Есенин образ родины в поэзии. Тема любви и образ Родины в поэзии С. Есенина. Потренируйся! Несколько интересных сочинений

Говорить о С. Есенине - это значит говорить о Ро­дине. Не зря же он сказал: «Чувство Родины основное в моем творчестве». Время Есенина - это время крутых поворотов в истории. Но поэт остался верен своей Родине, своей земле, родной природе. Можно сказать, что поэзия С. Есенина вобрала в себя все лучшее, что было создано до него Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасо­вым. Но при этом Есенин не копирует, не подражает, а со­здает самобытный образ родной природы, своей Родины. Еще юношей Сергей Есенин написал слова, которые символизируют все его творчество:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

В этом - весь Есенин. И не зря, когда говорят о Рос­сии, вспоминают Сергея Есенина. А когда мы вспоми­наем о Есенине, мы думаем о русских березах, о маме, о золотой роще.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая, не жалеют больше ни о чем.

Читая стихи Есенина, некоторые задумываются о сво­ей жизни, о своей любви.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Многие, писавшие о Есенине, особенно после смерти поэта, видели в нем прежде всего лишь «певца уходящей патриархальной Руси». Однако, несмотря на то, что Есе­нин родился в деревне, в селе Константиново Рязанской области, и многие свои стихи посвятил деревне, его нель­зя считать только крестьянским поэтом. Ведь о чем бы ни писал Есенин: о любви к женщине и родному краю, о природе, - он всегда оставался патриотом. Наверное, правы те, кто считает, что говорить о Есенине - значит говорить о России, о стране «березового ситца», как на­звал ее поэт.

Тема родины предстает в поэзии Есенина в образах «большой» и «малой» родины. Малая родина - это то, что окружало поэта с детства: родная деревня, родная природа, покосившиеся избы... Есенин обладал удиви­тельной способностью рассказать о красоте природы, о родном крае.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Тема малой родины в творчестве Есенина постепенно перерастает в тему большой родины. Есенин пытается в своих стихотворениях найти ответы на волнующие его вопросы: «Какова она, Русь? Каково ее будущее?». Но, несмотря на все трудности, сомнения, любовь к своей земле в творчестве поэта остается основной темой:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что - разгадать не могу.

Судьба русской деревни волновала С. Есенина практи­чески всю жизнь. Но если в ранних стихотворениях поэт, изображая русскую деревню, показывает прежде всего красоту ее природы, то в зрелом возрасте С. Есенин начи­нает размышлять о будущем России и о будущем русской деревни. С одной стороны, он верит в обновление Рос­сии, но с другой стороны, почему-то с горечью признает­ся: «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». У поэта появляется «грусть за уходящее, милое, родное», боязнь, что старую русскую деревню раздавит сила мертвого механического города. Однако ход истории остановить нельзя. Поэт видит, что «конь стальной побе­дил коня живого». Но, несмотря на это, Есенин остается предан своей деревне, поэтому и продолжает воспевать ее. «Я последний поэт деревни», писал он в одноимен­ном стихотворении, лишний раз подчеркивая неизбеж­ность перемен в судьбе русской деревни, но и доказывая в то же время связь со своей малой родиной, которую нельзя забыть. Как любой патриот, Есенин хотел видеть свою Родину могучей, сильной. Но он никогда не забывал и о родной «бревенчатой избе», которая символизировала для него малую родину. И несмотря на изменения, кото­рые происходили в России, Есенин говорит:

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Поэзию Сергея Есенина можно назвать «лирической исповедью», «биографией в стихах». Все его творчест­во пронизано нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к родной природе и своей Родине.

Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX века:

Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет,
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Талант Есенина питала родная земля. Он был далек от всяких литературных традиций, ни у кого не учился, никому не подражал. Как поэт он сложился самостоятельно, вырос на творчестве народа. В его стихотворениях своя индивидуальная ритмика:

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

Бережно, с любовью поэт относится к своей малой родине. В стихотворении «В хате» перечисляются родные предметы крестьянского быта, причем не так, как они видятся со стороны, а изнутри, глазами крестьянина:

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.

Темой первых сборников поэта «Радуница» и «Голубень» была родная деревня, родная земля:

Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.

Слово «радуница» означает «блестящая», «просветленная», Так называли первые весенние дни. Эпитеты «голубой», «синий» наиболее часты при описании родины.
Лучезарный образ святой Руси со временем становится сложнее и многограннее. Сквозь сияющий лик проступает нищая, пьяная, бесприютная Русь:

Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты – русская боль.

Лирический герой Есенина теперь отождествляет себя с родиной в стихотворении «За темной прядью перелесиц…»:

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.

Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая:

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
……….
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

В 1920 году происходит изменение мировоззрения поэта. Есенин не знает, куда ведут исторические пути страну. Тема покинутого дома теперь осложняется конфликтом. Есенин опасался, что техника разрушит деревню, боялся власти неживого над живым, утраты связи человека с природой.
Поэт пишет два стихотворения «Русь советская» и «Русь уходящая». Он дает высказаться своим односельчанам, матери, деду, сестрам, которые в стихотворении «Русь уходящая» говорят о жизни при новой власти большевиков:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит голь.
«С Советской властью жить нам по нутрю…
Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»

В стихотворении «Русь советская», написанном через 10 лет, поэт славит Россию:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, в ней одной черпал вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил прекрасный мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Природа для него неотделима от понятия родины. В конце жизни, устав метаться и сомневаться, он приходит к мудрому выводу: «Счастлив тем, что я дышал и жил».

Тема Родины в поэзии Есенина

«Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство к Родине - основное в моем творчестве», - говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

И костер зари, и плеск волн, и серебристая луна, и шелест листвы, и голубая гладь озер - вся красота русской природы отразилась в стихах Есенина, наполненных любовью к родной земле:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли,

Твою озерную тоску.

О чем бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в «суровые грозные годы», - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей «русскости», поэтому основная тематическая направленность стихотворений поэта - мир русского крестьянства. «Все равно я останусь поэтом золотой, бревенчатой избы», - писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта, определившая особенность его стихов о родине. Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли - Рязанщины, малой родины поэта («Низкий дом с голубыми ставнями…», «Край любимый…»). В полном соответствии с традицией, заложенной в ХIХ веке А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым, С. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной «русской идее», а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:

Хорошо косою в утренний туман

Выводить по полю травяные строчки,

Чтобы их читали лошадь и баран.

Цветовая гамма родины имеет у Есенина своеобразную, неповторимую окраску: «…голубую оставил Русь», «О Русь - малиновое поле и синь, упавшая в реку…».

В лирике поэта, посвященной теме родины, отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. В первых своих произведениях он приветствует ее как возможность обновления России:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

В это время лирика поэта наполняется глубокими раздумьями о России. Революцию Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин, как поэт крестьянский, всегда думает в первую очередь о деревне. Особенно тяжело, а временами трагически, он переживает ломку старых, патриархальных устоев русских деревень. И поэту кажется, что его родина в нем больше не нуждается, что у нее теперь другие певцы: «Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, я сам тоже здесь не нужен».

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Выражая чувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и ответственности за нее, поэт скажет:

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пойдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Есенин говорит, что где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда будет помнить свою родину, своих родных:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

Россия - единственная любовь Есенина: «Чувство Родины - основное в моем творчестве - она все, без нее ничего. Женщины, дети, дом, друзья, - все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы».

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
С. Есенин
Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе. Поэт говорит: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.
Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет». Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально
завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Я вижу, как «роса блестит на траве», как «сыплет черемуха снегом».
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матки
Зеленое вымя сосет.
Я вижу, как, «отражаясь, березы ломались в пруду», как «ели, словно копья, уперлись в небо». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, «плакучие ивы», «зеленоволосые красавицы березы», «топи да болота», «алый свет зари» -во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос нескошенный,
Лес да монастырь.
Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:
Холодной скорби не измерить.
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была его домом, где прошло детство маленького Есенина. Мир народно-поэтических образов окружает Есенина с первых дней его жизни. И костер зари, и плеск волн, и голубая гладь озера - вся красота родного края с годами превращается в стихи, полные любви к родной земле.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
В сердце Есенина с юных лет запали «ветровые слезы России», ее грустные песни, светлая печаль - картина родной стороны создана в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная». Родина, которой не видать конца и края- «только синь сосет глаза»,- вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать «звонкий, как сережки, девичий смех», видеть, как у низеньких хат «звонко чахнут тополя», а «на лугах веселый пляс». Радостно ощущать, как «пахнет яблоком и медом», и поэтому поэт признается в любви Родине.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая.
Дайте Родину мою».
Есенин, как он писал сам, воспринял революцию по-своему, «с крестьянским уклоном», больше стихийно, чем сознательно. Есенин колебался в оценке нового советского уклада жизни. Он знал и любил старую Русь, ее печальный образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая Родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Поэт чувствовал, как в лучшую сторону меняется жизнь его Родины.
Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Но поэт был далек от реального понимания социализма и революции. Отсюда почти неизбежный для него переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению. Есенин начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель патриархальной деревне и оплакивать старую уходящую Русь. Поэту казалось, что «железный город» враждебен, что он угрожает разрушением крестьянскому миру, овеянному патриархальной романтикой. Есенинская лирика этого времени окрашена в печальные тона.
Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта горячее чувство протеста и жажду обновления Родины:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.
Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине.

Образ Родины в поэзии Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с род­ной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константи­ново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость.

Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - «Гой ты, Русь моя родная…». С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая фило­софия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты - русская боль». Особен­но это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная дерев­ня в России - это нечто цельное, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью оду­шевлять все окружающее его, он и к России обращается, как к близкому человеку.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Порой стихи поэта наполняются нотами щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, теперь их лирический гелой - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и за­бытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам…

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драмати­ческими и даже трагическими событиями. На памяти его поколе­ния - война, революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для России 1917 год поэт встретил, как и многие ху­дожники его круга-Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков - с надеж­дами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева - близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:

Мужицкая ныне земля,

И церковь не наймит казенный.

В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и про­тиворечивы - это и надежды, и ожидание светлого и нового, и тре­вога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разу­ма, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст». В нем центральным ста­новится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы вопло­щает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, тех­нического прогресса сливается с размышлениями о судьбах Рос­сии. В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины пе­реплетается с мыслями о месте поэта в новой жизни. Он болезнен­но переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти об­щий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый «Капитал» - Библию. Осо­бенно горько для поэта сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна*. Это тем более грус­тно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким- то там Демьянам».

Поэтому так горестно звучат его строки:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но даже желание слиться с новой жизнью не заставит С. Есе­нина отказаться от своего призвания российского поэта; он пи­шет:

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его призна­ние:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Сегодня нам трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название - Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере», С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти, Одним из програм­мных, важных для понимания темы родины, является стихотво­рение «Спит ковыль».

Спит ковыяь. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Стихотворение это, датированное 1925 годом, относится к зре­лой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» - трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотво­рение построено на традиционных поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, по­лынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак раз­луки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением по­эзии является «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противовес ему звучит признание лирического героя в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой». Это один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина эпитетов, обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не столько цвет избы, сколько знак ее непреходящей ценности как символа уклада де­ревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревен­ская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есени­на он воспринимается как глубокое и искреннее признание авто­ра. Тема родины в поэзии С. Есенина развивается из безотчет­ной, по-детски естественной привязанности, из памяти, которая никогда не вернется назад.