Эссе дорога в космос мечта человека. Дорога в Космос – мечта человечества (Школьные сочинения). Дорога в космос - мечта человечества

Обучающаяся группы 1ИС-03т подготовила работу для Всероссийского конкурса сочинений 2016.

Пожелаем участнику удачи!

Четвертая конкурсная группа -

обучающиеся организаций среднего профессионального образования

Тематическое направление:

Руководитель - преподаватель Жарова Виктория Александровна

Дорога в Космос - мечта человечества

Когда-то люди считали Землю центром Вселенной. Это для него, для Человека, светило Солнце, для него загорались по ночам звезды. Но люди - невероятно любознательны. Они не удовлетворялись одним лишь созерцанием звезд. У них появилась мечта - достичь звезд. Бесчисленные мифы и легенды самых разных народов сохранили память о пришельцах с «глубокого» голубого неба.

Шли годы, пролетали века и, задолго до того, как первые автоматические станции вышли в большой космос, люди пришли к тому, что только холодные небесные тела могут служить колыбелями жизни. Только планеты, да и то не все. Мы живем в районе Галактики, удаленном от центра, живем на очень красивой планете. Но в тоже время- таинственной, непредсказуемой и не слишком приспособленной для комфортного существования. Человечество много лет безуспешно ищет в далеком космосе свидетельства существования, на бескрайних просторах Вселенной, разумной жизни.

Запуск спутников, ракет, полеты на Луну- по крупицам знакомят нас с тайнами Вселенной. 12 апреля 1961 года было положено начало эре полетов человека в космос. Юрий Гагарин - на корабле «Восток» совершил полный виток вокруг нашей планеты за 108 минут и возвратился на землю. 16 июня 1963 года в трехдневный полет отправилась на корабле «Восток -6» первая женщина космонавт, Валентина Терешкова.

Человечество пытается узнать, что ждет его в глубинах космоса? Обсуждаются амбициозные планы создания инопланетных баз и экспедиций к ближайшим звездным мирам. Однако, время от времени, космос подкидывает нам такие сюрпризы, объяснить которые современная наука не в силах. Астробиолог Мильтон Уэйнрайт, и его команда Букингемского университета изучала стратосферу, запуская в небо шары - зонды. Каково же было удивление ученых, когда в пробах, принесенных одним из зондов, обнаружился микроскопический металлический шар, в состав которого входили титан, ванадий и примеси неизвестных науке металлов.

Мечта человека о полетах на другие планеты пока остается только мечтой. Сегодня только посадочные аппараты, дистанционно управляемые вездеходы и космические роботы исследуют поверхности планет и, передают свои находки.

Венеру долгое время считали покрытой сплошными туманными болотами и морями, в которых водятся ящеры. Сейчас этот миф развеян. Мощная, ядовитая атмосфера Венеры создает парниковый эффект, а ее поверхность, поливаемая дождями из концентрированной кислоты, разогрета до 400 градусов.

В последнее время представлены грандиозные проекты для космических миссий в «край газовых гигантов» - системы Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Громадная космическая лаборатория, имеющая спускаемые аппараты должна будет начать исследование Юпитера в 2030 году.

В системе лун Сатурна внимание ученых привлекает Титан, который покрыт морями из жидких углеводородов. Несколько миллионов лет назад он был похож на огромный твердый «снежок». Потом в его метановой атмосфере возник парниковый эффект и углеводородная поверхность растаяла. Удивительно, но погода на Титане чем-то напоминает земную: дуют ветры, идут проливные дожди.

Трудно поверить, что с момента начала космической эры прошло не менее 60 лет. Сегодня в содружество космических держав входит 60 стран мира, на земной орбите свыше 1.100 спутников. Масштабы космоса фантастичны. Первым этапом «космической экспансии человечества» станут полеты к ближайшим звездам, например, к системе альфа Центавра. Подобные проекты уже существуют. Вполне возможно, что подготовка в этой невероятной экспедиции начнется уже в конце нашего столетия и займет, весь следующий век. NASA и Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США презентовали миссию «Столетний космический корабль». На этом «Космическом ковчеге» могут смениться одно- два поколения, и на Землю вернутся дети или даже внуки улетевших путешественников.

Мечта человечества о космосе - это дитя фантазии, лежащей в основе всего. Фантазия позволяет учёному делать открытия и выдвигать гипотезы, инженеру создавать несуществующие машины и т.д. Фантазия делает нас способными видеть то, чего пока нет, но что можно достигнуть.

Использованная литература:
1. Вселенная.Сборник «Эврика- 76».
2. Главная пружина Вселенной. Академик Я.Зельдович.
3. Журнал «Тайны и загадки». №2, 2015 год.
4. Загадки космоса.(«Золотая серия») издательство Санкт- Петербург, 2016 год.

Всероссийский конкурс сочинений 2016

Даты мероприятия: 01.07.2016 - 25.09.2016

Всероссийский конкурс сочинений направлен на возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности.

Конкурс проводится среди обучающихся 4-11 классов и обучающихся организаций среднего профессионального образования.

Конкурс проводится в два этапа :

  • 1 этап - региональный: прием заявок на участие в конкурсе, написание конкурсных работ и их загрузка на сайт - до 25 сентября 2016 года, определение победителей и направление работ-победителей на федеральный этап - до 30 сентября 2016 года;
  • 2 этап - федеральный : прием работ-победителей регионального этапа - до 10 октября 2016 года, работа экспертов федерального этапа и определение победителей Конкурса - до 20 октября 2016 года. Награждение победителей - 2-3 ноября.

Тематические направления конкурса в 2016 году:

  • Биография и творчество А.М. Волкова;
  • Биография и творчество Е.Л. Шварца;
  • Биография и творчество Ф.М. Достоевского;
  • Биография и творчество М.А. Булгакова;
  • Культурное наследие В. Шекспира;
  • Русская литература в отечественном кинематографе;
  • Дорога в Космос - мечта человечества;
  • История света: от угольной лампочки до высоких световых технологий.

Конкретную тему конкурсной работы и жанр участник конкурса определяет самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.

Жанры конкурсных работ : рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе.

Информация об организаторах конкурса :

Учредителем конкурса является Министерство образования и науки Российской Федерации . Оператором регионального этапа в г. Москве является Городской методический центр Департамента образования города Москвы .

Контактные лица регионального этапа в Москве : Виктор Викторович Фёдоров,[email protected] Техническое сопровождение: [email protected]

Подробная информация о конкурсе (в том числе методические рекомендации по его организации и проведению, образцы заявок, бланков и т.д.) размещены на сайте ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования apkpro.ru в разделе «

С древнейших времен человека привлекало темное загадочное небо. Поднимая голову, первобытные люди с любопытством наблюдали за таинственными золотыми огнями. Изредка пролетающие, они пугали и завораживали. Но жажду человека, к познанию нового, страх, оказался не способен притупить. Отсутствие знаний не позволяло, людям подняться ввысь. Человеку оставалось мечтать, изображать необычные природные явления, обожествлять космические объекты, поклоняться небесным светилам. До сих пор, некоторые из них увековечены на наскальных рисунках, сохранившихся, по сей день.

Шли годы, за ними века, но человека не покидало желание увидеть поближе загадочные огни, прикоснуться к божественному, столь далекому и неизведанному. И пусть, невероятным трудом, потом и кровью довались знания людям – все это было оправдано. Мы эволюционировали, накапливая в каждом поколении бесценный багаж опыта, передавая и усовершенствуя его. Люди постепенно переходили от изучения наземного (почвы, животных организмов, растений, морей и океанов), в просторы удаленной части природы, отторженному огромными расстояниями, небу. Начиная с изобретения всевозможных приборов, для исследования ночного неба, заканчивая созданием воздушных шаров, дирижаблей, самолетов.

Летчики поднимались все выше к солнцу, набирая максимальные высоты, но сила планеты, противостояла тяге самых мощных машин, не давая самолетам покинуть ее пределы. Требовались более мощные двигатели, другое устройство механизмов, современное топливо – иной аппарат. И тогда, объединившись, талантливейшие конструкторы человечества принялись разрабатывать проекты – машины, способные покинуть Землю.

И вот, в середине двадцатого века, земляне совершают невозможное – покидают земные пределы. Мы доказываем все теоретические расчеты, подтверждаем гипотезы величайших умов всех времен.

Из иллюминатора Юрий Алексеевич Гагарин видит прекрасную голубую Землю, с ее величественными океанами, невероятным рельефом материков, невообразимыми ночными огнями. Такая любимая и родная, единственная планета – Земля, в бесконечной космической мгле.

Какой ценой досталась человечеству такая победа? Бессонные ночи, потерянное здоровье, тысячи отданных жизней. Жизней, верящих в свою мечту, любой ценой стремящихся к заветной цели.

Одна, общая для всех, благая идея – познать невиданный, загадочный космос. А самое главное – вклад всех жителей Земли. И пусть первым воплотителем мировой мечты о полете в космос был советский парень, на советской ракете, с советским топливом, эта победа не одной страны, не одного века, а всей истории человечества.

Над этим действительно стоит задуматься, ведь с каждым годом, люди все дальше отходят друг от друга. Все большее значение приобретает современная обществоведческая терминология: «индивид», «личность», «собственные интересы, права». Мы не замечаем насколько, быстро разлагается наше общество, рассыпаясь на крупинки, мы уже не способны к свершению великих открытий, к прекращению войн, борьбе с глобальными проблемами. А страны в современном мире становятся разрозненными пазлами, одной, общей мозаики.

Человечество, попросту забыло о самом главном – своем предназначении, своем высшем, божественном промысле – помогать друг другу. И если наше, молодое поколение, продолжит бездействовать, мы не только прекратим развитие, но и уничтожим самое дорогое – нашу планету, наш единственный дом. Своим эгоизмом, жадностью и завистью мы поставим крест на будущем наших детей. Необходимо трезво осознавать, что двигатель мирового прогресса в единстве. Только объединив совместные усилия человечество способно достичь небывалых высот.

Пора отодвинуть свое «я» и начать говорить «мы». Ставить на первое место не собственные интересы, а интересы всего человечества. В противном случае, мы просто не достойны даже смотреть в сторону звёзд. Ведь именно их единство, сплоченность, делает небо воистину великим.

Мы – все жители одной страны – Земли, должны помогать друг другу, бороться с голодом, терроризмом, недостатком ресурсов, природными катаклизмами и другими, общими, для всех, проблемами.

Как будет лучше для человечества? Как будет лучше для моей страны? Моего города, моей улицы, семьи? И только в последнюю очередь, как будет лучше для меня. Такие вопросы, в таком порядке задает себе человек будущего. Человек, достойный звания истинного землянина, несущий и провозглашающий гуманизм высшей ценностью человечества.

Быть может, когда-нибудь так будет думать каждый житель Земли. И тогда мы сплотимся навсегда, вместе, встанем на тропу невероятных открытий. Покорим другие планеты, изучим соседние галактики. И уже совсем скоро наш, двадцать первый век, войдет в историю как эпоха великих космических открытий.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Мы – всего лишь песчинка в огромном и необъятном космосе. Наши проблемы, радости, взлеты и падения происходят на одном маленьком зеленом шарике, что одиноко вращается вокруг очередной звезды. Подумать только, сколько мы еще не знаем о космосе? Сколько пройдет лет, веков, тысячелетий, пока нам не откроется эта длинная, но безусловно прекрасная дорога в космос?

Когда Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мировой истории совершил полет в космическое пространство, мир содрогнулся. Это невероятно значимое для человечества событие можно было считать первой попыткой человека проложить себе дорогу в космос.

Но сейчас мир изменился. Международная Космическая Станция с отважными астронавтами на борту делает 16 вращений вокруг Земли каждые сутки. Космические агентства разных стран все чаще запускают околоземные спутники, а компания SpaceX под командованием Илона Маска планирует доставить первого человека на Марс уже к 2026 году! Мы семимильными шагами идем к усовершенствованию наших знаний о космосе и разработке более совершенных технологий, но это все еще мизерная часть того, что нам предстоит узнать и изобрести. Мы не можем летать к ближайшим звездам, мы даже с трудом можем выйти за пределы родной Солнечной системы. Эта дорога в космос для нас пока что закрыта.

Но есть проблема, что еще больше затмевает нашу относительную неграмотность в космическом деле, и имя ей – цена. Ведь для полета на околоземную орбиту ракеты, что принесет припасы на Международную Космическую Станцию, потребуются десятки миллионов долларов, что препятствует дальнейшему развитию космонавтики в целом. Об этой проблеме также не стоит забывать. Нам надо искать более дешевые и практичные способы пусков космических ракет и челноков. Ведь как бы мы не желали узнать больше о космосе, мы все равно сталкиваемся с извечной проблемой всего человечества – нехваткой денег.

Но хочется верить, что благодаря действительно умным и изобретательным людям нашей планеты, мы все-таки сможем узнать о том, что же скрывает холодный и враждебный космос. Мы сможем преодолеть все проблемы, будь то уровень развития технологий, цена или человеческое невежество. Сейчас же нам безусловно не хватает того уровня развития космонавтики и космических исследований.

Но я верю, что гениальные умы нашего мира когда-нибудь позволят нам открыть так желанную всеми нами дорогу в космос.

Несколько интересных сочинений

  • Человек и общество в произведении На дне Горького сочинение

    Человек и общество неразрывно связаны друг с другом. Каждый из нас взаимодействует с социумом. К сожалению, гармонии между двумя понятиями зачастую сложно представить, ибо один начинает понимать, что общество ограничивает его свободу слова

Немцев Дмитрий

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №150 имени Героя Советского Союза В.И.Чудайкина»

г.о. Самара

Конкурсная работа

по русскому языку (эссе)

ученика 9А класса

Немцева Дмитрия

Учитель: Дмитриева Т.И.

Самара 2016 г.

Дорога в космос – мечта человечества.

С давних времен люди мечтали подняться в небо. И вот появились первые самолеты. Мечта людей сбылась, человек мог подняться в небо! Он мог летать!

Но подумать только, сколько мы ещё не знаем о космосе? Сколько пройдет лет, веков, тысячелетий, пока нам не откроется эта длинная, но, безусловно, прекрасная дорога в космос?

Обычному весеннему дню двенадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день в десять часов две минуты по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом является гражданин России Ю.А.Гагарин. Когда он впервые в мировой истории совершил полёт в космическое пространство, мир содрогнулся. Это невероятно значимое для человечества событие можно было считать первой попыткой человека проложить себе дорогу в космос. Для того чтобы облететь Землю, понадобилось сорок пять минут. Но как долго нужно было готовиться к этому полету! Главный конструктор – Сергей Павлович Королёв. Его имя никто не знал, хотя он сделал многое для современных полётов в космос. Юрий Алексеевич проложил дорогу к звездам. Его называют первопроходцем космоса.

Но сейчас мир изменился. Международная Космическая Станция с отважными астронавтами на борту делает шестнадцать вращений вокруг земли каждые сутки. Мы огромными шагами идём к усовершенствованию наших знаний о космосе и разработке более совершенных технологий, но это всё ещё маленькая часть того, что нам предстоит знать. Мы не можем летать к ближайшим звездам, мы даже с трудом можем выйти за пределы родной Солнечной системы. Эта дорога в космос для нас пока что закрыта.

Но я верю, что благодаря действительно умным и изобретательным людям нашей планеты, мы всё-таки сможем узнать о том, что же скрывает холодный и враждебный космос. И что когда-нибудь нам откроют так желанную всеми нами дорогу в космос.

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц)

Annotation

Дорога человечества в Космос была нелегкой и полной непредвиденных трудностей. В данном очерке, мы рассмотрим некоторые из них.

Васильев Петр Иосифович

Васильев Петр Иосифович

«Дорога в Космос – мечта человечества»

«Первая жертва космоса» – под таким заголовком 19 мая 1930 года берлинские газет ы сообщили о гибели конструктора Макса Валье, смертельно раненного на испытаниях нового ракетного двигателя. С тех пор счет ракетных катастроф идет на многие сотни – от неудачных запусков "Ф ау" и первой межконтинентальной ракеты Р-7 до аварии американского спутника «Авангард»; от гибели главкома РВСН маршала Неделина и еще 125 человек при взрыве Р-16 до пожара на «Аполлоне-1», в котором заживо сгорели три астронавта; от отказов техники, стоивших жизни Владимиру Комарову и экипажу «Союза-11», до катастроф шаттлов «Челленджер» и «Колумбия»...

Из книги А. Железнякова «Тайны ракетных катастроф. Плата за прорыв в Космос»

«Каждый дурак знает, что до звезд не достать, а умные, не обращая внимания на дураков, пытаются»

Гарри Андерсон

«Человек перенесет любые тяготы космических путешествий, кроме, пожалуй, их стоимости»

Ли Олвин Дюбридж

«Земля – колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели»

Константин Эдуардович Циолковский

«Ища другие цивилизации, на всякий случай, сохраните свою»

Феликс Кривин

«Мое скромное опасение: боюсь, как бы у человека, завоёвывавшего новые звезды, не ушла земля из-под ног»

Глядя на таинственное и загадочное ночное небо, особенно в Средиземноморье, где наблюдениям не мешают облачность, любой мало-мальски любознательный человек чувствует желание покинуть грешную землю и подняться к звездам. Увы, сами мы сделать этого не можем в силу особенностей физиологии, ибо, как писал Максим Горький: «Рожденный ползать летать не может» , однако уже в Древнем Мире наиболее прозорливые люди начали понимать, что можно использовать специальные приспособления, чтобы отправиться в полет, к неизведанным пространствам Космоса.

Если верить древнегреческой мифологии, то первым такое приспособление попытался создать легендарный кузнец Дедал, чтобы вместе с сыном Икаром бежать с острова Крит, где они находились в "почетном" содержании, фактически – в аресте. На идею его навели наблюдения за птицами, и, собственно говоря, искусственные крылья и стали первым инструментом для полета.

Вот как это описано в мифе:

" Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Наконец, Дедал кончил свою работу; готовы были крылья. Дедал привязал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:

Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета, н е спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.

Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.

Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца; он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев, выпали перья и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной выс оты в море и погиб в его волнах " .

Таким образом, первая попытка покинуть земную поверхность и воспарить в небо оказалась частично успешной. Однако это лишь миф. Но чем же интересна легенда о Дедале и Икаре? Во-первых, помимо всего прочего, этот миф отражает извечное стремление людей овладеть способом передвижения не только по земле, но и в других стихиях. Это аксиома, к которой все привыкли. А, между тем, она очень важна для понимания психологии человека, как биологического существа, стремящегося преодолеть силы природы. Не будь этого, вряд ли возникло бы наше стремление к звездам.

Сейчас об Икаре, как о первой "жертве ракетной техники" почти не говорят. Мы стали больше знать, научились отличать зерна от плевел. Но продолжаем верить в то, во что хотим верить.

Поэтому и стала столь популярной легенда о китайском ученом Ван Гу, погибшем в Средние века при попытке подняться в небо на ракете. Большинство исследователей считает рассказ о Ван Гу мифом, хотя хроники той поры описывают его, как реально существовавшего человека.

Лет пятьсот назад жил-был в Китае некто Ван Гу. Судя по всему, это был весьма образованный и талантливый человек. Занимался он изготовлением пороха и созданием пороховых ракет. И вот однажды пришла ему в голову мысль улететь к звездам. Обвязал Ван Гу кресло бамбуком, закрепил в его основании 47 пороховых ракет, сел в него и приказал 47 своим слугам одновременно поджечь фитили ракет. Слуги не могли ослушаться своего господина и поднесли факелы к странной конструкции. После этого раздался страшный грохот, а когда клубы дыма рассеялись, на месте старта не было ничего – ни кресла, ни Ван Гу, ни слуг.

Конечно, улететь в космос ученый не мог и погиб при взрыве пороха. Подобный опыт вполне мог иметь место. А, даже если бы этого не было в действительности, о подвиге Ван Гу нам вечно будет напоминать кратер на обратной стороне Луны, носящий его имя.

Икар и Ван Гу – самые известные, но далеко не единственные жертвы стремления человека вырваться из силков Закона всемирного тяготения. Вот строки из письма неизвестного китайского алхимика, датированного 160 годом:

"Сегодня в своей комнате для составления смесей погиб Шин Ру, один из умнейших людей нашего времени. Ужасные компоненты, вызвавшие пожар, включали серу, селитру и древесный уголь. Я был потрясен этим случаем. Это был не обычный пожар, раздуваемый ветром, а внезапный взрыв, уничтоживший все. Вскоре после этого события ко мне прибыл посыльный, сообщивший, что подобный взрыв убил группу ученых в близлежащей деревне и уничтожил дом, в котором они жили . Какое зло мы выпустили в этот мир!"

"Основой основ" того положения дел, с каким мы имеем отношения сейчас, стал... фантастический роман французского писателя Жюля Верна «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут» , написанный в 1865 году. В романе описывалось орудие длиной 274 м и весом 68 тыс. т. В качестве взрывчатого вещества использовался пироксилин в количестве 164 тыс. т. Сначала предполагалось при помощи этого орудия послать к Луне снаряд без пассажиров, но потом внутри необыкновенного ядра была устроена каюта, в которой решились отправиться в космическое путешествие трое смельчаков. Разумеется, в романе старт к Луне прошел удачно, а межпланетные путешественники не только выжили, но и отправились в полный приключений полет к соседнему небесному телу.

Как ни странно, все основные теоретики космонавтики – Константин Циолковский, Герман Оберт, а также и практики – Сергей Королев, Вернер фон Браун – пришли к идее космических полетов именно благодаря этому роману! Все они прочитали его, провели расчёты, и пришли к выводу, что идея Жюля Верна с пушкой нереализуема. Однако способ прорваться в космос есть, и, после долгих расчетов и размышлений, все остановились на том, что это – ракета.

Ученые мужи пока не могут ответить на вопрос, когда же появилось на Земле то, что ныне называется ракетой. Я излагаю здесь свою версию ракетной истории человечества, не претендуя на истину в последней инстанции. Уверен, что найдется немало людей, которые многие приведенные здесь факты истолкуют иначе, чем я. В американском справочнике "Handbook of Astronautical Engin eering" («Руководство по разработке космических систем») утверждается, что первые рисунки устройств, напоминающих внешним видом ракеты, были обнаружены в вавилонских рукописях, датируемых 3200 годом до нашей эры. Но в самих манускриптах нет ни описания ракет или устройств, с ними сходных ни даже иносказательного намека на то, что они существовали.

Гораздо больше информации содержится в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» где они называются «оружием Брахмы» или «пламенем Индры». Там их сравнивают с «огромной железной стрелой, напоминающей гигантского посланца смерти».

Вот как в эпосе описано применение "оружия Брахмы" в битве, проходившей в 3138 году до нашей эры:

"Сверкающий снаряд, обладающий сиянием огня, был выпущен Густой туман внезапно покрыл войско

Все стороны горизонта погрузились во мрак

Поднялись несущие зло вихри

Тучи с ревом устремились в высоту неба...

Казалось, даже солнце закружилось.

Мир, опаленный жаром этого оружия, казалось, был в лихорадке" .

Если добавить немного воображения, то нетрудно увидеть в этом отрывке картину взрыва ядерной бомбы, доставленной на поле боя баллистической ракетой. Не берусь утверждать точно, но, возможно, что что-то подобное и было.

Увы, отсутствуют подробности многих других событий древности, где можно предполагать применение ракет. Как правило, историки того времени пытались образно, а часто и витиевато, описать происходившее, больше внимания обращая на свои эмоции и ощущения, чем на технические детали. Поэтому и приходится выбирать лишь те факты, которые содержат хотя бы намек на интересующую нас тему. Иначе говоря, все, что не свидетельствует об обратном, будем считать фактами ракетной истории.

В пришедших из Индии манускриптах содержится упоминание о первом появлении "огненных звезд", сиречь "бенгальского огня", во время одного из религиозных праздников в 80 году. Если допустить, что в "бенгальских огнях" использовалась селитра, то это хорошо вписывается в ракетную историю.

Уже во втором столетии китайцы применяли "огненные стрелы". Реактивный снаряд изготавливался в виде бумажной трубки, заполненной порохом с зажигательным составом в головной части, и привязывался к стреле. Стрела выпускалась с зажженной ракетой из обычного воинского лука, а ее оперение обеспечивало устойчивость в полете. Дальность полета огненных стрел составляла около 300 метров, что почти на 100 метров превышало дистанцию полета обычной стрелы. Упоминания об активном использовании "огненных стрел" в эпоху Троецарствия можно встретить в романе Ло Гуань-чжуна "Троецарствие".

В первое тысячелетие от Рождества Христова упоминания о фейерверках, порохе и "огненных стрелах", приходили к нам, по большей части, из Азии. В хрониках китайской династии Тан упоминается, что в 645 году при осаде Ляодуна использовался "огонь", от действия которого в городе погибло около 10 тысяч человек.

В VIII веке появилась книга, которую многие историки называют первым учебным пособием по подготовке ракетчиков, – написанная неким Марком Греком «Огненная книга, или Книга об огне, служащем для сжигания врагов» . В ней подробно описывалось, как пользоваться «огненными стрелами», то есть ракетами. Вот цитата из этого труда: «Возьми одну часть серы, две части липового или ивового угля, шесть частей селитры, все мелко истолченное в мраморной ступке. Затем из этого приготовляют по желанию ракету или гром. Ракета должна быть длинной, и порох в ней должен быть набит плотно. Гром, наоборот, должен быть коротким и толстым и наполнен лишь наполовину. Оба конца должны быть при этом крепко обвязаны железной проволокой». Судя по всему, книга Марка Грека стала «бестселлером» той эпохи и породила такое явление, как «греческий огонь». Хотя предложенный ею состав вряд ли отличался от того, что уже несколько столетий использовали в Индии, Китае и на арабском Востоке.

Когда камские булгары захватили город Устюг, великий князь Владимирский Юрий II Всеволодович отправил своего брата Святослава с сильным ополчением обуздать захватчиков. В 1219 году русские атаковали город камских булгар Ошель, «...а наперед шли пешцы с огнем и с топорами, а за ними стрельцы... ко граду приступиша, отовсюду зажгоша его и бысть буря и дым велик на сих потяну...».

Хроники Средневековья дают нам довольно много информации о ракетной технике. И здесь речь идет именно о ней, а не об устройствах, отдаленно напоминающих ракеты.

В 1379 году итальянец Маратори при описании пороховых зажигательных стрел впервые употребил понятие "ракета" ("rochetta"). В 1400 году ракеты пришли в Европу, и первоначально использовались только для фейерверков на итальянских праздниках. Но так продолжалось совсем недолго. Вскоре начинают появляться первые сочинения, посвященные военному применению ракет. Первое массовое применение ракет в Западной Европе осуществили войска Жанны д"Арк в 1429 году при защите Орлеана.

Вскоре конструкторы Средневековья начали всерьез задумываться над проблемой применения принципов реактивного движения для иных целей. В 1591 году бельгийский инженер Ян Бив описал и сделал набросок многоступенчатой ракеты, предназначенной для преодоления земного притяжения (!).

В конце XVII века ракетное оружие появляется на Руси. Причем это уже не те "огненные стрелы", которые использовали когда-то ратники Святослава, а принципиально новое оружие. В 1680 году в Москве открылась первая фабрика по производству армейских осветительных ракет. Большое внимание ракетам уделял император Петр I. В дневнике путешественника Патрика Гордона за 1690 год можно прочесть, что царь лично руководил изготовлением фейерверочных ракет и устраивал грандиозные фейерверки. Тогда же в России было организовано массовое производство пороха высокого качества. В Петровскую эпоху большое значение придавалось и боевым ракетам. Слава о русских фейерверкерах шла по всему миру. Было создано большое количество фейерверочных ракет и пороховых составов. В отдельных случаях применялись составные (ступенчатые) ракеты.

В те же годы, когда в России налаживалось массовое производство ракет, великий английский физик Исаак Ньютон сформулировал универсальные законы движения, которые не касались непосредственно ракетной техники, но оказали на нее самое непосредственное влияние. Особенно третий закон – «Для каждого действия имеется равная и противоположная реакция» , являющийся фундаментальным принципом работы реактивного двигателя. А в своих знаменитых «Математических принципах естественной философии» , изданных в 1687 году, Ньютон впервые определил скорость и высоту подъема, необходимые для вывода ракеты на геостационарную орбиту. Есть в этой работе и другие интересные мысли об искусственных спутниках Земли. Но во времена Ньютона их черед еще не наступил.

В 1792 году ракетное оружие было применено индийскими солдатами в сражении при Сарингапатоме, и, несмотря на то, что индийские ракеты были изготовлены по весьма примитивным технологиям, их количество и необычность воздействия деморализовали британских солдат. Англичане быстро усвоили преподанный урок. В 1799 году индийцы вновь пытались применить свое "секретное оружие", английская армия уже располагала технологически более совершенным арсеналом боевых ракет, и четвертая англо-майсурская война закончилась для Майсура поражением.

После этого ракеты возвратились в Европу. Произошло это благодаря полковнику английской армии Уильяму Конгреву, который прибыл в Индию после окончания там боевых действий, но много слышал о применении индийцами ракет. Вернувшись на родину, Конгрев прихватил с собой несколько образцов. Он организовал производство боевых пороховых ракет в Вульвичском арсенале и в 1804 году приступил к экспериментам с ними. На несколько десятилетий к ракетам, и не только в Англии, приклеилось название "конгревовы ракеты", или "ракеты Конгрева". Начало боевого применения ракет Конгрева относится к 1806 году, когда более 2000 ракет были использованы при обстреле Болоньи.

Не обошло новое веяние и Россию. Основная заслуга в этом принадлежит русским офицерам Александру Засядко и Константину Константинову. Благодаря трудам этих деятелей русской военной техники отечественные ракеты по своим летным и эксплуатационным характеристикам в ряде случаев превосходили зарубежные образцы.

Конец XIX века можно охарактеризовать не только как период отказа от боевого применения ракет, но и как период формирования нового мышления, когда человек пристально взглянул на ракеты как на средство достижения других миров. И здесь чрезвычайно велико значение работ Константина Эдуардовича Циолковского. Им было предложено большое количество оригинальных схем конструкций ракет. Существенно новым шагом стали разработанные схемы ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий с реактивными двигателями на жидком топливе. Это было по-настоящему революционное решение, так как до Циолковского исследовались и предлагались для решения различных задач ракеты с пороховыми двигателями.

Из других идей Циолковского следует выделить еще одну, предложенную им для управления полетом ракеты в верхних разреженных слоях атмосферы. Для достижения этой цели он рекомендовал два способа: применение графитовых рулей, помещаемых в струе газов вблизи среза сопла реактивного двигателя, или поворачивание сопла двигателя. Эти предложения нашли широкое применение и развитие в современной ракетной технике.

В 1903 году Циолковский опубликовал работу, до сих пор считающуюся классической в космонавтике, – «Исследование мировых пространств реактивными приборами» , где сделал подробный расчет ракет, предназначенных для преодоления земного притяжения.

16 марта 1926 года американец Роберт Годдард запустил свою первую ракету на жидком топливе. И пусть поднялась та ракета на высоту всего 13 метров и летела всего 2,5 секунды, именно с нее началась современная летопись ракетной техники и космонавтики...

Успех Годдарда заинтересовал молодого немецкого инженера Макса Валье. Он начал проводить опыты с жидкостными двигателями, пытаясь найти правильную концентрацию горючего и окислителя, что позволило бы создать такую смесь, которая могла бы дать достаточно тяги для преодоления земного тяготения. Однако несколько экспериментов закончились взрывами смеси. 17 мая 1930 года Валье провел очередной опыт. И снова взрыв. Небольшой кусочек железа рассек инженеру аорту... Эта смерть считается самой первой (из задокументированных), связанных с Космосом.

Годом ранее, в мае 1929 года, немецкий режиссер Фриц Ланг начал съемки фильма "Женщина на Луне", который принесёт ему всемирную известность. В качестве консультанта Ланг пригласил начинающего инженера-ракетостроителя Германа Оберта. Тот внимательно прочитал работы К.Э. Циолковского и решил, прикрываясь съемками фильма, начать практические работы по созданию ракет, могущих преодолеть земное притяжение и выйти в Космос.

Проблемным местом стал двигатель. К. Циолковский в своих работах опирался на предложенную А. Федоровым в брошюре "Новый способ воздухоплавания, исключающий воздух , как опорную среду " (1896) схему, которая, однако, никем не была реализована на практике, и оставалась только теоретическим наброском, а провал опытов Валье показал, что создать работоспособный ракетный двигатель пока не удается.

Оберт решил экспериментировать с бензином и жидким кислородом, направляя тоненькую струйку бензина в сосуд с жидким кислородом. Считалось, что это приведет к взрыву. Тем не менее, смесь взорвалась лишь один раз, но так, что ученого отбросило ударной волной на другой конец лаборатории, перебив барабанную перепонку и повредив левый глаз.

Тем не менее, Оберт создал работоспособный образец ракетного двигателя, названного Kegelduse . Однако до окончания съемок работы завершить он не успел, и, будучи обвиненным в перерасходе средств, временно покинул Германию.

"Общество межпланетных сообщений", возглавляемое Обертом, выкупило у киностудии почти готовую ракету, двигатель и образец пусковой установки. Весь 1930 год проводились испытания ракеты Mirak . Но ракета смогла взлететь только на 30 метров.

После прихода к власти А. Гитлера "Общество" попытались подчинить нуждам Вермахта, однако показательный запуск ракеты на Куммерсдорфском полигоне закончился провалом. После чего оно было закрыто, но полковник Карл Беккер и капитан Вальтер Дорнбергер, заинтересовавшиеся новым оружием, решили втайне поддержать немецких ракетчиков. Однако, осознавая, что Оберт не смог создать боевую ракету, они стали искать нового человека, который мог бы возглавить исследования. Их выбор остановился на молодом перспективном ракетостроителе Вернере фон Брауне...

Тем временем, в СССР узнали о работах Оберта. Его книга " Ракета и межпланетное пространство " вызвала большой резонанс и интерес к космической тематике. Помимо переиздания работ К. Циолковского, начались и поиски способов практической реализации полета в Космос. Их инициатором стал инженер Фридрих Цандер. 29 декабря 1921 года на первой Губернской конференции изобретателей в Москве он представил проект космического корабля для полета на Марс.

Доклад был принят благосклонно, и тогда Цандер попросил у руководства Госавиазавода N 4, на котором в то время трудился, годичный отпуск для развития проекта. На общем собрании работников просьбу энтузиаста поддержали – идея полета на Марс так завораживала, что было решено отчислять Цандеру процент с зарплаты для того, чтобы он мог спокойно довести свой космический аэроплан до реальной модели.

Будучи по натуре практиком, Цандер сразу занялся поисками технических решений, которые могли бы ускорить постройку такого аэроплана. В 1924 году он приступил к разработке методик расчета жидкостных ракетных двигателей. Натолкнувшись на те же проблемы, что и Герман Оберт и Макс Валье, Цандер решил пойти эмпирическим путем. Первый ракетный двигатель СССР – ОР-1 – был сделан... из обычной паяльной лампы.

В 1931 году состоялись два исторических события – Ф. Цандер смог добиться работоспособности двигателя ОР-1 на достаточный для теоретического полета срок и тогда же он познакомился с молодым авиаконструктором Сергеем Павловичем Королевым. Тот работал над увеличением скорости планера "БИЧ-8", и, прочитав в журнале "Самолет" за май 1931 года подборку материалов о двигателе ОР-1, сразу обратил внимание на новые веяния в двигателестроении. На аэродроме ОСОАВИАХИМ-а Королев встретился с Цандером. Это произошло 5 октября 1931 года. Через два дня, Королев присутствовал на испытании двигателя ОР-1, и тогда Ф. Цандер предложил ему вступить в "Группу по изучению реактивного движения" – ГИРД.

В марте 1932 года на ГИРД обратила внимание РККА. ГРУ получило сведения, что в Германии за работами Германа Оберта по созданию ракет внимательно наблюдают немецкие военные, которые увидели в них новый вид оружия большой разрушительной силы. Само собой, остаться в стороне, когда вероятный противник создает новое оружие, Красная Армия не могла. Поэтому заместитель Народного комиссара обороны СССР Маршал Советского Союза М. Тухачевский созвал совещание, на котором с докладом выступил С. Королев. После этого совещания ГИРД получила господдержку и финансирование.

Однако именно тогда и пришла беда... 28 марта 1933 года Фридрих Цандер скончался от сыпного тифа. 26 июля испытания планера "БИЧ-11" закончились катастрофой, при которой чуть не погиб С. Королев. При испытании ракетного двигателя ОР-2 произошел взрыв, причем жители окрестных домов, посчитав это терактом, вызвали милицию, и ГИРД-овцам пришлось объяснять, что произошло.

Но работа продолжалась, и не без успехов. Первая советская ракета«ГИРД-09» – поднялась в небо 17 августа 1933 года и поднялась на высоту 400 метров. Ещё три ракеты, после модернизации двигателя, поднялись уже на 1,5 километра. Воодушевленные успехами ракетчиков, военные добились создания на базе ГИРД-а Реактивного научно-исследовательского института, который возглавил кадровый офицер И.Т. Клейменов, а его заместителем стал С.П. Королев.