Проверочная работа по русскому языку: Языковые нормы (10 класс). Система оценивания заданий. Критерии оценки выполнения заданий

ПРОВЕРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ (ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ)

Содержание работы.

1.Диктант.

Клюква.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.

Грамматическое задание.

2.Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 - ягода, вариант 2 - поздно.

4.Обозначить грамматическую основу: вариант 1 - в третьем предложении, вариант 2 - в шестом предложении.

5.*Выписать из текста слова с противоположным значением.

ПРОВЕРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ (ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ)

Содержание работы.

1.Диктант.

Последние денёчки.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он побежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание.

2.В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

3.Разобрать слова как части речи.

Укрыли, молочным, (за) ночь.

4.Выполнить звуко-буквенный разбор слова ледяные.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

ПРОВЕРОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ (ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ)

Цель и содержание работы по русскому языку

Определить уровень сформированности написания под диктовку текста в соответствии с правилами, изученными в 3 классе.

Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху.

Осуществлять самоконтроль выполненной работы.

Учить устанавливать причины выявленных пробелов и подбирать соответствующие способы проверки.

2)

3) 4 .

Структура работы.

Работа состоит из текстового диктанта, объемом 80 слов и грамматического задания.

Время выполнения работы.

Система оценивания.

Оценки за диктант.

Учет ошибок в диктанте:

Ошибкой считается:

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Оценки:

«5» - без ошибок.

Разделы содержания

Количество заданий

Фонетика и графика

Орфография и пунктуация

Состав слова

Синтаксис

Морфология

Кодификатор

задания

Диктант

Ставить точку в конце предложения

Правописание предлогов и приставок

Правописание двойных, непроизносимых, звонких и глухих согласных

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

Правописание личных окончаний глаголов

Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

Грамматическое задание

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

10.

11.

Подбирать проверочные слова

Умения различать буквы и звуки, выполнять звуко - буквенный анализ слова

13.

Находить в тексте слова с противоположным значением.

2. Ягодка - ягода, полезная - польза, поздно - опоздать.

3. Я-го-да [йагада]

я [й ˋ ]-согл., зв.непар., мяг.непар.,

[а]-гласн., удар.

г[г]-согл, зв.пар.. тв. пар.

о[а]-гласн.,безуд.

д[д]-согл.,зв.пар., тв.пар.

а[а]-гласн., безуд.

5 б., 6 зв.

4.В начале апреля дети отправились на болото.

Вдоль тропы стояли сухие травы

5.* Широкая - узкая.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

ПРОВЕРОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ (ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ)

Цель и содержание итоговой работы по русскому языку

Писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с правилами, изученными в 4 классе.

Проверить уровень освоения программы по русскому языку и сформированность следующих результатов:

вычленение общих способов решения орфографических задач и использование их при письме;

применение правил правописания (в объёме содержания курса 4 класса);

осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;

каллиграфически и орфографические правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать под диктовку текст.

Структуру и содержание работы

определяют следующие документы:

1)Федеральный государственный стандарт начального общего образования(приказ Министерства образования и науки РФМ373 от06.10.2009г.)

2) Горецкий В.Г., КанакинаВ.П. и др. «Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы», М.: Просвещение, 2011 г.

3) Поурочные разработки по русскому языку. Москва. «ВАКО» 201 4 .

Структура работы.

Работа состоит из текстового диктанта, объемом 78 слов и грамматического задания.

Время выполнения работы.

На написание и проверку диктанта отводится 30 минут, на выполнение грамматического задания- 10 минут.

Система оценивания.

Оценки за диктант.

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно в полнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Разделы содержания

Количество заданий

Фонетика и графика

Орфография и пунктуация

Состав слова

Синтаксис

Морфология

Кодификатор
предметных умений по русскому языку

Проверяемые предметные умения

задания

Диктант

Употреблять заглавную букву в начале предложения.

Ставить точку в конце предложения.

Правописание предлогов и приставок, не с глаголами.

Правописание двойных, непроизносимых, звонких и глухих согласных.

Правильно обозначать буквами безударные гласные в корне слова.

Правописание падежных окончаний имён существительных и имен прилагательных.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правильное использование разделительных ъ и ь, ь - показателя мягкости согласного.

Правописание слов с непроверяемым написанием.

Грамматическое задание

10.

Находить главны е член ы предложения: подлежащее и сказуемо е

11.

Установливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении

12.

Умения различать буквы и звуки, выполнять звуко - буквенный анализ слова

13.

Распознавать части речи и их грамматические признаки.

2,3

Ключ к грамматическому заданию

2. м. гл. с. гл. м. сущ. п. сущ.

Он побежал и пел свою песенку о весне.

Пел (что?) песенку, песенку (чью?) свою, песенку (о чём?) о весне.

3. Укрыли - гл. (что сделали?)

Н.ф. - укрыть, прош.вр., мн.ч.

Сказ.

Молочным - прил. (каким?)

Н.ф. - молочный, ед.ч., м.р., Т.п.

Втор.чл.

(За) ночь - сущ. (за что?)

Н.ф. - ночь, нариц, неодуш, 3 скл, ед.ч, В.п.

Втор.чл.

4. Ле-дя-ны-е [л ˋ ид ˋ аный ˋ э]

л[л ˋ ] - согл.,зв. непар., мягк. пар.

е[и] - гласн., безуд.

д[д ˋ] - согл., зв.парн.,мягк. парн.

я[а] - гласн., безуд.

н[н] - согл., зв.непарн., тв.парн.

ы[ы] - гласн., ударн.

е[й ˋ] - согл, зв.непарн., мягк. непарн.

[э] - гласн., безуд

7 б., 8 зв.

Проверочная работа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
Образец
Часть 1
ДиктантЧасть 2.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Звонит, начать, баржа, ракушка.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки мягкие. Выпиши это слово.
Гуляя по лесу, мы обнаружили лисью нору.
Ответ. _____________________________________________________
Прочитай текст и выполни задания 6–16. Запиши ответы в отведённых для этого полях.
ФАЗАНЫ(Описание)
(1) На Кавказе диких кур зовут фазанами. (2) Их так много, что они там дешевле домашней курицы. (3) За фазанами охотятся с кобылкой, с подсаду и из-под собаки.
(4) С кобылкой вот как охотятся: возьмут парусины, натянут на рамку, в середине рамки сделают перекладину, а в парусине сделают прорешку. (5) Эта рамка с парусиной называется кобылкой. (6) С этой кобылкой и с ружьем на заре выходят в лес. (7) Кобылку несут перед собой и высматривают в прорешку фазанов. (8) Фазаны по зорям кормятся на полянках; иногда целый выводок - наседка с цыплятами, иногда петух с курицей, иногда несколько петухов вместе.
(9) Фазаны не видят человека, а не боятся парусины и подпускают к себе близко. (10) Тогда охотник ставит кобылку, высовывает ружье в прореху и стреляет по выбору.
(11) С подсаду охотятся вот как: пустят дворную собачонку в лес и ходят за ней. (12) Когда собака найдет фазана, она бросится за ним. (13) Фазан взлетит на дерево, и тогда собачонка начинает на него лаять. (14) Охотник подходит на лай и стреляет фазана на дереве. (15) Охота эта была бы легка, если бы фазан садился на дерево на чистом месте и сидел бы прямо на дереве - так, чтобы его бы видно было. (16) Но фазаны всегда садятся на густые деревья, в чаще, и как завидят охотника, так прячутся в сучках. (17) И бывает трудно пролезть в чаще к дереву, где сидит фазан, и трудно рассмотреть его. (18) Когда собака одна лает на фазана, он не боится ее, сидит на сучке и еще петушится на нее и хлопает крыльями. (19) Но как только он увидит человека, то сейчас же вытягивается по сучку, так что только привычный охотник различит его, а непривычный будет стоять подле и ничего не увидит.
(20) Когда казаки подкрадываются к фазанам, то они надвигают шапку на свое лицо и не глядят вверх, потому что фазан боится человека с ружьем, а больше всего боится его глаз.
(21) Из-под собаки охотятся вот как: берут легавую собаку и ходят за ней по лесу. (22) Собака чутьем услышит, где на заре ходили и кормились фазаны, и станет разбирать их следы. (23) И сколько бы ни напутали фазаны, хорошая собака всегда найдет последний след, выход с того места, где кормились. (24) Чем дальше будет идти собака по следу, тем сильнее ей будет пахнуть, и так она дойдет до того места, где днем сидит в траве или ходит фазан. (25)Когда она подойдет близко, тогда ей будет казаться, что фазан уж тут, прямо перед ней, и она все будет идти осторожнее, чтобы не спугнуть его, и будет останавливаться, чтобы сразу прыгнуть и поймать его. (26) Когда собака подойдет совсем близко, тогда фазан вылетает и охотник стреляет.
6. Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. На какие части можно разделить текст? Составь и запиши план текста. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ. 1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._________________________________________________________________ 5._________________________________________________________________ 6._________________________________________________________________ 7._________________________________________________________________
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ. _______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как ты понимаешь значение слова «петушится»? 18 предложение. Запиши своё объяснение.
10. Замени слово «прорешку» (из 4-го предложения) близким по значению словом (словами), запиши это слово (эти слова).
Ответ. ______________________________________________________________
11. В 4-м предложении найди слово, строение которого соответствует схеме:
Корень, суффикс, окончание
Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ. ______________________________________________________
12. Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм (на выбор).
Ответ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _
13. Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи морфологические признаки одной из форм имени прилагательного (на выбор).
14. Выпиши из 2-го предложения все местоимения, укажи лицо и число одного из них (на выбор).
Ответ. ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Выпиши из 9-го предложения все глаголы в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм (на выбор).
Ответ. _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Представь, что одноклассник (одноклассница) просит у тебя почитать книгу, а ты не можешь ее дать, потому что она не твоя. Постарайся отказать так, чтобы не обидеть одноклассника (одноклассницу). Запиши свой отказ. Ответ. ________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 класс февраль

Вариант 1.

Юра Щ…кин и (А,а)ндрюша (М,м)орозов – бол...ш...е друз…я. Они ж…вут в селе (и,И)льинки. Кругом раскинулись ш…рокие п…ля. Летом р…бята р…ботали в поле.

  1. В последнем предложении подчеркните основу.
  1. Подберите и запишите по три однокоренных слова с корнем свет.

Птица, синица, куница.

5*. В последнем предложении текста (№ 1) найдите слова-названия предметов и запишите их в начальной форме.

Вариант 2.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Прошли д…жди. Журч…т по п…лям руч…и. (Ю,ю)ра (и,И)ванов спускает на воду лодоч(?)ку из бумаги. У (а,А)ндрюш… (В,в)ор…бьева готов кораблик с парусом.

  1. Во втором предложении подчеркните основу.
  1. Подберите и запишите по три однокоренных слова с корнем - вод-.
  1. Запишите данные слова во множественном числе. Выделите окончания.

Работница, охотница, хищница.

* К данным словам-названиям предметов подберите подходящие по смыслу слова-названия признаков.

5*. Во втором предложении текста (№ 1) найдите слова-названия предметов и запишите их в начальной форме.

________________________________________________________________

Проверочная работа по русскому языку

3 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова к пропущенным орфограммам.

Красив парк (_______) ос..н..ю. Сколько тут (________) бере.., дубов, лип! Д..рев..я надели яркий осенний (_______) наря... Нач..лся листопад. Ж..лтые и красные лист..я падают (________) на тр..пинки. Л..сток клёна похож на гусиную (________) ла..ку. Л..сток липы сердечком. По а…еям парка гуляют р..бята. Гру…а девочек набрала разных осенних лист..ев. Мал..чики ищ..т ш..шки для уроков труда.

2. В третьем предложении подчеркните основу предложения.

3. Найдите сложное слово, подчеркните букву соединительного гласного. В скобках напишите слова, которые дали жизнь данному слову.

4.* Найдите слово, выделенное цветом. К данному слову подберите синонимы и антонимы.

За 2-3 задания ставится «5», если нет ошибок; «4» - если выполнено правильно 2/3 задания; «3» - если выполнена ½ часть задания.

Проверочная работа по русскому языку

3 класс октябрь

УМК «Перспективная начальная школа»

1 вариант.

1 . Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Ра..яя ос..нь. Ст..ят ч..десные д..ньки. Дети гру..ой идут (в) лес. Они ищ..т с..мена д..рев..ев.

Ярко пылают грозд..я р..бин. Землю сплошным к..вром (у)крывают ж..лтые лист..я. Кр..сив осе..ий лес!

Мостик, тетрадка, молоденький, переход.

Хлеб, облако, холодный, записать, жёлтый, перелетать .

Пов..р (….), зв..нок (…), м..лчаливый (…), т..жёлый (…).

_______________________________________________________________

Примечание: * - задание повышенного уровня.

Проверочная работа по русскому языку

3 класс октябрь

УМК «Перспективная начальная школа»

2 вариант.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Люблю у..кую д..ро..ку между двумя стенами з..л..той ржи. К..лос..я тихо б..ют вас (по) плечам. Лоша..ь б..ж..т ленивой рыс..ю.

Вот и рощ.. . Тен.. и т..шина. Б..рёза чуть к..чает длинными ветками.

2. Разберите слова по составу.

Домик, выезд, лошадка, золотистый.

* Запишите слова, от которых образовалось каждое слово.

3. Запишите слова в три столбика: имя существительное, имя прилагательное, глагол: мороз, кошка, мягкий, бежит, ходить, лёгкий.

* К данным именам существительным подберите однокоренные существительные, образованные при помощи суффикса с уменьшительно-ласкательным значением.

4. Во втором предложении подчеркните основу.

5. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы и записывая в скобках проверочные слова.

Х..дить (…), л..тает (…), тр...пинка (…), з..лёный (…).

__________________________________________________________________

Примечание: * - задание повышенного уровня.

Оценка выставляется за каждое задание.

1 задание оценивается следующим образом: 1-2 ошибки – «4», 3-5 ошибок – «3», более 5 ошибок – «2».

Проверочная работа по русскому языку

УМК «Перспективная начальная школа»

3 класс декабрь

Вариант 1.

Р…бята были (в)лесу. Под кустом они нашли зайца. За…ц (при)жался (к)земле. У зв…р…ка была сломана ла…ка. (К, к)оля принес зайца д…мой. Мал…чик з…бинтовал зайцу ла…ку и п …садил его (в)ящик. Мама дала зайчику м…рко…ку.

Скользит, сугроб, суббота, бедняк, посадил, месяц.

  1. Разберите слова по составу:

Снежки, заморозим, месяцы.

4. В задании № 1 подчеркните синим цветом слова, в которых есть орфограмма «Парные согласные в корне слова».

Вариант 2.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

З…ма. Идет мя…кий сне…. Снежные хлоп…я л…гли (на)землю и крыши д…мов. Сне… одел в пуш…стые рукавицы кусты и д…рев…я. Х…р…шо х…дить (по)лесу (в)тихий д…нек. М…хнатые ве…ки д…рев…ев (на)висают (над)тр…пинкой.

  1. Из ряда слов выпишите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Запишите проверочные слова.

Далеко, ложка, ранний, волнистый, стрела, мороз.

  1. Разберите слова по составу:

Садики, походка, рассказы.

Запишите данные слова в начальной форме.

4. В задании № 1 подчеркните синим цветом слова с разделительным ь, а зелёным – с ь, показателем мягкости согласного.

Оценка выставляется за каждое задание.

1 задание оценивается следующим образом: 1-2 ошибки – «4», 3-5 ошибок – «3», более 5 ошибок – «2».

За 2-5 задания ставится «5», если нет ошибок; «4» - если выполнено правильно 2/3 задания; «3» - если выполнена ½ часть задания.

Задания повышенного уровня оцениваются отдельно.

3 класс (декабрь – январь). УМК «Перспективная начальная школа»

Прочитай текст.

Ландыши

Узкая тропинка ведёт в чащу. На земле среди деревьев видны крупные зелёные листья. Из каждой пары листьев встаёт тонкий стройный стебелёк. Это самые пахучие и прекрасные из весенних цветов – лесные ландыши.

Ландыш не только красивый цветок. Это растение обладает целебными свойствами. Цветы ландыша – отличное лекарство больному сердцу. Из свежих цветков делают капли.

Школьники должны знать о полезных свойствах ландыша, оберегать

растение от уничтожения.

По одной легенде ландыш вырос из капель крови святого Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына.

По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.

ЛАНДЫШ ПОДСОЛНУХ

Прочитай текст и выполни задания:

  1. Выбери верное утверждение и подчеркни. Данный текст: а) текст-повествование; б) текст-описание; в) повествование с элементами описания.
  2. Подчеркни в тексте все имена прилагательные, при помощи которых описывается ландыш.
  3. Придумай сравнения, которые помогают лучше представить растение._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Составь текст-описание, рассказывающий о подсолнухе, состоящий из 3-4 предложений. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа за 8 класс.

II вариант

Часть 1

1. Какое словосочетание характерно для разговорного стиля речи?

1) испытывать недовольство;

2) чётко сформулировать;

3) стоять на своём;

4) исказить правду.

2. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены ошибки, связанные с управлением?

А. Сочинение было написано по той же теме.

Б. Сочинение было написано на ту же тему.

В. Говорил со свойственным для него оптимизмом.

Г. Говорил со свойственным ему оптимизмом.

1) А, Г; 2) Б, В; 3) А, В; 4) Б, Г.

3. Какие пары слов не являются синонимами?

1) риторика – красноречие;

2) дебаты – обсуждение;

3) мозаика – фреска;

4) резолюция – решение.

4. Толкование какого слова дано неверно?

2) пролог – заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о дальнейшей судьбе героя;

3) реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом;

4) символ – предмет, служащий условным наименованием какого-либо понятия, идеи.

5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должны стоять запятые?

А. По синему-синему небу плыли (…) словно кучи снега (…) облака.

Б. А в чужой монастырь (…) как известно (…) со своим уставом не ходят.

В. Как городской житель (…) погодных примет я не знал.

Г. Меня представили (…) как старого знакомого.

1) Б, В. Г; 2) А, Б, В; 3) В, Г; 4) А, Б, Г.

Часть 2

1. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должно стоять тире?

А. Каждый вздох (…) как радости глоток.

Б. Обращаться с языком кое-как (…) значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

В. Весна красна цветами, а осень (…) снопами.

Г. «Где же вожатый?» (…) спросил я у Савельича.

2. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых нет пунктуационных ошибок?

А. Чёрная металлическая настольная лампа на чугунной подставке заискрилась и погасла.

Б. Неприятель или узнал о готовящемся сражении или предугадал его.

В. Ветер то стихал то ударял в лицо.

Г. И пенится, и ходит океан, и в берег бьёт волной безумной.

1) А, Г; 2) Б, Г; 3) Б, В; 4) А, В.

3. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Вдруг она прошла мимо меня (1) напевая что-то (2) и (3) пощёлкивая пальцами (4) направилась к тропинке (5) спускающейся к реке.

1) 1, 4, 5; 3) 1, 2, 3, 4, 5;

2) 1, 3, 4, 5; 4) 4, 5.

4. Укажите правильный вариант постановки на месте цифр знаков препинания.

И берёзовая рощица (1) протягивающая к небу свои ветки (2) и могучий дуб (3) закрывающий своим шатром поляну (4) словом (5) всё было по-своему прекрасно.

1) 2, 3 – запятые;

2) 1, 2, 3, 5 – запятые; 4 – запятая и тире;

3) 1, 2, 4 –запятые;

4) 1, 2, 4, 5 – запятые.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Название двора (1) как говорят источники (2) дошедшие до нас (3) происходит от Смольного двора (4) располагавшегося здесь во времена Петра I.

1) 1, 2, 4; 3) 1, 2, 3, 4;

2) 2, 3; 4) 3, 4.

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Неожиданно они увидели заброшенное святилище. (2) Неведомый народ принёс сюда откуда-то тяжёлые, почти необработанные валуны. (3) Их взгромоздили один на другой, воздвигнув некое подобие дома без крыши. (4) Камни были сплошь испещрены рисунками и выбитыми письменами. (5) Рисунки рассказывали о движении небесных светил. (6) Здесь была и вода. (7) Она струилась из трещины в скале, собираясь в каменной чаше, явно вытесанной человеческими руками.

(По М. Семёновой.)

1. Определите стиль речи.

1) научно-популярный;

2) разговорный;

3) художественный;

4) официально-деловой.

2. Определите тип речи.

1) описание;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) описание с элементами рассуждения.

3. Укажите односоставное предложение.

1) 1 2) 3 3) 4 4) 6

4. В каком предложении определения однородные?

1) 2 2) 3 3) 4 4) 7

5. Найдите предложение с именным составным сказуемым.

1) 3 2) 5 3) 4 4) 6

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5