Как найти имена существительные. На какие вопросы отвечает имя существительное? Имена существительные в речи. Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов

§ 1 Россия XXI века

Наша родина имеет богатую многовековую историю, занимает огромные просторы. На территории нашей страны проживает более ста сорока народов и наций, которые исповедуют практически все существующие в мире религии. На протяжении всего своего существования Россия была тесно связана с другими странами. Она делилась с ними своими достижениями, перенимала чужой опыт, подвергалась нашествиям и выступала в качестве защитницы других народов.

Россия находилась и находится в постоянном взаимодействии с другими государствами. И также как и другие страны подчиняется всеобщим законам исторического развития, одним из которых является закон ускорения развития общества. Смысл его заключается в следующем: каждая последующая историческая стадия протекает быстрее, чем предыдущая.

В 21 веке наша страна представляет собой быстро развивающуюся державу. Во всех сферах жизни российского общества мы наблюдаем очень серьезные, глубокие изменения.

§ 2 Политическая система России

В настоящее время происходит укрепление государственной власти. Именно она является стержнем политической сферы, которая представляет собой организованное руководство жизнью общества и государства. Чтобы это руководство было эффективным, необходимо, чтобы органы и учреждения, ее осуществляющие, работали четко и слажено. Государственная власть в России представлена в первую очередь президентом и парламентом.

Авторитет российского президента значительно возрос как внутри нашей страны, так и за ее пределами. Политические партии, которые выражают интересы разных слоев общества, активно участвуют в политической жизни. В настоящий момент в Государственной Думе, именно так называется российский парламент, сформированы фракции четырех политических партий. Партия «Единая Россия» имеет «конституционное большинство» в Думе. Такое распределение политических сил позволяет быстрее принимать необходимые стране законы. А наличие других партий заставляет прислушиваться к голосам других участников политической жизни. В последнее время значительно возросло влияние общества на политическую жизнь в стране. Через общественные организации, митинги, СМИ простые граждане выражают свое мнение, демонстрируют отношение к решениям власти по различным вопросам. Сегодня мы можем говорить о постепенном формировании в России гражданского общества, которое представляет собой общество самостоятельных и независимых личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами и свободами.

§ 3 Социальная сфера нашей страны

В социальной сфере, которая включает в себя повседневные отношения людей, а также различные учреждения по обеспечению их жизнедеятельности, в последнее время происходят серьезные изменения. Средний класс является опорой современного общества. Для государства очень важно, чтобы средний класс по своей численности был бы достаточно большим. Это обеспечивает спокойствие и стабильность развития общества. В нашей стране его основу составляют люди, имеющие хорошее образование, стабильный доход, работающие в медицине, образовании, занимающиеся предпринимательством и т.д. Однако существует еще много граждан России, чей уровень жизни остается очень скромным, поэтому большое внимание наше государство уделяет проблеме увеличения доходов населения и улучшению качества жизни. На это направлено большинство социальных программ страны. Сложной также остается и демографическая ситуация. Нашим правительством разработаны специальные программы, которые направлены на увеличение рождаемости и сокращение смертности, уже наблюдается положительная динамика в этом вопросе.

§ 4 Экономическая сфера России

Изменения в социальной сфере тесно связаны с экономикой страны. Всем хорошо известно, что успехи в экономике обеспечивают выполнение социальных обязательств государства, так как именно здесь создается национальное богатство и национальный доход. Последствия экономического кризиса, который начался в 2008 году, в России на сегодняшний день преодолены. Но проблемы в этой сфере сохраняются: главными отраслями российской экономики все еще остаются добыча и экспорт полезных ископаемых и сырья. Мы продолжаем поставлять за рубеж нефть, газ, лес и другие природные богатства. А из-за границы Россия ввозит одежду, обувь, лекарства, бытовую технику и многое другое. Это делает нас зависимыми от иностранных государств. Поэтому одной из задач экономики является развитие собственного производства, которое должно соответствовать современным требованиям, а также быть высокотехнологичным, наукоемким и экологически безопасным.

§ 5 Краткие итоги по теме урока

В России 21 века наблюдаются противоречивые явления. С одной стороны, следует отметить увеличение числа культурных и образовательных учреждений, возрастание интереса россиян к религии, спорту и здоровому образу жизни. По всей стране происходит массовое строительство объектов культуры, которые активно посещают наши соотечественники. С другой стороны, россияне стали намного меньше читать, мы утрачиваем традиции общения и переписки с близкими людьми, происходит загрязнение русского языка так называемым сленгом.

Таким образом, во всех сферах общественной жизни нашей страны в 21 столетии происходят изменения. В одних областях они более заметны, в других - менее. Поэтому мы смело можем утверждать, что российское общество в начале 21 века является одним из быстроразвивающихся в мире.

Список использованной литературы:

  1. «Обществознание» 5 класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
  2. «Обществознание» 6 класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
  3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание» 6 класс.

Использованные изображения:

Третье тысячелетие Россия встретила с новым – молодым, пользующимся высоким доверием народа Президентом – В. В. Путиным. В канун 2000 г. он опубликовал статью "Россия на рубеже тысячелетий", в которой изложил свое видение задач и проблем, стоящих перед российским обществом: укрепление демократического, правового, дееспособного федеративного государства; повышение эффективности социально-экономической политики; поддержка науки, образования, культуры, здравоохранения. В то же время трезво и жестко отмечалось, что страна "стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств в мире".

Первые шаги нового Президента прежде всего затронули политическую сферу. В мае 2000 г. Президент своим Указом № 849 "О полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах" в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений разделил страну на семь округов. В каждый из них были назначены политические представители Президента. Они инициировали работу по отмене правовых актов субъектов РФ, противоречащих Конституции России. Если до начала 2000 г. в Совете Федерации заседали непосредственно руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законодательных (представительных) органов, то теперь законодательно было закреплено, что от субъектов Федерации делегируются в верхнюю палату российского парламента не первых лиц регионов, а их представителей. Это уменьшило вес и авторитет руководителей регионов, да и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России, центральной власти еще более возросла. В августе 2000 г. был создан совещательный орган при Президенте РФ, формируемый из представителей губернаторского корпуса, – Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разработки новой законодательной базы.

В последние годы президентства Б. Н. Ельцина в российской бюрократии сформировались два клана. Они были представлены общественно-политическими объединениями "Единство" и "Отечество". В. В. Путин, сделав ставку на бюрократию как единственную в стране организованную, сплоченную, относительно дисциплинированную социальную группу, традиционно являвшуюся основной двигательной силой отечественного исторического процесса, добился ее консолидации. К парламентским выборам 2003 г. на основе двух общественно-политических объединений российского чиновничества была сформирована Всероссийская политическая партия "Единая Россия". Она одержала убедительную победу на выборах 7 декабря 2003 г., набрав 37,5% голосов избирателей, значительно опередив своих соперников коммунистов (12,6% голосов), жириновцев (11,5%) и представителей созданного Кремлем с целью раскола коммунистического электората блока "Родина" (9% голосов).

Выборы в Государственную Думу четвертого созыва показали кризис либерально-демократического направления общественно-политической жизни. Партии этого спектра – "Яблоко" и "Союз правых сил" – не прошли в Думу, набрав менее 5% голосов избирателей каждая. Кроме того, выявился сдвиг общественного сознания: все оппозиционные "Единой России" партии в IV Государственной Думе занимали националистические и лево-социалистические позиции.

Такая ситуация, когда стала явной неготовность российского общества к усвоению демократических норм и принципов, подтолкнула идеологическое окружение Президента к дальнейшему укреплению мягко авторитарного режима, что проявилось в разработке концепции управляемой или суверенной демократии.

В 2000–2003 гг. главе государства удалось сформировать устойчивое большинство в Государственной Думе на основе фракций "Единство", "Отечество – Вся Россия", "Народный депутат" и группы "Регионы России", что способствовало поддержке президентских законодательных инициатив.

В 2004 г. при Президенте В. В. Путине изменилось законодательство об избрании глав регионов. Если раньше они избирались на всеобщих выборах, то теперь кандидатуры на пост руководителей субъектов РФ стали предлагаться Президентом РФ, а решение о наделении их полномочиями стал принимать региональный законодательный орган. Таким образом, окрепла "вертикаль власти", страна стала более управляемой.

Важным составляющим элементом политических преобразований В. В. Путина стало партийное строительство. В 2001 г. был принят Федеральный закон "О политических партиях", предусматривающий минимальную численность политической партии не менее 10 тыс. человек, что привело к сокращению числа зарегистрированных политических партий в стране. В 2004 г. в этот Закон были внесены изменения, и минимальная численность политической партии возросла до 50 тыс. человек. Тогда же была введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу (по партийным спискам) вместо прежней смешанной избирательной системы (по партийным спискам и по одномандатным избирательным округам), а минимальный процент голосов, который должна была набрать политическая партия для допуска к распределению мест в Государственной Думе ("заградительный барьер"), был поднят с 5 до 7%.

Переход от смешанной избирательной системы к пропорциональной преследовал цели упрочения демократии, расширения представительства оппозиции в законодательных органах власти, усиления влияния партий на формирование демократической власти, роста конкуренции между ними, а следовательно, укрепления и улучшения качества российской политической системы.

На состоявшихся 14 марта 2004 г. президентских выборах в первом туре с огромным отрывом от соперников победил действовавший Президент В. В. Путин.

К важнейшим социальным преобразованиям начала XXI в. следует отнести судебную, армейскую, пенсионную реформы, изменения в области образования и здравоохранения. Судебная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на повышение авторитета и независимости третьей власти. С 1 июля 2002 г. в стране был введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, заменивший устаревший и не отвечающий современным реалиям УПК РСФСР. Новый УПК РФ обеспечивает участие защитника уже на первом этапе досудебных разбирательств. С момента задержания человек может воспользоваться своим правом на услуги адвоката, в том числе на безвозмездной основе. Правоохранительные органы должны получать разрешение суда для заключения под стражу, обыска, временного отстранения от должности, прослушивания телефонных разговоров. Судебная реформа 2002 г. укрепила независимость органов юстиции, усилила бремя доказательств для прокуратуры и защиту прав обвиняемых.

Реформа армии опиралась на достаточно разработанную нормативно-правовую базу: Концепцию национальной безопасности РФ, Военную доктрину РФ, Государственную программу вооружений на 2001–2010 гг., Основы государственной политики РФ по военному строительству и др. Основным нововведением реформы являлось изменение принципов комплектования личного состава и перевооружения войск современными видами вооружений. Произошло сокращение личного состава вооруженных сил до 1 млн чел. В 2002 г. был принят Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе". Срок службы солдат-срочников начиная с 2008 г. был сокращен с двух лет до одного года. Одним из приоритетов реформы стал постепенный переход к профессиональной армии, к формированию частей постоянной готовности. В целом реформа способствовала повышению обороноспособности страны.

Более последовательной и жесткой стала политика по отношению к чеченским сепаратистам. После заключения Хасавюртских соглашений Чечня фактически стала независимой. Оттуда были выведены российские войска, там не действовали российские органы власти. Это привело к образованию на территории республики мятежно-террористического анклава, находящегося под контролем полевых командиров – террористов. Здесь прекратились занятия в школах, выплата пенсий, практически было разрушено здравоохранение, практиковались похищение людей, работорговля, угон скота с соседних территорий.

Осенью 1999 г. с территории Чечни в Дагестан вторглись отряды исламских боевиков. В Москве, Буйнакске, Волгодонске ими были взорваны жилые дома. Российское правительство ответило на это проведением в Чечне мошной контртеррористической операции. Она была поддержана подавляющим большинством населения страны и вызвала консолидацию основных политических сил. К 2001 г. масштабные военные действия были в основном прекращены. В Чечне начался процесс восстановления органов власти. Указом Президента муфтий Чечни А. Кадыров был назначен главой местной администрации, а после его гибели в результате террористического акта республику возглавил его сын Рамзан Кадыров. Ему удалось в очень сложной обстановке в определенной мере удерживать ситуацию в республике под контролем. Боевики перешли к тактике партизанской войны и проведению террористических акций, направленных против мирного населения (взятие заложников зрителей мюзикла "Норд-Ост" в Москве в 2002 г., взрывы в московском метро, захват заложников в средней школе № 1 г. Беслана в Северной Осетии в 2004 г. и др.).

Необходимость начатой в 2002 г. по инициативе главы государства пенсионной реформы возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Реформирование пенсионного обеспечения преследовало цель – переход от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной. Наряду с государственным обеспечением пенсионные средства пополнились обязательной накопительной частью и индивидуальными добровольными взносами.

Осенью 2005 г. В. В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов выдвинул программу приоритетных национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. В 2005 г. был создан Совет по реализации этих проектов, который возглавил лично Президент, введена должность нового вице-премьера, отвечающего за реализацию приоритетных национальных проектов.

31 декабря 1999 г. президент Ельцин объявил о сложении президентских полномочий. В соответствии с Конституцией исполняющим обязанности президента должен был стать глава Кабинета Министров - В. Путин. 25 января он стал председателем Совета СНГ. 26 марта 2000 г., набрав 52% голосов, В. Путин стал Президентом РФ. Пост премьер-министра занял М. Касьянов.

Обстановка деидеологизации, разгосударствления и демилитаризации, постоянных политических и экономических кризисов способствовала победе лидера, олицетворявшего сильную военную власть. Умело проведенная предвыборная кампания В. Путина с акцентированием внимания на имидже нового преемника власти, обещании продолжить рыночные либеральные реформы, решить кавказскую проблему по разгрому чеченских террористов, отмежевании от коммунистов - все эти факторы способствовали его победе в выборах.

Реорганизация системы государственного управления

С приходом к власти В. Путина начался процесс формирования новой политической элиты, обусловленный сменой лидера и изменением внутри- и внешнеполитического курса. В кадровой политике делалась ставка на восстановление роли и места силовых элементов в составе политической элиты. Основной опорой нового президента стали ФСБ (бывший КГБ) и МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям). Укрепление этих силовых групп связано с программами и лозунгами по созданию правового государства, укреплению закона, порядка и борьбе с преступностью.

Реформа федеральных округов (13 мая 2000 г- J стала одним из первых преобразований В. Путина и была связана с поставленной задачей по укреплению роли федерального центра, созданию вертикали власти и формированию верных президенту кадров на местах. Значительно облегчить проведение новых законопроектов позволили очередные выборы в Государственную Думу, в которой большинство участников были лояльны президенту (фракции «Единство» и «Народный депутат»). Согласно президентскому указу о создании в стране семи федеральных округов (объединяющих группу федеральных субъектов: областей, краев, республик) были созданы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (позже Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный округа.

Вместо «полномочных представителей Президента РФ в регионах» каждом из созданных федеральных округов назначался «полномочный представитель Президента РФ в федеральных округах» (полпред). Эти семь полпредов в округах были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента РФ. Полпреды назначаются и увольняются Президентом РФ, подотчетны и подчинены непосредственно ему. В функции полпредов в федеральных округах входила организация работы органов исполнительной власти на местах, представление президенту регулярных отчетов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, внесение предложений Президенту РФ по реформированию федеральных округов. Обеспечением деятельности полпреда занимался аппарат полномочного представителя президента создаваемый в каждом федеральном округе и являвшийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

В качестве нового составного элемента исполнительной власти России создали Государственный совет, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации. В целом реформа укрупнила регионы, сократила бюрократический аппарат федеральных служащих, позволила поставить региональную исполнительную власть под непосредственный контроль правительства, повысила эффективность реализации государственных программ.

В 2000 г. была проведена реформа Совета Федерации РФ, который согласно Конституции 1993 г. являлся одной из двух палат парламента (законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы). До реформы члены Совета Федерации являлись одновременно руководителями каждого субъекта РФ (несколько лет кроме Чеченской республики), что противоречило конституционным принципам разделения властей и отвлекало их от исполнения своих обязанностей на местах. После реформы был изменен принцип и порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации мог стать представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа и представитель от региональной исполнительной власти, назначаемый руководящим лицом высшего исполнительного органа субъекта Федерации.

В 2000 г. были приняты законодательные акты, изменившие символику РФ. Парламент утвердил конституционные законы о Гербе, Флаге и Гимне страны.

Судебная реформа началась с предписания трем федеральным округам (Амурской области, Ингушетии и Башкортостану) привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ (май 2000 г.). Кроме того, было продолжено начатое в 1993 г. постановлением Верховного Совета РФ создание судов присяжных. В 2003 г. вышел Указ о создании судов присяжных в Москве.

В национальной политике важнейшей целью стало разрешение чеченской проблемы. Российское правительство сделало ставку на непримиримую борьбу с террористами, поддержку лидеров, отвергающих вооруженную борьбу и выступающих за проведение мер по восстановлению экономики. Были предприняты шаги по стабилизации жизни мирного населения. В ходе второй чеченской войны (1999-2003) удалось езять под контроль важнейшие населенные пункты Чеченской республики, разбить крупные сепаратистские объединения (февраль 2000 г.). Однако дальнейшее противостояние российской федеральной армии и чеченских боевиков перешло в стадию партизанской и диверсионной войны. После событий в театре на Дубровке в Москве (захват чеченскими террористами заложников) 23 октября 2002 г. правительство было вынуждено пойти на проведение референдума в Чечне (март 2003 г.) и начать разработку Конституции Чеченской Республики.

Социально-экономические изменения. Финансовая политика

Основной задачей нового правительства был выход из экономического кризиса, стабилизация социатьной сферы. Экономическая программа направлена на достижение устойчивого и динамического развития экономики, повышения ее конкурентоспособности. Правительством предприняты шаги по разработке проектов по установлению контроля над теневой экономикой, частичном)" перераспределению крупной

собственности.

В социальной сфере проводятся регулярные индексации доходов населения, выплачиваются пособия по безработице и дотации многодетным семьям, в крупных населенных пунктах организованы курсы по переподготовке и трудоустройству. Однако сохранялось низкое благосостояние 90% населения страны, в особенности работников бюджетных сфер регионов.

В финансовой сфере одной из важнейших реформ, направленных на стабилизацию развития экономики и контроля доходов теневой экономики, стала реформа налоговой системы. Правительству удалось летом 2000 г. провести через Думу проект, предусматривавший установление единой ставки подоходного налога. 1 января 2001 г. был введен единый 13%-ный налог на доходы физических лиц по большинству получаемых доходов. В целом меры по финансовой стабилизации позволили добиться сокращения бюджетного дефицита - в 2001 г. впервые был принят бездефицитный бюджет.

В развитии промышленности в 2000-2003 гг. продолжился процесс денационализации путем продажи акций крупных государственных предприятий (Славнефть, др.). Продолжилось формирование крупной олигархии и дальнейшая монополизация отдельных отраслей промышленности (газовая, нефтяная отрасли, электроэнергетика, др.). Однако, несмотря на достигнутые результаты, правительство не смогло полностью решить накопившиеся проблемы - не был преодолен спад промышленного производства, не проведена назревшая реформа сельского хозяйства.

Внешняя политика

Важнейшей задачей остается укрепление международной позиции России и сотрудничество с бывшими союзными республиками. В 2000 г. была принята новая концепция внешней политики РФ, приоритетом которой стала защита международных интересов России и ее граждан.

События 11 сентября 2001 г. в США, когда был совершен крупнейший в истории террористический акт, способствовали изменению внешнеполитических отношений России и Запада. Объединение против «общего врага» - терроризма, ликвидация российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме (2001), сокращение ядерного оружия, а также личный авторитет В. Путина стали началом нового российско-американского сотрудничества. Временные охлаждения этих двусторонних отношении (особенно после выступления России против англо-американского вторжения в Ирак, 2003 г.) не приводили к серьезным противоречиям в политико-экономическом сотрудничестве США и России.

Интенсивно развивались отношения России с Европой, чему способствовал ряд факторов, важнейшими из которых была поддержка концепции объединения Европы и отказ России от противостояния расширению НАТО на Восток (принятие в НАТО бывших социалистически стран - Польши, Венгрии, Чехии и прибалтийских государств). России поддержала европейскую концепцию «биполярного мира». В современной геополитике концепция «биполярного мира» представляет собой идею баланса мировых политических сил с целью сохранения независимости и безопасности путем отказа от мировой гегемонии одной из держав (США) и противопоставления ему второго полюса - единой Европы (во время «холодной войны» было два мировых политических полюса советский и капиталистический лагерь). Повышение авторитета России на мировой арене позволило правительству развернуть активное сотрудничество со странами «Большой семерки» (7+1), принимать участие в работе ООН, Совета Европы, ОБСЕ. Характерно, что в отличие от предшествовавших периодов важную роль в налаживании международных отношений России сыграла личность самого президента В. Путина, содействовавшего позитивному восприятию России в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Отношения с бывшими союзными республиками были обусловлены экономическим сотрудничеством и решением проблем русскоязычного населения этих республик. Продолжилось укрепление союза с Белоруссией. В апреле 2003 г. были подписаны Омские торговые соглашения с Казахстаном. Регулярно проводились саммиты Европейско-Азиатского экономического сообщества с целью налаживания экономического взаимодействия России с государствами Средней Азии. Регулярно проводились совещания «союза четверки» (Россия, Беларусь, Украина, Казахстан). С целью стабилизации ситуации на Кавказе проведены Сочинские переговоры между руководителями Грузии, России и Абхазии. Благодаря подготовке к вступлению прибалтийских государств в НАТО России удалось добиться решения Калининградской проблемы.

54.Современная россия. внешняя и внутренняя политика.

2.2. Внешняя политика современной России

Изменения в мировой политике пос-ле окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демок-ратизация поставили Россию в по-ложение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитичес-кой деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отноше-ний Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М., 2001..

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направлен-ной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода аль-тернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.) Сирота Н.М. Основы геополитики: Учебное пособие. СПб., 2001..

Второй путь предполагает обретение Россией статуса региональ-ной державы. В одном случае ее влияние может основываться по пре-имуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локаль-ном политическом пространстве. При другом варианте завоевание по-литического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отка-зом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознатель-ным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо праг-матическую внешнеполитическую позицию, основанную на прин-ципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и госу-дарств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут форми-роваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимос-ти от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на реше-ние экономических и других внутренних проблем Теория политики: Курс лекций: В 3 ч. / Авт.-сост. Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. СПб., 2003..

В реальной политической деятельности государства переплетают-ся элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внеш-неполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001.:

– создание новой системы взаимоотношений с бывшими соци-алистическими странами;

– вхождение в европейское и ми-ровое сообщество;

– разработка новых принципов межгосударственных отноше-ний с бывшими республиками СССР;

– разработка новой военно-поли-тической доктрины в изменив-шемся геополитическом про-странстве;

– активизация отношений с Кита-ем, странами Юго-Восточной Азии;

– равноправное развитие отношений с США;

– противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;

– участие в миротворческих акциях пре-кращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

§1. Внутренняя политика

В канун нового тысячелетия 31 декабря 1999 г. президент РФ Б.Н. Ельцин подписал указ "Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации", согласно которому Б.Н. Ельцин с 1 января 2000 г. прекратил исполнение полномочий президента РФ. Временное исполнение обязанностей президента РФ было возложено на председателя правительства РФ В.В. Путина.

5 января 2000 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ принял постановление, согласно которому досрочные выборы президента РФ назначались на 26 марта 2000 года. 12 января 2000 г. В.В. Путин был выдвинут инициативной группой на пост президента РФ. По оценкам политологов и по результатам проведенных социологических опросов накануне выборов предпочтительными шансами на победу обладал В.В. Путин. Открытым лишь оставался вопрос о том, какое количество голосов соберет исполняющий обязанности Президента РФ В.В. Путин и будет ли второй тур на предстоящих президентских выбор.

Высочайший рейтинг В.В. Путина был результатом его работы на посту председателя правительства РФ. 30 декабря 1999 г., за день до отставки Б.Н. Ельцина, была опубликована программная статья В.В. Путина " Россия на рубеже тысячелетий". В ней было изложено видение прошлого и будущего России. На взгляд В.В. Путина, самой главной задачей являлась консолидация российского общества. Неотъемлемой частью этой задачи должно было стать укрепление государственности. Государство должно проникнуть во все сферы общественных отношений: политическую, экономическую, социально-культурную настолько, насколько это необходимо для создания "демократического, правового, дееспособного федеративного государства".

Затрагивая экономические проблемы, В.В. Путин настаивал на необходимости повышения эффективности национальной экономики. При этом одной из приоритетных задач была борьба с бедностью и повышение благосостояния населения страны. Для этого предполагалось вывести на качественно новый уровень образование, здравоохранение, науку, культуру и обеспечить социальные гарантии граждан.

В заключении автор программной статьи призвал все слои населения участвовать в реализации поставленных задач. Только благодаря сплоченности российский народ сможет преодолеть тяжелые испытания на данном историческом отрезке и вернуть былое величие России.

26 марта 2000 г. были проведены досрочные выборы президента РФ. Главой государства был избран В.В. Путин, набрав 52, 94% от числа избирателей, принявших участие в голосование. Отрыв победителя от занявшего второе место на президентских выборах Г.А. Зюганова был значительным. Председатель КПРФ набрал 29,21%. Третье место занял лидер "Яблока" Г.А. Явлинский (5,8%).

Начался новый период в жизни страны. В.В. Путин сразу же взял курс на укрепление государственности и суверенитета (См. дополнительный иллюстративный материал).

В мае 2000 г. председателем правительства РФ был назначен М.М. Касьянов (2000-2004) (См. дополнительный иллюстративный материал). Уже в мае 2000 г. В.В. Путин начал проведение административной реформы, так как ослабленная к этому времени вертикаль власти мешала проведению политических и социально-экономических преобразований. Указом Президента РФ "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" 89 субъектов РФ были разделены на семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Округа возглавляли полномоченные представители президента РФ. Их главная задача состояла в координации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также контроль над исполнением решений федеральных органов исполнительной власти России. Важной задачей было приведение Конституций, Уставов, законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Таким образом, полномочные представители президента РФ стали, по сути, связующим звеном между центром и регионами.

Укреплению государственной власти способствовала принятие 17 июня 2000 г. Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Членами верхней палаты парламента РФ - Совета Федерации становились теперь не руководители исполнительных и представительных органов власти субъектов Федерации, а их представители, которые стали работать на постоянной основе. Председателем Совета Федерации стал С.М. Миронов (См. дополнительный иллюстративный материал), представитель законодательного собрания Санкт - Петербурга. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав нового совещательного органа при президенте РФ - Государственного Совета.

В период с 2000 по 2002 гг. произошли значительные изменения баланса сил в Государственной Думе РФ. В 2001 г. коммунисты, выступившие с критикой в адрес министра экономики Г.О. Грефа, лишились руководства большинства комитетов в Государственной Думе РФ. Это значительно усилило позиции пропрезидентского большинства ("Единство", "Отечество - вся Россия", "Народный депутат"), стоявшего на центристских позициях.

Эти и другие меры в течение 2002 - 2003 гг. на политической арене страны усилили позиции президента РФ и правительства РФ.

В 2000 г. были начаты реформы по реформированию армии. В январе 2001 г. был принят "План строительства Вооруженных сил РФ", в соответствии с которым предусматривалось увеличение финансирования армии и сокращение личного состава, перевооружение и модернизация войск. К 2010 г. планировалось перейти на преимущественно контрактное комплектование Вооруженных сил РФ.

Новый импульс получила работа по совершенствованию организационных и правовых основ деятельности государственных органов. Происходит модернизация судебной системы. Все эти меры призваны улучшить работу государственного аппарата и создать необходимые предпосылки для более глубокого проведения реформ.

Руководством страны были активизированы усилия по установлению в Чечне конституционного порядка. В 2003 г. была принята новая Конституция Чечни, сформированы новые органы власти. 5 октября 2003 г. в Чечне были проведены выборы. Победу на них одержал А.А. Кадыров (убит террористами на стадионе в Грозном 9 мая 2004 г.) (См. дополнительный иллюстративный материал). Большая роль в достижения мира в Чечне отводилась экономическому развитию региона. Несмотря на то, что удалось достичь определенных успехов в борьбе с террористами в Чечне, кровопролитные террористические акты напоминали о себе, унося жизни мирного населения Чеченской республики.

В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу четвертого созыва. По результатам выборов пятипроцентный барьер преодолели четыре объединения: блок "Единство" - 38% голосов, КПРФ - 13%, ЛДПР - 11% и народно-патриотический блок "Родина" - 9%.

В конце февраля 2004 г. В.В. Путин распустил правительство М. М. Касьянова. Новый кабинет министров возглавил М.Е. Фрадков (См. дополнительный иллюстративный материал). Дальнейшее развитие получила административная реформа. 9 марта 2004 г. был издан указ Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Согласно данному указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Сократилось число министерств с 30 до 17, при этом значительно увеличилось количество федеральных служб и агентств.

14 марта 2004 г. в России состоялись очередные выборы президента РФ. Президентом России был переизбран В.В. Путин, набравший 71,31% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Всего на пост главы государства претендовало шесть кандидатов. Второе место по итогам выборов занял представитель КПРФ Н.М. Харитонов (13,69%), третье место - лидер блока "Родина" С.Ю. Глазьев (4,1%), четвертое место - представитель от демократов И.М. Хакамада (3,84%), пятое место - представитель ЛДПР О.А. Малышкин (2,02%) и на шестом месте - председатель Совета Федерации РФ С.М. Миронов (0,75%) (См. дополнительный иллюстративный материал).

7 мая 2004 г. в Кремле состоялась церемония вступления В.В. Путина в должность президента РФ на второй срок. В соответствии с Конституцией РФ В.В. Путин произнес слова президентской присяги и торжественно пообещал хранить государство и верно служить народу, уважать права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ.

Российское общество в начале 21-го века:

причины определившие его современное с остояние

Начало 20-го века было ознаменовано завершением деления мира между крупными империалистическими государствами. Так, в 1900 году под их влиянием находилась территория в 73 млн.кв.км. (около 55% мировой территории) с населением в 530 млн. человек (35% от общего населения земли). Толчком к национально-освободительному движению в колониальных странах послужила Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 года в Российской империи. С этого времени в мире появилась сила противостоящая империализму, это - социалистическая, а в последствии - коммунистическая идеология СССР. Сама по себе идеология социалистического развития предусматривала такие человеческие ценности, как равенство всех перед законом и государством, свобода от эксплуатации наёмного труда, отмена привилегий между разными сословиями общества и пр. Однако находящимся у власти представителям партоменклатуры, криминала, "теневикам" со временем такая идеология и принципы строителей нового коммунистического государства, представляющие по существу заповеди христианской морали, стали в тягость. Следствием этого стало соглашение о прекращении существования Советского Союза, подписанного в Беловежской Пуще кучкой правящей партноменклатуры в пьяном угаре русской бани. По мнению известного писателя М. Веллера (2006) - Место всех "героев" Беловежской Пущи - в тюрьме, если не хуже насчёт измены Родине. Потому, что руководствовались не логикой размонтирования Империи для блага каждой её составной части её народа, а логикой захвата личной власти над республиками, превращающимися в суверенные государства. Это был политически удобнейший момент для захвата власти местными лидерами, чтобы выдернуть коврик из-под ног Союзного Президента и самим стать главными. Но это было политически и экономически не подготовленное и потому преступное действие по отношению к России и русскому народу. Всё это привело к тому, что СССР стремительно превратился в рассыпающуюся на глазах Россию с кучкой транснациональных миллиардеров с нищем и бесправным населением, которому его нищета и измывательства без прав не снились в СССР никогда. Насаждение капитализма в его самом неприглядном виде породило вместе с эксплуатацией человека человеком глубокий классовый раскол общества. В результате на одном полюсе оказался формируемый правящим режимом класс "стратегических собственников", с его основой в виде банковско-спекулятивного и экспортно-сырьевого капитала, экономически тесно связанный с Западом, в то время как национальный капитал, ориентированный на возрождение отечественной экономики, ноходился в чахлом, неконкурентноспособном состоянии. На другом полюсе классового раскола общества оказалась огромная масса людей труда, задавленных обнищанием, угрозой безработицы, страхом неуверенности в завтрашнем дне. Пролетаризация большинства населения сопровождалось и социальным расслоением низов: вчерашние рабочие, служащие, специалисты в поисках средств существования пополняли ряды мелкой буржуазии. Нарастало абсолютное обнищание большинства трудящихся и интелигенции; увеличивался слой деклассированных элементов. В настоящее время период Российского "транзита", то есть перехода куда-либо, в общем завершён. Даже возникает впечатление завершённости новых социальных институтов, а их комбинация обладает чертами взаимодополняемости. В России укрепилась новая социальная структура, в значительной степени блокирующая сейчас и в обозримом будущем какие-либо значительные социальные изменения. Общество вошло в состояние равновесной и долговременной стабильности с необозначенными параметрами этой стабильности. Это состояние представляет собой баланс неопределённости и фрагментации, которые хоть и дефрагментированы, но всё же представляют собой единое целое. И как это ни странно, но именно эта фрагментированность и есть залог стабильности. Данное состояние не только российская проблема, - это общая глобальная тенденция, нашедшая в России своё, быть может, самое разительное проявление в силу резкого снижения сопротивляемости нашего общества. Интерпретации подобного состояния общества многочислены - от рассуждений о снижении "пассионарности" нации, её генетической усталости, вплоть до известной фразы Ю. Корякина: "Россия, ты одурела!" Современная отечественная действительность со всей очевидностью ставит макросоциологические вопросы, ответы на которые с большим трудом просматриваются в рамках современной российской социологии. Последнее десятилетие до неузнаваемости изменило привычные картины жизни, как в сфере массового сознания, так и коллективного разума. Носителем же того и другого считается народ. Собственно говоря, в классической социологии такого понятия нет, зато есть понятие "население", "электорат", "общество", "коллективный носитель действия", "массы" и "народные массы". Как бы то ни было, но российская социологическая традиция, восходящая к народничеству 19-го века, открыто или невысказано опирается на это понятие. "Народ" - это субстанция истории и государства. Причём эта субстанция на современном этапе носит не столько социологический характер, сколько метафизический. А некая бытийственность современной российской социологии опирается на признание наличия этого усреднённого и обобщённого до обезличенности субъекта социального и исторического действия. Но вопрос в данном случае заключается не в том, присутствует ли "народ", как таковой в системе координат социологии, а в том, что происходит с "субъектом массового сознания" и "коллективного поведения". И надо признать, что видоизменился этот субъект за последнее десятилете до неузнаваемости. Вхождение российского общества в постсоциалистическое состояние привело к качественным изменениям, в том числе и к изменению самого населения. Только либеральные критики советского режима могли полагать, что демократизация и последующий переходный ("транзитный") период изменят в нужном направлении выборочные свойства системы оставив другие такими, какими они были ранее. На самом деле изменилось всё, притом эти изменения довольно часто происходили в неожиданном направлении. Система отреагировала на нарушение баланса следуя своей внутренней логике. В результате современное население России ушло от "народных картин" рисовавшихся интеллигенцией не только далёкого, но и близкого прошлого. Образовалась качественно новая российская общность, которую можно охарактеризовать следующим образом: - ориентированность на материальное потребление, пусть даже самого низкого качества, лишь бы было много и дёшево; - необычайная пластичность, способность адаптироваься к любым изменениям. Население практически может выдержать всё - оно в принципе готово спускаться всё глубже вниз по лестнице архаизации и примитивизации, но выживать в любом варианте. Причём, технологическая продвинутость в одной области, скажем, Интернет и домашняя электроника, прекрасно сочетается с рабским, крайне непроизводительным трудом на приусадебных и садовых участках и хищническими заготовками "даров природы" в лесах, в духе доисторического человека; - виртуализация, то есть неосознанное чаще всего вхождение в мир всякого рода "симулякров", искусственных мифологем, не имеющих прямых связей с объективной реальностью. И, как внешнее проявление этого,- подчинённость средствам массовой информации; - постоянное сужение поля социального интереса, вплоть до полной одномерности, однофункциональности - превращение людей в "плоскостные фигуры" лишённые глубинных измерений (снятие любых нравственных вопросов; всеобщее отсутствие регулирующих функций нравственного сознания; преклонение перед любой властью, даже в ситуации относительной свободы выбора альтернатив; культурная нетребовательность и готовность потребить любой "культурный" эрзац); Публицист В. Белоцерковский в ряде своих статей последнего времени прямо указывает на смещение спектра общественной нравственности, граничащего с явной коллективной девиацией и даже эпидемией: "...Звериный эгоизм, жестокость, безразличие к человеческой жизни широко разлились в обществе, в народе, как никогда раньше, как в бдатных лагерях... Столь же широко проросли, разрослись безответственность, гомерическая лживость, цинизм, эпидемия идиотизма"; Несколько более сдержано обращает внимание профессор В.В. Коссов на то, что коллективный эгоцентризм превратился в своеобразный уклад, формирующий не только индивидуальную нравственность, но также экономику и политику всей страны. Причём, эгоцентризм отнюдь не совпадает с индивидуализмом, на котором, собственно говоря, базируется демократическое общество. Эгоцентрическая парадигма исходит из исключительности и абсолютности данного индивида. Именно эгоцентрическая парадигма, по мысли В.В. Коссова, наиболее полно объясняет нынешнее состояние России как социокультурной системы. Возможно именно поэтому кризис России в значительной степени есть не что иное, как тупик эволюции её нравственности. В начале 21-го века под видом "либеральных реформ" народ погрузился в средневековое рабство, когда источником сверхдоходов в России стала сверхприбыль от эксплуатации природных ресурсов, недоплата за труд наёмным работникам, сокрытие от государства прибыли предприятия либо завышение цен в результате злоупотреблений монопольным положением. В любом случае происходит не заработок честным путём, а перераспределение в свою пользу (пользу собственника) чужого дохода. В результате чего, по мнению С. Глазьева, большинство россиян не видят перспективы.Обеднение населения привело к исчезновению реального среднего класса и образованию нескольких десятков сверхбогатых при том, что 20% городского населения уже находится на социальном дне и не имеет каких-либо шансов выбраться оттуда. две трети людей оказались в состоянии хронической бедности. Отсутствие перспективы - вот самая вопиющая несправедливость современности! Доля оплаты труда в структуре национального дохода в России в два раза ниже общепринятых международных стандартов. В результате чего работник на единицу зарплаты вырабатывает в 4-5 раз больше, чем его коллега в Европе или Америке, то есть труд в нашей стране недооценен в несколько раз. Такой степени эксплуатации наёмных работников нет ни в одной из развитых стран. В итоге, 37 млн. человек, по официальным данным, и свыше 50 млн. человек - по данным независимых экспертов, имеют доходы ниже прожиточного минимума, а подавляющее большинство населения еле сводит концы с концами, позволяя себе купить только самое необходимое из необходимого. Это в свою очередь крайне негативно сказывается в первую очередь на здоровье людей особенно, это касается женщин репродуктивного возраста, так как для них питание должно расцениваться, как безусловный фактор здорового внутриутробного развития плода и рождения здорового ребёнка. Возникает резонный вопрос: если всё так плохо, почему на выборах побеждает "Партия власти" и в большинстве случаев абсолютно законно; почему очень много говорят о демократических силах, но никто практически за них не голосует? Может быть власть не даёт право выбора? Но это не так - право проголосовать за демократические силы есть у каждого, тем не менее за демократов никто не голосует просто потому, что демократов в сущности и нет. Дело всё в том, что российская политика, согласно традиционной шкале оценок, представляет собой драматургию, замешанную на экономическом интнресе и крови. Игровой момент, лицедейство превалируют над остальными характеристиками. В этом смысле политологию можно рассматривать, как театральную критику, особенно имея ввиду роль СМИ в политическом процессе. Сама демократия, во имя которой в России последних десятилетий было поднято столько здравниц, превратилась, ещё не сформировавшись, в нечто совершенно нетрадиционное - манипулятивную демократию, когда используются внешние формы демократического процесса для сокрытия глубоко недемократической сути этого процесса. Причём активной стороной этого феномена стал сам электорат, с готовностью принявший правила игры и даже нашедший своё игровое место в ней. Как видим, в России к концу первого десятилетия 21-го века произошёл своеобразный симбиоз активных глобалистических тенденций с традиционалистическими, отчасти полуфеодальными напластованиями. Это и создаёт причудливый, подчас даже экзотический профиль российской ситуации. 2011 год.