Гендер в психологии и социологии. Понятие «гендер» в российской социологии. Материнское и отцовское в социуме

Гендерная социология

Определение 1

Гендерная социология представляет собой социологическую теорию, которая занимается изучением закономерностей дифференциации мужских и женских социальных ролей. Объектом исследования для неё выступают неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин, сложившиеся исторически.

Предмет исследования – социальная несправедливость и гендерное неравенство в отношении женщин.

Само понятие «гендер» в переводе с английского языка означает «пол», «род». Этот термин появился с началом рыночных преобразований 1990-х годов и в отечественную современную социологию пришел из англоязычных стран.

Замечание 1

Основополагающими понятиями гендерной социологии являются гендер, патриархат, матриархат, сексизм, феминизм. Основой теории двух систем и теории однородности являются два понятия «патриархат» и «капитализм».

Теории создавались в полемике представителями разных направлений социологии гендерной. Первая теория утверждала, что общество строится вокруг двух систем эксплуатации. В структурном плане они друг от друга независимы – патриархат эксплуатирует женщин, и капитализм эксплуатирует рабочую силу.

Система полов и экономическая система разделены в целях анализа, хотя существуют вместе. Семейная оплата труда в конце XIX века якобы служила интересам, как работодателей, так и мужчин рабочих. Подобное положение существовало с той целью, чтобы держать женщин в экономической зависимости от мужчин.

Женщина должна была заниматься хозяйством, воспроизводить и воспитывать новую рабочую силу. Патриархат воспринимается в этом случае, как часть семейной структуры, а капитализм выступает за её пределами.

Сторонники теории однородности считают, что капитализм не является нейтральным в отношении пола и его ядром становится эксплуатация женщин. Таким образом, если патриархат и капитализм проявляются в одной социально-экономической структуре, то совершенно логично говорить об одной системе, материальная база которой заключается в разделении труда по признаку пола.

Замечание 2

Причина эксплуатации женщин, как считает большинство авторов той и другой теории, является разделение труда по половому признаку. Современная гендерная социология выделяет пол как важную составляющую в анализе разделения труда, социальной структуре, образе жизни, поведении в семье и в профессиональной деятельности.

Анализ сексуального насилия над женщинами в семье, и сексуальных домогательств на службе, является новым направлением гендерных проблем.

Важной проблемой современной гендерной социологии является выбор методов исследования. В отечественной гендерной социологии широкое применение находят традиционные методы опроса, данные социальной статистики и относительно новые западные методы, например, метод устной истории Д. Берто.

Все гендерные исследования обязательно должны учитывать социально-экономический уровень развития и специфику культуры страны, а также особенности её исторического развития, потому что для ряда развивающихся стран Азии, Африки, стран Восточной Европы целый ряд методов просто неприменим.

Сущность гендерной социологии

Гендерная социология и социология пола имеют между собой принципиальное отличие.

Гендерная социология отличается тем, что на первый план выдвигает особенности мужской и женской социальной общностей, их социальное поведение и статус. В России гендерной социологией стали интересоваться после перестройки. Основная причина этого интереса заключалась в том, что произошло резкое падение уровня жизни населения и особенно это коснулось женщин и детей.

Практически во всех сферах жизни общества открыто стала проявляться дискриминация женщин, причем, в больших масштабах. С 1990 г. научный коллектив «ГАЛСИ» проводит в России социологические исследования положения женщин и женских движений.

За это время разрозненные российские центры и лаборатории собрали опыт изучения гендерных проблем. Начиная с 1989 г. ВЦИОМ проводил общенациональный мониторинг общественного мнения. Он касался экономических и социальных проблем, включая положение российских женщин.

Результатом этой работы стал сформированный банк данных. В журнале «Социологические исследования» регулярно появляются соответствующие публикации.

Для развития гендерной социологии в России существует достаточно обширная, но, правда, слабо востребованная эмпирическая база данных. Исходя из этого, можно дать следующее определение гендерной социологии - это частная социологическая теория, изучающая процессы развития и социального взаимодействия двух общностей – мужской и женской.

Теория анализирует эволюцию их социальных статусов с учетом культурных традиций, рассматривает влияние биопсихологических особенностей пола на поведение и сознание мужчин и женщин.

Методологическая база представлена диалектическим подходом к изучению социального взаимодействия мужчин и женщин, как друг с другом, так и с их социальным окружением.

Принцип социального детерминизма дает возможность исследовать социогендерные отношения в конкретных исторических условиях в их динамике. Есть необходимость дополнить социологический анализ изучением демографических факторов, особенностями мужской и женской психологии, использованием теории ролей.

Замечание 3

Если говорить другим словами, то гендерная социология при рассмотрении положения мужчин и женщин и их социальных статусов, предполагает применение междисциплинарного подхода. Она имеет тесную связь с социологией семьи, социологией личности, социологией безопасности и с социальной геронтологией.

Функции гендерной социологии

Для гендерной социологии характерны свои функции, среди которых важнейшими являются:

  • мировоззренческая,
  • прогностическая,
  • управленческая,
  • информационная,
  • прикладная.

Мировоззренческая функция объективно связана с социально-политической жизнью общества и выражается в использовании выверенных количественных данных, потому что именно они могут убедить современного человека в чем-либо. Социологическое знание является мощным инструментом социально-политической жизни общества. На каких позициях сегодня стоит общество, кто главный в этом обществе – мужчина или женщина.

Прогностическая функция выполняет важную задачу, прогнозируя будущее общества. Прогностическая функция может иметь дело с конструированием моделей социальных объектов, создавая образ будущего.

Выводы и рекомендации, которые делают специалисты в результате своих исследований того или иного социального объекта являются основой для принятия решений, в этом заключается суть управленческой функции. Решения, которые принимаются на основании социологического знания, всегда более аргументированы и весомы, поэтому оспорить их непросто. Решения могут носить очень серьезный характер, так использование социологического знания, например, позволяют вырабатывать решения по преобразованию общества, его политической и экономической системы.

Информационная функция связана со сбором информации, его систематизацией и накоплением. В крупных социологических центрах она сосредотачивается в памяти ЭВМ. Данные социологических исследований могут быть полезны не только специалистам, ученым, студентам, но и разным структурам гражданского общества. Социологическая информация является методологической базой для феминизма.

гендер , означающее

.

Предпосылки возникновения гендерных исследований

Аристотель считал женщин низшими существами,тк у них нет души.Разделение полов по Ар-лю несет не биологические основания.В сред.века:Аквинский, Августин продолжают актив.различение формы-материи,души-тела,маскулинного-феминного. Далее Шпренгер, Инститорис-представили систему доказ-в справедливости подавления и физич.уничижения женщин на основе их изначальной греховности. Они утверждали, что женщины маловерны и доказывали это этимологией названия»женщины»(фемина)они попадают под козни дьявола, они-носители зла.Кант-поддерживал идею о более низших ментальных способностях женщин, считая это необходимым условием сущ-я общества. женское феминное он считал вторичным по отнош. к маскулинному. Эпоха просвещения не могла не признать женщину полноценным человеком среди философов, атаковавших движение за эмансипацию женщин выделялся- Шопенгауэр.он выступал идеологом мужского господства в обществе, где у женщина одна роль - супруги и матери. Зиммель(нач20века)-рассмотрение чел.цивилизации не нейтрально в отношении пола, очевидна мужская доминанта. ошибка была в том, что не учитывается ассиметрия на эмпир.и метафизическом уровне.роль женщины первична.Соврем.авторы дают пон»гендера», что позволяет учитывать вариативность различий женщин в соответствии с возрастом,семейным положением, соц и этнич.группой, как между собой так и в отношениях с мужчинами поэтому понятие гендера не явл.естественным,это процесс создания,воспроизводства институтов идентичностей.но он зависит от кул,соц,контекста,от специфических отношениях в обществах,историч периодах,в этнич группах,соц классах и поколениях.

Феминизм

Феминизм (от лат. femina, «женщина» ) - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

Анархо-феминизм.

Вуманизм (от англ. woman - женщина).

Духовный феминизм.

Культуро-феминизм.

Лесбийский феминизм.

Либеральный феминизм.

Индивидуалистский феминизм.

Мужской феминизм.

Марксистский феминизм.

Материальный феминизм.

Многокультурный феминизм.

Поп-феминизм.

Постколониальный феминизм.

Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory).

Психоаналитический феминизм.

«Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»).

Радикальный феминизм.

Ролевой феминизм.

Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм).

Сепаратистский феминизм.

Социалистический феминизм.

Социально-обусловленный феминизм.

Трансфеминизм.

Феминизм амазонок.

Феминизм стран третьего мира.

Французский феминизм.

Экофеминизм.

Экзистенциальный феминизм.

Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами.

Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд», доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

«Чёрный» феминизм

«Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой. Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» в 1974 году, говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Постколониальный феминизм

Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом, в частности, расовое, классовое и этническое угнетение, оказало маргинализующее воздействие на женщин в постоколониальных обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата. Сторонники постколониального феминизма выступают против изображения женщин незападных обществ в качестве пассивных и безгласных жертв, а женщин западных стран как современных, образованных и обладающих гражданскими правами.

Феминизм «третьего мира» - условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира». Феминисты из стран «третьего мира», критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». Женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии».

Вопрос. Теория конфликта.

Теория конфликта подходит к объяснению семейной структуры на различных уровнях. Одни исследователи делают упор на анализе порядка распределения власти внутри семьи, придавая особое значение механизму принятия решений. Как правило, члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, приобретают в семье большую власть Л Сафилиос-Ротшильд (1976) утверждает, что любовь оказывает влияние на распределение власти между супругами. По его мнению, более любящий супруг имеет меньшую власть, поскольку находится в большей психологической зависимости. Супруги, в одинаковой мере любящие друг друга, обычно имеют одинаковую власть в семье. Как считает Л. Сафилиос-Ротшильд, поскольку жена обычно в большей мере проявляет любовь по отношению к мужу, брак можно рассматривать как своего рода обмен: жена отдает любовь за доступ к социально-экономическим благам, которых больше у мужа Согласно другой точке зрения, больше сосредоточенной на конфликте, семья рассматривается как микрокосм конфликта в "большом" обществе. В прошлом эту идею высказали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждали, что промышленная революция способствовала преобразованию семьи в совокупность денежных отношений. Например, в результате использования детского труда дети в семьях рабочего класса стали товаром и орудиями труда. В семьях среднего класса с женщинами обращались как с домашними рабынями. Женщины из рабочего класса были вынуждены работать вне дома, чтобы заработать деньги, необходимые для выживания семьи. Но поскольку они получали зарплату, их положение в большей мере приближалось к статусу мужчин, чем положение женщин из среднего класса.

Современный вариант теории конфликта, касающийся семьи, предложил П Хартманн. Она называет его "марксистско-феминистским". По ее мнению, подлинное понимание сущности семьи не связано с анализом эмоциональных или родственных отношений между ее членами; семья – «место борьбы». В семье осуществляются экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом

Семья в состоянии конфликта

Источник конфликта Конфликты внутри семьи Конфликты между семьями и более крупными организациями
Производственные споры Домашняя работа: Кто должен ее выполнять? Каким образом? По каким стандартам? Следует ли женщинам работать вне дома или мужчинам заниматься домашним хозяйством? Производство в секторе домашнего хозяйства против производства, организованного капиталистами и государством: следует ли питаться на ходу в кафе или готовить еду дому? Что предпочтительнее: совместно воспитывать детей дома обоим родителям или отдавать их в центры ухода за детьми, организуемые государством?
Споры по перераспределению материальных средств Зарплата: каким образом тратить деньги? Кто решает этот вопрос? Следует ли тратить зарплату мужа на предметы роскоши или удовлетворение потребностей семьи? Налоги: Кто должен принимать решения об использовании средств, имеющихся в семье – члены семьи или представители государственного аппарата?

К ним относятся споры по поводу того, кто должен зарабатывать деньги, выполнять домашнюю работу, какую часть семейного дохода следует выплачивать государству и т.д. Само развитие капиталистической патриархальной системы привело к концентрации экономических средств в руках капиталистов и мужчин. Для обеспечения выживания низших классов (т.е. рабочих и женщин) должны быть созданы механизмы перераспределения материальных средств. Труд за деньги является способом перераспределения некоторой доли богатства капиталистов в пользу рабочих, а в семье осуществляется главным образом перераспределение богатства мужчин, в результате чего какую-то долю этого богатства получают женщины. Согласно этой точке зрения, помимо всего прочего, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей, при этом более тяжелые обязанности женщин по дому являются формой эксплуатации, сложившейся внутри капиталистическо-патриархальной системы.

7. Структурно-конструктивистский подход в гендерных исследованиях предполагает сочетание двух концептов - социального конструирования гендера и гендерной композиции. Первый концепт рассматривает динамическое измерение гендерных отношений на микроуроине - процесс создания и воспроизводства пола/ гендера в процессе взаимодействия. Второй - концентрируется на структурных факторах, определяющих рамки гендерных отношений. Сочетание этих подходов создает методологический инструмент, пригодный для анализа микро- и макроуровней социального мира и их взаимопроникновения. Структурные факторы системы гендерных отношений задают институциональные возможности, в рамках которых происходит воспроизводство поло-ролевого поведения. Социальная дифференциация в разнообразных сферах общественной жизни воспринимается как набор объективных предписаний и реализуется в механизмах взаимодействия и социализации посредством таких институтов как семья, школа, ближайшее окружение, СМИ и сфера занятости, политика и пр.

Структурно-конструктивистский подход к анализу гендерных отношений разрабатывается Р. Коннеллом (12, 25). Проблема организации гендерных отношений рассматривается им как процесс взаимодействия агента и социальных структур, где структура складывается исторически, и тогда женственность и мужественность предстают как постоянно создаваемые идентичности. Этот подход исходит из признания власти как измерения гендерных отношений и рассматривается как основание практической политики, исходящей из нового понимания субъекта как агента и действующего лица, ограниченного структурами и изменяющего их (по аналогии с Бурдье и Гидденсом).

В рамках объединительной парадигмы Р.Коннелл разрабатывает теорию «гендерной композиции». Гендерная композиция - это социальная реальность, представленная как система структурных возможностей для старых и новых гендерных практик, которая охватывает три основные сферы - труд и экономики, политику и сферу эмоциональных отношений (катексис). Коннелл отказывается от термина «система» как коннотирующего с функционализмом, и указывает, что метафора «композиция» более адекватна для описания совокупности структур и практик гендерных отношений.

Три сферы структурных возможностей (названные выше) создают условия гендерного режима, понимаемого как правила игры (state of play) гендерных взаимодействий в конкретных институтах, таких как семья, государство, улица. Эти относительно устойчивые гендерные режимы, определяемые правилами игры в разных контекстах, находят свое выражение во множественных практиках уместной и поощряемой мужественности и женственности, а также в гендерном новаторстве временных аутсайдеров.

В рамках такого варианта гендерного подхода основной задачей социологии гендерных отношений является изучение гендерных режимов и их изменений.

Концепция андрогении Бем

Под удар попала даже сама концепция андрогинии (Ashmore, 1990; Sedney, 1989). Сама Бем (Bem, 1981, 1993) сокрушалась по поводу того, что концепция андрогинии подразумевает, что некоторые из одобряемых качеств являются «мужскими», а некоторые «женскими», - ведь это в корне противоречит нашему намерению уменьшить гендерную поляризацию. Многие психологи предлагают совсем отказаться от терминов «мужественность» и «женственность», которые только укрепляют гендерные различия и стереотипы (Betz, 1993). Спенс и Хельмрих (Spens & Helmrich, 1981) предложили вместо этих терминов использовать следующие: инструментальность, что отражает способность к самоутверждению и компетентность (ключевые аспекты традиционной мужественности), и экспрессивность, представляющая качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность (Betz, 1993). В своей книге (1993) Бем признается, что концепция андрогинии далека от реального положения дел: исходя из нее, перемены должны произойти на личностном уровне, тогда как в действительности ликвидация гендерного неравенства неизбежно потребует изменений в структуре общественных институтов. Другая трудноразрешимая проблема кроется в возможной утрате позитивной социальной идентичности, которую повлечет за собой сглаживание дихотомии мужского-женского. В главе 5 мы увидим, какую пользу для нашей самооценки приносит сильная идентификация со своим полом и подчеркивание его отличий от противоположного пола. Тем не менее мир, состоящий из людей, одновременно инструментальных и экспрессивных, представляется мне заманчивым. Я соглашусь с Бем в том, что андрогиния, несмотря на скрытые в ней проблемы, дает возможность построить картину утопии, где человеку не нужно отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает несоответствующими гендеру. Важность этой концепции также в том, что она дает осознать одинаковую привлекательность качеств, традиционно считающихся женскими, и качеств, которые мы привыкли считать мужскими. Это особенно важно в свете того, что мужские качества до настоящего времени стараются представить более нормативными и желательными (ср.: Bem, 1993; Miller et al., 1991; Tavris, 1992).

Проблема насилия

Насилие - это не только физические действия в отношении индивида причиняющие боль и травмы, насилие может быть и социальным

Проблемы насилия тесно связаны с вопросами агрессии. Оно выступает одной из форм проявления агрессии. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы нанести ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т.д.

1. Физическое насилие: толчки, хватания, бросание, плевки, нанесение ударов ладонью и /или кулаком и/ или посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи и т.п.

2. Сексуальное насилие: постоянное сексуальное давление, принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование; принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форм; принуждение к половым отношениям в присутствии других людей; принуждение к половым отношениям с детьми или третьими лицам; физическое принуждение к сексу или причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера, и т.п.).

3. Психологическое насилие: вербальные оскорбления; шантаж; акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушение предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.

4. Экономическое насилие: отказ в содержании детей; утаивание доходов; трата семейных денег; самостоятельное принятие большинства финансовых решений - это, например, может проявляться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками, и т.п.

Формы насилия в семье весьма разнообразными: изнасилование, убийство на сексуальной почве, нанесение телесных повреждений.

Способы борьбы с насилием: с помощью законодательства.

Гендер как социологическое понятие

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер , означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Термен предложен в 1968 г Столером .

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах.. Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей. С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы (от пола зависит - цвет одежды, колясок, набор игрушек и др).

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода:

1)теория социального конструирования - понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. 2) псевдогендерный подход - псевдогендерными исследованиямия называю те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли.

СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ (от англ. gender - пол, род; греч. … - происхождение, род, рождающийся) - отрасль социологии, изучающая закономерности развития и взаимодействия социального гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их статусов социальных, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культ, традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола.

Термин «гендер» стал утверждаться преимущественно в англоязычных странах в 60-х годах 20 века в интерпретации «социальный пол»; однако в Великобритании, во Франции, многих восточноевропейских странах этот термин не заменил активного применения традиционного понятия «women"s studies». Начало активного развития гендерных исследований в Западной Европе, США и Великобритании относится к концу 1970-х годов. Различия понятий «пол» и «гендер» - предмет длительных дискуссий. Первая попытка развести понятия «пол» и «гендер» принадлежит американскому психологу Р. Столлеру (1968). В качестве компонентов «гендера» западной психологи (Р. Унгер, Г. Рабин, А. Рич) выделяют гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные роли и гендерную идентичность. При этом акцент делается на биологических, психологических, культурологических различиях полов при недооценке влияния социально детерминирующих их факторов. IV Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995) в полной мере институционализировала использование в научной и общественно-политической лексике термина «гендерный» как отражения биологической принадлежности к мужскому и женскому полу, ввела в широкий оборот такие понятия, как «гендерный фактор», «гендерные исследования», «гендерная политика», «гендерные аспекты», «гендерные различия», «гендерный анализ» и т.д.

В зарубежных исследованиях особенностей психологии пола, а также индивидуального поведения мужчины или женщины широко применяются: теория бихевиоризма социального - одного из направлений социологического психологизма, позволяющего изучать поведение индивида посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них (по схеме «стимул - реакция»); психоанализ 3. Фрейда; концепция «коллективного бессознательного» Э. Фромма; принципы феноменологической социологии, рассматривающей общество как явление, созданное и воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов разного пола; теория интеракционизма символического (Дж. Мид, П. Бергер, Т. Лукман). Современные западные гендерные теории: социального конструирования гендера, гендер (пол) как культурная метафора, гендер как стратификационная категория - трактуют гендер как «социополовую роль» или как организованную модель отношений социальных между мужчинами и женщинами, характеризующую их межличностные связи и взаимодействия в семье, определяющую их социальные отношения в основных институтах общества (Унгер, Рабин, К. Уэст и др.).

В России социология гендерная начала формироваться в самом начале 1990-х годов. Исходной базой ее развития стала «социология пола». Исследования в области «социологии пола» сводились преимущественно к изучению положения женщин в быту и на производстве. Предмет отечественной социологии гендерной - социальный статус мужчин и женщин как гендерных общностей и его эволюция под влиянием конкретных социальных условий. Объект социологии гендерной - мужчины и женщины как крупные гендерные общности в структуре социальной населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Преобладающим вниманием в российской социологии традиционно пользуется женский социум. Его состояние характеризуется уровнем решения «женского вопроса». Мужская гендерная общность в современной российской социологии изучается слабо.

Исследования в области социологии гендерной условно можно разделить на две типологические группы: социогендерные (СОГИС, имеющие основополагающее значение для развития социологии гендерной как частной социологической дисциплины) и гендерные (ГИС - составной элемент гендерной теории). СОГИС отличаются от гендерных рядом типологических признаков: 1) социальным масштабом изучаемого объекта. В ГИС объект преимущественно микромасштабный: мужчина и женщина как индивиды, имеющие разную биологическую природу, психический склад, гендерные роли и культурно-символическую функцию (маскулинное и фемининное начало). В СОГИС объект макро-масштабный, им является женский и мужской социумы как крупные социогендерные общности, образующие гендерную структуру общества, являющуюся важнейшим элементом социальной структуры общества в целом; 2) ведущим научно-методологическим подходом. В СОГИС им являются социологический или социолого-психологический, опирающиеся на общесоциологические законы и принципы социального детерминизма. В ГИС - философский или историко-культурный, базирующиеся на конкретных теориях феминизма;

3) значимостью социальных выводов, вытекающих из анализа объекта и предмета социологического исследования. Выводы СОГИС характеризуют социальные явления и процессы, в которых участвуют крупные социогендерные общности и отражают состояние «женского вопроса» на данном этапе общественного развития, качество и стиль жизни гендерных общностей, их ценностные ориентации и установки социальные. Основанием для таких выводов являются результаты масштабных социологических исследований, базирующихся на крупных совокупностях выборочных (выборках) респондентов. Выводы ГИС имеют ограниченный характер, т.к. опираются на исследования в малых группах, выявляют биологические и психические особенности женщин и мужчин, обусловленные их гендерной принадлежностью;

4) методами сбора первичной информации и видами исследований. Социогендерные исследования - это, как правило, макроисследования, в проведении которых могут быть использованы разнообразные методы сбора первичной социологической информации: массовые опросы общественного мнения в форме раздаточного анкетирования; экспертные; почтовые, прессовые, электронные опросы; контент-анализ текстов документов и т.д. ГИС опираются преимущественно на микроисследования психологической направленности, использующие методы микроинтервью (чаще всего свободного), тестирования, психодиагностики и психоанализа. В познании социальных закономерностей развития гендерных общностей и их влияния на преобразование обществ, отношений целесообразно сочетать макро- и микросоциологические исследования.

Две типологические группы исследований присущи принципиально разным научным школам изучения положения женщин, сложившимся в России в 90-х годы 20 века. Первая (Г.Г. Силласте и др.) развивает социологический подход к изучению положения женщин в системе социальных отношений. С позиций этого подхода женщины и мужчины - крупные социогендерные общности, интегрированные в систему социальных отношений во всех сферах жизни общества и оказывающие влияние на развитие процессов социальных, институтов, явлений, групп и общностей. Мужская и женская общности образуют гендерную структуру общества. Гендерные общности рассматриваются как социумы, стремящиеся к взаимодействию социальному, взаимопониманию, сотрудничеству и гендерному паритету. Другая школа (С.И. Воронина и др.) базируется на ортодоксально-феминистском подходе к изучению места и роли женщины в социуме, биодетерминистских позициях при анализе биол. и психических различий между мужчинами и женщинами, их противопоставлении друг другу.

Перспективными направлениями исследований в области социологии гендерной являются: эволюция гендерной структуры общества и ее социальные последствия, гендерная асимметрия как социальные явление; феминизация бедности; экономического поведение гендерных общностей; гендерные особенности политики и управления; гендерный фактор в электоральных ориентациях и установках населения; гендерные стратегии выживания и адаптации социальной, духовные трансформации в гендерном измерении; социальной безопасность женщин и детей; гендерные аспекты насилия и терроризма; демографический кризис и репродуктивное поведение гендерных групп; социальная дискриминация как явление и его гендерные проявления в рыночной экономике; сегрегация и гендерная справедливость; гендерная стратификация общества и ее межстрановые особенности.

Принципы социологии гендерной используются в российской политике и социальной практике при разработке законодательных актов и других официальных документов по вопросам положения женщин, семьи, демографии, молодежи и детства; в проведении гендерной экспертизы законопроектов, в формировании государственной семейной политики, а также в сфере управления.

Г.Г. Силласте

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 438-440.

Литература:

Силласте Г.Г. Демократия без женщин - не демократия! Социол. очерки. М., 1991; Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 1995; Гидденс Э. Соц-я. М., 1999; Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных иссл-й. М., 1999; Силласте Г.Г. Гендерная соц-я как частная социол. теория // Социол. иссл-я. 2000. № 11; Клингер К. Позиции и проблемы теории познания в женских иссл-ях // Пол. Гендер. Культура. М., 2000; Теория и методология гендерных иссл-й. М., 2001; Силласте Г.Г. Гендерная соц-я: состояние, противоречия, перспективы // Социол. иссл-я. 2004. № 9; Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2005; Women"s Studies Encyclopedia. N.Y., 1991.

Взаимосвязь теории феминизма и социологии очевидна по меньшей мере, в двух ключевых областях. Первое значимое соприкосновение, роль которого в течение последних пяти лет все более возрастает, - это влияние феминистской теории на важнейшие предметы, рассматриваемые социологией: проблему девиантного поведения (Barry, 1995; Bergen, 1996; Stiglmayer, 1994), семейной жизни (McMahon, 1995; Stacey, 1996), занятости и профессиональной деятельности (Pierce, 1995; Williams, 1995), на политическую социологию (Fraser, 1997;Jackman, 1994; Stetson & Masur, 1995), вопрос о социальных движениях (Ferree & Martin, 1995; Taylor, 1989; Whittier, 1995; «Гендер и общество», 12, р. 6,1998 and 13, р.1,1999) и стратификации (Ferree and Hall, 1996; Ridgeway, 1997). Второй гранью их соприкосновения и главной темой настоящего раздела являются работы, относящиеся к социологическим теориям угнетения (см. в сборнике, под ред. England, 1993, критическое рассмотрение взаимосвязи феминизма с социологическими теориями; см. также: Chafetz, 1997). В большинстве работ, соотносящих феминизм с существующими социальными теориями, исследуются вопросы гендера. Предлагаемое нами обозре- ние таких трудов построено на основе их классификации на макросоциальные и микросоциальные теории гендера. Макросоциальные теории гендера На первый вопрос феминизма - «А как насчет женщин?» - были даны оказавшиеся существенными ответы теоретиков, придерживающихся трех важнейших макро-социальных подходов, более подробно описанные в других главах книги, - структурного функционализма (глава 3), теории конфликта (глава 3) и неомарксистской теории мировых систем (глава 4). Все эти теоретики прибегают к одинаковому процессу анализа, обращаясь к вопросу о гендере в рамках общего теоретического описания крупных социальных явлений. Во-первых, они определяют последние в качестве системы взаимосвязанных и взаимодействующих структур, которые понимаются как «шаблонный, регулярный порядок человеческого поведения» (Chafetz, 1984, р. 23). Функционалисты и сторонники аналитической теории конфликта изучают государственно-национальные образования, а также (это особенно свойственно аналитической теории конфликта) предшествующие нынешним культурные сообщества. Теория мировых систем исследует глобальный капитализм как транснациональную систему, в которой государственно-национальные объединения выступают в качестве важных структур. Различия между этими теориями связаны с тем, каким отдельным структурам и системным процессам придается основное значение. Во-вторых, эти теоретики пытаются найти место женщин внутри описанных систем. Теоретики всех трех направлений приходят к одному и тому же выводу: основное место женщин - а оно понимается в качестве чисто женской «сферы» в рамках всех культур - это дом/семья. Это положение изначально, и женщины никогда не переступают за его рамки, однако они проявляют активность, отвоевывая в структуре общества и другие важные позиции, что в большей степени проявляется при рыночной экономике. Отсюда вытекает другой вопрос - о понимании функций дома/семьи в социальной системе и схеме взаимосвязи между домашним хозяйством и экономикой. В-третьих, каждая упомянутая группа теоретиков гендера стремится объяснить гендерную стратификацию - рассматриваемую как социальное зло для женщин - с точки зрения структурного образования, имеющего вид треугольника: дом/семья - экономика - общие потребности и процессы в социальной системе. Функционализм Основной сторонницей функционализма в теории гендера является Мириам Джонсон (Johnson, 1988,1989,1993). Поборница функционализма и феминистка, она, прежде всего, признает неспособность первого удовлетворительным образом проанализировать невыгодное положение женщин в обществе. Джонсон считает, что в теории семьи, которую выдвинул Талкотт Парсонс, непреднамеренно сказался дискриминационный крен и что функционализм оставляет за рамками своего рассмотрения аспекты социального неравенства, господства и подавления. Эта тенденция коренится в изначальном интересе, проявляемым функционализмом к социальному порядку. При этом Джонсон убедительно демонстрирует, что многогранность и сложность парсоновского функционализма необходимы при анализе гендерных вопросов, поскольку эта теория обладает гигантским аналитическим раз- махом и гибкостью. Таким образом, она вторит позиции многих неофункционалистов (см. главу 3). В своих трудах Джонсон исследует соотношение многих ключевых типологий Парсонса с вопросами гендера: роль как основная единица социальной системы; экспрессивные ролевые ориентации в противопоставлении инструментальным; семья как институт, связанный с другими институтами; функциональные предпосылки социальной системы (адаптация, достижение цели интеграция и сохранение латентной структуры); аналитические уровни социального действия (социальный, культурный, личностный и поведенческий); стадии социетальных изменений (дифференциация, адаптивное обновление, интеграция и генерализация ценностей). Наиболее значимо для понимания гендера в рамках функционализма использование Джонсон парсоновского понятия экспрессивных ролей в их противопоставлении инструментальным, его тезиса о взаимосвязи семьи с другими институтами и модели функциональных предпосылок. Джонсон видит истоки возникновения гендерного неравенства в структуре патриархальной семьи, отмечаемой почти во всех известных обществах. Семья выполняет функции, отличные от функций экономики и других «общественных» институтов: это задача социализации детей и эмоционального обогащения взрослых членов семьи, что имеет существенное значение для социальной солидарности и воспроизводства ценностей (интеграция и сохранение ценностного образца). Изначальное положение женщины в структуре семьи определяется тем, что она предстает основным исполнителем этих значимых функций. И ей следует быть экспрессивной, иметь эмоциональный настрой и отзывчивость к родственникам. Функции женщин в семье и экспрессивность сказываются на том, что они выполняют во всех прочих социальных структурах, особенно в экономике. Например, подходящими для женщин считаются откровенно экспрессивные занятия, в типично мужских профессиях от женщин ожидают экспрессивности, но одновременно применяют к ним за такое поведение санкции; кроме того, участие женщин в экономической жизни ограничено их ответственностью за семью. Однако ни одна из описанных выше функций не ведет с неизбежностью к гендерной стратификации, которая обесценивает и принижает положение женщин. Для того чтобы понять, почему она возникает, нужно обратиться к патриархальной семье. В таком мире женщины, заботясь о детях, действуют благодаря имеющемуся у них весу, авторитету, приобщая и мальчиков, и девочек к своему пониманию «общей гуманности». Рамки, которые продиктованы особенностями культуры и социальных институтов, предполагают, что женщина слаба и податлива мужу, чья экономическая конкурентоспособность, опосредованная наличием ряда средств (инструментов), позволяет ему добиться для своей семьи определенного уровня экономической безопасности. Поскольку для детей женщина предстает в роли «слабой жены», они усваивают почтительное отношение к патриархату и недооценивают такую родительскую установку, как эмоциональность, по сравнению с которой инструментальность мужчин кажется более мощной и значимой. Эта оценка мужских способов как более эффективных, чем женская экспрессивность, проникает в культуру. Но такая позиция никак не подтверждается на практике - разве только в том случае, когда она сформирована патриархальной идеологией. Джонсон, в частности, рассчитывает, что женское движение вызо- вет перемены общественного и культурного плана, которые, в свою очередь, приведут к общесистемной переоценке экспрессивности. Однако Джонсон приходится касаться и вопроса о том, функциональны ли патриархальные структуры в создании системного равновесия и социального порядка. Джонсон предполагает (Johnson, 1993), что мы спросим: «Функциональны для кого?» Подобный вопрос удаляет от парсоновской позиции, согласно которой функциональность должна рассматриваться с точки зрения системы. Вопрос «функциональны для кого?» выдвигает проблему неравного обладания властью и конфликта интересов и указывает скорее на критическую, нежели ценностно-нейтральную установку теоретика - установку, противоположную функционализму. Вопрос о женщинах - гендерный аспект - стал, как часто бывает, последней каплей, переполнившей чашу. Аналитическая теория конфликта Проблему гендера рассматривает в рамках аналитической теории конфликта Джанет Чафетс (Chafetz, 1984, 1988, 1990; см. также: Dunn, Almquist, & Chafetz, 1993), чьи работы наиболее значимы и показательны. В отличие от Джонсон ее интересы соответствуют ряду теоретических работ подобного рода (Rae Lesser Blumberg, 1978, 1979, 1984; Randall Collins, 1975; и антрополог Peggy Sanday, 1974, 1981). Подход Чафетс предусматривает скрещение разных культур и сближение различных исторических фаз, поэтому его можно назвать межкультурным и трансисторическим. Во всех частных эпизодах, имеющих отношение к уровню сообществ, она стремится теоретически выделить тему гендера. Если быть точнее, она фокусирует внимание на гендерном неравенстве или, по ее словам, половой стратификации. Исходя из этого аспекта, Чафетс строит свою теорию в соответствии с традициями аналитической теории конфликта. Она выявляет периодичность социального конфликта и анализирует, придерживаясь ценностно-нейтральной позиции, структурные условия, вызывающие конфликт той или иной степени интенсивности. Затем Чафетс исследует социальные структуры и условия, которые влияют на выраженность стратификации по половому признаку - или подчиненности женщин - во всех обществах и культурах. К этому относится дифференциация гендерных ролей, патриархальная идеология, организация семьи и работы, а также условия, ставящие определенные ограничительные рамки, в том числе модели воспроизводства населения, разделение домапкней работы и профессиональной Деятельности, экономическое перепроизводство, усложнение технологий, плотность населения и суровость окружающей среды - все эти параметры считаются переменными величинами. Взаимодействие их определяет масштаб стратификации по половому признаку, поскольку ими формируются ключевые структуры хозяйства в рамках дома и производства на уровне экономики, а также способность женщин свободно переходить от одной области к другой. Чафетс считает наименее ущербной ситуацию, когда женщины гармонично совмещают домашние обязанности и существенную и самостоятельную роль в рыночном производстве. Функция «дом/семья» оценивается не как внешняя по отношению к трудовой деятельности, эмоциональному поведению и воспитанию, а как область, которую можно со всем основанием охарактеризовать в качестве рабочей: это забота о детях, хлопоты по хозяйству, а иногда и работа (как, например, на семейной ферме), приносящая дополнительное материальное вознаграждение. Возможность получить материальное вознаграждение посредством домашнего хозяйства или рыночного производства делает социально невыгодное положение женщин не столь вопиющим, а форма ведения домашних и семейных дел, обусловленная взаимодействием множества других переменных, представляет собой главную структуру, облегчающую этот доступ или препятствующую ему. Затем Чафетс рассматривает вопрос о том, как следует целенаправленно идти к равенству полов. Она определяет основные структурные моменты, изменение которых могло бы улучшить положение женщин. Побуждая быть активными в достижении равенства полов, Чафетс выходит за рамки ценностного нейтралитета, что со времен Вебера отличало аналитическую теорию конфликта. Изучение гендерных проблем снова уводит теоретика - в данном случае высокоответственного профессионала - за границы теории, к проблемам власти и политики. Теория мировых систем Эта теория оценивает мировой капитализм, взятый во всех его исторических фазах, как единственную систему социологического анализа. Национальные и иные культурные сообщества (например, колонии и туземные племена) - значительные структуры в мировой системе глобального капитализма, как и экономическая стратификация этих сообществ и групповых образований (центральная, второстепенная и периферийная экономики), разделение труда, капитала и власти между ними и внутри них и классовые отношения в каждом отдельном сообществе. Поскольку данная теория сконцентрирована на капитализме, индивиды рассматриваются здесь с точки зрения той роли, которую они играют в создании прибавочной стоимости. Соответственно, этой теории свойственно оценивать роль женщин в социальной системе лишь постольку, поскольку их труд становится частью капиталистического порядка - т. е. когда они выступают в качестве работников, поставленными в рамки капиталистического производства и рынка. Однако данную модель социальной системы колеблет цельное и прямое рассмотрение проблемы гендера. Кэтрин Б. Уорд (Ward, 1984,1985а, 1985b, 1988,1990,1993; Word & Pyle, 1995) утверждает следующее: 1) мировая система не может быть познана, пока не будут надлежащим образом проанализированы труд, который ведется в домашнем хозяйстве, и труд в сфере неформальной экономики; 2) поскольку женщины составляют большинство занятых этими видами труда, им следует уделить в теории мировых систем особое внимание, а не просто упомянуть как «работников». Ведение домашнего хозяйства предполагает всю работу по дому, направленную на поддержание и воспроизводство работников; неформальная экономика - это такая организация работы, в которой не существует четкого разделения между трудом и капиталом и регулирования труда с помощью закона или капиталистической организации. По мнению Уорд, почти 66 % всей работы в мире приходится на эти две экономические сферы, являющиеся некапиталистическими и в значительной степени игнорируемые. Кроме того, ученый полагает, что их доля растет, точно так же, как расширяется в глобальных масштабах сам капитализм. Таким образом, если отвечать на вопрос «А как насчет женщин?», то можно обнаружить в мировой си- стеме обширный «субконтинент» некапиталистического производства, существующий рядом с глобальным капитализмом, постоянно расширяющийся и вступающий во взаимодействие с последним. Модель, показывающая трудовое участие женщин в масштабе всего мира - потребность в домашней работе здесь постоянна, помимо этого, женщины так или иначе задействованы в неформальной и капиталистической экономике, - может, на наш взгляд, стать основой для создания теории структур труда в рамках мировой системы. Далее, Уорд утверждает, что бесплатный труд женщин как вклад в мировую экономику и доминирование мужчин над женщинами надлежит понимать и объяснять не просто как продукты капитализма, но как «отличительные свойства явлений, обладающие своей собственной логикой» (Ward, 1993, р. 52).

Теоретические основы понятия «Гендер. Гендерная социология»

Гендерный подход в социологии: история возникновения и современность

Термин «гендерный подход» возник в социологии в 1970-е годы. Он сформирован как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии понимается анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно символическое определение пола (то, что называется гендером) является комплексной характеристикой статуса,возникающая на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход является вариантом стратификационного подхода, в котором всегда имеет место тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. Гендер становится «полезной» многоуровневой категорией социального анализа, которая «работает» на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне.

Разработка гендерного подхода на Западе берет начало с 1970-х годов как когнитивная практика женского движения второй волны и как критика социальной теории, и потому во многом определяется закономерностями развития последних. Исследования опираются на адаптированность социальной теории к проблематике социальных отношений между полами.

В 1968 году, Роберт Столлер ввел понятие гендер, таким образом в отличие от своих предшественников, Столлером выделилось понятия sex как биологический пол, и gender - в качестве пола социального.

Позже Джудит Лорбер в её работе «Пол как социальная категория» рассматривается категории sex и гендер в 5-ти возможных позициях:

  • - пол (sex) как биологическая категория в качестве непосредственного данного сочетания генов и гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор; способность к прокреации;
  • - пол (sex) в качестве социальной категории - предназначение от рождения, основанное на типе гениталий;
  • - половая (sex-gender) идентичность - осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте;
  • - пол (gender) как процесс - обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих (или несоответствующих - в случае бунта или неприятия) определенному гендерному статусу, «осознание пола как социальной категории» человеком, принадлежащим к данному полу как к биологической категории;
  • - пол (gender) в качестве социального статуса и структуры - гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения, а также разделения домашнего и оплачиваемого труда по гендерному признаку.

Феминистской критической мыслью осваивается и развивается марксизм, структурно-функциональный анализ и драматургический интеракционизм.

Феминистскими последователями марксизма предлагается (по крайней мере) два варианта концептуализации гендерных отношений:

  • - сфера воспроизводства столь же значима для социального порядка, как и сфера производства. Воспроизводство является миром домашнего хозяйства, семьи и деторождения и представляет собой сферу восстановления и пополнения рабочей силы, где главным действующим лицом выступает женщина, при этом ее рабочая сила и домашний+эмоциональный труд не замечаются и не оплачиваются капиталистическим индустриальным обществом. Таким образом, марксистскими феминистками мыслится сфера воспроизводства как сфера угнетения женщин. Капиталистическая эксплуатация в системе производственных отношений рассматривается как производное от первичного угнетения женщины в семье.
  • - выдвижение концепции «двойной системы» угнетения женщин в современном обществе. Капитализм и патриархат - это параллельно действующие системы, которые создают структурные факторы гендерного неравенства. Главная мысль этой теории заключается в том, что капитализм и патриархат являются отличными друг от друга и равно всеобъемлющими системами социальных отношений, которые сталкиваются и взаимодействуют между собой. В результате наложения двух систем эксплуатации возникает современный общественный порядок, который может быть назван «капиталистическим патриархатом». Анализ гендерных отношений требует самостоятельной теории, логически независимой от классовой.

В марксистской феминистской традиции неравенство материальных ресурсов и жизненных возможностей мужчин и женщин рассматриваются в качестве структурно обусловленных (капитализмом и/или патриархатом), а сами «женщины» и «мужчины» - в качестве относительно недифференцированных категорий (иногда - как «социальный класс»). Отношения между категориями являются отношениями неравенства и эксплуатации (патриархата), при которых женщины как класс дискриминированы в публичной сфере. Другими словами можно сказать, что поло-гендерная система является «набором механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности и в рамках которых эти преобразованные сексуальные потребности удовлетворяются» Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология. - М.: ИТК «Дашков и К», 2007. - 580 с..

Феминистками переосмысливается также и функционалистский поло-ролевой подход. Так, либеральным феминизмом (одним из направлений феминистской мысли), критикуя, адаптируется положение парсонсианства (в том числе о напряжении половых ролей и кризисе американской семьи), используя их для анализа угнетения женщин и мужчин предписанными традиционными ролями. Феминистский подход в этом своем варианте остается структурно-функционалистским, однако меняется пафос анализа гендерных отношений: акцент делается на измерение неравенства, на обоснование возможностей изменений в содержании этих ролей. Примерами такого варианта гендерного подхода можно считать исследование по андрогинии Сандры Бем, которой разработана методика измерения степени маскулинности и фемининности Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. - СПб.: Алетейя, 2001 и многочисленные последующие феминистские исследования, которые используют понятия социализации, роли и статуса для интерпретации различий положения женщин и мужчин в обществе. Согласно этой позиции, поведение мужчин и женщин различно, в связи с тем, что оно находится в соответствии с разными социальными ожиданиями. Исследователями показывается, как эти ожидания воспроизводятся такими социальными институтами, как школа, семья, профессиональное сообщество, средства массовой информации Давыдова Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания / Н.М. Давыдова // ОНС. - 2000. - № 4. Изменяющиеся ожидания становятся главной темой обсуждения социальных ролей в этом варианте гендерного подхода. Роли, которые предписаны представителям разного пола перестают рассматриваться как взаимодополняющие, делается акцент на их иерархию и отношения власти Ионов И.Н. Женщины и власть В России: история и перспективы / И.Н. Ионов // ОНС. - 2000. - № 4.

Поворот исследовательского интереса от уровня структур к уровню действий, к социологии повседневности, позволил феминистским теоретикам инкорпорировать идеи социального конструирования реальности в анализ гендерных отношений Рабжаева М. Попытка "увидеть" гендерную историю //Гендерные исследования. - Харьков: ХЦГИ, 2001, № 6. Драматургический интеракционизм и этнометодология вписывается в русло «социально-конструктивистского поворота» в социальных науках и радикализируется в гендерных исследованиях. В этой перспективе гендер понимается в качестве социально-сконструированного отношения связанного с категоризацией индивидов по признаку пола. Микросоциологией концентрируется внимание на уровне повседневных взаимодействий, посредством которых производятся разные гендерные отношения в разных культурах.

Теория социального конструирования гендера основана на различении биологического пола и социальной категории принадлежности к полу. Гендер определяется в качестве работы общества по приписыванию пола, которая производит и воспроизводит отношения неравенства и дискриминации.

Американскими феминистскими социологами (Кэндес Уэст и Дон Зиммерман) утверждается, что создание гендера происходит постоянно во всех институциональных ситуациях на микроуровне Лисичкин Г. Семья - недоступная роскошь / Г. Лисичкин // Родина. - 2000. - № 4. Следуя за Ирвином Гоффманом ими считается, что отнесение индивидов к той или иной категории по признаку пола является существенно значимым для социально компетентного («подотчетного») поведения. Успешная коммуникация опирается, как правило, на возможность однозначной идентификации пола собеседника. Однако, категоризация по признаку пола, далеко не всегда однозначна и не обязательно соответствует биологическому полу индивида. Приписывание пола происходит согласно правилам создания гендера, принятым в данном обществе и выражаются в гендерном дисплее. Понятие гендерного дисплея используется авторами для утверждения социальной сконструированность не только гендерных различий, но и биологического пола Пол женщины Сборник статей по гендерным исследованиям. - Алматы: Центр гендерных исследований. 2000.

Итак, можно утверждать, что гендерный подход развивается как феминистская критика основных направлений социологии. Однако под влиянием феминистской критики в настоящее время в западной социологии произошли некоторые изменения, которые уже не позволяют отделить тематику отношений полов от собственно гендерного подхода. В настоящее время гендерным исследованиям в области социологии приходится сталкиваться с теми же проблемами, что и социологическое знание в целом, а именно с проблемой соотношения уровней структур и действия, с полемикой символического интеракционизма и этнометодологии, с одной стороны, и структурализма и функционализма, с другой. Попытка концептуализировать гендерные отношения в рамках объединительной парадигмы была осуществлена австралийским социологом Робертом Коннеллом Самарина О. Социальная защита женщины и семейная политика в современной России / О. Самарина // Вопросы экономики. - 2000. - № 3. При анализе структуры имеется возможность исследовать ограничения макроуровня, которые являются условиями осуществления практик. В рамках данного подхода гендерные отношения рассматриваются в качестве процесса; структуры складываются исторически, а способы структурирования гендера многообразны и отражают господство разных социальных интересов.