Салтыков щедрин два генерала краткое содержание. Пересказ произведения "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина М.Е. Сатирические методы в сказке о мужичке и двух генералах

Я пытался писать историю народа.

Л. Толстой

Л. Н. Толстой считал, что передвижение стрелок на часах истории зависит от вращения множества сцеплен-ных друг с другом колесиков, а этими колесиками оказы-ваются люди с бесконечным разнообразием характеров.

В романе «Война и мир» — величайшем произведении не только русской, но и мировой литературы — Толстому удалось не только отобразить важнейшие события в исто-рии русского народа, но и раскрыть особенности русского национального самосознания.

Положив в основу романа «мысль народную», писатель проверяет ценность и зрелость своих героев отношением к простым русским мужикам, к солдатам. Наблюдая за на-родом, погружаясь в самую гущу событий, герои Толстого совершают важные для себя открытия, которые часто ме-няют их дальнейшую жизнь.

Искренняя, открытая, жизнелюбивая Наташа Ростова, можно сказать, пропитана русским национальным ду-хом: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым дышала, — эта графинечка, воспитан-ная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские». Именно поэтому Наташе близка народная музыка, народные танцы. Но ее любовь к народу не ограничивается пассивным восхище-нием, и в тяжелое для страны время Наташа требует, чтобы их подводы, куда уже погрузили имущество, были отданы раненым. При общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок. Навсегда он остает-ся благодарным Платону Каратаеву, с которым познако-мился в плену у французов, — русскому солдату, пропо-ведующему добро и любовь к жизни.

Храбрость и самоотверженность русского народа во вре-мя сражения при Аустерлице во многом повлияли на от-каз от честолюбивых устремлений князя Андрея Болконс-кого. И этому народу князь посвятил всю свою жизнь, когда началась Отечественная война 1812 года — время грозных испытаний, которое внесло огромные перемены в жизнь всего русского народа.

Колоссальную волну гнева вызвало нападение францу-зов на Россию у всех людей, кому была не безразлична судьба родины. На борьбу с врагом поднялась вся страна. Многие, в том числе и Андрей Болконский, ушли в дей-ствующую армию. Такие, как Пьер Безухов, отдавали свои деньги на военные нужды, снаряжали ополченцев. Многие купцы, например Ферапонтов, сжигали свои лавки или раз-давали имущество, чтобы ничего не досталось французам. Мирные жители Москвы перед вступлением в город войск Наполеона покинули город, чтобы не оказаться под влас-тью захватчиков. Материал с сайта

Высокий патриотический дух показали русские люди во время Бородинского сражения, где проявились и вы-сокое чувство товарищества, и сознание долга, и физичес-кая и моральная сила солдат. На Бородинском поле французы впервые столкнулись с противником такой силы духа. Именно поэтому русский народ одержал победу в этой войне, ведь бегство французов из Москвы и их окончательный разгром явились следствием совместных действий регулярной армии, партизанских отрядов и местных жителей, которые отказывались продавать вра-гам сено и продовольствие, оставляли города и деревни, захваченные врагами, сжигали запасы и склады, обрекая французов на голодную смерть. Русские люди понимали, что исход войны зависит от каждого из них, и поэтому не нуждались ни в убеждениях, ни в понуканиях. И они отстояли свою жизнь. «Дубина народной войны подня-лась со всею своею грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

«Чудесным, бесподобным народом» называет русский народ Л. Н. Толстой, восхищаясь его мужеством, самоот-верженностью, стойкостью его духа, которые помогли раз-громить даже непобедимую прежде армию Наполеона.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Рассмотрим то, как изобразил народ в романе "Война и мир" Л. Н. Толстой. Автор закончил работу над своим произведением в 1867 году. Говоря о нем, он признавался, что любил в своем романе "мысль народную".

Мир крестьянства в произведении

Народ в романе "Война и мир" представлен широко. Крестьянство описано автором подробно. В изображении Толстого мир крестьянства самодостаточен и гармоничен. Писатель не считал, что его представители нуждаются в интеллектуальном воздействии. Герои-дворяне и не думают о том, что нужно "развивать" крестьян. Напротив, именно последние часто оказываются ближе к пониманию смысла жизни. Лев Николаевич изображает сложный духовный мир представителей дворянства и безыскусную одухотворенность русского крестьянина как различные, но вместе с тем взаимодополняющие начала бытия нашей страны. Способность устанавливать с народом контакт является показателем нравственного здоровья дворян в романе.

Зыбкость границ между сословиями

Неоднократно Толстой подчеркивает зыбкость границ между сословиями. Человеческое, общее делает их "прозрачными". Народ в романе "Война и мир" часто сближается, взаимодействует с высшими слоями общества. Ловчий Данило, например, исполнен "презрения ко всему" и "самостоятельности". Этот охотник позволяет себе смотреть на барина Николая Ростова "презрительно". Однако это не было оскорбительно для Николая. Он понимал, что этот человек все-таки принадлежал ему. Все равны во время охоты, все подчиняются порядку, заведенному однажды. Лишь в пылу охоты Данило может Илью Андреевича, который упустил волка, обругать, даже на него замахнуться арапником. Такое поведение крепостного в обычных условиях невозможно по отношению к барину.

Приведем другой пример того, как взаимодействует дворянство и народ в романе "Война и мир". Важным этапом духовной жизни одного из главных героев, Пьера Безухова, стала встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым. Утерянную веру в жизнь ему вернул именно этот солдат-крестьянин. Основным нравственным критерием в эпилоге романа становится для Пьера возможное отношение к его деятельности Каратаева. И он делает вывод, что тот, вероятно, его общественной деятельности не понял бы, однако одобрил бы наверняка поскольку любил во всем "благообразие".

Изображение бунта крестьян

Тема народа в романе "Война и мир" разнопланова. Толстой, изображая бунт богучаровских крестьян, выразил свое собственное отношение к консервативным слоям патриархально-общинного мира, привыкшего сопротивляться любым переменам. В Богучарове стихийность народной жизни намного заметнее, чем в остальных местностях, поскольку здесь очень мало было помещиков, грамотных и дворовых. Небольшой замкнутой общностью живут здесь крестьяне. Они являются фактически изолированными от всего мира. Крестьяне без видимых причин вдруг начинают движение в некотором направлении, повинуясь непонятным законам бытия. Толстой подчеркивает, что в жизни крестьян из Богучарово были сильнее и заметнее, чем в других местностях, таинственные струи жизни русского народа, значение и причины которых бывают для современников необъяснимы. Через изображение бунта раскрывается с новой стороны тема народа в романе "Война и мир".

Причина бунта крестьян

Общее настроение, стихия бунта подчиняет себе полностью каждого крестьянина. Общим порывом был захвачен даже староста Дрон. Неудачей закончилась попытка княжны Марьи господский хлеб раздать крестьянам. Лишь "неразумная животная злоба" Ростова, его "неблагоразумный поступок" могли отрезвить эту возмущенную толпу. Грубой силе мужики подчинились беспрекословно, признавшись, что "по глупости" бунтовали. Лев Николаевич в произведении показал не только внешние причины бунта ("сношения с французами" и слухи о "воле", которую отняли господа). Скрытая глубинная общественно-историческая причина данного события заключалась во внутренней "силе", которая накопилась постепенно и, подобно лаве, вырвалась из кипящего вулкана. Именно поэтому восстал простой народ в романе "Война и мир".

Образ Тихона Щербатого

Образ является важной деталью фрески о народной войне, которую создал Толстой. Тихон нападал на французов единственный из всей своей деревни. Он примкнул по собственной инициативе к "партии" Денисова и стал в ней вскоре одним из самых необходимых людей, проявив большую способность и охоту к Через его образ также анализируется простой народ в романе "Война и мир".

Тихон в партизанском отряде занимал особенное место. Он выполнял всю черную работу, был самым храбрым и полезным человеком. Тихон, кроме того, играл роль шута и охотно поддавался сам этому чину. В его поведении и внешнем облике писатель заострил черты юродивого. У Щербатого было лицо, изрытое морщинами и оспой, с узкими маленькими глазами.

Отношение Тихона к убийству французов

Тихон - это хладнокровный беспощадный воин. Он подчиняется, убивая французов, лишь инстинкту истребления врага, и относится к ним практически как к неодушевленным предметам. Тихон напоминает своей жестокостью хищника. Автор не случайно его сравнивает с волком: Щербатый топором владел так, как волк - зубами.

Образ Платона Каратаева

Одним из ключевых образов произведения является Он особенно важен при раскрытии темы: "Народ в романе "Война и мир". Сочинение на эту тему невозможно написать, не упомянув этого персонажа. который оказался оторван от привычного уклада жизни и помещен в новые условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко. Герой живет в гармонии со всем миром. Он относится с любовью ко всем людям. Платон глубоко чувствует жизнь, непосредственно и живо воспринимает людей. В изображении Толстого Каратаев - образец "естественного" человека, вышедшего из народа, воплощение народной нравственности, во многом инстинктивной.

Этот герой, олицетворяющий русский народ в романе "Война и мир", показан в произведении главным образом через восприятие его Безуховым. Пьер отмечает, что само присутствие в бараке этого человека создавало для пленных ощущение уюта. Безухова заинтересовало, как Платон разувался и устраивался в своем углу, поскольку что-то "круглое", "успокоительное" и "приятное" чувствовалось даже в этом.

Очень моложаво выглядел Каратаев, хотя ему было за 50 лет. Он казался здоровым и физически крепким человеком. В особенности в глаза бросалось "молодое" Платона, которое имело вид "юности" и "невинности". Каратаев все время занимался чем-то, что, вероятно, вошло у этого героя в привычку. Попав в плен, он будто не ощущал, что такое болезнь и усталость, чувствовал себя в бараке так же, как дома.

Возвращение Каратаева к крестьянской жизни в непривычных условиях

Вне привычных условий, вне всего, что на него давило, Каратаев естественно и незаметно вернулся к крепостному укладу жизни. Он отбросил все чуждое, которое навязывалось ему насильно извне. Для Платона, представляющего народ в романе Толстого "Война и мир", особенно привлекательна крестьянская жизнь: дорогие воспоминания, а также представления о благообразии, связаны с ней. Поэтому он говорил в основном о событиях "христианского" быта, как он его называл.

Платон умер естественно, испытывая умиление и "тихий восторг" перед таинством смерти. Он воспринимал ее не как муку или наказание, поэтому не было страдания на его лице: оно было озарено выражением "тихой торжественности".

Образ Платона Каратаева является образом праведника из крестьян, который не только жил с людьми и со всем миром в ладу, восхищаясь проявлениями жизни, но и смог воскресить Пьера Безухова, зашедшего в духовный тупик. Для Пьера он навсегда остался олицетворением "простоты и правды".

"Мысль народная" в романе

"Мысль народная" - основная идея произведения "Война и мир". Лев Николаевич знал о том, что простая жизнь русского народа с ее "частными" интересами, судьбами, радостями, протекает независимо от встреч с Александром Наполеона, государственных планов Сперанского или дипломатической игры. Лишь те события истории, которые приводят народные массы в движение, касаются национальных судеб, способны изменить, всегда благотворно, хоть и драматически, отдельного человека. Именно патриотизм народа (в романе "Война и мир" Толстой описывает и его патриотические чувства) привел к победе русских над французами.

1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества “Война и мир”. Автор отмечал, что в “Войне и мире” он “любил мысль народную”, поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту “мысль народную” Л. Толстой раскрывает, изображая события Отечественной войны 1812 года. Не случайно Л. Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России. Историк и художник-реалист Л. Толстой показал, что Отечественная война 1812 года была войной справедливой. Обороняясь, россияне подняли “дубинку народной войны, которая наказывала французов к тому времени, пока нашествие не будет прекращено”. Война коренным образом изменила жизнь всего русского народа.

Автор вводит в роман множество образов мужиков, Солдатов, чьи раздумья, соображения в совокупности составляют народное мироощущение. Непреодолимая сила русского народа в полной мере ощущается в героизме и патриотизме жителей Москвы, вынужденных бросить родной город, свое сокровище, но не покоренных в душе; крестьяне отказываются продавать врагам продукты питания и сено, создают партизанские отряды. Настоящих героев, стойких и твердых в выполнении своей военной обязанности, показал Л. Толстой в образах Тушина и Тимохина. Более выразительно тема народной стихии раскрывается в изображении партизанской войны. Толстой создает яркий образ партизана Тихона Щербатова, который самовольно присоединился к отряду Денисова и был “самым полезным человеком в отряде”. Платон Каратаев – обобщенный образ русского крестьянина. В романе он появляется на тех страницах, где изображено пребывание Пьера в плену. Встреча с Каратаевым много что изменяет в отношении

Пьера к жизни. Глубокая народная мудрость будто сконцентрирована в образе Платона. Это мудрость спокойная, здравомыслящая, без ухищрений и жестокости. От нее Пьер изменяется, начинает по-новому ощущать жизнь, обновляется душой.

Ненависть к врагу в одинаковой мере ощущали представители всех слоев русского общества, и патриотизм и близость к народу наиболее присущие любимым героям Толстого – Пьеру Безухову, Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. Простая русская женщина Василиса, и купец Феропонтов, и семья графа Ростова ощущают единство в желании помочь стране. Духовная сила, которую проявил русский народ в Отечественной войне 1812 года, это та самая сила, которая поддерживала деятельность Кутузова как талантливого русского и полководца. Он был избран главнокомандующим “против воли государя и согласно. с волей народа”. Именно поэтому, считает Толстой, Кутузов смог выполнить свою большую историческую миссию, так как каждый человек чего-то стоит не сам по себе, а лишь тогда, когда он – часть своего народа. Благодаря единению, высокому патриотичному подъему и моральной силе русский народ одержал победу в войне.

“Мысль народная” – главная идея романа “Война и мир”. Толстой знал, что простая жизнь людей, с его “личными” судьбами, перипетиями, радостью составляют судьбу и историю страны. “Я старался писать историю народа”, – говорил Толстой, народа в широком понимании этого слова. Поэтому “мысль народная” играет для автора огромную роль, утверждает место народа как решающей силы в истории.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Сам Толстой представляет это понятие так: “Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века...
  2. Образ Пьера Безухова является одним из самых необыкновенных образов романа “Война и мир”. Он стал одним из любимых героев автора...

Считается, что войны выигрывают и проигрывают полководцы и императоры, но в любой войне полководец без войска – это все равно, что иголка без нитки. Ведь именно солдаты, офицеры, генералы – люди, служащие в армии и принимающие участие в сражениях и битвах, становятся той самой ниткой, при помощи которой вышивается история. Если попытаться шить только одной иглой – ткань проколется, возможно, даже останутся следы, но результата работы не будет. Так и полководец без своих полков – просто одинокая иголка, которая легко теряется в стогах, образуемых временем, если за ним нет нитки его войск. Воюют не государи, воюет народ. Государи и полководцы только иголки. Толстой показывает, что тема народа в романе «Война и мир» – это главная тема всего произведения. Народ России – это люди разных сословий, и высший свет и те, кто составляет средний класс, и простые люди. Все они любят свою Родину и готовы отдать за нее жизнь.

Образ народа в романе

Две основные сюжетные линии романа раскрывают перед читателями то, как формируются характеры и складываются судьбы двух семей – Ростовых и Болконских.
На этих примерах Толстой показывает, как развивалась интеллигенция в России, некоторые ее представители пришли к событиям декабря 1825 года, когда произошло восстание декабристов.

Русский народ в «Войне и мире» представлен разными персонажами. Толстой словно собрал черты, присущие простым людям, и создал несколько собирательных образов, воплотив их в конкретных персонажей.

В Платоне Каратаеве, встреченном Пьером в плену, воплотились характерные черты крепостных крестьян. Добрый, спокойный, работящий Платон, рассуждающий о жизни, но не задумывающийся о ней: «Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет…». В романе Платон – воплощение части русского народа того времени, мудрого, покорного судьбе и царю, любящего свою Родину, но шедшего воевать за нее только потому, что поймали и «отдали в солдаты». Его естественная доброта и мудрость возрождают «барина» Пьера, который все время ищет смысл жизни и никак не может найти и постичь его.

Но в то же время «Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад». Все эти поиски и метания чужды и непонятны Каратаеву, он умеет принимать жизнь такой, какая она есть в это самое мгновенье, и смерть он принимает смиренно и без ропота.

Купец Ферапонтов, знакомый Алпатыча, типичный представитель купечества, с одной стороны скупой и хитрый, но, в то же время сжигающий свое добро, чтобы оно не досталось неприятелю. И верить, что Смоленск сдадут, он не хочет, и жену даже свою колотит за ее просьбы уехать из города.

И в том, что Ферапонтов и другие купцы сами поджигают свои лавки и дома, есть проявление патриотизма и любви к России, и уже понятно становится – Наполеон не сможет победить народ, готовый на все ради спасения своей Родины.

Собирательный образ народа в романе «Война и мир» создается многими персонажами. Это и партизаны вроде Тихона Щербатого, которые воевали с французами по-своему, и, словно играючи, уничтожали небольшие отряды. Это и странники, смиренные и религиозные, такие как Пелагеюшка, ходившая по святым местам. Мужики-ополченцы, одетые в простые белые рубахи, «чтобы приготовиться к смерти», «с громким говором и хохотом» роющие траншеи на Бородинском поле перед сражением.

В тяжелые времена, когда над страной нависла опасность быть завоеванной Наполеоном на передний план у всех этих людей вышла одна главная цель – спасение России. Перед ней оказались мелочными и неважными все остальные дела. В такие моменты люди с потрясающей четкостью проявляют свое истинное лицо, и в «Войне и мире» Толстой показывает разницу между простым народом, готовым умирать за свою страну и другими людьми, карьеристами и приспособленцами.

Особенно хорошо это проявляется в описании подготовки к битве на Бородинском поле. Простой солдат со словами: «Всем народом навалиться хотят…», некоторые офицеры, для которых главное то, что «за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди», солдаты, молящиеся перед иконой Смоленской Божией матери, Долохов, просящий прощения у Пьера – все это мазки общей картины, вставшей перед Пьером после разговора с Болконским. «Он понял ту скрытую … теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти» – так описывает Толстой общее состояние людей перед Бородинским сражением.

Но автор вовсе не идеализирует русский народ, в эпизоде, где богучаровские мужики, стремясь сохранить нажитое добро, не выпускают княжну Марью из Богучарова, он явственно показывает подлость и низость этих людей. В описании этой сцены Толстой показывает поведение крестьян, как чуждое русскому патриотизму.

Заключение

В сочинении на тему «Русский народ в романе «Война и мир» мне хотелось показать отношение Льва Николаевича Толстова к русскому народу как к «целому и единому» организму. И закончить сочинение я хочу цитатой Толстова: «…причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, … характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений…»

Тема народа в романе «Война и мир» – сочинение об образе русского народа |