Новый и старый свет время перемен урок. Западноевропейская колонизация "новых" земель. Основные черты раннего Нового времени

Не замедлив воспользоваться открытием Колумба, испанцы и португальцы создали в Центральной и Южной Америке огромные империи. Гораздо позднее началось освоение не столь богатой на первый взгляд Северной Америки.

До конца своих дней Колумб так и не признал, что не смог добраться до Индии. Зато другие испанцы вскоре решили, что волей случая наткнулись на обширные неизведанные земли, которые можно безнаказанно грабить, завоевывать и обращать в свою веру. В этой авантюре у них не было соперников кроме португальцев, случайно открывших Бразилию в 1500 г. Поскольку эта страна лежала к востоку от проведенной в 1494 г. линии раздела вновь открываемых земель на зоны испанского и португальского влияния, она стала португальской колонией. Испании отводилась вся прочая Центральная и Южная Америка от Новой Мексики до Огненной Земли, а также - теоретически - менее благодатные земли дальше к северу, к которым испанцы не проявляли особого интереса.

Испанцы поначалу заняли самые крупные острова Карибского бассейна. Многие поселенцы занялись на новых землях сельским хозяйством и еще в 1501 г. стали завозить рабов из Африки. Но легкой добычи - золота, серебра и драгоценных камней - оказалось гораздо меньше, чем ожидали. Поэтому честолюбивые вельможи и мелкие дворяне, не успевшие сколотить собственного состояния, без труда вербовали наемников для новых опасных экспедиций в глубь американского континента.

Именно эти люди - предводители и их приспешники - снискали сомнительную славу конкистадоров ("завоевателей"). Ради блага Испании и католической веры эти бесстрашные и беспощадные авантюристы разгромили великие империи ацтеков и инков. Любая захваченная ими территория объявлялась собственностью испанской короны, хотя все экспедиции предпринимались исключительно на свой страх и риск. Довольно часто они получали королевские патенты, гарантировавшие в случае успеха должности и богатство.

Слухи о новой империи

С 1509 г. на северном побережье Южной Америки начали появляться первые материковые поселения. В 1513 г. Васко Нуньес де Бальбоа пересек Панамский перешеек и первым из европейцев увидел Тихий океан. Он тотчас объявил его собственностью испанского короля и подтвердил растущее убеждение в том, что огромное водное пространство отделяет Новый Свет от столь желанной для Колумба Индии. А едва до испанцев дошли легенды местных племен о существовании на материке великой и сказочно богатой империи, Новый Свет перестал быть неудобной преградой и сам по себе превратился в лакомый кусок. Участвовавший в освоении Кубы авантюрист Эрнандо Кортес принял эти слухи за руководство к действию и стал первым из великих конкистадоров.

Кортес сжигает корабли

В 1519 г. Кортес решился на открытое неповиновение губернатору Кубы и отплыл к берегам Мексики во главе отряда, состоявшего из 600 солдат, 17 лошадей и 10 пушек. Высадившись на берег, он сделал два символических жеста: основал город Веракрус и сжег корабли, давая понять соратникам, что обратного пути нет.

Узнав о походе Кортеса в глубь материка, император Монтесума направил к нему гонцов с дружественным посланием и одновременно распорядился устроить засаду. Когда же военная хитрость не удалась, Монтесума, несмотря на огромное превосходство в силах, больше не сделал ни одной серьезной попытки остановить продвижение испанцев. Должно быть, испанские солдаты внушали ацтекам благоговейный ужас как сошедшие на землю бога, ибо они ездили верхом на невиданных существах, носили доспехи и оружие из неведомого металла (стали) и поражали врага на расстоянии своими "гремящими трубками".

Впрочем, и сами испанцы испытали не менее сильное потрясение, когда в ноябре 1519 г. впервые увидели великую столицу ацтеков - озерный город Теночтитлан, не уступавший крупнейшим городам Европы. Кортес, которому Монтесума оказал самый сердечный прием, при первом удобном случае захватил императора в плен. Безропотно покорившись судьбе, Монтесума делал все, что от него требовалось. А поскольку подданные почитали своего императора как божество, отрешение его от власти ввергло государство в полный хаос. Однако именно в этот момент Кортесу пришлось спешно вернуться на побережье, чтобы не допустить попытки губернатора Кубы заменить его своим ставленником. Возвратившись в столицу, Кортес обнаружил, что оставленный в городе наместник своими жестокостями спровоцировал ацтеков на мятеж. Монтесума, раненный при попытке умиротворить своих подданных, либо умер от ран, либо был убит испанцами. Силой оружия Кортес и кучка его соратников вырвались из окружения, послали за подкреплениями и сумели привлечь на свою сторону ряд индейских племен. Значительно укрепив силы, Кортес окружил и взял в осаду Теночтитлан, и 13 августа 1521г. город пал после отчаянного семинедельного сопротивления. Владычество ацтеков было сломлено навсегда. Теночтитлан был стерт с лица земли, а на его месте вырос город Мехико, ставший столицей "Новой Испании". Индейцы - и враги, и союзники - были обращены в рабство. Кровавая жертвенная религия ацтеков беспощадно искоренялась, а индейские племена насильственно обращались в христианство.

Покорителем другой великой индейской империи стал человек, не уступавший Кортесу ни в храбрости, ни в дерзости, ни тем более в безрассудстве. Франсиско Писарро был неграмотным авантюристом, с первых шагов принимавшим участие в колонизации континента. В 1520-е гг. Писарро, увлеченный легендами о существовании где-то на юге таинственной "золотой империи", исследовал побережье Перу и дошел до города Тумбес на самой границе инкских владений. Убедившись в том, что золота здесь действительно много, Писарро уговорил короля Испании назначить его губернатором еще не завоеванной империи. В 1531 г., покорив обширные приморские территории, он двинулся в глубь материка во главе еще меньшего отряда, чем Кортес. Император инков Атауальпа мог в любой момент уничтожить жалкую горстку наемников, но вместо этого направил гонцов с приветствиями и организовал пришельцам достойную встречу. В знак доброй воли император вышел навстречу к Писаррово во главе огромной безоружной свиты. В тот же миг испанцы беспощадно перебили беззащитных инков, а самого Атауальпу захватили в плен. И здесь оставшиеся без лидера индейцы ничего не смогли предпринять. Атауальпа договорился о выкупе за свою особу - несметном количестве золота и серебра, доставка которого заняла несколько месяцев. Но после уплаты выкупа испанцы предали Атауальпу "суду" и приговорили к смерти. А так как к тому времени он был обращен в христианство, то в знак особой милости его не сожгли на костре, а удавили.

Тем временем другие конкистадоры утвердили испанское владычество во всей Центральной и Южной Америке, и началось полномасштабное освоение новых земель. Новоявленные господа занялись сельским хозяйством, заняв положение феодальных сеньоров.

Рабский труд на шахтах

Труд индейцев с неслыханной жестокостью эксплуатировался на плантациях и шахтах. В Мексике и Потоси (нынешняя Боливия) были открыты богатые залежи серебра, и в XVI-XVII вв. добытый там драгоценный металл отправлялся через Атлантику для финансирования честолюбивых устремлений Испании к европейскому господству. А поскольку испанская корона не жалела средств ради достижения своих амбициозных целей, серебро щедрым потоком вливалось в европейскую экономическую систему.

Европа, в свою очередь, тоже оказала далеко идущее влияние на судьбы обеих Америк. Появилась так называемая "Латинская Америка", католическая по вероисповеданию, испанская и португальская по языку и культуре. Завезенные европейцами болезни произвели колоссальные опустошения среди местного населения, дав толчок к завозу чернокожих рабов из Африки. В результате смешения европейской, африканской и индейской рас сформировалось чрезвычайно пестрое население, практически свободное от расовых предрассудков. В то же время к классу господ в латиноамериканском обществе принадлежали преимущественно испанцы по рождению или происхождению, а чистокровные индейцы обычно составляли беднейшую группу населения.

Продвижение на север

На фоне несметных богатств Центральной и Южной Америки земли, лежащие дальше к северу, казались испанцам менее привлекательными. Остальные европейцы тоже не спешили за океан, и успешное освоение этих краев началось только в XVII веке.

В 1580-е гг. фаворит королевы Елизаветы Уолтер Рэли дважды попытался основать английскую колонию на острове Роанок близ побережья Виргинии, но оба раза потерпел неудачу. Первой колонией, которой удалось пустить прочные корни, стал Джеймстаун (Виргиния), основанный в 1607 г. В 1620 г. прибывшие на историческом судне "Мэйфлауэр" "отцы пилигримы" начали освоение Новой Англии. Шесть лет спустя голландцы, находившиеся тогда на вершине могущества приобрели у индейцев остров Манхэттен за 24 доллара с намерением основать Новую Голландию, а в Канаде французы под предводительством Самюэля де Шамплейна закрепились на берегах реки Св. Лаврентия и основали город Квебек.

Новые иммигранты

Высадка "пилигримов" на мысе Код вошла в историю, став символом ряда отличительных черт английских колониальных завоеваний. В отличие от принадлежавших к англиканской вере поселенцев Джеймстауна, "пилигримы" были религииозными диссидентами - пуританами (позднее их назвали конгрегационалистами, которые не соглашались с вероучением англиканской церкви и отправились за океан, чтобы свободно исповедовать свою веру. С той поры американские колонии стали прибежищем для всех, кто подвергался гонениям на родине (например, Мэриленд - для католиков, а Пенсильвания - для квакеров).

Пуританское сообщество

Бежавшие от религиозных гонений пуритане сами проявляли такую же нетерпимость, пытаясь навязать свою веру другим. Особенно печальную славу приобрела своими суровыми пуританскими обычаями колония Массачусетс, разросшаяся из поселения на мысе Код. Но с наплывом новых иммигрантов стало все труднее сохранять религиозное превосходство. Колонии заселялись людьми разных вероисповеданий, которые постепенно учились мирно уживаться друг с другом. Усилиями пилигримов было положено и начало традициям колониального самоуправления.

В 1664 г. англичане захватили Новый Амстердам и голландскую колонию на Манхэттене, переименовав ее в Нью-Йорк. Мало-помалу формировались и другие колонии, последней - 13-й - из которых стала в 1733 г. Джорджия. Так была заложена основа будущего государства - Соединенных Штатов Америки.

Конспект урока по истории.

7 класс.


Тема: Европейцы в Новом Свете. Тип урока: комбинированный Цель урока : продолжить изучение темы Великие географические открытия и закрепить полученные знания. Задачи: Образовательные:
    Сформировать представления у учащихся о занятии колонистов в Америке или Новом Свете; Познакомить учащихся с первыми колониями Англии в Америке; Объяснить понятие «конкистадор»; Сформировать представление о цивилизациях Майя, Ацтеков и Инков. Объяснить такие понятия, как «креолы», «метисы», «мулаты», «каперство»; Познакомить учащихся с открытиями англичан, французов и др.
Развивающие:
    Продолжить развивать умения работы с картой, с учебником. Развивать причинно-следственные связи событий начала ВГО и конца ВГО. Развитие навыков культуры речи; Развивать такие познавательные процессы учащихся, как речь, память, мышление, внимание на основе наглядного материала данной темы.
  • Продолжать формировать умение использовать термины;

    Развивать умениевысказывать своё мнение и доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
  • Воспитывать географическую культуру;

    Воспитывать чувство уважения к событиям данного периода; Воспитывать умения прислушиваться к чужому мнению при обсуждении политики колонистов на территории Америки.
Форма урока : традиционная. Оборудование : доска, мел, учебник, карта мира, наглядный материал (распечатанные изображения конкистадоров, майя, ацтеков, архитектурных памятников их цивилизаций, пиратов)
План урока: 1.Ярость «белых богов» 2.Конкистадоры в Центральной Америке. 3.В поисках Эльдорадо. 4.Рудники и плантации Нового Света. 5.Европейцы в Северной Америке. Расцвет пиратства.
Дополнительна литература: Древние цивилизации Латинской Америки// Режим доступа [ http://latino-america.ru/american_civilizacion.html]

Ход урока.

Этапы урока 1 . периодизация периода новой истории: 1 период-раннее новое время (с конца XV-по серед. XVIIв.) и 2 период-Новая история (с серед. XVII по XIX в.) 2. развитие торговли; нехватка золота и серебра; увеличение казны; технические новшества-новые корабли, компас, карты. 3. реконкиста -это вытеснение христианами мусульманских правителей с Пиренейского полуострова. Конкиста- завоевание Африки. Сходства: это завоевание новых территорий, развитие на этих территориях торговли и городов.Различия: события реконкисты происходили на Пиренейском полуострове, а конкиста происходила в Африке. 4. Энрике «мореплаватель»- исследовала берег Африки-о.зеленого мыса, современную Гвинею и Сьерра-Леоне. 1488 Бартоломео Диаш- Мыс Доброй Надежды.1492-Колумб открывает Америку. 1513 г.был открыт Тихий океан -Васко Нуньес Бальбоа.1519-1522-путешествие Магеллана. 5.1494-договор в Тордесильясе между Испанией и Португалией. Был проведен условный меридиан по Атлантическому океану: все вновь открытые земли и моря, лежавшие к западу от него объявлялись доминионами Испании, к востоку-Португалии. Записываем число, тему и план урока. Итак, переходим к изучению новой темы. Вспомните с прошлого урока, кто открыл Америку или Новый Свет? (Колумб и Америго Веспучи.) В Америке открылся новый мир. Европейцам их образ жизни казался воплощением мифического «золотого века». Пришельцев индейцы принимали за неземных существ. Испанские дворяне хотели лично обогатиться, их интересовало только золото. Многие оставались жить на новом месте, занимались с/х. Испанцы превращали индейцев в невольников и сгоняли их на рудники или вывозили в Европу в качестве рабов. К ним относились с жестокостью. Монахи, которые приезжали в Новый свет, не могли покончить с жестокостью, потому что думали, что у индейцев нет души. После шла насильственная христианизация. Таким образом, проникнув в Америку, испанцы проводят там жестокую политику. Переходим ко 2 пункту. В поисках золота испанцы начали конкисту. Вспомните, что такое конкиста? Людей, участвовавших в конкисте, называли конкистадоры- запишем в тетрадь!! Конкистадоры -люди, участвующие в конкисте. Несмотря на их малое количество, у них было большое преимущество в вооружении. В поисках золота они встретились с высокоразвитыми цивилизациями майя ,ацтеки и инки. Сейчас мы с вами вместе узнаем об этих цивилизациях. Итак, сейчас каждому ряду я раздам текст о той или иной цивилизации, в течение нескольких минут вы читаете его и вы должны рассказать об этой цивилизации. Итак, 1 ряд у нас цивилизация Майя.

Посмотрите в учебник на стр. 23,там изображен храм Майя. Это одно из самых необычных архитектурных памятников этой цивилизации. Продолжим,2 ряд у нас цивилизация Ацтеков.

В 1519 г. Отряд конкистадоров отправился покорять ацтеков. Возглавил поход Эрнан Кортес. Но конкистадоры не могли захватить столицу ацтеков, Теночтитлан, и тогда они заручились поддержкой враждебных племен и захватили столицу. От имени правителя захватчики правили в империи, а когда местное населении поднялось на восстание, конкистадоры перекрыли подачу воды и ацтеки сдались. Завоевание Мексики продолжалось до 17в. Большое количество местного населения погибало в шахтах, добывая золото. И 3 ряд представляет нам цивилизацию Инков.

Итак, запишем в тетради. В Америке существовали высокоразвитые цивилизации, которые впоследствии подчинились конкистадорам. В этот период существовала легенда о земле Эльдорадо, изобилующая золотом. Это 3 наш пункт. По преданию, ее правитель, осыпав все тело золотым песком, совершил ритуальное омовение в священном озере, дно которого осталось золотым. В поисках Эльдорадо конкистадоры двинулись на земли инков (Перу,Боливия,Эквадор), инки поклонялись богу Солнца, которому был посвящен храм Куско. Часть времени земледельцы должны были работать на государственных землях, а часть на землях храма, урожай с которого шел храму и жрецам. Франсиско Писсаро, который возглавил поход, собрал внушительную армию из покоренных инками племен и захватил в плен Великого Инка Атауальпу. За него потребовали выкуп, но его все равно убили. Писсаро основал новую столицу- Лиму, испанцы сохранили гос.систему инков, но урожай присваивался испанцам. Мы переходим к 4 пункту плана. В середине 16в. Рудники Перу,Боливии, Чили давали половину мировой добычи драгоценных металлов. Из Америки шли золотые и серебряные слитки, из которых чеканили монету в Испании. Захваченные территории объявлялись собственностью королей Испании. Конкистадоры и колонисты-переселенцы эксплуатировали индейцев, собирали налоги с них, получали прибыль с рудников и с/х-ых плантаций, на которых выращивали сахарный тростник, табак и хлопчатник. Помимо испанцев в Ю.Америке обосновались португальцы, португальцы завезли на эту территорию кофе, разбили плантации и экспортировали кофе в Европу. Рудники и плантации требовали рабочих рук и поэтому ввоз рабов с Африки вырос. Этнический состав Америки изменился: появились креолы, метисы, самбо и мулаты. Давайте откроем словарик в конце учебника и прочитаем определения. Запишем. Несмотря на такое большое количество этносов, сформировалась своеобразная культура, это отобразилось в культуре и музыке Латинской Америки. Мы переходим к последнему пункту нашего плана. Не только Испания и Португалия хотели разбогатеть, но и страны Европы пытались освоить новые территории. Экспедиция Джованни Кабота в 1498 открыла о.Ньюфаундлер,(показывает на карте) отмели которого были богаты рыбой. Запишем. И с тех пор англичане и португальцы стали добывать треску и лосоь. В 1534г.Жак Картье исследовал залив Св.Лаврентия,(показывает на карте) и обнаружил поселение индейцев-охотников, эта деревня назыв. «Канада», откуда и произошло это название. Запишем. В 80-е англичане основали первые колонии- на о.Роанок и Виргинию (показывает на карте) Запишем. В 17 в.Генри Гудзон открыл устье рек, которая носит его имя. На этих территориях колонисты возделывали землю, разводили скот, занимались охотой и рыболовством. Из Европы на эти территории устремлялись бедняки, преступники и члены религиозных сект. Поначалу отношения с местными были хорошими, но позже переселенцам потребовалось больше земель и они начали сгонять местное население в резервации - посмотрим это слово в словаре и запишем. Открытие Нового Света вызвало расцвет пиратства. Пиратство считалось прибыльным и респектабельным занятием. В нем участвовали дворяне, купцы и даже монахи. Испанцы охраняли свою монополию в Новом Свете, это не нравилось другим. Таким образом, проникновение европейцев в Новый Свет носило как положительные черты, так и отрицательные. К положительным можно отнести развитие с/х-ых угодий, развитие торговли, слияние культур, к отрицательным мы относим жестокую эксплуатацию местного населения и сокращение его численности.

Записывают в тетрадь число, тему и план. Отвечают на вопрос учителя. Внимательно слушают учителя.

Отвечают. Конкиста -завоевание Африки.
Делают записи в тетрадь. Внимательно слушают.

Получают текст и выполняют задание, обсуждают текст и выбирают одного, кто будет представлять цивилизацию.
1 ряд-Итак, Майя появилась т ам в Х веке до нашей эры и всего за 500 лет на месте непроходимого тропического леса, была создана цивилизация, где были развиты астрономия, математика, архитектура, скульптура, живопись У майя была развита гос.система. Майя создали точный солнечный календарь, сложнейшую иероглифическую письменность, использовали понятие нуля раньше арабов и индусов, предсказывали солнечные и лунные затмения, вычислили движения Венеры с ошибкой лишь на 14 секунд в год, достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и производстве керамики. Поклонялись своим богам и в то же время подчинялись царям и жрецам, строили под их руководством храмы и дворцы, совершали ритуальные обряды, приносили себя в жертву, воевали с соседями.
Майя создали необыкновенные сами по себе города, построенные только на мускульной силе.2 ряд- -. Племя ацтеков пришло в долину Мехико с севера - скорее всего c земель, ныне принадлежащих США В то время вся территория долины была поделена между местными племенами и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко. Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Имели ацтеки обширные знания в области астрономии, которые унаследовали от более древних культур. Цивилизация ацтеков наследовала также архитектуру пирамид, скульптуру и живопись. Ацтеки
добывали и обрабатывали золото, серебро, уголь. Они построили множество дорог и мостов. У ацтеков было развито искусство танца и множество видов спорта; театр и поэзия. Они имели игру в мяч очень похожую на сегодняшний баскетбол. У ацтеков было очень хорошо поставлено образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
Слушают.

Индейское племя, обитавшее на территории Перу и создавшее незадолго до испанского завоевания обширную империю с центром в Куско, в перуанских Андах. Империя инков, одна из двух империй, существовавших в Новом Свете во времена Колумба, простиралась с севера на юг от Колумбии до Центрального Чили и включала в себя территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, севера Чили и северо-запада Аргентины. Индейцы называли Инкой лишь императора, а конкистадоры применяли это слово для обозначения всего племени, которое в доколумбову эпоху, по-видимому, пользовалось самоназванием «капак-куна» («великие», «прославленные»). Занимались сельским хозяйством, выращивали кукурузу, картофель. Занимались разведением лам. Религия носила практический характер и пронизывала всю жизнь инков. Земледелие почиталось священным занятием, и все с ним связанное становилось уака. Инки верили в бессмертие души. Инкское искусство тяготело к строгости и красоте. Главным искусством инков было литье из драгоценных металлов.Записывают.

Слушают внимательно.

Читают, записывают определения.

Записывают. 1498 Джованни Кабота открыл о.Ньюфаундлер.

1534- Жак Картье открыл Канаду.

Роанок, Виргиния-первые колонии.

Читают, записывают.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данная методическая разработка предназначена как для проведения урока по Всеобщей истории на тему «Раннее новое время». Она предназначена для учеников 10-11-х классов общеобразовательных школ, а также для учащихся второго или третьего курса училищ и техникумов. Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий и требований к педагогической разработке.

Отличительная черта: урок раскрывает большой и значительный материал, что предполагает наличие у учащихся уже каких-то знаний по этой теме и теме предыдущей, поэтому большое внимание уделяется подготовке к уроку, тщательному подбору материала и адекватного его расположения в мультимедийной презентации. Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию.

Введение

«...Ключ к пониманию мира – не в естественном порядке вещей..., а в истории человека»

Барг М.А.

Раннее Новое время – один из самых значительных периодов Всемирной истории. Именно в этот период происходит закладка тех основ, которые изменят облик Европы. Превратят ее из нищего захолустья в оплот процветания. Именно в эту эпоху был совершен переход от средневековья к новому времени. Утверждается «абсолютизм» и появляются мануфактуры, рождаются гениальные художники и свершаются Великие географические открытия, изменяются представления о мире и человеке. Особенно важно это сейчас, когда и наш, сегодняшний мир, находится на перепутье и от выбора, который мы сделаем, может зависеть не только судьба человека, но и всего мира – в этом и выражается актуальность данной темы.

Цель урока: сформировать у учащихся понимание важности данного исторического периода для дальнейшего развития истории и собственную позицию к данному явлению. Реализуя данную цель, потребуется решить следующие задачи:

  • активизировать учащихся;
  • сформировать положительное отношение друг к другу;
  • способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям и т.д.
  • сформировать умение разрешать конфликтные ситуации;
  • привить навыки оценочной деятельности (умение обосновать свое отношение к событиям и их участникам);
  • научить использовать дополнительную информацию в разных источниках.

В настоящее время информационные технологии занимают все более прочное место в образовательном процессе. Это позволяет разнообразить даже самый скучный урок. Особенно важен принцип наглядности, который успешно реализуется при использовании различных мультимедийных программ и электронных учебников. Урок раскрывает большой и значительный материал, что предполагает наличие у учащихся уже каких-то знаний по этой теме и теме предыдущей, поэтому большое внимание уделяется подготовке к уроку, тщательному подбору материала и адекватного его расположения в мультимедийной презентации. Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию. Что позволит развить следующие компетенции учащихся, таких как:

  • уважать культуру и историю других народов (межкультурные компетенции);

Для решения поставленных задач, наиболее приемлемой формой проведения урока была выбрана методика обучения в малых группах сотрудничества с использованием современных информационных технологий (в частности мультимедийная презентация основного материала).

При составлении методической разработки внеклассного мероприятия использовались принципы создания педагогических разработок В.З. Рылова. Представленное мероприятие создано для учеников 10 – 11 классов, а также для учащихся второго и третьего курсов системы НПО. Расчитана на 45 мин. Учебного времени.

Термины и понятия, используемые в теме: раннее новое время, абсолютизм, демократия знати, ремесло, мануфактура, Великие географические открытия, Ренессанс, Реформация.

  • Подготовьте заранее (перед уроком) мультимедийную аппаратуру, компьютер и саму презентацию; также данный урок можно провести с использованием интерактивной доски.
  • Перед началом урока рекомендуется также на доске написать план работы для учащихся..
  • Мультимедийная презентация может содержать основные ключевые моменты урока, сократит время изучения материала. Наглядно передаст необходимую информацию.
  • В том случае, если нет возможности провести мультимедийную презентацию, то необходимо подготовить ряд схем по ключевым моментам темы (примерно такие же как и в слайдах мультимедиа).
  • Проверку знаний предыдущего материала лучше всего осуществлять по карточкам, т.к. это позволит сократить время на актуализацию, а взаимопроверка даст возможность учащимся узнать свои оценки на уроке.
  • Объяснение терминов, лучше всего провести в сравнении с ранее изученным материалом, задавая вопросы по ходу урока.
  • Раздаточный материал должен быть роздан до начала проведения занятия.
  • Группу учащихся необходимо поделить на четыре подгруппы по 4-5 человек.
  • Одного подготовленного учащегося посадить за управление компьютером. Слаженность действий преподавателя и учащегося необходимо отработать заранее.
  • Домашнее задание лучше всего указать на карточке, что также избавит от необходимости записывать его на доске.

Общая характеристика урока

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о сущности важного исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории.
  • Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала.
  • Представлять и обобщать изученную на уроке информацию.

Обучающая цель: Обеспечить изучение нового материала по теме "Раннее новое время", научить выделять главное, существенное в изучаемом материале. Сформировать навыки групповой работы.

Развивающая цель: Развивать у учащихся умение искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

Воспитательная цель: Воспитать внимательное отношение к любого рода документации, стремление к сотрудничеству.

К концу урока учащиеся смогут:

  • связно и логично излагать свои мысли;
  • систематизировать информацию, используя графические формы;
  • находить и использовать дополнительную информацию;
  • развить навыки практической и аналитической деятельности;

Место и роль темы во всем курсе: Данная тема открывает цикл уроков по "Новому времени" и является основополагающей для всего последующего курса. «Раннее новое время» произвело своего рода революцию в социальной, экономической и духовной жизни Западной Европы. Оно разрушило старую средневековую систему ценностей и сформировало новый взгляд на человеческую личность.

Оборудование и материалы, применяемые на уроке:

  • Мультимедийный проектор, ПК
  • Карта «Великие географические открытия» – призвана сформировать представление о масштабности данного явления.
  • Мультимедийная презентация «Раннее Новое время» – призвана активизировать внимание учащихся, нацелить их на изучение нового материала, способствовать развитию творческого мышления и умению систематизировать информацию.
  • Распечатки текстов по темам: «Гелиоцентрическая теория»; «Судьба Галилея»; «Научные достижения в медицине», «Достижения в физике» – предназначены для самостоятельной работы с новым материалом урока в группах.
  • Опорный конспект – позволит учащимся не отвлекаться от изучаемого материала на переспрашивание (Приложение 4 ).

Методы и приемы, используемые на уроке:

  • Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс учащихся.
  • Метод контроля в виде работы с карточками – необходим для выявления степени усвоения материала предыдущих тем, на базе которых осваиваются новые знания, а также важен в процессе работы над новой темой для контроля за усвоением нового материала, понятий.
  • Взаимопроверка позволит преподавателю проверить работы учащихся на уроке.
  • Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.
  • Инструктирование применяется для организации более продуктивной работы учащихся по заданию.
  • Метод группового сотрудничества используется для наиболее быстрой рефлексии в ходе воспроизведения нового материала, полученного из презентации.
  • Метод временных ограничений – для мобилизации творческой активности при работе на уроке.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы

Цели

1. Организацион-ный момент (2 мин.) Сообщает тему и цели урока, выясняет наличие учащихся, объясняет работу, которую предстоит выполнить на уроке, принципы оценивания. Готовятся к уроку, слушают, задают вопросы организационный Настроить на работу
2. Мотивация учебно-познавательной деятельности (2 мин.) Преподаватель объясняет важность данной темы Слушают, задают вопросы Монологический Заинтересо-вать в изучении заявленной темы
3. Актуализация опорных знаний (5-7 мин.) Организует работу учащихся с карточками-заданиями.
Комментирует задание и критерии оценок.
Отвечают на вопросы, работают по карточкам-заданиям, проводят взаимопроверку. Метод припоминания, взаимопроверки, инструктирования Вспомнить пройденный материал, активизировать работу группы.
4. Формирование новых знаний (15 мин.) Нацеливает учащихся на работу.
Комментирует мультимедийную презентацию, поясняет термины: абсолютизм, мануфактура; задает вопросы
Смотрят мультимедийную презентацию, слушают, записывают за учителем в тетради, работают с опорным конспектом, отвечают на вопросы. Монологический, беседа, показ, рассказ Усвоение новой информации
5. Применение новых знаний (14 мин.) Организует работу в парах по изучению документа, обмена информацией и заполнению таблицы, проверяет работу в парах, устно опрашивает по заданию. Работают в парах, анализируют документ, заполняют таблицу в тетради, зачитывают ответы по заданию Групповое сотрудничество
Прием «Подумай- поделись с партнером».
Развить навыки работы в группе, умение выделить главное, существен-ное из текста.
6. Итоги (5 мин.) Подводит итоги урока, выставляет оценки, задает и комментирует домашнее задание Задают вопросы, записывают домашнее задание. Монологичес-кий, беседа Слушают, записывают домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (2 мин.)

– Тема сегодняшнего урока "Раннее Новое время". Сегодня на уроке вы:

  • Поработаете с карточками;
  • Просмотрите мультимедийную презентацию;
  • Поработаете в парах с текстом;
  • Заполните таблицу.

В конечном итоге за урок вы получите две оценки.

2. Мотивация (2 мин.)

– Эта тема важна тем, что олицетворяет переход от эпохи средневековья к новому времени и открывает цикл уроков, посвященных этому периоду. Именно в этот период происходят события, которые изменят облик Европы, превратят ее из нищего захолустья в оплот процветания, изменят отношение к человеку. По темам данного урока будут вопросы в Директорской контрольной работе.

3. Актуализация (5 мин.)

– Прежде чем приступить к изучению новой темы, следует повторить основные термины и понятия предыдущего раздела истории, которые имеют непосредственное отношение к теме сегодняшней. Работа производится по карточкам. На них вопросы и ответы на них. Задача – найти ошибки в формулировке данных определений. На работу вам отводится 5 мин. (Приложение 1 ). Карточки необходимо подписать.

4. Формирование новых знаний

– Сейчас вы просмотрите мультимедийную презентацию, а я объясню вам её содержимое. По ходу презентации ваша задача:

  • записать основное её содержимое в тетрадь
  • отвечать, по необходимости, на задаваемые мною вопросы

Раннее новое время – это спорный период в истории, который в другой литературе можно встретить под названием «Позднего средневековья». Эта точка зрения и преобладала в исторической науке в советское время. Но те события, которые происходят в это время, дают основания выделять его в особый, революционный подпериод истории, с которым мы сейчас познакомимся.

Периодизация нового времени

  • Раннее Новое время XV – XVI вв.
  • Новое время XVII – XVIII вв.
  • Новое время век XIX.

Основные черты раннего Нового времени:

  • Абсолютизм
  • Появление Мануфактур
  • Научные достижения
  • Великие Географические открытия
  • Ренессанс
  • Реформация

Становление абсолютизма

Промышленное развитие

Слайд 5. Научные достижения

Прежде, чем вы приступите к изучению научных достижений самостоятельно, запишем Три главных изобретения , преобразовавшие цивилизацию Запада в Новое время: порох – взрывал на воздух рыцарство; компас – открывает мировой рынок и основывает колонии; книгопечатание – способствует развитию науки. А теперь посмотрите на текстовые документы, лежащие у вас на столах (Приложение 2 ).
Ваша задача:

  • Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
  • Обсудите их в группе.
  • Заполните свою часть таблицы, она выделена цветом.

5. Применение знаний

– А сейчас вы приступите к выполнению следующих заданий:

  • Ответьте на вопросы вслух.
  • Выслушайте учащихся других групп.
  • Заполните таблицу полностью.

Во время работы учащихся на демонстрационном стенде демонстрируется слайд № 6 «Великие ученые 15-17 веков». Ответы в Приложение 3 .

6. Итоги

– А теперь скажите, пожалуйста, какие выводы можно сделать по изученному? (Вывод формулируют учащиеся).

Заключение

В результате проведения урока учащиеся просмотрели мультимедийную презентацию, прослушали и записали новый материал, поработали в парах, отвечали на вопросы, делали выводы, заработали оценки. Соответственно, цели, поставленные перед ними, они выполнили.

В процессе урока у ребят сформировалось представление о «раннем Новом времени» и оформилась собственная позиция относительно изученной темы. А значит были выполнены цели самого урока.

Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных задач и формировании таких компетенций как:

  • принимать ответственные решения;
  • участвовать в принятии групповых решений;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.

Следовательно можно сделать общий вывод по мероприятию: мероприятие в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса. Данный урок рекомендуется для освещения заявленной темы.

Глоссарий

Абсолютизм – неограниченная власть монарха
Демократия знати – когда власть монарха ограничена советом знати.
Великие географические открытия – знаменитые мореплавания, в результате которых были открыты новые земли и составлены карты новых морей и океанов; подтвердили гелиоцентрическую теорию Коперника; события, способствовавшие становлению глобальной цивилизации.
Мануфактура – небольшое предприятие, основанное на наемном ручном труде.
Раннее новое время – переходный период в истории, XV-XVI вв.
Ремесло – род промышленного предприятия, народного промысла, когда работник предприятия, является и его хозяином..
Ренессанс возрождение античного наследия, мирского начала
Реформация – общественное движение в Западной и Центральной Европе в первой половине XVI в., направленное на коренное преобразование католической церкви.

Литература:

  1. Барг М.А. Эпохи и идеи. М.: Мысль, 1987. – 348с.
  2. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. / Перевод с франц. В. Бабинцева/. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 560 с.
  3. История древнего мира / Р.Ю. Виппер. История средних веков / А.А. Васильев. – М: Республика, 1993. – 511 с.: ил
  4. Пономарева Г.М., Тюляева Т.И. История цивилизаций мира. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2003 – 478, (2) с ил.
  5. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.: Наука, 1991. – 138 с.
  6. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И. Уколовой. – М.: Дрофа, 2002. – 512 с.: карт.

Не замедлив воспользоваться открытием Колумба, испанцы и португальцы создали в Центральной и южной Америке огромные империи. Гораздо позднее началось освоение не столь богатой, на первый взгляд Северной Америки.

До конца своих дней Колумб так и не признал, что не смог добраться до Индии. Зато другие испанцы вскоре сообразили, что волей случая наткнулись на обширные неизведанные земли, которые можно безнаказанно грабить, завоевывать и обращать в свою веру. В этой авантюру у них не было соперников кроме португальцев, случайно открывших Бразилию в 1500 году. Поскольку эта страна лежала к востоку от проведенной в 1494 году линии раздела вновь открываемых земель на зоны испанского и португальского влияния, он6а стала португальской колонией. Испании отводилась вся прочая Центральная и Южная Америка от Новой Мексики до Огненной Земли, а также - теоретически - мене благодатные земли дальше к северу, к которым испанцы не проявляли особого интереса (рис.4).

Предпринимая вылазки из форта на острове Эспаньола (ныне поделенного между Гаити и Доминиканской Республикой), испанцы поначалу заняли самые крупные и доступные острова Карибского бассейна. Многие поселенцы занялись на новых землях сельским хозяйством и еще в 1501 году стали завозить рабов из Африки. Но легкой добычи - золота, серебра и драгоценных камней - оказалось гораздо меньше, чем ожидали. Поэтому честолюбивые вельможи и мелкие дворяне, не успевшие сколотить собственного состояния, без труда вербовали наемников для новых опасных экспедиций вглубь американского континента.

Именно эти люди - предводители и их приспешники - снискали сомнительную славу конкистадоров («завоевателей»). Ради блага Испании и католической веры эти бесстрашные и беспощадные авантюристы разгромили великие империи ацтеков и инков. Любая захваченная ими территория объявлялась собственностью испанской короны, хотя все экспедиции предпринимались исключительно на свой страх и риск. Довольно часто они получали королевские патенты, гарантировавшие в случае успеха должности и богатства.

С 1509 года на северном побережье Южной Америки начали появляться первые материковые поселения. В 1513 году Васко Нунье де Бальбоа пресек панамский перешеек и первым из европейцев увидел Тихий океан. Он тотчас объявил его собственностью испанского короля и подтвердил растущее утверждение о том, что огромное водное пространство отделяет Новый свет от столь желанной для Колумба Индии. А едва до испанцев дошли легенды местных племен о существовании на материке великой и сказочно богатой империи, Новый Свет перестал быть неудобной преградой и сам по себе превратился в лакомый кусок. Участвовавший в освоении Кубы авантюрист Эрнандо Кортес принял эти слухи за руководство к действию и стал первым из великих конкистадоров.

Тем временем другие конкистадоры утвердили испанское владычество во всей Центральной и Южной Америке, и началось полномасштабное освоение новых земель. Новоявленные господа занялись сельским хозяйством, заняв положение феодальных синьоров в системе, сделавшей их номинальными защитниками индейских деревень взамен за рабский труд местного населения.

Рис.

Труд индейцев с неслыханной жестокостью эксплуатировался на плантациях и штатах. В Мексике и Потоси (нынешняя Боливия) были открыты богатые залежи серебра, и в XVI - XVII вв. добытый там драгоценный металл отправился через Атлантику для финансирования честолюбивых устремлений Испании к европейскому господству. А поскольку испанская корона не жалела средств ради достижения своих амбициозных целей, серебро щедрым потоком вливалось в европейскую экономическую систему.

Европа, в свою очередь, тоже оказала далеко идущее влияние на судьбы обеих Америк. Появилась так называемая «Латинская Америка», католическая по вероисповеданию, испанская и португальская по языку и культуре. Завезенные европейцами болезни произвели колоссальное опустошение среди местного населения, дав толчок к завозу чернокожих рабов из Африки. В результате смешения европейской, африканской и индейской рас сформировалось чрезвычайно пестрое население, практически свободное от расовых предрассудков. В то же время к классу господ в латиноамериканском обществе принадлежали преимущественно испанцы по рождению или происхождению, а чистокровные индейцы обычно составляли беднейшую группу населения на некогда принадлежавших им землях.

На фоне несметных богатств Центральной и южной Америки земли, лежащие дальше к северу, казались испанцам менее привлекательными. Остальные европейцы тоже не спешили за океан, и успешное освоение этих краев началось только в XVII веке. На этих территориях создавались колонии, заселяемыми людьми разных вероисповеданий, которые постепенно учились мирно уживаться друг с другом. Усилиями пилигримов было положено и начало традициям колониального самоуправления.

В 1664 году англичане захватили Новый Амстердам и голландскую колонию на Манхеттене, переименовав ее в Нью-Йорк. Мало-помалу формировались и другие колонии, последней - 13 - из которых стала в 1733 году Джорджия. Так была заложена основа будущего государства - Соединенных Штатов Америки.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Англичане в Новом Свете

1607 году группа колонистов, высадившихся на территории современной Вирджинии, основала город Джеймстаун,названный в честь короля Якова I Стюарта

День благодарения Первым колонистам приходилось жить в очень трудных условиях: бороться с холодом и голодом, расчищать леса,строить жилища и укрепления

Среди переселенцев были много англичан, шотландцев и ирландцев. Одних гнали нужда и надежда разбогатеть на новом месте, другие бежали от правосудия, многие спасались от религиозных преследований. Это были решительные и независимые люди. « Дух свободы» был свойствен первым американцам, и этой чертой национального характера до сих пор гордятся их потомки

1620 году группа английских пуритан на корабле « Мэйфлауэр »отправились в Новый Свет

Англия на берегах Америки -Ядром современных Соединенных Штатов стали 13 колоний - Центорм деловой и торговой активности Новой Англии был Бостон, столица Массачусетса

Раннее американское общество Элита: крупные землевладельцы,купечество, банкиры,владельцы мануфактур Средний слой:фермеры, торговцы,ремесленники,юристы Низы: крестьяне,кабальные слуги, негры-рабы.

Во главе колоний стояли губернаторы,назначаемые английской короной При них действовали ассамблеи,представляющие полноправное белое мужское население Женщины,негры и индейцы не имели политических прав.

Взамоотношения колоний с Британией были неравноправными Из Америки в Британию вывозили- пушнину,зерно,древесину,табак,рыбу. Из Британии поставляли станки и оборудования,товары первой необходимости, при этом запрещалось экспортировать в Новый Свет новейшие механизмы.

1765 –закон о «Гербовом сборе» Налогом облагались все торговые операции,издательская деятельность и юридические сделки. В колониях поднялась волна возмущения. Общество «Сынов свободы» призывало американцев «не быть больше рабами англичан». Англия отменила большинство налогов,оставив лишь один-на чай.

«Бостонское чаепитие» В 1773 году в Бостон завезли большой груз чая по намеренно заниженной цене. Ему отводилась роль приманки, английские власти надеялись,что американцы не продержатся долго без этого товара. Но колонисты продолжали бойкот. Бостонцы переодевшись индейцами, под боевые кличи увлекли толпу горожан в порт и, поднявшись на корабли,сросили весь чай в море.

«Бостонское чаепитие»

Англичане стали срочно перебрасывать в Новый Свет дополнительные войска. Американцы начали осознавать, что они –единая общность,у них свои экономические интересы, культура и своя судьба, и их пути с Англией могут разойтись.

Домашнее задание параграф 28. Учебник Дмитриева О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 6 класс "Дары Старого и Нового света"

Урок биологии "Дары Старого и Нового света" в 6 классе. Разработан и апробирован в 2012 году в общеобразовательном 6 классе....

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....