Порядок вступления в орден россиян. Примечание Я. Грота

История пребывания ордена иоаннитов в России довольно коротка, особенно в сравнении с общей тысячелетней историей этой странствующей корпорации. Чтобы уяснить причины, по которым рыцарство забралось так далеко от давно облюбованного им Средиземноморья, заглянем в глубину веков.

В 1023 году египетский халиф Али аль-Заир позволил итальянским купцам из Амальфи восстановить в Иерусалиме старинный госпиталь (от латинского hospitolis - гость, то есть речь идёт прежде всего о гостинице), за пятьсот лет до того учреждённый там папой Григорием Великим для христианских паломников, посещающих Святую землю . Происхождение имени иоаннитов исследователи объясняют по-разному. Согласно одной из популярных версий, их постоялый двор располагался на месте древнего монастыря Святого Иоанна , от которого столетие спустя название перешло, выражаясь современным языком, к частному охранному предприятию, так как во взбудораженном Первым крестовым походом Израиле паломникам требовалась помимо крова и медицинской помощи уже и вооружённая охрана.

С той поры иоанниты, иначе называемые госпитальерами, наряду с орденом Храмовников , пресловутыми тамплиерами принимали деятельное участие в защите новоиспечённого Иерусалимского королевства . Рыцарей, покрытых красными плащами с восьмиконечными белыми крестами (они символизируют восемь рыцарских добродетелей: веру, милосердие, правду, справедливость, безгрешие, смирение, искренность и терпение), можно было видеть сражающимися и на равнинах Палестины , и в горах Ливана , и в дельте Нила , у стен осаждённой христианами Дамиетты . Нередко в кровавых столкновениях с воинами Пророка иоанниты, прикрывая отступление единоверцев, погибали почти поголовно, однако их организация каждый раз возрождалась, пополняясь вновь и вновь прибывающими из Европы крестоносцами. Более набожные и благочестивые, нежели основная разнородная масса двинувшихся на покорение Востока европейцев, члены ордена, подчиняясь утверждённому римским папой строгому уставу, не позволяли себе обычных по тому тёмному времени зверств, поэтому, когда в 1187 году Иерусалим всё-таки пал, покоритель его Саладин великодушно разрешил госпитальерам продолжить в городе их гуманитарную миссию.

Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Гравюра XIX века

Недолго орден ещё держался в своих владениях на палестинском побережье, а затем через Кипр принужден был перебраться на остров Родос , где в продолжение двух столетий противостоял теперь уже исламской экспансии, последовательно отразив нападения египетского и турецкого султанов. Особенно сложно было справиться с Мехметом II , покорителем Константинополя . Третье же вторжение, произведённое в 1522 году руководимыми султаном Сулейманом Великолепным турками, заставило рыцарей после полугодового сопротивления оставить и Родос . Правда, через семь лет они получили от испанского короля Карла , воссевшего в тот год на престол Священной Римской империи , роскошный подарок - остров Мальту . Интересно, что владение было предоставлено в аренду, но плата взималась чисто символическая: ежегодно на Сицилию с Мальты отправляли по одному соколу. Однако развить гостиничный бизнес на средиземноморском курорте госпитальерам не пришлось: уже 1565 год вошёл в европейскую историю как Год Великой осады Мальты . Сорокатысячная турецкая армия несколько раз безуспешно штурмовала укрепления рыцарей, численно уступавших туркам в четыре раза. Мужество защитников и полководческий гений их Великого магистра де ла Валетта , именем которого названа островная столица, оградили в ту пору не только Мальту , но и Сицилию (тамошний вице-король от страха так и не сподобился прислать подкрепление осаждённым мальтийцам), и Неаполь , да, пожалуй, и всю христианскую Европу от воинствующего исламизма.

Сражение при Лепанто 1571 года, крупнейшая морская битва XVI столетия, в которой на стороне Священной лиги участвовали и мальтийские рыцари, хоть и не оказало решающего влияния на исход той турецко-венецианской войны, однако во многом предопределило ослабление турецкой мощи на Средиземноморье и, как следствие, постепенную размилитаризацию ордена, чаще называемого в ту пору уже Мальтийским . Рыцари теперь боролись в основном с морскими разбойниками, а заодно и пиратствовали сами, чаще всего разоряя берега Северной Африки .

К концу XVIII века военная слава иоаннитов померкла, героический дух сделался достоянием истории, так что Наполеону не стоило никакого труда по пути в Египет захватить Мальту : остров сдался французам без боя. Снова лишённые отечества, рыцари возложили все свои надежды на очередного и довольно неожиданного покровителя - русского царя Павла . Но тут мы забегаем немного вперёд…

Сношения России с Мальтийским орденом начались ещё при Петре I . В 1698 году боярин Борис Петрович Шереметев отправился в Европу с дипломатической миссией, посетил Рим и Венецию , а затем завернул и на Мальту - целью посольства было прозондировать почву для сколачивания антитурецкой коалиции. Встретили русского дипломата на острове с «преизрядными яствами и питием и конфетами разными». А на прощание подарили знаки ордена - украшенные бриллиантами звезду и крест на чёрной («монашеской») ленте.

Новый виток русско-мальтийской дружбы относится ко времени царствования Екатерины II . Русские офицеры посылались тогда на остров для прохождения морской практики, а некоторые добровольцы-иоанниты отправлялись служить на российский флот, как, например, граф де Литта , которого упомянем ещё и далее. В 1770-х годах орден втянулся в тяжбу за наследство польского князя Острожского , завещавшего всё своё имение мальтийцам в случае пресечения его потомства по мужской линии. При помощи императрицы иоанниты утвердили свои права в Польше и даже образовали на её территории одно из своих отделений - великих приорств. Когда же в результате так называемого второго раздела Польши острожские земли вместе с Волынью достались России , то орден иоаннитов стал уже напрямую зависеть от Петербурга , что вскоре сыграло рыцарям на руку.

Взошедший на русский престол после смерти матери император Павел при всей своей непредсказуемости был, однако же, последовательным сторонником и благодетелем иоаннитов. Один из его учителей оставил в своём дневнике любопытную информацию к размышлению (запись сделана в феврале 1765-го, когда великому князю шёл одиннадцатый год): «Читал я его высочеству Вертотову историю (имеется в виду «История мальтийских рыцарей» в 14 книгах аббата Рене Обера де Верто. - М.Л. ) об ордене мальтийских кавалеров. Изволил он потом забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером мальтийским». Как многое у Павла , детское увлечение впоследствии приняло серьёзную форму (вспомним «забавы» его с орденом Святой Анны , который он повелел своим друзьям прикручивать к эфесам шпаг таким образом, чтобы это никому постороннему не было заметно, а в дальнейшем такое ношение награды стало официальным). Сделавшись императором, Павел осыпал орден разнообразными милостями (конвенцию «Об установлении сего Ордена в России» он подписал ещё даже до своей коронации). Повысился более чем вдвое доход с польских имений иоаннитов, для чего великое приорство польское преобразовано было в российское (российско-католическое) с десятью командорствами вместо прежних шести. А затем в Петербург прибыл с Мальты посол - выслужившийся в России до адмиральского чина граф де Литта , который преподнёс Павлу давно обещанный титул протектора ордена и долгожданные орденские знаки. Кроме Павла мальтийскими кавалерами стали его старшие сыновья, Александр и Константин Павловичи , государственный канцлер князь Александр Безбородко , вице-канцлер князь Алексей Куракин и несколько других лиц. В тот же день протектор привёл к присяге командоров нового российского приорства - на сей раз уже православного, что выглядело, мягко говоря, странным в общей структуре римско-католического ордена.


Крест Мальтийского ордена Святого Иоанна Иерусалимского императрицы Марии Фёдоровны

Таким образом, орден этот примкнул к российской наградной системе, преобразованной Павлом чуть раньше, в апреле того же 1797 года. В день коронации, 5 апреля, русский монарх подписал известное «Установление для российских орденов»: большинство прежних государственных наград превратилось в разные степени единого Российского кавалерского ордена. Орден Святого Андрея стал отныне дополнительно именоваться «орденом 1-го класса», Святой Екатерины - «2-го», Святого Александра Невского - «3-го», Святой Анны - «4-го класса». Был создан чёткий иерархический порядок внутри единого кавалерского ордена, где, однако, не нашлось места наиболее почитаемым наградам - «Святому Георгию» и «Святому Владимиру» . Так Павел расправился с ненавистным ему материнским наследием: за георгиевскими и владимирскими кавалерами сохранялись их привилегии, вручение же этих орденов не производилось вплоть до смены правителя.

Итак, не сделавшись частью русской системы наград, тем не менее занял в ней особое место: он стоял по важности вслед за орденом Святой Анны I степени. А вскоре с потерей Мальты и изгнанием с неё рыцарей (отбившие остров у французов англичане и не подумали возвращать его иоаннитам) император Павел был избран Великим магистром (правда, римский папа не утвердил православного самодержца в этом звании). Рядом со своим гатчинским дворцом он велел построить для размещения администрации русского приорства специальную резиденцию. Оригинальный замок, возведённый из прессованного суглинка по проекту архитектора Николая Львова , и по сей день является одним из перлов туристической Гатчины .

В списке русских кавалеров Мальтийского креста немало славных имён. Мы коротко остановимся только на двух, обойти которые в нашей истории никак нельзя: Александр Суворов и Гавриил Державин . В 1794 году (внимание: ещё до воцарения Павла и учреждения Мальтийского ордена в России !) при штурме Варшавского предместья гениальный наш полководец не пожалел желчи. По рассказу, сохранённому Денисом Давыдовым , «обратясь к графу Кинсону (в то время граф Виктор Кинсон был мальтийским полковником, впоследствии же, перейдя на русскую службу, он сделался командиром Ингерманландского драгунского полка и генерал-майором. - М.Л. ), Суворов спросил его: “За какое сражение получили вы носимый вами орден и как зовут орден?”. Кинсон отвечал, что орден называется Мальтийским и им награждаются лишь члены знатных фамилий. “Какой почтенный орден! - воскликнул Суворов . - Позвольте посмотреть его”. Сняв с Кинсона , он показал его всем, повторяя: “Какой почтенный орден!”. Обратясь потом к прочим присутствующим офицерам, он стал их поодиночке спрашивать: “За что получили вы этот орден?” - “За взятие Измаила , Очакова и прочее”, было ответом их. “Ваши ордена ниже этого, - сказал Суворов . - Они даны вам за храбрость, а этот почтенный орден дан за знатный род». Язвительность, однако, не помешала хитроумному Александру Васильевичу , получив точно такой же восьмиконечный крест из рук государя, постоянно носить его. Современник, описывая пребывание Суворова в Вене перед Итальянским походом, отметил на его шее «Мальтийский крест на широкой черной ленте».

Не менее чуткий к политическим ветрам, Гавриил Романович Державин (кстати, близкий друг Львова, строителя Приоратского замка) отметился одой «На поднесение его императорскому величеству великого магистерского ордена святого Иоанна Иерусалимского и на победу, над Французами российским флотом одержанную 1798 года» (под таким названием это сочинение, более известное как ода «На Мальтийский орден», было в год написания опубликовано в III книжке альманаха «Аониды»).

…Кто ж горня Иерусалима
Наследник сей и друг Христов?
В ком доблесть благодати зрима
И соподвижник кто Петров?
Не тот ли, сердца нежна свойства
И чувства жалости, геройства
В святой душе что совместил,
Отверз отеческие длани,
Приемлет странников без дани
И душу рыцарств воскресил?

В художественном отношении эта державинская ода, конечно, уступает более известным его творениям и ныне обратила бы на себя внимание, пожалуй, разве что слишком по-современному звучащей фразой «Идут Американцы в бой», но в своё время не осталась незамеченной тем, кому предназначалась: чуткому Гавриилу Романовичу был пожалован с бриллиантами и, по сложившейся уже доброй традиции, осыпанной бриллиантами табакеркой.

«Соподвижник Петров» между тем устроил в своём новеньком Михайловском дворце отдельный от Большого тронного Мальтийский зал - для рыцарских церемоний, но воспользоваться им не успел: 24 марта (по новому стилю) 1801 года Павел был задушен вломившимися в его покои заговорщиками. Сын и преемник его Александр восстановил в правах «боевые» русские ордена, а родовитый , как и сам рыцарский орден, постепенно лишил всех прежних милостей. Молодой царь изначально не пожелал принять титул Великого магистра , потом отказался и от звания протектора, а после поражения Наполеона , когда нужда в Мальте окончательно отпала, да и с прибравшими остров к рукам англичанами ссориться было некстати, деятельность иоаннитов в России постепенно свелась к нулю. Бывший мальтийский посол Литта сделался членом Государственного совета и обер-камергером, удостоился высшей российской награды - ордена Святого Андрея Первозванного . А через четверть века в реестре вещей Александра I , хранившихся после его смерти (или исчезновения - как хотите) в Петербургском арсенале, «крест мальтийский» был обозначен на предпоследнем месте, перед тремя шитыми звёздами «неизвестного ордена».

В настоящее время иоанниты разбросаны по миру, резиденция же их Великого магистра располагается при папском престоле - в римском Ватикане .

*В шапке: Иерусалим. Вид на Елеонскую гору. Наши дни



Орден святого Иоанна Иерусалимского

Орден святого Иоанна Иерусалимского

Официальное полное название - Суверенный военный гостеприимный орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты , - итал. Sovrano militare ordine ospedaliero di San Giovanni, di Gerusalemme, di Rodi e di Malta, - фр. Ordre souverain militaire hospitalier de Saint-Jean, de Jérusalem, de Rhodes et de Malte .

История

Историю Ордена Святого Иоанна Иерусалимского обычно начинают отсчитывать с XI века, однако первое упоминание о нем относится еще к четвертому столетию, когда к святым местам Палестины устремились христианские паломники. Первоначально Орден возник как братство монахов с больницей для пилигримов: тогда в Иерусалиме был основан странноприимный дом (госпиталь), отсюда произошло и второе название рыцарей-иоаннитов - госпитальеры. Госпиталь размешался недалеко от Храма Гроба Господня и состоял из двух отдельных зданий - для мужчин и для женщин. Госпитальеры взяли на себя заботу о паломниках, прибывающих на Святую землю, обеспечивали их жильем и питанием, лечили заболевших. Долгое время забота о больных и паломниках стояла у госпитальеров на первом месте, и бедных они называли «господами», а себя именовали «слугами». Печать Ордена Святого Иоанна Иерусалимского изображала лежащего больного со светильником в ногах и крестом в изголовье. Монахи носили длинный черный суконный плащ с узкими рукавами (в знак жизненных тягот) и с нашитым на груди восьмиконечным полотняным крестом, белый цвет которого символизировал их целомудрие. Четыре направления креста олицетворяли главные христианские добродетели (благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание), а восемь концов его - это восемь благ, обещанных Иисусом Христом всем праведникам. В 1070 году купец Панталеон Маури из итальянского города Амальфи <По другим источникам купцов было несколько.> основал новый госпиталь или, что тоже вполне вероятно, восстановил старый, уничтоженный по приказанию халифа Хакима. Значение братства госпитальеров особенно возросло в эпоху крестовых походов. В середине июля 1099 года крестоносцы после долгой осады и ожесточенного штурма взяли Иерусалим . Легенда рассказывает, что брат Жерар, глава монашеского общества, самоотверженно пытался помочь своим единоверцам. Он знал, что среди осаждавших начался голод, и стал сбрасывать со стен города на головы крестоносцев свежевыпеченный хлеб. Брата Жерара схватили, и ему угрожала смерть, однако он был избавлен от нее чудесным образом: на глазах судей, перед которыми он предстал, хлеб снова превратился в камни.

Деятельность

Первым государем Иерусалимского королевства стал герцог Готфрид Буйонский. Когда он посетил странноприимный дом, то увидел здесь много раненых соотечественников, и для упрочения положения госпиталя подарил ему деревню Сальсола, располагавшуюся в окрестностях Иерусалима. Четыре рыцаря-крестоносца из свиты герцога добровольно остались у Жерара де Торна и отказались от всего мирского, приняв монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия. Впоследствии братство стало принимать в свои ряды и других рыцарей, чтобы те защищали паломников. После первого крестового похода благотворительные обязанности рыцарей-госпитальеров отодвинулись на второй план, и к середине XII века Орден превратился в мощное дисциплинированное воинское объединение, а попечением за паломниками и больными стали заниматься монахи. Окончательная трансформация Ордена Святого Иоанна Иерусалимского завершилась при Раймунде де Пюи, который принял титул «магистра Ордена» и выработал его первый устав, разграничивавший функции священников и мирян. Еще в 1130 году римский папа Иннокентий II утвердил знамя Ордена - белый крест все той же формы на красном фоне, а через 4 года специальной буллой Орден Святого Иоанна Иерусалимского перешел под непосредственное подчинение Святого престола. В 1153 году папа Анастасий IV утвердил разделение мирян на рыцарей и оруженосцев. Изменилась и форма их одежды: для церковных служителей по-прежнему осталась черная сутана, а рыцари облачились в малиновый супервест, поверх которого надевались латы. Неизменным для всех оставался лишь белый восьмиконечный крест на груди. <Для рыцарей белый цвет креста стал символизировать безупречность рыцарской чести на кровавом поле войны.> Чтобы пресечь любую возможность отклонений от предписанной одежды и используемой для ее шитья материи, были разработаны строгие инструкции. После завоевания Иерусалима войсками султана Салах-ад-Дина рыцари-иоанниты были вынуждены покинуть свою резиденцию и перебрались сначала на Крит, а в 1308 году отняли у турок остров Родос . Впоследствии их новым пристанищем стал остров Мальта , где и сложилась окончательная структура Ордена. Генеральный капитул Ордена стал законодательным органом <Раньше он иногда действовал и как совещательный орган.>, избиравшим Великого магистра.

Мальтийский крест и Россия

Первые официальные связи России с мальтийцами относятся еще к концу XVII века. Сначала на Мальте побывал русский стольник П.А. Толстой, а в апреле 1697 года здесь с большим почетом принимали Б. П. Шереметева. Рыцари высоко оценили визит русского посланника, как признак того, что их знают и чтут повсюду, даже в далекой России. Великий магистр Ордена возложил на русского посла крест Святого Иоанна Иерусалимского, украшенный бриллиантами, и вручил ему патент на кавалерское достоинство - в знак признания растущего могущества и влияния России. Таким образом, первым Мальтийским кавалером России стал граф Б.П. Шереметев. Через сто лет, в конце ноября 1796 года, в Санкт-Петербург прибыл граф Ю. П. де Литта, представитель Мальтийского ордена <Одновременно он был и адмиралом российского флота, так как в Русско-турецкой войне добровольцем участвовал на стороне России.>, с просьбой к Павлу I принять на себя покровительство Ордену. Павлу I были преподнесены священные реликвии Великого магистра Ла Валлетта - крест и кольчуга. Поэтому, когда в начале 1798 года французская эскадра во главе с Наполеоном захватила Мальту, русский император счел это личным оскорблением. Он принял предложение мальтийских рыцарей стать главой их Ордена: 29 ноября 1798 года состоялась торжественная церемония принятия Павлом I титула Великого магистра, и в тот же день был обнародован указ об учреждении в России ордена Святого Иоанна Иерусалимского. При Павле I орден Святого Иоанна Иерусалимского сделался в России высшим знаком отличия как за военные подвиги, так и за гражданские заслуги, хотя здесь с ним и соперничал орден Святой Анны. Пожалование «командорства» считалось едва ли не выше награждения орденом Андрея Первозванного, ведь в этом выражалось еще и наивысшее личное благорасположение императора. Орден разделялся на три степени и имел традиционные наградные знаки - крест, звезду и ленту. Большая командорская степень имела золотой восьмиконечный крест с раздвоенными концами (как «ласточкин хвост»), залитый с обеих сторон финифтью. В углах соединения лучей креста помещались золотые лилии, верхний луч креста увенчивала большая корона европейского типа с роскошным «трофеем» из рыцарских доспехов, тоже покрытых белой финифтью. Иногда орденский крест жаловали с бриллиантами, что повышало его класс. Большой командорский крест носили на шее на широкой черной ленте. Командорский крест был несколько меньшего размера и с менее насыщенным атрибутами «трофеем». Его тоже носили на шее на черной, но уже более узкой ленте. Кавалерский знак представлял собой золотой крест, увенчанный короной и покрытый белой финифтью; его носили на груди на узкой орденской ленте. Ко всем степеням Мальтийского ордена присоединялась золотая звезда в виде Мальтийского креста, которую носили на левой стороне груди левее других звезд. Орденом Святого Иоанна Иерусалимского могли награждаться и дамы, для чего был установлен знак двух степеней: Большого креста и Малого креста. Кавалерственные дамы Большого креста носили орден на черной муаровой ленте через левое плечо, дамы Малого креста носили знак отличия на банте из орденской ленты на левой стороне груди. Были установлены и особые орденские мундиры, но письменных указаний по их поводу не сохранилось, и о внешнем виде мальтийского орденского мундира сейчас можно судить только по парадным портретам конца XVIII - начала XIX веков. Как предполагает исследователь Л.Е. Шепелев, это мог быть красный длинный кафтан с черным бархатным воротником, лацканами и обшлагами, пуговицами с изображенным на них Мальтийским крестом, легкими эполетами с кистями и нашитым на левой стороне груди маленьким белым матерчатым Мальтийским крестом. Кроме мундира кавалерам ордена Святого Иоанна Иерусалимского полагалась черная бархатная мантия с нашитым на левом плече Мальтийским крестом. <Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. - Л., 1991.> Лента к ордену Святого Иоанна Иерусалимского полагалась черного цвета (монашеская), что совсем не соответствовало эстетическим нормам русского духа, национального мировоззрения и всей жизнеутверждающей символике наградной системы России. Ведь черный цвет на Руси всегда считался цветом траура и смерти, да и форма Мальтийского креста сильно отличалась от православного. Однако Павел I Мальтийскому ордену всегда отдавал предпочтение. В Петербурге он подарил Ордену дворец графа Воронцова, располагавшийся на Садовой улице против Гостиного двора. Позади дворца был разбит сад и построена часовня, которая позже стала называться Мальтийской церковью. Мальтийскому ордену были переданы во владение и другие дома, а также определены весьма значительные денежные доходы. Для православного и католического командорств Ордена, которые существовали в России, император передал 50000 крепостных крестьян и земли в разных частях империи. Весь доход от их труда шел в казну Ордена и отдельным его членам. Для нижних воинских чинов Павел I установил донат ордена Святого Иоанна Иерусалимского, который представлял собой маленький медный восьмиконечный крестик (размером всего в 2,5 см). Три луча его (два поперечных и один нижний) с обеих сторон были залиты белой финифтью, верхний же луч оставался без финифти. В углах соединения лучей креста помещались украшения, стилизованные под лилии. На оборотной стороне указывался порядковый номер. Этот знак носили в петлице или на узкой черной ленте. Императорским указом донаты стали выдаваться «всем нижним чинам Российской армии за двадцатилетнюю службу взамен знака отличия ордена Святой Анны, для сего установленного». Однако такое положение сохранялось недолго, так как после смерти награжденного донат возвращался в Капитул Российского кавалерского ордена. При Павле I Мальтийским крестом украсился и герб России, а звание «Великий магистр ордена Святого Иоанна Иерусалимского» было включено в официальный титул российского императора. Однако орден Святого Иоанна Иерусалимского просуществовал в России недолго. Вступивший в 1801 году на престол император Александр I сразу же сложил с себя звание Великого магистра мальтийских рыцарей и убрал чужеродный крест с государственного герба. В 1810 году был обнародован высочайший указ о прекращении награждений Мальтийским орденом, а в 1817 году он был объявлен несуществующим в Российской империи и все его денежные средства были переданы в государственную казну. Хотя орден Святого Иоанна Иерусалимского, как российская награда, просуществовал недолго, кавалерами его стали многие выдающиеся люди России. При Павле I русский полководец А.В. Суворов был в опале, но именно этот император пожаловал ему Большой командорский крест. Мальтийским орденом были награждены адмирал Ф. Ф. Ушаков, фельдмаршал М. И. Кутузов, П. И. Багратион и другие прославленные россияне. --LokiForever 21:02, 2 ноября 2009 (UTC)

  • Мальтийский орден - первоначальный орден мальтийских рыцарей.
  • Орден Святого Иоанна, Иерусалимский - британский орден, основанный в XIX веке.
  • Орден Святого Иоанна Иерусалимского - орден Российской империи, существовавший в 1798-1817 годах.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Орден святого Иоанна Иерусалимского" в других словарях:

    Орден Святого Иоанна Иерусалимского: Официальное полное название Мальтийского ордена Суверенный военный гостеприимный орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты Орден Святого Иоанна Иерусалимского британский орден,… … Википедия

    Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/25 марта 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей… … Википедия

    Иерусалимского (Великобритания) Орден Святого Иоанна (Бранденбургский бейливик) … Википедия

    Орден Святого Иоанна известен в Германии как Johanniterorden . Полное название звучит так Balley Brandenburg des Ritterlichen Ordens Sankt Johannis vom Spital zu Jerusalem (Бранденбургский бейливик благородного ордена госпиталя Святого Иоанна… … Википедия

    Орден Святого Иоанна известен в Грмании как Der Johanniterorden . Полное название звучит так Balley Brandenburg des Ritterlichen Ordens Sankt Johannis vom Spital zu Jerusalem (Бранденбурский Бейливик Благородного Ордена Госпиталя Святого Иоанна… … Википедия

Орден Святого Иоанна Иерусалимского, позже названный также Мальтийским орденом, возник в Иерусалиме в 1048 г. как организация благочестивых рыцарей и преследовал благотворительные и религиозные цели. В 1099г. Иерусалим был захвачен крестоносцами, и орден превратился в военно-духовную общину. Первый Статут ордена был издан в 1153 г. Главной задачей ордена была борьба с магометанами. После занятия Иерусалима в 1187 г. мусульманами орден перебрался на о. Крит. Затем резиденция ордена размещалась на о. Родос, а с середины XVI века – на о. Мальта. С этих пор орден получает название Мальтийский. Главой исполнительной власти ордена был Великий магистр. Он был признан в Европе державным государем и среди членов ордена обладал огромными правами.

В 1697 г. Петр I отправил боярина Бориса Петровича Шереметева с дипломатической миссией в несколько европейских государств, в т. ч. к Папе Римскому Иннокентию ХII и венецианскому дожу. Б. П. Шереметев должен был наладить дипломатические и военные отношения с Мальтийским орденом как с потенциальным союзником в борьбе против Турции. 19 апреля 1697 г. отряд военных судов о. Мальты приветствовал пушечной стрельбой корабль российского посланника. Б. П. Шереметев дважды был принят главой ордена, гроссмейстером Раймондом де Перейлосом де Рокафюлем. При второй аудиенции в знак приязни к России на посла Петра I был возложен крест Святого Иоанна Иерусалимского, украшенный бриллиантами.

С течением времени связи Мальтийского ордена с Россией укреплялись, особенно во времена правления Екатерины II, которая посылала на Мальту на практику морских офицеров. Был заключен официальный союз, направленный против Турции. И хотя к совместным действиям союз не привел, но в войне с турками на стороне России участвовали несколько офицеров-добровольцев Мальтийского ордена. Среди них был граф Юлий де Литта, который с 1789 по 1793 гг. служил на российском флоте и отличился в нескольких сражених, за что был награжден золотой шпагой "За храбрость", орденом Св. Георгия 4-й ст. и званием контр-адмирал.

В 1796 г. граф Юлий Помпеевич де Литта (так его звали в России) снова появляется в России уже как представитель Мальтийского ордена и как адмирал российского флота с целью заключить конвенцию с Россией о "восстановлении в пределах Российской империи великого приорства и возглавить этот приорат как кавалер Большого креста". Вместе с тем граф привез с собой знаки ордена для Павла I и членов его семьи, прося при этом принять на себя покровительство ордену. На российского императора был возложен древний крест Великого магистра (теперь этот знак ордена находится в Московской Оружейной палате). И уже Павел I, как член Мальтийского ордена, возложил знаки его на супругу и старшего сына Александра. Младший сын Константин и Великие княжны получили знаки ордена чуть позже из рук графа де Литта.

Павел I учредил два орденских приорства: католический в Польше и православный в России. 4 января 1797 г. российский император подписал конвенцию, по которой Мальтийский орден получал значительные права и денежные дотации из России. Орден получил Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге. Все это явилось частичной компенсацией ордену, чьи владения были конфискованы в ходе революции во Франции. К тому же, покровительствуя Мальтийскому ордену, Павел I рассчитывал создать в России мощное рыцарское сословие, которое стало бы помощником императору в борьбе с распространявшимися в Европе революционными идеями.

15 августа 1798 г. в Санкт-Петербурге состоялось собрание высших российских сановников и кавалеров ордена, на котором было решено сместить бывшего Великого магистра иоаннитов Фердинанда Гомпеша, обвинив его в "глупейшей беспечности", приведшей к изгнанию мальтийских рыцарей с острова, и просить императора Павла I принять на себя сан Великого магистра ордена. Павел I удовлетворил эту просьбу и 29 ноября 1798 г. в Большом тронном зале Зимнего дворца в торжественной церемонии возложил на себя высшие орденские регалии: мантию, корону, меч и крест. В тот же день был обнародован указ об официальном учреждении в России ордена Святого Иоанна Иерусалимского. По этому поводу Г. Державин сочинил поздравительную оду и за это был удостоен креста Мальтийского ордена с бриллиантами.

Знак 1-й степени (Большой Командорский крест) представлял собой золотой крест, восьмиконечный, с раздвоенными концами.

С обеих сторон он был покрыт белой финифтью. В углах лучей креста помещался орнамент в виде золотых лилий. Верхний луч креста был увенчан большой короной европейского образца, над которой помещались "трофеи" из рыцарских доспехов, украшенные цветной финифтью. Крест носился на широкой черной муаровой ленте.

Знак 2-й степени (Командорский крест) представлял собой крест, подобный знаку 1-й степени, но с менее богатыми рыцарскими "трофеями", без цветной финифти. Носился он на шее на более узкой орденской ленте.

Знак 3-й степени (Кавалерский крест) представлял собой золотой крест, покрытый белой финифтью и увенчанный короной. Носился он на груди на узкой орденской ленте.

Орден Св. Иоанна Иерусалимского в те времена был практически высшей наградой империи, которая выдавалась за гражданские и военные заслуги. Император Павел I ни разу никого не пожаловал орденами Св. Георгия и Св. Владимира, учрежденными Екатериной II, хотя они и не были упразднены. Остальные ордена – Св. Андрея Первозванного, Св. Екатерины, Св. Александра Невского и Св. Анны – были объединены в единый кавалерский орден, став в нем лишь различными "наименованиями" или "классами". Пожалование Командорского знака по своему значению превосходило награждение орденом Св. Андрея Первозванного, поскольку таким награждением государь выказывал свое расположение к кавалеру. Так, введение в России иностранного по происхождению ордена и превосходство его над другими российскими наградами принижало роль отечественных орденов.

После смерти Павла I престол унаследовал его сын Александр I, который 16 апреля 1801 г. объявил себя протектором ордена. Однако уже в 1803 г. он убрал из Государственного герба Мальтийский крест и сложил с себя полномочия Великого магистра. Дом ордена был сдан в казну, дела – в архив, а регалии – в Оружейную палату. В 1810 г. последовал Высочайший Указ о прекращении награждения орденом, а 20 января 1817 г. Государь Император Высочайше утвердил положение комитета министров, согласно которому орден прекратил свое существование в России. Наследники родовых командорств потеряли право на это звание и на ношение знаков ордена. Но интересно, что красные мальтийские ливреи лакеи Зимнего дворца носили вплоть до 1917 г.

Пребывания ордена иоаннитов в России довольно коротка, особенно в сравнении с общей тысячелетней историей этой странствующей корпорации. Чтобы уяснить причины, по которым рыцарство забралось так далеко от давно облюбованного им Средиземноморья, заглянем в глубину веков.

В 1023 году египетский халиф Али аль-Заир позволил итальянским купцам из Амальфи восстановить в Иерусалиме старинный госпиталь (от латинского hospitolis - гость, то есть речь идёт прежде всего о гостинице), за пятьсот лет до того учреждённый там папой Григорием Великим для христианских паломников, посещающих Святую землю. Происхождение имени иоаннитов исследователи объясняют по-разному. Согласно одной из популярных версий, их постоялый двор располагался на месте древнего монастыря Святого Иоанна, от которого столетие спустя название перешло, выражаясь современным языком, к частному охранному предприятию, так как во взбудораженном Первым крестовым походом Израиле паломникам требовалась помимо крова и медицинской помощи уже и вооружённая охрана.


С той поры иоанниты, иначе называемые госпитальерами, наряду с орденом Храмовников, пресловутыми тамплиерами принимали деятельное участие в защите новоиспечённого Иерусалимского королевства. Рыцарей, покрытых красными плащами с восьмиконечными белыми крестами (они символизируют восемь рыцарских добродетелей: веру, милосердие, правду, справедливость, безгрешие, смирение, искренность и терпение), можно было видеть сражающимися и на равнинах Палестины, и в горах Ливана, и в дельте Нила, у стен осаждённой христианами Дамиетты. Нередко в кровавых столкновениях с воинами Пророка иоанниты, прикрывая отступление единоверцев, погибали почти поголовно, однако их организация каждый раз возрождалась, пополняясь вновь и вновь прибывающими из Европы крестоносцами. Более набожные и благочестивые, нежели основная разнородная масса двинувшихся на покорение Востока европейцев, члены ордена, подчиняясь утверждённому римским папой строгому уставу, не позволяли себе обычных по тому тёмному времени зверств, поэтому, когда в 1187 году Иерусалим всё-таки пал, покоритель его Саладин великодушно разрешил госпитальерам продолжить в городе их гуманитарную миссию.

Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Гравюра XIX века


Недолго орден ещё держался в своих владениях на палестинском побережье, а затем через Кипр принужден был перебраться на остров Родос, где в продолжение двух столетий противостоял теперь уже исламской экспансии, последовательно отразив нападения египетского и турецкого султанов. Особенно сложно было справиться с Мехметом II, покорителем Константинополя. Третье же вторжение, произведённое в 1522 году руководимыми султаном Сулейманом Великолепным турками, заставило рыцарей после полугодового сопротивления оставить и Родос. Правда, через семь лет они получили от испанского короля Карла, воссевшего в тот год на престол Священной Римской империи, роскошный подарок - остров Мальту. Интересно, что владение было предоставлено в аренду, но плата взималась чисто символическая: ежегодно на Сицилию с Мальты отправляли по одному соколу. Однако развить гостиничный бизнес на средиземноморском курорте госпитальерам не пришлось: уже 1565 год вошёл в европейскую историю как Год Великой осады Мальты. Сорокатысячная турецкая армия несколько раз безуспешно штурмовала укрепления рыцарей, численно уступавших туркам в четыре раза. Мужество защитников и полководческий гений их Великого магистра де ла Валетта, именем которого названа островная столица, оградили в ту пору не только Мальту, но и Сицилию (тамошний вице-король от страха так и не сподобился прислать подкрепление осаждённым мальтийцам), и Неаполь, да, пожалуй, и всю христианскую Европу от воинствующего исламизма.

Сражение при Лепанто 1571 года, крупнейшая морская битва XVI столетия, в которой на стороне Священной лиги участвовали и мальтийские рыцари, хоть и не оказало решающего влияния на исход той турецко-венецианской войны, однако во многом предопределило ослабление турецкой мощи на Средиземноморье и, как следствие, постепенную размилитаризацию ордена, чаще называемого в ту пору уже Мальтийским. Рыцари теперь боролись в основном с морскими разбойниками, а заодно и пиратствовали сами, чаще всего разоряя берега Северной Африки.

К концу XVIII века военная слава иоаннитов померкла, героический дух сделался достоянием истории, так что Наполеону не стоило никакого труда по пути в Египет захватить Мальту: остров сдался французам без боя. Снова лишённые отечества, рыцари возложили все свои надежды на очередного и довольно неожиданного покровителя - русского царя Павла. Но тут мы забегаем немного вперёд…

Сношения России с Мальтийским орденом начались ещё при Петре I. В 1698 году боярин Борис Петрович Шереметев отправился в Европу с дипломатической миссией, посетил Рим и Венецию, а затем завернул и на Мальту - целью посольства было прозондировать почву для сколачивания антитурецкой коалиции. Встретили русского дипломата на острове с «преизрядными яствами и питием и конфетами разными». А на прощание подарили знаки ордена - украшенные бриллиантами звезду и крест на чёрной («монашеской») ленте.

Новый виток русско-мальтийской дружбы относится ко времени царствования Екатерины II. Русские офицеры посылались тогда на остров для прохождения морской практики, а некоторые добровольцы-иоанниты отправлялись служить на российский флот, как, например, граф де Литта, которого упомянем ещё и далее. В 1770-х годах орден втянулся в тяжбу за наследство польского князя Острожского, завещавшего всё своё имение мальтийцам в случае пресечения его потомства по мужской линии. При помощи императрицы иоанниты утвердили свои права в Польше и даже образовали на её территории одно из своих отделений - великих приорств. Когда же в результате так называемого второго раздела Польши острожские земли вместе с Волынью достались России, то орден иоаннитов стал уже напрямую зависеть от Петербурга, что вскоре сыграло рыцарям на руку.

Взошедший на русский престол после смерти матери император Павел при всей своей непредсказуемости был, однако же, последовательным сторонником и благодетелем иоаннитов. Один из его учителей оставил в своём дневнике любопытную информацию к размышлению (запись сделана в феврале 1765-го, когда великому князю шёл одиннадцатый год): «Читал я его высочеству Вертотову историю (имеется в виду «История мальтийских рыцарей» в 14 книгах аббата Рене Обера де Верто. - М.Л.) об ордене мальтийских кавалеров. Изволил он потом забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером мальтийским». Как многое у Павла, детское увлечение впоследствии приняло серьёзную форму (вспомним «забавы» его с орденом Святой Анны, который он повелел своим друзьям прикручивать к эфесам шпаг таким образом, чтобы это никому постороннему не было заметно, а в дальнейшем такое ношение награды стало официальным). Сделавшись императором, Павел осыпал орден разнообразными милостями (конвенцию «Об установлении сего Ордена в России» он подписал ещё даже до своей коронации). Повысился более чем вдвое доход с польских имений иоаннитов, для чего великое приорство польское преобразовано было в российское (российско-католическое) с десятью командорствами вместо прежних шести. А затем в Петербург прибыл с Мальты посол - выслужившийся в России до адмиральского чина граф де Литта, который преподнёс Павлу давно обещанный титул протектора ордена и долгожданные орденские знаки. Кроме Павла мальтийскими кавалерами стали его старшие сыновья, Александр и Константин Павловичи, государственный канцлер князь Александр Безбородко, вице-канцлер князь Алексей Куракин и несколько других лиц. В тот же день протектор привёл к присяге командоров нового российского приорства - на сей раз уже православного, что выглядело, мягко говоря, странным в общей структуре римско-католического ордена.


Крест Мальтийского ордена Святого Иоанна Иерусалимского императрицы Марии Фёдоровны


Таким образом, орден этот примкнул к российской наградной системе, преобразованной Павлом чуть раньше, в апреле того же 1797 года. В день коронации, 5 апреля, русский монарх подписал известное «Установление для российских орденов»: большинство прежних государственных наград превратилось в разные степени единого Российского кавалерского ордена. Орден Святого Андрея стал отныне дополнительно именоваться «орденом 1-го класса», Святой Екатерины - «2-го», Святого Александра Невского - «3-го», Святой Анны - «4-го класса». Был создан чёткий иерархический порядок внутри единого кавалерского ордена, где, однако, не нашлось места наиболее почитаемым наградам - «Святому Георгию» и «Святому Владимиру». Так Павел расправился с ненавистным ему материнским наследием: за георгиевскими и владимирскими кавалерами сохранялись их привилегии, вручение же этих орденов не производилось вплоть до смены правителя.

Итак, не сделавшись частью русской системы наград, Мальтийский крест тем не менее занял в ней особое место: он стоял по важности вслед за орденом Святой Анны I степени. А вскоре с потерей Мальты и изгнанием с неё рыцарей (отбившие остров у французов англичане и не подумали возвращать его иоаннитам) император Павел был избран Великим магистром (правда, римский папа не утвердил православного самодержца в этом звании). Рядом со своим гатчинским дворцом он велел построить для размещения администрации русского приорства специальную резиденцию. Оригинальный замок, возведённый из прессованного суглинка по проекту архитектора Николая Львова, и по сей день является одним из перлов туристической Гатчины.

В списке русских кавалеров Мальтийского креста немало славных имён. Мы коротко остановимся только на двух, обойти которые в нашей истории никак нельзя: Александр Суворов и Гавриил Державин. В 1794 году (внимание: ещё до воцарения Павла и учреждения Мальтийского ордена в России!) при штурме Варшавского предместья гениальный наш полководец не пожалел желчи. По рассказу, сохранённому Денисом Давыдовым, «обратясь к графу Кинсону (в то время граф Виктор Кинсон был мальтийским полковником, впоследствии же, перейдя на русскую службу, он сделался командиром Ингерманландского драгунского полка и генерал-майором. - М.Л.), Суворов спросил его: “За какое сражение получили вы носимый вами орден и как зовут орден?”. Кинсон отвечал, что орден называется Мальтийским и им награждаются лишь члены знатных фамилий. “Какой почтенный орден! - воскликнул Суворов. - Позвольте посмотреть его”. Сняв с Кинсона, он показал его всем, повторяя: “Какой почтенный орден!”. Обратясь потом к прочим присутствующим офицерам, он стал их поодиночке спрашивать: “За что получили вы этот орден?” - “За взятие Измаила, Очакова и прочее”, было ответом их. “Ваши ордена ниже этого, - сказал Суворов. - Они даны вам за храбрость, а этот почтенный орден дан за знатный род». Язвительность, однако, не помешала хитроумному Александру Васильевичу, получив точно такой же восьмиконечный крест из рук государя, постоянно носить его. Современник, описывая пребывание Суворова в Вене перед Итальянским походом, отметил на его шее «Мальтийский крест на широкой черной ленте».

Не менее чуткий к политическим ветрам, Гавриил Романович Державин (кстати, близкий друг Львова, строителя Приоратского замка) отметился одой «На поднесение его императорскому величеству великого магистерского ордена святого Иоанна Иерусалимского и на победу, над Французами российским флотом одержанную 1798 года» (под таким названием это сочинение, более известное как ода «На Мальтийский орден», было в год написания опубликовано в III книжке альманаха «Аониды»).

…Кто ж горня Иерусалима
Наследник сей и друг Христов?
В ком доблесть благодати зрима
И соподвижник кто Петров?
Не тот ли, сердца нежна свойства
И чувства жалости, геройства
В святой душе что совместил,
Отверз отеческие длани,
Приемлет странников без дани
И душу рыцарств воскресил?

В художественном отношении эта державинская ода, конечно, уступает более известным его творениям и ныне обратила бы на себя внимание, пожалуй, разве что слишком по-современному звучащей фразой «Идут Американцы в бой», но в своё время не осталась незамеченной тем, кому предназначалась: чуткому Гавриилу Романовичу был пожалован Мальтийский крест с бриллиантами и, по сложившейся уже доброй традиции, осыпанной бриллиантами табакеркой.

«Соподвижник Петров» между тем устроил в своём новеньком Михайловском дворце отдельный от Большого тронного Мальтийский зал - для рыцарских церемоний, но воспользоваться им не успел: 24 марта (по новому стилю) 1801 года Павел был задушен вломившимися в его покои заговорщиками. Сын и преемник его Александр восстановил в правах «боевые» русские ордена, а родовитый Мальтийский крест, как и сам рыцарский орден, постепенно лишил всех прежних милостей. Молодой царь изначально не пожелал принять титул Великого магистра, потом отказался и от звания протектора, а после поражения Наполеона, когда нужда в Мальте окончательно отпала, да и с прибравшими остров к рукам англичанами ссориться было некстати, деятельность иоаннитов в России постепенно свелась к нулю. Бывший мальтийский посол Литта сделался членом Государственного совета и обер-камергером, удостоился высшей российской награды - ордена Святого Андрея Первозванного. А через четверть века в реестре вещей Александра I, хранившихся после его смерти (или исчезновения - как хотите) в Петербургском арсенале, «крест мальтийский» был обозначен на предпоследнем месте, перед тремя шитыми звёздами «неизвестного ордена».

В настоящее время иоанниты разбросаны по миру, резиденция же их Великого магистра располагается при папском престоле - в римском Ватикане.

Орден Св. Иоанна Иерусалимского, который также называется Мальтийским крестом, с 1798 года являлся одним из российских орденов. Произошло это следующим образом. В конце XVIII века, когда Наполеон Бонапарт завоевал Мальту, рыцари ордена составили обращение к русскому царю Павлу I. В нем они просили, чтобы император стал их Великим магистром.

Царь дал согласие, в результате Мальтийский крест стал одним из высших знаков отличия. Однако сын Павла, Александр, объявил, что складывает с себя полномочия Великого магистра. В 1810 г вышел Указ о прекращении вручения Мальтийского Ордена. В результате со временем русская ветвь Ордена почти перестала существовать.

История основания ордена

Во времена крестовых походов появилось множество духовно-рыцарских орденов. В их уставах сплетались воедино идеи церковные и воинские. 1-й крестовый поход начался в 1096 году. Одной из его задач было освобождение Иерусалима и святой земли от мусульман. Спустя 3 года город был взят. Однако, завоевать Иерусалим было недостаточно, нужно было его удержать. Для этого в Малой Азии было основано несколько колоний.

Колонии постоянно подвергались турецким набегам, поэтому требовалось их защищать. Для этой цели и создавались духовно-рыцарские ордена, в их числе и Св. Иоанна Иерусалимского, основателем которого считался Жерар Благословенный. Он приобрел возле Иерусалима земли и имущество. Булла Папы римского вышла в 1113 году. Согласно ему были названы приюты братства. Они располагались во Франции, Испании, Италии.

Сначала задачи ордена были исключительно благотворительными. Братья давали кров паломникам, ухаживали за больными и т.д. Со временем цели менялись и уже к середине XII века орден стал мощной военной организацией с отличной дисциплиной.

Как был организован орден

Первый Устав братства был принят его магистром Р. дю Пюи, преемником Жерара. В этом документе были разделены задачи духовенства и мирян. Главное правило организации подобных орденов, согласно которым они делились на рыцарей, капелланов и служащих было выработано папой римским Иннокентием II.

Высшим классом считались рыцари. В их обязанности входила защита паломников. Капелланы принадлежали ко 2-му классу. Они служили в церквях ордена, следовали за рыцарями в походах. 3-й класс - служащие братья. Эта самая многочисленная часть ордена выполняла работу оруженосцев. К тому же они обязаны были ухаживать за паломниками и больными.

Была принята и собственная форма одежды. Отличительной особенностью рыцарского одеяния был белый 8-конечный крест. В будущем он получил название «Мальтийского» и стал одним из самых популярных знаков в геральдике. На высоких должностях в братстве находились только знатные рыцари. Они имели большую родословную и звались «Рыцарями по праву». Люди, которые были произведены в рыцари за заслуги, звались «Рыцарями по милости».

Люди, которые желали стать членами братства, не должны были иметь никаких физических недостатков. Если раньше подобные религиозные объединения часто становились приютом для убогих и увечных, духовно- военные братства старались не взваливать на себя подобный груз. Помимо того, претендент должен был обладать безупречной репутацией. Еще одно условие - его род должен был быть дворянским в 8 поколениях.

Каждый кандидат в рыцари должен был заплатить определенный вклад. Это могли быть деньги либо имущество. При жизни рыцаря вкладом распоряжалось братство, а после его смерти он полностью переходил ордену. Зато после того, как рыцарь по возрасту не мог более исполнять своих обязанностей, он жил за счет братства.

Количество членов братства в 1180 году составила 600 человек. В эту организации стали стремиться вступить многие дворяне Европы. В результате орден стал многонациональным и был поделен на 7 «языков». Каждый из них выбирал своего главу - Столпа и предоставляла кандидата на одну из высших должностей ордена.

Все «языки» были поделены на Великие приораты. Последние состояли из бальяжи, в составе которых находились командорства, управляемые прецепторами либо командорами. К концу XIV века в составе ордена было 656 командорств. Они давали братству каждый год 45 000 флоринов. Высшим советом ордена был Капитул. Он состоял из «Столпов». Помимо того, там был заместитель Великого Магистра и епископ. В братстве имелась и собственная судебная система.

Как были реформированы ордена

Шли годы, различные ордена укреплялись и богатели. Однако, их статус оставался практически прежним. Римский папа имел над ними очень большую власть и мог даже распускать. Самой громкой была расправа над тамплиерами, случившаяся в 1312 году по сговору папы Климента V и короля Франции Филиппа Красивого, присвоившего богатства ордена себе. Великий Магистр Жак де Моле был сожжен на костре и перед смертью проклял своих врагов. Интересно, что все его проклятия сбылись в точности.

После этого события положение аналогичных орденов значительно изменилось. Их действия подверглись сильной критике. Речь даже шла об их объединении и конфискации принадлежащих им земель. Гонениям подвергся Тевтонский орден, на работу которого поступило много жалоб. В результате эта организация была даже на несколько лет отлучена от церкви.

Госпитальерам удалось избежать печальной судьбы тамплиеров. Они в 1306 году начали завоевывать Родос, который перешел в их владение в 1309 году. Это было приравнено к крестовому походу. Этот орден был единственным, который осуществлял духовно-рыцарскую деятельность до конца XVIII века. Причина в том, что госпитальеры продолжали воевать против мусульман, от чего иные ордена давно отказались.

В начале 16 века Родос был завоеван Сулейманом Великолепным. Император Карл V предложил членам ордена Мальту. Там госпитальеры обосновались в 1530 году. Предполагалось, что Мальтийский орден станет надежным форпостом, так как в намерения императора входило продолжение крестовых походов против неверных.

Однако, реформация привела к тому, что приорства ордена в Швеции, Англии, Норвегии и Дании были ликвидированы. Несмотря на это, орден продолжал пользоваться популярностью и количество его членов постоянно росло.

Орден госпитальеров в России

Впервые наши соотечественники стали знакомиться с членами ордена в начале XVI века. Чаще всего это случалось, когда их освобождали с галер, принадлежащих Турции. Летом 1656 года в ходе морской битвы рыцарями было освобождено почти 1200 русских, обращенных турками в рабов. Чтобы они без проблем добрались домой, Великий магистр ордена выдал каждому охранный документ.

Впервые Россия попыталась установить связь с Мальтийским орденом в 1697 году. Тогда царь Петр направил за рубеж посольство, которое возглавил Б. Шереметев. Задачей было возродить содружество европейских стран против турок. С этой целью посланник должен был провести переговоры с многими лицами, в том числе великим магистром госпитальеров. На Мальту Шереметев приехал весной 1698 года.

Встречен он был как почетный гость. Во время визита Шереметев был награжден знаком ордена, украшенном бриллиантами. Таким образом, именно он стал первым кавалером ордена в России. Царь Петр оценил это решение как знак признания высокого значения нашей страны. В дальнейшем фельдмаршал Шереметев гордо носил Мальтийский крест и даже включил его в свой титул.

В царствование Елизаветы обладателем Мальтийского ордена стал граф М.П. Бестужев-Рюмин. Упоминание об этом событии есть в верительной грамоте королю Франции Людовику XV, которая была выдана Елизаветой графу.

Отношения России с орденом при Екатерине II

Значительно более тесными отношения России и Мальты стали только при Екатерине Великой. Шла постоянная война с турками и царица пыталась укрепить сотрудничество с госпитальерами. Екатерина написала Великому магистру письмо с предложением дружбы. Однако, из-за сложившегося в Европе положения Мальта держалась «дружественного» нейтралитета. Несмотря на это Россия, послала на остров 6 офицеров, чтобы они научились морскому делу. Одновременно с тем несколько рыцарей госпитальеров служили в русском флоте.

Когда в 1768 году началась война с Турцией, императрица попросила госпитальеров стать союзниками и предоставить свои порты для российского флота. Но мальтийцы не спешили этого делать. Портом разрешено было пользоваться лишь 4 российским кораблям одновременно. И в дальнейшем великие магистры осторожно относились к просьбам Екатерины II. Но вместе с тем шел взаимный обмен презентами и любезностями.

В 1788 году Екатерине было вновь отказано в поддержке мальтийскими кораблями. Но в нашу страну был послан рыцарь Джулио Литта, который должен был заниматься обучением русской эскадры. Джулио сделал в России хорошую карьеру. Одновременно с ним в России приехал и знаменитый мальтийский корсар капитан Лоренци, который в 1792 году получил орден Св. Георгия 4 ст.

Екатерина была в хороших отношениях с мальтийским дипломатом Саграмозо. Она познакомилась с ним еще в юности, до замужества. Есть сведения, что кавалером мальтийского креста стал посол Екатерины О"Хара.

Обладателем ордена стал и С.Г. Зорич. Он попал в туркам в плен, где провел 4 года. Через год после освобождения великий Магистр сделал его командором. Вместе с тем Зоричу были присланы знаки ордена. Позже стал царским фаворитом и получил чин генерал-майора. Ему было вручено несколько иностранных орденов: польских и шведских.

При Екатерине даже рассматривался вариант, что Мальтийский орден получит некоторые российские и польские земли.

Госпитальеры при Павле I

В начале 1797 года Россия заключила с Мальтой соглашение, по которому император и его сыновья становились почетными рыцарями ордена. Вскоре Павел стал протектором ордена, ему был преподнесен доставленный с острова серебряный крест. Император сам надел на себя этот крест. Павел стремился соблюдать все рыцарские традиции.

После того, как Мальта в ходе египетской экспедиции была захвачена Наполеоном, госпитальеры были разогнаны. Большая их часть была приглашена Павлом в Россию. Рыцари, приехавшие в Петербург, избрали царя великим магистром. Был создан российский приорат ордена. Однако, папа римский так и не утвердил Павла в этом звании.

Орден Св. Иоанна Иерусалимского

Учреждение ордена состоялось в 1113 году. Капитулом ордена 27.10. 1798 года Великим Магистром был назначен Павел 1. Это отражено в соответствующем Манифесте. Девизом являются слова «За веру».

Согласно традиции обладатели Большого креста находились на 2-м месте вслед за кавалерами ордена Св. А. Первозванного. Командоры находились вслед за обладателями Св. А. Невского. Место почетных командоров, кавалеров -после кавалеров Св. Анны 1 ст. Донаты - вслед за обладателями Св. Анны 3 ст.

Знак располагался на черной ленте. Ее ширина составляла 65 миллиметров. Орден состоял из трех степеней:

  • Большой крест.
  • Командорский крест. Его обладателями становились командоры по праву, с пенсией, почетные, фамильные.
  • Кавалерский крест. Вручался кавалерам по праву, почетным, по милости.

Чтобы увеличить значимость ордена, Павел награждал знаками с бриллиантами.

Знак мальтийского ордена

Знак - белый эмалированный крест. В его углах были расположены лилии. Вверху находилась мальтийская корона. Этот знак был соединен с колодкой, представляющую собой набор рыцарских регалий. Первые 2 степени предписано было носить на шейной ленточке. Ст. отличалась меньшим размером, не имела колодки и крепилась в петлице кителя.

Женщинам награды также вручалась. Для этого использовались 2 степени. Первая -Большой крест, аналогичный крестам для мужчин, и Малый. Над их коронами располагался металлический эмалированный бант. 1 ст. надевалась на черную чересплечную ленту. 2 ст. располагалась на левой стороне груди.

Для нижних чинов военных существовали «Донаты». Это были небольшие мальтийские кресты, сделанные из меди, имеющие ушко для ленты. С осени 1800 г. вручались рядовым и унтер-офицерам за 20-летнюю службу.

Звезда представляла собой мальтийский крест, выполненный из белого батиста. Надевалась слева.