены без учета школьной программы и ориентированы вообще на любого человека, интересующегося географией, что является их недостатком.

Более эффективно на уроке могут быть использованы кроссворды с ключевыми словами, составленные непосредственно по изучаемым темам и даже параграфам учебника.

Сами вопросы могут быть:

    Полными, например, столица государства Восточной Европы, металлургический центр на севере Сибири и др.

    Краткими, т.е. задание может звучать так: “Впишите в сетку кроссворда столицы республик России, указанных в вопросах”, а в самих вопросах стоит только название республики. Здесь достаточно широкий спектр: города – реки, народы – города, моря – порты, вершины – горы и т.д.

В отдельную группу можно выделить задания, в которых вместо слов используются цифры. В таких кроссвордах могут быть использованы цифровые показатели, которые можно определить по карте. В первую очередь это координаты. Во всех классах умение работать с координатами является обязательным требованием. Поэтому, например, в 7-м классе, в ходе проверки по любому из материков можно дать вопросы с координатами, в которых зашифрованы различные объекты данной территории. Таким образом, преследуется двойная цель: проверка номенклатуры и закрепление умения определять координаты. В некоторых случаях в вопросе к координатам могут быть предложены комментарии с определением типа объекта. Кроме координат в качестве вопроса могут применятся и другие цифровые показатели. Так, при изучении рельефа можно предложить кроссворд, включающий названия горных вершин, а в качестве вопросов указываются их высота, аналогично для морей – глубина, для рек – длина.

2. Задания с графическими вопросами.

В этих заданиях используются вопросы с фрагментами карт или целыми картами. География дает уникальную возможность для составления иллюстрированных вопросов с использованием карт. Такие задания создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развитию умения ориентироваться по карте. Среди таких заданий можно выделить несколько уровней сложности задания.

А. Репродуктивный – “найти – написать”. Когда учащемуся предлагается найти фрагмент карты на большой карте и вписать объект, изображенный на этом фрагменте, в задание (сетку кроссворда). В качестве вопросов могут использоваться легко опознаваемые по форме объекты – как-то страны, острова, озера, моря, материки и т.п. Самым простым заданием такого уровня является использование для формулирования вопроса целой карты. Например, в курсе географии России в качестве вопросов к кроссворду “Моря России” используется карта страны с отмеченными цифрами морями “рис. 1”.

Задания этого уровня могут быть предложены на начальном этапе изучения, когда только формируются навыки работы с картой, закладываются основные понятия.

Б. Репродуктивно-поисковый – “найти – найти – написать”. Здесь ученику предлагается уже вписать в сетку кроссворда название не самого объекта, указанного на фрагменте, а связанного с ним другого. Например, по фрагменту с рисунком моря, вспомнить город на его берегу или реку, впадающую в это море, по контуру страны найти столицу “рис. 2”. Конечный объект также находится на карте, но для его определения требуется найти другой, связанный с ним.

В. Поисковый – “найти – вспомнить – написать”. В этом случае фрагмент карты используется как часть вопроса. Ученику необходимо последовательно найти фрагмент на большой карте и вспомнить ответ на вопрос географического характера, заданный к фрагменту “рис. 3”. Для выполнения такого задания ученику потребуется не только знание карты, умение ориентироваться, но и другие географические знания, общая эрудиция. Задания последних уровней применимы, чаще всего, в старших классах, во внеклассной работе, при проведении мероприятий в декаде географии.

В целом, применение заданий картографического содержания:

    способствует проверке грамотности и правильности написания терминов и номенклатуры;

    позволяет проводить одновременный контроль знаний номенклатуры и географических терминов и понятий;

    развивает умение ориентироваться по карте, работать с координатами;

    повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся.

ИГРА “КРОССВОРД-ШОУ”.

Эта несложная игра может применяться и на уроке, и на внеклассных мероприятиях. Она не требует длительной подготовки. Вся предварительная работа заключается в составлении нескольких кроссвордов по выбранной теме. Действия учащихся заключаются в решении кроссвордов и отгадывании зашифрованного центрального слова. Оба варианта проведения: урок-игра и внеклассное мероприятие, были апробированы на уроках географии, экологии, истории в различных классах.

Игровой урок (Проводится в конце изучения темы)

Подготовка.

1. Составить три кроссворда (оптимальное количество для урока) по 5-6 слов в каждом. Примерное содержание кроссвордов:
– термины,
– термины и номенклатура (оба с текстовыми вопросами),
– картографический (желательно использовать в качестве вопросов фрагменты карт с изученными объектами). Карты можно оформить на прозрачной пленке для кодоскопа или на демонстрационных карточках. Если же такая возможность отсутствует, можно использовать саму карту, в качестве вопроса показывая объект, не называя его.

2. Для экономии времени на уроке нужно заранее приготовить карточки с тремя сетками кроссвордов по количеству учащихся в классе. Вычерчивание сетки кроссворда на уроке займет время, которого и так обычно не хватает. Сами сетки также вычерчиваются на доске перед уроком.

3. Изготовить игровые жетоны для учета правильных ответов.

Ход урока.

Учащимся предлагается решить три кроссворда по пройденной теме. Они работают индивидуально, либо по парам, как сидят за партами.

Учитель задает вопросы к кроссвордам. Порядок решения: “термины”, “термины + номенклатура” и “картографический”. Вопросы в каждом кроссворде могут задаваться не по порядку, с первого слова, а по выбору учителя, чтобы усложнить разгадывание зашифрованного слова.

Задав вопрос, учитель дает время на размышление и заполнение сетки (не более 10-30 сек на один вопрос). Ученик, нашедший ответ первым, поднимает руку, но не называет его. По истечению времени учитель проходит по классу и проверяет заполненную сетку. За правильно вписанное слово дается жетон. Ученик, первым поднявший руку, при правильном ответе получает два жетона. Он же, после проверки класса, называет ответ вслух, а учитель заполняет сетку на доске.

После каждого слова ученикам предлагается назвать центральное слово, правильно ответивший получает столько жетонов, сколько осталось неоткрытых слов. Дополнительные жетоны даются за объяснение термина, или показ объекта на карте.

Учет ответов и оценка.

Учет правильных ответов ведется по количеству раздаточных жетонов. В конце урока учащиеся сдают карточки с решенными кроссвордами на которых записывают количество полученных жетонов.

В целом урок проходит в высоком темпе и вызывает большой интерес у учеников.

Внеклассное мероприятие.

В отличие от игрового урока, такое мероприятие не ограничено жесткими временными рамками, что позволяет разнообразить его проведение. Можно использовать более длинные кроссворды и увеличить их количество, не замыкаться рамками одной темы. Провести такую игру можно как соревнование между классами или классными командами.

Все задания выполняются на доске. Команды (3-4 человека) могут решать кроссворды, стоя у доски. Это позволяет видеть болельщикам и ведущему ход выполнения заданий, определить, кто быстрее выполняет задание.