Домашнее самообразование. Что такое самообразование и как составить индивидуальный план. Влияние самообразования на общее интеллектуальное развитие

Готовы стать лучше в новом году?

Не помечтать, о том, как вы станете лучше. Не порассуждать на эту тему. И даже не построить планы. А именно стать?

Многие успешные предприниматели признаются, что самые их успешные вложения – это инвестиции в знания. Билл Гейтс, Элон Маск, Уоррен Баффет, Робер Кийосаки… Этот список можно продолжать и продолжать.

Однако самообразование – это не только для бизнеса. Если вы хотите быть лучшим в чем угодно – в спорте, в музыке, в науке – вам просто необходимо учиться, тренироваться и вкладывать время, силы и энергию в свое развитие.

Вас впечатляют чьи-то достижения? Вам под силу их повторить и даже превзойти.

И сегодня я расскажу, как это сделать. Начнем…

«Самообразование не для меня…»

Я не раз слышал от своих знакомых, что самообразование не для них. Почему? Просто они «не могут себя заставить» заниматься, учиться, читать, смотреть видео-уроки и т.д. У вас тоже такая проблема?

Тогда ловите маааленький секрет. Используйте его, и вам больше никогда не понадобится «заставлять» себя.

Что за секрет? Задайте себе 1 ключевой вопрос : «Зачем?». Зачем вам самообразование?

Но тут есть важный момент. Вопрос нужно не просто задать, а раскрутить это «зачем» до самых четких и понятных мотивов. До того, что имеет для вас реальную ценность.

Приведу пример. Зачем мне заниматься самообразованием?

Потому что так я смогу получать самые актуальные знания из лучших источников.

Зачем?

Чтобы совершенствоваться в своем деле.

Зачем?

Чтобы быть впереди конкурентов/Оптимизировать бизнес-процессы/Предложить лучшие решения клиентам…

Зачем?

Чтобы развивать и масштабировать бизнес.

Зачем?

Чтобы росла прибыль.

Зачем?

Чтобы купить квартиру/Поехать отдыхать с семьей/Исполнить какую-то свою давнюю мечту…

Это не единственный сценарий ответов на «Зачем?». У вас могут (и должны!) быть свои причины. Ведь помимо возможности получать самые актуальные знания, самообразование дает еще массу преимуществ :

  • Возможность самостоятельно организовывать свое обучение.

Это особенно удобно для , у которых вечно нет времени. В отличие от классического образования, самообразование дает вам полную свободу действий. Вы можете обучаться где угодно и когда угодно. Слушать аудиокурсы, пока едете куда-то. Читать книгу, пока ожидаете встречи. Смотреть вебинар, уютно устроившись на диване с чашкой чая.

  • Возможность обучаться у лучших в своем деле.

Вы сами можете выбрать себе наставника. Купить книгу автора, которого считаете экспертом в своей нише. Пойти на тренинг к тому, кто уже достиг выдающихся успехов там, где вы только начинаете. Лично для меня это огромный плюс. Я ценю знания практиков. Тех, кто уже сделал то, что я планирую сделать, набил свои шишки, и теперь может рассказать мне, что делать, а чего делать не стоит.

  • Возможность сформировать крутое окружение.

Если вы решитесь посетить живые тренинги или онлайн-обучение, которое подразумевает общение между участниками, вы можете завести массу знакомств с людьми, цели которых резонируют с вами. Это дает мощный заряд энергии и мотивацию к действию. Кроме того, обучаясь, вы можете найти себе наставника, партнера, сотрудника или клиента. Ценно? Очевидно, что да.

  • Возможность обучаться бесплатно .

Это огромный плюс для тех, кто только начинает и имеет ограниченный бюджет. Сейчас вы можете получить массу знаний и перенять мощнейший опыт абсолютно бесплатно.

Где искать информацию?

Если раскручивая свое «зачем» вы все же пришли к выводу, что самообразование вам необходимо, возникают новые вопросы. Где обучаться? Как? У кого? Я для себя выделяю несколько видов источников, из которых черпаю информацию.

Книги

Самое простое, что вообще можно придумать. Выберите ведущих авторов в направлении, которое вас интересует, либо тех, чей подход вам наиболее близок. Я рекомендую составить для себя перечень книг, которые вы хотите прочесть, чтобы не прыгать с пятого на десятое (а это частая ошибка тех, кто загорается идеей самообразования). Если у вас совсем мало времени, вот прям совсем-совсем, на помощь придут аудио-книги. Их также масса, причем в свободном доступе. Скачивайте и случайте, пока едете в транспорте, занимаетесь в зале, кушаете… Да когда угодно. Главное – желание, а время найдется всегда.

Не знаете, с чего начать? В этом видео вы найдете несколько рекомендаций:

Вебинары

Еще одна отличная возможность получить знания ведущих экспертов, не выходя из дома. Единственное, что важно, — это выбрать спикера, который действительно донесет до вас ценность, а не потратит ваше время впустую.

Без ложной скромности скажу, что наши вебинары всегда отличаются высочайшим качеством информации. Наши ученики часто отмечают, что даже на наших бесплатных тренингах получают больше знаний, чем на многих платных событиях. И такая высокая посещаемость нашей последней серии вебинаров говорит сама за себя:

Онлайн-курсы и образовательные ресурсы

Сегодня многие ведущие мировые вузы предоставляют возможность пройти обучение онлайн. И, кстати, часто абсолютно бесплатно. Единственная сложность – самые мощные курсы практически всегда на английском языке. Однако, даже если у вас не слишком высокий уровень, не отказывайтесь от обучения. Субтитры облегчат восприятие информации, плюс это отличная возможность прокачать свой английский.

Где найти качественные курсы? Вот несколько достойных вариантов:

  • edX — Курсы от ведущих мировых университетов;
  • Coursmos - Подборки компактных курсов для тех, у кого совсем мало времени;
  • Coursera - Также курсы от преподавателей известных университетов со всего мира;
  • Khan Academy - Масштабная база видео-уроков более чем на 20 языках. Кстати, уроки можно смотреть независимо от выбранного курса.

И, конечно, наша , которая ежедневно пополняется новыми мощными статьями:)

Живые события/тренинги

Иногда я слышу, что все эти тренинги – это чистой воды обман, «выкачивание денег» и никакого результата они на самом деле не дают. Вы тоже «того же мнения»? Тогда это видео для вас:

На самом деле, такие мероприятия, помимо знаний, еще и очень заряжают. Когда вы знакомитесь с людьми, результаты которых сильно выше, чем ваши, это буквально выталкивает вас с места и заставляет расти. Проверено нашими учениками:)

План самообразования

Если вы дочитали до этого момента, значит, настроены весьма серьезно. Поэтому давайте не будем терять времени и прямо сейчас вместе составим ваш план самообразования на 2016 год.

1. Выберите направление

А что вы, собственно говоря, хотите изучать? Прекрасно, если у вас разносторонние интересы. Но в деле самообразования это может вам только навредить.

Да, интернет открывает практически безграничные возможности, и не хочется их упускать. Столько книг еще не прочитано, столько курсов не пройдено… У меня у самого в списке десятки книг, и список этот только растет. Не потому, что я медленно читаю, а потому, что слишком много интересного вокруг:) Но если вы всерьез решили заняться самообразованием, стоит сознательно ограничить себя. Поэтому я рекомендую начать с выбора одного-двух направлений, которые вам наиболее интересны и необходимы.

2. Подберите материалы

Тут все понятно. Выбрав направление, подберите необходимые вам образовательные материалы: книги, тренинги, курсы – все, что вам кажется важным и ценным.

Главная сложность на этом этапе – выбрать, у кого обучаться . Думаю, определиться с наставником вам поможет это видео Олеся. Оно об обучении интернет-бизнесу, но при желании эти советы можно применить в любой другой сфере:

3. Составьте расписание

Нет, не как в школе: 1-й урок, перемена, 2-й урок… Но занятия должны быть регулярными, ведь от хаотично полученных кусков информации толку мало. Поэтому просмотрите свое расписание и подумайте, куда вы можете включить чтение, когда есть возможность слушать/смотреть курсы. Для событий, которые проходят в строго определенное время, например, тренингов или , лучше заранее забронировать место в своем списке дел.

4. Начинайте обучение

Нашли сильные материалы и составили план? Тогда смело стартуйте! Но на этом этапе важно понять – просто знания ничего не стоят. Вы увидите эффект от ваших занятий только если начнете внедрять то, что изучили.

Как применять полученные знания? Узнайте из этого видео:

5. Замеряйте результаты

Результат – это единственный показатель того, что вы развиваетесь и идете вперед. Если нет результатов, вам стоит пересмотреть свою систему самообразования. Поэтому я рекомендую регулярно отслеживать результаты своих занятий.

И напоследок…

Я оставил для вас мощный мотивационный пинок:) Если вы все еще сомневаетесь, просто прочитайте, а лучше выпишите и разместите на видном месте эту фразу:

«Образование поможет выжить. Самообразование приведет вас к успеху.»

Джим Рон.

Действуйте!

Кликайте «Мне нравится», если эта статья была полезной и мотивировала вас на саморазвитие!

Хотите, чтобы ваш бизнес развивался на автопилоте? Олесь расскажет, Читайте прямо сейчас!

Как гласит одна из моих любимых пословиц: «Дай человеку рыбу — и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу — и он будет сыт всю жизнь». По-моему, нельзя говорить о самосовершенствовании, самообучении и самообразовании, не остановившись подробно на том, что же это такое. Если мы говорим, что человеку необходимо обучаться, так давайте же посмотрим, что подразумевается под этим процессом.

Начнем с самого простого — рассмотрим, что такое «самосовершенствование» . В толковых словарях этому слову дано достаточно простое определение: совершенствование своих нравственных, умственных или физических качеств. Обычно под этим подразумевают сознательное развитие в себе каких-нибудь положительных качеств или способностей. Школьник, тренирующий свою память; подросток, бегающий в качалку, чтобы накачать побольше мышц; молодые мама и папа, старающиеся стать внимательными и заботливыми родителями — всё это примеры самосовершенствования.

Немного более запутанными являются понятия «самообучение» и «самообразование» . К сожалению, обычные толковые словари не делают никакой разницы между этими словами. А большинство людей считает, что это слова-синонимы, то есть у них одинаковый смысл. Раньше я тоже так считал. Но недавно с удивлением узнал, что между этими понятиями есть различие, которое очень четко понимают некоторые педагоги.

Смотрите сами. «Большой толковый словарь» определяет «самообучение» как самостоятельное обучение чему-либо, например — рисованию. А «самообразование» определяется как приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Самообразование, к примеру, может быть политическое, экономическое. Как видите, определения этих слов очень схожи.

Даже если посмотреть в «Словаре методических терминов», мы недалеко уйдем. Здесь «самообучение» определяется как процесс самостоятельного образования без непосредственного участия преподавателя. Целям самообучения служат специальные учебные пособия — самоучители, разговорники, фонo- и видео-фонограммы и компьютерные программы.

«Самообразование» определяется как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.

Сами видите, что в обоих понятиях упор делается на получение дополнительных знаний, самостоятельном овладении навыками и умениями, будь-то иностранный язык, игра на гитаре или набор текста без постоянного смотрения на клавиатуру, не говоря уже о различных технических ноу-хау.

Но если мы углубимся в происхождение слов, то эти понятия предстанут перед нами в различном свете. С приставкой «само-», я полагаю, всё понятно: человек делает лично, т. е. «сам».

Слово «обучение» можно понять благодаря слову «учить», которое произошло от укъ «учение», того же корня, что лит. jaukìnti «приучать», арм. usanim «учусь, приучаюсь». То есть это то, что дает навык, привыкание; наука.

Слово «образование» можно понять через слово «образ», производное от образити «изобразить, нарисовать», которое в свою очередь было образовано от разити «резать». В соседних языках слово «образ» также имеет похожее значение: болг. образ «лицо, щека», польск. оbrаz «изображение, картина; образ; икона». К примеру, в древности вырезали из дерева фигурку, которая была наделена определенными хорошо узнаваемыми чертами. Мы это можем увидеть и в скульптуре — формируется образ, который может передавать какое-либо смысловое или эмоциональное послание.

Получается, что при самообразовании человек не просто овладевает новыми знаниями и умениями, как это происходит при самообучении, но и создает из себя «новый образ», т. е. человек меняется внутренне.

Мало кто знает, что почти сто лет назад Николай Александрович Рубакин (русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель) в научном сочинении «Письма к читателям о самообразовании» писал:

«…Как известно, на долю мало-мальски культурного человека, в особенности российского, выпадает бесконечно большое число самых разнообразных несчастий. Но нет несчастия, думается нам, более ужасного, более зловредного по своим последствиям, по той массе страданий, которые им причиняются человеку, к тому же длительно, в течение всей человеческой жизни, как нижеследующее: имея глаза-не видеть, имея уши — не слышать, имея нормальный мозг, устроенный не хуже, чем у других, не понимать того, что творится вокруг,… Жить, не видя, не слыша и не понимая, — разве же это житье?»

В начале двадцатого века он работал с читателями библиотек, получил и ответил на более чем 1200 писем, помогая каждому построить его собственную программу самообразования. Он описал образ настоящего образования, который и через сто лет актуален для тех, кто использует Интернет:

«Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в массах до такой степени напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т. е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, уменье мыслить и понимать нужна известная широта кругозора, известная высота развития».

Николай Александрович Рубакин очень просто и понятно объяснил, кто такой образованный человек:

«…Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, — мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования».

По его мнению: «Понимать окружающую жизнь — вот первая задача образованного человека» .

Для себя я определил, что самообразование необходимо для того, чтобы научиться «правильно» мыслить, приобрести широкий кругозор и подняться в своем развитии, чтобы действительно понимать то, что происходит вокруг, и адекватно реагировать на это.

А не это ли и меняет человека внутренне, подготавливает его к действию, делает его более успешным в жизни? На мой взгляд, если человек понимает окружающую жизнь, то он сможет с ней сделать что-нибудь, а не будет «ждать у моря погоды».

Самообразование это- образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала.

Преуспеть в современном мире без самообразования невозможно, также невозможно без негои формирование правильного мировосприятия, и ориентации в нашем постоянно изменяющемся далеко несовершенном мире, ибо надо знать и существующие альтернативные течения, науки, предметы, не затрагиваемые современной политизированной системой образования.

Человек всовременном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, а для этого необходимо систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания. Самообразование становится сегодня актуальной проблемой как для ученика, так и дляучителя. Учительдолжен превратиться из информатора в организатора учения.

Необходимо помнить, что школьные знания - это только фундамент науки, который не может предоставить ученикам знаний, необходимых им в практической деятельности.

Если кто-либо из учащихся думает, что ему хватит знаний, полученных в образовательном учреждении, и больше не нужно их улучшать, то стоит сказать, что он сильно ошибается.

Д.И. Писарев писал, что важно получать знания в школе и еще важнее получать их, когда заканчиваешь учиться. Помимо этого, учение после выхода из школы по многим параметрам (результатам, влиянию и др.) превосходит первое. Что же может подвигнуть человека работать над собой, двигаться вперед, увеличивать свои возможности и расширять свои знания? Ответ гораздо проще, чем мы думаем!

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.

Самообучение является аналогом обучения. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.

Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность . Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самоанализ и самооценка. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка не только контроль, но и стимул действия, в отличие от отметки, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением, оценка является необходимым содержательным элементом в структуре учебной деятельности. Поэтому умение оценить себя - сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.

Возрасты самообразования.

Каждые пять-семь лет сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться. Это происходит через смену способов познания, объектов и методов исследования.

Ведь с возрастом человек не только определяется, но и «кристаллизуется», отбрасывая «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения — отказываясь от нереализованных вариантов развития; так делают деревья, сбрасывая нижние, юношеские ветви, отсыхающие с годами. Но у дерева и человека спирали развития различны.

В каждой профессиональной среде установились и бытуют свои представления об оптимальном времени, в которое человек может плодотворно заниматься той или иной работой. Распространена точка зрения, что каждые шесть лет вообще следует менять место службы. Однако, даже и не конкретизируя так точно, необходимость смены деятельности признают все.

Так вот, самообразование — постоянный процесс , уравновешивающий «профессиональный кретинизм» и ведомственный эгоцентризм с широким движением общекультурной, гуманистической мысли, с объективным движением общества.

Главная задача самообразования - самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:

ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать смысл поставленной задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность,расставлять смысловые акценты;

быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным в оценке собственных действий и поступков окружающих;

осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность;

использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный инструментарий самовоздействия и самоподдержки;

расширять личностные образовательные интересы и потребности.

Подлинное самообразование невозможно без хорошо сформированной культуры умственного труда системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей прежде всего из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний.

Для этого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности, всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей.

По мнению Г.М.Коджаспировой под культурой самообразования принято понимать как высокий уровень развития всех компонентов самообразования, так и систему способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления целостной познавательно-созидающей деятельности (от самообучения до формирования определенных качеств личности).

Самообразование и геронтология

Геронтоло́гия (от др.-греч. γέρων — «старик» и λόγος — «знание, слово, учение») — наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение).

Старость, пожилые годы — эпоха, по определению, просветительская. Старость — один из пиков самообразования. И этот парадокс по-своему объясним. Утеряв многие деловые и прагматические связи с миром, пожилой человек ищет способы укрепления душевной, внутренней связи с ним. Как и все живое, он сохраняет в себе потребность обновляться. Теперь и того и другого он может достичь, только набирая новые знания.

Эпоха «золотой осени», мудрой поздней зрелости человека может иметь очень разную протяженность. Но для многих людей эта длительность осени связана с активностью интереса к миру. Вспыхивающая во многих и многих поздняя страсть к наукам и искусствам, к чтению и смотрению передач, к историческим расследованиям и переписке со знаменитостями — вовсе не прихоть. Пожилые люди создают этим возможность активного соприкосновения с миром. Самообразование становится образом их жизни, ее смыслом, ее энергией, спасением от бед и недугов. Занятие самообразованием превращается в стимул к существованию.

Психологическую функцию, — самообразование исполняет не только в старости.

Познание всегда — акт эмоциональный. Шквал любопытства, недоверия, изумления, даже потрясения, который оно в себе несет, сродни тем потрясениям, какие таит в себе искусство. Сочетание, наложение этих бурных эмоций познания приводит человека к эмоциональному подъему. А вместе с ним нередко возникает чувство внутреннего просветления и очищения, которое по отношению к искусству называется катарсис . Этот термин — катарсис — уходит своими корнями в питательную благословенную почву древнегреческой эстетики и философии. Великие греки уважали в нем идею об очистительном воздействии искусства на человеческую душу.

Платон верил, что переживание катарсиса способствует освобождению духа от несносных телесных пут. Аристотель поместил понятие катарсиса в ряд центральных «несущих» конструкций своей «Поэтики». Как и старшие греки, он высоко ставил катарсис, возлагал на это состояние, переживаемое человеком в момент восприятия искусства, особые надежды, видя в нем средство воспитательное, очистительное. Переживая катарсис, люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, получая при этом «безвредную радость». К сожалению, в «Поэтике» нет достаточно полного, однозначного определения сущности катарсиса, что, естественно, вызвало бурную длительную полемику среди исследователей.

Нет окончательной ясности в понимании катарсиса и до сих пор. Одни трактуют это состояние чисто эстетически, другие склонны к более широкой, этической его трактовке (среди последних заметное место принадлежит Г. Лессингу). К XIX веку появилась новая точка зрения — близкая скорее к медицинской, понимающая катарсис как «облегчение» души, наступающее после страстного напряжения (немецкий ученый Я. Бернайс). 3. Фрейд внес свою лепту в трактовку этого вопроса, предложив рассматривать катарсис как один из методов психотерапии.

Прежде всего разумно посмотреть на катарсис с более общих позиций и увидеть в нем черту не только переживания искусства, а некое универсальное свойство человеческой души: очищаться, сопереживая. В этом чудесном качестве отдельного человека — одна из причин выживаемости рода в целом. Жить эмоциями, страстями других людей, сливаться с ними духом, «уходить» всецело в их дела — эта способность человека предопределяет здоровье его души, дает импульс к ее развитию, очищает и раскрепощает личность.

Катарсис — одна из высших кульминационных точек всякого культурного чувства, то есть бескорыстного, познающего сопереживания делам других людей, основанного на солидарности.

В катарсисе человек «выпрыгивает» из своей изолированности, бежит от зоологического эгоцентризма, опутывающего каждого по рукам и ногам, освобождается от томительных личных аффектов. «Секрет» катарсиса в бурном и радостном преодолении себя, данного уровня своего «я». Выходит человек из этой очистительной бури сопереживания обновленным, освобожденным, помудревшим.

Ка́тарсис (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление). Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на человека.

Самообразование необходимо!

Стремление к новым знаниям, духовное этическое развитие, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков и определённых умений - совершенно необходимо для современного человека.

Необходимо заметить, что человек, повышающий уровень своего самообразования, имеет богатый внутренний мир и выглядит более полезным в глазах окружающих его людей. Помимо этого, на сегодняшний день, не представляется возможным найти себе место «под солнцем» без дополнительных знаний. Это значит, что самообразование необходимо совершенно любому человеку.

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Самостоятельное обучение с каждым годом становится все более актуальным и востребованным. Современная жизнь не позволяет людям всех возрастов и профессий растрачивать большое количество времени для посещений очных курсов, или для занятий в техникуме, институте, университете.

Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании.

Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Выстраивается цепочка: образование себя средствами Культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности.

Особая ценность самообразования в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.

Самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Программа «ШКОЛА - G» позиционируется нами как МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ самообразовательная программа.

Конкретные виды мультимедийного самообразования:

1. Систематический просмотр определенноговидео материала

2. Прослушивание аудиокниг

3. Чтение конкретных электронных и др.изданий, подписок.

4. Обзор в Интернете информации по интересующемупредмету.

5. Работа с образовательными компьютерными программами

Источники мультимедийного самообразования.

1. Видео, аудио информация на различных носителях

2. Электронная и др. литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

3. Интернет

4. Образовательные компьютерные программы

Самообразование — основа совершенствования личности

Скажем сразу, что мы под самообразованием понимаем систематическую, организованную и самостоятельную учебу личности. Самообразование в широком смысле этого слова является необходимым компонентом всякого учения, в том числе школьного и вузовского.

Можно различить, в основном, два вида самообразования в зависимости от его формы и самостоятельности .

Называют эти виды по-разному, но нам кажется, будет правильным назвать — системное и автономное .

Системное самообразование побуждается и направляется учебным заведением (школа, вуз и т. д.). Процесс обучения управляется в основном не обучающимся, а учебными заведениями. Обучающиеся лишь выполняют данное задание или углубляют то, что преподнесено на занятиях. Конечно, и при таком виде самообразования учащийся может выходить за рамки представляемой ему программы знаний и, таким образом, приближаться ко второму, более высокому уровню самообучения.

Под автономным самообразованием мы понимаем такое, когда самосовершенствование, самообучение или изучение какого-либо вопроса побуждается не извне, а из потребностей или интересов самой личности. Человек при этом сам определяет цели самообучения и объем знаний (программу занятий), который должен быть освоен. При автономном самообразовании контроль за ходом учебы выступает в виде самоконтроля , самоотчета и т. д., т. е. этот процесс приближает личность к самоуправлению .

Бесспорно, что в жизни часто приходится сочетать оба указанных вида самообразования. Однако в школьный и вузовский периоды господствует системное , а в зрелом возрасте — автономное самообразование .

Программа «ШКОЛА - G» позиционируется нами как АВТОНОМНАЯ самообразовательная программа.

По своему содержанию знания разнообразны и выполняют различные функции.

Одни знания расширяют кругозор личности и способствуют формированию мировоззрения, определяющего отношения к различным сторонам внешней действительности и к самой себе, собственной деятельности, — это теоретические знания .

Личность, овладевая такими знаниями, одновременно формирует себя и собственную жизненную позицию. Следовательно, самообразование является в одно и то же время и самовоспитанием .

Особенно это ярко наблюдается при овладении вторым видом знаний — прикладными знаниями о способах деятельности , которые лежат в основе умений и навыков и которые определяют профессиональную готовность личности к труду.

Следует различать и третий вид знаний — это знание того, как приобретать знания . Овладение им обеспечивает высокую эффективность самообразования .

Овладение осознанными действиями как в области теории, так и практики, обеспечивает становление общих способностей, особенно проявляющихся в познавательной деятельности.

Приобретение знаний — сложный самостоятельный процесс, позволяющий активизировать мыслительную деятельность, мобильную волю, формирующий волевые качества, такие как организованность, упорство и настойчивость. Поэтому люди, которые много и интенсивно занимались самообразованием, предстают перед нами не только знающими, но и трудолюбивыми, волевыми.

Таким образом, самообразование — одна из важных составляющих самоуправления и способов всестороннего и гармоничного развития личности. В процессе самообразования развивается не только ум человека, но и произвольное внимание и в целом самостоятельность личности. Все это свидетельствует, что самообразование является процессом, затрагивающим многие сферы человеческой психики и способствующим ее развитию.

В постиндустриальном обществе сфера знания - ось, вокруг которой организуются новая технология, экономический рост, стратификация общества (Д. Белл) .

СТРАТИФИКАЦИЯ социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев

Важность образования в этом типе общества несомненна, и его технологии претерпевают кардинальные изменения. Суть их - в постепенном смещении соотношения "образование — самообразование" к доминантному превалированию последнего. Поэтому отчетливее проявляется тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие стихийно, обретают все более осознанные и рационально организованные формы, а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека обретает доминирующие позиции.

Эволюция самообразования пойдет также по пути увеличения разнообразия его форм и содержания. «Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим понятие "человек"». Процессы самообразования станут основой переосмысления места и роли человека в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала. Общество, прогрессируя, усложняясь, повысит свои требования и к самообразовательной активности личности.

Миссия образования - служить самообразованию

Совершенно напрасно многие думают, что самообразование, по сравнению с традиционным образованием, ущербно. Ярчайший пример опровержения такого мнения – Лев Николаевич Толстой, в чьей мудрости сомневаться не приходится. В свое время он бросил в университете, объяснив, что сделал это именно потому, что хочет учиться. Рамки учебной программы не позволяли ему постигать науку в том объеме, в котором он бы этого хотел.

Самообразование не стоит воспринимать как замену традиционному – школьному и вузовскому. Оно вполне может существовать и в рамках этих систем – учителя в школе и преподаватели в вузе не способны дать человеку слишком обширный знаний, они преподносят лишь усредненную модель, лишь задают направление, в котором необходимо двигаться дальше.

Многие понимают самообразование и саморазвитие несколько превратно. В голове сразу появляется картинка: человек в окружении гор учебников и справочников, не видящий света дневного. На самом деле под саморазвитием, самообучением понимают любое самостоятельное усвоение тех или иных навыков. Если вы самостоятельно, по книжке учитесь играть на гитаре, это тоже самообучение и, соответственно, саморазвитие.

Между прочим, нынешняя реформа образования, сколько бы ни было в ней подводных камней и спорных моментов, имеет одну вполне положительную тенденцию – тенденцию к саморазвитию и самообразованию. Задача учителя – не научить, а научить учиться, научить самостоятельно добывать и актуализировать для себя информацию. Без подобного умения все справочники мира оказываются совершенно бесполезными.

Этому же способствует совершенно новое и внедряемое в России лишь в качестве эксперимента движение – тьюторство. Тьютор – не учитель, но помощник, который направляет школьника или студента, помогает ему наиболее оптимальные пути самообучения.

Разумеется, наиболее актуально самообразование для студентов, у которых, как правило, аудиторной и самостоятельной работы – 1:1. Правда, далеко не все студенты в полной мере этим , уделяя самообразованию крайне малую роль.

Самообразование и саморазвитие можно назвать своеобразной инвестицией в самого себя. Сначала вы добровольно и самостоятельно получаете те или иные знания и навыки, а затем применяете их и получаете какую-то пользу.

Правда, смысл саморазвития и самообучения не только в том, чтобы приносить практическую пользу. Потребность в саморазвитии, в самоактуализации – нормальная потребность человека. Если человеку не хочется учиться ничему новому, не хочется что-либо для себя открывать, овладевать новыми знаниями и умениями, то здесь уже можно говорить о своего рода духовной и нравственной патологии, которую необходимо . Например, упорным трудом над собой.

К сожалению, многие недооценивают роль работы над собой.

Человек – это неграненый алмаз, и лишь от него самого зависит, насколько прекрасным он станет в итоге.

Доброго времени суток, дорогой друг!

Признаком человека понимающего окружающий мир и думающего является вечное стремление к новому опыту, знаниям, расширению кругозора. Если сравнивать образование в обычном, традиционном понимании, то есть при наличии наставника или преподавателя, с самообразованием, последнее будет всегда более эффективным, нежели первое. Почему так происходит? Потому что знания, которые были получены самостоятельно, опыт, основанный на своих собственных исследованиях, открытиях и ошибках – бесценны, они являются частью человеческой личности на пути самосовершенствования. Всё, чего человек достигает самостоятельно, не только лишь откладывается в памяти, но и преобразует саму личность и из области теории легче переносится в область практики.

Самообразование является частью процесса саморазвития

Что же такое самообразование? Главное отличие самообразования – это отсутствие обучающего человека или заведения, а также свобода обучаемого в выборе источников, предмета и методик. Если Вас направляют на курсы повышения квалификации, пускай, они Вам даже интересны, это совершенно иное. Занимаясь самообразованием, Вы выбираете самостоятельно ту область, в которой желаете расти и накапливать новые знания, потом составляете некий план и по собственному желанию ему следуете. Здесь мотивацией является не внешняя причина или воздействие, а внутренняя мотивация, благодаря которой так эффективно самообразование. Великолепие, получаемых таким образом знаний заключается в том, что Вы через себя их очень быстро пропускаете и внедряете в жизнь. Предметом самообразования может быть что угодно – веб-дизайн, игра на бирже, кулинария, мировая экономика, игра на музыкальном инструменте, иностранный язык и т.д.

Психологически эффективность самообразования довольно просто объяснить – знания, полученные самостоятельно человек ценит намного больше, нежели, преподнесённые ему на блюдечке, и именно их он, в первую очередь желает реализовать, применить в своей жизни и на практике.

На заметку: Если вам нужны алкотестеры, то оформить свой заказ вы сможете на интернет-ресурсе www.alco-hunter.ru . Уверен, вы останетесь довольны соотношением цена-качество!

Каким образом приступить к самообразованию?

Итак, если для Вас необходимость самообразования как части личностного развития стала очевидной, возникает вопрос: «С чего начать?».

В этой области практические рекомендации являются только советами, так как Вы самостоятельно выбираете для себя удобную форму получения новых знаний. Но, перед тем, как начать, необходимо определить для себя более или менее конкретную цель, в противном случае, Ваше «путешествие» за знаниями окажется бесконечным. Потом нужно составить план действий, в который необходимо включить для Вас комфортные источники информации и методики обучения. Самый удобный и доступный способ – это использовать ресурсы Интернет, также это могут быть бумажные издания: журналы, книги, научно-исследовательские труды (на языке оригинала или переведённые). Также не нужно исключать видео и аудиоматериалы, документальные фильмы и разные подкасты.

График, по которому Вы будете заниматься, конечно, также Вы будете составлять, исходя из собственных возможностей и желаний, но самое главное – это вовремя остановиться, перестать отбирать информацию и постараться полученные знания начать использовать на практике. Один из самых результативных подходов к образовательному процессу вообще и к самообразованию в частности – это чередование: набрав необходимое количество информации по интересующему Вас вопросу, используйте её на практике, потом дальше двигайтесь, поднимаясь на очередную ступень. И не стоит забывать о том, что самообразование является процессом, который длится на протяжении всей жизни, без него развитие личности и рост, или существенно затрудняется, или вообще прекращается.