Технологическая карта по географии. Технологическая карта урока по географии "тэк". Бывает ли в Африке холодно

Технологическая карта урока географии в 9 – м классе

27.11.14г. Учитель географии: Шевченок Т.Н.

Тема урока: Топливно – энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность .

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Знание назначения нефтяной и газовой промышленности.

1. Умение обрабатывать статистический материал.

1.Коммуникативные умения.

2. Знание особенностей каждой из отраслей.

2. Умение отбирать и ранжировать тематический материал.

2. Культура общения.

3. Знание географии отраслей нефтяной и газовой промышленности

3.Умения рассчитывать качественные показатели.

3. Сотрудничество

4. Умение работать с картографическими источниками тематической информации

4. Умение работать с интернет – ресурсами.

Основные понятия, изучаемые на уроке – газовая промышленность, нефтяная промышленность, трубопроводный транспорт.

Вид используемых на уроке средств ИКТ - презентация

Организационная структура урока

Основные этапы урока; задачи, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап 1 - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ . 1. Организация актуализации требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверка подготовленности классного помещения;

Фиксация отсутствующих;

Организация внимания школьников; Раскрытие общей цели урока и плана его проведения;

Приветствие учителя;

Рапорт дежурного;

Самоконтроль готовности к уроку;

Этап 2 – мотивационный.

Музыкальное приветствие (песня В. Высоцкого о тюменских геологах)

Этап 3 – актуализации.

1.Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условия.

2. Развитие произвольного внимания и памяти.

Побуждающие диалог - вопросы (актуализация субъектного опыта учащихся.):

Докажите, что ТЭК является основой всего хозяйства;

Что нужно узнать, чтобы выполнить данное задание?

Вспоминают изученный ранее материал, связанный с формулировкой вопроса.

Вспоминают, каких знаний им не хватает.

Предлагают, где и как их добыть.

Этап 4 – целеполагания.

1.Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием.

2. Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: пробрести знания о развитии в нашей стране нефтяной и газовой промышленности.

Представление «конфликтного» материала, создающего готовность к предстоящей деятельности (диаграммы «Динамика добычи топлива в России за 1990-2012г», «Доля России в мировых запасах и добыче топлива»:

Чем можно объяснить такую динамику добычи углеводородного сырья?

Какое вы заметили противоречие? Что удивило?

Проявляют познавательную инициативу.

Формулируют эвристические вопросы.

Осознают цель предстоящей деятельности.

Этап 5 – планирования.

1.Определение содержания и последовательности действий для решения поставленной задачи.

2. Воспитание культуры делового общения.

3. Формирование способности каждого ученика к участию в работе в группах.

Предложение учащимся самим составить план изучения данных отраслей.

Работа в группах.

Составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для получения новых знаний (текст учебника, схемы, диаграммы, карты атласа)

Этап 6 – изучения новой темы.

1.Формирование основ теоретического мышления.

2.Формирование способности каждого ученика к участию в работе в группах.

Побуждает учащихся к теоретическому изучению вопроса.

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы:

Что мы узнали нового?

Выполнение каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Предлагает выступить с опережающими заданиями по данному вопросу:

1. Начало начал.

2. Быть геологом – это призвание

3. Люди-легенды Тюменского края.

Обсуждают в группах суть вопроса.

Обнаруживают закономерности, составляют план выступления:

Особенности отраслей;

Основные районы добычи углеводородного сырья;

Транспортировка нефти и газа;

Проблемы и перспективы развития отраслей;

Представляют результаты своего труда у карты;

Выступления обучающихся с интересными сообщениями об открытии Березовского месторождения, о необычных людях Тюмении, о Ю.Г. Эрвье.

Этап 7 – закрепление новых знаний

Применение новых знаний в новой ситуации.

Предлагает определить перспективы развития нефтяной и газовой промышленности, рассчитав ресурсообеспеченность территории России.

Осуществляют расчет качественных показателей по формуле и формулируют вывод о перспективах российской экономики.

Этап 8 – рефлексия.

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Этап 9 – домашнее задание.

Формирование представления о разрыве между местами потребления и добычи топливного сырья на территории России, а также об экспортной значимости данного сырья.

Предлагает и обсуждает вариативное д/з в зависимости от интересов и уровня подготовки обучающихся.

Задания по вариантам (по желанию)

1 вар - т – обозначение на карте нефтяных, газовых бассейнов с указанием ранга каждой из провинций.

2 вар - т – составление списка крупнейших месторождений и их принадлежность крупнейшим компаниям.

3 вар - т – обозначение на к/к нефте- и газопроводов с указанием их названия, даты пуска, объемов перекачиваемого продукта.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №8

Тип урока : урок «открытия новых знаний» в игровой форме (урок-путешествие)

Цель

Содержательная (формирование системы понятий) – познакомить с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии.

Деятельностная (формирование умений новых способов действий) – создавать простейшие презентации по материалам учебника.

Задачи

Образовательные: сформировать представление развития географии через историю географических открытий.

Развивающие: создать условия для развития познавательных интересов к предмету.

Воспитательные: формирование культуры общения при работе на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

- учащийся научится: называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты;

- учащийся получит возможность научиться:

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.

Метапредметные:

1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

2) Познавательные:

    Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи.

    Общеучебные : работа с текстом и внетекстовыми компонентами: перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу).

    Знаково-символические: работа с иллюстрацией, географическими картами.

3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.

Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.

Основные понятия и термины

Персоналии: Афанасий Никитин, Ермак Тимофеевич, С.И. Дежнев.

Межпредметные связи

География, история, обществознание.

Ресурсы:

    основные

    дополнительные

ПК, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, атлас география 5 класс, электронное приложение, учебник «География. Начальный курс». Авторы: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.-М. : «Дрофа», 2014.

Форма урока

Формы учебной деятельности : индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, атласом, контурной картой

Технология

«Технология деятельностного метода обучения»

Дидактическая технологическая карта

Этапы урока

Базовое содержание урока

(Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы)

Учебно-познавательные и учебно-практические задания

Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий

(Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы)

УУД

1 . Самоопределение к деятельности.

Мотивационный

Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм.

Проверка всего необходимого к уроку.

1.На прошлом уроке мы знакомились с эпохой «Великих» географических открытий. Вспомним некоторые события того времени.

2. Наша страна – самая большая в мире, она занимает значительные территории в двух частях света – Европе и Азии. Посмотрите на карту, какие океаны омывают Россию? Не одно поколение отечественных землепроходцев и путешественников посвятило свою жизнь исследованию территории России.

Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность.

    Выступают с презентацией.

Личностные: мотивация учения,

смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),

нравственно-этического оценивания.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Каких русских путешественников вы знаете? Используя атласы, назовите несколько географических объектов, названных в честь отечественных землепроходцев.

2. В конце XVI столетия Ермак Тимофеевич «со товарищи» «пробили и отворили широкую дверь в Сибирь», как писал русский историк XIX в. Афанасий Щапов. Преодолевая Большой Каменный Пояс (Урал), туда ринулись «встречь солнца» в погоню за счастьем русские торговые люди, охотники-промысловики и казаки. Всего лишь за 60 лет, оставив позади многие тысячи километров, они пробирались к берегам Тихого океана и Амура, достигнув на востоке и северо-востоке края Сибирской земли.

- Почему в это время было начато изучение территории России?

Какие у вас гипотезы? Как их проверить?

3. Сформулируйте тему урока.

4. Что бы вам хотелось узнать по теме урока?

5. Какой ожидаете результат?

    Называют географические объекты, названные в честь отечественных землепроходцев.

    Выходят с помощью учителя на тему « Открытия русских путешественников », записывают в тетрадь.

    Высказывают свои предположения.

    Высказывают свои предположения.

Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.

3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации

1. Какую ставим цель урока?

2. Для достижения цели урока, необходимо:

Рассмотреть важнейшие маршруты русских путешественников и землепроходцев;

Отметить на контурной карте.

    Определяют цель урока – познакомиться с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии.

    Называют задачи:

    Изучить

    Определить

    Повторить

    Составить…

Личностные: воспитание культуры на уроке.

Регулятивные: контроль ответов сверстников.

Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.

Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.

4. Построение проекта

выхода из проблемно

ситуации затруднения

    Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания.

    Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний.

Регулятивные: планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и

последовательности действий.

5.Реализация построенного проекта

(изучение нового материала)

Организует деятельность учащихся по работе с новой информацией.

    Продолжает работать «Школа географа-следопыта». Мы отправляемся в путешествие по следам русских путешественников и землепроходцев.

    Работаем в группах: выбираете средство передвижения, определяете название своей экспедиции.

Используя § 7 (пункт 1, 2, 3 до Камчатской экспедиции) учебника, атласы, энциклопедии, контурные карты, каждая команда отправляется открывать новые русские земли:

1 команда : открытие и освоение Севера;

2 команда: «Хождение за три моря»;

3 команда: «Освоение Сибири» Ермаком;

4 команда: «Освоение Сибири» С.И. Дежневым.

Каждая команда заполняет бортовой журнал (таблицу) свое путешествие: «Открытия русских путешественников».

    Презентация своего путешествия.

    Заполнение колонок таблицы других команд и намеченных маршрутов.

Физкультминутка.

    Практическая работа.

Название экспедиции:_________________________

«Открытия русских путешественников»

    Пользуясь текстом учебника §7 , заполните таблицу:

Обозначьте на контурной карте маршруты русских путешественников и землепроходцев.

    Какие методы географических исследований вы использовали, выполняя эту работу?

2. Внимательно слушают, комментируют, корректируют и фиксируют ответы в таблицу.

Выполнения упражнений общего воздействия согласно СанПиН 2.4.2.2821-10

Личностные: взаимопомощь.

Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов.

Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Коммуникативные:

Осознанно строить речевое и

письменное высказывание;

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

6. Первичное закрепление учебного материала

1. Какой вклад в освоение русских земель внесли новгородцы и поморы?

2. Объясните фразу «Хождение за три моря»?

3. Кто открыл русский путь в Сибирь?

4. В чем заслуга С.И. Дежнева?

Отвечают устно на вопросы.

Регулятивные: коррекция- внесение необходимых дополнений.

7. Самостоятельная работа (первичная проверка умений)

Организует индивидуальную работу – работа на контурной карте.

Нанесите на контурную карту все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа.

    Использование индивидуальной формы работы:

самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового

способа действия;

осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом;

оценивание своей самостоятельной работы.

Регулятивные : умение оценивать свою работу.

8. Включение новых знаний в систему

и повторение

(рефлексия содержательная)

Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.

    Прием «Закончи фразу»: «работа на уроке позволила мне…»;

Включение новых знаний в систему знаний.

Какова цель экспедиций, совершенных русскими людьми?

Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества.

Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий.

Личностные: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей.

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

Рефлексия эмоционального состояния

    Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали?

2. Какие действия вы совершили на уроке , чтобы доказать следующее утверждение…

3. Какими источниками информации мы пользовались для того, чтобы узнать (по теме урока)?

Прием «Зарядка».

    Присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;

    Присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

    Согнуть руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;

    Подняться на цыпочки, поднять руки вверх, похлопать в ладоши – очень высокая оценка, восторженное отношение.

Ι. Актуализация знаний.

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

    Ответы обучающихся.

    Письменная рефлексия, на уроке я:

    Располагают каравеллы на настенной карте.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли; формулировать

собственное мнение и позицию.

Личностные:

осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.

10. Домашнее задание

1. Обязательное для всех:

- §7.

2.Дополнительное (по желанию или на выбор):

А) Задания электронного приложения и рабочей тетради;

Б) Презентация (сообщение) о русском путешественнике и его экспедиции.

    Определяют объем и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения.

    Записывают д/з в дневник.

Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Шепелева Ольга Фёдоровна
Учебное заведение: Филиал Мбоу "Большеокуловской СШ" - "Поздняковская ОШ".
Краткое описание работы: Урок направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.Цели и задачи урока сформулированы с учётом особенностей учебного материала. Тип урока-открытие нового знания. Специфика урока состоит в организации индивидуальной работы на деятельностной основе.

Котов Алексей Леонидович
Учебное заведение: МДЦ "Артек"
Краткое описание работы: В рамках практического блока учащиеся получают теоретические знания о Космических (климатических) ресурсах, а также изучают ресурсы Мирового океана, Географию мировых природных ресурсов, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности. Выполняя практические задания, обучающиеся углубят знания о, космических (климатических) ресурсах, водных, минеральных и земельных ресурсах. Главная проблемная задача, которую решают обучающиеся: как сократить добычу исчерпаемых ресурсов на нашей планете, и как нам повлиять на ухудшающуюся экологическую обстановку?

Невядомская Наталья Васильевна
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №41" п. Новогорный Челябинская область
Краткое описание работы: Цель сформировать представление о ледниках и многолетней мерзлоте, видах ледников, причинах их возникновения, роли ледников и многолетней мерзлоты в природе и хозяйственной деятельности людей

География — эта наука, изучающая земли и их обитателей. В России география преподается в 5-11 классах школ. На нашем сайте материалы по географии представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное […]

Технологические карты уроков географии по ФГОС

В данном разделе сайта Конспектека представлены технологические карты уроков географии, присланные читателями нашего портала. Все технологические карты открыты для просмотра, также вы можете скачать любой материал либо в ознакомительных целях, либо в целях подготовки собственного учебного занятия.

Технологическая карта урока географии, как и любого другого предмета школьной программы в Российской Федерации, является современной формой представления урока в виде таблицы, которая позволяет учителям географии эффективнее организовывать образовательный процесс, а также помогает реализовать образовательные принципы, которые были заложены во ФГОС второго поколения.

В отличие от конспекта урока географии, технологическая карта отражает не только содержательную сторону урока, но и такие важные аспекты образовательного процесса, как методы и средства учебной деятельности, цели урока, планируемый результат, форму организации занятия. Технологическая карта становится незаменимым атрибутом профессиональной деятельности учителей, как на этапе подготовки занятия, так и при последующем анализе.


▫ Спасибо!
▫ Добрый вечер! Участие в школьных, городских научных конференциях, дистанционное обучение, создание детьми презентаций, работа с цифровым микроскопом....-это внеурочная деятельность моих обучающихся.
▫ - Ты чувствуешь? Вокруг весна Зеленый трепет ожиданья И непонятные желанья Разлила в воздухе она. - Послушай, это все обман, смешные выдумки поэтов. Что с этого, в итоге, нам? Без разницы весна и лето - Ты понимаешь, я весной Дышу как будто по-другому Брожу в волнении по дому, И удивляюсь, что со мной! - Наверно, авитаминоз Ешь фрукты, просыпайся позже, а, может, это от мимоз, будь с аллергией осторожней. - Я очень радуюсь весне И чувствую ее круженье, Тепло лучей, планет движенье, И днем, и по ночам во сне. - Не забивай себе мозги, Подумай лучше о зарплате, или попей пивка с тоски. И говорить об этом хватит Нам не понятен мир чужой - У каждого своя ментальность. Но воздух напоён весной И это главная реальность! Петр Давыдов 6056349-a1238795 Добрый вечер, Ниночка! Это первый московский первоцвет, а у нас еще сугробы и температура минусовая! Спасибо, что заходишь на мою страничку мой верный Дружочек! Извини, что не могу должным образом отвечать на твои замечательные комментарии нещадно меня выбрасывает с портала
▫ Конечно же политика! Например, политика государства в области образования. Там столько всего - заслушаешься и голова закачается. От ново и от введений. От полёта, так сказать, чьих-то мыслей и сбычи чьих-то мечт. Через призму, опять же так сказать, объективной реальности. Чем не тема для педагогического Портала? Например: ликвидация образовательных учреждений в Карелии. Тут не жаловаться надо - тут `деяния` оглашать! Сетевая публичность порой ну так смуШЧает некоторых рукой водителей, так смуШЧает - что они даже от докладов прятаться начинают. Значит, действует! Действует сетевая огласка-то! Или взять, например, религию. Отчего б не обсудить темы её и её адептов сосуществования в окружающем нас мире? А нет причин не обсуждать. И поводов не делать достоянием гласности (если кто не помнит - то в России свобода слова. Конституционно закреплённое право, да)) - поводов не делать достоянием гласности суть и сущность того, чьи `основы` изучают в школах и не только. И даже более: некоторые очень хотят, чтобы её изучали долго... Всю школьную жизнь! - Почему? - А потому! - Но... Как же так?! - А вот так! Отчего б не обсудить соответствие заявленных целей - и действительное воплощение этих `заявлений`, а? Это же интересно! Это прям по краю основного закона РФ! Это, я бы сказал, гражданский долг всех нас - оценивать через призму законов нашу бытность... правда? А жалобы на жизнь? Это совершенно естественно: люди хотят жить нормально, а им нате, выньте в стиле `Ну мы хотели ж как лучше... А чёй-то вышло, как всегда...`. Есть повод для жалоб? А чего ж нет?! Вот и делятся наболевшим - среди граждан нашего общества. Так что совершенно замечательно, что есть где, есть что и есть кому сказать.

Технологическая карта урока географии

в 6 классе по теме: «Температура воздуха».

Шилова Ольга Николаевна,

учитель географии

МБОУ «Ясеновская средняя

общеобразовательная школа»

Тема: Температура воздуха

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма проведения урока :

Цель: Обеспечить восприятие материала об изменениях температуры с высотой, причинах нагрева воздуха, связи географической широты и температуры воздуха, изменениях температуры воздуха во времени; познакомить с терминами «амплитуда», «среднее значение температуры».

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания, выводить следствия и причино-следственные связи, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, оценивать правильность выполнения действия.

Личностные УУД: развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Основные понятия: температура, амплитуда температур, максимальная температура, минимальная температура, суточная амплитуда температур, годовая амплитуда температур, среднесуточная температура, среднемесячная температура, средняя многолетняя температура, средняя годовая температура.

Оборудование:

Учебник для 6 класса «География. Физическая география» Домогатских Е.М., Алексеевский Н.И.;

Атлас по географии для 6 класса;

Термометр;

Тематические рисунки;

Конверты с бланками ответов;

Карандаши, цветные ручки

Содержание учебного материала .

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I . Этап мотивации к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнять нормативные требования учебной деятельности

Учитель приветствует учеников.

Добрый день, ребята!

Тема сегодняшнего урока очень важная в разделе: «Температура воздуха».

К нам на урок пришёл необычный гость Градус из географического государства Атмосферии. (на доске изображение Градуса) Его к нам послала сама королева Атмосферии Тропосфера I . Вернуться на родину Градус сможет лишь в том случае, если мы ответим на шесть волшебных вопросов Тропосферы I и решим её задачи. Поможем Градусу?

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

установка на сопереживание

Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

II . Этап актуализа

ции и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия

Ребята, познакомимся с волшебными вопросами Тропосферы I . (Вопросы записаны на доске)

5. Что такое амплитуда?

Как вы думаете, ребята, почему королева Тропосферы I . пожелала, чтобы мы ответили на её вопросы?

Диалог с учителем

Работают с информацией , представленной на доске , с целью поиска и выделения необходимой информации.

(Эти вопросы являются важными при изучении раздела «Атмосфера». Они выявляют закономерности распределения тепла по поверхности Земли)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу

I 1 I . Этап выявления места и причины затруднения

Цель: осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей

Ребята, на каждой парте лежат 6 конвертов. (Работа по парам) Каждый конверт пронумерован. Номера соответствуют вопросам написанным на доске. Как вы уже догадались, эти письма-ответы Градус заберёт для королевы Тропосферы I .

Отложите конверты вправо, на ваш взгляд, те, которые вы легко заполните. Влево положите конверты, которые пока заполнить не получится.

Откладывают конверты вправо, с вопросом, на который могут ответить, влево с вопросами, ответ на которые не знают.

Регулятивные УУД

IV . Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации

Учитель ставит проблемный вопрос:

Что поможет ответить на вопросы, которые вызывают затруднения.

Ученики отвечают:

Необходимо обратиться к учебнику (П.16)

Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

V . Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять

Учитель даёт установку найти в тексте учебника ответы на вопросы, вызывающие затруднения, проверить, имеющиеся знания.

Ученики работают с текстом учебника. (Работа по парам).

Познавательные УУД

смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

VI . Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия

Итак, сможем ли мы помочь Градусу, вернутся в Атмосферию? Для этого нам необходимо ответить на 6 волшебных вопросов, которые выявляют закономерности распределения тепла по поверхности Земли.

Ученики читают вопросы и отвечают на них.

Вопросы:

1. Как изменяется температура с высотой?

2. От чего зависит нагрев воздуха?

3. Как связана географическая широта и температура воздуха?

4. Как изменяется температура воздуха во времени?

5. Что такое амплитуда?

6. Как определить среднее значение температуры?

Ответы:

1.При подъёме над поверхностью Земли температура воздуха в тропосфере понижается на 6 градусов на каждом километре подъёма.

2. Солнечные лучи нагревают не атмосферу, а поверхность Земли.

3. Количество света и тепла, получаемое земной поверхностью постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам из-за изменения угла падения солнечных лучей.

4. В течении суток температура воздуха повышается с рассвета до двух часов дня, а потом начинает понижаться и достигает минимума за час до рассвета.

5. Амплитуда температур – разность самой высокой и самой низкой температуры.

6. Если сложить результаты всех измерений температуры за сутки и разделить на количество этих измерений, то получим среднесуточную температуру. (Подобным способом можно найти среднемесячную, среднегодовую и т.д. температуры).

Коммуникативные УУД

слушание собеседника, выражение своих мыслей

Познавательные УУД

Выведение следствий и причино-следственных связей,

Извлечение необходимой информации.

VI 1.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интерпретация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия

Сейчас вы должны заполнить конверты. Задача ваша непростая. Королева Атмосферии Тропосфера I не любит читать тексты без иллюстраций, поэтому каждый ответ необходимо превратить в занимательный рисунок.

Для этой работы вам будут нужны не только ручки, а и цветные карандаши, линейка.

(Учитель помогает распределить работу в парах).

Когда каждый из вас завершит работу, проверьте друг друга. Соответствует ли рисунок товарища эталону.

Ученики заполняют бланки в конвертах с помощью рисунков и схем.

Проверяют друг друга. При необходимости исправляют ошибки.

Познавательные УУД

использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач

Коммуникативные УУД

Стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Контролирование действий партнёра

Личностные УУД

осуществление взаимопомощи

VI 11.Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: включение нового способа действия в систему знаний, повторение изученного материала, закрепление

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с работой. Но у нас остались задачи, которые так же необходимо решить, иначе Градус не вернётся на Родину. Решить их поможет атлас (климатическая карта).

Учитель раздаёт карточки детям с задачами. Сильные ученики получают карточку с несколькими задачами, слабые с одной.

Примерные задачи:

1.Определите температуру воздуха на высоте 3 км, если у поверхности Земли она составляет +26 градусов.

2. Рассчитайте среднее значение температуры по данным, представленным в таблице.

День наблюдения

Температура воздуха

3. Используя приведённые в задании 2 табличные данные, определите амплитуду температур за указанный период.

4. Используя приведённые в задании 2 табличные данные, постройте график изменения температур за указанный период.

5. Измерьте температуру воздуха в помещении. Зарисуйте шкалу термометра и его показания.

(После того, как ученик решит задачи, учитель даёт ответы для самопроверки).

Познавательные УУД

владение общими приёмами решения задач

Регулятивные УУД

IX . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Отправится ли нами полюбившийся Градус в Атмосферию?

Молодцы! Не печальтесь о расставании с Градусом. Ведь каждый раз, измеряя температуру воздуха, вы будете вспоминать о нём.

Скажите, ребята, пригодятся ли знания темы: «Температура воздуха» в жизни. Объясните свой ответ.

Ребята, для того, чтобы изучить более глубоко эту тему, дома вам необходимо будет ответить на вопросы (В. 1-7 стр. 112). Запишите домашнее задание в дневник.

Хочу поблагодарить вас, ребята, за хорошую работу и задать вопрос: Знаете ли вы, сколько весит воздух? На следующем уроке вы обязательно об этом узнаете! Жду вас. А на сегодня всё. Урок наш окончен. До свидания.

Да. Потому что мы ответили на все 6 волшебных вопросов Тропосферы I , которые выявляют закономерности распределения тепла по поверхности Земли, решили задачи на определение температур воздуха, средних значений температур, амплитуд температур.

Оценивают самостоятельно свою работу, с помощью листа самооценки.

Да, эти знания пригодятся. (Объясняют почему).

Записывают домашнее задание

Прощаются с учителем.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

оценивать правильность выполнения действия

Познавательные УУД

Выведение следствий и причино-следственных связей

Личностные УУД