Мцыри проблемы поднятые автором. Герой и мир в поэме «Мцыри. Главные герои и их характеристика

Меню статьи:

Поэма Лермонтова «Мцыри» стала тем произведением, которое смогло удачно соединить в себе культурные ценности разных времен и народов и при этом предоставить читателю широкую систему проблем и тем.

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе, впечатленный природой и национальными особенностями региона, он решает написать поэму о Кавказе. Долгое время эта идея не была воплощена в реальность, так как Лермонтов не мог остановиться на определенном сюжете, и пребывал в творческом поиске относительно этого вопроса.

Затем в Мцехете Лермонтов познакомился с некоим монахом. Его еще ребенком забрал из родного поселения (в то время это было обыденное явление в жизни горских народов) генерал Ермолов. По дороге ребенок заболел, поэтому Ермолов принял решение оставить мальчика на попечение монахов одного из монастырей. Мальчик не умер, а превратился в сильного юношу, который все время тосковал по родине и однажды решился убежать, но сбился с пути и заболел.

Вскоре он был найден монахами и вылечен, после этого случая он решил принять постриг. По другой версии, на идею о создании «Мцыри» натолкнул жизненный путь единственного профессионального художника того времени чеченского происхождения П. Захарова. Его все тот же генерал Егоров забрал из отцовского дома, но судьба к этому человеку была более благосклонна и уготовила ему судьбу художника.

Вполне вероятно, что Лермонтов использовал обе истории, усилив их фольклором кавказских народов, что особенно ярко выделяется в таком эпизоде, как бой с барсом. Это событие детально описывается в некоторых песнях, как например в хевсурской поэзии, также подобные мотивы встречаются и в романе Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Вопрос о названии поэмы

Первоначально Лермонтов хотел назвать свое произведение иначе. Первое название поэмы было более прозаично – «Бэри» в переводе с грузинского, это слово означает «монах». Однако спустя некоторое время Михаил Юрьевич решил назвать поэму более символично «Мцыри». Это слово имеет две версии перевода. По первой из них, этим словом называют послушника, то есть человека, еще не принявшего постриг. Вторая версия перевода заключена в рамках слова «чужак» и обозначает человека, не принадлежащего территориально к определенной местности и появившегося здесь по стечению обстоятельств.

Эпиграф поэмы и его значение

Во время работы Лермонтов не только поменял название поэмы, но и изменил эпиграф. Первоначально эпиграфом должна была стать фраза: «У каждого есть только одно отечество». С ее помощью автор предполагал подчеркнуть привязанность человека к региону и культурному наследию того региона, в котором он родился. Затем же планы Михаила Юрьевича изменились – эпиграфом стала фраза из Библии: «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю».

Чтобы понять суть этого изречения, необходимо прочитать библейскую историю, содержащую эту фразу, ибо вырванная из контекста она сама по себе мало информативна.

Однажды царь Саул преследовал врага – войско его уже устало и не желало продолжать погоню без отдыха.

Предлагаем вашему вниманию которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Однако Саул был непоколебим – он запретил вкушать еду кому-либо до того момента, пока враг не будет настигнут. Сын же Саула Ионафан ничего не знал о решении отца и съел немного меда. Когда отец узнал о поступке сына, то велел его казнить. После этого Ионафан и оглашает фразу, ставшую эпиграфом к поэме Лермонтова. Обозначает она абсурдность и нецелесообразность принятого решения. По сути, в ней воплотилось также и сожаление о несправедливо загубленной жизни и в связи с этим утраченных возможностях. В библейском рассказе Ионафан остается жив – за него вступаются люди, Мцыри же гибнет от осознания безысходности и невозможности совершить желаемое.

Тема поэмы

Темой поэмы Лермонтова стало изображение внутреннего бунта и желание обрести былую свободу. Мцыри, несмотря ни на что, продолжает мечтать о том времени, когда он сможет вернуться в свой родной дом. Побег из монастыря, который стал для молодого юноши золотой клеткой, стал ключевым событием в жизни молодого человека – именно таким образом он смог бы обрести счастье и свободу.

Идея поэмы

Долгое время идея поэмы была заключена в возможности неотступно следовать своим принципам и идеалам – сколько бы времени ни провел Мцыри в монастыре, он не проникся новыми идеями – желание вернуться домой, чтобы стать свободным стало делом всей жизни молодого человека.

В образе Мцыри воплотился идеал революционера, который не сдается и не отрекается от своих убеждений.

Однако сам Лермонтов неоднократно утверждал, что это произведение о свободе. Такое утверждение подрывает определенный революционный дух произведения. Исходя из позиции Лермонтова монастырь – это тюрьма, которая не только препятствует достижению свободы, но и разрушает жизнь человека. Когда Мцыри все же удалось сбежать из монастыря, то оказалось, что ему некуда идти – его понятие дома оказалось лишь фрагментарной картинкой прошлой жизни, в которую Мцыри не знал пути.

Сюжет поэмы

Сюжет поэмы Лермонтова фактически повторяет историю жизни монаха из Мцехета: некий генерал в горах Кавказа забирает из родительского дома мальчика 8-ми лет. В дороге мальчик заметно грустит и переживает разлуку с родным домом и в результате заболевает – генерал решает, что мальчику уже не суждено выжить – оставляет его на попечение монахов одного из монастыря, который встретился по дороге. Стараниями монахов, мальчик выжил, однако так и не смог перенять культуру чужого ему региона.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с – Михаила Юрьевича Лермонтова.

Он все время смотрел на горы и мечтал о том времени, когда сможет вернуться в родной дом. Однажды была гроза – все монахи были очень напуганы этих событием, но Мцыри не боялся грозы – молодой человек решает, что это лучшая возможность убежать. Однако побег принес только мимолетное счастье в жизни Мцыри – юноша не знал дороги домой, поэтому решил идти наугад, ориентируясь на вид гор.


Сначала он увидел молодую девушку, которая наполняла кувшин водой, а затем бесстрашно сражается с барсом. Раненый Мцыри случайно выходит на тропу, ведущую к монастырю и приходит под стены своей тюрьмы. Мцыри теряет сознание. Приходит в чувство он уже в монастыре – монахи старательно ухаживают за ним, но у Мцыри нет стимула к жизни, и он медленно умирает. Старый чернец, крестивший Мцыри, совершает исповедь – молодой человек на ней рассказывает о том, что он не выполнил самую главную клятву своей жизни – когда-то давно Мцыри поклялся совершить побег из монастыря и вернуться домой. Молодой человек просит вынести его в сад, чтобы посмотреть в последний раз на горы, которые он так горячо любил всю жизнь.

Особенности поэмы

Поэма Лермонтова отличается рядом необычных элементов в композиции и структуре.
В первую очередь, в глаза бросается форма исповеди, используемая Лермонтовым – это усиливает драматический и трагический эффект поэмы.

Главным героем поэмы является исключительно романтический герой – Мцыри обладает рядом качеств, характерных только ему, он противостоит всем остальным персонажам поэмы, в его жизни случилась непоправимая трагедия, которая приводит Мцыри к гибели.



В поэме особое место занимает природа. Она действует не как фон для событий, а как один из героев.

Проблематика

Основной проблемой в поэме выступает проблема обретения свободы. В понимании Лермонтова именно это понятие является ключевым для гармоничного существования личности. В трактовке Лермонтова отсутствие свободы априори ведет к гибели.

Следующая проблема – непонимание окружающими. Монахи, живущие в монастыре даже не пытались понять причины тоски и уныния Мцыри – они доброжелательно относились к молодому человеку все время его пребывания в монастыре, но так и не осознали, что иногда этого недостаточно, чтобы человек чувствовал себя счастливым.

Из этой позиции выплывает следующая проблема – возможность обрести счастье. Для Мцыри стать счастливым – это означало вернуться в родной дом, в то время как окружающие монахи были вполне довольны своим положением в обществе.

Таким образом, поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» – необычное явление в литературе, как современного Лермонтову времени, так и нынешнему. Большинство элементов и тем поэмы не были новшеством, однако необычность сюжета и принадлежность к другой, малоизвестной культуре сделала это произведение востребованным в читательских кругах.

Поэма “Мцыри” Лермонтова: анализ произведения, образы и характеристика героев

4.5 (90%) 2 votes

Всё творчество Лермонтова пронизывает образ Кавказа. Гордые вольные люди, величественная и властная природа с юных лет впечатляли поэта, что проявляется уже в ранних его стихотворениях. Он не обходил стороной и одну из основных тенденций литературы первой половины 19 века – изображение романтического героя. И вот эти две главных темы сошлись в одном из лучших сочинений автора – поэме «Мцыри».

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии. Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.

О чем произведение?

Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.

Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.

Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.

Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.

В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.

Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

Темы

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.

Проблематика

Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

Идея произведения

Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.

Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.

Чему учит?

Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.

Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.

Критика

Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Обе поэмы принадлежат к вершинным достижениям мировой романтической поэмы. Л. в поэмах поднимает такие проблемы как связь человека с народом родиной, природой, проблему цели и смысла жизни. Поэма Л. «Мцыри» закончена в 1839г Тема поэмы - изображение сильной свободолюбивой личности Основная идея - борьба за свободу, протест против общественных условии, не дающих развиваться личности. Первоначально поэма называлась «мцыри,» (по-грузински монах) Л. изменил название, т.к. «Мцыри» с грузинского означает не только послушник, но и чужеземец, одинокий человек. Проблема поэмы связана с темами свободы и неволи, темой бунта, который зреет в душе Мцыри. Во имя чего бунтует Мцыри? Цель его бунта - свобода, которая приравнивалась романтиками к естественному состоянию человека. Мцыри бежит из монастыря в естественную среду, порывая с несвойственным для него образом жизни. Бегство его - чистый порыв к свободе. Мцыри убежден, что человек не может быть одиноким, в нём есть тепло родного очага. Важный мотив поэмы - мотив родины. Она для Мцыри -это не только родной аул, основное значение этого образа-символа богаче: родина -это природа и свободная жизнь, возвращающая человека к его изначальной сущности. Мцыри стремится к слиянию с миром природы. Однако в своем порыве герой столкнулся с суровой реальностью жизни. Природа становится столь враждебной, как и окружающий его мир людей. Герой потерпел поражение. Его путь на родину оказался движением по кругу - он вновь попадает в монастырь. Смерть Мцыри показана как акт его свободной воли. Он просит похоронить его в монастырском саду, откуда «виден и Кавказ». В чём причина поражения Мцыри? Он оказался чуждым людям, живущим за стенами монастыря. Поэтому 3 дня на воле оказались не самой жизнью, а приближением к ней. Но как истинный герой он готов погибнуть, смысл поэмы в том, чтобы прославить могущество воли, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они не приводили. Героизм М. проявляется во всех его поступках. Высшая форма героизма - героизм душевный, он то и толкает юношу на бунт против всего, что грозит ему несвободой. Героизм проявляется и в сложной символической форме - в схватке с барсом. Бой с барсом- центральный эпизод поэмы, это кульминация трёх вольных дней героя. Сила героя гиперболизирована, он в состоянии сразиться с разъяренным зверем на равных. Схватка с барсом - символический бои: это поединок силы физической с силой духа. Не только Мцыри потерпел поражение, разрушен и монастырь - символ замкнутого уклада жизни. Однако в сознании людей жива легенда о безымянном монастырском затворнике, сумевшем хоть на короткий миг переломить свою судьбу. Образ Мцыри воплощает один из двух основных типов героев Л. - тип героя-пленника, жаждущего свободы. Второй тип - тип героя-изгнанника, тяготящегося своей свободой- воплощен в образе Демона. Поэма «Демон». Романтическому конфликту героя с миром придается вселенский космический масштаб. В основе сюжета - библейский миф о падшем ангеле, восставшем против бога, за что и превращен в духа зла. Но Л. разрабатывает новый сюжет - судьбу демона после его бунта. Образ Демона воплощает противоречивость существующего миропорядка. Демон не признаёт действительности, потому что она бесчеловечна. Ему присуще чувство добра, он стремится к любви, но это неосуществимо по злой воле бога. Этот мотив делает поэму богоборческой. Философская и общественная глубина поэмы в том, что поэт показывает, как в своей устремленности к свободе Демон несёт яд индивидуализма и эгоизма. Судьба демона трагична, т. к. он обречен на вечное скитание во вселенной, на вечное зло. Он несет зло, потому что мир, по его мнению, несовершенен, наполнен бессмыслицей. Взбунтовавшись против судьбы «дух отрицанья» обратился к земле, к человеческим ценностям. Его любовь к княжне Тамаре даёт ему надежду на возрождение. Обращение к Тамаре -исповедь Демона, который не только искушает прекрасную земную женщину, но и возвышает ее над собой. Он готов признать ее своим божеством, хочет любить, молиться, веровать добру, но в то же время поступает как злой дух-искуситель, одурманивающий и губящий Тамару. Смерть Тамары - первое поражение Демона, но окончательно он был повержен тем, что душа возлюбленной, унесённая ангелом-хранителем, оказалась для него недоступной. Единственная надежда Демона - возродиться в любви и через любовь -оказывается неосуществимой. Таким образом, романтический конфликт доведен до бесконечности. Для Демона невозможно ни чистое добро, ни чистое зло. Именно изображение вечной жизни природы становится ответом Л. на неразрешимые вопросы, которые задавал миру и самому себе его «загадочный Демон». Для поэмы характерно сочетание символики, аллегории, благодаря чему сюжет получает широкий обобщенный смысл: свободолюбивая личность вступает в трагическое противоборство с отрицательным миропорядком

1. Введение . Одна из центральных тем творчества М. Ю. Лермонтова - противопоставление гордой независимой личности и толпы.

Эта тема подробно разрабатывается в целом ряде произведений поэта. К ним принадлежит поэма " ", где противопоставление усиливается с помощью национальных и религиозных отличий.

2. История создания . В 1837 г. путешествовал по Военно-грузинской дороге, собирая местные легенды и сказания, которые он потом использовал при написании поэмы "Демон". В Мцхете он познакомился с одиноким монахом, рассказавшим поэту историю своей жизни.

Монах в детстве был захвачен в плен русскими войсками. Генерал Ермолов оставил его в монастыре. Ребенок оказался настоящим горцем, обладающим буйным и непокорным характером. Он неоднократно пытался бежать.

Во время очередного побега мальчик тяжело заболел. Чудом избежав смерти, он смирился и навсегда остался в монастыре. Этот рассказ лег в основу поэмы "Мцыри" (1839 г.).

3. Смысл названия . В переводе с грузинского "мцыри" означает "послушник в монастыре".

4. Жанр . Поэма, по форме изложения представляющая собой лирический монолог главного героя.

5. Тема . Центральная тема произведения - непреклонная воля героической личности. Главный герой поэмы не может выдержать однообразия монастырской жизни. Его широкой натуре слишком тесно в этой среде. Смутные детские воспоминания, усиленные инстинктивной тягой к родной земле, заставляют мцыри совершить настоящий подвиг.

Дерзкий и смелый побег мцыри внешне закончился безрезультатно. Но за три дня на воле он прожил целую жизнь, которой его лишил русский плен и заключение в монастырь. Огромную ценность представляет духовное значение поступка мцыри. Умирая, он ни о чем не сожалеет, потому что познал сладкий вкус свободы.

6. Проблематика . Лермонтов с большим уважением относился к кавказским обычаям и традициям. Вопреки общественному мнению, считающему горцев дикарями и разбойниками, поэт видел в них людей, которые смогли сохранить в себе естественное стремление к свободе. Цивилизованное общество накладывает на себя огромное количество правил и ограничений и объявляет их высшим достижением человечества.

Полную противоположность такому обществу представляют собой народы Кавказа. Ребенок с молоком матери впитывает в себя вольный и независимый дух. Чтобы духовно покорить пленного ребенка, его помещают в монастырь. Но наложенные "цепи" только усиливают тягу мальчика к свободе. В пылком монологе умирающего мцыри раскрывается еще одна проблема. Как правило, люди принимают постриг добровольно и в зрелом возрасте. Они успели пожить "в миру", испытали радость, почувствовали любовь, терпели страдания.

Главный герой справедливо упрекает старого монаха в том, что он уже отвык от желаний. Мальчик был заключен в монастырь в очень раннем возрасте. Его насильно лишили всего богатства окружающего мира, о котором он может судить только по неясным воспоминаниям и редким разговорам между монахами. В отчаянии мцыри восклицает, что он не только не знал отца и матери, но даже "не находил... могил" своих близких.

Мцыри решается на побег под влиянием зова своего сердца. Первое время на свободе он чувствует себя в своей родной стихии. Беглец с жадностью наблюдает и ощущает невероятное разнообразие цветов, звуков, и запахов, представляющих собой резкий контраст унылой монастырской жизни. Но первой опьянение свободой сменяется серьезной проблемой: мцыри совершенно незнаком этот необъятный мир. Он не может найти дорогу в родную землю.

Последним триумфом беглеца становится его жестокая схватка с барсом. Лермонтов использовал кавказский фольклор при написании этой сцены. Мцыри одерживает победу над диким зверем, но получает тяжелые раны. Выбившись из сил, он случайно добредает до монастыря. Неудачный побег и смерть главного героя отражают изменение взглядов Лермонтова в поздний период творчества. Обстоятельства собственной жизни и состояние общества в период николаевской реакции приводят поэта к разочарованию в юношеских идеалах.

Под конец жизни Лермонтов приходит к мысли, что героическая личность обречена на одиночество и непонимание, что, скорее всего, приведет ее к бессмысленной и бесполезной гибели. Мцыри был рожден для великих дел, но у него не было возможности достойно применить свои силы. Побег и схватка с барсом показывают, какая сила воли скрывалась в обычном кавказском ребенке.

7. Герои . Главный герой - умирающий рассказчик Мцыри.

8. Сюжет и композиция . Как уже было замечено, в основе сюжета лежит рассказ старого монаха. Но в действительности беглец выжил и смирился. Такой бесславный конец не устраивал Лермонтова, поэтому он не описывает дальнейшую судьбу мцыри. В начале упоминается "старик седой", но непонятно, кого имеет в виду

9. Чему учит автор? Несмотря на разочарование последних лет жизни, Лермонтов был убежден, что каждый человек должен стремиться к свободе. Сильные независимые личности являются главным двигателем истории. Чаще всего они будут подвергаться насмешкам и оскорблениям глупой толпы, но когда-нибудь потомки по достоинству оценят их самоотверженную жизнь.

Проблематика и идея поэмы обнаруживаются при последовательном чтении, что позволяет разделить текст на композиционно значимые части. После вступительных двух первых главок с начальных строк третьей жанр и характер содержания меняются:

Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю.

Жанр лирической исповеди, часто встречавшийся в ранней лирике Лермонтова, предполагает искренний рассказ о себе, своих поступках и, главное, о душе и её переживаниях. Содержание третьей — пятой главок можно назвать «предысторией души Мцыри», поскольку в них герой рассказывает о своих душевных переживаниях перед побегом. Юноша называет главную беду своей жизни («я мало жил, и жил в плену»), именно она определяет его жгучее желание вернуться к началу своей жизни, её корням — родной земле и народу, туда, «где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы».

В этих главках обозначено главное противоречие жизни героя — «душой дитя, судьбой монах», его трагическая обездоленность:

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать»,<...> ...

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил...

Страстью дышит восклицание Мцыри, завершающее начальную исповедь перед рассказом о самом бегстве: «Ты жил, — я также мог бы жить!»

Шестая — восьмая главки рассказывают о трёх днях бегства Мцыри. Обратим внимание на две фразы, которые юноша говорит старому монаху: «Ты хочешь знать, что видел я // На воле?» и «Ты хочешь знать, что делал я // На воле?». Эти два слова — «видеть» (то есть со стороны) и «делать» (то есть участвовать в событиях) — всегда являются ключевыми для Лермонтова при рассуждении о человеке. Лишь в воспоминании Мцыри о родном ауле (в седьмой главке) эти две противопоставленные жизненные позиции соединяются.

Цели побега Мцыри названы в восьмой главке, их две:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы, —

и они составляют философскую основу поэмы. Сам побег словно «разрывает» главку. Смиренные молитвы монахов, их страх перед грозой резко сменяются неистовым восторгом Мцыри, «братающегося» с бурей.

Начиная с девятой главки в поэме отчётливо выделяются два плана содержания: описание блужданий Мцыри и их идейный подтекст, то есть авторская мысль, стоящая за ними. Описывая бегство в девятой — четырнадцатой главках, автор показывает, что его герой проходит три сферы бытия человека. Поначалу беглец попадает в мир необузданной природы и его поведение уподобляется поведению и повадкам животных:

...Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.

Мцыри избегает падения в «грозящую бездну» и оказывается посреди прекрасного и высокого мира божественной гармонии:

Кругом меня цвёл божий сад...

Однако он не присоединяет свой «гордый глас» к «торжественному хваленью» этого мира. Героя увлекает третья сфера бытия — жизнь среди людей. Этому предшествуют строки:

...пока полдневный зной

Мои мечты не разогнал,

И жаждой я томиться стал.

Слово «жажда» употреблено как в прямом значении, так и в смысле «жажда жизни», такой же прием применяет Лермонтов, используя в поэме слово «голод».

Мцыри спускается с гор напиться воды из горной речки, и там он переживает самое волнующее видение в своей жизни — юноша поражён красотой девушки-грузинки. На языке романтической поэзии за те короткие мгновения, что он видит её с кувшином воды, проходит вечность, наполняющаяся любовью. Жизнь призывает Мцыри остаться, но цель «пройти в родимую страну» увлекает его дальше. Однако найти верный путь ему не было суждено. Может быть, мысль Лермонтова заключалась в том, что из-за несчастного детства Мцыри не может обрести единства, соединить в себе природную, духовную и обычную человеческую жизнь, а может быть, это удел всех людей. Такова первая мысль поэмы.

Мцыри заблудился, он изнемогает и в отчаянии осознаёт своё бессилие. Казалось бы, он более не может бороться, и именно этот момент выбран Лермонтовым для утверждения непобедимости человека. Мцыри вступает в безумную схватку с барсом, несмотря на бессилие, отчаяние, невозможность одержать верх, и... побеждает. Схватка с барсом — ярчайший эпизод в поэме. Описание этого смертельного противоборства очень выразительно: в свете месяца отчётливо рисуются движения барса, его могучее гибкое тело, описывается быстрая, энергичная схватка; передаётся звуковая сторона картины — барс «весело визжал», «застонал», «завыл», Мцыри «пламенел, визжал, как он», у него вырвался «ужасный крик». Схватка с барсом призвана выразить вторую мысль поэмы: воля человека несокрушима, дух человека невозможно ни подавить, ни подчинить.

Итак, в коротких странствиях Мцыри было два события, две вершины: любовь и сражение. В жизни человека, с позиции Лермонтова, эти два события являются единственно важными и решающими, делающими жизнь полной и насыщенной.

Мцыри не смог добраться до родного дома, в двадцатой главке круг его короткой свободной жизни замыкается — беглец против своей воли возвращается к монастырю. Как человек, заблудившись в лесу, совершает круг, так и Мцыри неизбежно оказывается в начале своего бегства. И дело вовсе не в том, что он потерял дорогу сейчас, но сможет найти её в следующий раз. Герой понимает:

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда.

Человек не может сбежать от реальности своей жизни, он никогда не сможет вернуться в прошлое, пройти той же дорогой — человек должен найти верный путь вперёд, осознать и сделать свой выбор. Так Лермонтов выражает третью, важнейшую мысль поэмы.

Заключительные главки поэмы (двадцать первая — двадцать шестая) подготавливают вывод поэта. Последние мгновения жизни на воле — испытание для Мцыри: его покидают разум, желания, сама жизнь. Зной, «огонь безжалостного дня» иссушает в нём жизненные силы, в бреду ему грезится, что он попадает на дно глубокой речки и слышит песню рыбки. Казалось бы, Мцыри обречён на поражение и смерть, однако приходит спасение: герой «найдён и поднят был» и возвращён в монастырь. Такая сюжетная ситуация имеет двоякий смысл: с одной стороны, Мцыри опять оказывается в неволе, с другой — он жил на воле, испытал всё, что выпадает на долю человека, и теперь может судить о жизни, о своей судьбе, принять решение на основании собственного опыта.

Герой знает, что скоро умрёт и освободится от плена своей скорбной жизни, «пламень» в его груди «прожёг свою тюрьму и возвратится» к началу бытия — к Богу. Однако это не утешает Мцыри, он произносит слова, которые могут вызвать недоумение:

Увы! — на несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...

Конечно, эти слова можно понимать как романтическую фразу, в которой вечность и мгновение равнозначны; можно также предположить, что здесь утверждается четвёртая мысль произведения — человек, не проживший полноценно свою жизнь, не воспримет и вечность в раю.

Очень важно осознать содержание последней, двадцать шестой главки. Мечта Мцыри о своей будущей могиле, откуда виден Кавказ, откуда ему, может быть, будет послан «прощальный привет», послышится «родной звук», почудится братская забота, — мечта, которая кажется утешением горестной жизни и печальной смерти. Мцыри не суждено вернуться в детство, судьба отказала ему в обычной, заполненной событиями жизни. Поэтому для Мцыри возможна только духовная перспектива бытия, и он её принимает — вместе с грустью о своей несостоявшейся жизни герой ощущает и радость душевной связи с родной землёй, продолжения жизни. Финальные слова исповеди Мцыри передают его выбор и решение:

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!..

Герой говорит «засну», а не «умру», что означает: его выбор — продолжение жизни. Наиболее глубокой является итоговая мысль поэмы, состоящая в том, что Мцыри никого не проклинает за свою судьбу. Проклятие — это ненависть, оно пресекает жизнь в её развитии. Мцыри же даёт жизни возможность продолжаться.

Жанр поэмы и её романтическая стилевая основа определили состав произведения: в нём выделяются четыре типа поэтических текстов: авторское повествование, монолог-исповедь героя, лирические отступления и вставки, имеющие символический смысл. Такой поэтический состав поэмы порождает красочный, интонационно богатый, насыщенный сложными смыслами мир поэмы.

Глубина мира поэмы создаётся и благодаря художественным образам. Характер главного героя не должен сводиться исключительно к непокорности, бунтарству. Эти качества, безусловно, составляют эмоциональную и идейную основу образа, их читатель замечает первыми, они пропитывают ткань поэмы. Однако следует обратить внимание и на уважительность Мцыри при воспоминании об отце, и на нежность, с какой он говорит о сёстрах. Сердце Мцыри открыто к любви, он способен поэтически воспринимать природу, и в то же время он — храбрый боец. Образ Мцыри можно считать образцовым с точки зрения воплощения в нём романтических черт характера. Вместе с тем романтизм поэмы «Мцыри» не является главной жанрово-стилевой характеристикой — произведение прежде всего должно определяться как философская поэма.

Образу главного героя противопоставлена монастырская братия. Равноправными в художественном отношении являются образы природы и животного мира. В тесном сопоставлении с человеком представляются животные, особенно значим образ барса для выражения глубинного противоречия жизни, порождающего конфликт дружбы и вражды (вспомним, как ярко передано это противоречие в самой схватке: «...И мы, сплетясь, как пара змей, // Обнявшись крепче двух друзей...»).

Структура поэмы — разделение текста на маленькие фрагменты-главки — подчёркивает чёткий ритм повествования, словно вырывая значимые событийные эпизоды, сильные переживания и размышления из череды дней жизни. В поэме переплетаются разные по характеру эпизоды: событие, встреча, воодушевление, разочарование, переживание. Поэтому повествование в ней отличается чеканностью, даже резкостью и в то же время пластичностью, разнообразием способов перехода от одной грани рассказа к другой.

Различаются и типы речи в поэме. Спокойное, плавное авторское повествование в начале произведения — вслушаемся в его интонации:

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь... —

и вот быстрая, прерывистая, взволнованная речь юноши, насыщенная восклицаниями, вопросами, обращениями:

Что за нужда? ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, — я также мог бы жить!

Перебивы в строке разбивают её на равные половины («Что за нужда? ты жил, старик!») или же выделяют неравные части строки («Ты жил, — я также мог бы жить!»), придавая стиху разговорную гибкость.

Вся поэма написана двустишиями, то есть строками с парной рифмовкой, при этом все рифмы мужские — рифмуются ударные окончания строк. Стихи поэмы не образуют строфы, за исключением песни, которую, как грезится Мцыри, поёт рыбка.