Тяжёлые тучи обложили небо

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Проверочные работы

по русскому языку


в 4 классе

подготовила

учитель начальных классов

Таранина Жанна Николаевна

п. Новокумский

2013

Сложное предложение

Работа № 1

1. Прочитайте. В простых предложениях подчеркните главные члены.

1) Синей дымкой покрыты луга.

2) На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.

3) Ранним утром мы отправились за грибами.

2. Прочитайте. Выпишите сложные предложения.

Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!

__________________________________________________________________

3. Замените сложное предложение простыми.

Идёт мелкий дождь, мокрая листва не шуршит под ногами.

Работа № 2

1. Замените простые предложения одним сложным.

Наступила золотая осень. На осинках поредела листва.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Спишите.Поставьте, где нужно, запятые. В сложном предложении подчеркните грамматические основы.

Стояли сильные морозы. Была вьюга дул яростный ветер. Ребята приносили птицам корм хлеб семечки.

3. Придумайте и запишите два простых предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 3

1. Спишите. Устно разделите сложные предложения на простые. Подчеркните главные члены предложения.

Стоят суровые морозы, реки одеты ледяным покровом. Январский лес спит, ёлочки спрятались в снегу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Составьте из данных предложений два сложных. Запишите, расставляя запятые.

Из-за сопки показались ученики. Впереди шёл учитель. Они шли к парку. Там будет праздник.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Придумайте и запишите сложное предложение, состоящее из трёх сложных.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 4

1. Составьте из простых предложений сложные с союзами И, А, НО. Наступила весна. На пригорках показались подснежники. С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась. Ребята собирались в лес. Им помешал дождь. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые.

Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.

3. Выпишите предложение с однородными членами.

Солнце осветило поля и зелёные луга. Наступил вечер и в домах загорелись огни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 5

1. Спишите. Союзы, которые соединяют однородные члены предложения, подчеркните одной чертой, а союзы, которые соединяют части сложного предложения, двумя чертами. Поставьте, где нужно, запятые.

Снег переливался и на солнце горел огнём. Наступила осень и птицы стали готовиться к отлёту.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Продолжите предложение так, чтобы получилось простое предложение с однородными членами. На опушке леса пестрели колокольчики и _________________________ . 3. Спишите. Поставьте, где нужно, запятые. По небу проплывали тёмные тучи и роняли капли дождя. Дождь прошёл и выглянуло солнце. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 6

1. Прочитайте. Разделите сложные предложения на простые. Запишите и подчеркните грамматическую основу. Побелели поля и пригорки, тонким льдом покрылась река. Тёмные тучи обложили небо, налетел ветер. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматическую основу.

По дорожке прыгали молодые воробушки а старый воробей сидел на дереве.

Наступил июль стояла сильная жара.

Наступила осень и поредела на берёзках листва.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение.

Стоял жаркий день, и дети пошли на речку.

Там они купались, ныряли и играли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы 1. Моршнева Л.Г. Русский язык. 4 класс. Проверочные работы: В 2 ч. - Саратов: Лицей, 2011.

Источники иллюстраций 1. Подснежники: detkam.e-papa.ru

Тяжёлые тучи – свинцовым забралом
Огромным массивом, сгустившийся дым
Нездешняя сила их вместе собрала
Бесчисленным войском лилово-седым

Дождями они никогда не прольются
Получен незримый зовущий приказ
По небу размеренным маршем несутся
Ветра оседлали в предутренний час

В порыве безУдержном, мыслью единой
За чёрною ночью, за бездной из снов
Влекомые волею неодолимой
Не в силах замедлить своих скакунов

Ни разу не видя, как Солнце вставало
Не зная, что есть красота и покой
И суть их – война, без конца, без начала
Их жизнь – это битва, сражение, бой!

Умчались несметные орды на запад
Их рваные клочья стремятся вослед
А Солнце слегка пошутило – внезапно
Вдогонку раскрасив их в розовый цвет

Фото из интернета

Рецензии

Стихи красивые, с глубоким смыслом. Очень хороший - нежно-оптимистический конец. Красивый образ туч - "свинцовым забралом". Правда, ему несколько противоречит определение "бесплотным, как дым"... Впрочем, это стихи никак не портит. СПАСБО, МИРОЧКА, ПОНРАВИЛОСЬ!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Варила,
гладила,
читала о мышах,
сменила то,
что названо постелью,
умыла фикус,
чтобы не зачах,
кормила мужа —
в общем, с той же целью.

Купила сахар,
масло и вино,
искала фото,
вспомнила из детства…

В окно смотрела —
чёрт, уже темно!
И в зеркало —
из чистого эстетства.

Крутила кудри
на карандашах,
сменила мысль
с практичной —
на шальную,
вновь
перед сном
читала о мышах
летучих —
где живут
и как зимуют.

А ночь за окном
движется,
мерцает,
блестит в лужицах.
Деревья стоят — ижицы.
И тучи висят — тужатся.
И вот уже ночь
крапает,
по стёклам течет
слёзками.
По чёрному
процарапаны
пунктиры пути
берёзками.

Это касание
через ты
через тысячу километров
в небесах
в небе ах
ни единого облака блоком ему
я южнее
оно же нежнее
листа в конверте
слов листа
словно птах
в небе сам
в поле сам
и по тайным местам
по лесам
тень его
пролетит
приземлится
прикасанием тихим
уже не круженьем-птицей
будет
перьев нежнее
опавших
бледней лепестков
под порывом
не ветра
руки
по касанью висков
это знак
это знание что
прикоснуться смогу
уходя
уходящего поздно
ко сну
на снегу
так устал
и такого устало
уютно так спящего
без меня
безмятежно
у жизни
о жизни
просящего
не в тщете
нищете
не пропавшего
насовсем
не со мной
не совсем же
пропащего
между
тем

серым снегом
белым светом
начат день

думы лета
в руки веток
тонко вдень

Жизнь прореха
кто уехал
кто ушёл

Не до плача
не до смеха
хорошо

снегу таять
ветру веять
солнцу греть

Спать до марта
жить до мая

не стареть

Хорошего — понемножку,
а прочего — выше крыши!
На выбор есть крылья, рожки...
А Бог — ной, не ной! — не слышит.

Ковчег, на волне качаясь,
баюкает спящих тварей.
Им всем для тепла ночами —
ах, счастье! — дано по паре.

Иное — для человеков.
Да с них и побольше спроса.
Им мелочи есть — в утеху,
а судьбы даны — торосы.

Поэту несут морошку,
полковнику кто-то пишет...
Хорошего — понемножку,
а прочего — выше крыши!

…а быт и суета несокрушимы
так трудится стиральная машина
как будто в стирке — помыслы мои
висят прищепки
сохнут соловьи
и в сумерках коньячного оттенка
из пены дня рождается нетленка

Забытые Богом,
но им береженые
вы снова сидите
за круглым столом
пришли в гости дети
с мужьями и жёнами.
Бывало так раньше,
и будет потом.

Ты скрутишь лошадку
из проволоки внуку,
ты выпьешь немного,
немного поешь,
улыбку наденешь...
Жизнь — странная штука:
даря вдохновенья,
не дарит надежд.

А дети устанут,
начнут собираться,
и сонны их жены,
и сыты мужья.
Часов двадцать два,
да и лет уж — за двадцать,
как ты наблюдаешь,
явленье "семья".

И кошка, спасаясь
от бойкого внука,
запрячется в угол,
в уютный бедлам...
Жизнь — взрослая штука,
жизнь — странная штука,
в ней быта и света
всегда пополам.

плывущие рыбы
не знают о ветре —
ведь он над водой

молчащие люди
забыли о ветре —
есть чай и костёр

лишь помнят о ветре
сидящие птицы —
им скоро лететь

упасть на белое, льняное
упасть в траву
уйти в дневное как в ночное
живу

Алёна Самсонова. Сценарист, драматург, редактор. Состоит в Гильдии сценаристов кино и телевидения и в Союзе кинематографистов России. В настоящее время пишет сценарии анимационных фильмов для Анимационной студии "Паровоз" (Москва) и Студии анимации Петербург" (Спб). Публиковалась в изданиях Самары, Краснодара, Санкт-Петербурга, Москвы. Автор трёх пьес, поставлены в театре "СамАрт" (г.Самара). В 2015 году выпустила стихотворный сборник "Несносная осень" и книгу с текстами пьес "Принц Хохолок и другие". В 2017 году выпустила стихотворный сборник "Обетованная зима".

Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.

Задачи:

  1. Образовательные:
обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
  • Коррекционно-развивающие:
  • развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  • Воспитательные:
  • способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

    Оборудование: электронная презентация (Приложение), ПК.

    План урока

    I. Организационный момент

    Основная часть.

    1. Сообщение целей и задач урока.
    2. Актуализация имеющихся знаний.
    3. Словарная работа.
    4. Объявление темы урока.
    5. Заполнение таблицы по теме.
    6. Отгадать ребусы.
    7. Физкультминутка.
    8. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений.
    9. Индивидуальные задания.

    Заключительная часть

    1. Итоги урока.
    2. Домашнее задание.

    II. Сообщение целей и задач урока

    На море-окияне, на острове буяне,
    Стоит град велик, о себе знать велит.
    В граде том живет властитель-
    Языка он повелитель

    Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
    Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
    Одолеем все преграды и заслужим мы награду!

    Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.

    Знакомство с картой “путешествия”.

    III. Актуализация имеющихся знаний. Остров “Припоминай-ка”

    Цель: активизировать знания учащихся о грамматических категориях имени существительного. Развитие связной письменной речи через составление предложений.

    1. Соединить слова с грамматическими характеристиками.
    2. Составить с этими существительными предложения.

    IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”

    Цель: отработать умение детей писать правильно слова с безударными гласными в корне слова. Учить мыслить логически.

    Заполнить кроссворд со словарными словами, изученными ранее. Из ключевых букв составить слово (склонение).

    По горизонтали:

    2.И попались нам в садки.
    Только шустрые....

    5. Учит в школе нас не зря
    ... первая.

    6. Крутится – вертится ветряная …

    7. Принес хлопот немало
    Подарок Скоропеи:
    …. жена украла,
    Мартын в тюрьме за дверью.

    По вертикали:

    1. Мы возьмем с собой ….
    И отправимся гулять,
    Нам ребята предложили
    В хоккей с ними поиграть.

    2. Держись, мой….
    На свете два раза не умирать…

    3. Вдаль бежит дорога,
    …. без конца,
    Поезду осталось
    Ехать два часа

    4. Стал натягивать гамаши,
    Говорят ему: “Не ваши!”.
    Одевать он стал …,
    Говорят ему: “Не то!”.

    Какое слово у нас получилось? Как выдумаете, зачем оно здесь появилось?

    V. Объявление темы урока

    До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
    Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
    Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
    Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
    Отвечайте дружно – вот и все что нужно!

    VI. Заполнение таблицы по теме

    Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.

    Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.

    Заполните перфокарты (по вариантам).

    Цель: закрепить полученные знания, определить учащихся, которые затрудняются в определении склонения имени существительного.

    1 вариант.

    1 скл. 2 скл. 3 скл.
    капуста
    ночь
    зверь
    мышь
    дерево

    2 вариант.

    VII. А теперь давайте с вами немного поиграем и покажем “защитникам”, что в игре тоже можно проявить свои знания. Отгадать ребусы (см. Приложение).

    VIII. Физкультминутка

    Дружно встали.
    Раз! Два! Три!
    Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим.
    Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)

    Оглядимся величаво,
    И налево надо тоже (Поворот влево.)

    Поглядеть из-под ладошек.
    И направо, и еще (Поворот вправо.)

    Через левое плечо. (Поворот влево.)

    IX. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений

    Цель: закрепить и отработать на практике умению актуализированные и полученные во время урока. Работать над развитием мыслительных операций детей.

    1) (Устная работа с компьютером.) Прочитайте группы существительных. В каждом столбике найдите ошибку. Правильно запиши существительные по склонениям. Что обозначают эти существительные?

    2) (Письменная работа в тетрадях). Прочитай имена существительные. Подумай, что общего у существительных каждого ряда. Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение) .

    Помощь, помощник, помощница;
    Злость, зло, злоба;
    Медведь, медведица, медвежонок;
    Лень, лентяй, ленивица;
    Пень, пенек, опенок;
    Дождь, дождинка, дождевик;
    Лошадь, лошадник, лошадка;
    Огонь, огонек, огниво.

    X. Индивидуальные задания (письменная работа учащихся)

    XI. Итоги урока

    1. Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
    2. Какие существительные относятся к 1 склонению?
    3. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
    4. Какие существительные относятся к 3 склонению?

    XII. Домашнее задание

    Выполнить упражнение в учебнике, провести грамматический разбор выделенных слов.

    3 дифференцированная группа: выполнение индивидуальных заданий, аналогичных выполненным в классе.