Что такое древняя русь определение. Внешняя политика древней руси. Княжение Владимира Святославича

Историю России обычно начинают с 862-го года, но история русского народа началась значительно раньше. Предки русских, славяне, появились в Европе еще в глубокой древности. О том, где славяне жили в доисторическую эпоху, существуют различные мнения среди ученых. За последнее время большинство из них считает, что в ту отдаленную эпоху славяне жили в юго-западной части Европейской России к югу от реки Припять. Оттуда они по рекам двинулись в разные стороны - на запад, юг и восток. В конце IV века по Р.X. восточные славяне, известные тогда под именем антов, вели борьбу с готами под предводительством своего вождя Божа. Все славяне в то время были язычниками и жили в отдельных поселках. Такой поселок, огороженный земляным валом и деревянными стенами, назывался городом. Из городов выделились: Киев, Новгород, Смоленск и Чернигов. Славяне делились на племена с различными названиями. Во главе племен стояли князья, которые решали военные и государственные вопросы. Но для решения особо важных административных, законодательных и судебных дел собирался совет всего народа (т.наз. "вече"). Князь обычно выбирался народом, и уже в те времена существовали города-республики с демократической формой правления (Новгород, Хлынов, Псков). Свою независимость эти города потеряли в XV веке, попав под власть великих князей московских. Нужно отметить, что в этот период в Средней и Западной Европе были вольные города, но они не занимали такой обширной территории, как русские города-республики. Так, например, Новгородская земля по площади была в два раза больше Франции. Главным занятием славян было сельское хозяйство. Кроме того они занимались рыболовством, охотой и пчеловодство. Избытки своего производства продавали. Славяне вели торговлю не только между собой, но и с другими народами. Основными предметами торговли было зерно, звериные шкуры, воск и мед. Полоса степей, лежавших вдоль северных берегов Черного моря, с давних времен служила "коридором", по которому шли народы из Азии в Европу. С этими народами - готами, гуннами, аварами и другими - восточным славянам приходилось вести борьбу за свое самостоятельное существование. Иногда им удавалось обеспечить свою независимость, иногда они оказывались под властью других народов. В VII веке в южной части Европейской России образовалось большое государство хазар - народа тюркского происхождения. Хазары подчинили себе часть русских племен. Но другие племена русских не подчинились хазарам и ушли на север по Днепру, на верховья Западной Двины, Волги и к берегам Балтийского моря, основывая всюду торговые города. С конца VII века можно различать две Руси - Северную - лесную и торговую, которая в VIII и IX веках окажется в сфере влияния норманнов и долго еще будет оставаться языческой, и Южную - степную, куда влияние Византии и христианства проникает довольно рано. Такое разделение будет существовать до времени Владимира Святого. Девятый век был временем большой активности скандинавов, которые совершали нападения на разные страны Европы и доходили даже до Константинополя. Скандинавы проникали и на Русь через страну Великих озер. Оттуда они искали торговых путей на восток и на юг по рекам Волге и Днепру. Русские летописи сообщают под 862 годом, что славяне, жившие на север вокруг Новгорода, постоянно враждовали между собой. Чтобы покончить с этой враждой, они будто бы решили обратиться к своим северным соседям скандинавам, которых русские называли "варягами". Как это было в действительности, установить теперь трудно. Мы знаем из истории, что викинги являлись в разные страны без приглашения. Несомненным фактом остается, что Рюрик, известный вождь варягов, пришел в эту область со своим отрядом ("дружиной"), поселился в Новгороде и стал княжить над русскими. 862 год считается годом основания Русского государства. Новгород находился в северной части водного пути (Балтийское море река Нева - Ладожское озеро - озеро Ильмень - река Днепр - Черное море), по которому шла торговля между скандинавами и византийскими греками. В то время это была важная торговая магистраль. Расширение государства на юг вдоль этого пути началось при ближайших преемниках Рюрика. Князь Олег, который управлял страной во время малолетства сына Рюрика, Игоря, завладел Киевом и перенес туда столицу нового Русского государства, или как тогда говорили, Руси.

Внешнеполитический курс Древнерусского государства, охватывающий период от правления первых русских князей (середина IХ века) до установления монголо-татарского ига в середине XIII века.

Внешняя политика середины IX -середины Х века

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на Византию. Большую известность получил договор между ней и Русью, заключенный князем Олегом (879-911) в 911 году в результате его похода на Константинополь. Он был написан на русском и греческом языках, давал право русским купцам месяц жить за счет греков в византийской столице (однако они должны были ходить по городу без оружия и иметь при себе письменные документы, а также заранее сообщать о своем визите). Договор обеспечил возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на византийских рынках.

В княжение Игоря (912-945) в 944 году договор был вновь подтвержден, но на менее выгодных условиях. Его жена Ольга, правившая после гибели мужа (945-964), поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 году она совершила дипломатический визит в Константинополь, где приняла христианство, что, однако, не повлекло за собой массового крещения населения Руси.

Походы Святослава

Перед князем Святославом (964-972) стояла задача защиты Руси от набегов кочевников (печенегов) и прокладывания торгового пути в другие страны. С этими задачами он успешно справился. В своих многочисленных походах Святослав нанес поражение Волжской Булгарии (мусульманское государство на Средней Волге и Нижней Каме), разгромил давнего врага восточных славян - Хазарский каганат, взял его города Итиль и Саркел. Князь успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, покорив племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгов), овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Святослав старался приблизить границы Руси к Византии и включился в 967 году в болгаро-византийский конфликт на стороне Константинополя, однако затем повел борьбу уже против императора Никифора Фоки за Балканский полуостров. Во время этого конфликта князь даже хотел перенести столицу своего государства на Дунай в город Переяславец, куда свозились бы, как он предполагал, блага из разных стран: Византии, Руси, Венгрии, Чехии. Но борьба с Византией окончилась неудачно: Святослав был окружен 100-тысячным греческим войском. С трудом он смог уйти на Русь, заключив с империей договор о ненападении и вернув дунайские земли. По дороге же домой Святослав попал в засаду, устроенную печенегами у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан сделал из его черепа чашу, из которой пил на пирах, считая, что так к нему перейдет слава убитого.

Внешняя политика Руси в конце Х-первой половине XII века

При князе Владимире I (980-1015) была решена важнейшая задача: была обеспечена защита русских земель от набегов многочисленных печенежских племен, с которыми постоянно приходилось сталкиваться. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне на границе со степью был сооружен ряд крепостей.

В 985 году Владимир совершил поход на Хазарию, обложив ее данью, и Булгарию, с которой заключил договор на выгодных условиях.

Главным актом всей политики Владимира стало крещение Руси в 988 году по восточному, греческому обряду. Перед этим он осадил Херсон - центр византийских владений в Крыму. После длительной осады город сдался, князь договорился с императором Василием II о крещении и женитьбе на его сестре Анне. Крестившись сам, князь затем крестил и весь свой народ. Это имело большое международное значение. Русь, отвергнув язычество, стала на равных с другими христианскими странами, укрепила свои связи с Византией.

В 989 и 1000 годах Владимир участвовал в византийских походах против дунайской Болгарии. Во время его правления были заключены договоры с Венгрией, Польшей, Чехией.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Древняя Русь достигла наивысшего могущества. В 1020-е годы Ярослав выступал против польского короля Мешко II. В 1030 году после успешного похода на прибалтийскую чудь он основал у Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту), утвердив русские позиции в Прибалтике. В 1038 году князь совершил поход на ятвягов, в 1040, 1044 годах - на литву. Ярослав, как и Владимир, занимался защитой страны от печенежских набегов. В 1036 году он разбил печенегов, навсегда освободив от них страну.

При Ярославе Русь получила широкое международное признание. С его семьей стремились породниться крупнейшие королевские дома Европы. Сам князь в 1019 году женился на шведской принцессе Ингигерде (Ирине). Дочери Ярослава вышли замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Польский король женился на сестре великого князя, а германский император на его внучке. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха, отсюда прозвище сына Всеволода - Владимир Мономах.

В правление последнего (1113-1125) тенденции, ведущие страну к распаду на отдельные княжества, стали необратимы. Однако Владимиру Мономаху еще удавалось удерживать Русь под своей властью. Он успешно боролся с половцами, начавшими свои набеги во времена правления Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей. В 1116 году Владимир после очередного похода вынудил их откочевать от русских границ.

В 1110-е годы Мономах поддержал претендента на византийский престол - самозванца Лжедиогена и даже выступил против императора. Он смог завладеть дунайскими землями, которые Византия все же вернула себе. В 1123 году русско-византийские переговоры увенчались успехом и были закреплены династическим браком: внучка Мономаха стала женой сына византийского императора.

Сын Мономаха Мстислав Великий (1125-1132) совершил несколько походов на Полоцкое княжество (1127, 1129). Он выслал всех полоцких князей в Византию, посадив туда своего сына Изяслава.

Мстислав ходил и в Прибалтику. В 1130 году он обложил данью чудь, но через год потерпел поражение у Юрьева. Был удачен поход на Литву в 1132 году, однако на обратном пути киевляне были разбиты.

После смерти Мстислава Русь окончательно распалась на отдельные княжества-государства. Начался период феодальной раздробленности.

Борьба с внешней опасностью в XIII веке

XIII стал временем изменения политической карты Европы. В 1204 году крестоносцы завоевали Константинополь, была образована Латинская империя. Рыцарские ордена начали экспансию в Прибалтике, угрожая русским границам. Сильнейшую опасность для раздробленной и ослабленной Руси представляло образовавшееся тогда же Монгольское государство.

Монголо-татарское нашествие

В 1206 году правителем монголов стал Чингисхан (1206-1227), объединив их в единое государство. Оно отличалось силой и монолитностью. Монгольская знать была заинтересована в расширении пастбищ и организации грабительских набегов на соседние землевладельческие народы. Монгольское войско было отлично организовано, оно делилось на десятки, сотни, тысячи и тьмы (тумены), то есть десять тысяч. Основной ударной силой была конница. Также у монголов была хорошо поставлена разведка. Способствовал их завоеваниям и принцип веротерпимости к покоренным народам.

В 1215 году монголы заняли Китай, в 1218 году - Корею, в 1219 начали завоевание Средней Азии, дойдя затем и до Северного Кавказа, где нанесли поражение половцам. Те же обратились за помощью к русским князьям. В 1223 году монголы разбили русских и половцев на р. Калке. Они дошли до Днепра, но в пределы Руси не вступили. Возвращаясь в степь, кочевники предприняли неудачную попытку захватить Волжскую Булгарию. Они поняли, что вести походы на Русь и ее соседей можно путем организации общемонгольского похода. Его возглавил внук Чингисхана Батый (1227-1255), получивший в наследство территорию, которую сможет завоевать на Западе. В 1236 году монголы подчинили себе Булгарию, в 1237 - кочевников степи. Осенью 1237 года они подошли к русским территориям, перейдя Волгу.

Русь знала об опасности, но страдала от раздробленности. У нее не было единого командования. Укрепления городов не годились для отпора кочевникам. Батый обладал и численным и техническим превосходством.

Первой подверглась атаке монголов Рязань. На шестой день осады она была взята, жители и княжеская семья перебиты. В начале 1238 года кочевники двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. У Коломны они разбили русское войско. Пять дней сопротивлялась Москва, но была сожжена. В феврале был осажден Владимир, захваченный на четвертый день осады. После этого войско Батыя разделилось на отряды, которые подвергли разгрому Северо-Восточную Русь. Полки князя Юрия Всеволодвича сразились с монголами на р. Сити, но безуспешно. Кочевники двинулись на Северо-Запад. Здесь две недели оборонялся Торжок, спасший северо-западную Русь от разграбления. Монголы отступили на юг, чтобы восстановить силы. По дороге они уничтожали города. Семь недель сопротивлялся захватчикам Козельск, прозванный ими «злым городом».

Весной 1239 года Батый разгромил Переяславль Южный, осенью - Черниговское княжество. В 1240 году после длительной осады был взят Киев, в 1241 году - Галицко-Волынское княжество. На территории Руси установилось монголо-татарское иго, просуществовавшее более двухсот лет (1240-1480).

После разгрома Руси Батый двинулся в Европу, разорив Польшу, Венгрию, Чехию, Балканы. Однако в 1242 году монголов постриг ряд неудач, они решили завершить тяжелый поход и вернуться на восток. Русь, в которой завоеватели потратили большую часть сил, по сути, спасла европейские страны от ига.

Борьба с крестоносцами

В начале XIII века прибалтийские народы были язычниками. Сильное влияние на них оказывали соседние русские земли. В согласии с доктриной немецкого рыцарства «Drang nach Osten» (Натиск на Восток) началось вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западной Руси. Его санкционировали римский папа и германский император Фридрих. В крестовом походе приняли участие рыцари северных стран Европы.

Для завоевания земель латышей и эстов был создан Орден меченосцев. Он вел захватническую политику под лозунгом христианизации «Кто не желает креститься, тот должен умереть». Еще в 1201 году рыцари высадились в устье Западной Двины и основали в качестве опорного пункта Ригу. В 1219 году датские рыцари захватили часть прибалтийского побережья и основали Ревель (Таллин). В 1224 году крестоносцы взяли Юрьев. Для завоевания Литвы и русских земель в 1226 году прибыли рыцари Тевтонского ордена. В 1234 году меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, в 1236 - от литовцев и земгалов. Это заставило крестоносцев объединить силы. В 1237 году из тевтонов и меченосцев был образован Ливонский орден.

Русь, ослабленная борьбой с монголами, была вынуждена воевать и с рыцарями. В 1240 году ситуацией воспользовались шведские феодалы, чей флот высадился у слияния Невы и Ижоры. Шведы рассчитывали захватить Старую Ладогу и Новгород. Новгородский князь Александр Ярославич со своим войском скрыто подошел к шведскому лагерю, а затем ударил по нему, отрезав шведам путь к отступлению. Победа была полной. Сражение со шведами получила название Невской битвы, сам же Александр получил прозвище Невский. Шведская агрессия была остановлена, Русь сохранила за собой Балтику.

Летом 1240 года ливонцы вместе с датскими и немецкими рыцарями захватили Изборск. В 1241 году ими был взят Псков. Из-за конфликта новгородских бояр и Александра Невского, изгнанного из города, крестоносцы смогли подойти совсем близко к Новгороду. Но вскоре князь возвратился в него. Он освободил захваченные города, а затем перекрыл путь рыцарям, расположив войска на льду Чудского озера. 5 апреля 1242 года здесь состоялось Ледовое побоище, закончившееся разгромом крестоносцев. В результате этой победы военная мощь Ливонского ордена была ослаблена, а попытка навязать Руси католицизм сорвана. Однако в конце XIII рыцари смогли захватить значительную часть Прибалтики.

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

Особенности общества Древней Руси

В Древней Руси с начала развития государства шло сложение раннефеодального общества. Основную массу населения государства составляли свободные общинники. В Древнерусском государстве земледельческая община была социально-экономической основой общества. Община отвечала перед государством за порядок на свой территории, платила виру за своих членов, распоряжалась землей. Называлась община «вервью», возможно, это слово связано с веревкой, которую использовали для разграничения земельных участков. Общинники платили князю дань за владение землей, с течением времени князь стал восприниматься как владелец всей земли.

Военная добыча оставалась для князя и дружины основным источником доходов, несмотря на то, что они собирали дань с населения. Примечательно при этом, что уже в конце $X$ века стали появляться населенные пункты, занимавшиеся промыслами (пушниной, бортничеством и т.д.) и коневодством. Вероятно, это были целиком княжеские села, потому что промысловые продукты использовались для торговли в Византии, а кони, разумеется, для походов.

Рисунок 1.

Замечание 1

Определенно можно сказать, что специальные поселения для обеспечения княжеского рода и дружины стали появляться с разрастание династии Рюриковичей и, соответствующим ему, увеличением дружин. Боярские владения поначалу появлялись в качестве награды за службу. И все же, свободные общины преобладали приблизительно до $XII$ века.поэтому раннефеодальный характер общества может рассматриваться только как вектор развития.

Разновидности зависимого населения

В селах князей и бояр трудились зависимые люди, холопы, пополнявшиеся военнопленными или разорившимися соплеменниками. Тем не менее, обращение в рабство за долги на том этапе было запрещено. Подневольный труд использовался очень широко, от сельхоз работ до административных должностей – тиунов и огнищан.

В $XII$ веке появилась еще одна категория зависимых – закупы, это люди, продавшие себя в рабство за ссуду. Закуп отрабатывал свой долг, но при этом не терял хозяйство. Положение закупа защищалось законом, его нельзя было обратить в полного холопа. Выплатив долг, закуп мог быть свободным.

Вообще, для общества Древней Руси характерно обилие сложных форм свободы и зависимости, при общем преобладании свободного населения. Это говорит о переходном характере общества.

Политическая организация Древней Руси

Исследователи в большинстве своем характеризуют Древнюю Русь как раннефеодальную монархию . Во главе государства стоял великий князь, являвшийся защитником земли, а также управителем и законодателем.

Особенностью этой формы государственного строя является сохранение некоторых элементов догосударственного периода общества. Эти элементы идут из «военной демократии» и несколько ограничивают власть князя. К числу таких моментов относится вече, особенно сильно укрепившееся в Новгородской земле, а также дружина князя. Дружинники были скорее советниками князя, чем подданными. С ними он обсуждал многие вопросы и не мог не считаться. Наиболее влиятельные дружинники входили в постоянный совет и назывались боярами. Рядовые дружинники назывались «отроками».

Сохранялось вооружение свободных общинников, их участие в военных походах передают летописи. Вообще возможность иметь оружие свободному человеку весьма укрепляла вече.

Власть в Древней Руси передавалась по наследству, но не обязательно от отца к сыну. В сознании всего населения той эпохи Древнерусское государство было владением династии Рюриковичей. Это владение обеспечивалось «лествичной» системой наследования, что означает передачу власти по старшинству. Основой государственной системы Древнерусского государства, таким образом, стал династический сюзеренитет.

Замечание 2

Однако с принятием христианства растет сакральное восприятие личности князя. Это позволяет укрепляться предпосылкам единоличной власти. Политическая форма государства изменялась вместе с событиями истории самой страны. Единство династии позволяло некоторое время сохранять единство государства. На практике это означало, что выделяемые князю земли после его смерти возвращались роду. Но со смерти Ярослава Мудрого единство государства начало рушиться, начинаются раздоры внутри сильно разросшегося рода Рюриковичей.

Для сохранения единства государства и под влиянием внешних факторов с подачи Владимира Мономаха был созван съезд князей в Любече в $1097$ году. На этом съезде были закреплены решения, которые разрушили родовой сюзеренитет. Князья стали владеть каждый своей землей, то есть родовое владение заменилось семейным. Старшинство в роду заменилось политическим единовластием. Стали формироваться микродинастии Рюриковичей. Новые условия вели к становлению вассальных поземельных отношений и, в результате, к окончательной раздробленности государства.

Элементы народной борьбы в Древнерусском государстве

В советской историографии народные движения трактовались только в духе классовой борьбы антифеодального характера. На современном этапе наука признает неоднозначность этих выступлений.

В $1024$ году в Суздальской земле произошло восстание в результате голода. Предводителями восставших смердов были языческие волхвы. Если советские ученые трактовали это восстание как классовый бунт против местной знати, то сейчас некоторые исследователи считают, что нельзя отбрасывать языческий фактор. Согласно языческим традициям племенная знать обеспечивала урожай, потому что обладала определенными сверхъестественными силами. Поэтому волхвы считали, что эта знать просто задерживала урожай. Поэтому убийство здесь уже не акт классовой ненависти, а ритуал.

В $1068$ году произошло восстание в Киеве. Оно было вызвано поражением сыновей Ярослава Мудрого от половцев в ходе битвы на Альте, кроме того, великий князь Изяслав не соглашался вооружать киевлян для защиты. В советской науке это восстание считалось одним из грандиозных городских движений. Фроянов И.Я. считает, что восстание было направлено исключительно против Изяслава, не выполнившего свою прямую обязанность по защите государства. Изгнав Изяслава, киевляне разграбили его имущество, поскольку по племенным представлениям оно было общим добром и в распоряжении князя находилось только на время. Вернувшемуся с помощью польских родичей в $1069$ году Изяславу теперь приходилось учитывать городские настроения.

В следующий раз восстание в Киеве произошло в $1113$ году. Его причиной был экономический и социальный кризис – засилье ростовщиков, ухудшение материального положения населения, а также продолжение усобиц и не пользовавшаяся симпатией политика Святополка. Владимиру Мономаху, сменившему Святополка после его смерти, пришлось принять Устав, регламентирующий деятельность ростовщиков и в некотором смысле защищавший простое население от порабощения.

Замечание 3

Таким образом, можно резюмировать, что народные движения в $XI-XII$ веках были многоплановыми и сочетали в себе языческие, политические и социальные элементы. Это подтверждает тот факт, что русское общество находилось на переходном этапе. При этом необходимо учитывать, что в волнениях усиливался социальный вопрос, то есть они были как бы зеркалом, отражавшим рост неравенства и увеличения количества зависимых людей. Любопытно, что в ходе решения социальных вопросов население сразу же возвращалось к догосударственным методам, используя общинные и языческие обычаи.

Древнерусское государство развивалось с точки зрения культуры, экономики и политики. Феодальные отношения начинали зарождаться. Но в целом общество было еще довольно примитивным. Свободные земледельцы преобладали как с экономической, так и с социальной позиции. Власть князя существовала в рамках вечевого строя, но все же прослеживалась тенденция к усилению единоличного правления. Единоличная власть князя позволяла удержать единство государства. В этом помогало принятие христианства, поскольку в этой религии личность князя становилась сакральной.