Горький на дне 3 действие. М. Горький. На дне. Текст произведения. Действие третье

«Пустырь» – засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его – высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него – кусты бузины. Направо – темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево – серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной – узкий проход. В серой стене два окна: одно – в уровень с землей, другое – аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены – куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауер красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег. Черные сучья бузины еще без почек. На бревне сидят рядом Наташа и Настя . На дровнях – Лука и Барон . Клещ лежит на куче дерева у правой стены. В окне у земли – рожа Бубнова .


Настя (закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает) . Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились… а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и – белый как мел, а в руках у него леворверт…

Наташа (грызет семечки) . Ишь! Видно, правду говорят, что студенты – отчаянные…

Настя . И говорит он мне страшным голосом: «Драгоценная моя любовь…»

Бубнов . Хо-хо! Драгоценная?

Барон . Погоди! Не любо – не слушай, а врать не мешай… Дальше!

Настя . «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…»

Бубнов (удивленный) . Чего-о? Как? Краул?

Барон (хохочет) . Настька! Да ведь… ведь прошлый раз – Гастон был!

Настя (вскакивая) . Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая! (Барону.) Ты! Ничтожный!.. Образованный ты человек… говоришь – лежа кофей пил…

Лука . А вы – погоди-ите! Вы – не мешайте! Уважьте человеку… не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чем дело! Рассказывай, девушка, ничего!

Бубнов . Раскрашивай, ворона, перья… валяй!

Наташа . Не слушай их… что они? Они – из зависти это… про себя им сказать нечего…

Настя (снова садится) . Не хочу больше! Не буду говорить… Коли они не верят… коли смеются… (Вдруг, прерывая речь, молчит несколько секунд и, вновь закрыв глаза, продолжает горячо и громко, помахивая рукой в такт речи и точно вслушиваясь в отдаленную музыку.) И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – все равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)

Наташа (отвертываясь в сторону, негромко) . Не плачь… не надо!


Лука, улыбаясь, гладит голову Насти.


Бубнов (хохочет) . Ах… чертова кукла! а?

Барон (тоже смеется) . Дедка! Ты думаешь – это правда? Это все из книжки «Роковая любовь»… Все это – ерунда! Брось ее!..

Наташа . А тебе что? Ты! Молчи уж… коли бог убил…

Настя (яростно) . Пропащая душа! Пустой человек! Где у тебя – душа?

Лука (берет Настю за руку) . Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я – знаю… Я – верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была! А на него – не сердись, на сожителя-то… Он… может, и впрямь из зависти смеется… у него, может, вовсе не было настоящего-то… ничего не было! Пойдем-ка!..

Настя (крепко прижимая руки ко груди) . Дедушка! Ей-богу… было это! Все было!.. Студент он… француз был… Гастошей звали… с черной бородкой… в лаковых сапогах ходил… разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил… так любил!

Лука . Я – знаю! Ничего! Я верю! В лаковых сапогах, говоришь? А-яй-ай! Ну – и ты его тоже – любила?


Уходят за угол.


Барон . Ну и глупа же эта девица… добрая, но… глупа – нестерпимо!

Бубнов . И чего это… человек врать так любит? Всегда – как перед следователем стоит… право!

Наташа . Видно, вранье-то… приятнее правды… Я – тоже…

Наташа . Выдумываю… Выдумываю и – жду…

Барон . Чего?

Наташа (смущенно улыбаясь) . Так… Вот, думаю, завтра… приедет кто-то… кто-нибудь… особенный… Или – случится что-нибудь… тоже – небывалое… Подолгу жду… всегда – жду… А так… на самом деле – чего можно ждать?


Пауза.


Барон (с усмешкой) . Нечего ждать… Я – ничего не жду! Все уже… было! Прошло… кончено!.. Дальше!

Наташа . А то… воображу себе, что завтра я… скоропостижно помру… И станет от этого – жутко… Летом хорошо воображать про смерть… грозы бывают летом… всегда может грозой убить…

Барон . Нехорошо тебе жить… эта сестра твоя… дьявольский характер!

Наташа . А кому – хорошо жить? Всем плохо… я вижу…

Клещ (до этой поры неподвижный и безучастный – вдруг вскакивает) . Всем? Врешь! Не всем! Кабы – всем… пускай! Тогда – не обидно… да!

Бубнов . Что тебя – черт боднул? Ишь ты… взвыл как!


Клещ снова ложится на свое место и ворчит.


Барон . А… надо мне к Настёнке мириться идти… не помиришься – на выпивку не даст…

Бубнов . Мм… Любят врать люди… Ну, Настька… дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… румянец на душу наводит… А… другие – зачем? Вот – Лука, примерно… много он врет… и без всякой пользы для себя… Старик уж… Зачем бы ему?

Барон (усмехаясь, отходит) . У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…

Лука (выходит из-за угла) . Ты, барин, зачем девку тревожишь? Ты бы не мешал ей… пускай плачет-забавляется… Она ведь для своего удовольствия слезы льет… чем тебе это вредно?

Барон . Глупо, старик! Надоела она… Сегодня – Рауль, завтра – Гастон… а всегда одно и то же! Впрочем – я иду мириться с ней… (Уходит.)

Лука . Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать – никогда не вредно…

Наташа . Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?

Лука . Добрый, говоришь? Ну… и ладно, коли так… да!


За красной стеной тихо звучит гармоника и песня.


Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом… Ну, ладно! В лесу дача стояла, место – глухое… а зима была, и – один я, на даче-то… Славно-хорошо! Только раз – слышу – лезут!

Наташа . Воры?

Лука . Они. Лезут, значит, да!.. Взял я ружьишко, вышел… Гляжу – двое… открывают окно – и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!.. пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором… Я их упреждаю – отстаньте, мол! А то сейчас – стрелю!.. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они – на коленки пали: дескать, – пусти! Ну, а я уж того… осердился… за топор-то, знаешь! Говорю – я вас, лешие, прогонял, не шли… а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один – ложись, а другой – пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они… и говорят мне – дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Вот те и воры, милая (смеется) … вот те и с топором! Да… Хорошие мужики оба… Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они – надоело, говорят… просишь-просишь, а никто не дает… обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, – Степаном звать, – возьмет, бывало, ружьишко и закатится в лес. А другой – Яков был, все хворал, кашлял все… Втроем, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна – прощай, говорят, дедушка! И ушли… В Россию побрели…

Наташа . Они – беглые? Каторжане?

Лука . Действительно – так, – беглые… с поселенья ушли… Хорошие мужики!.. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!


Пауза.


Бубнов . Мм-да!.. А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

Клещ (вдруг снова вскакивает, как обожженный, и кричит) . Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе.) Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда!..

Бубнов . Вот так… забрало!..

Лука . Господи Исусе… слышь-ка, милый! Ты…

Клещ (дрожит от возбуждения) . Говорите тут – пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она – проклята! (Бежит за угол, оглядываясь.)

Лука . Ай-яй-ай! Как встревожился человек… И куда побежал?

Наташа . Все равно как рехнулся…

Бубнов . Здорово пущено! Как в театре разыграл… Бывает это, частенько… Не привык еще к жизни-то…

Пепел (медленно выходит из-за угла) . Мир честной компании! Что, Лука, старец лукавый, всё истории рассказываешь?

Лука . Видел бы ты… как тут человек кричал!

Пепел . Это Клещ, что ли? Чего он? Бежит как ошпаренный…

Лука . Побежишь, если этак… к сердцу подступит…

Пепел (садится) . Не люблю его… больно он зол да горд. (Передразнивая Клеща.) «Я – рабочий человек». И – все его ниже будто… Работай, коли нравится… чем же гордиться тут? Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит и – молчит! Наташа! Твои – дома?

Наташа . На кладбище ушли… потом – ко всенощной хотели…

Пепел . То-то, я гляжу, свободна ты… редкость!

Лука (задумчиво, Бубнову) . Вот… ты говоришь – правда… Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил…

Бубнов . Во что-о?

Лука . В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле – особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают… и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти… праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо… и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…» Одна у него радость была – земля эта…

Пепел . Ну? Пошел?

Бубнов . Куда? Хо-хо!

Лука . И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого… с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками… Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!..

Пепел (негромко) . Ну? Нету?


Бубнов хохочет.


Наташа . Погоди ты… ну, дедушка?

Лука . Человек – не верит… Должна, говорит, быть… ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет… Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты… сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый…» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удавился!..


Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.


Пепел (негромко) . Ч-черт те возьми… история – невеселая…

Наташа . Не стерпел обмана…

Бубнов (угрюмо) . Всё – сказки…

Пепел . Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…

Наташа . Жалко… человека-то…

Бубнов . Всё – выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо! (Исчезает из окна.)

Лука (кивая головой на окно Бубнова) . Смеется! Эхе-хе…


Пауза.


Ну, ребята!.. живите богато! Уйду скоро от вас…

Пепел . Куда теперь?

Лука . В хохлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да!.. Всё ищут люди, всё хотят – как лучше… Дай им, господи, терпенья!

Пепел . Как думаешь… найдут?

Лука . Люди-то? Они – найдут! Кто ищет – найдет… Кто крепко хочет – найдет!

Наташа . Кабы нашли что-нибудь… придумали бы получше что…

Лука . Они – придумают! Помогать только надо им, девонька… уважать надо…

Наташа . Как я помогу? Я сама… без помощи…

Пепел (решительно) . Опять я… снова я буду говорить с тобой… Наташа… Вот – при нем… он – все знает… Иди… со мной!

Наташа . Куда? По тюрьмам?

Пепел . Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит – в Сибирь-то по своей воле надо идти… Едем туда, ну?.. Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю… вижу!.. Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут… только это мне не помогает! Это… не то! Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…

Лука . Верно, милый! Дай тебе господи… помоги тебе Христос! Верно: человек должен уважать себя…

Пепел . Я – сызмалетства – вор… все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор!.. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня… Назови ты… Наташа, ну?

Наташа (грустно) . Не верю я как-то… никаким словам… И беспокойно мне сегодня… сердце щемит… будто жду я чего-то. Напрасно ты, Василий, разговор этот сегодня завел…

Пепел . Когда же? Я не первый раз говорю…

Наташа . И что же я с тобой пойду? Ведь… любить тебя… не очень я люблю… Иной раз – нравишься ты мне… а когда – глядеть на тебя тошно… Видно – не люблю я тебя… когда любят – плохого в любимом не видят… а я – вижу…

Пепел . Полюбишь – не бойся! Я тебя приучу к себе… ты только согласись! Больше года я смотрел на тебя… вижу, ты девица строгая… хорошая… надежный человек… очень полюбил тебя!..


Василиса, нарядная, является в окне и, стоя у косяка, слушает.


Наташа . Так. Меня – полюбил, а сестру мою…

Пепел (смущенно) . Ну, что она? Мало ли… эдаких-то…

Лука . Ты… ничего, девушка! Хлеба нету, – лебеду едят… если хлебушка-то нету…

Пепел (угрюмо) . Ты… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует… Как в трясине тону… за что ни схватишься… все – гнилое… все – не держит… Сестра твоя… я думал, она… не то… Ежели бы она… не жадная до денег была – я бы ее ради… на все пошел!.. Лишь бы она – вся моя была… Ну, ей другого надо… ей – денег надо… и воли надо… а воля ей – чтобы развратничать. Она – помочь мне не может… А ты – как молодая елочка – и колешься, а сдержишь…

Лука . И я скажу – иди за него, девонька, иди! Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит… Ты только поговаривай ему: «Вася, мол, ты – хороший человек… не забывай!» Ты подумай, милая, куда тебе идти окроме-то? Сестра у тебя – зверь злой… про мужа про ее – и сказать нечего: хуже всяких слов старик… и вся эта здешняя жизнь… Куда тебе идти? А парень – крепкий…

Наташа . Идти некуда… я знаю… думала… Только вот… не верю я никому… А идти мне – некуда…

Пепел . Одна дорога… ну, на эту дорогу я не допущу… Лучше убью…

Наташа (улыбаясь) . Вот… еще не жена я тебе, а уж хочешь убить.

Пепел (обнимает ее) . Брось, Наташа! Все равно!..

Наташа (прижимаясь к нему) . Ну… одно я тебе скажу, Василий… вот как перед богом говорю! – как только ты меня первый раз ударишь… или иначе обидишь… я – себя не пожалею… или сама удавлюсь, или…

Пепел . Пускай у меня рука отсохнет, коли я тебя трону!..

Лука . Ничего, не сумневайся, милая! Ты ему нужнее, чем он – тебе…

Василиса (из окна) . Вот и сосватались! Совет да любовь!

Наташа . Пришли!.. ох, господи! Видели… эх, Василий!

Пепел . Чего ты испугалась? Теперь никто не смеет тронуть тебя!

Василиса . Не бойся, Наталья! Он тебя бить не станет… Он ни бить, ни любить не может… я знаю!

Лука (негромко) . Ах, баба… гадюка ядовитая…

Василиса . Он больше на словах удал…

Костылев (выходит) . Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов? На стол не собрано?

Наташа (уходя) . Да ведь вы в церковь идти хотели…

Костылев . Не твое дело, чего мы хотели! Ты должна свое дело делать… что тебе приказано!

Пепел . Цыц, ты! Она тебе больше не слуга… Наталья, не ходи… не делай ничего!..

Наташа . Ты – не командуй… рано еще! (Уходит.)

Пепел (Костылеву) . Будет вам! Поиздевались над человеком… достаточно! Теперь она – моя!

Костылев . Тво-оя? Когда купил? Сколько дал?


Василиса хохочет.


Лука . Вася! Ты – уйди…

Пепел . Глядите вы… веселые! Не заплакать бы вам!

Василиса . Ой, страшно! Ой, боюсь!

Лука . Василий – уйди! Видишь – подстрекает она тебя… подзадоривает – понимаешь?

Пепел . Да… ага! Врет… врешь! Не быть тому, чего тебе хочется!

Василиса . И того не будет, чего я не захочу, Вася!

Пепел (грозит ей кулаком) . Поглядим!.. (Уходит.)

Василиса (исчезая из окна) . Устрою я тебе свадебку!

Костылев (подходит к Луке) . Что, старичок?

Лука . Ничего, старичок!..

Костылев . Так… Уходишь, говорят?

Лука . Пора…

Костылев . Куда?

Лука . Куда глаза поведут…

Костылев . Бродяжить, значит… Неудобство, видно, имеешь на одном-то месте жить?

Лука . Под лежач камень – сказано – и вода не течет…

Костылев . То – камень. А человек должен на одном месте жить… Нельзя, чтобы люди вроде тараканов жили… Куда кто хочет – туда и ползет… Человек должен определять себя к месту… а не путаться зря на земле…

Лука . А если которому – везде место?

Костылев . Стало быть, он – бродяга… бесполезный человек… Нужно, чтоб от человека польза была… чтобы он работал…

Лука . Ишь ты!

Костылев . Да. А как же?.. Что такое… странник? Странный человек… непохожий на других… Ежели он – настояще странен… что-нибудь знает… что-нибудь узнал эда-кое… не нужное никому… может, он и правду узнал там… ну, не всякая правда нужна… да! Он – про себя ее храни… и – молчи! Ежели он настояще-то… странен… он – молчит! А то – так говорит, что никому не понятно… И он – ничего не желает, ни во что не мешается, людей зря не мутит… Как люди живут – не его дело… Он должен преследовать праведную жизнь… должен жить в лесах… в трущобах… невидимо! И никому не мешать, никого не осуждать… а за всех – молиться… за все мирские грехи… за мои, за твои… за все! Он для того и суеты мирской бежит… чтобы молиться. Вот как…


Пауза.


А ты… какой ты странник?.. Пачпорта не имеешь… Хороший человек должен иметь пачпорт… Все хорошие люди пачпорта имеют… да!..

Лука . Есть – люди, а есть – иные – и человеки…

Костылев . Ты… не мудри! Загадок не загадывай… Я тебя не глупее… Что такое – люди и человеки?

Лука . Где тут загадка? Я говорю – есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней – родит… Так-то вот…

Костылев . Ну? Это к чему же?

Лука . Вот ты, примерно… Ежели тебе сам господь бог скажет: «Михаиле! Будь человеком!..» Все равно – никакого толку не будет… как ты есть – так и останешься…

Костылев . А… а – ты знаешь? – у жены моей дядя – полицейский? И если я…

Василиса (входит) . Михаила Иваныч, иди чай пить.

Костылев (Луке) . Ты… вот что: пошел-ка вон! долой с квартиры!..

Василиса . Да, убирайся-ка, старик!.. Больно у тебя язычок длинен… Да и кто знает?.. может, ты беглый какой…

Костылев . Сегодня же чтобы духа твоего не было! А то я… смотри!

Лука . Дядю позовешь? Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три…

Бубнов (в окне) . Чем тут торгуют? За что – три копейки?

Лука . Меня вот грозятся продать…

Василиса (мужу) . Идем…

Бубнов . За три копейки? Ну, гляди, старик… Они и за копейку продадут…

Костылев (Бубнову) . Ты… вытаращился, ровно домовой из-под печки! (Идет с женой.)

Василиса . Сколько на свете темных людей… и жуликов разных!..

Лука . Приятного вам аппетиту!..

Василиса (оборачиваясь) . Попридержи язык… гриб поганый! (Уходит с мужем за угол.)

Лука . Сегодня в ночь – уйду…

Бубнов . Это – лучше. Вовремя уйти всегда лучше…

Лука . Верно говоришь…

Бубнов . Я – знаю! Я, может, от каторги спасся тем, что вовремя ушел.

Лука . Ну?

Бубнов . Правда. Было так: жена у меня с мастером связалась… Мастер, положим, хороший… очень он ловко собак в енотов перекрашивал… кошек тоже – в кенгурий мех… выхухоль… и всяко. Ловкач. Так вот – связалась с ним жена… И так они крепко друг за друга взялись, что – того и гляди – либо отравят меня, либо еще как со света сживут. Я было – жену бить… а мастер – меня… Очень злобно дрался! Раз – половину бороды выдрал у меня и ребро сломал. Ну и я тоже обозлился… однажды жену по башке железным аршином тяпнул… и вообще – большая война началась! Однако вижу – ничего эдак не выйдет… одолевают они меня! И задумал я тут – укокошить жену… крепко задумал! Но вовремя спохватился – ушел…

Лука . Эдак-то лучше! Пускай их там из собак енотов делают!..

Бубнов . Только… мастерская-то на жену была… и остался я – как видишь! Хоть, по правде говоря, пропил бы я мастерскую… Запой у меня, видишь ли…

Лука . Запой? А-а!

Бубнов . Злющий запой! Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа остается… И еще – ленив я. Страсть как работать не люблю!..


Сатин и Актер входят, споря.


Сатин . Чепуха! Никуда ты не пойдешь… все это чертовщина! Старик! Чего ты надул в уши этому огарку?

Актер . Врешь! Дед! Скажи ему, что он – врет! Я – иду! Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!

Сатин . Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…

Актер . Пошел прочь! Это – на дорогу!

Лука (Сатину) . А ты – почто его с толку сбиваешь?

Сатин . «Скажи мне, кудесник, любимец богов, – что сбудется в жизни со мною?» Продулся, брат, я – вдребезги! Еще не все пропало, дед, – есть на свете шулера поумнее меня!

Лука . Веселый ты, Костянтин… приятный!

Бубнов . Актер! Поди-ка сюда!


Актер идет к окну и садится пред ним на корточки. Вполголоса разговаривают.


Сатин . Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!

Лука . Как же это ты свихнулся со стези своей, а?

Сатин . Какой ты любопытный, старикашка! Все бы тебе знать… а – зачем?

Лука . Понять хочется дела-то человеческие… а на тебя гляжу – не понимаю! Эдакий ты бравый… Костянтин… неглупый… и вдруг…

Сатин . Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!

Лука . Ого-го! За что сидел-то?

Сатин . За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении… В тюрьме я и в карты играть научился…

Лука . А убил – из-за бабы?

Сатин . Из-за родной сестры… Однако – ты отвяжись! Я не люблю, когда меня расспрашивают… И… все это было давно… Сестра – умерла… уже девять лет… прошло… Славная, брат, была человечинка сестра у меня!..

Лука . Легко ты жизнь переносишь! А вот давеча тут… слесарь – так взвыл… а-а-яй!

Сатин . Клещ?

Лука . Он. «Работы, кричит, нету… ничего нету!»

Сатин . Привыкнет… Чем бы мне заняться?

Лука (тихо) . Гляди! Идет…


Клещ идет – медленно, низко опустив голову.


Сатин . Эй, вдовец! Чего нюхалку повесил? Что хочешь выдумать?

Клещ . Думаю… чего делать буду? Инструмента – нет… всё – похороны съели!

Сатин . Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..

Клещ . Ладно… говори… Я – стыд имею пред людьми…

Сатин . Брось! Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется… Подумай – ты не станешь работать, я – не стану… еще сотни… тысячи, все! – понимаешь? все бросают работать! Никто ничего не хочет делать – что тогда будет?

Клещ . С голоду подохнут все…

Лука (Сатину) . Тебе бы с такими речами к бегунам идти… Есть такие люди, бегуны называются…

Сатин . Я знаю… они – не дураки, дедка!


Из окна Костылевых доносится крик Наташи: «За что? Постой… за что-о?»


Лука (беспокойно) . Наташа? Она кричит? а? Ах ты…


В квартире Костылевых – шум, возня, звон разбитой посуды и визгливый крик Костылева: «А-а… еретица… шкуреха…»


Василиса . Стой… погоди… Я ее… вот… вот…

Наташа . Бьют! Убивают…

Сатин (кричит в окно) . Эй, вы там!

Лука (суетясь) . Василья бы… позвать бы Васю-то… ах, господи! Братцы… ребята…

Актер (убегая) . Вот я… сейчас его…

Бубнов . Ну и часто они ее бить стали…

Сатин . Идем, старик… свидетелями будем!

Лука (идет вслед за Сатиным) . Какой я свидетель! Куда уж… Василья-то бы скорее… Э-эхма!..

Наташа . Сестра… сестрица… Ва-а-а…

Бубнов . Рот заткнули… пойду взгляну…


Шум в квартире Костылевых стихает, удаляясь, должно быть, в сени из комнаты. Слышен крик старика: «Стой!» Громко хлопает дверь, и этот звук, как топором, обрубает весь шум. На сцене – тихо. Вечерний сумрак.


Клещ (безучастно сидит на дровнях, крепко потирает руки. Потом начинает что-то бормотать, сначала – невнятно, далее:) Как же?.. Надо жить… (Громко.) Пристанище надо… ну? Нет пристанища… ничего нет! Один человек… один, весь тут… Помощи нет… (Медленно, согнувшись, уходит.)


Несколько секунд зловещей тишины. Потом – где-то в проходе рождается смутный шум, хаос звуков. Он растет, приближается. Слышны отдельные голоса.


Василиса . Я ей – сестра! Пусти…

Костылев . Какое ты имеешь право?

Василиса . Каторжник…

Сатин . Ваську зови!.. скорее… Зоб – бей его!


Полицейский свисток.


Татарин (выбегает. Правая рука у него на перевязи) . Какой-такой закон есть – днем убивать?

Кривой Зоб (за ним Медведев) . Эх, и дал я ему разочек!

Медведев . Ты – как можешь драться?

Татарин . А ты? Твоя какая обязанность?

Медведев (гонится за крючником) . Стой! Отдай свисток…

Костылев (выбегает) . Абрам! Хватай… бери его! Убил…


Из-за угла выходят Квашня и Настя – они ведут под руки Наташу , растрепанную. Сатин пятится задом, отталкивая Василису , которая, размахивая руками, пытается ударить сестру. Около нее прыгает как бесноватый Алешка , свистит ей в уши, кричит, воет. Потом еще несколько оборванных фигур мужчин и женщин.


Сатин (Василисе) . Куда? Сова, проклятая…

Василиса . Прочь, каторжник! Жизни решусь, а – растерзаю…

Квашня (отводя Наташу) . А ты, Карповна, полно… постыдись! Что зверствуешь?

Медведев (хватает Сатина) . Ага… попал!

Сатин . Зоб! Лупи их!.. Васька… Васька!


Все сталкиваются в кучу около прохода, у красной стены. Наташу уводят направо и там усаживают на куче дерева.


Пепел (выскочив из проулка, он молча сильными движениями расталкивает всех) . Где – Наталья? Ты…

Костылев (скрываясь за углом) . Абрам! Хватай Ваську… братцы – помогите Ваську взять! Вора… грабителя…

Пепел . А ты… блудня старая! (Сильно размахнувшись, бьет старика.)


Костылев падает так, что из-за угла видна только верхняя половина его тела. Пепел бросается к Наташе.


Василиса . Бейте Ваську! Голубчики… бейте вора!

Медведев (кричит Сатину) . Не можешь… тут – дело семейное! Они – родные… а ты кто?

Пепел . Как… чем она тебя? Ножом?

Квашня . Гляди-ко, звери какие! Кипятком ноги девке сварили…

Настя . Самовар опрокинули…

Татарин . Может – нечаянно… надо – верно знать… нельзя зря говорить…

Наташа (почти в обмороке) . Василий… возьми меня… схорони меня…

Василиса . Батюшки! Глядите-ка… смотрите-ка… помер! Убили…


Все толпятся у прохода, около Костылева. Из толпы выходит Бубнов , идет к Василию.


Бубнов (негромко) . Васька! Старик-то… того… готов!

Пепел (смотрит на него, как бы не понимая) . Иди-зови… в больницу надо… ну, я рассчитаюсь с ними!

Бубнов . Я говорю – старика-то кто-то уложил…


Шум на сцене гаснет, как огонь костра, заливаемый водою. Раздаются отдельные возгласы вполголоса «Неужто?», «Вот те раз!», «Ну-у?», «Уйдем-ка, брат!», «Ах, черт!», «Теперь – держись!», «Айда прочь, покуда полиции нет!» Толпа становится меньше. Уходят Бубнов , Татарин . Настя и Квашня бросаются к трупу Костылева.


Василиса (поднимаясь с земли, кричит торжествующим голосом) . Убили! Мужа моего… вот кто убил! Васька убил! Я – видела! Голубчики – я видела! Что – Вася? Полиция!

Пепел (отходит от Наташи) . Пусти… прочь! (Смотрит на старика. Василисе.) Ну? рада? (Трогает труп ногой.) Околел… старый пес! По-твоему вышло… А… не прихлопнуть ли и тебя? (Бросается на нее.)


Сатин и Кривой Зоб быстро хватают его. Василиса скрывается в проулке.


Сатин . Опомнись!

Кривой Зоб . Тпруу! Куда скачешь?

Василиса (появляясь) . Что, Вася, мил друг? От судьбы – не уйдешь… Полиция! Абрам… свисти!

Медведев . Свисток сорвали, дьяволы…

Алешка . Вот он! (Свистит.)


Медведев бежит за ним.


Сатин (отводя Пепла к Наташе) . Васька – не трусь! Убийство в драке… пустяки! Это – недорого стоит…

Василиса . Держите Ваську! Он убил… я видела!

Сатин . Я тоже раза три ударил старика… Много ли ему надо! Зови меня в свидетели, Васька…

Пепел . Мне… оправдываться не надо… Мне – Василису надо подвести… я же ее подведу! Она этого хотела… Она меня подговаривала мужа убить… подговаривала!..

Наташа (вдруг громко) . А-а… я поняла!.. Так, Василий?! Добрые люди! Они – заодно! Сестра моя и – он… они заодно! Они все это подстроили! Так, Василий?.. Ты… для того со мной давеча говорил… чтобы она все слышала? Люди добрые! Она – его любовница… вы – знаете… это – все знают… они – заодно! Она… это она его подговорила мужа убить… муж им мешал… и я – мешала… Вот – изувечили меня…

Пепел . Наталья! Что ты… что ты?!

Сатин . Вот так… черт!

Василиса . Врешь! Врет она… я… Он, Васька, убил!

Наташа . Они – заодно! Будь вы прокляты! Вы оба…

Сатин . Н-ну, игра!.. Держись, Василий! Утопят они тебя!..

Кривой Зоб . Понять невозможно!.. Ах ты… дела!

Пепел . Наталья! Неужто ты… вправду? Неужто веришь, что я… с ней…

Сатин . Ей-богу, Наташа, ты… сообрази!

Василиса (в проулке) . Убили мужа моего… ваше благородие… Васька Пепел, вор… он убил… господин пристав! Я – видела… все видели…

Наташа (мечется почти в беспамятстве) . Люди добрые… сестра моя и Васька убили! Полиция – слушай… Вот эта, сестра моя, научила… уговорила… своего любовника… вот он, проклятый! – они убили! Берите их… судите… Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..


Появившееся в 1902 году произведение было новаторским по жанру. В этой социально-философской драме нет традиционного сюжета, действие развивается в диалогах персонажей. Место событий – ночлежка для «бывших» людей, оказавшихся «на дне» жизни.

Максим Горький определил основной вопрос пьесы так: «что лучше, истина или сострадание? Что нужнее?» . Проблематика драмы многообразна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь.

Прочитав краткое содержание «На дне» по действиям, можно получить представление о героях и основных конфликтах пьесы. Пьеса включена в программу литературы 11 класса.

Главные герои

Костылев Михаил , 54-х лет, хозяин ночлежного дома.

Василиса – супруга Костылева, 26-ти лет, любовница Пепла.

Наташа – сестра Василисы, 20-ти лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.

Лука – странник, 60-ти лет, проповедует утешительную ложь.

Васька Пепел – вор, 28-ми лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.

Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек» , слесарь 40-ка лет, надеется вернуться к прежней жизни.

Бубнов – картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.

Барон – бывший аристократ 33-х лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом» .

Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.

Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.

Другие персонажи

Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден – «человек должен вести себя смирно» .

Анна – жена Клеща, 30-ти лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.

Алешка – сапожник, 20 лет.

Татарин, Кривой Зоб – грузчики.

Настя , девица легкого поведения, 24-х лет, мечтает о настоящей любви.

Квашня – женщина лет 40-ка, торгует пельменями.

Акт первый

Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.

Сидя возле одной из стен, Клещ подбирает ключи к старым замкам. В центре у большого грязного стола «хозяйничает» Квашня, Барон ест хлеб, Настя читает истрепанную книжку. За нестиранной занавеской на кровати в углу кашляет Анна. На печи ворочается Актер. Расположившись на нарах, собирается шить кепку Бубнов.

Обращаясь к Барону, Квашня утверждает, что, побывав замужем, больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ поддразнивает женщину словами о том, что она врет и рада будет идти замуж за Медведева, сделавшего ей предложение. Квашня же в ответ говорит, что он довел жену до полусмерти.

Барон, выхватывая у Насти книжку, и, прочитав название – «Роковая любовь» , – хохочет.

Анна просит перестать кричать и ссориться, дать ей спокойно умереть.

Сатин, Бубнов, Актер и Клещ ведут неспешный разговор. Сатин говорит, что прежде был культурным человеком. Бубнов припоминает, что его профессия – скорняк и когда-то он имел «собственное заведение» . Актер думает, что главное в жизни не образование, а талант.

Появляется Костылев, разыскивает жену. Стучит в дверь комнаты Пепла (комната отгорожена тонкими досками в углу ночлежки), собираясь поговорить, но Пепел прогоняет его. Костылев уходит.

Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.

Сатин просит деньги у Пепла, тот дает, и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает, жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство.

Актер и Сатин уходят.

Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний.

Входит выпивший Алешка, он не может понять, чем он хуже других, почему его везде гонят.

Пепел, обращаясь к Клещу, говорит, что тот «зря скрипит» . Клещ говорит, что вырвется отсюда, не хочет жить, как все здесь – «без чести и совести» . Пепел же считает, что люди в ночлежке не хуже Клеща. Пепел с Бароном уходят.

Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает постояльцев за грязь. Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит.

В сенях слышен шум и крики: Василиса бьет Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бегут разнимать сестер.

Акт второй

Действие пьесы происходит в той же обстановке. Несколько постояльцев заняты игрой в карты, за ними наблюдают Актер и Клещ. Медведев с Бубновым играют в шашки. Лука сидит возле кровати Анны.

Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти.

Актер собирается «продекламировать куплеты» Луке, но обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается о том, что для него все кончено – он «пропил душу» . Лука отвечает, что не все в жизни Актера потеряно: есть бесплатные лечебницы для пьяниц, только не помнит, в каком городе. Он уговаривает Актера потерпеть и воздержаться от пьянства. «Человек – все может… лишь бы захотел» ,- считает Лука.

Заходит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли избила Василиса сестру. Тот отказывается говорить, замечая, что это не его, вора, дело. Пепел в ответ угрожает рассказать следователю о том, что «Мишка Костылев с женой» его на воровство подбил и краденое купил.

Лука пробует вмешаться в их разговор, но Пепел спрашивает, зачем Лука врет, говоря всем, что везде хорошо. Лука же убеждает Василия, что вместо поисков правды ему нужно идти в «золотую сторону» , Сибирь, именно там он сможет найти свой путь.

Входит Василиса. Она говорит с Пеплом, и тот признается, что Василиса надоела ему – в ней «души нет» . Василиса предлагает Пеплу жениться на сестре в обмен на убийство своего надоевшего мужа.

Входит Костылев, между ним и Василием вспыхивает ссора, но драку предотвращает Лука. Он советует Пеплу не иметь дело с Василисой, а уходить прочь из ночлежки с той, которая вору по душе – с Наташей.

Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла.

Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны.

Акт третий

Действие – на «пустыре» , захламленном и заросшем бурьяном дворе ночлежки.

Настя рассказывает слушателям историю своей любви. Бубнов и Барон посмеиваются над ее рассказом, не веря, а девушка страстно доказывает, что она пережила настоящую любовь. Она плачет. Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожитель ее смеется, потому что в его жизни не было ничего настоящего.

Обитатели «дна» рассуждают о правде и лжи.

Наташа говорит, что и она выдумывает и ждет кого-то «особенного» или чего-то «небывалого» . Хотя, чего ждать – она не понимает, «всем плохо жить» .

Бубнов считает, что люди часто обманывают, чтобы «душу подкрасить» , сам он не видит смысла врать, ему лучше «валить всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Клещ людей ненавидит и правда ему ни к чему. Сказав об этом, он убегает

Появляется Пепел, включается в разговор. Спрашивает Луку, зачем тот обманывает, говоря, что везде хорошо. Лука отвечает, что «не всегда правдой душу вылечишь» , поэтому человека стоит пожалеть. Говорит, что скоро покинет ночлежку.

Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, признается в любви, обещает бросить воровство. Он чувствует, что надо изменить жизнь, «так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать» . Наташа в раздумье, но все-таки решается поверить ему.

Подходят Костылев с женой. Василиса (она слышала беседу Пепла и Наташи) старается столкнуть Пепла и мужа, но Лука успокаивает Василия.

Костылев разговаривает с Лукой, говорит, что человек должен жить по правилам, а все хорошие люди имеют паспорт. Лука открыто говорит, что думает: Костылеву никогда не измениться, ведь он как непригодная для урожая земля – ни на что не годен.

Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.

Бубнов говорит Луке, что «вовремя уйти всегда лучше» и рассказывает свою историю.

Сатин и Актер, о чем-то споря, заходят в подвал. Сатин говорит, что никуда Актер не уйдет и требует сказать, чего Лука наобещал Актеру. Странник спрашивает, каким образом мог оказаться в ночлежке Сатин. Тот с неохотой рассказывает, что попал в тюрьму из-за сестры: «убил подлеца в запальчивости и раздражении» , а после тюрьмы все дороги закрыты.

Входит угрюмый Клещ – он вынужден был продать все инструменты, чтобы похоронить Анну и не понимает, как жить дальше.

Из квартиры Костылевых слышен крик Наташи: «Бьют! Убивают!» . Актер и Сатин выходят, чтобы разобраться, что происходит. Звучат отдельные голоса, по репликам понятно, что постояльцы пытаются разнять Василису и Наташу.

Появляются Квашня и Настя, помогают идти Наташе – она избита и ноги ее обварены кипятком. За ними идут Костылев, Василиса, обитатели ночлежки. Появившийся Пепел видит Наташу и бьет с размаху Костылева. Тот падает. Василиса кричит, что убили мужа, указывает на Пепла. Василий же говорит, что сама Костылева подговаривала его убить мужа.

Наташа в истерике обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, почти теряя сознание, просит забрать ее саму в тюрьму.

Акт четвертый

Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), лежит Татарин.

Обитатели подвала вспоминают о Луке, который исчез во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Своих же собеседников называл «ржавчиной» . Клещ соглашается – старик хороший, жалостливый. Татарин считает, что Лука жил по закону «Не обижай человека» .

Для Сатина «старикан» «как мякиш для беззубых» , к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.

Барон называет Луку шарлатаном.

Настя, которой стали противны, и жизнь, и люди, хочет уйти «на край света» . Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, издевается над его мечтой вылечиться.

Клещ замечает, что странник Лука «поманил куда-то, а сам дорогу не сказал» . По его мнению, он «очень против правды восставал. Верно – и без нее – дышать нечем» .

Сатин в возбуждении приказывает «молчать о старике» – тот, в отличие от всех, понимал, что «правда – это человек» , а обманывал из жалости к людям. Странник влиял на его отношение к миру как «кислота на старую и грязную монету» .

Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму – точно.

Сатин рассуждает о том, что человека нужно уважать, а «не унижать его жалостью» . Барон признается, что живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни.

Актер, вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.

Входят Медведев с Бубновым, за ними – другие обитатели ночлежки. Кто-то устраивается на ночлег, несколько человек поют. Распахивается дверь. Барон кричит с порога – на пустыре повесился Актер.

Сатин произносит: «Эх, испортил песню, дур-рак!»

Вывод

Пьеса «На дне» Горького живет и находит своих читателей и зрителей больше века, привлекая неоднозначностью поставленных вопросов, побуждая вновь и вновь задумываться, что есть в жизни человека вера, любовь и каковы возможности человека. Давая только общее представление о пьесе, краткий пересказ «На дне» предполагает дальнейшую работу читателя с полным текстом драмы.

Тест по пьесе

Прочитав краткое содержание произведения Горького, попробуйте ответить на вопросы:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 9633.

В ночлежке, которая принадлежит Костылеву и его жене Василисе, живут бедные, опустившиеся «бывшие люди», как определил их сам Горький. «На дне», краткое содержание которого мы будем далее рассматривать, со всей страшной правдой говорит о них, как о тех, кто уже не имеет ни веры, ни надежды. Бессмысленность

человеческой жизни, вынуждает этих людей раскрашивать ее, тешить себя призрачными иллюзиями. Но действительность жестоко врывается и разрушает их.

М. Горький «На дне». Краткое содержание 1 акта

Пьеса начинается с разгорающейся ссоры между Квашней, торговкой пельменями, и Клещом, мужем умирающей здесь же Анны. Затем постояльцы долго выясняют, кто должен убирать помещение, потому что никому этого делать не хочется.

Актер, чтобы избежать внепланового дежурства, предлагает помочь задыхающейся Анне выйти в сени, подышать воздухом.

В это время в ночлежке появляется Костылев. Он подозревает, что его молодая жена крутит шашни с вором Пеплом и пришел искать ее. Но Пепел прогоняет хозяина. На что Сатин советует ему убить Костылева и стать владельцем всего этого дома.

Щедрый Пепел дает взаймы денег Актеру. На что Клещ зло замечает, что вору деньги легко даются, а он - рабочий человек и горд этим.

Во время этого спора сестра хозяйки, Наташа, привела нового постояльца Луку. Сразу становится понятно, что девушка очень нравится Ваське Пеплу. Но это опасно. Ревнивая Василиса не раз уже била ее за это. И правда, вскоре за сценой слышно, как Василиса пытается убить Наташу.

М. Горький «На дне». Краткое содержание 2 акта

Вечером в ночлежке собрались почти все ее обитатели. Одни играют в карты, другие в шашки, кто-то заунывно поет.

Лука сидит у постели несчастной Анны. Он утешает ее, объясняя, что она отдохнет на том свете и больше не будет знать бед. Заодно он рассказывает и Актеру про удивительную лечебницу для алкоголиков, обещая попозже назвать город, в котором она находится.

Пепел пытается выяснить у Медведева, сильно ли Василиса побила Наташу, за что слышит угрозы от полицейского. В этот момент вмешивается Лука, предлагая вору самому ехать в Сибирь, так как там хорошо тем, у кого есть голова на плечах.

Чуть позже Лука подслушает разговор Пепла и Василисы, в котором она предложила ему за деньги убить своего мужа, а затем забирать Наташу и уезжать.

М. Горький «На дне». Краткое содержание 3 акта

За домом, на пустыре, Настя рассказывает о своей любви с французом. Видно, что весь сюжет почерпнут из романов, которые она так любит читать. Ей не верят, она обижается, а Лука подтверждает, что если девушка верит в то, что любовь была, значит, так оно и есть.

В ответ на вопрос Наташи, отчего, он добрый старик отвечает, что в мире обязательно нужно кому-то быть таким, и рассказывает историю с беглыми каторжниками, которых он приютил в холодную зиму.

Пепел при Луке просит еще раз Наташу поверить ему и уйти с ним. Старик поддерживает парня и советует бежать вместе. Все это подслушала Василиса. А Костылев, появившийся на пустыре, велит Луке убираться из ночлежки.

Вскоре становится слышно, как Костылевы бьют Наташу. Пепел же, заступаясь за нее, в драке нечаянно убивает хозяина.

«На дне», Горький, краткое содержание 4 акта

В суматохе, бывшей в то время, Лука исчез. Постояльцы не могут забыть его. Кроме того, они рассказывают, что Наташа, которую в тот страшный день обварила кипятком сестра, уже вышла из больницы, и больше о ней ничего не слышно. Пепел под судом, а Василиса наверняка вывернется, ведь она хитрая.

Все мрачны и подавлены. Сатин, пытаясь примирить своих соседей с жизнью, пылко говорит, что все вольны в своем выборе, и жалеть никого не нужно - нужно только уважать. Собравшиеся на ночь постояльцы, желают петь всю ночь. Они затягивают «Солнце всходит и заходит..», но в это время вбегает Бубнов и кричит, что Актер повесился. Наступает тишина, и лишь Сатин вздыхает, испорчена.

Пьеса «На дне» (Горький), краткое содержание по действиям которой мы рассмотрели, трагична, но очень неоднозначна, и чтобы ее понять, необходимо вдумчивое прочтение полного текста.

Пьеса М.Горького "На дне" была написана в 1902 году. Она представляет собой социально-философскую драму. Горькому удалось удивительно точно изобразить тяжелую жизнь социальных низов. Кроме того, автор поднимает важную философскую проблему. Что есть правда? Нужна ли правда всегда и везде или в некоторых случаях человеку лучше солгать? На эти вопросы он отвечает на протяжении 4 актов своего произведения. Краткое содержание "На дне" поможет разобраться в идейном и художественном наполнении драмы.

Композиция

Пьеса состоит из четырех действий. В отличие от пьес предшествующей эпохи, Горький не делит их на явления. Также он нарушает и характерное для классической драмы триединство. Единым остается только место действия - ночлежка. Промежуток времени, изображенный Горьким, довольно продолжительный.

Краткое содержание. "На дне" как социальная драма

Безусловно, пересказ этого произведения по большему счету позволит выявить лишь социальный пласт. Так как для того, чтобы понять его философское наполнение, необходимо обратиться не к действию, а к диалогам героев. Чтобы раскрыть свое отношение к таким философским категориям, как правда и ложь, Горький привлекает разные образы. "На дне" - это драма жизни, переданная через общение героев.

Акт 1

Начинается с описания ночлежки. Перед нами нищенское жилище, где ободранные стены, вместо кроватей нары, а потолок давит на жителей. На постели лежит умирающая от чахотки Анна. Остальные жители ночлежки ведут спор о том, кто должен дежурить. Из диалогов героев мы понимаем, что Актер спился, он говорит, что его организм отравлен алкоголем. Сатин же питает страсть к трудным словам, а их он знает немало, так как раньше работал на телеграфе и много читал. Пепел - вор, которому легко достаются деньги. Клещ - слесарь, который надеется на то, что после смерти жены Анны он сможет покинуть ночлежку. Василиса, жена хозяина ночлежки Костылева, влюблена в Пепла и преследует его. А Пепел же неровно дышит к ее сестре Наталье, которую старшая сестра страшно тиранит. Краткое содержание "На дне" не может передать всего того, что происходит в ночлежке. Люди не понимают друг друга, не поддерживают, хотя попали в одинаковое положение. Напротив, они издеваются друг над другом, подтрунивают, оскорбляют и грубят. Появляется новый житель - Лука. Он странник, пожилой, его приводит Наташа.

Акт 2

Жители играют в карты. Безучастен лишь Лука и Анна. Она жалуется старцу на свою жизнь, она боится, что и после смерти ее ждут муки. Но Лука утешает ее, говорит о том, что "там" она будет спокойна, что смерть - это утешение для таких страдающих людей. Остальным жителям ночлежки нет дела до предсмертных мук Анны. Они слышат, что рассказывает Лука и обвиняют его во лжи.

Василиса тем временем предлагает Пеплу убить ее мужа, тогда она даст ему достаточно денег для того, чтобы он уехал с Наташей. Лука услышал этот разговор и советует Пеплу забирать любимую и ехать в Сибирь, ведь там он сможет начать новую жизнь. Актеру же странник рассказывает о городе, в котором есть клиника, где лечат от пьянства бесплатно, однако название этого города он позабыл.

Акт 3

Отношения в ночлежке обостряются. Клещ, Барон, Бубнов и Пепел обвиняют Луку во лжи. Клещ ненавидит всех и вся, он не хочет слышать ни правду, ни лживые обещания Луки. Правда в том, что у них нет жизни. Пепел и Бубнов утверждают, что врать человеку нельзя.

Лука рассказывает историю о праведной земле. Один человек верил, что такая земля есть. но один ученый открыл ему тайну, человек расстроился и повесился. Лука доказывает этим, что правдой вылечить душу нельзя, а ложью можно.

Это центральная проблема в пьесе "На дне". Характеристика монологов Луки, Пепла, Бубнова и Сатина помогает разобраться, на чьей же стороне автор. Однако мы узнаем это только в четвертом действии.

Пепел предлагает Наташе уйти с ним. Василиса в ярости. Завязывает драка. Василиса обварила ноги Наташи кипятком. Пепел, который вступился за нее, в пылу драки убивает Костылева. Лука незаметно исчезает.

Акт 4

Четвертый акт является показательным для понимания идейного замысла пьесы "На дне". Горький именно здесь завершает исследование вопроса о правде. Жители ночлежки обсуждают происшедшее. В первую очередь их интересует исчезновение Луки и его поведение. Практически все сошлись во мнении, что Лука - добрый человек, который обманывал их из сострадания. Больше всех заступается за странника Сатин. Именно в его уста Горький вкладывает свою мысль о правде. Сатин произносит длинный монолог, в котором он оправдывает Луку, однако не соглашается с ним. Жители заводят песню и вдруг узнают, что Актер покончил жизнь самоубийством.

Монолог Сатина

Конечно, утверждающий гуманизм Сатина имеет смысл. Для обитателей ночлежки правда может стать толчком к совершению поступков, к тому, чтобы люди начали действовать, изменять свою жизнь. Лука же просто облегчал на минуту страдания, не давая возможности излечиться.

Сложную композицию драмы можно проследить, составив план.

"На дне": план по актам

1. Описание ночлежки, ее жителей.

2. Игра в карты, споры жителей ночлежки. Анна при смерти. Появляется Лука.

3. Лука дает всем ложные надежды.

4. Наташу обжигают кипятком. Драка, случайное убийство Костылева.

5. Исчезновение Луки. Пепел под следствием. Наташа пропала.

6. Сатин произносит жизнеутверждающий монолог.

7. Актер совершает самоубийство.

План "На дне" показывает, что в пьесе происходят события, она довольна динамична, читать ее интересно.

Выводы

Пьесу можно рассматривать как социальную или философскую драму. Горький вводит ряд новшеств в жанр драмы, он усложняет действие, расширяет временные границы. Гимн человеку - так емко можно назвать пьесу "На дне". Горький вкладывает свою мысль об этом в уста своего героя Сатина. В начале 20 века данное произведение звучало особенно остро и злободневно. Ведь в подобных ночлежках проживала масса людей, каждый со своей сложной судьбой и безрадостным будущим.

Автор «На дне» Максим Горький работал над произведением два года. Труд из четырех актов писался долго, автор очень нелестно отзывался о работе. Горькому казалось, что тема устарела, история о двух десятках «пропащих» людей не заинтересует ни современников, ни будущие поколения.

Вконтакте

История создания романа

История создания пьесы «На дне» начинается на рубеже 19–20 веков , Горький решил попробовать себя в написании драмы. Для пьесы было задумано примерно 20 героев из босяцкого «дна» жизни. Рассказав об идее Станиславскому, автор приступил к написанию, в процессе работы совершенно не рассчитывая на успех.

Важно! Создавалась «На дне» для труппы Московского театра, была поставлена вскоре после окончания работы. Вопреки ожиданиям писателя, пьесу «настиг» как грандиозный успех, так и множественная критика. Для того чтобы «выжить», драме пришлось пережить немало запретов, забытья, цензуры.

О чем рассказывает «На дне»

Описывая жанр пьесы, остановимся на философской драме. Автор поставил в произведении ряд наиважнейших жизненных вопросов: нужна ли человеку совесть , что находится «по ту сторону» благополучной жизни, хороша или смертельна истина, нужна ли «ложь во благо» или наоборот – именно из-за лжи гибнут люди? Итак, краткое содержание по действиям.

Акт 1

Знакомство с главными героями. События разворачиваются в ночлежке, которая своим видом больше напоминает подвал.

Торговка пельменями Квашня, которой недавно сделал предложение Абрам Медведев – местный полицейский, ему около 50 лет, разглагольствует о том, что замужество – это каторга , единственное, что может муж, – это загнать жену до смерти. У Квашни одно мнение – замуж, значит на тот свет.

В это время над бабой подшучивает Клещ, утверждающий: что бы та ни говорила, замуж за Медведева все равно пойдет с радостью. Умирающая жена Клеща, рабочего человека, который бил супругу, морил голодом, лежит на лавке за занавеской, тяжело кашляя. Квашня шутит по этому поводу, но получает грубый отпор.

Настя – молоденькая девушка легкого поведения, читает книжку со звучным названием «Роковая любовь», которую отбирает Барон. Увидев, о чем книга, начинает смеяться . Далее оставшиеся обитатели ночлежки – Сатин, Бубнов, Актер и Клещ вспоминают, что были «нормальными людьми», что-то значили для .

В этот момент приходит хозяин приюта Костылев – разыскивает свою молодую жену Василису, у которой роман с живущим здесь же вором Васькой Пеплом. Не найдя супругу, мужчина будит самого Ваську, но последний выгоняет хозяина из ночлежки, раздосадованный тем, что прервали интересный сон.

В это время Сатин говорит, беря деньги у Пепла, что тому не жалко денег – они ему легко достаются. Если работа не приносит удовольствия, то это не работа вовсе, а настоящее рабство . После Сатин приглашает Актера в пивнушку, оба уходят.

Наташа, младшая сестра хозяйки, вводит нового постояльца – странника Луку. Вор начинает заигрывать, однако девушка это игнорирует. Появляется Алешка – 20-летний пьяный сапожник. Клещ считает себя единственным порядочным человеком здесь, остальные – без чести и совести. Васька утверждает, что остальные не хуже, а ни честь, ни совесть на ноги вместо сапог не наденешь .

Появляется Василиса и гонит Алешку за то, что распускал слухи о романе с Пеплом, бранит окружающих за мусор, что до сих пор не подметено. По ходу разговора выясняет, что младшая сестра общалась с любовником, злая, уходит на кухню, где начинает бить Наташу. Акт заканчивается тем, что Медведев, Барон и Квашня убегают разнимать сестер.

Акт 2

Второй акт продолжается в той же комнате, только уже наступил вечер, горят два фонаря. Бубнов играет с пришедшим Медведевым в шашки, а остальные в карты на деньги. Лука сидит у кровати умирающей Анны. Женщина рассказывает о своей тяжелой, полной лишений жизни. Старик успокаивает Анну, убеждая, что после смерти мучеников ждет покой , где не будет боли.

Актер перед походом в пивную хочет прочитать свои любимые , но в последний момент понимает, что забыл текст. Мужчина начинает сокрушаться – из-за пьянства все пути теперь закрыты.

Лука ему сообщает, что существуют лечебницы, там человека могут избавить от пьянства, однако не помнит, где те находятся. Актеру нужно немного потерпеть и не пить, чтобы туда попасть.

Расстроенный Пепел, входя в ночлежку, спрашивает у обитателей, насколько сильно Василиса избила Наташу. Медведев – дядя девушек – заявляет, что это не Васькино, а семейное дело, из-за чего оба ссорятся.

Васька отвечает, что если сядет, то следом пойдет это семейство, так как именно бывшая любовница с мужем подбили на кражу , после чего купили ворованные вещи. Медведев тут же отнекивается, продолжая играть.

Лука пытается вмешаться, чтобы примирить спорящих, однако Васька грубо перебивает старика и спрашивает, почему тот обманывает, говоря, что где-то может быть хорошо. Первый в свою очередь начал убеждать молодого вора, что нужно уходить из этой ночлежки, ехать в Сибирь, где будет лучше, так как именно там нужны сильные люди с правильными мозгами .

Приходит Василиса, выгоняет постояльцев, однако Лука не уходит, а прячется на печи. Женщина узнает, что надоела вору, что Васька никогда на самом деле не любил хозяйку, предлагает Пеплу сосватать свою сестру, дать денег за то, что вор убьет мужа, который сильно надоел. Васька отвечает, что у нее нет души, сомневаясь в предложении.

В этот момент неожиданно заходит Костылев, который хотел найти жену дома, а не рядом с вором. Соперники ругаются, Пепел уже собирается ударить мужа любовницы, когда Лука начинает ворочаться на печи. Когда семейная пара уходит, старик советует Ваське, чтобы тот не связывался со склочной бабой, не брался за предложенное дело, а уезжал с Наташей как можно дальше отсюда.

После этой фразы Лука прерывает разговор, направляясь к кровати Анны. Женщина уже мертва. За несколько минут возле кровати покойной собираются обитатели приюта.

Акт 3

Третий акт проходит уже во дворе, куда выходят действующие лица. Настя повествует о том, как любила когда-то, а остальные смеются и, не скрывая, утверждают, что эти слова ложь. Лука утешает девушку, говорит, чтобы та не переживала. Происходит спор о правде и лжи .

Бубнов развивает мысль, что люди, которые врут, пытаются подправить свою душу, добавить себе больше смысла, а это лишнее. Клещ в свою очередь просто говорит, что все люди недостойны существовать, рабочий их ненавидит и выражает это очень эмоционально.

Настя убегает, а Наташа заявляет, что тоже ждет кого-то особенного, так как не верит людям. Приходит Пепел и все-таки уговаривает девушку ехать с ним.

Василиса, которая слышит этот разговор, приходит на пустырь вместе с мужем и провоцирует ссору с бывшим любовником. Лука гасит ссору, но, найдя повод, женщина выгоняет старика, который действительно уходит, оставив поверивших людей наедине с собой.

Постояльцы возвращаются в комнату, где рассказывают свои истории. Слышатся крики Наташи, которую бьет сестра. Младшую сестру заводят в комнату – избитую, с обваренными кипятком ногами. Васька нечаянно убивает Костылева в порыве эмоций. Василиса зовет полицию, указывает на Пепла, тот признается, что эта женщина подбила его на такой поступок.

Наташа, услышав это, падает в обморок, обвиняет бывших любовников в сговоре, требуя, чтобы в тюрьму забрали именно ее.

4 акт

Все обитатели приюта в своей комнате обсуждают Луку – их мнения разнятся: одни говорят, что тот был хорошим и добрым, другие – просто мягкотелым и лживым. Постояльцы считают, что Василиса избежит наказания, а Пепла если не повесят, то точно посадят. Настя хочет бросить все, уйти «куда глаза глядят», только подальше от людей.

Сатин говорит, что само понятие человек – это гордость , поэтому не стоит унижать людей жалостью или снисхождением. Актер, слушая окружающих, внезапно слезает с печи и убегает. Через некоторое время приходит Медведев и остальные, а следом вбегает Барон, сообщая, что Актер повесился.

Важно! Закончилась пьеса знаковой фразой Сатина, который пел при появлении Барона: «Эх, испортил песню – дур-рак!».

Характеристика героев (цитаты)

Описание личности персонажей:

  1. Костылев («А долг твой мне - это так и есть долг!»), муж Василисы, скупой, злой старик, который жутко ревнует свою жену. Готов забрать у постояльцев последнее , буквально выжать душу.
  2. Его супруга Василиса («Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…») не лучше – изворотливая и склочная. Хочет извести мужа со свету, чтобы жить в свое удовольствие.
  3. Ее любовник – вор Пепел («Мы звери… нам надо… нас надо приручать…») запутался в мире и не может найти правды. Отец Пепла был вором, Васька привык, что его таковым считают, однако внутренне понимает, что живет неправильно , хочет это исправить.
  4. Лука – мудрый старик, который утверждает, что человеку нужно помогать добротой, а правдой душу только калечат. Человека нужно жалеть, ласково к нему относиться. Помогает обитателям ночлежки, однако быстро и ловко уходит, когда нужен больше всего («Мяли меня много, от того и мягок»).

Цитатная характеристика героев, не участвующих в основных действиях.