Ликбез – это термин, который появился в начале прошлого века

Рано или поздно каждый человек задает себе вопрос: «А как люди жили до нас? Что они ели, во что одевались? Как вели себя друг с другом?». Дорога из прошлого к настоящему очень длинна и интересна. На пути постоянно встречается множество загадок и удивительных открытий. Существует большое количество аспектов, которые связаны с жизнью человека на земле. Одним из них безусловно является одежда. Пройдя огромный путь от исключительно утилитарного назначения до модных тенденций, в наше время она интересует абсолютное большинство проживающих не планете людей. , о которой мы будем говорить, это период кардинальных изменений в истории женской моды.

Несправедливо было бы не упомянуть женщину, которую звали Роза Бертен (1747 — 1813), портниху Марии-Антуанетты, королевы Франции. Можно сказать,что именно с нее начался переход по карьерной лестнице от простой портнихи до дизайнера, получившего общественное признание. Иногда ее с долей сарказма называли «министром моды «. Она даже открыла в Париже магазин и имела значительное влияние на парижский стиль. Но, к сожалению магазин просуществовал недолго и во время Французской революции Роза Бертен вынуждена была отправится на несколько лет в изгнание, в Лондон.

Но, если говорить об истории дизайна одежды, многочисленных изменениях, которым подвергался женский костюм, то безусловно надо вспомнить Чарльза Фредерика Ворта — первого кутюрье, который положил начало дизайнерской моды и первым стал пришивать этикетки к своим изделиям. Было это не так уж и давно, а именно в середине 19 века. Чарльз Ворт (1825 — 1895) имел огромное влияние на своих клиенток и действительно оставался «диктатором моды » на протяжении полувека.

«Душенька, а покажите — ка мне вашу рекомендацию… Как нет рекомендации? Рекомендации нет, зато есть деньги и титул? Меня это не волнует, извольте покинуть ателье! «- так обращался с клиентками 150 лет назад Чарльз Ворт. Если до Ворта в паре «клиентка-портной» однозначно доминировала клиентка, то Ворт ввел золотое правило высокой моды: «Кутюрье лучше знает, что подходит клиентке « . Русская императрица Мария Федоровна настолько доверяла Ворту, что считала достаточным одной телеграммы, в которой писала: «Пришлите мне обеденное платье». На примерки в Париж она конечно не ездила, заказы высылались ей по почте.

Безумное количество ручного труда и самые невероятные фантазии воплощались в реальность. Например, один из кринолинов императрицы Евгении дизайнер украсил десятками чучел ласточек на пружинках, и, когда императрица танцевала, стая ласточек «танцевала» вместе с ней. Ворт смог сделать платье от парижского кутюрье самым желанным объектом и для женщин, и для мужчин, оплачивавших это платье. Желание обладать во что бы то ни стало: ценой унижения (Ворт особо не церемонился с клиентками), невероятных денег, долгих примерок, бессонного ожидания — превратилось в главный двигатель моды 19-го и 20-го века.

В начале столетия большая часть кутюрье находилась в Париже, чем в Лондоне. В Париже проходили модные показы, на которые съезжались редакторы модных журналов из разных стран. Модные магазины приобретали одежду от кутюр, копировали ее либо адаптировали под запросы и потребительские способности своих клиентов для дальнейшего распространения. В это время происходит четкое разделение моды на высокую моду и прет — а — порте. В начале 20 века журналы мод стали использовать фотографии моделей одежды, что оказывало очень большое влияние на вкусы публики. Большую роль в привлечении интереса к модным тенденциям сыграли талантливые иллюстраторы Павел Ирибе, Этре и Джордж Barbier. Они использовали самые последние разработки в области моды и красоты. Одним из самых известных журналов был La Gazette du Bon Ton, основанный в 1912 году Люсьен Фогель и регулярно издававшийся до 1925 года.

Наряды модниц «прекрасной французской эпохи» были поразительно похожи на те, что создавал Ворт. Но жизнь диктовала свои условия и к концу 19 века женщины становились более независимые. Появилась необходимость в создании моделей, которые были бы более практичными и носибельными. Этот переход был очень интересным и достаточно непростым. Мода менялась часто, но женщинам все равно было сложно сразу отказаться от красивых, замысловатых нарядов. Пышные S — образные силуэты сохранялись вплоть до 1908 года. Платья обильно украшались кружевами и рюшами, к тому же еще присутствовал корсет. Но к концу первого десятилетия силуэты становились более прямыми, а великий кутюрье Поль Пуаре полностью освободил женщин от .

Британский Дом моды Maison Редферн, открытый в 1850 году на острове Уайт, был первым, кто предложил женщинам одежду специально для спорта, для езды на велосипеде и игры в теннис. Хотя эта одежда была предназначена для спортивных занятий, но ее можно было использовать и как повседневную. Можно сказать, что Джон Редферн, основатель этого дома, стал первым дизайнером спортивной одежды. К 1890 году магазины этого дома были открыты в Лондоне, Париже, Эдинбурге и Нью -Йорке. Впервые женская одежда была сшита по аналогам мужской одежды, что отвечало требованиям времени, когда было положено начало движения женской эмансипации.

Начало прошлого века в России ознаменовано большим подъемом, временем правления Николая II и «серебряным веком». Это было время расцвета литературы, поэзии, балета, оперы, живописи и графики. Федор Шаляпин, Анна Павлова, Вацлав Нежинский, Мария Кузнецова, Сергей Есенин и многие другие-герои того времени. Русская мода развивалась в тесном взаимодействии с европейской и ознаменовано это периодом «модерн «. Очень популярны были голубовато-водянистые, пастельные тона тканей, цветочные рисунки, кружева и аппликации. Даже названия оттенков тканей были необычны и замысловаты: платья цвета стрекозы, кузнечика, резеды, Каспийского моря, глицинии. В то время в России издавалось множество модных журналов, новейшие моды, парижские моды. Это были высокопрофессиональные публикации, которыми с большим удовольствием пользовались тогдашние модницы. Изобразительное искусство очень повлияло на моду периода модерн. Художники идеализировали женщин, а дизайнеры того времени вторили им, благодаря чему создавались прекрасные платья больше походившие на наряды нимф, небесных ангелов и ундин.

Петербург и Москва были столицами российской моды. Появлялись Дома мод, которые могли с успехом конкурировать с парижскими Домами. Самыми известными в Петербурге были Дом Бризак и Дом Гиндус, а в Москве творила Надежда Петровна Ламанова, которая считается основательницей школы моделирования в России в 20 — м веке.

Промышленное массовое производство одежды переживало период расцвета. Производителей и торговцев в народе окрестили «чумазыми». Многие вынуждены были приобретать и носить вещи, сделанные не в единственном экземпляре. А желающим выделиться надо было шить одежду на заказ. В моде были меха, муфты, шляпы с изогнутыми полями, украшенные страусиными перьями, чучелами птиц, и кружевом. С 1901 года в моду вошел фасон шляпы в виде плоского тюрбана и «амазонский ток», отделанный огромными перьями.

С началом «Русских сезонов» балетной труппы Сергея Павловича Дягилева в Париже, началось повальное увлечение ориентализмом. Поль Пуаре был первым из дизайнеров, который сумел перевести моду с подмостков театра в обычную жизнь. В моду вошел восточный стиль. Клиентки Пуаре походили на женщин из гарема, одетые в свободные шаровары, с тюрбанами на головах ярких цветов, а также на гейш в экзотических кимоно. Пуаре разработал наряд, который женщины могли надевать без помощи горничной.

В это время начинается движение ар — деко, получившее свое название от названия Парижской выставки 1925 года Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes. Его влияние становится очень заметным в творчестве многих дизайнеров. Четкие геометрические формы, длинные нитки жемчуга, расшитые платья, ярусы бахромы-все это элементы ар — деко.

Одной из первой женщин-кутюрье того времени была Жанна Пакен, которая организовала первые с участием манекенщиц и использованием музыки. Дом Пакен был открыт еще в 1891 году, женихом Жанны, накануне их свадьбы. Жанна занималась художественной частью, а муж — продвижением и развитием бизнеса. Филиалы их Дома были открыты в Лондоне, Буэнос — Айресе и Мадриде. В этом она была пионером. В английских филиалах ателье шили наряды для англичанок по французским эскизам. Жанна была неординарной, харизматичной женщиной, которая носила только свои наряды и была живой рекламой для своего Дома мод. Она создавала образы в стиле ампир еще незадолго до того, как такие модели начал шить Поль Пуаре. А с 1910 года стала сотрудничать с известными художниками того времени, работавших в стиле ар — деко: Леоном Бакстом, Джоржем Барбье и Павлом Ирибе.

Разнообразие товаров, которые создавались Домом Пакен привлекало большое количество клиентов. В их числе были Рокфеллер, Вандербильт, королевы Испании, Бельгии и Португалии. В 1907 году внезапно умирает муж Жанны и она привлекает к работе сводного брата и его жену. Жанна Пакен создавала удобную и современную одежду для активных женщин, а сама была поистине иконой стиля того времени. В 1920 году она отходит от дел и передает бразды правления брату Анри Жуару. В 1953 году Дом Пакен соединяется с Домом Ворта, а в 1956 году компания закрывается. Сама же Жанна ушла из жизни еще в 1936 году.

Одними из наиболее известных и влиятельных модельеров того времени были Жак Дусе и Мариано Фортуни. Французский дизайнер Жак Дусе использовал пастельные тона и его сложные и одновременно тонкие как паутинка платья навевали мысли об импрессионизме, в котором игра цвета, его полупрозрачность, отражение также имели большое значение. Им было создано много костюмов для актрис того времени, как для сцены так и вне ее. Его клиентками были Сесиль Сорель и Сара Бернар. Он был из тех дизайнеров которые ценят достоинство и роскошь выше, чем новизну и практичность.

Испанский модельер Мариано Фортуни открыл свой дом в 1906 году. Фортуни был довольно разносторонним человеком, освоившим профессии инженера, режиссера, архитектора и сценографа. Но, его достижения, которые стали наиболее известными были сделаны в области моды. Фортуни жил со своей женой Генриеттой, которая была хорошей портнихой и много помогала своему мужу в создании проектов, в Венеции. Он восстал против стиля, который был популярным в то время и создал платье Delphos. Модели платьев были вдохновлены воздушной одеждой греческих женщин.

В НАЧАЛЕ ПРОШЛОГО ВЕКА

(Из книги «О людях и для людей»)

Сегодня это даже трудно себе представить, что вся обширная территория, на которой ныне раскинул свои улицы наш посёлок со всеми своими многоэтажными зданиями и окрест его большим одноэтажным частным сектором, раньше была сплошным лесом. Сегодня Косая Гора стала такой большой, что, пожалуй, она крупнее окажется и иного города. С двумя средними и одной неполной восьмилетней школой, пятью детскими садами, прекрасным Домом культуры, окружённым тенистым парком, а рядом с этим парком и территория сопряжена стадиона, с замечательным футбольным полем и современным спортивным комплексом – из двух двухэтажных зданий. У нас в посёлке сегодня четыре библиотеками (две взрослые и две детские), две поликлиниками (для детей и взрослых), санаторий профилакторий и наша прекрасная здравница – шлаковой лечебной водой и лечебной грязью, причём областного значения и названа она именем знаменитого нашего врача, заслуженного хирурга РСФСР Якова Сергеевича Стечкина. Есть современный, с большим и широким экраном, кинотеатр и многое, многое другое, что предназначено для нормальной человеческой жизни
Не меньшую территорию занимает и сам Косогорский металлургический завод, модно сказать предтеча посёлка, со всеми своими многочисленными цехами, с большими и даже просто огромными строениями, со своеобразными улицами и перекрёстками, что тоже напоминает нам в какой-то мере необычный городок. И вот вся эта территория представьте, раньше, до начала нашего двадцатого века, была покрыта густым и девственным лесом, который шумел бы и шумел сейчас в ветрах до сих пор, если бы здесь, в девяти километрах от Тулы, бельгийцы не начали строительство металлургического завода. Не правда ли, удивительная и просто восхитительная история?
Но что делать: общественное развитие и технический прогресс требовали своё, его было не остановить! Как известно, в 1861 году в России было отменено крепостное право, и страна пустилась догонять западноевропейские государства по пути капитализма. Начался бурный рост промышленного и экономического развития и у нас в России.
Предпосылками такого быстрого развития были стремительные темпы строительства железных дорог и промышленных предприятий, щедрые инвестиции западного капитала, рассчитывающего получить в технически отсталой стране баснословные прибыли. Был, конечно, и у бельгийских акционеров такой алчный интерес и перспективы: получить на тульской земле неплохую прибыль. А к этому все предпосылки тоже были; медеплавильные и латунные заводы иностранных кампаний приносили неплохие доходы. Тульская земля была богата не только природными ресурсами, здесь были пятьдесят процентов запасов всего подмосковного угольного бассейна, а также большие запасы железной руды, в которой заключалось до пятидесяти процентов железа, но и была ещё и дешёвая рабочая сила. Кроме того город Тула ещё с петровских времён славился как промышленно-ремесленный центр в стране, городом ремесленников-оружейников, где было немало искусных мастеровых людей.
Для строительства завода бельгийцы выбрали не случайно столь прекрасное место – низину реки Воронка, где она протекала в сопряжении с железной дорогой, бегущей из Москвы на юг страны. Здесь были два железнодорожных узла, две железнодорожные артерии страны: Московско-Курская железная дорога и Ряжско-Вяземская. В окрестных лесах действительно оказались несметные богатства: близко залегали железная руда и уголь, а многочисленные деревни вполне могли обеспечить в достаточном количестве строящееся предприятие дешёвой рабочей силой.
До сегодняшнего дня прекрасные наши яснополянские леса хранят следы добычи этой железной руды. Все земля здесь, поросшая лесом в буграх и ямах, это и есть засыпанные «дудки». Именно из этих глубоких ям- «дудок» и добывалась руда, она до сих пор в отдельных местах выходит на поверхность и привлекает взгляд своим рыжим цветом. А главная наша улица – Максима Горького, прямо врезается в лес и ведёт к лесному посёлку «Рудники» и к деревне «Рвы», что притаилась в лесной тиши. И здесь сами названия говорят сами о себе. Посёлок рос, упрямо врезался и теснил лесную чащобу, расширяя его территорию в южную сторону, пока здесь на самой окраине Косой Горы не обосновался сегодня наш заводской санаторий-профилакторий, где любят отдыхать все жители посёлка и его гости.
Дата основания завода и посёлка 8 мая 1897 года, то есть именно тогда была задута первая доменная печь, и стала плавить чугун. А строительство её было начато в мае 1896 года. Бельгийские акционеры из тридцати восьми человек скупили вначале небольшую территорию у трёх окрестных помещиков, вот потому завод и назывался вначале по имени одной близ лежавших деревень – Судаковский. Причём, сам завод состоял вначале из доменного цеха, в котором в течение трёх лет после пуска первой печи были построены ещё две печи, а также из паросилового и транспортного. Посёлок состоял тогда лишь из одной улицы – рабочей слободки, где жили иностранные рабочие, а местные рабочие -аборигены ютились в двух деревянных бараках у самого завода, да ещё в землянках, выкопанных на краю оврага около деревни Стрекаловка. Сегодня деревня превратилась в улицу Стрекаловскую. До сих пор в посёлке стоят рядом с заводскими стенами у самой реки Воронки ещё несколько исторических достопримечательностей: «красные» и «шлаковые» казармы, построенные бельгийцами из красного и серого цвета кирпичей. С тех давних пор в этих строениях в тесных и тёмных комнатушках ютились местные заводские рабочие. А на той улице – «слободке», состоящей из одноэтажных домиков на четыре семьи, которая протянулась от завода на запад и с которой открывается въезд в посёлок, проживали тогда иностранные рабочие и мастера, именно с неё, с этой «слободки» и начался строиться наш посёлок.
До недавнего времени она называлась ещё и улицей Ф. Э. Дзержинского, так же как и сам завод носил его имя, но в результате «демократических» перемен был лишён он этого имени. Хотя именно к Дзержинскому, как к председателю ВСНХ, после окончания гражданской войны с письмом обращались жители посёлка с просьбой о восстановлении завода и получили на то его согласие. Улица Дзержинского за годы Советской власти превратилась в хорошо благоустроенную и хорошо асфальтированную улицу, главную при въезде в посёлок, с двумя рядами по каждую сторону благоустроенными домиками-коттеджами, с небольшими садиками вокруг них. Домики весело смотрят и сегодня на мир своими стеклянными террасами, в них есть все условия для нормальной жизни – газ, вода, канализация.
А тогда, в начале века двадцатого века, они были все лишь с печным отоплением, с водоразборными колонками и общественными туалетами по всей улице. Чуть выше Слободки в берёзовой роще, от которой ныне и названия-то не осталось, были построены ещё три больших дома в два этажа из серого камня. Они и сейчас крепко стоят на своих местах и выглядят довольно внушительно, своим внешним видом, то есть, архитектурой, напоминают скандинавский стиль, почти как в сказках Андерсена. В этих трёх больших домах селились инженеры и руководители завода. Эта улица носит имя полярного исследователя Шмидта. Картину внешнего облика посёлка того времени дополняла деревянная церковь-молельня с колоколом на водонапорной башне. Да ещё были в посёлке при въезде в него две торговые лавки, да сложенный из красного кирпича – трактир. Этот домик и сегодня цел. Улицы были не мощёными, грязными, тротуаров не было.
Акционерам начатое дело казалось вначале вполне выгодным и перспективным. Они рассчитывали получить приличную прибыль, что вначале так и было. Эксплуатация рабочего люда была здесь лютой. Вот что писал об этом времени в своей статье «Неужели это так надо?» очевидец и современник строительства и пуска завода Лев Николаевич Толстой, живший в Ясной Поляне всего в пяти километрах от Косой Горы:
«Стоит среди полей, обнесённый стеной чугунолитейный завод, с не переставая дымящимися трубами, с гремящими цепями, домнами, с подъездной железной дорогой и раскинутыми домиками. И на шахтах его, как муравьи, копаются рабочие люди: одни на 100 аршин под землёй в тёмных узких, душных, сырых, постоянно угрожающих смертью, проходах, с утра до ночи и с ночи до утра, выбивают руду. Другие в темноте, согнувшись, подвозят эту руду или глину к дудке и везут назад пустые вагонетки, и опять пополняют их, и так работают 14 часов в день, всю неделю.
Так работают в шахтах. На самой домне работают одни у печей при удушливой жаре, другие у спуска растопленной руды и шлака, третьи – машинисты, кочегары, слесари, кирпичники, плотники – в мастерских также по 12 – 14 часов всю неделю.
По воскресеньям все эти люди получают расчёт, моются и, иногда и немытые, напиваются в трактирах и кабаках, со всех сторон окружающих завод и заманивающих рабочих, и с раннего утра в понедельник опять становятся на ту же работу.
И так живут все эти люди и в шахтах, и на заводе, и пахари, и каменобойцы, с молодых лет и до старости, итак живут в непосильных трудах их жёны и матери, наживая маточные болезни; и так же живут их отцы и дети, плохо накормленные, плохо одетые, в сверхсильной, губящей здоровье, работе, с утра и до вечера, с молодости и до
старости».
Вот он, каков есть, глазами великого писателя и современника, дикий капитализм, вот вам и наглядная картинка всех его «прелестей»! В этом году нашему Косогорскому металлургическому заводу исполняется 105 лет. Славна его история, замечательные люди трудились в его цехах в разные годы и многие десятилетия, но особенного бурного развития завод достиг в годы Советской власти, именно в двадцатом столетии, когда завод принадлежал уже не капиталистам, а государству. Когда работники его чувствовали себя полными его хозяевами. Вот тогда и стали рождаться на заводе рабочие традиции, появилось чувство гордости за свой труд и завод, уважение к своему труду, появились нормальные бытовые условия, как на самом заводе, так и в посёлке. Особенно почётным стал тогда труд металлургов, их труд высоко ценила страна, они награждались самыми высокими правительственными наградами.
Заводской коллектив стал единым организмом, четко работавшим, как часы. А в центре этого единства были коммунисты, его заводская партийная организация, наделённая правами райкома. История партийной организации тоже интересна и непроста. Вспомним хотя бы основные вехи её развития.
Конец 1903 года. Это было время политического и экономического кризиса в России. С политическими требованиями, открыто и массово, выступили руководимые большевиками рабочие Тулы. В тульскую тюрьму было брошено двадцать шесть организаторов одной из рабочих демонстраций. В поддержку арестованных тульских рабочих вспыхнула крупная забастовка и на заводе Бельгийского акционерного общества, у нас на Косой Горе. Эта стачка была тщательно подготовлена большевиками. Социалистические идеи в то время распространяемые тульскими большевиками, находили благодатную почву и среди косогорских металлургов. Большевики Тулы не упускали из поля зрения коллектив такого крупного предприятия. На Косую Гору под видом знакомых рабочих приезжали большевистские агитаторы. Они знакомились с условиями труда и жизни металлургов, указывали им пути освобождения от капиталистического рабства.
Заводскую администрацию очень беспокоили эти посещения, и потому его работникам запрещалось передавать какие-либо сведения о предприятии. В противном случае грозило увольнение. Но события нарастали. Радостно на заводе была встречена весть о свержении самодержавия. С красными флагами вышли заводчане на улицы. Однако возглавили эту демонстрацию эсеры, не было ещё на заводе большевистской ячейки. Но вот четвёртого марта семнадцатого года на Судаковский завод прибывает руководитель тульских большевиков Григорий Каминский.
Он выступает перед рабочими на большом митинге. А четырнадцатого марта, уже после этого митинга, на общезаводском собрании рабочие завода принимают решение установить явочным порядком восьмичасовой рабочий день, требуют увеличения заработной платы и выдвигают ряд других требований. А это уже следует из программы большевиков.
Летом того же семнадцатого года для ведения партийной работы на Косогорский металлургический завод с оружейного завода направляется А. С. Денисов. Это был в то время один из самых опытных партийных работников в Туле. Он устроился работать здесь слесарем в снарядном цехе. Его задачей было показать, что ни эсеры, ни меньшевики не являются сторонниками и защитниками рабочего класса, а лишь большевики являются его последовательными защитниками.
Первыми вступили в организованную им партийную ячейку на заводе слесарь Б. Чучин, машинист паровоза Ф. Горшков, мастер Н. Григорьев, бывший матрос А. Ченцов, охранник завода Д. Чурьянов и бухгалтер В. Головин. Партийная организация распространяла на заводе революционную литературу, организовывала политические кружки для рабочих.
Были здесь в первое время попытки администрации уволить Денисова с завода, как человека разлагающего коллектив. Но тогдашние руководители завода всё-таки не решились это сделать, кроме того Денисов был специалистом высокой квалификации и, видимо, был тоже нужен заводу. Вскоре рабочие избрали Денисова председателем заводского комитета профсоюза. И с ним, как с главой профсоюза, администрации уже приходилось считаться.
С этим назначением Денисова возросла роль и самого завкома. Так что администрации, спустя некоторое время и благодаря принципиальности Денисова даже пришлось пойти на улучшение условий труда и быта рабочих. К августу семнадцатого года большинство рабочих Косой Горы уже шло за большевиками. Газета «Пролетарская правда» стала самой популярной газетой на заводе и в посёлке. Рабочие читали её, собирали средства в фонд газеты. Часто в семнадцатом году на заводе выступали такие видные тульские большевики, как Каминский, Бундурин и другие.
Администрация завода, в сговоре с эсерами и меньшевиками, сделала ещё одну попытку ослабить влияние большевиков. На заводе стали составляться списки активных и сознательных рабочих для призыва их в армию. Но об этом вскоре узнали рабочие и потребовали огласить список, и возмущению рабочих тогда не было предела! Эсера Дружинина, руководителя этой комиссии по отбору рабочих на фронт, они посадили на грязную тачку и вывезли за заводские ворота.
Списки комиссии после этого случая стали заверяться не только одним директором завода, но и представителями завкома. Таким образом, рабочие во главе с большевиками стали вести борьбу с саботажем администрации, которая под видом сокращения производства стремилась оставить людей без работы. Вопрос: «О производительности труда» обсуждался и на конференции тульских заводских комитетов профсоюзов.
Завкому Косогорского завода было предложено установить жёсткий контроль над производством. Когда же в Туле, по инициативе оружейников, началась кампания по отзыву меньшевистских депутатов из Советов, косогорские рабочие послали своим депутатом в тульский Совет А. С. Денисова.
После победы Октябрьской социалистической революции в Петрограде и в Москве, большевики стали и в Туле действовать более решительно. На фабриках и заводах стали создаваться отряды Красной Гвардии. Был создан красногвардейский отряд и на Косой Горе, который возглавил Д. Н. Чурьянов. Военному делу рабочих обучал И. В. Соломыков. Красногвардейцы Косой Горы обеспечивали контроль за продвижением эшелонов от станции «Засека», и всё делали для того, чтобы не пропустить к Туле и к Москве контрреволюционные отряды.
Когда же была создана Красная Армия, то красногвардейский отряд косогорцев влился в её воинские части. Многие косогорцы позже стали командирами Красной Армии, как например, слесарь цементного цеха П. Н. Спиридонов, уволившийся из Вооружённых Сил страны в звании подполковника лишь в пятьдесят третьем году.
После установления Советской власти в Туле и на Косой Горе директор Судаковского завода Гулыга, оставив доверенность на управление предприятием своему помощнику Солодовникову, тайно бежал. Началась новая страница истории жизни косогорских металлургов и их партийной организации, началось строительство нового, социалистического производства и новой жизни на Косой Горе.

Ликбез - это термин, который появился в Советской России. Что он означает и как расшифровывается?

Ликбез - это мероприятие, целью которого является обучение взрослых чтению и письму. Такой смысл понятие имело в двадцатых годах. Позже термин приобрел несколько другой оттенок.

Предыстория

В конце девятнадцатого века Россия встала на путь индустриального развития. Но общий уровень грамотности населения оставлял желать лучшего. Среди жителей Сибири, например, умели писать и читать немногие. Согласно статистике, это был лишь каждый десятый, если не брать в расчет детей до девяти лет. К 1914 году число образованных людей в России немного возросло, но война, голод и прочие негативные явления привели к тому, что их количество снова сократилось.

К 1920 году образованных людей в стране стало катастрофически мало: одни эмигрировали, других расстреляли. Новое правительство взялось за решение этой проблемы: был принят декрет об учреждении чрезвычайной комиссии по устранению безграмотности. Отныне научиться писать и читать обязан был каждый гражданин.

Ликбез - это борьба с неграмотностью. Прежде всего, эта государственная программа была направленна на особый слой населения - на беспризорников, которых после Гражданской войны оказалось на улицах страны несметное количество. Именно в эти годы начал свою деятельность педагог Макаренко, который счел нужным не только учить сложных подростков основам грамоты, но и приобщать их к труду.

Ликпункты

Беспризорников отправляли в специальные интернаты. Но в стране было немало людей, которые не совершали преступлений, были вполне благонадежны, но не могли даже написать собственное имя. Для них создавались школы.

Эти учреждения назывались ликпунктами, и в них обучались граждане старше пятнадцати лет. Программа была довольно сжатой. Обучение продолжалось не более четырех месяцев.

Долой неграмотность!

Была создана учебно-методическая база с целью проведения важного мероприятия под названием ликбез. Это были, как правило, брошюрки с незамысловатыми фразами для чтения и стихотворениями советских поэтов. Специально для представителей рабоче-крестьянского класса издавались буквари.

В 1925 году ликвидация безграмотности превратилась в программу, которая ориентировалась не только на обучение основ письма и чтения. Теперь под ликбезом понимали также внушение населению идеологически верной точки зрения.

К началу тридцатых годов число школ ликбеза увеличилось в несколько раз. В этих учреждениях обучалось свыше двадцати миллионов граждан. По данным на 1929 год процент безграмотных жителей СССР в возрасте от пятнадцати до шестидесяти лет составлял не более 10%.

Всем людям планеты Земля почему-то кажется, что мы живем в такое время, когда развитие технологий достигает своего пика . Без сомнений, все начало развиваться гораздо быстрее, чем несколько десятилетий назад. Причин тому множество. Однако футурологи начала XX века думали, что мы будем жить иначе . Кардинально иначе. Если брать их слова во внимание, то мы стоим лишь на низшей ступени развития.

Корпорации придумывают телефоны, внедряют компьютеры в очки, каждый месяц выпускают какую-то новинку, какую-то технологию, новости из hi-tech мира появляются сотнями каждый день. Раньше события развивались не так стремительно, а сейчас даже тяжело уследить за всеми. Такими темпами может мы и придем к тому, что нам пророчили, но настанет это еще не скоро, а возможно и не случится никогда. В начале прошлого века от нас ждали чего-то сверхъестественного. Век только начался, может мы рано начали рассуждение, но, тем не менее, будет с чем сравнивать. Предположения не могут быть строгими научными прогнозами. Ученые, рассказывая о будущем, пускают в ход свое воображение. И все, что не сбылось, могут запросто сослать на бурное воображение.

Все началось с журнала PopularMechanics , который в 1920 году решил поинтересоваться у самых именитых инженеров, мастеров своего дела и просто фантастов, о том каким они видят 21-й век. Так вот, представьте себе, что пока ничего не сбылось, предположения не оправдались. Ну, посудите сами. Фантасты рассказали, что будут дома будущего. В принципе, они уже есть: «умные» квартиры с автоматическими технологиями. Но нам предсказали, что к 2020 году будут специальные деревья, посадив которые можно вырастить свой дом . Биологи даже близко с такой технологией не знакомы и вряд ли в ближайшее время познакомятся. А ведь, сколько проблем можно было решить: пошел человек на рынок, купил саженец трехкомнатной квартиры, посадил в нужном месте и через месяц – квартира с евроремонтом. Мечты.

Затем были предположения, что в начале нашего столетия будут создаваться города по единому проекту с огромным количеством транспортных развязо к, а аэропорты будут находиться в воздухе для экономии пространства и держаться на больших воздушных шарах . А поездки по странам будут осуществляться по огромным туннелям под землей на высокоскоростном транспорте. Что-то похожее мы видим, но скорее демо-версии: под землей у нас только метро. А вот аэропорты на воздушных шарах это вообще странно и в принципе невозможно. Пока… Транспортные развязки существуют, но они скорее ассоциируются у людей с «пробками». Пробки на земле могли навсегда сойти с наших дорог благодаря летающим машинам. Кстати, идея о летающих автомобилях продержалась, наверное, дольше всех. В 1964 году известный фантаст Айзек Азимов также сделал предположение, что к 2014 году на планете не останется наземного транспорта. Весь транспорт должен будет парить в воздухе на небольшой высоте . А в 1989 году в знаменитом фильме «Назад в будущее-2», герои Марти и Док пропутешествовали в 21 октября 2015 года. Многое из этого фильма тоже осталось лишь в фантазии режиссера: летающие скейты, автомобили и куртки, подгоняющие размер под владельца. Было еще одно неплохое и интересное устройство: в духовку помещается маленькая пицца, а через секунду она уже привычных нам размеров и уже горячая. Но год с небольшим еще есть для реализации проектов из фильма.

Возвращаясь к предположениям Азимова, хочется отметить и то, что уже к нашим дням все дома будут находиться под землей . Было предположение, что это сократит затраты на охлаждение домов летом и обогрев зимой. Основной проблемой 2014 года должно было стать повальное безделье . В том смысле, что всю работу будут делать роботы, а люди лишь будут контролировать процесс. В некотором роде это произошло: на предприятиях все больше цехов начали работать в автоматическом режиме, где участие человека практически не нужно. А вот роботы бытовые пока развиты на уровне пылесосов .

1967 год тоже стал годом предположений. Уолтер Кронкайт – менеджер телеканала CBS в Америке, сделал прогноз, относительно которого жители США будут работать лишь 30 часов в неделю, а все остальное время развлекаться и бесценно тратить его на просмотр телепередач. Но работать меньше никто не стал, а прогноз так и остался прогнозом.

В 1968 году футуролог, политолог и просто хороший человек Герман Кан поспорил, что ближе к 2000 году средняя продолжительность жизни вырастет до 150 лет . Как бы ни старалась медицина, но таких таблеток пока не изобрели. Прорыв, конечно, есть: мы достигли высот в борьбе со многими болезнями, но лекарства от рака не найдено, СПИД до конца не изучен, а использование стволовых клеток и выращивание органов пока тоже на стадии разработок. Ведь не только медицина должна работать над этим, но раз прогноз не сбылся, то значит и все от кого это зависит, проиграли в споре.

В начале 20 века прогнозы делали не только американцы, к примеру, еще в императорской России кондитерским товариществом «Эйнемъ» был выпущен ряд открыток «Москва XXI век». Но и они не особо сумели что-то предугадать.

Этим же товариществом были выпущены открытки с прогнозами о будущем для Франции и Германии:

Но не все так печально и есть ряд предсказаний, которые имеют место быть. Смотрите сами. Еще в 1900 году журналист Джон Уоткинс сделал ряд очень точных предположений. Своим читателям он поведал, что через 100 лет появятся кондиционеры, международная телефонная связь, цветные фотографии, замороженные продукты, которые можно купить в любом магазине, ветряные и солнечные электростанции, машины для езды по снегу. Становится немного не по себе, как в то время могли так точно рассказать о нашем будущем. Единственное, в чем ошибся автор, так в предположении о том, что люди откажутся от использования угля, нефти и газа. Пока этого не произошло.

Говорили фантасты и о видеотелефонах и вот сейчас мы вертим в руках смартфоны и изобретен Skype. Благодаря этому можно общаться со всем миром не отходя от компьютера. Кстати, а заметили ли вы в советских мультфильмах, как катится яблочко по тарелочке и открывается целый мир? Чем вам не видеосвязь или планшет? 🙂

Как видите, нам есть к чему стремиться и что развивать. То, что когда-то было фантастикой уже сегодня обыденная жизнь. Многое из наших привычных предметов было для предков чем-то невообразимым. И если мы не оправдали их надежд, то по крайней мере приблизились к этому.

А может уже пора сделать прогноз на следующие сто лет? Делитесь своими предположениями в комментариях.