Тимохин война и мир описание. Что восхищает Толстого в Тушине, Тимохине, Денисове


Образ Тушина в романе Толстого Л.Н. «Война и мир» изображается как образ «маленького человека», тихого и незаметного, но такого великого, когда он занимается своим делом.

Внешняя характеристика Тушина совсем непритязательна: “Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках”. Мы знакомимся с этим героем через его восприятие Андреем Болконским. Он “еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. Мы понимаем, что капитан симпатичен князю Андрею, и начинаем присматриваться к этому герою. С Тушиным мы встречаемся в романе несколько раз. В начале сражения под Шенграбеном “маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой” снова предстает перед нами.

Здесь уж автор сам любуется своим героем. На поле боя он не теряется среди солдат и офицеров, даже находясь рядом с Багратионом, не замечая полководца, Тушин выбегает под самый огонь и отдает команды. «Маленький человек, со слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку... выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. - Круши, ребята! - приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты”.

В образе героя соединяются фольклорные мотивы и реалии: вражеские пушки представляет он трубками невидимых огромных курильщиков, а пушечные ядра – чугунными мячиками, неприятельские войска - муравьями.

Он даже наделил свою большую пушку собственным именем – Матвеевна. Себя он тоже представляет «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

В военной обстановке Тушин ведет себя настолько естественно, будто выполняет привычные ему повседневные дела. Неорганизованный в жизни, не способный к выполнению парадного военного устава, чем постоянно было недовольно начальство, в бою капитан демонстрирует пример мужества, доблести и геройства, что также для него вполне естественно и органично. Он просто не может вести себя иначе, потому что он так организован.

Автор намеренно изображает в лице героя «маленького человека», слабого, робкого, но бесстрашного, способного на подвиг. Он является представителем народа и, по мнению Толстого, именно такие люди делали историю. Во время Шенграбенского сражения, оставшись на поле боя без прикрытия, с одной своей батареей, которую составляли четыре пушки, Тушин продолжал бой, лишь слегка вздрагивая, когда рядом разрывались снаряды. Батарея не была взята неприятелем лишь потому, что французы не могли даже представить, что этот непрерывно стреляющий пункт настолько дерзок. Тушин изображается Толстым в этот момент как настоящий герой. Однако когда капитану приходится предстать перед Багратионом, он теряется настолько, что с трудом произносит слова. Зацепившись за древко знамени, он вызывает смех у присутствующих. Такой отважный в бою, здесь он не может защитить себя, не может рассказать о том, что батарея осталась без прикрытия, ведь этим он может доставить неприятности человеку, руководившему защитой. Но Андрей Болконский не мог не вступиться за Тушина, за что услышал от него благодарственные слова: “Вот спасибо, выручил, голубчик”.

Образ капитана Тушина – это урок мужества. Трус никогда не признается в том, что он боится. Истинно отважный и мужественный человек тоже боится, но он знает, что в определенные моменты надо уметь преодолевать свой страх. Еще одна встреча читателя с капитаном произойдет в госпитале, в одной из битв он потеряет руку. Больше мы не встретим этого героя на страницах романа, но его искренний образ запомнится, а нравственные уроки заставят задуматься о том, что же такое мужество и каким должен быть настоящий герой.

Жерков. Сцепление эпизодов. Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять. Первая картина войны. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин. Война и мир. Война. Итоги смотра. Участники. Слова Тушина. Анализ эпизода. Почему идёт на войну князь Болконский. Что думает о войне Пьер. Николай Ростов. Важная в стратегическом отношении победа. Князь Андрей. Тушин. Создан ли Ростов для сражений. Перед боем взгляд Ростова обращается к небу.

««Война и мир» книга» - «Завтра …мы выиграем сражение». Единство. « Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». «Последнее время мне стало очень тяжело жить». Начало народной войны. Поклонная гора. Что сказал Кутузов, вытекало из чувства, которое лежало в душе. Сражение за Смоленск. Впервые Наполеону не удалось разыграть представления. «Мысль народная» в романе. Народный характер войны. Совет в Филях. Как же руководил Кутузов «духом войска».

«Семья Ростовых» - Ростов известен в Москве не только как гостеприимный хозяин. Соня и Наташа. На чем основана семейная близость в семье Ростовых. Граф Ростов. Семья Ростовых. Семья Ростовых в романе Толстого. Наташа. Лучшие черты «ростовской породы». Проблемные вопросы. Петя. Софья. Содержание. Графиня Ростова и Наташа. Ростов Николай-сын графа Ростова, брат Веры, Наташи и Пети, офицер. Отряд Денисова. Одно из определяющих качеств и достоинств Наташи.

«Книга Толстого «Война и мир»» - Великое историческое событие. Насилие и произвол. Пьер. Штурм батареи Раевского. Историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Тягостные впечатления. Нравственная сила. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских. Войско одержало победу. Какая сила управляет всем. В 1812-м году французами одержана победа под Москвой. Сон на постоялом дворе. 26 августа. «Война, не подходящая ни под какие прежние предания войн…».

«Бородинское сражение «Война и мир»» - Бегство Наполеона. Бородинское сражение в истории. Историческое значение Бородинской битвы. Взгляд Льва Николаевича Толстого. Взгляд писателя. Сопоставительный анализ. Бородинское сражение. Победа под Бородином. Устремление на истребление французской армии. Панорама народного сражения.

«Пьер Безухов и Андрей Болконский» - Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Уничтожилась вера и в благоустройство мира. Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Решает облегчить участь крепостных. Жизненные пути. Состояние дуэлянтов перед поединком. Дуэль с Долоховым. Андрей Болконский. Наполеон вступил в пределы России. Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея. В салоне Анны Павловны Шерер.

Кто же настоящие герои?
Изображая войну, Толстой следует принципам, которые выработал в пору "Севастопольских рассказов": он показывает не скачущих воинов и их полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их тяжелый повседневный труд. Он раскрывает внутренний мир обыкновенного человека, привлекающего своей душевной красотой. Писатель утверждает, что от воли и усилий массы таких вот простых, обыкновенных людей зависит исход исторических событий. Вспомним главы, посвящённые Шенграбенскому сражению. Перед нами пехотные полки, расстроенные под влиянием страшного слова "отрезали". "Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешалось в пользу страха". Но тут на выручку приходит скромный, независимый Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление ротного, увлёкшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. "Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажной, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали".
Писатель показывает героизм человека, которого никто не считает героем, который и сам меньше всего думает о своём героизме. Но недаром Кутузов запомнил Тимохина и назвал его во время смотра в Барбанау "измайловским товарищем", "храбрым офицером". И, наверное, не в первый раз совершил истинно героический поступок скромный офицер. После этой сцены мы попадаем на батарею Тушина. Действуя по собственной инициативе, забытый начальством и оставшийся без прикрытия, Тушин со своими артиллеристами решает исход сражения, сам того не зная. В разгар боя и Тушин, и солдаты возбуждены, веселы, необыкновенно деятельны. Их чувства едины. "Солдаты… все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира". А он обращается с ними не как начальник, а как добрый друг. Своего любимого солдата он называет "дядей", любуется каждым его движением, к фейерверку обращается ласково: "голубчик", советуется с фельдфебелем Захарченко, к которому испытывает уважение. В каждом слове Тушина звучит простота и необыкновенная доброта. "Милая душа! Прощайте, голубчик", - говорит он Андрею. Толстой неоднократно подчёркивает, что в облике Тушина нет ничего военного и тем более воинственного. Вспомним, как отдают честь начальству он и Жернов. "Тушин, с его слабыми, робкими и неловкими движениями, делает это совсем не так, как салютуют военные". Жернов же салютует "бабно, не отнимая руки от фуражки". Но в бою Жернов струсил, а Тушин показал себя настоящим воином. Недаром в том фантастическом мире, который под влиянием крайнего напряжения душевных сил сложился в его голове, "сам он себе представлялся огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра". Внешне Тушин совсем иной, но такова сила его духа. Разные голоса, разные жизни, интересы, судьбы. Кончился бой и люди также, как и Тимохин, как и Тушин геройски сражавшиеся с врагом вернулись к военным будням. Но вот от солдатских костров писатель ведёт нас в избу, где собрались генералы. Здесь разговоры другие. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивая свою роль в сражении. В глазах этих самодовольных людей жалко выглядит фигурка Тушина, - истинного героя дня. Героизм и трусость, простота и тщеславие противоречиво переплелись в помыслах и поступках участников сражения под Шенграбеном. Но мы не можем не видеть, что решающей силой в сражении явились единство и одушевление тысяч рядовых воинов, не думающих о славе и награде. И можно прийти к мысли, что на войне, как и вообще в истории человечества, деятельность людских масс, связанных единством чувств и стремлений определяет ход событий.

Тушин в бою нисколько не меняется: он по-прежнему склонен размышлять, движения его неловки, он вздрагивает от звуков выстрелов, но здесь его мысли приобретают другой характер. Он уже не думает о смерти: «мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Но «у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту». Французские пушки представляются ему трубками, снаряды - мячиками, французы - муравьями; свою большую пушку он называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

Так что же такое героизм и что это значит: мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной? Толстой прошел осаду Севастополя и знал войну. Он знал: те лгут, кто говорит, что ничего не боится. Боятся все, но не все умеют победить свой страх, а мужество в том и заключается, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать свое дело. Всегда очень обидно читать, как накидывается на Тушина штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать: «Что вы, с ума сошли?...» Не потому обидно, что он кричит на Тушина, а потому, что Тушин пугается его и не может победить этого своего страха.

  • «- Ну, за что они меня?.. - думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
  • - Я... ничего... - проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. - Я-»

К счастью, в это время близко пролетело! ядро штаб-офицер поворотил лошадь и поскакал; прочь, а вместо него приехал князь Андрей. «Он передал приказание и не уехал с батареи». Тушин вздрагивает от выстрелов - и делает свое дело. Князь Андрей тоже «почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», - подумал он и медленно слез с лошади между орудиями». Они очень разные, Тушин и князь Болконский. В мирной жизни между ними нет ничего общего, и гордый князь, может быть, не снизошел бы до разговора с артиллерийским капитаном, да и негде было бы им встретиться. Но здесь, сведенные вместе войной, они молча делают свое дело: «Оба были так заняты, что, казалось, и не видели друг друга». Здесь они похожи тем главным, чего требует от человека, осознанной князем Андреем и не осознанной Тушиным мыслью: «Я не могу бояться», умением победить свой страх.

И Тушин чувствует это единство. Когда все кончилось и князь Андрей протянул ему руку, Тушин говорит те же слова, какие сказал бы своему фельдфебелю Захарченко.

«- До свидания, голубчик, - сказал Тушин, - милая душа! прощайте, голубчик, - сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза». Слезы эти понятны. Кончился взлет страшного напряжения, кончился его Тулон, больше не нужно быть героем, и он опять превратился в маленького робкого человека. Таким он и стоит перед Багратионом в тесной избе, где собралось все начальство; на бедного капитана устремлено столько глаз - немудрено, что он споткнулся о древко взятого сегодня французского знамени и вызвал , причем «громче всех слышался голос Жеркова». Читать эту сцену горько, и стыдно, и страшно: почему же так? Почему трус Жерков сидит здесь и смеется громче всех, а герой Тушин, дрожа, стоит перед Багратионом, едва имея силы выговорить: «Не знаю... ваше сиятельство... людей не было, ваше сиятельство».

Невольно вспоминается еще один герой Шенграбенско-го сражения, знакомый нам со смотра в Браунау. Здесь он появился в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали...

«Все казалось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». (Курсив мой. - Н. Д.)

Только благодаря Тимохину русские имели время опомниться: «Бегущие возвратились, батальоны собрались...»

Так вел себя в бою тот самый Тимохин, который на смотре в Браунау «все больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видея теперь свое спасение».

Так что же такое мужество, если храбрец, которого еще е Измаила запомнил Кутузов, оставаясь храбрецом в бою, вытягивается перед начальством, дрожа от страха, и капитан Тушин, не думавший об опасности под вражескими ядрами, теряет дар речи, стоя перед Багратионом?

Мужество разнообразно. И есть немало людей, безудержно храбрьга в бою, теряющих свою храбрость в будничной жизни. Их поведение не всегда можно назвать трусостью; тут другое. На поле боя человек знает, как он должен себя вести и что от него требуется. В обычной жизни случается иное" именно то, что человек должен сделать, повинуясь своей совести, может вызвать недовольство других людей. Вот чье мужество в бою и в штабе одинаково - это князь Андрей. Он и здесь может приказать себе: «Я не могу бояться»; он одно знает: как отступить в бою, так и промолчать перед начальством - значит унизить свое человеческое достоинство, потому и заступается за Тушина.

«- Вот спасибо, выручил, голубчик, - сказал ему Тушин», и князю Андрею стало грустно и тяжело, как грустно и тяжело было нам читать о вызове Тушина к Багратиону.

Мы еще раз встретимся с Тушиным в госпитале, где он выйдет нам навстречу с пустым рукавом, потому что потеряет руку в одной из следующих битв. Больше мы уже не увидим его на страницах романа, но навсегда запомним то, чему он научил нас: если хочешь стать храбрым, задача не в том, чтобы не бояться. Нужно только знать: бояться стыдно, на это я не имею права; я должен преодолеть свой страх, я не могу поступить иначе. Вот эта невозможность поступить иначе и называется мужеством.

Эпизод «Тимохин и Долохов во время Шенграбенского сражения» повествует о том, как русские войска во время одного из ключевых сражений в войне 1805 года, под давлением французов, начали паническое отступление. Вопреки всем командам начальства, солдаты бежали, каждый спасая свою жизнь: «- Обошли! Отрезали! Пропали! - кричали голоса бегущих».
В рядах войск началась настоящая паника, и казалось, что никто и ничто не сможет восстановить порядок, заставить русских сражаться. В момент животного страха пали все авторитеты – приказы военного руководства ничего уже не значили.
Однако произошло практически чудо – одна рота все-таки сохранила свою организованность и уважение к командиру. Это была рота Тимохина. Этот маленький «красноносый капитан» сумел сдержать своих солдат, направить их помыслы в нужное ему русло. Именно поэтому его рота произвела перелом в битве: «Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены».
Как же вел себя сам Тимохин во время атаки? Он с такой решительностью и даже отчаянностью набросился на французов (с одной шпажкой, подчеркивает Толстой), что те «не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Мы понимаем, что в этот момент Тимохин «ставил на карту все» - цель его жизни заключалась сейчас в том, чтобы заставить французов бежать или …умереть самому. И это почувствовал противник, застигнутый врасплох.
Тимохин, по мнению Толстого, истинная русская натура, шальная, удалая, отчаянная, однако и бескорыстно-героическая, способная на подвиг во имя общего блага.
Не таков Долохов, который, в противовес Тимохину, прежде всего думает о личной славе. Он тоже герой – бежал в атаку рядом со своим командиром, «в упор убил одного француза». Однако, подчеркивает Толстой, и «первый взял за воротник сдавшегося офицера», чтобы все видели, что это сделал именно он.
Больше того, Долохов почитал нужным подойти к полковому командиру и «отчитаться» перед ним в своих заслугах: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!»
С одной стороны, этого героя можно понять: он, дворянин и офицер, за «провинности» был разжалован в простые солдаты. А заслуги, замеченные командованием, могли вернуть ему офицерское звание. Но, в то же время, мы понимаем, что в ответственный момент боя поведение Долохова крайне неуместно и эгоистично. Особенно это заметно по сравнению с геройским и, что самое важное, бескорыстным поведением капитана Тимохина.
Таким образом, в данном эпизоде мы наблюдаем противопоставление двух «боевых героев», двух типов поведения – истинно героического, бескорыстного (Тимохин) и ложно героического, эгоистического (Долохов). .