Рубцов в минуты. Анализ стихотворения Рубцова «В минуты музыки печальной…»

Для того чтобы понять, насколько важна роль пейзажа в романе «Отцы и дети», достаточно всего лишь перечитать первую и заключительную главы произведения Ивана Тургенева. С помощью описания природы автор передает читателю чувства, эмоции своих героев.

Пейзаж в романе «Отцы и дети» присутствует, конечно же, не только в начале и эпилоге. Изображение бескрайних русских полей, уютных старинных имений, длинных ухабистых дорог - все это повсеместно встречается на страницах книги великого классика.

Пейзаж в литературе

О сереньких тучах, холодном ветре, пожатых полях, красных и желтых листьях - писали Карамзин, Пушкин, Гоголь и другие авторы. Прежде чем разобраться, в чем же заключается роль пейзажа в романе «Отцы и дети», нужно понять, для чего мастера слова используют описания природных явлений. Для того чтобы увеличить объем произведения? Или, быть может, дабы отвлечь читателя от основной сюжетной линии?

Отнюдь. Роль пейзажа в романе «Отцы и дети», как и во многих других произведениях литературы, велика. Это своеобразное художественное средство, позволяющее, как уже было сказано выше, передать максимально глубоко эмоции персонажей.

Герой пушкинской повести, которая входит в школьную программу, последний раз проезжает мимо дома станционного смотрителя осенью. Именно тогда он узнает плохую весть: хозяин этого скромного жилища скончался, дочь приезжала, но не застала отца живым. Пушкин использует осенний фон, тем самым подчеркивает тоску, печаль, ощущение невосполнимой потери. Теперь же, после того как приведен пример из повести «Станционный смотритель», приступим к основной части нашего повествования, а именно к анализу пейзажа в «Отцах и детях».

Майские дни

С чего начинается роман «Отцы и дети»? Роль пейзажа в этом произведении сложно недооценить при прочтении уже первой главы. Действие происходит в конце мая. В последние весенние дни душа всегда наполняется надеждами, радостью. Николай Петрович ждет сына. Это добрый, любящий человек, который способен ценить искусство и красоту природы, чем вызывает легкое раздражение Базарова. Весенний пейзаж отражает внутренний мир Николая Кирсанова.

Но не только радужные картины нарисовал Тургенев в своем произведении. Можно даже сказать, что лишь в первой главе, где рассказано о приезде Кирсанова-младшего, писатель передал с помощью описания природы легкое, одухотворенное состояние героев.

В дальнейшем его персонажи будут спорить, разочаровываться, грустить, страдать. Определить роль пейзажа в романе «Отцы и дети» поможет история написания нетленного произведения Тургенева.

Новый взгляд на помещичий уклад

Итак, когда был написан роман? В 60-е годы XIX столетия. Какое событие стало самым важным в общественной жизни России в этот период? Конечно, отмена крепостного права, которая не только изменила жизнь помещиков и бывших крестьян, но и породила новые идеи, теории.

Русский пейзаж в произведении «Отцы и дети», о роли которого немало написано критических статей, является едва ли не главным образом в романе. Тем не менее сама книга создана писателем, проведшим большую часть своей жизни за границей.

Замысел романа появился у него во время пребывания в Англии. Основная сюжетная линия пришла в голову Тургеневу после небольшой, но очень значительной ссоры с Добролюбовым, который, по мнению многих литературоведов, является прототипом Евгения Базарова.

Роман посвящен новому человеку. Человеку, который не признает помещичьих традиций, убежден, что представители старшего поколения живут неправильно, глупо.

Бедные деревеньки

Аркадий, хотя и подражает Базарову, видит красоту, которая его окружает. Евгений же полагает, что все эти рассказы о любви, неважно к кому, к женщине или родному краю, не что иное, как романтизм (этому слову он придает нарочито негативный оттенок). Автор тем временем говорит о речках с обрывистыми берегами, прудах с худыми плотинами, низких, покосившихся избенках.

В чем же роль пейзажа в романе «Отцы и дети»? Неужели, изображая нищую русскую деревню, Тургенев испытывал к ней презрение? Едва ли. Писатель любил свою родину, хотя многое его в ней не устраивало. Согласно документальным источникам, именно поэтому он так часто уезжал за границу. В помещичьих кругах в середине XIX века царили косность, ограниченность. Отмена крепостного права не сильно повлияла на мировоззрение русских дворян.

Видеть недостатки своих соотечественников - не значит не любить Родину. Замечать нищету русской деревни - не значит не ценить красоту родного пейзажа. Даже современные читатели, открывая романа «Отцы и дети», созданный более полутора века назад, понимают боль автора. Русская провинция сочетает в себе красоту и уродство, богатство и нищету, яркие живописные пейзажи и страшные картины запустения.

Неисправимый романтик

Вернемся к Николаю Петровичу - герою, который, в отличие от многих других в произведении Тургенева, обрел счастье. К персонажу, вызывавшему пренебрежение Базарова лишь только потому, что читал Пушкина и играл на виолончели.

Николай Петрович имел обыкновение любоваться пейзажем. Ведь он был романтиком. Однажды, в тот самый день, когда возвращается его сын, Кирсанов видит освещенную солнцем рощу, голубое бледное небо. Его охватывают воспоминания об умершей жене. Николая Петровича посещает ностальгия. А вечером, взглянув на небо, он любуется звездами, при этом грустит.

Базаров

Какова роль пейзажа в «Отцах и детях»? Это средство выразительности дает полную характеристику героям. Николай Петрович видит красоту природы. Аркадий украдкой любуется полями и заходящим солнцем. Для Базарова прекрасный русский пейзаж — это всего лишь пустяки.

В жизни молодого врача имеют значение исключительно научные исследования. К речке он ходит не для того, чтобы насладиться красотой утреннего пейзажа. Он отправляется на водоем, дабы раздобыть лягушек, которые необходимы ему для опытов.

Базаров не слышит утреннее пение птиц, а серые ивы, печально наклонившиеся у пруда, не вызывают у него эмоций. Но все же он не окончательный циник. Как бы ни пытался Базаров убить в себе романтика, он видит и чувствует прекрасное.

Павел Петрович

Этот герой совсем не похож на своего брата. Он, в отличие от Николая Петровича, романтиком не был рожден. В тот день, когда его брат был зачарован красотой ночного неба, он тоже неспешно прогуливался по саду. Однако в этой сцене пейзаж служит тонким лирическим комментариям. Павлу Петровичу было тяжело жить, значительно тяжелее, чем он сам полагает.

Немалую роль сыграло описание природы в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. Нелепость этого поединка оттеняет свежий утренний пейзаж: мелкая роса, небесная глазурь, курчавые облака-барашки. Тургенев использовал пейзаж для передачи различных оттенков душевного состояния своих героев.

Сельское кладбище

Трагедия главного героя романа «Отцы и дети» заключается в безграничном одиночестве. Он попытался быть циничным и максимально здравомыслящим. Не признавал чувствительности и романтизма. Все же однажды Базаров влюбился. Его чувство осталось безответным. Одинцова отвергла Евгения, она боялась менять свой привычный уклад жизни. Базаров вскоре заболел, и только перед смертью осознал нелепость своих взглядов.

Нигилист похоронен на маленьком сельском кладбище. Этот унылый пейзаж подчеркивает одиночество, от которого он страдал при жизни. На могилу к нему приходят старики, которые очень любили своего странного, но талантливого сына. Однако даже родители не понимали Базарова. Заключительный пейзаж в произведении Тургенева проникнут скорбными раздумьями и лирической печалью. В этом описание автор внес собственную оценку Базарова и его дела. Все в этой жизни преходящее. Вечна лишь природа, красоту которой яростно отвергал гордый нигилист.

Человек и природа... По-моему, они довольно тесно связаны друг с другом. Когда мы видим, как та или иная личность воспринимает мир природы, мы можем приблизительно охарактеризовать ее. Почти во всех художественных произведениях мы встречаем описание природы, ее «взаимодействие» с героями, но самое главное, что, видя, как тот или иной персонаж воспринимает природу, мы глубже вникаем в его характер, понимаем, почему он так или иначе поступает. Показывая отношение героя к природе, автор «расширяет» его образ, словно бы давая ему дополнительную характеристику. И, конечно, изображение природы дает нам возможность многое понять в самом авторе.
Взаимоотношения человека и природы в романе И. С. Тургенева можно рассмотреть на примере отдельных героев - Базарова, Аркадия, Николая Петровича, Павла Петровича.
Я думаю, что начать следует с Базарова - главного героя романа. Это противоречивая личность: с одной стороны, он все отрицающий нигилист, материалист, но в то же время в нем есть скрытый романтизм, в котором он никогда никому не признается, даже самому себе. В одном из разговоров со своим другом Аркадием он замечает, что «природа не храм, а мастерская» и человек в ней работник, а всякое другое ее восприятие - «пустяки»; в ней нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного человеку. Сирень и акацию Базаров называет «добрыми ребятами» и искренне, по-хозяйски радуется, что принялась отцовская роща - природа должна приносить пользу, в этом ее назначение.
Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается. Но, видно, были в глубинах его души ростки романтизма, которые он не смог заглушить. И мы видим их, когда Базаров влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил романтика в самом себе; и тогда бескомпромиссный нигилист шел в лес, ища рядом с природой одиночества, бродил «ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса ее и себя». Но Базаров ненавидит в себе «глупый романтизм», презирает его, ругает себя.
Базаров беден, его жизнь тяжела, и, по его мнению, у него просто нет времени на романтику.
Совсем не таков его друг Аркадий, который усиленно подражает Базарову, строит из себя сурового, взрослого мужчину. На самом деле он мягкий, нежный юноша. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует ее, правда, скрывает все это, но невозможно скрыть то, что естественно. И, забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает у Базарова: «И природа пустяк?» На что тот отвечает: «...пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь». Но для Аркадия это не так, для него природа - именно «храм», и мы видим, что ему чуждо мировоззрение Базарова, хотя он благоговеет перед ним и подражает ему, чтобы не казаться слабым, не понимая, что это вовсе не слабость. Неожиданно для себя он находит взаимопонимание с Катей, которая тоже любит природу, и это чувство еще более сближает молодых людей.
Отец Аркадия - Николай Петрович - очень схож со своим сыном, он тоже романтик, только не скрывает этого. Николай Петрович любит почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров, у него есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Он старается быть прогрессивным человеком, но не отрекается от того, что ему близко. Николай Петрович удивляется, как можно «не сочувствовать художеству, природе...». Он видит великолепный вечерний пейзаж: освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание, мечта, перед ним предстает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его. У него слезы на глазах, он поднимает их к небу и любуется светлыми звездами. И мы сочувствуем этому человеку, понимаем его. Этот эпизод окончательно раскрывает перед нами натуру Николая Петровича.
Взглянем теперь на его брата, Павла Петровича, который является полной противоположностью Николаю Петровичу. Он сухой, желчный человек, равнодушный к природе, она никак на него не влияет. В тот же вечер, когда его брат мечтает и предается воспоминаниям, Павел Петрович тоже гуляет в саду и также глядит на звезды, но они не вызывают у него никаких переживаний. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа...» Он в чем-то схож с Базаровым, но для него природа даже не «мастерская», а просто фон.
В романе «Отцы и дети» есть прелестные пейзажи. Например, в самом начале романа, когда приезд Аркадия совпадает с наступлением весны: «Все кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы».- Мы как будто слышим журчание ручейка, пение птиц, на нас будто веет весной.
Или описание утра перед дуэлью Павла Петровича и Базарова: «...маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; темная зелень, казалось, еще хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». Как точно схвачены все детали, картина как будто дышит.
Мы видим, что сам автор почитает и ценит природу, тонко ее чувствует и понимает, конечно же, он ближе по духу к Николаю Петровичу и Аркадию.
Но природа для автора не только источник наслаждения, но и тайная, непостижимая сила, перед которой бессилен человек. Все его желания, стремления заранее обречены, так как человек смертен. И лишь одна природа пребывает в вечности: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»

«В минуты музыки...» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Для мировоззрения Н.М. Рубцова характерен элегический взгляд на мир, восприятие окружающей действительности через призму музыки. В стихотворении «В минуты музыки» это печальный плач скрипок, который гармонично сливается с остальными образами звучащего мира: шумом порывистых берез, голосом близкой женщины.

Н.М. Рубцов обостренно ощущал конечность бытия. Мотив прощания буквально кочует из одного стихотворения поэта в другое. Н.М. Рубцова интересует прежде всего блуждание одинокой души лирического героя. Первоначально тема прощания в стихотворении «В минуты музыки » связывается со сценой конкретного расставания героя с любимой женщиной. Общую минорную тональность подчеркивают детали осеннего пейзажа: низкое серое небо, первый снег, шум порывистых берез. Многочисленные повторы («путь без солнца, путь без веры», «в былой любви, в былом хмелю», «как будто вечен час прощальный, Как будто время ни при чем») придают стихотворению мелодическую плавность, музыкальность. Создаваемая автором картина при этом является динамичной. Н.М. Рубцов постоянно углубляет мотив изменчивости, призрачности, зыбкости бытия.

Важно, что тема прощания не заглушает в этом произведении силы любовного чувства лирического героя. В его душе все равно звучит наполненная страданиями музыка скрипок. И каждый раз, когда герой слышит эту печальную музыку, он переносится в воспоминаниях на тот желтый плес, где простился когда-то с возлюбленной.

Путь душевных исканий лирического героя в стихотворении «В минуты музыки» сопоставляется с «путем без солнца, путем без веры Гонимых снегом журавлей». Тревожащие душу воспоминания и печальный плач скрипок вызывают у лирического героя слезы.

В финале произведения тема прощания наполняется иным содержанием: это уже не просто расставание двух близких людей, а размышление лирического героя о вечности прощального часа. Любовная линия сюжета обобщается философским взглядом на мир. Для понимания взглядов лирического героя на мир важна антитеза вечности и зыбкости. Время для него как будто остановилось в миг расставания с возлюбленной. Он и сам осознает глубокое противоречие между своим восприятием времени и его реальным необратимым движением.

Таким образом, элегические размышления лирического героя в минуты музыки о неразрешимых противоречиях между мечтой и реальностью являются, может быть, самыми важными мгновениями в его жизни. В это время герой анализирует свой жизненный путь, вспоминает самые трудные, но в то же время важные моменты и подводит итог прожитым событиям, готовясь к прощальному часу.

«В минуты музыки печальной…» Николай Рубцов

В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей…

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.

Но все равно в жилищах зыбких -
Попробуй их останови!-
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.

И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.

Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем…
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.

Анализ стихотворения Рубцова «В минуты музыки печальной…»

Стихотворение «В минуты музыки» относится к любовно-философской лирике. Его композиция – это ход от частного к общечеловеческому. Сначала Рубцов рассказывает читателям о расставании с дорогой сердцу женщиной. Тяжелое душевное состояние лирического героя усугубляется из-за мрачности пейзажа, который окружал его в тягостную минуту разлуки. Он вспоминает о первом снеге под серым небом, погаснувших полях, отсутствии солнца. Поэт рисует картину поздней осени или ранней зимы в средней полосе России. Природа находится в переходном состоянии. Уже нет той радости от золотых листьев, еще не успела земля полностью укрыться блестящим на солнце снегом.

В третьей строфе лирический герой пытается отказаться от депрессивного мировосприятия, навсегда расстаться с завершившимися отношениями. Он признает, что «слишком любит призраки», что «душа блуждать устала в былой любви, былом хмелю». Тем не менее, навсегда забыть прошлое ему крайне сложно. Периодически воспоминания возвращаются, и нет от них практически никакого спасения. Финальная строфа – философский взгляд на проблему расставания. Рассуждения героя выходят на совершенно иной уровень. Им поднимает сложнейшая проблема течения времени. Когда человек счастлив, минуты летят, торопятся. Целые часы проносятся словно один миг. Иное дело – трудные жизненные ситуации. Когда люди оказываются в них, кажется, будто время замирает, совсем не двигается. Именно так происходит и в час расставания.

Важнейшую роль в стихотворении «В минуты музыки» играет мотив душевных исканий лирического героя. Путь души неявно сопоставляется с путем журавлей, гонимых первым снегом, — «путем без солнца», «путем без веры». Ей сложно найти покой, она блуждает в потемках. Кажется, не в последнюю очередь виной тому давнее расставание с любимой женщиной. Возможно, именно из-за нее душа героя надолго, если не навсегда, потеряла ориентиры.

Стихотворение Рубцова отличает музыкальность. Воспоминания лирического героя – это не только картины природы, но и звуки – «голос женщины прощальный», «шум порывистых берез», плачущие скрипки. Практически в каждой строфе Рубцов использует единоначатие. Встречаются в произведении и другие виды повторов. Их присутствие придает стихотворению музыкальность, плавную песенность. Недаром композиторы не раз брали текст Николая Михайловича за основу для своих композиций.

Давно хотелось написать серию статей с общим названием, вынесенным в заголовок данного материала. Неизвестные большинству почитателей творчества Рубцова строки поэта буквально разбросаны по архивам. Беловые и черновые рукописи стихов, исправленные поэтом машинописные листы, иногда дополняются приписками поэта Николая Рубцова. Нередко находятся несколько версий известных строк поэта, меняющих тональность и существо известных и любимых стихотворений. К известным версиям стихов добавляются четверостишия, затерявшиеся в черновиках. Иногда целые оригинальные стихотворения можно отыскать среди повторов и проб в черновиках поэта. Надо ли знать об этом широким массам читателей? Кто – то скажет ни к чему, а кто - то искренне порадуется возможности заглянуть в творческую лабораторию гения. При всём том никому уже не придёт более в голову говорить только о вдохновенном труде поэта, видя сколько пустой словесной породы проходилось ему отбрасывать при создании своих шедевров. Сколько труда души потребовало от него одно – найти верное слово, выразительную рифму. Не секрет, что Рубцов неоднократно использует полюбившийся ему образ или удачную строчку в разных стихотворениях. Но происходит это не от недостатка воображения, а от сверхзадачи его стихов, в которых он намеренно использует только духовные, понятные народу, простые слова, выражения и образы. Относится последнее утверждение, конечно, только к зрелым стихам Н.М.Рубцова, примерно с 1964 года. Большинство приводимых далее примеров никогда не публиковалось и не учитывалось в исследовательских книгах о поэте Рубцове, они пока неизвестны читателям. Что ж тем интереснее будет желающим познакомиться с ними. В первой статье серии речь пойдёт о стихотворении известном сейчас как «В минуты музыки».

Стихотворение «В минуты музыки». Путь к совершенству

Это стихотворение - безусловный шедевр лирики поэта Н.М.Рубцова, написано летом 1966 года во время пребывания на Алтае. Это следует из датировок произведения, но там не публиковалось. Приоритет первой публикации могут поделить гениальный сборник стихов «Звезда полей» и газета «Вологодский комсомолец» от 2 апреля 1967 года. Стихотворение также публикуется Рубцовым в сборнике «Душа хранит» и включается им в сборник «Зелёные цветы. Название стихотворения также не сразу устоялось. Рубцовские автографы его подписаны как «В минуты музыки печальной», «О жёлтом плёсе, о любви», «Не говорите ни о чём». Гениальный поэт, работая над этим произведением, предстаёт перед нами и как великий труженик поэзии. Анализ процесса написания стихотворения «В минуты музыки» оказался возможным благодаря записным книжкам поэта Рубцова, сохранённым В.В.Коротаевым. Думается пора забывать старые легенды о том, что Рубцов писал всё в голове, без черновиков, просто перебирая варианты в уме. Любой сочиняющий стихи, скажет вам, что важен не только звуковой ряд и воспроизведение стихотворения на слух, но важно и увидеть написанное, оценить ритм, рифмы, общую компоновку строф стиха, а сделать это без записей практически невозможно. Пример из практики того же Николая Рубцова, когда редактор Лиханова поправила в стихотворении «Зелёные цветы» его неловкую строку - «и даже здесь мне что – то не хватает» на печатающуюся сейчас - « и даже здесь чего то не хватает». Стихотворение превратилось в непререкаемое по форме и содержанию. Докажем эти положения на примере стихотворения «В минуты музыки», вернее на примере черновых записей, которые сохранились в трёх блокнотах Николая Рубцова, содержащих рабочие варианты строф и строчек данного стихотворения. Странно, но до сих пор считалось, что стихотворение не имеет вариантов и ранних версий…

Вначале Николай Рубцов нащупывает тему стихотворения. Она его вроде бы удовлетворяет, и он почти набело записывает первый вариант стихотворения. Публикуется впервые. ВГМЗ. Учётная запись 3718360 – 3718361.

В минуты музыки печальной

И шум прерывистый берёз.

Я вижу птиц под небом серым,

Воспринимающих с трудом

Над застывающим прудом.

Молчи, скрипач! Пора настала

Забыть о прошлом навсегда,

Душа и так летать устала

За пищей в прошлые года.

Но плачут, плачут, плачут струны,

И снова видится, как сон,

Что я взволнованный и юный,

Что я отчаянно влюблён.

Но, видимо, поэт не удовлетворён, и сколько же ещё вариантов пробует он для улучшения этого стихотворения, как велика его целеустремлённость, когда чувствуется, что должно получиться нечто стоящее (варианты строф публикуются впервые).

Молчите, скрипки! Пусть не стало

Того, что помнится всегда

Душа и так летать устала

За пищей в прошлые года.

Молчите скрипки!

Не надо музыки, (тогда?)

Душа и так летать устала

За пищей в прошлые года.

Пусть с этой строфой не получается, но Н.М.Рубцов не жалеет времени, бумаги и гонит своё воображение по тернистым дорогам рифм и образов.

Но длится, длится час прощальный

И наша встреча ни при чём.

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

В следующем четверостишии меняется только одно слово во второй строчке «Но наша воля ни при чём» или в следующем пробуется уже другой образ, но продолжения не последовало.

В минуты музыки печальной

Последний вижу пароход…

Рубцов недоволен, особенно долго и мучительно он экспериментирует, переставляет строчки в одной строфе, передвигает строфы для большей художественной выразительности, но цель якобы ускользает и ускользает гармония. Он понимает это и как рыцарь с открытым забралом штурмует неподатливую крепость лирической строфы и всего стихотворения.

И вижу я под небом серым

Птиц, продолжающих с трудом

Свой путь без солнца, путь без веры

Над застывающим прудом.

И нас одних под небом серым

Среди погаснувших полей,

Летящих мимо журавлей.

Вот поэт определился с основными мыслями и строчками строфы. Но вдохновение твердит - пробуй ещё! Далее приводятся шесть вариантов вроде бы уже готовой строфы. Это труд настоящего поэта…

И путь без солнца, путь без веры

Летящих мимо журавлей,

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей…

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых стужей журавлей –

Среди погаснувших полей.

И тишину под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых стужей журавлей.

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых ветром журавлей,

И путь людей под небом серым

Среди погаснувших полей…

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца путь без веры

Гонимых снегом журавлей.

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых ветром журавлей,

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей!

Приведены ещё не все варианты данной строфы стихотворения. Казалось, найдена скрепляющая строфу строка, но и она меняет место, ставится то в начале, то в конце строфы, вдруг появляется неожиданное продолжение и опять всё сначала. А в промежутке между поисками вдруг приходит яркое озарение

Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

И здесь ещё одна строчка

«Но всё равно в жилищах зыбких…»

Она явно требует развития, и оно появится в блокноте, но пока на другой странице черновика Н.М.Рубцова читаем уже окончание будущего стихотворения «В минуты музыки»

И всё равно под небом низким

Я вижу явственно, до слёз

И шум порывистых берёз.

Велико было желание составить из не вошедших строк особый вариант произведения Рубцова. Но сам поэт ушёл из этого сумбура и достиг - таки желаемого равновесия в одном из лучших своих стихотворений. Поэтому оставим эти его поэтические поиски и черновые варианты как пример его редкого трудолюбия. В связи с этим, появляется какая – то уверенность, что Рубцов работал вот также тщательно не только над этим своим шедевром, но и над другими стихами. Просто их черновики были поэтом уничтожены или к несчастью не сохранились из – за отсутствия жилья или места, где их можно хранить. Получается, что в голове Н.М.Рубцов просто шлифовал свои не устоявшиеся строчки, искал те единственные слова среди породы пустых сравнений и эпитетов. Николай Рубцов иногда оставлял ранние версии в их машинописном или рукописном исполнении в своём архиве, дорабатывая их и превращая в более выразительные. Он хранил их, не имея, иногда, возможности перепечатывать свои стихи. Вячеслав Белков говорил, что у Рубцова почти нет отличия чернового автографа от белового. Но возможно, черновиков поэт Рубцов совсем не хранил, не дорожил ими, считал отработанным материалом и выбрасывал. Сохранились воспоминания, в которых фигурируют целые чемоданы рукописей Рубцова, потом куда – то исчезнувшие. Это не касается дорогих для него памятных газетных вырезок, документов, записок друзей и приятелей, писем из издательств и журналов, договоров на издание произведений, других бумаг коих немало собралось в последней квартире поэта на улице Яшина.

И вот перед вами почти законченная первоначальная версия стихотворения пока без даты и без названия. ВГМЗ (Вологодский государственный музей – заповедник) № 3718357.

В минуты музыки печальной

И шум порывистых берёз,

И путь без солнца, путь без веры

Последних птиц под небом серым

Над застывающим прудом,

И холодок снежинок первых

И мрак, нагрянувший потом…

Давно река позарастала,

Давно от плёса нет следа,

Давно душа летать устала

За пищей в прошлые года,

Попробуй их останови!-

Перекликаясь, плачут скрипки

О жёлтом плёсе, о любви,

Как будто время ни при чём…

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём…

В этом блокноте стихотворение «В минуты музыки» записано только в этом варианте. В данном, конкретном случае, Рубцов использует старый блокнот, по–видимому, времен учёбы в Кировском горно–химическом техникуме. Такой вывод можно сделать, сравнив почерк, которым записано это стихотворение и стихотворения «Караваны» и «А чай припахивал смолою». Их красивый юношеский почерк написания и тематика явно отличаются от позднего рубцовского почерка с его характерными особенностями. В этом блокноте просто подвернулось пустое место, и поэт записал данный первоначальный вариант. Но он оказался явно промежуточным на пути к совершенству, хотя первую и две последние строфы Николай Рубцов оставит в окончательном варианте произведения.

Следующий полный вариант стихотворения уже имеет дату написания 30.05.66 и заголовок, отличающийся от общепринятого сейчас. ВГМЗ №3718361.

Не говорите не о чём

В минуты музыки печальной

И шум порывистых берёз…

Давно душа пылать устала, -

Блуждать в былом, как во хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких –

Попробуй их останови!-

Перекликаясь, плачут скрипки

О жёлтом плёсе, о любви,

И всё равно под небом низким

Я вижу явственно, до слёз

И шум порывистых берёз,

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём.

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём…

Но и в этом варианте, содержащем только пять строф, есть разночтения с окончательным вариантом из шести строф. Они касаются второй строфы. Вариант записан Николаем Рубцовым без исправлений и по сути является беловым, хотя также промежуточным. В таком виде он просуществовал только сутки, ибо уже 31. 05.66. Рубцов пишет ещё один беловой полный текст стихотворения, назвав его «В минуты музыки печальной». В этом почти окончательном варианте поэт снова вернулся к строке над которой так много работал, сделав её второй и внёс окончательную корректировку в третью строфу, которая приобрела классический вид и сейчас так и печатается повсеместно. Итак, вариант окончательный датируется автором 31.05.66 . ВГМЗ №3718361.

В минуты музыки печальной

В минуты музыки печальной

И шум порывистых берёз.

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых ветром журавлей

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей!

Давно душа блуждать устала, -

В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких –

Попробуй их останови!-

Перекликаясь, плачут скрипки

О жёлтом плёсе, о любви,

И всё равно под небом низким

Я вижу явственно, до слёз

И шум порывистых берёз,

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём.

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём…

Стихотворение получилось, всё встало на свои места. Но вот второе четверостишие всё равно не даёт покоя поэту. И он его ещё раз совершенствует, переставляя строчки в строфе. И вот в этом совершенном варианте оно печатается в «Звезде полей». Слова «гонимые ветром» всё же заменяются на «гонимые снегом».

Итак, в данной работе мы вспомнили ранние и дорабатываемые поэтом версии стихотворения «В минуты музыки». Приведены все промежуточные, записанные поэтом варианты стихотворения, бывшие итогом его стихотворного труда лишь короткое время. Щедрый талант Рубцова предоставил исследователям такую редкую возможность – заглянуть в его черновики, практически в творческую лабораторию. В этом смысле наиболее важны те подписанные и датированные беловые версии, которые сам поэт на определённом этапе считал завершённым стихотворением. В этой работе приведены этапы черновой работы поэта Рубцова над одним из его самых совершенных стихотворения. Что же ищет поэт? Конечно и неожиданное сильное продолжение, развитие темы, лирические мотивы, наибольшую выразительность, ускользающую достоверность, но самое главное поэт ищет и находит лад стихотворения, его музыку, настроение. Николай Рубцов мучительно ищет высокие и простые слова увядающей природы, образа человека, в ней растворённого и те звуки небесные, которые только он и слышит. Но эти же звуки не дают ему сфальшивить, взять неверную ноту внутри произведения. Рубцов чувствует рождение хорошего произведения, достойного его таланта и он готов работать над словом – образом до изнеможения. Благо на сей раз под рукой не только его память, под рукой блокноты и ручка, которыми, видимо, его снабдили его алтайские друзья.

Рубцов записывает все этапы творческого процесса работы над стихотворением «В минуты музыки». Сегодня эти стихи поют и классические певцы и барды, и народные исполнители. Стихотворение никого не может оставить равнодушным. Прочитав этот материал, придётся расстаться с некоторыми легендами о поэте и предстоит понять, что классическая чеканность и якобы простота рубцовских строк это не только его огромный талант, но и тяжелейшая работа над словом и образом. Такой вывод прямо таки кричит из рубцовских черновиков доступных на сегодняшний день исследователям его творчества.