Что происходит на границах литосферных плит. Движение плит. Почему происходит движение литосферных плит

Российские дороги понемногу превращаются из простых направлений в асфальтированные субстанции. Некоторые трассы и действительно стали хорошими, но назвать этим прекрасным словом совершенно все хайвэи нельзя. Ямы и неожиданные неприятности есть практически везде, так что ездить приходится осторожно, с оглядкой на все детали российской традиционной системы дорог. Иногда избежать наезда на препятствие просто невозможно. И в этом случае возможны самые неприятные последствия. Автомобили по-разному реагируют на большие неприятности дорожного покрытия. В одном авто можно сосчитать количество зубов при их контакте друг с другом, а в другом - не будет даже дискомфортных звуков. Но это не значит, что во второй машине с подвеской все будет нормально. На самом деле, чем мягче подвеска, тем больше шансов вывести ее из строя наездом на неожиданные препятствия.

Следует знать, какой комплекс диагностических работ важно проводить при наезде на яму. Понимание этих вопросов поможет предотвратить опасные и серьезные поломки, которые негативно влияют на безопасность поездки и серьезно ухудшают состояние вашей машины в целом. Снова нужно делать оглядку на тип ходовой части, возраст автомобиля и некоторые другие факторы. Среди самых опасных дорожных препятствий можно выделить неправильно сооруженные «лежачие полицейские», глубокие ямы с резким обрывом края, места ремонта или укладки нового асфальта, резкие обочины и другие места с большим перепадом уровня. В таких случаях машина вынуждена перепрыгнуть через препятствие и испытать серьезный удар по подвеске. Страдают не только элементы непосредственно рулевой части. Разрушения могут быть более серьезными и ощутимыми. Так что стоит понимать комплекс проверочных работ.

Первым делом стоит научиться избегать неровностей дороги. Сделать это можно несколькими способами. Самый простой - выбирать всегда знакомые маршруты. Конечно, и в этой ситуации вы не всегда застрахованы от неприятностей. Но в целом намного проще ехать по покрытию, по которому вы ездите несколько раз в день или неделю, чем исследовать незнакомый маршрут. Также можно выделить и другие дельные советы о том, как не попасть в неприятности в дороге:

  • читайте отзывы о трассе перед длительной поездкой - на различных сервисах и форумах водители постоянно делятся информацией о состоянии дорог, говорят об опасных местах;
  • выбирайте комфортный скоростной режим - по новой и неизведанной дороге стоит ехать не слишком быстро, чтобы успеть среагировать на любую неприятность на вашем пути;
  • тормозите даже перед небольшими неровностями дороги, так как на большой скорости сложно определить реальную опасность данных проблем с покрытием и оценить их масштабы;
  • всегда будьте на чеку, не стоит отвлекаться от управления автомобилем, следует помнить о необходимости полного внимания на дорогу и понимания всех опасностей отвлечения;
  • регулярно диагностируйте подвеску - полностью исправный автомобиль не подведет вас даже при наезде на очень неприятные неровности трассы, так что держите авто в порядке.

Зачастую при сильных ударах и других неприятностях автомобили демонстрируют свои давние проблемы, увеличивая их интенсивность. К примеру, у вас давно выл подшипник ступицы, но вы не меняли его. После удара подшипник разлетелся, колесо заклинило, произошли другие неприятности. Поэтому стоит содержать автомобиль в полном порядке, всегда во время ТО диагностировать состояние ходовой части и других важных деталей безопасности и комфорта поездки.

Резина и диски - оцениваем визуальный ущерб

Наезд на большие неровности первым делом сказывается на состоянии колес автомобиля. Не стоит продолжать движение, если вы въехали в глубокий кратер на дороге, не сбавив скорость. Лучше всего в такой ситуации остановиться, выйти из автомобиля и убедиться в том, что нет визуальных неприятных последствий вашего дорожного приключения. Внешне можно оценить состояние резины и металлических дисков. Убедитесь в том, что отсутствуют такие повреждения:

  • резина прорезана на месте удара, колесо спущено и выглядит так, что восстановить его уже невозможно, в этом случае нужно установить запаску и ехать за новой парой колес;
  • резина визуально целая, но на боковой части вылезла шишка - это довольно распространенное явление для покрышек со слабой боковиной и не самой лучше технологией производства;
  • резина визуально не повреждена, но колесо спущено и при накачивании не набирает давление - стоит съездит на шиномонтаж и попробовать восстановить колесо после повреждения;
  • диск погнут в месте удара - продолжат движение на таком колесе стоит осторожно, при возможности лучше заменить его на запаску и ехать на ближайший сервис монтажа колес;
  • металлическая часть диска треснула - в этом случае не стоит продолжать движение на данном колесе, иначе могут возникнуть неприятности с автомобилем, которые приведут к трагедии.

Шишки и порезы на колесах - проблемы российских дорог. Производители резины даже стали делать особые серии для российских условий эксплуатации. Это резина с усиленной боковиной, которая обладает меньшим комфортом, но при этом не образует шишки и другие проблемы. Диски также стоит выбирать осторожно. По плохим дорогам лучше ездить на штампованных колесах без дизайнерских изысков. А про дешевые китайские легкосплавные решения лучше и вовсе забыть.

Рулевое управление и углы установки колес

Также удар по глубокой яме может вызвать и другие неприятности в системах автомобиля. В частности, страдает рулевое управление. Наконечники могут потерять четкость крепления, тяги легко гнутся при сильных ударах, рейка выходит из строя. Известны случаи, когда плохие дороги выводили из строя даже рулевые колонки, требуя их капитального ремонта или замены. Проверить после удара следует такие детали рулевого управления:

  • рулевые тяги и наконечники - их осмотр следует производить на сервисе, так как самостоятельно выяснить возможные проблемы будет очень сложно, а порой и невозможно;
  • крепления системы рулевого управления, которые нередко выбиваются из нормального состояния и оказываются подвержены негативным воздействиям даже минимальных неровностей;
  • рулевая рейка - просто покрутите рулем на заведенном авто и на заглушенном, почувствуйте стуки и неприятные ощущения в рулевом колесе, которые должны отсутствовать;
  • стабилизационная система, которая также связана с рулевой, часто страдает в процессе ударов на дороге, так что ее тестирование обязательно потребуется при проблемах с наездом на яму;
  • места основных соединений рулевой системы с колесами, с рейкой, с колонной и даже с рулевым колесом, чтобы убедиться окончательно в отсутствии проблем и неприятных воздействий.

Такой комплекс диагностики рекомендуется на каждом ТО, даже если вы не помните наезда на серьезные препятствия. Проблема в том, что множество мелких неровностей также вызывают самые неожиданные проблемы с автомобилем. Поэтому очень важно проводить достойное тестирование, если вы эксплуатируете авто на потенциально неровной и неидеальной дороге. Хорошая проверка поможет избежать неприятных последствий.

Ходовая часть - что ломается чаще всего на ямах?

На российских ямах и горбах, которые по сей день украшают многие дороги, есть множество рисков для подвески. Ходовая часть каждого автомобиля устроена с определенными особенностями, так что важно учитывать качество и тип подвески. Традиционные варианты страдают довольно однотипно, так что на сервисе быстро могут посмотреть наличие или отсутствие негативных влияний. Осмотрите такие узлы вашего авто:

  • опоры стоек - именно на них приходится больше всего неприятностей в процессе эксплуатации, так что опоры диагностировать следует в первую очередь, а лучше менять при сомнении;
  • стойки и пружины - это еще один узел, на который происходит прямое влияние при наезде на яму, так что их осмотр и слежение за состоянием деталей нужны обязательно;
  • различные сайлентблоки, количество и тип которых зависит от конструкции подвески, но особенно обратите внимание на сайлентблоки передних рычагов в подвеске McPherson;
  • стабилизаторы, стойки стабилизаторов и сайлентблоки данной системы, которые также легко выходят из строя при серьезных неровностях дороги и других возможных повреждениях;
  • полуси, шрусы и другие детали привода, которые также могут деформироваться, выходить из строя, выпадать и получать различные неприятности, которые делают поездку невозможной.

Но осмотреть все эти детали самостоятельно невозможно. Для этого нужно приехать, как минимум, в гараж и спуститься в яму, чтобы получит информацию о состоянии ходовой части автомобиля. Но в большинстве ситуаций это невозможно сделать прямо на месте неприятного происшествия. Проще заехать на ближайшее СТО и провести недорогую поверхностную диагностику ходовой части. Так вы убедитесь в том, что ехать дальше можно безопасно и без особых проблем.

Предлагаем посмотреть видео о самостоятельной диагностике ходовой части авто:

Подводим итоги

Как видите, вариантов повреждений и неприятностей в современных автомобилях более чем достаточно. Поэтому владельцы автомобилей всегда должны контролировать качество дорожного покрытия, выбирать оптимальную скорость для передвижения и гарантировать безопасное прохождение тех или иных неприятностей. Такие возможности значительно улучшают качество эксплуатации автомобиля, увеличивают его долговечность и продлевают срок службы без проблем и лишних затрат. Кстати, контролировать дорогу и ее качество - это выгодно, так как вы не будете тратить тысячи рублей на восстановление дорогостоящих деталей авто.

Интересно, что качественные современные системы подвески очень быстро могут выходить из строя при наезде на препятствия. Так что возможны самые неприятные особенности повреждения, если яма оказалась неожиданной или незамеченной. Разбив подвеску ВАЗ, вы можете восстановить ее сами в гараже, купив запчасти любого уровня качества. Но вот после проблем с подвеской Lexus, к примеру, придется ехать на сервис и выкладывать десятки тысяч за более или менее качественный ремонт. Будьте внимательны на дорогах и не упускайте из виду очень важные и неприятные неровности. А вы когда-нибудь попадали в неприятные ямы или на незамеченные «лежачие полицейские».

Поездки по дорогам страны больше напоминают экстремальное приключение, чем попытку добраться из пункта А в пункт Б. Проехав по "дырявому" покрытию уже 10-20 км, водитель вспоминает все плохие слова, которые он знал и даже придумывает новые. При этом дорожные службы не сильно стремятся исправить ситуацию, игнорируя иногда огромные ямы посреди дорожного полотна.

Осторожность на дороге обязательна, но ведь и человек не робот. Стоит отвлечься на одну секунду, как автомобиль уже в пробоине. Итог не сложно предсказать - гнутый или разбитый обод, битая подвеска, поврежденная резина на колесе, деформированная полуось или прочие неприятности. Что делать в столь неприятной ситуации? Неужели нет шанса компенсировать полученный ущерб? - Есть, конечно. Главное - защищаться. Если вы попали в яму, обращайтесь к страховщикам или в суд. Процедура возмещения сложна и запутана, но ничего не делая, и денег не получить.

Какие повреждения дороги допустимы?

Для дорог общего пользования действуют нормативы в отношении допустимых ям и повреждений. Разработан даже специальный ГОСТ, в котором указаны главные моменты (номер - 50597-93). В этом документе приведена информация в отношении допустимых ям:

  • длина углубления в дороге - 15 см;
  • ширина ямы - до 60 см;
  • глубина - до 5 см.

Если яма на дороге больше размером, то ее устранение обязательно за 5-10 дней. Здесь дорожные службы ориентируются на загрузку дороги, ее важность и так далее. Не стоит забывать и о гололедице. У ее устранения также имеются сроки - 4-6 часов.

Упомянуты в ГОСТе требования и в отношении рельс железной дороги или трамвайного полотна. Превышение металлических конструкций над дорогой допускается до двух сантиметров. В противном случае дорожные службы обязаны устранить проблему за два дня.

Отдельное внимание уделяется крышкам канализационный ям. Замена поврежденных люков (в идеале) проводится за три часа, а ненормированный подъем - за один день. Часто автолюбители замечают, что при таянии снегов исчезают крышки канализационных ям с дорог. Как показывает практика, в 90% случаев это не воровство, а преднамеренныйшаг коммунальных служб. Люки убираются, чтобы ускорить уход талой воды с дороги.

Знание упомянутого выше ГОСТа крайне полезно в вопросе защиты собственных прав. Обращайтесь в страховую или суд, если вы:

  • попали в яму размером, превышающий параметру, указанный в ГОСТе;
  • наткнулись на торчащую выше двух сантиметров над поверхностью дороги рельсу;
  • не смогли проехать через шесть часов после снегопада.

ДТП и страховка

Чтобы разобраться в обязательствах страховой компании перед клиентами, стоит вспомнить определение ДТП. По сути. Это происшествие, в котором повреждение получило ТС, пострадали люди, грузы или конструкции, нанесен материальный или другойущерб. Следовательно, если вы попали в яму, то такой случай относится к страховым. При этом КАСКО должна покрывать ущерб .

Сама процедура оформления ДТП стандартна - вызов инспектора и страховщика, заявление и получение выплат. Далее страховая компания сама обращается к виновникамдля возмещения ущерба (пострадавшего этот момент уже не интересует). В роли виноватого, как правило, выступает организация, отвечающая за конкретный участок. Если правильно построить дело, то итогом станет «мировая», когда стороны довольны. Но возможны ситуации, когда проблема решается только через суд.

Как действовать, если вы попали в яму?

Теперь рассмотрим пошаговый алгоритм действий при повреждении автомобиля из-за открытого люка, ямы или другой проблемы, описанной ранее в статье.

1. Привлеките очевидцев

Если в результате ДТП люди не пострадали, займитесь сбором доказательств вины коммунальных служб. Здесь потребуются очевидцы. «Зрители» смогут в полной мере обрисовать картину событий, подтвердить информацию о скорости передвижения, соблюдаемых правилах и действиях водителя. Осмотритесь вокруг - понадобится помощь людей в киосках, пешеходов, других водителей и так далее. В случае если ситуацию с попаданием в яму никто не видел, то стоит найти людей, которые подтвердят последствия аварии. Показаний свидетеля о повреждениях машины суду хватит.

2. Зафиксируйте место ДТП

Звоните друзьям или родственникам с просьбой брать с собой видео- или фотокамеру инезамедлительно мчаться к месту событий. Чем подробнее зафиксирована ситуация, тем лучше. В крайнем случае, допускается фиксация события на мобильный телефон или фотоаппарат. Практика показывает, что четкие фото в разы повышают шансы на победу в разборках с дорожными компаниями. При этом не ограничивайтесь одним снимком - фотографируйте повреждение с разных сторон и расстояний. Это делается, чтобы «привязать» автомобиль к конкретной местности и доказать, что ДТП произошло там, где вы говорите.

Фото на средней дистанции - шанс дать информацию о длине тормозного пути, уровне опасности, наличии рядом знаков и других предметов. Фото на ближней дистанции дает информацию об общем состоянии дороги и уровне повреждений. Перед тем как делать фотографии, обязательно устанавливайте знаки аварийной остановки.

Учтите! Ужасное состояние дороги - еще не гарантия компенсацию ущерба. Вас обвинят в неправильном режиме движения, превышении скорости, невнимательности, запоздалом торможении и так далее. В итоге делаются попытки свести ситуацию к тому, что вам никто не должен. Доказательства на руках - шанс подтвердить, что необходимые действия для исключения ДТП выполнены, а последствия налицо.

Что в этом отношении говорят ПДД? В правилах прописан пункт, согласно которого водитель обязан вести машину с учетом действующих ограничений по скорости, транспортного потока, присутствия негабаритного груза и погодных условий. Выбранный скоростной режим должен быть таким, чтобы гарантировать адекватную оценку состояния дорожного покрытия и вовремя нажать на тормоза. Если появилась опасность, то водитель обязан снизить скорость, и объехать препятствие.

Если вы попали в яму на дороге с нарушением правил, то эту «зацепку» используют в суде. Главное - доказать незаметность повреждения на дороги и невозможность заблаговременного обнаружения. Мол, вы нажали на тормоза сразу после обнаружения, но предотвратить ДТП не смогли. Видео и фотографии становятся доказательством слов.

Плюс для пострадавшего, когда колесо «поймало» яму после дождя. В такой ситуации пробоины закрыты водой, и обнаружить повреждение сложно даже при движении с минимальной скоростью. В такую погоду и происходит максимум аварий подобного рода. Практике известен случай, когда люк приоткрылся и стал перпендикулярно яме. Водительпропустил отверстие между колес, не заметив крышки. Итог - повреждение транспорта и водителя.

Что уже говорить за ночное время, когда видимость еще меньше. Если автомобили движутся «гуськом» друг за дружкой, то заметить препятствие итого сложнее - оно возникает перед глазами в последний момент. И если транспорт с высоким клиренсом пропустит «дефект» между колес, то легковой транспорт с этим вряд ли справится.

3. Вызовите сотрудников ГИБДД

Регистрируйте происшествие в органах государственной автоинспекции. При этом не затягивайте со звонком - набирайте номер инспектора сразу после обнаружения проблемы. Времени, пока работники ГИБДД соберутся на выезд и приедут на место событий, достаточно. Известны случаи, когда инспектора отказываются выезжать на такие событияи предлагают нарисовать схему событий самостоятельно. В такой ситуации стоит записать должность и ФИО инспектора, который отказал в прибытии на место событий. При этом вы вправе жаловаться в соответствующие инстанции, начиная от местного УВД и до прокуратуры.

Запомните, что до составления схемы аварии покидать место происшествия запрещено. При этом схему стоит подписать у свидетелей (очевидцев, понятых). В случае приезда инспектора последний заставляет писать фразу, мол, невнимательно следил за дорожной обстановкой, двигался с нарушением скоростного режима и так далее. Держитесь стойко и не поддавайтесь на такие уговоры. Объяснение составляйте так, чтобы из него было ясно, что яма или другое повреждение возникло внезапно, и избежать ДТП не удалось.

Известны ситуации, когда сотрудник ГИБДД лично прописывает в справке, что водитель нарушил ПДД и ехал с недопустимой скоростью. В такой ситуации пишите жалобу на имя начальника ГАИ. В бумаге укажите, что обвинения необоснованны, а в качестве подтверждения слов приводите собранную доказательную базу.

4. Свяжитесь с дорожной службой

Переходите к требованию возмещения ущерба. Начинайте с определения виновника событий - дорожной службы. Для этого набирайте номер местного ГАИ и просите предъявить информацию по организации, которая несет ответственность за участок дороги. Если установить виновника не удалось, то в роли ответчика может выступать администрация города или района. В практике известны ситуации, когда ответчиками выступали до 7-10 компаний.

5. Оцените полученный ущерб

Если вы попали в яму на дороге с последующим повреждением кузова или других узлов машины, то без оценки ущерба не обойтись. Выбирайте независимого оценщика (таких организаций достаточно), и приглашайте на место событий заинтересованных лиц. Для оповещения последних рассылаются телеграммы с последующим уведомлением. Хороший вариант - личная передача бумаги с подтверждением вручения. Собственно, каким бы ни был метод оповещения, подтверждение обязательно.

Если проблема в поврежденной резине или деформированных дисках, то привлекать оценщика не обязательно - хватит и фиксации повреждений в справке ГАИ. Но здесь чем четче соблюдение требований закона, тем выше шансы доказать вину дорожных служб.

Проследите, чтобы «гости» оценочной процедуры поставили подписи в документе и подтвердили заключение эксперта. При наличии замечаний у членов «комиссии», они оглашаются и отражаются документально.

6. Досудебное урегулирование

Досудебное урегулирование - процедура, которая проводится уже после оценки повреждений. При желании допускается подача иска в суд без попытки решить вопрос ранее. Первый вариант актуален, если ущерб от ДТП минимален. В такой ситуации ответчику проще решить проблему полюбовно, чем дотягивать дело до судебной тяжбы. На этом этапе можно завершить процесс решения проблемы и перейти к вопросу транспортировки поврежденного автомобиля: заменить колесо, при незначитальном повреждении транспортного средства или , если повреждены внутренние узлы автомобиля. При отказе ответчика платить по счетам, без судебного разбирательства не обойтись.

7. При необходимости подайти иск в суд

Подача иска в суд происходит по месту жительства виновника. Если ответчиков группа,то разрешается выбрать любой из вариантов. Перед тем как оформлять исковое заявление, стоит уточнить размер госпошлины (она часто отличается).

Обращайте внимание на правильность составления искового заявления. Его стоит оформить грамотно, с учетом ссылок на действующие законы и правила. При отсутствии знаний и опыта стоит обратиться к профессиональным юристам. Последние помогают на всех этапах разбирательства и повышают шансы на успех.

Итоги

Теперь вы знаете, как действовать, если попали в яму. Не бойтесь доказывать права, следуйте приведенному алгоритму, будьте внимательны к деталям и боритесь. При правильной организации процедур виновникам не отвертеться от расплаты.

Редакция Портала Дороги России

Не секрет, что многие дороги в России, особенно региональные и местные, оставляют желать лучшего. Опасные ямы, колдобины, гигантские лужи и открытые люки подстерегают водителей в населенных пунктах и вне их, создавая неудобства при движении и разбивая машины. Самое страшное то, что в авариях с сопутствующими дорожными условиями нередко страдают люди. Так, по данным ГИБДД России за первые два месяца 2016 года по причине неудовлетворительного содержания и обустройства улично-дорожной сети на дорогах страны произошло 10 390 ДТП, в которых 1 057 человек погибли, 13 700 - получили различные травмы.

Если отсутствие коварных ям на дорогах остается несбыточной мечтой тысяч водителей, то возможность получить компенсацию и привлечь дорожные службы к ответственности за бездействие – реальность. Что делать, если вы попали в ДТП, причиной которого стали неудовлетворительные дорожные условия, и как заставить дорожников возместить ущерб, выяснил «ДорИнфо».

Азы, которые должен знать каждый

Наезд на яму с последующим повреждением транспорта является дорожно-транспортным происшествием. Это следует из определения ДТП в Правилах дорожного движения. Многие думают, что винить в такой «единоличной» аварии некого, забывая о том, что содержание и обслуживание автомобильных дорог в соответствии с законом – прямая обязанность органов власти. Да и зачастую люди просто не верят, что получить компенсацию в этом случае действительно реально. Таким образом, водители не просто отказываются от возможности получить компенсацию, но и «помогают» ответственным за состояние дорог лицам, халатно относящимся к своим обязанностям, оставаться безнаказанными. А ведь за ненадлежащее обслуживание и содержание дорог предусмотрены различные виды ответственности – от административной до уголовной (если следствие докажет, что преступная халатность привела к ДТП в котором погиб человек, т.е сотрудниками ГИБДД неоднократно выписывались представления на устранение нарушений, и именно в этом месте произошло не одно ДТП по причине ненадлежащего содержания УДС).

Как рассказал ДорИнфо» начальник отделения дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД УМВД России по городу Сыктывкару (Коми) капитан полиции Олег Южаков , в соответствии с ГОСТом, просадки и выбоины на дорогах не должны превышать допустимых размеров - по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Ямы, не соответствующие стандартам, дорожные службы обязаны ликвидировать в течение 7 дней с момента их обнаружения. В ином случае юридическое лицо, либо ответственное за устранение недостатков лицо привлекается к административной ответственности. В соответствии с КоАП за данное нарушение должностным лицам грозит штраф в размере 2-3 тысячи рублей, юрлицам – до 300 тысяч рублей. Кроме того, перед участком с неровной дорогой обязательно должны быть установлены предупреждающие знаки. В населенных пунктах на расстоянии 50-100 метров, вне населенных пунктов - 150-300 метров. Если знаки установлены, то водитель обязан управлять транспортом по дороге в соответствии п.10.1 ПДД. А именно: не превышать установленную скорость на данном участке дороги, учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспорта, груза, дорожные и метеорологические условия (в т.ч. видимость в направлении движения). При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен снизить скорость или остановиться.

Не виноват – был на Matiz

Получается, что доказать свою правоту водитель сможет при наличии больших ям и отсутствии знаков. Но если знаки есть и опасные выбоины тоже, то велика вероятность того, что виноватыми сделают вас самих: «Мол, мы предупреждали, вы должны были все учесть, да и наверняка вы превысили скорость». На практике такое бывает часто. Тем не менее, отступать нельзя.

Адвокат Коллегии адвокатов республики Коми «Алиби» Руслан Калинин советует пострадавшим водителям придерживаться следующего алгоритма действий. В первую очередь сразу после ДТП необходимо включить световую аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. После - позвонить по номеру 02 или 112, сообщить о происшествии и вызвать наряд ГИБДД. Изменять местоположение транспорта до приезда правоохранителей не стоит. Следующим шагом (и одним из самых ключевых) является сбор доказательств – фото-видеосъемка места ДТП, поиск возможных свидетелей. В целях визуального определения размеров выбоин и трещин, при съемке к ним можно приложить какой-нибудь предмет (телефон, линейку, ручку). По приезду инспекторов ГИБДД, в обязательном порядке потребовать от них составить «Акт о выявленных недостатках в улично-дорожной сети». В Акте нужно зафиксировать размер ямы и написать в поле для объяснений о невозможности вовремя увидеть препятствие. Как вариант, сослаться на отсутствие предупреждающих знаков, указать, что ямы не было видно из-за лужи, или вы на своем маленьком Daewoo Matiz не увидели дыры в асфальте за большегрузом. Последний мог пропустить под собой яму, что не позволило вам вовремя среагировать. Далее необходимо оценить ущерб при помощи специалистов-оценщиков и направить претензию в обслуживающую организацию (кто отвечает за данный участок дороги также можно узнать в ГИБДД ). Если вам не ответили или ответили, но несогласием с причинением ущерба по их вине, стоит обратиться в суд. Если сумма ущерба не превышает 50 000 рублей, то исковое заявление о возмещении полученных убытков в результате ДТП направляется мировому судье по месту нахождения ответчика, т.е. обслуживающей организации. Если сумма иска больше - в районный (федеральный) суд.


«В суде водителю придется доказать, что он пострадал именно из-за ненадлежащего содержания улично-дорожной сети, поскольку дорожники будут ссылаться на нарушение со стороны водителя п.10.1 ПДД РФ «Скорость движения». Если этот факт сам водитель опровергнуть не сможет, то в иске откажут. В любом случае надо идти до конца и обжаловать любое решение, которое было вынесено не в пользу водителя. Если знаки были, тогда нужно доказать, что водитель не имел возможности вовремя обнаружить данное препятствие (яму)», - отмечает Руслан Калинин.

Случай из практики

Весной прошлого года во Владимире автоледи удалось взыскать с МКУ «Благоустройство» компенсацию за повреждения машины, полученные в результате ДТП из-за ненадлежащего содержания улично-дорожной сети. Правда, не в полном объеме. Как следует из материалов дела N 33-2358/2015 и установлено Владимирским областным судом, женщина наехала на яму, потеряла контроль над управлением, после чего выехала с дороги и столкнулась с деревом. Автоледи обратилась в суд. Так как по данным протокола об административном правонарушении размеры ямы действительно не соответствуют ГОСТу (190х320х3) – суд иск удовлетворил, но частично. Сумма в счет возмещения вреда была уменьшена вдвое, т.к. суд установил косвенную вину истицы за нарушение ПДД.

Еще один вдохновляющий пример для пострадавших от ям – дело жителя Томска. Осенью прошлого года мужчина провалился в яму, в результате чего машина получила значительные повреждения. Из материалов дела Кировского районного суда следует, что истец двигался со скоростью 40 км/ч, в тот момент, когда угодил в гигантскую яму размером 4,4 м в длину и шириной 8,7 м. В качестве компенсации материального ущерба мэрию города обязали выплатить пострадавшему 58 тысяч рублей и еще 10 тысяч за судебные расходы, которые он понес.

Цена вопроса

По словам автомобилистов, попадавших в «ямочные» аварии, зачастую в таких ДТП рвется резина. Хотя тут все зависит от скорости транспорта и размера ямы. При внушительных размерах выбоин можно даже «оставить» бампер и переднюю подвеску.


Чтобы ощутить всю неприятность такой дорожной аварии, достаточно посчитать – сколько придется отдать за ремонт машины и ее эвакуацию. Большой проблемой может оказаться пробитое колесо на трассе, где тариф на услуги эвакуатора составляет около 50 рублей за 1 км. В пределах города обычно производится почасовая оплата – около 1500 рублей в час. Заклеить шину (если ее еще можно спасти) в шиномантаже можно в пределах 300-1000 рублей, в зависимости от сложности работ. В разы дороже обойдется новая шина, тут цены зависят от диаметра, ширины и высоты, а также фирмы. Если в ДТП помялся штампованный диск, исправление будет стоить 300-2000 рублей. Покупка нового «штампа» обойдется в 1 200 - 11 000 рублей (для тех, кто любит шиковать, есть и за 26 тысяч), «литья» - от 2 000 и выше.

Татьяна Божеско

Действия водителя при попадании в яму на дороге

Прочитайте и обязательно расскажите своим друзьям, какие действия нужно предпринять при попадании колеса в яму на дороге.

Сегодня очень легко въехать на своем автомобиле в какую-нибудь яму или незакрытый канализационный люк, так как состояние дорог оставляет желать лучшего. Как быть, если Вы все таки случайно въехали в яму на дороге ? В этом случае следует предпринять следующие действия:

  1. Включить аварийку, установить аварийный знак возле Вашего автомобиля. Без этого на Вас будет наложен штраф в размере 1000 рублей.
  2. Найдите свидетелей , которые смогут подтвердить факт наезда. Постарайтесь записать их фамилию, имя, отчество, место проживания и телефон. Нужно, чтобы было как минимум два, три свидетеля, которые затем во время судебного разбирательства подтвердят факт наезда.
  3. Сразу же обратиться по телефону в ГИБДД и сообщить о том, что произошло. Вас могут спросить, какая у вас страховка КАСКО или ОСАГО. Узнав, что у Вас ОСАГО, Вам могут отказать. Но знайте, по действующему законодательству, они в любом случае должны выехать на место ДТП.

В случае отказа выезда на место происшествия , обязательно узнайте фамилию, имя, отчество и звание сотрудника. Затем звоните во все инстанции, начиная от Управления Собственной Безопасности полиции, заканчивая Прокуратурой. Сообщите, что обращались в ГИБДД, такой-то дежурный (фамилия, имя, отчество, звание) отказал в выезде на место происшествия.

Когда сотрудники ГИБДД приедут на место, обязательно проконтролируйте, чтобы были выполнены следующие действия :

— занесен в протокол размер дорожной ямы. Согласно нормативам «Автомобильные дороги и улицы», длина дыры не должна быть больше 15 см, ширина не больше 60 см, а глубина не более 5 см.

— выполнена привязка ямы к границе проезжей части;

— зафиксировано наличие освещенности на данном участке;

— определены видимые повреждения Вашего автомобиля, например, вытекло масло, днище сильно поцарапано, требуется .

Выполнить фотосъемку места происшествия с разных дистанций . Первый, с расстояния 50-80 метров для того, чтобы Ваш автомобиль было видно рядом с заправкой, магазином. Второй снимок необходимо сделать вблизи ДТП, чтобы зафиксировать следы торможения. Третьим снимком требуется сфотографировать полученные повреждения, само препятствие, яму, желательно с нескольких позиций.

Совет. Перед тем как фотографировать, обязательно установите аварийный знак, он должен быть виден на фотографии.

При наличии КАСКО, достаточно будет получить документ от представителя ГИБДД , а затем обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба. Страховая компания уже сама будет взыскивать сумму с виновника.

Если же у Вас ОСАГО, то нужно будет собрать доказательную базу : протокол ДТП, акт выявленных недостатков содержания дорог, схема ДТП, протокол осмотра транспортного средства. После этого Вам необходимо будет обратиться в оценочную организацию, но тогда потребуется пригласить лиц, отвечающих за ненадлежащее состояние дороги, чтобы они тоже присутствовали при составлении заключения эксперта. Для этого им нужно направить телеграмму с уведомлением.

  1. Нужно определиться какая именно организация, дорожная служба будет нести ответственность за плохое качество дороги. Это может быть либо администрация города, либо дорожно-транспортное предприятие, либо водоканал.
  2. Обращение к виновнику ДТП с претензией. Если она останется без ответа, то нужно будет подать заявление в суд. Для этого Вам потребуется собрать все справки, документы, составленные гаишниками, заключение оценщика, уведомление, направленное в адрес ответчиков и копию претензии.

Совет. Запомните, что ненадлежащее состояние дороги не является залогом возмещения ущерба, необходимо будет доказывать тот факт, что яма появилась внезапно на дорожной части, что Вы не превышали скорость .

Итак, если Вы попали на машине в яму, дыру или колодец, то обязательно действуйте незамедлительно.

Ваша цель - собрать как можно больше информации, доказательной базы для защиты ваших нарушенных прав. Поэтому будьте настойчивы и предельно внимательны.

Эта информация поможет Вам найти виновных при попадании автомобиля в яму на дороге