Норвежский путешественник ф нансен сконструировал. Фритьоф Нансен – норвежец, спасший сотни тысяч жизней и почти покоривший Северный полюс. Фритьоф Нансен (полное имя норв. Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen)

(1861-1930)- великий норвежский путешественник и учёный. Его, как и многих исследователей, привлекал Северный полюс. Но проникнуть в высокие северные широты ещё никому не удавалось. Суда смельчаков гибли в ледяных объятиях северных морей. Люди не знали, каким образом, на чём можно преодолеть этот труднейший путь.

В 1884 г. у южных берегов Гренландии были найдены вмёрзшие в лёд вещи с американского судна «Жанетта», которое было раздавлено льдами возле Новосибирских островов. Нансена эта находка навела на гениальную мысль. Если обломки «Жанетты», погибшей на востоке, через три года оказались на западе, стало быть, льды дрейфуют, двигаются с востока на запад. Нансен решил построить очень прочное судно особой, яйцевидной формы, чтобы льды его не раздавили и выталкивали наверх. Корабль вмёрзнет во льды, которые поплывут на север и, возможно, пронесут его неподалёку от полюса. А за время дрейфа можно сделать самые разные исследования. Так родился проект знаменитого корабля «Фрам», что значит «Вперёд». Славное имя!

Нансен на «Фраме» осуществил это плавание. Он сделал много интересных открытий. Одно из них - глубинное тёплое течение Гольфстрим в северных морях. Теперь уже не оставалось сомнений, что около полюса земли нет!

Но «Фраму» не удалось подойти близко к полюсу, и Нансен с молодым лейтенантом Иогансеном отправляются туда на собаках. Нансен был опытным полярным путешественником. Ещё раньше на собаках и пешком он пересёк огромный ледник острова Гренландия вдвоём с другим полярным исследователем - Свердрупом. И всё же путь к полюсу оказался слишком тяжёлым. Нансен решает повернуть обратно. Путешественники построили, как эскимосы, снежную хижину- иглу. Охота давала им еду и жир, который горел, освещая и обогревая их жилище. Весной, здоровые, крепкие, только ужасно грязные, обросшие, Нансен и Иогансен двинулись на юг.

И вот бодро шагают они уже по островам Земли Франца-Иосифа. Но что это?.. Лай собак?.. Не может быть! И вдруг перед ними возникает «видение». «Здравствуйте! Ваш корабль здесь?» - вежливо спрашивает джентльмен в клетчатом костюме. «Да вы не Нансен ли?» - уже радостно кричит он. Это Фредерик Джексон, английский путешественник, чья экспедиция работала тогда на Земле Франца-Иосифа. Теперь добраться домой было не сложно. Так закончилось это путешествие к полюсу.

Фритьоф Нансен был не только знаменитым исследователем, учёным, мужественным и храбрым путешественником, он был ещё и замечательным человеком. Он один из немногих в то время в буржуазном мире, кто хорошо относился к молодому Советскому государству трудящихся. И не только на словах. Нансен организовал помощь голодающим крестьянам Поволжья, где в первые годы Советской власти была страшнейшая засуха. Его посылки спасли не одну человеческую жизнь. Благодарная память советских людей хранит самые лучшие воспоминания о Фритьофе Нансене.

В конце сентября Нансен побывал в Красноярске. Он посетил городской парк и музей, встречался с гимназистами и преподавателями гимназии, с представителями местной власти и простыми красноярцами.

Путешествие по Сибири оставило глубокие впечатления у знаменитого норвежца. Через год выходит его книга-дневник «В страну будущего». Ниже приведен отрывок из этой книги, где автор подробно описал впечатления от трёх дней, проведённых им в Красноярске.

Об авторе: Фритьоф Нансен - норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки - физической океанографии, политический деятель, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год.

«...Четверг, 25 сентября. На горизонте, за холмистою равниной на юге, уже синеют горы; можно даже различить отдельные кряжи и вершины. Это северная часть Саянских гор близ Красноярска, или, вернее, Гремячинский хребет.

На многих станциях нас с почетом встречали деревенские старосты, выбираемые самими крестьянами. На предпоследней станции перед Красноярском нас встретили, кроме старосты, исправник, начальник телеграфного отделения и еще двое-трое представителей крестьян. Начальник телеграфной станции передал нам просьбу красноярского городского головы - постараться приехать в город днем. Было еще утро, но нечего было рассчитывать попасть в Красноярск раньше вечера. Чтобы приехать туда днем, нам пришлось бы переждать до следующего утра на последней станции. Но времени у нас оставалось в обрез, и мне еще предстояло уладить в Красноярске кое-какие дела, прежде чем ехать дальше, а кроме того, меня ждали там письма, так что, как ни жаль было огорчать красноярцев, мешкать нам, согласно их желанию, оказывалось решительно не по карману. Но мы решили употребить все усилия, чтобы приехать вечером возможно раньше.

Итак, надо было торопиться, и мы понеслись во весь дух, мимо пашен и лугов, через села и деревни, не убавляя ходу. Нас трясло и подкидывало еще хуже; особенно тяжко приходилось в деревнях; в одном селе дорога оказалась до того невозможной, что пришлось объехать ее кругом.

Последнюю, тринадцатую станцию мы покинули в половине пятого дня; до Красноярска оставалось еще 35 верст, и надо было приналечь, чтобы не приехать чересчур поздно. Ямщик без устали хлестал лошадей кнутом и подгонял то протяжным жалобным воем подыхающей собаки, то отрывистыми веселыми окликами.

Перед нашим отъездом из Енисейска один осторожный чиновник, да и многие другие предостерегали нас, чтобы мы не ехали последнего перегона перед Красноярском в сумерках: там-де небезопасно. В силу амнистии по поводу Романовского юбилея было освобождено до срока много уголовных преступников, которые теперь и начали «шалить» по ночам. Еще совсем недавно произошло нападение на почту; лошадь и почтальон были убиты, а денежная почта похищена. Разбойников, разумеется, не поймали. Здесь это редко удастся. Мы проехали место нападения еще до наступления темноты. Действительно, место было вполне подходящее для грабежа - пустынное, холмистое. Говорят, там водружен деревянный крест, как это принято в Сибири на местах, где произошло убийство, чтобы проезжие могли помолиться за души убитых. Мы, однако, креста не видали.

Нас эти рассказы не запугали, и мы больше смеялись над возможностью нападения. На приезжих, да еще иностранцев, в Сибири нападают редко, предполагая, вероятно, что они хорошо вооружены. Мы-то этого предположения не оправдывали: у меня лично не было при себе ничего, кроме перочинного ножа. Ружья я отправил пароходом. И, в сущности, нам не следовало бы смеяться: когда мы приехали в Красноярск, все веревки, которыми был перевязан наш багаж, помещавшийся позади кузова тарантаса, оказались перерезанными, и концы их волочились по земле. К счастью, предусмотрительная г-жа Кытманова позаботилась вдобавок увязать наши вещи в мешки, которые и предохранили их от выпадения. Мы с Лорис-Меликовым, правда, заметили в дороге, что какие-то веревки волочатся по земле и захлестывают колеса, и даже поговорили между собой по этому поводу, но тем дело и ограничилось. Услыхали мы шуршание веревок вскоре после того, как миновали опасное место, а тогда было уже довольно темно. Воры, очевидно, вскочили на тарантас сзади и перерезали веревки, но были вспугнуты встречными проезжими и соскочили. Во время езды, за шумом и тряской, нет никакой возможности расслышать, что творится сзади.

Скоро начался дождь. Навстречу нам попадались полицейские казаки, высланные вперед, чтобы узнать, где мы и скоро ли можно ожидать нас. Из этого мы поняли, что в Красноярске готовили нам встречу.

Наконец около половины восьмого вечера мы прибыли под моросящим дождем. Город, освещенный электричеством, представлял эффектное зрелище с вершины холма, на который мы въехали; вдобавок в степи, у въезда в город, пылали костры и факелы. Когда мы подъехали поближе, то различили при свете костров темную массу народа и арку, украшенную русскими и норвежскими флагами; темные фигуры двигались взад и вперед и махали факелами.

Экипаж, можно сказать, врезался в толпу и застрял в ней под крики «ура». Пришлось нам выйти и выслушать приветствия городского головы, председателя Географического общества, представителя губернатора, который сам был в отъезде, и т. д. и т. п. Речи покрывались восторженными «ура», дождь продолжал моросить, а факелы и костры ярко пылать. Картина получилась фантастическая. Все эти люди стояли под дождем и ждали нас с трех часов дня. Досадно, но вина была не наша.

Затем Востротина и меня усалили в экипаж, запряженный парой красивых вороных лошадей, а Лорнс-Меликова в другой, и повезли под гору в город, по освещенным электричеством улицам, к роскошному дому купца Петра Ивановича Гадалова, где нас сердечно приняли сам хозяин с женой, дочерью и сыном.

Итак, мы достигли Красноярска - цели, к которой так долго стремились,- как раз в срок, 25 сентября, и могли похвалить себя за аккуратность, принимая во внимание, сколько тысяч верст нам пришлось проехать от Христиании, да еще столь разнообразными способами. У меня даже оставалось в распоряжении целых три дня до отъезда на Восток с инженером Вурцелем. Но гостеприимные горожане решили хорошенько использовать эти дни. Такое «событие», как наш приезд, надо было отпраздновать; а кроме того, меня просили прочесть доклад о нашем путешествии, что я и пообещал. Но прежде всего надо было хорошенько смыть с себя грязь и дорожную пыль, переодеться и откушать вместе с моими спутниками за празднично накрытым столом в доме наших милых хозяев, которые не знали, чем нам и угодить. В такие минуты мне всегда кажется, что ничто не может сравниться с наслаждением путешественника, добравшегося после долгих мытарств в мороз и метель или в туман и дождь до шалаша или теплого костра, или, как мы теперь, после долгой тряски по проселочным дорогам - до такого дворца.

Пятница, 26 сентября. На другой день я первым долгом привел в порядок свои снимки, нужные для доклада. Большую часть негативов я проявил еще на борту «Корректа» и «Омуля», где темной комнатой нам с Востротиным служила ванна. Один из хранителей музея в Красноярске взялся сделать диапозитивы с выбранных мною снимков и отлично справился со своей задачей. Затем надо было побывать в магазине и приобрести новый запас катушек с пленками и пластинок для моего фотографического аппарата. Затем отправиться в банк за деньгами и заняться приведением в порядок гардероба, несколько пострадавшего за время путешествия.

Востротин прокатил меня по городу и показал все достопримечательности, в том числе собор Рождества Христова, высокие колокольни и золотые купола которого видны было со всех концов города. Красноярские владельцы золотых приисков начали строить собор в 1843 году, но в 1849-м своды храма рухнули. Тогда золотопромышленник Щеголев взял на себя постройку и украшение храма, и это обошлось ему около полумиллиона рублей. Вообще, если какой-нибудь богатый сибиряк желает принести на алтарь отечества жертву от избытка своего, то строит церковь. Затем мы посетили городской парк, который слывет лучшим во всей Сибири. Время было осеннее, и цветы уже завяли, но судя по деревьям, хвойным и лиственным, можно было представить себе, что летом парк является чудесным местом для прогулок. Улицы в городе широкие и прямые; на главных улицах каменные дома, но большая часть построек из дерева. Красноярск красиво расположен на левом берегу Енисея, в долине, окруженной горами. С западной стороны находятся возвышенности, через которые мы перевалили накануне вечером. Ближайшая к городу крутая гора состоит из красного песчаника с прослойкой красного мергеля, чему город и обязан своим названием. На восточном берегу Енисея местность еще выше и более пересеченная; возвышенности здесь отчасти вулканического происхождения и поросли редким лесом.

Несколько выше Красноярска Енисей пробивается сквозь скалистое ущелье и суживается иногда до 300-400 метров в ширину, зато быстрота течения достигает 7-9 верст в час. Дальше река опять разливается и достигает версты с лишком в ширину, а вблизи города разделяется на два рукава и обтекает низменные красивые острова, поросшие березовым лесом.

Здесь, как и везде, наблюдается большая разница в уровне воды во время весеннего разлива и летом. Разница эта достигает 10 метров и ею-то и обусловливается своеобразное строение берегов - «голые песчаные откосы, полого спускающиеся к воде».

После полудня мой гостеприимный хозяин предоставил в мое распоряжение верховую лошадь, так как слышал, что мне хотелось ознакомиться с окрестностями. Вместе с сыном хозяйки я и совершил чудесную прогулку в горы на запад от Красноярска. Местность была холмистая, пустынная. Горы большею частью сложены из рыхлого красного песчаника, но, по-видимому, это лишь верхние слои, как и всюду, образованные процессом выветривания в течение долгих времен. Так как здесь, видимо, не было ледникового периода - по крайней мере в позднейшие геологические эпохи,- то все эти продукты выветривания остались на месте. Местность прорезана размытыми водой долинами; там и сям из песчаника пробились ключи и образовали глубокие узкие ущелья.

Некогда, быть может, пространства эти были покрыты лесом, хотя я и не нашел никаких следов этого. Должно быть, он выгорел в незапамятные времена, и вся местность превратилась в луговую равнину, почти нигде не возделываемую, за исключением речных долин, да и там мало.

Суббота, 27 сентября. Мой несравненный хозяин угадал, что мне очень хотелось познакомиться также с горами другого, восточного берега Енисея, и на другое утро снова предоставил нам верховых лошадей. На этот раз я отправился в сопровождении молодого Гадалова и хранителя музея.

Несколько выше Красноярска через Енисей перекинут железнодорожный мост, почти в 900 метров длиною, другого моста через реку нет, и для переправы пользуются паромами. Даже самый главный паром устроен весьма примитивно и в движение приводится силою самого течения. К одному из концов длинного каната прикреплен якорь и спущен на дно реки выше места переправы; самый канат покоится на лодках или на барках; другой конец его прикреплен к парому, снабженному большим рулем. Если с помощью руля паром поставить наискось течения, то его понесет на другой берег, к пристани. Там люди и лошади сходят, паром снова нагружается, руль переставляется, и паром снова переносится течением обратно. Таким образом, переправа совершается целый день, и вся работа перевозчиков заключается в том, чтобы переставлять руль.

Пришлось подождать тут и нам. Сегодня оказался большой праздник (14 сентября старого стиля), а вчера был базарный день, и народу у переправы собралось множество. Интересно было, посмотреть на народ, такой веселый, радостный и довольный с виду. Все они собрались домой в деревни, телеги были пусты, а женщины и девушки в лучших своих нарядах. Паром пристал к берегу, нагруженный людьми, лошадьми и телегами, и едва все они выбрались, как на него хлынула новая масса возов, лошадей и людей! Скоро мы отчалили и очень быстро очутились на противоположном берегу. Но оказалось, что мы попали еще только на остров, и по другую сторону его нас ожидал другой паром.

Наконец мы переехали второй рукав реки и очутились на твердой почве, сели верхом на лошадей и быстрою рысью отправились к югу вдоль реки, сначала степью, а потом долиной между гор, пока не доехали до гранитного кряжа, который меня особенно интересовал.

Для того, кто привык к нашим круглым, отполированным льдами скандинавским скалам, странно видеть здешние горные формы.

По долинам ясно видно, что они обязаны своим происхождением воде, а не ледникам, как у нас. А зубчатые выветренные горные гребни из гранита, возвышающиеся над окружающими горами, ясно указывают на то, что местность с незапамятных времен подвергалась сильнейшему выветриванию и разрушению под влиянием атмосферных осадков, вследствие чего уцелели лишь более твердые породы, образовавшие нечто вроде развалин, тогда как более рыхлые были смыты дождями, унесены водами и ветрами. Я часто видел впоследствии и в Сибири и в Приамурье подобные острые, разорванные и зубчатые гребни из гранита или из другой твердой породы, которые высоко вздымались над окружающей местностью. Они указывают, что здесь не могло быть ледникового периода с его глетчерами, иначе они были бы стерты с лица земли. Почва вокруг была усеяна толстым слоем гравия и песка, обязанных своим происхождением тому же процессу выветривания. У подошвы этих крытых утесов не было даже каменистых россыпей, какие непременно встретились бы у нас, в Норвегии. Даже грунт здесь подвергается выветриванию и большею частью покрыт гравием, черноземом и растительностью. Лесная почва часто одета порослью, но самый лес редковат, деревья некрупные и по большей части лиственных пород.

Днем красноярское спортивное общество и школы устроили в честь нас состязание в футбол на городском плацу. В последние годы в России наблюдается сильное увлечение так называемым сокольством, получившим свое начало в Чехии, где оно в 1912 году отпраздновало свой пятидесятилетний юбилей. Увлечение это встретило поддержку правительства, и сокольские общества стали организовываться по всей России, а также здесь, в Сибири. Русские конькобежцы, которые были самыми опасными нашими соперниками в состязании на первенство мира, тоже принадлежат к «соколам». На спортивном плацу мы были очень тепло приняты красноярской молодежью в красивых светлых костюмах, и большое удовольствие было смотреть на их оживленную и умелую игру. Распрощавшись с этими милыми юношами и с их предупредительными руководителями, мы отправились в городской музей, где нам была устроена парадная встреча со служащими и дирекцией музея. В музее собраны ценные коллекции различного рода - естественнонаучные, археологические, этнографические и т. п. Для меня наиболее интересными являлись именно последние, особенно коллекции, касающиеся енисейских остяков, тунгусов, самоедов и других. Много нового об историческом прошлом и настоящем Сибири узнал я также из устных объяснений сведущих хозяев музея.

Воскресенье, 28 сентября. На другой день состоялось заседание в Географическом обществе. Я рассказывал о нашем путешествии и показывал диапозитивы, а также развивал план возможного судоходства через Карское море к устью Енисея. Востротин был так любезен снова взять на себя обязанности переводчика. Сердечное участие в глубокий интерес, обнаруженные многолюдным собранием, дали мне понять, какое важное значение придают сибиряки возможности морского сообщения их страны с Европой. Да это и не удивительно: несмотря на железную дорогу, здешние промышленники чувствуют себя словно взаперти со своими продуктами, и надежда на сбыт их морским путем открывает им блестящие перспективы. Огромные сибирские реки прямо как бы созданы для целей такого сообщения; транспорт вниз по течению необычайно удобен, и все эти реки указывают на север, на Ледовитый океан, как на выход из создавшегося положения. Вероятно, в связи с этим город и принимал нас так радушно, хотя мы были только приглашенными гостями в этом морском плавании и не подозревали за собой никаких особых заслуг.

Вечером городской голова и Географическое общество дали нам обед; было произнесено мною сердечных речей, проявлено много воодушевления; пришли даже приветственные телеграммы из Иркутска и из других областей Сибири.


Понедельник, 29 сентября. На другое утро, в пять часов, мои любезные хозяева проводили меня на вокзал железной дороги. Там встретили нас, чего мы уж никак не ожидали, радушный и сердечный хозяин вчерашнего обеда, городской голова, а также председатель Географического общества и многие другие, пожелавшие еще раз проститься со мной. Лорис-Меликов и Востротин в свою очередь решили проводить меня до Иркутска, но на этот поезд уже не оказалось билетов - все места были заняты еще в России. В 5 ч. 35 м. подошел экспресс, запорошенный снегом, напоминая нам, что мы в Сибири. Тут мы наконец встретились с инженером Вурцелем, который очень сердечно привял меня в своем купе-салоне. В его любезном обществе мне и предстояло теперь начать новое путешествие на Восток, по совершенно неведомой мне доселе стране. В его большом вагоне места оказалось вдоволь, и он тотчас же пригласил Востротина и Лорис-Меликова ехать вместе с нами.

Затем мы распрощались с милейшими жителями Красноярска, поезд тронулся, и мы помчались на восток по нескончаемому рельсовому пути. За длинным мостом через Енисей дорога довольно долго шла степью, большею частью вполне пригодной для землепашества и, казалось, даже не требовавшей удобрения; кое-где встречались и возделанные поля. То обстоятельство, что в Сибири даже вдоль линии железной дороги так много лежащих втуне земельных участков, объясняется, вероятно, тем, что сибиряки не удобряют земли, а, использовав ее, оставляют под паром иногда лет двадцать.

Первою большою станцией был город Канск, расположенный на Кане, притоке Енисея, и насчитывающий 10 000 жителей. Городской голова Канска, встретивший нас еще в Красноярске, снова приветствовал нас на станции во главе депутации от города; в течение немногих минут остановки вновь было произнесено несколько приветственных и ответных речей. Всюду обнаруживался живейший интерес к установлению морского пути через Карское море. Нужда в нем с году на год становится все более ощутительной.

А затем мы снова помчались на восток по слегка волнистой местности, с нескончаемыми плодородными пространствами земли, но здесь попадалось также много леса. Вагон Вурцеля был последним в поезде, причем салон помещался в конце вагона, и окна были как сбоку, так и в задней стене, и нам открывался свободный вид на всю железнодорожную линию и во все стороны..."

(Фритьоф Нансен «В страну будущего. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море», перевод с норвежского А. и П. Ганзен; Красноярское книжное издательство, 1982)

  НАНСЕН Фритьоф (1861–1930) , норвежский путешественник, исследователь Арктики, основоположник современной океанографии, географ, дипломат и общественный деятель, спортсмен, писатель и художник, почетный член Петербургской АН, один из крупнейших гуманистов ХХ в., лауреат Нобелевской премии мира.

Родился в усадьбе Стуре-Фрее неподалеку от Осло. С Арктикой познакомился еще студентом университета в Кристиании (ныне Осло). В 1881 на промысловом судне совершил плавание к берегам Гренландии. 24-дневный дрейф тюленебоя в полярных льдах сыграл главную роль в выборе молодым человеком дальнейшего жизненного пути. Его труды по моллюскам, ракообразным и низшим морским позвоночным и в наше время считаются классическими.

В 1888 Ф. Нансен с О. Свердрупом и четырьмя спутниками на собачьих упряжках и лыжах впервые пересекли с востока на запад южную часть Гренландии. Среди главных трудностей перехода были... страдания «от жажды, как в Сахаре ». Ф. Нансену удалось доказать, что остров покрыт сплошным ледниковым панцирем, и тем самым опровергнуть прежние гипотезы о возможном существовании оазисов в глубинных районах острова. Он открыл также второй полюс холода Северного полушария.

Во время вынужденной зимовки в пос. Готхоб Нансен собрал этнографические сведения о быте и хозяйстве эскимосов . В Гренландию он отправился научным клерком – хранителем Зоологического музея, а вернулся ученым с мировым именем. Его книга «Жизнь эскимосов», опубликованная в 1891 (русский перевод 1904), – не только крупный вклад в науку, но и пламенный призыв к защите малочисленных народов.

Ф. Нансен стал национальным героем и по возвращении на родину получил две высшие географические награды – медали «Веги» (в Норвегии) и «Виктории» (в Англии). Однако слава не вскружила голову молодому исследователю. Он бросил вызов грозному противнику – полярному океану, выдвинув в 1890 дерзкий, но основанный на научных расчетах проект достижения Северного полюса – на вмерзшем во льды специально построенном судне. Многие научные авторитеты того времени считали это безумным способом самоубийства.

Дрейф начался 22 сентября 1893 севернее о-ва Котельный, откуда судно Нансена «Фрам» вместе с ледовым массивом понесло на северо-запад. Ученый рассчитывал, что льды «доставят» корабль в район полюса, но линия дрейфа прошла несколько южнее. Вместе со штурманом Ф. Иогансеном в марте 1895 он покинул «Фрам», назначив начальником экспедиции О. Свердрупа, капитана судна, и пешком направился на север. Через 23 дня, по достижении рекордных на то время 86° 41′ с.ш. (до «макушки» планеты еще оставалось почти 420 км), путешественники вынуждены были повернуть на юг – к Земле Франца-Иосифа, до которой благополучно добрались в августе.

Зимовали норвежцы на острове, открытом за год до них англичанином Ф. Джексоном. Летом 1896 двинулись дальше на юг, и на о-ве Нордбрук произошла неожиданная встреча первоисследователя архипелага Джексона – этого «цивилизованного европейца в клетчатом английском костюме, тщательно выбритого, благоухающего душистым мылом », с Ф. Нансеном – «дикарем, одетым в грязные лохмотья, с длинными всклоченными волосами и щетинистой бородой ». Оба норвежца прибыли на родину в конце лета и были встречены как национальные герои. Вскоре в Норвегию вернулся и «Фрам», севернее Шпицбергена успешно закончивший беспримерную в истории ледовую одиссею. Книга Ф. Нансена «Фрам» в Полярном море» была переведена почти на все европейские языки, выдержала пять изданий и в нашей стране (последнее в 1956).

Во время дрейфа Нансен и Свердруп обнаружили в Северном Ледовитом океане глубины порядка 3000–3800 м и таким образом опровергли мнение о его мелководности. Поразительной батиметрической особенностью полярного океана, по мнению Ф. Нансена, является исключительно широкий евроазиатский шельф, имеющий небольшую глубину (не более 200 м, в основном менее 100 м). Батиметрическая карта Северного Ледовитого океана, составленная Ф. Нансеном, практически без изменений «дожила» до середины ХХ в. Ученый сделал также ряд других важных океанологических наблюдений и открытий: отверг гипотезу об арктической суше в центральной части океана, обнаружил неожиданное гидрологическое явление «мертвой воды», открыл глубинное теплое течение – «отголосок» Гольфстрима, получил данные о земном магнетизме, о закономерностях дрейфа льдов, установил влияние на движение льдов суточного вращения Земли.

В 1900–1904 на судне «Микаэл Сарс» Ф. Нансен изучал течения в Гренландском и Норвежском морях и выполнил замеры глубин. Высказанное им в 1902 предположение о существовании подводного хребта на границе Гренландского моря и Арктического басс. («Порога Нансена») не вызывало возражений более полувека. (Детальное обследование этой акватории в 1955–1962 выявило наряду с отдельными поднятиями дна ряд глубоких понижений.) Итогом океанологических работ Нансена (с привлечением данных других путешественников) стала батиметрическая карта. На ней впервые выделены или уточнены контуры уже известных подводных структур: крупная Норвежская котл. с «отростком» (ныне отдельная Лофотенская впадина), Гренландская котл., а также подводный хр. Мона и плато Вёринг, открытые в 1876–1878 норвежцем Х. Моном. Ученый внес большой вклад в методику определения скорости морского течения с дрейфующего корабля, в конструирование батометра (прибора для взятия проб воды с различных глубин) и точного ареометра. Нансен стал инициатором создания международного объединения океанографов, был избран председателем Международной комиссии по изучению морей.

В эти годы помимо научных занятий Ф. Нансен активно участвовал в движении норвежского народа за национальную независимость. Норвегия получила политическую самостоятельность (1905) во многом благодаря международному авторитету ученого. В 1906 он был назначен первым послом страны в Великобритании. Но дипломатическая карьера не прельщала Нансена: через два года он вернулся на родину и получил должность профессора океанографии в университете Осло.

В 1913 исследователь впервые посетил Россию: совершил плавание по Баренцеву и Карскому морям до устья Енисея, оттуда на речном пароходе поднялся до Красноярска, а затем путешествовал по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Материалы его наблюдения легли в основу работы «В страну будущего» (русский перевод 1915).

После окончания первой мировой войны великий гуманист и пацифист был назначен Верховным комиссаром Лиги наций по делам военнопленных. В 1921–1923 возглавлял Комиссию помощи голодающим Поволжья, в 1925 – Комиссию Лиги наций по оказанию помощи армянским беженцам.

Несколько раз посетив нашу страну в 20-х гг., Ф. Нансен высказал мысль об изучении района Северного полюса научными станциями, созданными на дрейфующих льдинах, он предлагал также использовать дирижабли при исследовании Арктики. Международное общество «Аэроарктик» избрало его почетным и бессменным президентом (1924).

Одна из регулярных лыжных прогулок Нансена закончилась простудой. После трехмесячной болезни великий ученый скончался.

Его именем названы 25 географических объектов, в т.ч. пять островов, четыре горы, два полуострова, два ледника, пять подводных возвышенностей, впадины, а также заливы, бухты, фьорды и пролив. Самый крупный из объектов – котл. Нансена в центральной части Северного Ледовитого океана.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

Открытий, сделанных Фритьофом Нансеном, событий, случившихся в его судьбе, хватило бы не на одну жизнь. Ромен Роллан назвал его «единственным европейским героем нашего времени».

По Гренландии без лыжни

Нансен родился в 1861 году в фамильной к Стуре-Фрён близ Кристиании (ныне в семье адвоката. Его датские предки поселились в Норвегии в XVII веке. По отцовской линии был потомком мэра Копенгагена и исследователя Белого моря. По материнской - графа Веделя Ярлсберга, главнокомандующего армией короля Кристиана IV.

С юности будущий путешественник был превосходным лыжником и не раз становился чемпионом Норвегии. По окончании гимназии выгод между стезёй художника и учёного; в результате поступил в университет на отделение зоологии.

20 лет Нансен принял участие в плавании по Северному Ледовитому океану; а через год - в рейсе среди льдов на тюленебойном «Викинге». После университета курировал отдел зоологическом Бергенском музее. Затем поработал в Италли - на первой в Европе морской биологической станции в Неаполе. Вскоре в Норвегии его удостоили золотой медали Королевской Академии наук, а за четыре дня до его первого исторического путешествия - и докторской степени.

Фритьофу было всего 26, а задача - серьёзней некуда: на лыжах пересечь ледяное плато от восточного до западного побережья Гренландии.

Всю организацию Фритьоф взял на себя, а шовные средства получил уникальным путём: просил вместо Большой Королевской медали дать её бронзовый дубликат, а стоимость золотой награды пошла на снаряжение экспедиции. В её составе было ещё пять человек: полярный.упитан Отто Свердруп, два опытных лыжника, два оленевода-каюра, саами по национальности. В середине июля 1888 года путешественники всадились на плавучую льдину, здесь пересели на лодки и через месяц, с титаническими усилиями пробившись сквозь плавучие льды, достигли Гренландии. А там уже пошли на лыжах по неведомым краям. Каждый тащил более 100 килограммов груза. Морозы достигали сорока. Намокшая шерстяная одежда не грела. В рационе почти не оказалось жиров, и путники даже пробовали пустить в пищу лыжную мазь. Через полтора месяца, проделав путь почти в 660 километров, упрямцы достигли западного берега Гренландии. И всё это время они вели метеорологические и прочие научные наблюдения.

Весной 1889 года Норвегия встречала триумфаторов, побивших все прежние рекорды.

Вперёд за секретом «Жанетты»

В Гренландии Нансен обнаружил остатки корабля «Жанетта» американской экспедиции Джорджа де Лонга, в 1881 году затонувшего... в Сибири! Оно было затёрто льдами в Чукотском море. И за эти годы его отнесло далеко на северо-запад.

Значит, существует неведомое доселе течение? Доказательством тому служили и выброшенные океаном стволы сибирского кедра. По-видимому, деревья принесли в море сибирские реки, а затем - непонятно как - они оказались в Гренландии. Нансен загорелся: вот цель новой интересной экспедиции!

Нет худшего несчастья, чем застрять во льдах, говорят бывалые капитаны. А Фритьоф вознамерился специатьно вморозить корабль в лёд, чтобы вместе со стылыми полями отправиться в путешествие по океану и как можно ближе подобраться к Северному полюсу. Он приступил к организации грандиозной экспедиции.

Теперь Нансена собирала в путь вся страна. Одни присылали деньги, другие - снаряжение и приборы. Норвежский парламент ассигновал на экспедицию 280 тысяч крон, остальное собрали по подписке - жертвовали буквально все граждане.

Судно строили лучшие корабельщики. Нансен назвал его «Фрам» - «Вперёд!». Конструкцию корпуса придумал сам: обводы корабля имели яйцеобразную форму, поэтому льдины, напи-ая, выталкивали его наверх. Капитаном судна снова стал полярный капитан Отто Свердруп.

Стартовали они 24 июня 1893 года с пятилетним запасом провизии. Дома Нансен оставил жену Еву и шестимесячную дочь Лив.

В сентябре судно прочно вмёрзло в многолетний лёд. Дрейф «Фрама» шёл не так близко к полюсу, как предполагал Нансен. И тогда он предпринял попытку броска к полюсу на лыжах: в марте 1895 года в сопровождении выносливого Ялмара Йохансена - соратника ещё по «Викингу» и гренландскому походу - покинул корабль. Полюса они не достигли, но подошли к нему ближе, чем все их предшественники.

Повернув назад, через три месяца Нансен и Йохансен добрались до Земли Франца-Иосифа. Зазимовали в землянке, выстроенной из камней и моржовых шкур, - почти на семь месяцев.

И тут выдался счастливый случай. В мае 1896 года к их побережью пристало судно английской экспедиции, на котором отважные путешественники вернулись домой, пробыв в Арктике в общей сложности три года. Через неделю в Норвегию с остальными участниками экспедиции вернулся «Фрам», блестяще завершивший свой исторический дрейф.

Возвращение Нансена и «Фрама» Норвегия праздновала пять дней.

И лишь сам Фритьоф грустно заметил: «Никогда я не чувствовал себя таким ничтожным, как теперь в качестве героя, которому курят фимиам. Я хотел бы убежать и спрятаться, чтобы вновь обрести себя».

В результате экспедиции «Фрама» было выявлено существование тёплого течения, проходящего на некоторой глубине через Северный полюс, подо льдами. Оказалось, что в Приполярье с евроазиатской стороны - не суша, а заросший льдами океан.

Сибирь - страна будущего

В 1897 году Нансен получил звание профессора Кристианийского университета. А впереди его ждала ещё одна выдающаяся историческая миссия - общественное служение.

Началось с того, что к 1905 году норвежцы воспротивились господству своего соседа - Швеции, утвердившемуся в 1814 году в результате раздела Европы. Тут-то и спас дело международный авторитет Нансена - было подписано соглашение, освобождавшее его страну от шведского правления.

Теперь Фритьоф стал уже настолько популярен, что народ призывал его стать президентом или даже королём. Но он без сомнений предпо-та науку, отшутившись: «Я атеист. А король по конституции должен быть верующим». Принял лишь предложение стать послом Норвегии в Великобретании.

В 1907 году внезапно умерла его жена Ева. Пришлось оставить мечты о покорении Северного полюса. Он стал более замкнут и нелюдим. К счастью, через некоторое время ему предложили совершить плавание на английском торговом судне по сибирским рекам России. Осенью 1913 года оно вышло из Норвегии, достигло Енисея, поднялось вверх по реке. От Енисейска Нансен по суше добрался до Красноярска, а затем поездом - до Владивостока. Природа Сибири и здешние люди восхитили его; на край, многим казавшийся диким, умница Нансен смотрел открытым дружеским взором. А вернувшись в Норвегию, написал книгу, название которой «В стране будущего» говорит само за себя.

Что такое нансеновский паспорт

Первая мировая война заставила на время прекратить научные исследования. Норвегия сохраняла нейтралитет, но в 1917 году в войну вступили США и наложили запрет на ввоз в Норвегию продовольствия. Для решения проблемы в Штаты послали, конечно же, Нансена!

Когда после войны была создана Лига Наций, возглавил норвежскую делегацию. В то время а лагерях Европы и Азии находилось около полусна забытых военнопленных, воевавших на стороне Германии. Они тысячами умирали от голода и холода. Лига Наций взялась их репатриацию. В апреле 1920 года мировое сообщество доверило возглавить эту работу Фритьофу Нансену. Ситуация осложнялась тем, что Советский Союз, не признавая Лигу Наций, не создал ни одного необходимого фонда. Однако авторитет поля рного исследователя был так высок, что советская власть согласилась вести переговоры лично с ним, и средства были найдены. Ещё до того, как последний пленный вернулся домой, в России разразился голод, усугубившийся неразумной политикой большевиков. Прд угрозой была жизнь 20 миллионов россиян.

Помогать голодающим взялся Международный Красный Крест. Призывы Нансена к Лиге Наций присоединиться встретили отказ: считалось, такая помощь укрепит власть большевиков.

«Предположим, это так, - сказал в своей речи Нансен, - но согласен ли хоть один из вас заявить, что вместо оказания помощи предпочёл бы смерть 20 миллионов голодающих?»

Он сам отправился в Россию и два месяца прожил в Поволжье. Не раз смотревший в глаза смерти, он рыдал от бессилия и жалости при виде умирающих детей. А вернувшись домой, опубликовал в газетах страшные фотографии, сделанные им в Поволжье. И Норвегия первой сделала крупный взнос в Комитет помощи голодающим. Нансен ездил по европейским столицам, плавал в Америку, живя ради экономии в дешёвых гостиницах. За два года ему удалось собрать более 20 миллионов франков. Тысячи вагонов с продовольствием ушли в Россию. Нобелевскую премию мира, присуждённую ему в 1922 году, Нансен почти целиком направил на создание двух сельскохозяйственных станций на Украине и в Поволжье, оснащённых по последнему слову техники.

Нансен помог и двум миллионам бежавших от революции и скитавшихся из одной страны в другую. Будучи Верховным комиссаром по делам беженцев, он сумел снабдить их специально разработанными нансеновскими паспортами (они существуют до сих пор) - их признали многие страны. Это давало возможность беженцам легально получить место жительства.

Умер Нансен 17 мая 1930 года в Люсакере, близ Осло, переутомившись после лыжной прогулки. Его смерть была лёгкой и безболезненной.

Как-то выступая перед студентами университета в Шотландии, он сказал: «Разрешите мне выдать один секрет по поводу так называемого везения, которое не раз сопровождало меня в моей жизни. Поступайте так, как дерзал я: сжигайте за собой корабли, разрушайте позади мосты. Лишь в таком случае для тебя и твоих спутников не останется другого выхода, как только идти вперёд. Ты должен будешь пробиться, иначе - погибнешь».

Людмила Боровикова

"Чудеса и Приключения" 12/2011

Фритьоф Нансен (норв. Fridtjof Nansen, 1861 —1930) — норвежский полярный исследователь, учёный, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год.

Уже в 20 лет он принял участие в четырёхмесячном плавании по Северному Ледовитому океану.

В 1882 — отправился на одном из судов тюленепромышленной компании в плавание среди льдов. Именно это путешествие и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности. По возвращении из плавания, он отдался научным занятиям.

В 1883, после окончания университета Кристиании, Фритьоф совершает путешествие в воды Гренландии на зверобойном судне «Викинг», год спустя был назначен куратором отдела зоологии в музее города Берген.

Нансен поставил перед собой в высшей степени крупную и трудную задачу — переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного берега её до западного. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя.

Экспедиция отправилась в путь в 1888. Вместе с пятью товарищами пытался высадиться близ восточного побережья Гренландии. Ценой невероятных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и достигла побережья. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную территорию, а 3 октября 1888 достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы.

Шестеро путешественников вернулись в Норвегию и были чествуемы всей нацией.

Нансен был назначен куратором по зоологии университета Кристиании (в 1897 получил должность профессора).

Покончив с анализом полученных результатов, Фритьоф приступил к подготовке к еще более смелой и грандиозной экспедиции — в область Северного полюса.

Прежние наблюдения убедили его в существовании сильного восточно-западного течения, которое должно было направляться от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. К этому выводу, в частности, ведет то, что были найдены остатки неудачной американской экспедиции на корабле "Жанетта" под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов, а предметы с нее были найдены у юго-западных берегов Гренландии. Норвежский метеоролог, профессор Г.Мон в 1884 году опубликовал статью, которая подтвердила догадки Нансена и стала основанием для экспедиции к полюсу.

Решив проверить свою теорию, Нансен разработал проект судна («Фрам»), достаточно сильного для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. План заключался в плавании этого судна по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Команда должна была остаться на борту судна, пока оно дрейфовало бы вместе со льдами к Северному полюсу и проливам между Шпицбергеном и Гренландией.

Экспедиция отправилась из Кристиании в июне 1893 г., имея запас провизии на пять лет и топлива на восемь. «Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш. , «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решил предпринять попытку броска к полюсу, взяв с собой одного из самых сильных и выносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена. В марте 1895 года Нансен в сопровождении Йохансена покинул корабль, который в это время находился на северной широте 84°05" и восточной долготе 101°35". Их попытка не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось — им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-Иосифа. Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники.

Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке. Эта зимовка Нансена, во время которой он вел жизнь настоящего Робинзона, является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах.

Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона, на судне которой "Windward" он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и "Фрам", блестяще закончивший свой исторический дрейф. Теория Нансена подтвердилась — судно следовало по течению, о существовании которого он предполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах и температурах и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан. Особое значение путешествие «Фрама» имело для молодой науки океанологии . Для Нансена это ознаменовало существенный поворот в его деятельности. Океанография стала основным предметом его исследований.

Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции и написал несколько работ, включая «Первое пересечение Гренландии» (The First Crossing of Greenland, 1890) и «Крайний Север» (Farthest North, 1897).

Не прекращая океанографических исследований, Нансен занялся общественной политической деятельностью. В 1905 году была расторгнута шведско-норвежская уния. Норвегия получила свое собственное дипломатическое представительство за границей. Первым норвежским послом в Англии был Нансен, занимавший этот пост с 1906 по 1908 год.

Империалистическая война и последовавшие за ней тяжелые годы оторвали Нансена от его научной работы. Почти все свои силы он отдает в это время служению своей стране и страждущему человечеству.

В 1917 году Соединенные Штаты Америки отказались от нейтралитета, они установили эмбарго для нейтральных стран. Во время войны Норвегия получала 99% необходимого ей импортного зерна из Северной Америки. Таким образом, вместе с отказом Соединенных Штатов экспортировать в Норвегию зерно над последней появился призрак голода.

Для урегулирования вопросов по внешней торговле в Норвегии была образована специальная комиссия, которая во главе с Нансеном выехала в 1917 году в Вашингтон. Переговоры в сложной политической обстановке того времени длились почти девять месяцев. Благодаря настойчивости Нансена вопрос в конце концов был разрешен в благоприятном для Норвегии смысле.

В 1921 году, вследствие страшной засухи, на Волге был полный неурожай. Голод был неизбежен. Нансен выступил с предложением образовать "на чисто гуманитарных основах" комиссию, которая немедленно бы взялась за организацию помощи голодающим на Волге. 30 сентября Лига наций вынесла свое окончательное решение - помощь голодающим на Волге должна быть делом частных лиц. Правительства не дадут кредитов, пока советская власть не признает царских долгов. Нансен вносит от себя крупную сумму. Уже в сентябре были отправлены первые поезда с продовольствием для голодающих. Благодаря неутомимой энергии Нансена было спасено множество жизней. Осенью 1922 года Комитет по оказанию помощи голодающим мог прекратить свою деятельность. Едва Нансен окончил свою грандиозную работу по оказанию помощи голодающим на Волге, как ему пришлось взяться за другое дело помощи.

В сентябре 1922 года, находясь в Женеве на заседании Лиги наций, Нансен получил от своего константинопольского представителя телеграмму: "Положение анатолийских беженцев очень серьезное. Угрожает голод. Предлагаю организовать помощь. Телеграфируйте ваше согласие" . Нансен принял предложение Лиги наций взять в свои руки организацию помощи греческим беженцам.

В декабре 1922 года Нансену была присуждена нобелевская премия мира. Большую часть полученной суммы, составлявшей 122 000 крон, Нансен истратил на устройство в СССР двух показательных сельскохозяйственных станций, остальную часть пожертвовал в пользу греческих беженцев. Вслед за нобелевской премией Нансен получил такую же сумму от датского издателя Эриксена. И эти деньги он полностью израсходовал на те же цели.

В 1925 году Лига наций поручила Нансену изучить вопрос о возможности устройства армянских беженцев, для чего была образована специальная комиссия с Нансеном во главе. Во время мировой войны гонения на армян в Турции достигли чудовищных размеров. Из 1 845 450 армян, живших в Турции, в 1915 и 1916 годах было уничтожено около одного миллиона, остальные частью бежали за границу, частью укрылись в горах. Нансен поехал в Армению в 1925 году, главным образом с целью исследовать на месте возможность искусственного орошения. Работа нансеновской комиссии протекала в тесном сотрудничестве с находившимся в Эривани [Ереване] советским комитетом по землеустройству. Вернувшись через Кавказ и Волгу в Западную Европу, Нансен доложил в Лиге наций о результатах своей поездки. "Единственное место, - заявил он, - где в настоящее время можно устроить неимущих армянских беженцев, это Советская Армения. Здесь, где несколько лет тому назад царили разруха, нищета и голод, теперь, благодаря заботам советского правительства, установлены мир и порядок и население стало в известной степени даже зажиточным". Несколько десятков тысяч армянских беженцев удалось устроить в Сирии.

Свою поездку в Армению Нансен описал в книге "Gjennern Armenia" ("По Армении"), изданной в 1927 году. Через два года вышла другая его книга, также относящаяся к поездке 1925 года: "Gjennern Kaukasus til Volga" ("Через Кавказ на Волгу"). Забот об армянском народе Нансен не оставлял до конца своей жизни. В 1928 году он совершил турне по Америке, во время которого читал лекции с целью сбора средств в пользу армян.

Короткие перерывы в своей гуманитарной деятельности Нансен использовал для научной и литературной работы. В 1924 году было образовано Международное общество по изучению Арктики с помощью воздушного корабля (Аэроарктик). Пожизненным президентом этого общества был избран Нансен.

В 1938 Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве, основанное в 1931.

Умер Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года, переутомившись после лыжной прогулки..

В его честь названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - «Медаль Нансена».

http://ru.wikipedia.org/wiki/