После шарля де голля. Шарль де голль - биография, информация, личная жизнь. Конфликт с союзниками

Рядом с этими легендами старой Праги отдыхают и Эдгар По, и Альфред Хичкок, и Квентин Тарантино вместе взятые. Старожилы знают, что пражские улицы умеют не только вдохновлять, но и страшить своими историями, которые оживают, как только солнце садится за горизонт...

Великий и ужасный Голем


фото: flick.com

Кто не знаком с Големом, тот ничего не знает о Праге. По популярности это несколько бесформенное существо своим глиняным плечом уже готово сдвинуть Кафку с пьедестала почета пражских героев. Он глядит на нас, как Большой Брат, с туристических книг и открыток, а его неуклюжие шаги слышатся в старых еврейских кварталах. Некогда еврей Рабби Иуда Лёв вылепил Голема-гиганта из влтавской глины, дабы защитить еврейское население от постоянных гонений. Умному еврею это удалось, однако он не предвидел одного малоприятного факта: подросший «малый» взбунтовал и начал наводить ужас на жителей города. Хозяину пришлось умертвить свое непослушное детище, и Голем больше никогда не появлялся в криминальных хрониках. Но ходят слухи, что сын Рабби вернул его к жизни, и, стоит вам недружелюбно похлопать по плечу любого пражского еврея, Голем непременно явится, чтобы поговорить с вами с глазу на глаз в темном переулке.

Сладкая парочка без головы


Дом у золотого колодца, фото: flickr.com

Если вы отважитесь на тур по мистической Праге, то вас наверняка накормят легендой о безглавом рыцаре и его жене. Обычно имена этих героев умалчиваются, но вы можете спросить их об этом лично - при встрече в доме у золотого колодца, что находится на углу улиц Карловой и Семинарской. Приходите сюда ночью, ибо, согласно легенде, рыцарь без головы и его жена ведут ночной образ жизни после чрезвычайного происшествия многовековой давности. Когда-то они прибыли в Прагу из Испании и остановились здесь на ночлег. Хозяин дома, страдающий тяжелой формой золотой лихорадки, отрезал супругам головы и прибрал к рукам их деньги. Далее в лучших традициях серийных маньяков он закопал тела в подвале, а головы выбросил в реку. Призраки рыцаря и его жены решили, что без денег на том свете им не обойтись и стали являться жадному убийце с требованием вернуть старый должок.

Огненный индюк на мельнице



Мельница у острова Кампа в Праге, фото: czechtourism.cz

Кроме жертв жадности, встречаются на пражских улицах и бывшие рабы обжорства. Старая легенда Праги гласит, что жил на Кампе некий пан с большим сердцем и не менее вместительным желудком. Любимым блюдом господина была запеченная индейка, которая появлялась на столе по любому поводу. В Великую Пятницу верующий пан пытался воздержаться от пищи, но воспоминания об индейках оказались сильнее религиозного долга. В конце концов он набросился на печеного индюка - и вся диета пошла коту под хвост, а сам пан через некоторое время отправился на тот свет из-за проблем с желчью. С тех пор каждую Страстную пятницу на мельницу в Кампе стал прилетать огненный индюк, заклевавший до смерти местных псов и подпаливший всех, кто вставал у него на пути. Орнитологи считают его реинкарнацией прожорливого пана, а туристам пожарные рекомендуется приходить на Сововы мельницы с огнетушителем.

Танец с дьяволом в хлебных туфельках



Чернинский дворец в Праге, фото: wikipedia.org

Прекрасным сюжетом для черных рассказов Эдгара По могла бы служить история одной капризной графини, жившей в Чернинском дворце. Она была избалована роскошью до такой степени, что могла позволить себе туфли из птичьей кожи и пальто из меха полярных лис. Однажды, готовясь к очередному балу, у графини случился приступ небывалой экстравагантности: к своему розовому шелковому платью она велела смастерить туфельки из хлеба. Башмачник покрутил пальцем у виска, но покорно исполнил приказ капризной женщины. Во время бала все были в восторге от ее смелости, хотя в душе проклинали модницу за излишки тщеславия. Один из кавалеров, одетый во все черное, нашептал ей во время танца кучу комплиментов и обещал показать в конце вечера нечто особенное. Дальше… детей можно уводить от экрана. По лабиринтам дворца они отправились прямиком в подвал, где после слов «приз в студию!» приросшие к ногам хлебные туфельки графини заполыхали огнем. Ни графиню, ни ее розовое шелковое платье спасти не удалось. До сих пор женщина бродит по длинным коридорам и причитает на судьбу. Но без куска хлеба графиня не осталась. Кстати, туфли из хлеба сегодня можно увидеть в Музее пражских преданий и привидений (ул. Мостецкая, 18).

Фауст и черная дыра


Дом Фауста в Праге, фото: flickr.com

Будьте осторожны: в некоторых пражских домах водятся не только домовые, но и сам дьявол. Впрочем, если на ближайшее будущее у вас есть очень амбициозные планы, лучшего места, чем Прага, для их исполнения не найти. Все, что вам потребуется, небольшая юридическая формальность - договор с дьяволом. Адрес магической конторы: Карлова площадь, 40. Именно из этих стен вышла легенда о знаменитом докторе Фаусте, которые в ретортах и тиглях варил волшебные порошки, а по ночам вызывал черта, который служил ему, как конь вещему Олегу. Как известно, когда срок службы подошел к концу, Фауст отправился прямым авиарейсом в ад. В доме после его исчезновения осталась черная дыра на потолке, которая никак не затягивалась, несмотря на все старания каменщиков: наутро кирпичи все равно лежали на полу, а из отверстия жутко несло серой и дымом. Сегодня в стенах этого магического дома в Малой Стране можно увидеть алхимические символы и, если повезет, обговорить с рогатым детали будущего контракта.

Мясник и гражданский долг


Костел Святого Якуба в Праге, фото: flickr.com

Лучше поздно, чем никогда. Такой приговор вынесли в небесной канцелярии одному пражскому мяснику, который не выполнил свой гражданский долг при жизни. В давние времена, когда на город нападали недруги (например, шведы в 1648 году), пражские мясники вставали со своими топорами на защиту женщин, детей и коров. Легенда гласит, что во время немецкой атаки в 1611 году один мясник предпочел остаться в горячих объятиях любовницы вместо того, чтобы броситься в жаркий бой с врагом. После смерти на небесах ему вынесли незавидный приговор: по ночам мясник обязан блюсти покой жителей города с огненным топором в руках. Если вы окажетесь в районе костела святого Якуба в Праге, знайте, что здесь наконец-то можно расслабиться: никакой злой нечисти - только милое привидение со сверкающим огненным топором за спиной.

Притон на Кармелитской

Напротив костела с Езулатком на Кармелитской улице бродит, пожалуй, самая несчастная женщина пражских легенд - сводница с пробитым языком. Не просто сводница, а бесстыжая сводница, которая всем показывает язык с дыркой от гвоздя. При жизни гражданка Куличкова зарабатывала тем, что сдавала свою квартиру девушкам легкого поведения. При этом работа сутенера тоже ложилась на ее хрупкие плечи. Однажды она пообещала одному дворянину невинную леди, но вместо этого подсунула в кровать опытную химеру, которая наградила знатного гражданина неприятной болезнью богини любви. Дворянин оказался парнем не робкого десятка. В качестве мести за обман он прибил лживую сводницу языком к воротам, у которых она долго и мучительно умирала. Ее неуспокоенная душа до сих пор бродит около бывшего притона и отправится в мир иной только после того, как в той самой квартире невинная девушка отдастся дворянину. По оценкам моралистов, этого не произойдет никогда.

К советникам Старого города (Старого Места) пришел в то время неизвестный человек с большим количеством чертежей и эскизов. Никто не знал, как он попал в Прагу, но он, без сомнения, был чехом, потому что говорил, как магистр, звали его Гануш, и представился он как знаток разных часовых механизмов, которые изучал много лет в Европе. Без долгих вступлений он предложил украсить староместскую ратушу такими курантами, каких еще никто не видел на свете.

Советники сначала выразили недоверие, но мастер Гануш разложил чертежи и так долго объяснял им устройство предлагаемого часового механизма, что наконец убедил. Советники заключили с ним договор, и он приступил к работе.

Новость о его механизме быстро разлетелась по Праге, и в день запуска курантов на площади перед ратушей собралось много народу. И было на что посмотреть: в установленный час раздался звук колокола, над курантами открылись два окошка, и перед изумленными зрителями прошли двенадцать апостолов со своим пастырем, смерть дергала колокольчик, старик поворачивал голову, будто ему еще не хотелось уходить с этого света, скупой покачивал мешком, а Турок хмурился с высоты на любопытсвующих. Большой циферблат сиял золотыми кругами и линиями, а люди в священном изумлении смотрели на эти удивительные знаки, линии, числа, на круглый циферблат и изображения двенадцати небесных знаков и многие другие вещи.


Мастер Гануш объяснял и показывал, для чего знаки и циферблаты: объяснял движение Луны, Земли, Солнца, где последняя четверть, а где первая, что показывает круглый календарь с 365 зубцами, с двенадцатью обычными месяцами и золотыми цифрами. Долго еще все стояли и смотрели, а когда приближался час, сбегались к курантам пражане и люди из деревень. Особенно поражались пражские часовщики.







Из персонажей курантов на ратуше больше всего рассказов о скелете. Наверно, потому что он вызывал страх, люди приписывали ему и пророческие способности. Рассказывали, что если с ним что-то случится на продолжительный период, чешскому народу угрожают тяжелые времена; скелет кивком головы дает знак. Его предсказание может уничтожить только мальчик, родившийся в новогоднюю ночь: как только куранты после долгого простоя снова начнут работать и в полночный час скелет даст знак кивком головы, мальчик должен выбежать от Тынского храма и прибежать к ратуше через всю площадь так быстро, чтобы успеть к курантам до последнего их удара. Если ему это удастся, то предсказание скелета будет уничтожено, и несчастье для всей страны будет предотвращено.

Однако, скелет на курантах не предвещал только тяжелые времена, были и случаи, когда он давал надежду. Над курантами есть два окошка, за которыми когда-то находилась тюремная камера. Однажды там оказался рыцарь, который был в конфликтных отношениях с Прагой, его пражане захватили, осудили к обезглавлеванию, посадили в камеру, где он ожидал прихода палача. Рыцарь уже потерял последнюю надежду и удрученно смотрел из окошка на площадь. Только начали бить часы, смерть шевелила косой и открывала рот, скупой покачивал мешком, а петух кукарекал.
И случилось, что в открытый рот скелета влетел воробей, челюсти закрылись, и воробей оказался в заточении на целый час, пока куранты снова не начали отбивать час. Как только скелет после 60 минут открыл рот, воробей вылетел и исчез за трубами на крышах. Заключенный рыцарь за всем этим наблюдал, и когда увидел воробья снова на свободе, у него появилась надежда, которая вскоре исполнилась: в тот же день старый спор был решен, и пражане проявили к своему заключенному милосердие.




И теперь, как и много веков назад каждый час (с 8 до 21) сложный механизм запускает в движение фигуру Смерти (справа от циферблата). Когда она переворачивает песочные часы, символ краткости жизни, и тянет канат, открываются два маленьких окошка над часами, откуда выходит процессия двенадцати Апостолов, которых ведет Св. Петр. Процессия удаляется, окошки закрываются и пение петуха заканчивает представление. Кроме Смерти, в астрономических часах установлены еще три фигуры: "Турок", "Суета" (купец с денежным мешком) и "Похоть" (красотка с зеркалом). Под циферблатом — календарь со знаками зодиака и с изображениями сцен труда (XIX в.).