Что называется неопределенной формой глагола. Неопределенная форма глагола (инфинитив) — правила и примеры

Глаголы в неопределенной форме (в инфинитиве) отвечают на вопросы что делать? Начальная форма глагола. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам). Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени, причём форма будущего у них сложная. Глаголы в неопределенной форме имеют окончания -ть, -ти или нулевое.

Такое название неопределенная форма глагола получила в связи с тем, что она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода – ну просто полная неопределенность! Tense регулирует все действия по временам в английском языке. Дословно tense переводится как «грамматическое время». Когда мы говорим о времени, то мы имеем в виду понятие времени в общем. Для этого понятия существует специальный термин — Infinite (бесконечность, безграничный).

Смотреть что такое «неопределенная форма глагола» в других словарях:

Как я уже говорил, из неопределенной формы глагола образуются все временные формы — будущего, прошлого и настоящего времени. Для начала мы поговорим о формах настоящего и прошедшего времени (Present and Past Tenses). Мы сейчас не будем рассматривать также третью форму глаголов (причастия прошедшего времени). Итак, почему же в некоторых случая используется глагол, а в других существительное.

Но в этом предложении нет никакого действия, т.е. я не веду машину сейчас например. Т.о. действие в заданном промежутке времени дает нам определенность, чего не может дать инфинитив. Но если мы будем говорить о пальмовом дереве (palm tree), то мы переносимся из абстракций в реальность и уже говорим о конкретном типе деревьев.Таким же образом можно представить себе и инфинитив.

Еще одно схожее качество инфинитива и существительного — это частица to перед глаголом, также как и артикли перед существительным. Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях (например: лежать, отдыхать, трудиться, видеть, учиться). Правило русского языка объясняет это тем, что данная форма называет действие, процесс или состояние не зависимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

Инфинитив является неизменяемой, неспрягаемой формой глагола. Souffler n’est pas jouer. Суфлировать - не значит выступать на сцене.Souffler инфинитив I группы в значении существительного, подлежащее глагола êtreNous ferons le maximum pour vous satisfaire. Prendre deux comprimés par jour. Принимать по две таблетки в день. Cela fait plaisir à voir. На это приятно смотреть.Инфинитив может иметь значение существительного.Le rire est le propre de l’homme.

Формы инфинитива и их значение

Я услышал орущих в саду детей.Что написать: -еr или -é? Если глагол в инфинитиве, то всегда пишется -еr.II faudra sans doute trouver une solution. Вот шоколад на полдник. После глаголов avoir или être следует писать -é, так как речь пойдет о participe passé:Tu serais étonné ! Ты бы удивился!Après avoir dîné, il rentra.

В Испании приговоренные к аутодафе (сожжению на костре) были одеты в желтое, символ ереси и предательства. Она только называет действие, но не указывает ни на время, ни на лицо, ни на род, ни на число и отвечает на вопросы что делать? Инфинитив имеет два грамматических признака: вид и возвратность/невозвратность.Инфинитив может быть любым членом предложения, например: Летать выше всех - моя мечта. Я люблю мечтать.

1. Грамматические категории глагола (categoriae grammaticae)

Спишите отрывок из стихотворения, обозначив основу неопределённой формы глагола. Глаголы в предложении являются сказуемыми. Глаголы в неопределенной форме имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Падежные формы отглагольных существительных свидетельствуют о том, что эти существительные обозначали «субстантивированные действия в качестве объекта динамической направленности субъекта». Однако эта теория не находит подтверждения в письменных памятниках русского языка и относится к гипотетическому праславянскому языку (существование которого отвергается многими исследователями).

Вреден потому, что он внушает и пропагандирует ту ложную мысль, что инфинитив - это глагол». В пользу того, что инфинитив в русском языке является формой глагола, говорит то, что инфинитив имеет грамматический признак - вид (совершенный и несовершенный). Такое свойство глаголов, как возвратность, также присуще инфинитиву: купать и купаться.

Инфинитив в английском языке представляет собой неличную форму английского глагола, которая обозначает только действие, не указывая ни лица, ни числа. Инфинитив отвечает на вопросы: что делать? Инфинитив в английском языке имеет четыре формы в действительном (активном) залоге и две в страдательном (пассивном). Если личные окончания глагола под ударением, то спряжение определяется по окончаниям, которые пишутся так, как слышутся.

Проверить, не образован ли данный глагол от глагола с ударными окончаниями с помощью приставки: ВЫпить

Разница между суффиксом и окончанием в том, что второе служит исключительно для связи слов в предложении, а в первый, даже в формообразующий, заложена смысловая составляющая. О суффиксах неопределенного времени можно спорить, раньше их и считали окончанием особого рода, но никак не о родовом окончании, которое меняется при склонении — и только.

7. Будущее время первое (futúrum primum simplex activi et passivi)

Все формы глагола имеют морфологические признаки вида (бывают совершенного или несовершенного вида) и переходности (бывают переходными или непереходными). Среди глагольных форм различаются спрягаемые (изменяются по наклонениям, временам, лицам или родам, а также числам) и неспрягаемые (начальная форма глагола, причастия и деепричастия). Инфинитив обозначает действие безотносительно к наклонению, времени, лицу, числу, то есть вне связи его с деятелем (субъектом).

Борисоглебская Э.И., Гурченкова В.П., Курбыко А.Е. и др. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы

В предложении инфинитив может быть любым членом предложения. Пример (4) — инфинитив не включается в состав сказуемого и является в предложении дополнением, если он обозначает действие дру­гого лица (предмета), не того, которое названо подлежащим. У глагола выделяются две основы: основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются. Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: к несовершенному или к совершенному.

Количество форм времени и способ их образования зависит от вида глагола. Глаголы изменяются по наклонениям. Различаются глаголы переходные и непереходные. В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в неопределенной форме и в третьем лице единственного и множественного числа произносятся одинаково. Как определить, какое из таких слов - глагол в неопределенной форме? А сделать это важно для того, чтобы написать слово без орфографической ошибки. Это nfr-t необходимо, чтобы правильно выполнить синтаксический и морфологический разбор слова.

Инструкция

Определить инфинитив можно по вопросу. Найдите глагол и задайте к нему вопрос. Если это глагол в неопределенной форме, то он будет отвечать на вопрос «что делать?», «что сделать?». Например, кидать, расти, печь, затопить, развести, лечь.
На конце таких глаголов всегда пишется мягкий знак.

От глаголов в личной форме, особенно если есть возвратный суффикс «-ся», «-сь». Для этого задайте вопрос к слову. Если глагол отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?», то это неопределенная форма. А если на вопрос «что делает?», «что сделает?» - третье лицо единственного числа.

Эта задача (что делает?) решается просто. - На этот поступок (что сделать?) решиться непросто.

Посмотрите на написание данного слова. Если слово пишется с мягким знаком (-ться), то это инфинитив. А если без мягкого знака, то это глагол в третьем лице единственного или множественного числа.

Трудно отличить инфинитив от личной формы, если слово записано в транскрипции. Запись финалей данных форм совпадают: [уч`ица] (учится) - [уч`ица] (учиться). В таком случае обратите внимание на ударение, гласную перед [-ца] или контекст, где можно задать вопрос. Если эта работа невыполнима, то здесь уместны обе формы.

Неопределенная форма глагола входит в составное именное сказуемое. В таком случае в предложении находятся два неоднородных глагола. Чтобы определить, какой из них инфинитив, нужно обозначить грамматическую основу. Сказуемое будет состоять из двух глаголов. Тот, в котором заключается лексическое значение, - инфинитив, в нем надо писать мягкий знак. Так, в предложении «Ученики смогут позаниматься дополнительно» сказуемое «смогут позаниматься». А неопределенная форма - «позаниматься».

Неопределенная форма глагола может выступать в качестве второстепенных членов предложения. Определить ее в таких случаях можно, следуя логике рассуждений. Задайте вопрос косвенного падежа от сказуемого к инфинитиву. Если это возможно, то в данном случае он дополнение. Например, в предложении «Тренер велел нам заняться разминкой» слово «заняться» будет дополнением (велел что?). В таком случае рассуждайте так: действие, обозначенное в глаголе «велел», выполняет тренер, а выполнять его будут другие. Значит это не сказуемое, ведь предложение простое.

Обстоятельства, выраженные неопределенной формой глагола, чаще всего отвечают на вопросы «с какой целью?», «по какой причине?». В предложении «Я пришел в спортивный зал тренироваться» к инфинитиву задаем вопрос «пришел с какой целью?».
К определению задавайте вопрос от существительного. В предложении «Я в совершенстве владею умением играть на гитаре» инфинитив - определение: умением (каким?) играть.

Тема урока: «Неопределённая форма глаголов».

Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число, ни лицо, ни род глагола.

Послушайте стихотворение, найдите глаголы.

Как хорошо, друзья, шагать

По тропке с рюкзаком.

Чудесно по полю скакать

На лошади верхом.

Приятно также сесть в экспресс -

Мелькнёт в окошке луг и лес.

Скользить неплохо по волнам

На корабле морском.

Но лучше мчаться в небесах

На лайнере стальном . (И. Холин)

Шагать, скакать (что делать?),

сесть (что сделать?),

скользить (что делать), мчаться (что делать?).

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Глагол мелькнёт (что сделает?) употреблён в форме будущего времени, единственного числа, 3-го лица. Лицо глаголов вы научитесь определять в 4 классе.

Узнай сказки Пушкина, из которых взяли отрывки, и найди в них глаголы, которые стоят в неопределённой форме. Как отличишь их?

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

«Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами…

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Глаголы в неопределённой форме:

что делать?

говорить

хохотать

пожимать

подмигивать

прищёлкивать

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

«Сказка о золотом петушке».

что делать?

беспокоить

охранять

что сделать?

отдохнуть

устроить

Хочешь - запомни.

Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами , даже если они однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.

Что делать?

хохотать

пожим ать

говорить

Что сделать?

за хохотать

пожа ть

до говорить

хохотать - захохотать

Слова отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение «начать действие»).

пожимать (корень жим -) - пожать (корень жа-)

Глагол пожимать называет действие, которое совершается часто (неоднократно), глагол пожать называет действие, которое совершается один раз (однократно).

говорить - договорить

Слова отличаются приставкой до - (приставка до- имеет значение «закончить действие»).

Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.

1. Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть в вопросе приставка С - или нет.

2. Задай вопрос неопределённой формы с приставкой С- или без неё.

3. Назови неопределённую форму нужного глагола.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти (идти , выйти , найти , везти , ползти ) . О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие - суффиксом.

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на -чь, но эти буквы -часть корня:

стерегут -стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу -прилечь (корень ляг-, лечь-).

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) - это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.

Определим время глаголов и найдём неопределённую форму.

потекла - что сделала?, прош.в., что сделать?, потечь (корень тек-течь)

стригу - что делаю?, наст.в., что делать?, стричь (корень стриг-стричь)

сберегу сберечь (корень берег-беречь)

увлеку - что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед -ть - это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

Суффикс -а: услышать, плавать, прыгать, слушать

Суффикс -е: увидеть, обидеть, зависеть

Суффикс -и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить

Суффикс -я: залаять, таять, веять, сеять

Найдём глагол в неопределённой форме.

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт-

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо. (В. Семернин)

Что делает?, поёт, вздыхает, живёт - глаголы в настоящем времени.

Что сделать?, прислушаться - глагол в неопределённой форме.

В глаголах часто встречается особый суффикс -ся или -сь. Особый он потому, что находится после -ТЬ. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название - постфикс («прикреплённый после»).

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-.

Корни -ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-.

Суффиксы -ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вз дремну ть - приставка вз-, суффикс -ну-,

по дрема ть - приставка по-, суффикс -а,

по кашля ть - приставка по-, суффикс -я-,

от кашля ться - приставка от-, суффикс -я-,

по пляса ть - приставка по-, суффикс -а-,

при плясыва ть - приставка при-, суффикс -ыва-,

от плясыва ть - приставка от-, суффикс -ыва-.

Кто как питается.

Муха хоботком может всасывать только жидкую пищу. У некоторых бабочек на конце хоботка - похожие на резцы зубы, которыми они могут прогрызать кожуру фруктов и пить их сок! Восемь гибких щупалец с присосками помогают осьминогу хватать и очень крепко держать любую добычу. Длинной шеей способен доставать жираф побеги деревьев. Улитка, живущая в раковине, своим языком способна срезать и перемалывать пищу. Паук может вырабатывать липкий шёлк для паутины, в которую должны попадаться насекомые. Бывают паутины с крышками, тогда добыче не ускользнуть от него.

Может (что делать?) всасывать,

могут (что делать?) прогрызать и пить,

помогают (что делать?) хватать и держать,

способен (что делать?) доставать,

способна (что делать?) срезать и перемалывать,

может (что делать?) вырабатывать,

должны (что делать?) попадаться,

что сделать? не ускользнуть.

Во время каникул.

Хорошо летом рано ….и …к озеру. Приятно ….на солнце, …в прозрачной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно ….за поведением насекомых, ….с друзьями в футбол. Полезно …в саду и на огороде, …старшим по хозяйству.

Во время каникул.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.

Как приготовить оладушки.

Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём).

Поставим глаголы в неопределённую форму.

возьмём - что сделаем?, что сделать?, взять

прибавим - что сделаем?, что сделать?, прибавить

взобьём - что сделаем?, что сделать?, взбить

выльем - что сделаем?, что сделать?, вылить

добавим - что сделаем?, что сделать?, добавить

перемешаем - что сделаем?, что сделать?, перемешать

печём - что делаем?, что делать?, печь

Как приготовить оладушки.

Надо взять пол-литра кефира, прибавить немного соли, сахара и соды, взбить одно яйцо и вылить в эту массу, добавить муку и всё перемешать . Можно печь .

(Что сделать?) Одеть или надеть? Эти два слова часто путают.

Глаголы одеть и надеть похожи, но у них разное значение.

Одеть можно кого-то, а надеть только что-то на себя.

Поэтому правильно говорить так:

надеть (что-нибудь)

форму

пальто

туфли

платье

костюм

одеть (кого-нибудь)

ребёнка

куклу

девочку

больного

малыша

На уроке вы узнали, что глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти, иногда на -чь. В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Cdo.omrc.ru ().
  3. Oldskola1.narod.ru ().
  • Прочитай стихотворение. Какая часть речи в нём «главная»? Укажи, в какой форме употреблены слова этой части речи? Подчеркни примету этой формы.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго, долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

  • Поставь вопросы к данным глаголам. Образуй от них неопределённую форму и подчеркни примету начальной формы.

Нёс, побежал, засвистел, вёз, стригу, отыскиваю, нарисую.

  • Выпиши из стихотворения глаголы в неопределённой форме в два столбика.

Что делать? Что сделать?

Не надо к маме приставать,…

Не надо умолять сестрицу…

Не надо звать,

Не надо ждать,

Глаголы в неопределенной форме и в третьем лице единственного и множественного числа произносятся одинаково. Как определить, какое из таких слов - глагол в неопределенной форме? А сделать это важно для того, чтобы написать слово без орфографической ошибки. Это nfr;t необходимо, чтобы правильно выполнить синтаксический и морфологический разбор слова.

Инструкция

  • Определить инфинитив можно по вопросу. Найдите глагол и задайте к нему вопрос. Если это глагол в неопределенной форме, то он будет отвечать на вопрос «что делать?», «что сделать?». Например, кидать, расти, печь, затопить, развести, лечь.
    На конце таких глаголов всегда пишется мягкий знак.
  • Необходимо отличать инфинитив от глаголов в личной форме, особенно если есть возвратный суффикс «-ся», «-сь». Для этого задайте вопрос к слову. Если глагол отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?», то это неопределенная форма. А если на вопрос «что делает?», «что сделает?» - третье лицо единственного числа. Эта задача (что делает?) решается просто. - На этот поступок (что сделать?) решиться непросто.
  • Посмотрите на написание данного слова. Если слово пишется с мягким знаком (-ться), то это инфинитив. А если без мягкого знака, то это глагол в третьем лице единственного или множественного числа.
  • Трудно отличить инфинитив от личной формы, если слово записано в транскрипции. Запись финалей данных форм совпадают: [уч"ица] (учится) - [уч"ица] (учиться). В таком случае обратите внимание на ударение, гласную перед [-ца] или контекст, где можно задать вопрос. Если эта работа невыполнима, то здесь уместны обе формы.
  • Неопределенная форма глагола входит в составное именное сказуемое. В таком случае в предложении находятся два неоднородных глагола. Чтобы определить, какой из них инфинитив, нужно обозначить грамматическую основу. Сказуемое будет состоять из двух глаголов. Тот, в котором заключается лексическое значение, - инфинитив, в нем надо писать мягкий знак. Так, в предложении «Ученики смогут позаниматься дополнительно» сказуемое «смогут позаниматься». А неопределенная форма - «позаниматься».
  • Неопределенная форма глагола может выступать в качестве второстепенных членов предложения. Определить ее в таких случаях можно, следуя логике рассуждений. Задайте вопрос косвенного падежа от сказуемого к инфинитиву. Если это возможно, то в данном случае он дополнение. Например, в предложении «Тренер велел нам заняться разминкой» слово «заняться» будет дополнением (велел что?). В таком случае рассуждайте так: действие, обозначенное в глаголе «велел», выполняет тренер, а выполнять его будут другие. Значит это не сказуемое, ведь предложение простое. Обстоятельства, выраженные неопределенной формой глагола, чаще всего отвечают на вопросы «с какой целью?», «по какой причине?». В предложении «Я пришел в спортивный зал тренироваться» к инфинитиву задаем вопрос «пришел с какой целью?».
    К определению задавайте вопрос от существительного. В предложении «Я в совершенстве владею умением играть на гитаре» инфинитив - определение: умением (каким?) играть.

Вконтакте

Неопределенные глаголы используются в словарях. Что такое инфинитив? Особенности заключаются в следующем:

  1. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?».
  2. Наделены грамматическими признаками вида (совершенный либо несовершенный).
  3. Бывает возвратным и невозвратным.
  4. Сохраняется .
  5. При формообразовании используются суффиксы неопределенной формы глагола –ть, -ти, -чь. У некоторых глаголов это –сть, -сти.

Важно! Любую глагольную словоформу можно поставить в начальную с помощью вопроса «что делать?» или «что сделать?».

Неопределенными такие словоформы называют потому, что невозможно определить их основные грамматические признаки: время, лицо, наклонение, род и число, чем они и отличаются от остальных.

Неопределенная форма глагола: признаки

Признаки неопределенной формы глагола

Основными признаками считаются окончания глаголов на -ти, -ть и -чь. Определить это помогут вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Примеры образования

Инфинитив заканчивается на суффикс –ти, если ему предшествует согласный звук: прийти, ползти, трясти. Суффикс –ть используется после гласных: писать, летать, стрелять, тянуть.

В некоторых словах, заканчивающихся на –чь, в начальной форме отсутствует окончание, а –чь входит в структуру корня. Например, привлечь, запечь, беречь, толочь.

Как использовать неопределенную форму глагола

Инфинитив необходим для образования прочих глагольных форм и проверки правописания.

Часто окончания глаголов в личных словоформах являются безударными, что вызывает сомнения в их написании . Чтобы проверить правописание, нужно знать, как поставить глагол в неопределенную форму.

Например:

  • Строишь – Что делать? строить. Значит, правильно писать окончание -ишь.
  • Клеит, клеил – Что делать? клеить. Правильное написание -ит и -ил.
  • Ненавидела – Что делать? ненавидеть. Правильно писать гласную -е.

Безударный суффикс в инфинитиве указывает на его написание в прошедшем времени, в деепричастной и причастной форме.

Клеить – клеил – клеивший – поклеив – поклеивши.

Что такое возвратный или невозвратный глагол

Иногда за словообразующим суффиксом –ть, -ти, -чь используется дополнительный постфикс –ся или –сь. Например, молиться, беречься, проситься, укрываться.

Постфикс позволяет определить возвратную и невозвратную форму .

Правило поясняет, что словоформы с -ся (-сь) считаются возвратными и означают действие кого-то или чего-то направленное на себя, контакт или положение объекта. Например, опрокидываться, портиться, снаряжаться, пробираться.

Невозвратными инфинитивами выражается действие к кому-либо, чему-либо. Например, наматывать, подслушивать, гладить.

Возвратный глагол

Признаки переходного и непереходного инфинитива

Переходность в неопределенной форме позволяет выявить дополнительное слово, указывающее на объект или явление, участвующее в действии.

В качестве добавочного слова используется:

  • Существительное либо местоимение, используемое в винительном падеже и без предлога. Например, надевать пальто, готовить обед.
  • Существительное (винительный или родительный падеж), выражающее отношение или долю чего-то и используемое без предлога. Например, наливать чай, ждать гостей.
  • В отрицательном изъявлении с инфинитивом используется существительное или местоимение в родительном . Например, не иметь шансов, не ранить ее.

Дополнительные слова придают инфинитиву смысл , а без них суть происходящего теряется. Некоторая часть действия передается объектам или обстоятельствам, они приобретают четкую смысловую нагрузку.

У непереходного инфинитива действие обозначает одно слово.

Совершенный и несовершенный виды

Глагольные слова классифицируются на совершенные и несовершенные.

Несовершенные характеризуют действие, длящееся без конкретной временной привязки. Эти действия можно назвать вечными, в нет указаний на их законченность либо незаконченность. К ним подходит вопрос «Что делать?».

  • Я собираюсь ехать в путешествие.
  • Фонари на улицах стали гаснуть.

Совершенные инфинитивы указывают на состоявшееся действие либо на то, что обязательно произойдет. Результат уже можно наблюдать или он еще ожидается. Используется вопрос «Что сделать?».

  • После открывания консервной банки содержимое необходимо переложить.
  • Ты получил указания что доложить?

Известна незначительная часть двойственных инфинитивов . Они применяются в обоих видах в одной словоформе. Их определяют по смыслу. К двойственным глаголам в инфинитиве можно поставить стандартный вопрос.

  • Завтра следует убрать всю территорию. – «Что сделать?».
  • Убрать мусор на своем столе и в комнате. – «Что делать?».
  • Необходимо исследовать город. – «Что делать?».
  • Им предстояло на рассвете исследовать город. – «Что сделать?»

Совершенный и несовершенный вид