Курсы киберспорта. Сколько стоит обучение? Киберспорт в России

В нашей стране есть вуз, который готовит кибертренеров. Это - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ).

Первые в России бакалавры киберспорта получат дипломы по программе «Теория и методика компьютерного спорта» в этом году. Им предстоит заниматься тренерской, преподавательской и судейской деятельностью в области компьютерного спорта.

Одно из направлений, по которому они будут работать, - пропаганда здорового компьютерного образа жизни и помощь подросткам-геймерам в избавлении от игровой зависимости.

Об этом рассказывает Елена Николаевна Скаржинская, доцент кафедры индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, автор научных статей на эту тему и один из разработчиков определения «киберспорт», вошедшего в нормативные документы Министерства спорта РФ при официальном признания этого вида спорта.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И ПРИВОДЯТ К ДОЛГОЛЕТИЮ?

В зарубежных СМИ появляются научные статьи, доказывающие, что компьютерные игры очень полезны для людей всех возрастов и особенно - для подростков. Люди, играющие в компьютерные игры, якобы более уравновешены, чувствуют себя более здоровыми и способны прожить дольше других.

- Елена Николаевна, российские исследователи компьютерных игр готовы согласиться с таким выводом?

«- К сожалению, мнение российских ученых, исследующих киберспорт, трудно узнать обычному учителю, родителю или школьнику, - говорит Елена Скаржинская. - Мы сейчас находимся в неструктурированных информационных потоках о компьютерных играх.

В публикациях СМИ, которые вышли за последние два года, обсуждаются денежные призы, которые получают киберспортсмены, финансирование соревнований по компьютерным играм, но - практически никогда не говорится о научных исследованиях киберспорта, никогда не дается слово ученым.

Могу сказать, что по соотношению интеллектуальной, физической, психологической деятельности компьютерные игры ближе всего к шахматам.

Кстати, когда мы создавали образовательную программу для киберспортсменов в русле спортивной науки, мы не изобретали ничего невероятного, а просто внимательно изучили программу «теория и методика шахмат» в лучшем спортивном вузе страны.

Не могу судить о долголетии (по геймерам и киберспорсменам у нас просто нет данных). Но средняя продолжительность жизни в среде профессиональных спортсменов - 64 года. А шахматиста - 83 года.

Умственная деятельность - залог здоровья и долголетия. А компьютерные игры - и это очень важно - требуют активной умственной деятельности».


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ - СПОРТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Некоторые зарубежные ученые утверждают, что игры-шутеры нового поколения оказывают позитивное влияние на подростков и неуверенных в себе взрослых (хотя прежде «стрелялки» считались разрушительными для детской психики). Их разработчики якобы учли все претензии, высказываемые к прежним шутерам, и выпустили совершенно новый продукт.

- Может быть, зарубежные исследователи не думают о науке, а просто лоббируют интересы производителей игр?

«- Наверняка среди статей, хвалящих те или иные компьютерные игры, есть откровенно заказные. Но я понимаю, почему добросовестные ученые с таким вниманием изучают феномен компьютерных игр. Общество, в котором мы живем, проходит трансформацию: из индустриального оно переходит в постиндустриальное. Компьютерные игры - это спорт постиндустриального общества: они формируют те ключевые компетенции, которые будут нужны в будущем: скорость принятия решения, уклонение от ненужной информации, командная мыследеятельность…Это - спорт людей, которые будут жить в цифровой экономике.

- А какой вид спорта был самым типичным для индустриального общества?

Тот самый олимпийский спорт, который мы почему-то называем традиционным. Спорт, по Шпенглеру, - это дитя цивилизации. Современный спорт возник фактически в середине 19 века. Доиндустриальное общество не имело спорта. Если марафонцы в шортах, кроссовках и майках прибегут в деревню традиционного уклада, то ее жители будут неприятно удивлены. Вряд ли с ними удастся объясниться, приводя в качестве аргумента пользу здорового образа жизни. В представлении традиционного общества двигательная активность должна носить сугубо утилитарный характер. Двигаться ради того, чтобы двигаться, - для них это нелепо.

Первая олимпиада в России освещалась так: что за безобразие, чем эти барышни занимаются, почему они ходят чуть ли не нагишом?...Чтобы принять олимпиадное движение, обществу понадобилось время.

Сейчас мы наблюдаем, как в определенных кругах меняется отношение к компьютерному спорту. От отвержения и неприятия - к стремлению понять, почему в эти игры погружены тысячи детей и подростков? Как направлять их активность? Какие личностные черты развивает компьютерная игра в команде? Может быть, это - хорошие, полезные качества?

Все эти проблемы недавно обсуждались в рамках Московского международного салона образования, во время панельной дискуссии «Новая экосистема образования: игровые компетенции и субкультуры компьютерных игр».

Эксперты пришли к выводу, что у киберспорта есть ценностный потенциал, и его необходимо тиражировать в образовательные среды разных учебных заведений.

Кстати, в Федеральном институте развития образования (ФИРО) создана экспериментальная площадка по изучению перспектив введения киберспорта в систему дополнительного образования».


В РОССИИ КИБЕРСПОРТ БЫЛ ЗАПРЕЩЕН. ЭТО ПРАВДА?

«- Нет, неправда, - объясняет Елена Скаржинская. - В свое время Минспорт просто не пролонгировал киберспорт на территории Российской Федерации. Это случилось потому, что в министерство не были вовремя представлены данные о занятиях компьютерным спортом в разных регионах России. Такие документы должны были цифрами и фактами подтверждать существование киберспорта в нашей стране. Но документов не оказалось - и чиновники поступили в соответствии с законом, лишив компьютерный спорт статуса вида спорта.

Позднее в СМИ поднялась волна публикаций о том, что компьютерные игры - это зло, что они разрушают физическое здоровье и психику подростков. Этот негативный образ, созданный масс-медиа, влиял на общественное сознание достаточно долго.

Только в 2016 году компьютерный спорт снова был признан видом спорта на территории России.

Впрочем, еще до этого было понятно, что опыт, накопленный международными социальными институтами, приведет нашу страну к признанию компьютерного спорта.

Поэтому в 2014 году мы открыли в Российском государственном университете физкультуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ) образовательную программу для обучения бакалавров «Теория и методика компьютерного спорта».


ПОЧЕМУ УЧИТЬСЯ НА КИБЕРСПОРТСМЕНА МОЖНО ТОЛЬКО В ОДНОМ ВУЗЕ?

Но если с киберспортом в России все в порядке, почему программы подготовки компьютерных спортсменов и тренеров до сих пор не открыты в других вузах?

Для занятий киберспортом вузу нужны компьютеры с мощными игровыми видеокартами. В перечень оборудования для образовательных организаций игровые видеокарты не входят. Поэтому их нельзя официально закупить и поставить на компьютеры. Чтобы обучать студентов в вузе по программе киберспорта, нужно внести изменения в законодательство.

Нам в РГУФКСМиТ повезло больше других - мы получили необходимое оборудование от Александра Федоровича Горбаченко, президента Федерации компьютерного спорта города Москвы.

Помимо трудностей с компьютерной техникой существует проблема и с кадрами: где вуз может найти преподавателя по киберспорту? Сейчас у нас на специализации «Теория и методика компьютерного спорта» работают пять преподавателей, трое из них кандидаты наук. А первые три года вся ответственность за специализацию лежала на плечах одного преподавателя - Михаила Алексеевича Новоселова. Ему удалось наработать уникальный опыт партнерских взаимоотношений с индустрией киберспорта. Благодаря ему у нас в 2017 году был самый высокий конкурс среди всех спортивных вузов страны!


КТО ВОЗЬМЕТ НА РАБОТУ БАКАЛАВРОВ КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА?

В этом году ваш вуз выпустит первых в России бакалавров киберспорта. Куда они пойдут на российском рынке труда?

«- Сотни тысяч детей в России увлечены компьютерными играми. Наши выпускники подготовлены к тому, чтобы заниматься тренерской, преподавательской и судейской деятельностью в области компьютерного спорта. Для них открыта организационно-управленческая и проектная деятельность - там, где есть различные муниципальные службы и отделы по работе с молодежью.

Это - специалисты по работе с детьми и подростками-геймерами. Выпускники РГУФКСМиТ смогут пропагандировать и популяризовать среди геймеров компьютерный спорт, привлекать их в команды, объяснять, как участвовать в спортивных мероприятиях.

У наших бакалавров - хороший опыт проектной деятельности, все они проходили практику в компании Mail.Ru и имеют опыт реализации крупных проектов с компанией Ubisoft.

Те из них, кто позднее закончит магистратуру по киберспорту, смогут заниматься научно-исследовательской деятельностью и, возможно, будут преподавателями в вузах».


ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ КИБЕРСПОРТСМЕН ОТ ГЕЙМЕРА?

Зачем нужно пропагандировать компьютерный спорт среди подростков-геймеров? Они же и так посвящают все свое свободное время компьютерным играм…

«- - это социализированная и творчески развитая личность. А геймер - далеко не всегда. Если геймера удается вовлечь в занятия киберспортом, то есть приобщить к процессу спортивной подготовки и участию в соревнованиях по компьютерному спорту, - его представление о мире и образ жизни может измениться

Геймер играет в компьютерные игры запойно, по 24 в сутки, потому что он психологически не способен выйти из игры. А киберспортсмен садится за компьютер в определенное время, для того, чтобы отработать навыки, необходимые для конкретной игры. Он (или тренер) ставит перед собой задачи и решает их.

В оставшееся время киберспортсмен не играет. Он общается с друзьями, занимается разными видами спорта, углубляет свои знания компьютерной техники, изучает иностранные языки, которые понадобятся ему на международных турнирах. Они же станут для него каналами коммуникации с киберспортсменами из других стран.

Многие из моих студентов хорошо изучили английский язык, который необходим в киберпространстве. Во время освоения образовательной программы по киберспорту у нас положено заниматься плаванием, спортивными играми, лыжами и другими активными видами спорта, А кроме того, студенты изучают психологию, физиологию, анатомию - полный комплекс предметов, соответствующий программе спортивного вуза».

РАЗВЕ НЕ КАЖДАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА ОТНОСИТСЯ К КИБЕРСПОРТУ?

«- Нет, далеко не каждая, - говорит Елена Скаржинская. - Киберспорт, как и другие виды спорта, имеет свое нормативное обеспечение. Сегодня вопрос о том, по каким признакам эксперты должны признавать ту или иную игру киберспортивной, находится на стадии обсуждения. По нему ведутся дискуссии, часто жаркие.

Компьютерным спортом могут быть названы только те компьютерные игры, разработчики которых выполнили ряд условий. В частности, написали специальную программу, позволяющую участникам игры соревноваться на равных условиях.

Например, вы играете в шахматы: у вас и вашего противника - изначально одинаковые условия игры. В компьютерных играх зачастую присутствует несбалансированность: условия одинаковы не для всех.

Разработчики должны определить и прописать все возможности для честной игры, для соревнования на равных. Только тогда игра подходит для киберсостязаний. По таким играм проходят престижные национальные и международные турниры с высокими призовыми фондами, которые широко освещаются в СМИ.

А вот большинство компьютерных игр, которыми увлечены геймеры, этим условиям не соответствует. В них можно просто играть, но нельзя проводить спортивные состязания».


КАКИЕ ЭКЗАМЕНЫ НУЖНО СДАТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ ТРЕНЕРОМ ПО КИБЕРСПОРТУ

Для того, чтобы поступить на программу бакалавриата по компьютерному спорту, абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и биологии.

Второй этап поступления проходит в Москве, в , на Сиреневом бульваре. Нужно выдержать два дополнительных внутренних экзамена. На них становится ясно, справятся ли абитуриенты с программой, которую им предстоит осваивать.

«- ЕГЭ по биологии, а не по математике, нужен будущим киберспортсменам потому, что у нас - спортивный вуз. Внутренние экзамены сдаются по общей физической подготовке и теории и методике компьютерного спорта. На первом внутреннем экзамене отсеиваются неподготовленные физически и эмоционально. А теория и методика компьютерного спорта - это то, что они будут изучать. Поскольку в школе абитуриенты этого проходить не могли, мы знакомим их в режиме консультаций с материалами для этого экзамена».


ГДЕ МОЖНО ЗАЩИТИТЬ ДИССЕРТАЦИЮ ПО КОМПЬЮТЕРНОМУ СПОРТУ?

В современной России уже существует научная школа, изучающая психофизиологические и социальные аспекты занятий киберспортом.

Она сложилась при взаимодействии ученых Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма и Московской государственной академии физической культуры.

«- С 2010 года мы ежегодно проводили всероссийские научные конференции по проблемам киберспорта, - рассказывает Елена Скаржинская. - Приглашаем всех спикеров, которые исследовали в каком-либо аспекте киберспорт и спортизированные компьютерные игры. В свободном открытом доступе любой желающий может познакомиться с комплексом педагогических, физиологических и психологических исследований, посвященных компьютерным играм. Например, что происходит в коре головного мозга с правым и левым полушарием во время игры в компьютерные игры».

…Сейчас в открыта магистратура по программе «киберспорт». Уже состоялся набор в аспирантуру. Ее выпускники смогут заниматься научными исследованиями, связанными с компьютерными играми.

СТАНЕТ ЛИ РОССИЯ ЛИДЕРОМ КИБЕРСПОРТА?

Во всем мире очень высока репутация российских программистов. Мы наверняка должны иметь высокие результаты в киберспорте?

«- Сегодня в России уже создано некоторое количество киберспортивных клубов. Но их недостаточно для того, чтобы говорить о долгосрочных перспективах. Рынок компьютерных игр в нашей стране тоже находится на стадии формирования. В РФ есть всего несколько компаний, которые разрабатывают игры и имеют на них лицензионные права. Нет, пока мы не можем сказать, что Россия - это лидер киберспорта, как США, Китай или Корея, - считает Елена Скаржинская. - Но будем надеяться, что у нашей страны есть потенциал, чтобы стать лидером. Для этого надо объединить усилия общественности - особенно родителей и педагогов - и профессионалов индустрии киберспорта. Родители и педагоги должны понимать мир, в котором уже живут наши дети».

Киберспорт - молодая и перспективная отрасль, которая развивается слишком быстро, чтобы восполнять возрастающую необходимость в кадрах. Поэтому уже открываются программы по компьютерному спорту, курсы, онлайн-платформы и даже специальности в вузах, которые позволяют студентам стать киберспортивными специалистами.

Такая возможность есть и в России: первые школы начали открываться еще в конце 2000-х, а через несколько лет в одном из государственных университетов страны появилась киберспортивная специальность.

В этой статье вы узнаете об основных возможностях получить киберспортивное образование в РФ.

1. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

Этот вуз стал первопроходцем, решившись открыть специальность «Теория и методика компьютерного спорта». Сейчас на 4 курсах очно обучается 56 студентов.

На первом и втором курсах студенты проходят предметы из основной программы: анатомию, философию, биохимию, психологию. На третьем - начинаются специализированные предметы: киберспортивный менеджмент, организация соревнований, теория и методика киберспорта, история компьютерного спорта и другие.

Для поступления на специальность абитуриенту нужно:

  1. сдать ЕГЭ по биологии и русскому языку;
  2. пройти тест на уровень когнитивных способностей и моторики;
  3. пройти спортивное испытание: подтягивание на перекладине или бег на 1000 метров, или прыжки в длину.
  • Сроки обучения: 4 года (бакалавриат) и 2 года (магистратура).
  • Наличие бюджетных мест: да.
  • Формы обучения: очная, заочная, очно-заочная.
  • Возможности трудоустройства: организаторы турниров, судьи, тренеры.
  • Стоимость: 120 000 руб. в год.
  • Документ по окончании: государственный диплом.

2. Высшая школа экономики

В этом учебном заведении не открыли полноценную киберспортивную специальность, но совместно с образовательной программой Федерации компьютерного спорта России разработали образовательную программу профессиональной переподготовки «Управление киберспортом» для решения проблемы нехватки кадров в менеджменте кибериндустрии.

Дмитрий Смит, президент Федерации киберспорта России, уверил, что преподаватели программы - лучшие практики, топ-менеджеры и эксперты из большого спорта. Например, среди них - региональный директор компании по разработке игр Riot Games, представитель ESL, генеральный секретарь Международной федерации киберспорта.

Начался курс 6 декабря 2017 года. На него было зачислено 17 абитуриентов, которые окончат обучение 13 июня 2018 года.

  • Сроки обучения: 6 месяцев.
  • Наличие бюджетных мест: да.
  • Формы обучения: очно-заочная.
  • Возможности трудоустройства: в киберспортивных отраслях - руководитель клуба или отдела, начальник управления, менеджер.
  • Стоимость: 200 000 руб.
  • Документ по окончании: диплом о профессиональной переподготовке.

Итак, приведенные выше вузы дают возможность получить высшее киберспортивное образование.

3. Киберспортивная школа «Белая ворона» в Томске

«Белая ворона» - частная киберспортивная школа, созданная специально для детей и подростков. В первый год обучения здесь знакомятся с компьютерными технологиями, формируют активные рефлексы для киберспорта. На второй и третий год начинается командная работа, а с четвертого - дети участвуют в киберспортивных состязаниях.

  • Сроки обучения: 5 лет.
  • Наличие бюджетных мест: да.
  • Формы обучения: очная.
  • Возраст участников: 10-18 лет.

4. Обучающий онлайн-сервис MoreMMR

Учиться киберспорту можно и онлайн, в этом помогут обучающие сайты с заданиями и видеоматериалами. Например, на платформе MoreMMR, которая запущена в 2017 году. Лицом проекта является спортивный комментатор Павел Занозин. Сервис обучает игре в Dota 2.

По своему принципу ресурс напоминает Battle Pass, но участник должен платить за задания. Обучающий материал разделен на 5 направлений: базовое, мид, керри, офлейн и саппорт. В каждом направлении есть отдельные блоки с видеоматериалами и заданиями разного уровня сложности.

Стоимость: первые 5 блоков - в бесплатном доступе, следующие открываются за монеты.

3 апреля в Москве пройдет главная в России конференция, посвященная российскому и международному киберспорту, - . По теме образования выступят спикеры:

  • Гавриил Леви - генеральный директор и основатель компании «Дневник.ру». Его тема - киберспорт в образовании: кейс «Дневник.ру». Он расскажет о барьерах на пути к реализации проекта, об особенностях аудитории и специфике отдельных игр.
  • Мирослава Валькевич - журналист, экс-ведущая телеканала Game Show. Она расскажет о том, как геймеры изменили бизнес-среду: какие у игроков преимущества перед не-игроками на рынке труда, с помощью каких игровых навыков можно сделать карьеру, как управлять новым поколением сотрудников-геймеров и о многом другом.

на конференцию, чтобы получить ценную информацию и лично задать спикерам свои вопросы.

Недавно, впервые в истории в России, один из ВУЗов открыл набор абитуриентов на специальность, связанную с киберспортом. Теперь вы сможете стать бакалавром по направлению "Теория и методика компьютерного спорта (киберспорта)". Каковы перспективы такого шага, и какое будущее ждет ученых киберспортсменов – рассуждаем далее.

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСиТ) недавно объявил набор на специализацию "Теория и методика компьютерного спорта (киберспорта) " в рамках направления 49.03.01 "Физическая культура". Поступающим предлагается квалификация в этой области уровня бакалавр.

Помимо прочего, в официальном анонсе присутствуют следующие строки:

«Вашими преподавателями станут лучшие профессора и научные сотрудники РГУФКСМиТ, руководители Федерации компьютерного спорта России, а также известные киберспортсмены. Кроме того, вы получите высшее гуманитарное образование и станете специалистом широкого профиля в областях, связанных с физической культурой, туризмом и традиционным спортом.»

При должной фантазии уже можно представить лекцию от НС по вардингу или от Иллидана по мастерству владения «Посохом черного короля». Также отмечаем, что после получения вышеупомянутой квалификации вы сможете работать тренером физкультуры в школе или музейным гидом.

Однако если говорить более серьезно, то кто способен преподавать киберспорт в России? И что более важно – какое будущее ждет «бакалавра киберспорта»? На данный момент слабо представляется, что крупнейшие киберспортивные организации будут брать выпускников этого ВУЗа на работу.

Нельзя упускать из виду и странные вступительные экзамены по физической подготовке (90% дотеров сразу отсеиваются?), необходимые баллы ЕГЭ по биологии, а также некоторые категории вопросов собеседования (см. ниже). В общем, пока в воздухе витает больше вопросов, чем адекватных ответов. Остается лишь наблюдать за попытками развития этого направления в России. Ну а напоследок мы приводим информацию для тех, кто хочет стать дипломированным киберспортсменом.

Информация для поступающих

Минимальное количество баллов ЕГЭ при поступлении на любую форму обучения:

Русский язык: 36 баллов.

Биология: 36 баллов.

Минимальные результаты вступительных экзаменов для поступления

На бюджет: профессиональное испытание (60 баллов), собеседование (60 баллов)

На контракт: профессиональное испытание (30 баллов), собеседование (30 баллов)

Профессиональное испытание состоит из двух частей:

1) общая физическая подготовка, где вам предстоит сдать бег на 1000 м, подтягивание на перекладине и прыжок в длину с места. По результатам трех тестов можно набрать суммарно до 50 баллов.

2) компьютерное тестирование на запоминание и внимание в программе “ORBITA – PS 1” (макс. 50 баллов)

Собеседование проводится фактически как школьный экзамен по гуманитарным предметам. Вначале вам предлагается письменно ответить на 10 вопросов, после чего вы уже устно беседуете с преподавателем на те же темы.

Вопросы выбираются из следующих категорий:

История компьютерного спорта;

Компьютерный спорт в международном спортивном движении;

Организация и правила проведения соревнований по компьютерному спорту (на примере избранной дисциплины);

Особенности настройки программного обеспечения в избранной дисциплине компьютерного спорта;

Особенности тактики в избранной дисциплине компьютерного спорта;

Читерство в компьютерном спорте;

Основы общей и специальной физической подготовки (ОФП) в компьютерном спорте;

Медико-биологические основы компьютерного спорта;

Физика в компьютерных играх;

Психологические особенности киберспортсменов в избранной дисциплине компьютерного спорта;

Ответ на каждый вопрос оценивается по 10-бальной шкале, соответственно максимум за собеседование можно получить 100 баллов.

В Китайском университете коммуникаций с 2017 года появится первая в стране специальность «Киберспорт». Китай станет второй страной в мире после Южной Кореи, которая занимается подготовкой специалистов в этом направлении, сообщает «Сина синьвэнь». /сайт/

Кафедру по киберспорту в Университете создали в 2016 году, а первый набор студентов ожидается весной 2017 года. В заведении студенты получат навыки по стратегии и тактике, методике проведения киберспортивных соревнований.

«Вы одержимы такими играми, как League of Legends, Overwatch, World of Warcraft? Вы хотите стать частью самых сильных киберкоманд в Китае? Добро пожаловать! Китайский университет коммуникаций объявляет первый набор абитуриентов на обучение по программе „Киберспорт“», - говорится в сообщении Университета, размещённого в социальной сети Weibo

Первая группа студентов будет состоять из 20 человек, которые на протяжении 4 лет пройдут обучение по программе бакалавриата. Для первых трёх выпусков киберспортсменов уже запланирована работа в пекинской компании по производству игр Hero Entertainment.

Южная Корея и киберспорт

Южную Корею называют колыбелью киберспорта, который зародился в стране ещё в 1990 году. В те годы власти страны приложили усилия для продвижения технологий и интернета с целью дальнейшего развития экономики страны. Толчок к увлечению играми в 1998 году дала знаменитая стратегия StarCraft (стратегия в реальном времени, созданная компанией Blizzard, повествующая о противостоянии трёх сторон: протоссов, терранов и зергов). За 10 лет в стране выросло целое поколение геймеров, для которых компьютерные игры заменили все виды спорта. В 2001 году Южная Корея учредила ассоциацию профессиональных игроков в компьютерных играх (KeSPA).

В 2014 году в Университете Чунан, который находится в первой десятке лучших вузов страны, открылся факультет по киберспорту. Университет принимает профессиональных геймеров. Кроме того, он выпускает профессиональных спортсменов в разных видах спорта: футболе, баскетболе, сноуборде и прочих.

Корейцы признали киберспорт олимпийской дисциплиной второго уровня, приравняв его к шахматам и шашкам.


Несмотря на развитие в стране киберспортивных турниров, государство ограничивает молодёжь в их пристрастиях к онлайн-играм. Так, с 2001 года в стране действует запрет для подростков до 16 лет играть по ночам в компьютерные игры. Некоторые политики требуют приравнять компьютерные игры к наркотикам и алкоголю.

Киберспорт в России

В 2001 году Россия признала киберспорт официальным видом спорта. Однако через несколько лет это решение отменили, поскольку киберспорт недостаточно был развит в регионах. В июне 2016 года Минспорт снова включил киберспорт в список официально признанных видов спорта.

В 2014 году Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма впервые сделал набор на первый курс по специализации «Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)» в рамках направления подготовки бакалавров «Физическая культура», профиль «Спортивная подготовка». Студенты этой специальности изучают две дисциплины: «Теория и методика избранного вида спорта» и «Спортивно-педагогическое совершенствование». Наиболее подготовленные студенты работают в Федерации компьютерного спорта России, профессиональных киберспортивных командах и других видах.

Преимущества киберспорта

В мире киберспорт признали Китай, Южная Корея, Малайзия, США и другие. Главным источником денег в киберспорте стали крупные бренды, среди которых производители компьютерных игр. Таким образом, они продвигают свой товар среди геймеров и привлекают внимание многомиллионной аудитории.

«Киберспортсменам будет проще реализовать себя в жизни, - считает основатель образовательной платформы США для геймеров MMO Coach Антон Богер. - У них отличные навыки мышления и работы в условиях многозадачности, у капитанов команд развиты лидерские качества. Так что киберспорт - это кузница будущих управленцев и предпринимателей».

В этом году Международная киберспортивная ассоциация IeSF направила запрос на признание киберспорта олимпийской дисциплиной. Международный олимпийский комитет выдвинул два условия: составить список игровых дисциплин и доказать популярность киберспорта хотя бы в 25 странах.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

ВУЗы по всему миру уже запустили курсы, которые помогут вам найти место в быстро растущей индустрии. Украина в том числе.

Киберспорт с каждым годом становится все более популярным. Растет не только число поклонников, но и количество игроков, команд, организаций. Индустрия активно расширяется, создавая спрос на различные профессии. И чем больше денег вливается в нее, тем выше должен быть уровень специалистов.

Подойти к индустрии можно с разных сторон: организация турниров, физическая подготовка игроков, финансовый менеджмент и многое другое. Несмотря на это, сейчас практически нет профильных специалистов и рынок остро ощущает дефицит кадров. Многие ВУЗы по всему миру чувствуют эту тенденцию и стараются направить свои ресурсы на изучение киберспорта.

Например, Сиракузский университет в Нью-Йорке с нового учебного сезона запустит курс по киберспорту и средствам массовой информации. В чем заключается его суть? Студенты будут изучать историю развития киберспортивных соревнований, от самого его начала, скоромных LAN-турниров, до превращения в крупную мульти миллиардную индустрию.

Это университет или школа Ксавье?

Разработан курс программы при поддержке Школы общественных коммуникаций университета. Также к пилотному проэкту была привлечена популярная стриминговая платформа Twitch. Она поможет университету проводить лекции, а также сделает специальный канал для студентов, на котором они будут вести живые трансляции. Плюс ко всему Twitch пригласит гостевых спикеров из числа представителей киберспортивной индустрии.

Во время обучения учащиеся будут составлять письменную аналитику, маркетинговые стратегии, изучать азы стриминга. Профессор Сиракузского университета Крис Хансон заявил, что киберспортивный мир стремительно развивается, и постоянно появляются новые профессии в этой индустрии. Поэтому их курс будет крайне востребован.


Смотреть

Вот так в Испании приветствуют киберспорт

Ещё одним первопроходцем в этом направлении стал Испанский институт юриспруденции и экономики. Он запустил магистерскую программу по обучению специалистов в индустрии киберспорта. В качестве партнеров учебное заведение пригласило компанию-организатора DreamHack, а преподавателями на курсе будут Александр Кохановский, глава Natus Vincere, и Ральф Райхерт, исполнительный директор ESL.

Украина также старается не отставать от мировых тенденций. Так, с 2018/2019 учебного года в Харьковской государственной академии физической культуры на кафедре информатики и биомеханики на специальности «Физическая культура и спорт» также будут готовить киберспортивных специалистов.

Просто сравните объявление харьковчан и испанцев

Как готовится к этому ВУЗ, с кем из украинских киберспортивных организаций он будет сотрудничать и какой спрос будет на выпускников? Ответы на все эти вопросы есть у доцента кафедры информатики и биомеханики Пятисоцкой Светланы Сергеевны .

Какие цели ставит перед собой ВУЗ, вводя такой курс?

Целью любого Вуза является предоставление образовательных услуг и осуществление научной деятельности по профильным направлениям. Харьковская государственная академия физической культуры (ХГАФК) много лет успешно занимается профессиональной подготовкой тренеров по различным видам спорта, учителей физической культуры, спортивных менеджеров, психологов, а также специалистов по физической терапии. Поскольку киберспорт – это новое направление для Украины, то нашей основной задачей является разработка научно-методического обеспечения подготовки тренеров по компьютерному спорту. Открытие такой специализации вызвало большой интерес среди абитуриентов.

По каким направлениям будет идти курс?

Учебная программа предусматривает теоретическую и практическую подготовку будущих специалистов по играм разной направленности, исходя из существующей классификации. Большое внимание уделяется вопросам применения информационных технологий в физической культуре и спорте, статистическим методам исследований в спорте. Также студенты будут изучать дисциплины, необходимые для профессиональной подготовки тренеров: теория и методика спортивной тренировки, педагогическое мастерство, психология спорта, методы научных исследований, анатомия, физиология и т.д.

Почему нужна биология для поступления?

Это обязательная дисциплина, которую сдают абитуриенты для поступления на специальность «Физическая культура и спорт» во всех профильных вузах Украины. Это обусловлено тем, что тренер должен не только разбираться в аспектах избранного вида спорта, но и следить за физическим состоянием игрока. В ходе соревнования спортсмены испытывают большое физическое и психологическое напряжение. Поэтому задача тренера – добиться максимального результата, не навредив здоровью спортсмена.

Обучают только тренеров? Будут ли курсы для игроков?

Сейчас мы открыли специальность только для подготовки тренеров, т.к. это соответствует профилю нашего учебного заведения.

Какие будут экзамены: выиграть матч, успешно выбрать персонажей?

Экзамены будут включать теоретические вопросы и практические задания, учитывая специфику игры.

Планируется ли сотрудничество с киберспортивными организациями Украины?

У нас есть диалоги с украинскими компаниями. Пока все на стадии переговоров, так что раскрывать ничего не будем. Конечно, звезд пока не позовем, но сотрудничать всегда готовы.


Стоит ли ждать этих парней в качестве лекторов?

Как выбирали преподавателей? Искали новых или переквалифицировали имеющихся?

Будем работать со своим педагогическим коллективом, оптимистично смотрим в будущее. Планируем также привлечение узконаправленных специалистов. Общаемся с коллегами из других стран, в которых такие специальности уже открылись, они делятся с нами опытом. Для нас важна как практическая, так и научная сторона подготовки специалистов.

Сколько стоит обучение?

Стоимость обучения и информация по правилам приема размещена на сайте нашей академии. Есть бюджетная и контрактная форма обучения, студенты могут проходить обучение на дневном и заочном отделении. Условия приема одинаковы для всех спортивных специализаций, по которым осуществляется подготовка в ХГАФК.

Как вы считаете, насколько такой курс актуален для современной Украины?

В Украине киберспорт официально признали видом спорта. Тренировочный процесс киберспортсменов, несомненно, отличается от подготовки в других видах спорта, но присутствие тренера в этом процессе обязательно. Мы видим, что в нашей стране есть молодые, активные люди, которые в этом заинтересованы. Поэтому считаем, что открытие такой специализации является актуальным. Сейчас проводится множество турниров и чемпионатов по киберспорту, так что, если у человека есть к этому склонность и желание, мы с удовольствием готовы помочь найти себя в данной профессии.

На какое трудоустройство может рассчитывать выпускник факультета?

Киберспорт в настоящее время активно развивается, так что с этим проблем не предвидится. Наши выпускники получат качественное высшее педагогическое образование и будут специалистами о сфере информационного обеспечения физической культуры и спорта, а эти навыки сейчас высоко ценятся работодателями.

Следует отметить, что Харьковская государственная академия физической культуры славится своими спортивными достижениями, выпускниками - победителями и участниками олимпиад, чемпионами мира и Европы. Будем надеяться, что этот уникальный опыт поможет и в новом направлении деятельности, тем более, что руководство академии во главе с ректором А.Ю. Ажиппо прикладывает к этому максимальные усилия.


У выпускников по киберспорту вместо диплома будет коврик для мышки?

Сравнивая подготовку украинской академии и зарубежных университетов можно заметить определенное отставание отечественного рынка обучения. Сиракузский и Испанский университеты уже имеют выстроенные курсы, базу преподавателей разбирающихся не только в технических аспектах своих профессий, но и в индустрии в целом, а также заключенные соглашения с пулом киберспортивных компаний, которые очевидно помогут не только с обучением и получением практических навыков студентами, но и с их дальнейшим трудоустройством. Харьковчане, несмотря на энтузиазм и желание развивать данную сферу, пока не могут похвастаться не только партнерством с такими гигантами, как DreamHack , ESL или StarLadder , но и пониманием индустрии и того зачем они в неё пришли в целом.

Тем не менее преподаватели решительно настроены на развитие виртуального спорта в своем ВУЗе. Да, это новая для них сфера, но они готовы учиться, принимать опыт со стороны и привносить свое видение в индустрию. Несмотря на все огрехи и слабые места курса, нужно понимать, что академия создает все с нуля, а это всегда тяжелый труд. Надеемся со временем, подобных проектов в CIS регионе будет становится всё больше, и они будут помогать развивать отечественную киберспортивную индустрию.