Немцы на кавказе вов. Война на Кавказе, Великая Отечественная война в горах Кавказа. Военные действия на Кавказе. Провал попытки немецких войск прорваться в Закавказье


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Семён Трофимович Бычков
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Период жизни

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прозвище

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдоним

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения
Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Принадлежность

СССР 22x20px СССР
Андреевский флаг КОНР

Род войск
Годы службы
Звание
Часть

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Командовал

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Должность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сражения/войны
Награды и премии

лишён всех наград

Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Семён Трофи́мович Бычко́в ( -) - советский военный лётчик, Герой Советского Союза (), лишённый званий и наград в 1947 году за участие в Русской освободительной армии во время Великой Отечественной войны .

Биография

Служба в Красной армии

В Красной Армии с 16 января 1939 года. Окончил Борисоглебскую высшую авиационную школу пилотов им. В. П. Чкалова (5 ноября 1939 года). Проходил службу в 12-м запасном авиационном полку.

Отрывок, характеризующий Бычков, Семён Трофимович

– Прощайте, Аксель! – легко выпорхнув наружу, по-светски холодно произнесла она. – И разрешите мне напоследок дать вам хороший совет – перестаньте быть романтиком, вы уже не ребёнок более!..
Экипаж тронулся. Молодой человек по имени Аксель неотрывно смотрел на дорогу и грустно сам себе прошептал:
– Весёлая моя «маргаритка», что же стало с тобою?.. Неужели же это всё, что от нас, повзрослев, остаётся?!..
Видение исчезло и появилось другое... Это был всё тот же самый юноша по имени Аксель, но вокруг него жила уже совершенно другая, потрясающая по своей красоте «реальность», которая больше походила на какую-то ненастоящую, неправдоподобную мечту...
Тысячи свечей головокружительно сверкали в огромных зеркалах какого-то сказочного зала. Видимо, это был чей-то очень богатый дворец, возможно даже королевский... Невероятное множество «в пух и в прах» разодетых гостей стояли, сидели и гуляли в этом чудесном зале, ослепительно друг другу улыбаясь и, время от времени, как один, оглядываясь на тяжёлую, золочёную дверь, чего-то ожидая. Где-то тихо играла музыка, прелестные дамы, одна красивее другой, порхали, как разноцветные бабочки под восхищёнными взглядами так же сногсшибательно разодетых мужчин. Всё кругом сверкало, искрилось, сияло отблесками самых разных драгоценных камней, мягко шуршали шелка, кокетливо покачивались огромные замысловатые парики, усыпанные сказочными цветами...
Аксель стоял, прислонившись к мраморной колонне и отсутствующим взглядом наблюдал всю эту блестящую, яркую толпу, оставаясь совершенно равнодушным ко всем её прелестям, и чувствовалось, что, так же, как и все остальные, он чего-то ждал.
Наконец-то всё вокруг пришло в движение, и вся эта великолепно разодетая толпа, как по мановению волшебной палочки, разделилась на две части, образуя ровно посередине очень широкий, «бальный» проход. А по этому проходу медленно двигалась совершенно потрясающая женщина... Вернее, двигалась пара, но мужчина рядом с ней был таким простодушным и невзрачным, что, несмотря на его великолепную одежду, весь его облик просто стушёвывался рядом с его потрясающей партнёршей.
Красавица дама была похожа на весну – её голубое платье было сплошь вышито причудливыми райскими птицами и изумительными, серебристо-розовыми цветами, а целые гирлянды настоящих живых цветов хрупким розовым облачком покоились на её шелковистых, замысловато уложенных, пепельных волосах. Множество ниток нежного жемчуга обвивали её длинную шею, и буквально светились, оттенённые необычайной белизной её изумительной кожи. Огромные сверкающие голубые глаза приветливо смотрели на окружающих её людей. Она счастливо улыбалась и была потрясающе красивой....

Французская королева Мария-Антуанетта

Тут же, стоящий от всех в стороне, Аксель буквально преобразился!.. Скучающий молодой человек куда-то, в мгновение ока, исчез, а вместо него... стояло живое воплощение самых прекрасных на земле чувств, которое пылающим взглядом буквально «пожирало» приближающуюся к нему красавицу даму...
– О-о-ой... какая же она краси-ивая!.. – восторженно выдохнула Стелла. – Она всегда такая красивая!..
– А что, ты её видела много раз? – заинтересованно спросила я.
– О да! Я хожу смотреть на неё очень часто. Она, как весна, правда же?
– И ты её знаешь?.. Знаешь, кто она?
– Конечно же!.. Она очень несчастная королева, – чуть погрустнела малышка.
– Почему же несчастная? По мне так очень даже счастливая, – удивилась я.
– Это только сейчас... А потом она умрёт... Очень страшно умрёт – ей отрубят голову... Но это я смотреть не люблю, – печально прошептала Стелла.
Тем временем красавица дама поравнялась с нашим молодым Акселем и, увидев его, от неожиданности на мгновение застыла, а потом, очаровательно покраснев, очень мило ему улыбнулась. Почему-то у меня было такое впечатление, что вокруг этих двоих людей мир на мгновение застыл... Как будто на какой-то очень короткий миг для них не существовало ничего и никого вокруг, кроме них двоих... Но вот дама двинулась дальше, и волшебный миг распался на тысячи коротеньких мгновений, которые сплелись между этими двумя людьми в крепкую сверкающую нить, чтобы не отпускать их уже никогда...
Аксель стоял совершенно оглушённый и, опять никого не замечая вокруг, провожал взглядом свою прекрасную даму, а его покорённое сердце медленно уходило вместе с ней... Он не замечал, какими взглядами смотрели на него проходящие молодые красавицы, и не отвечал на их сияющие, зовущие улыбки.

Граф Аксель Ферсен Мария-Антуанетта

Человеком Аксель и в правду был, как говорится, «и внутри, и снаружи» очень привлекательным. Он был высоким и изящным, с огромными серьёзными серыми глазами, всегда любезным, сдержанным и скромным, чем одинаково привлекал, как женщин, так и мужчин. Его правильное, серьёзное лицо редко озарялось улыбкой, но если уж это случалось, то в такой момент Аксель становился просто неотразим... Поэтому, было совершенно естественным усиленное к нему внимание очаровательной женской половины, но, к их общему сожалению, Акселя интересовало только лишь одно на всём белом свете существо – его неотразимая, прекрасная королева...
– А они будут вместе? – не выдержала я. – Они оба такие красивые!..
Стелла только грустно улыбнулась, и сразу же «окунула» нас в следующий «эпизод» этой необычной, и чем-то очень трогательной истории...
Мы очутились в очень уютном, благоухающем цветами, маленьком летнем саду. Вокруг, сколько охватывал взгляд, зеленел великолепно ухоженный, украшенный множеством статуй, роскошный парк, а вдалеке виднелся ошеломляюще огромный, похожий на маленький город, каменный дворец. И среди всего этого «грандиозного», немного давящего, окружающего величия, лишь этот, полностью защищённый от постороннего взгляда сад, создавал ощущение настоящего уюта и какой-то тёплой, «домашней» красоты...
Усиленные теплом летнего вечера, в воздухе витали головокружительно-сладкие запахи цветущих акаций, роз и чего-то ещё, что я никак не могла определить. Над чистой поверхностью маленького пруда, как в зеркале, отражались огромные чашечки нежно-розовых водяных лилий, и снежно-белые «шубы» ленивых, уже готовых ко сну, царственных лебедей. По маленькой, узенькой тропинке, вокруг пруда гуляла красивая молодая пара. Где-то вдали слышалась музыка, колокольчиками переливался весёлый женский смех, звучали радостные голоса множества людей, и только для этих двоих мир остановился именно здесь, в этом маленьком уголке земли, где в этот миг только для них звучали нежные голоса птиц; только для них шелестел в лепестках роз шаловливый, лёгкий ветерок; и только для них на какой-то миг услужливо остановилось время, давая возможность им побыть вдвоём – просто мужчиной и женщиной, которые пришли сюда, чтобы проститься, даже не зная, не будет ли это навсегда...

Хотя неоднократно имел возможность перелететь на самолете через линию фронта в тыл Красной армии, либо в третью страну, не делал этого из-за боязни ответственности за содеянное.

Награждался лично генералом Власовым А.А. двумя медалями и наручными часами.

После капитуляции Германии, находясь в Чехословакии, вступил в лжепартизанский отряд, где получил документы участника антифашистского движения на имя Березовского, с помощью которых пытался легализоваться в СССР (л. д. 15-18, 19-20, 30-31, 32-34, 37-42, 43-51, 52-58, 61-64, 65-74, 84-87, 88, 96- 104, 106-108, 109-112, 142-145).

Преступная деятельность Антилевского в плену подтверждается показаниями свидетелей Мишуткина, Семенова, Карасевой, Островершенко, Кукушкина и других, которые заявили, что тот добровольно поступил на службу в РОА, неоднократно участвовал в антисоветских пропагандистских мероприятиях среди военнопленных, ходил в форме РОА с полученными наградами (л. д. 5-6, 7-8,9-10, 11-12, 13-14).

Свои показания вышеперечисленные свидетели подтвердили на очных ставках с Антилевским (л. д. 21, 22-23, 24-25, 26-27).

У Антилевского изъяты справки, свидетельствующие о том, что некто Березовский Борис является членом партизанского отряда "Красная искра" и участвовал в боях с фашистами (л. д. 136).

С учетом изложенного следует признать, что Антилевский Бронислав Романович осужден законно и реабилитации не подлежит.

В связи с отсутствием заявления о реабилитации дело в суд не направляется, а пересмотрено в порядке исполнения Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.91 года и указаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 13/3-Ю/А-1015 от 21. 04. 92 года.

Старший военный прокурор

3 отдела 5 управления надзора ГВП

полковник юстиции А. М. Потемкин

Надзорное производство ГВП № 1958-01»{7}.

Награжден: присвоено звание Героя Советского Союза (1940) с вручением медали «Золотая Звезда» за № 304, орден Ленина (1940), орден Красного Знамени (1943), 2 немецкие медали (1944, 1945).

{1} Конев В.Н. Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты. М: Яуза. Эксмо, 2008. С. 18.

{2} Захаров Г.Н. Я - истребитель. М.: Воениздат, 1985. С. 187.

{3} ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Ед. хр. 876.

{4} Конев В.Н. Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты. М: Яуза, Эксмо, 2008. С19-20.

{5} Там же. С. 28.

{6} Там же.

{7} Звягинцев В.Е. Трибунал для героев. «ОЛМА-ПРЕСС образование». 2005. С. 297-300.

Герой Советского Союза капитан

БЫЧКОВ СЕМЕН ТРОФИМОВИЧ

15.05.1918-04.11.1946

Семен Трофимович Бычков родился 15 мая 1918 года в крестьянской семье в селе Петровка Хохольского уезда Воронежской губернии. Трудовую деятельность начал в 16 лет на шахтах Воронежской области. С июня по август 1934 года работал коногоном на руднике Бокчеевка, затем - по июнь 1935 года - водосливщиком на руднике «Стрелица».

Как и большинство его сверстников, «заболел» романтикой неба и мечтал стать летчиком. Проходил обучение в Воронежском аэроклубе, который закончил в 1936 году. В том же году окончил семь классов средней школы. Дальнейшую свою судьбу Семен Бычков твердо решил связать с небом. Он продолжает повышать свое летное мастерство в Воронежском аэроклубе, где до июня 1938 года работает инструктором-летчиком-планеристом. В 1938 году Бычков оканчивает Тамбовскую школу Гражданского воздушного флота и в сентябре того же года становится рейсовым пилотом Воронежского аэропорта.

16 января 1939 года Семен Бычков был призван в ряды Красной Армии. Учитывая его летную подготовку и острое желание служить в авиации, был направлен на учебу в Борисоглебскую Краснознаменную военную авиационную школу имени В.П. Чкалова. 5 ноября 1939 года выпущен из школы пилотом истребителя И-16 с направлением в 12-й запасной авиационный полк (приказ НКО СССР №04601).

30 января 1940 года С.Т. Бычкову было присвоено воинское звание «младший лейтенант». С 16 декабря 1940 года он служит в должности младшего летчика в 42-м истребительно-авиационном полку Прибалтийского военного округа, а затем пилотом в 287-м истребительно-авиационном полку 6-го иак ПВО. В 1941 году повышал свое летное мастерство на курсах заместителей командиров эскадрильи. Перед самым началом войны окончил курсы командиров звеньев Конотопской военной школы летчиков-истребителей.

Боевое крещение Семен Бычков получает в воздушных сражениях на Западном и Северо-Западном фронтах, в составе 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Показал себя как бесстрашный и отважный летчик, смело вступая в бой с превосходящими воздушными силами противника. День ото дня росло мастерство и счет побед молодого летчика. За первые полтора месяца войны он сбил 4 немецких самолета.

Упоминание о его боевых успехах есть в известной книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»: «7 марта 1942 года. Части 6-го ИАК ПВО в течение дня выполняли задачи по прикрытию войск Западного и Северо-Западного фронтов, железнодорожных перевозок и объектов тыла. Произведено 184 самолето-вылета, проведено 5 воздушных боев. Сбито 3 самолета противника: Младший лейтенант С.Т. Бычков (287-й ИАП) в районе Юхнова сбил Хе-113, а шестерка истребителей этого же полка (ведущий - Капитан Н.И. Хромов) также в районе Юхнова уничтожили 2 Ме-109»{1}. Следует лишь отметить, что в те дни под Хе-113 подразумевали новый немецкий истребитель Me-109F.

25 марта 1942 года Семену Бычкову было присвоено воинское звание «лейтенант», а 20 июля того же года он был назначен заместителем командира 2-й эскадрильи 287-го истребительного авиаполка. Однако не все было так безоблачно в боевой службе летчика. В июле 1942 года С.Т. Бычков был признан военным трибуналом виновным в совершении аварии, повлекшей поломку самолета, и был осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Согласно применению примечания 2 к статье 28 УК РСФСР, реальный срок был заменен условным с отправкой на фронт.

Продолжая воевать в составе 287-го истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиадивизии, участвует в воздушных боях в небе Сталинграда. Представляя 9 сентября 1942 года его к правительственной награде, командование части отмечало: «Летчик заместитель командира ИАЭ - лейтенант Бычков Семен Трофимович делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан. Проявил себя в боях с фашистскими стервятниками на Сталинградском фронте и показал героические образцы мужества, и отваги, в совершенстве овладел боевой техникой истребителя "ЯК-7Б", и умело тактически, высокограмотно воздушного бойца. Неоднократно вступал в бой с численно превосходящим противником и всегда обращал фашистских стервятников в бегство.

За период с 21.8.42 г. по 5.9.42 г. на Сталинградском фронте провел 30 боевых вылетов, из них: на разведку войск противника одновременно со штурмовкой - 10 боевых вылетов; на прикрытие города Сталинграда - 12 боевых вылетов и на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков до цели и обратно - 8 боевых вылетов. Провел 30 воздушных боев, всегда превращая противника в бегство. При выполнении задания по разведке и штурмовке войск противника, всегда привозил весьма ценные сведения о противнике. Своей штурмовкой уничтожил до взвода фашистов и около 20 автомашин.

25.8.42 г. во время прикрытия города Сталинграда, в составе группы 5 истребителей ЛАГГ-5 и 3 истребителя - ЯК-7 Б под командой майора Чуйкина, вели воздушный бой с 17-ю самолетами противника Ме-109ф. В этом бою тов. БЫЧКОВ лично сбил 1 самолет Me-109ф, который упал горящим ЮЗ г. Сталинграда, самолет лейтенанта БЫЧКОВА был поврежден, но он мастерски посадил свой самолет на свой аэродром.



15.05.1918 - 04.11.1946
Лишенный звания Героя


Б ычков Семён Трофимович - штурман 937-го Краснознамённого истребительного авиационого полка 322-й истребительной авиационной дивизии 2-го истребительного авиационного корпуса 15-й воздушной армии Брянского фронта, капитан.

Родился 15 мая 1918 года в селе Петровка ныне Хохольского района Воронежской области в семье служащего. Член ВКП(б) с 1937 года. Окончил 7 классов школы в 1936 году, в 1936 году - Воронежский аэроклуб, в 1938 году - Тамбовскую школу Гражданского воздушного флота.

В январе 1939 года призван в Красную Армию и направлен в авиацию. Окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова в декабре 1939 года, с января 1940 служил в 12-м запасном авиационном полку. С декабря 1940 года младший лейтенант Бычков проходил службу в должности младшего летчика в 42-м истребительном авиационном полку ВВС Прибалтийского особого военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с первых дней. Сражался на Западном и Северо-Западном фронтах: пилот и командир эскадрильи 287-го истребительного авиаполка в составе 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, штурман и заместитель командира 482-го истребительного авиаполка 322-й истребительной авиадивизии.

С июля 1942 году лейтенант Бычков - заместитель командира эскадрильи. В том же месяце признан военным трибуналом виновным в совершении аварии и осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Решением Военного совета от 1 октября 1942 года судимость снята.

Продолжал отважно воевать, в небе Сталинграда и Курской дуги увеличил боевой счёт. Вскоре стал штурманом 937-го истребительного авиационного полка 322-й истребительной авиадивизии 2-го истребительного авиационного корпуса 15-й воздушной армии. К августу 1943 года капитан Бычков совершил 230 боевых вылетов, в 60 воздушных боях сбил 15 самолётов противника лично и 1 в группе и был представлен к геройскому званию.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Бычкову Семёну Трофимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

10 сентября 1943 года заслуженную награду Героям - командиру полка майору и штурману капитану Бычкову - вручил в Кремле заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР И.Я.Верес.

С 1943 года капитан Бычков - заместитель командира 482-го истребительного авиаполка 322-й истребительной авиационной дивизии. К декабрю 1943 года в воздушных боях уничтожил 17 немецких самолётов.

Капитан (28.05.1943). Был награждён орденом Ленина (10.09.1943), 2 орденами Красного Знамени (23.10.1942; 08.08.1943).

10 декабря 1943 года Бычков был сбит огнём зенитной артиллерии противника и раненым в бессознательном состоянии попал в плен. 7 марта 1944 года приказом исключён из списков РККА.

После немецкого госпиталя содержался в лагере для военнопленных лётчиков в Сувалках. В 1944 году в лагере Морицфельд согласился сотрудничать с гитлеровцами. Вступил в формируемую в составе Люфтваффе русскую авиационную группу Холтерса - Мальцева. Принимал участие в перегоне самолётов с заводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в боевых операциях русской эскадрильи против партизан в районе Двинска в марте - июне 1944 года.

После расформирования группы Бычков принял активное участие в создании 1-го авиационного полка Комитета освободительного движения народов России (КОНР), который должен был стать основой авиации Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова. В это время неоднократно выступал в лагерях военнопленных и восточных рабочих с пропагандистскими антисоветскими речами. В декабре 1944 года назначен командиром 5-й истребительной эскадрильи имени полковника А. А. Казакова 1-го авиационного полка. В феврале 1945 года награждён немецким знаком отличия «За заслуги» 3-го класса (4.02.1945), произведён в чин майора ВВС КОНР.

В апреле 1945 года вместе с другими авиаторами власовской армии сдался представителям 12-го корпуса 3-й американской армии. В сентябре выдан из лагеря в Шербуре (Франция) советским представителям.

24 августа 1946 года осуждён Военным трибуналом Московского военного округа и приговорён по статье 58.1-Б Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу. На другой день Бычков подал в Военную коллегию Верховного суда СССР прошение о помиловании. Приговор приведён в исполнение 4 ноября того же года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года лишён всех наград и звания Героя Советского Союза.

Из представления к званию Герой Советского Союза

В воздушных боях с немецкими пиратами участвовал с самого начала Отечественной войны. Всего совершил 230 успешных боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях. На Московском, Брянском и Сталинградском фронтах за период 1941-1942 гг. имеет лично сбитых (подтверждённых) 13 самолётов противника, из них 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолёт противника. За успехи в ожесточённых воздушных битвах и героической обороне Сталинграда награждён в 1942 году первым орденом - Красного Знамени.

Участвуя в ожесточённых воздушных боях с превосходящими силами авиации противника на орловском участке фронта с 12.07 по 10.08.43 года, проявил себя отличным лётчиком-истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром-организатором групповых воздушных боёв. Лётчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой работой, личным примером и показом, произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолётов, причём случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу.

В августе 1942 года награждён вторым орденом Красного Знамени.

В последней операции с 12.07 по 10.08.43. сбил 3 самолёта врага. 14.07.43 года в группе из шести Ла-5 в бою против десяти Ju-87, пяти Ju-88, шести FW-190 лично сбил один Ju-87, который упал в районе Речица. 15.07.43 года в составе трёх Ла-5 перехватили и сбили вражеский самолет-разведчик Ju-88, который упал в районе Ягодная... 31.07.43 года в воздушном бою лично сбил один Ju-88, который упал в районе Масальское.

Вывод: за мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками и сбитые лично 15 и в группе 1 самолётов противника, представляется к званию Героя Советского Союза.

Командир 937-го истребительного авиационного полка майор

Среди лётчиков советской авиации есть несколько человек о судьбе которых, как правило, пишут очень редко. Эти люди, прославившиеся на фронтах Великой Отечественной войны и получившие там звание Героя Советского Союза, спустя некоторое время, по различным причинам, были лишены его. Поэтому имена Сергея Сергеевича Щирова, Александра Анфимовича Шилкова, Бронислава Романовича Антилевского, Петра Варнавовича Полоза, Семёна Трофимовича Бычкова мало что говорят неискушённым читателям.

Судьбы этих людей оказались трагичными. Поэтому, о некоторых из них, я постараюсь дать хотя бы небольшую информацию на страницах данного сайта.

О других забытых Героя можно найти информацию в недавно вышедшей книге Владимира Конева - "Герои без Золотых Звёзд (Москва, издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.).

* * *

Бычков Семён Трофимович родился 15 мая 1918 года в селе Петровка Хохольского уезда Воронежской губернии. В 1936 году окончил 7 классов средней школы и Воронежский аэроклуб, после чего работал там инструктором. В сентябре 1938 года окончил Тамбовскую школу Гражданского Воздушного Флота и стал работать пилотом Воронежского аэропорта. С 16 января 1939 года в рядах Красной Армии. Летать учился в Борисоглебском военном авиационном училище имени В. П. Чкалова. 5 ноября 1939 года выпущен пилотом истребителя И-16 в 12-й запасной авиационный полк (приказ НКО СССР № 04601). 30 января 1940 года ему присвоено воинское звание "Младший лейтенант", с 16 декабря - младший лётчик 42-го истребительного авиационного полка, с декабря 1941 года по сентябрь 1942 года - пилот 287-го истребительного авиационного полка.

В июне 1941 года окончил курсы лётчиков - истребителей Конотопской военной школы. 25 марта 1942 года присвоено воинское звание "Лейтенант", с 20 июля того же года - заместитель командира эскадрильи.

Упомянание о нём есть в известной книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", где на странице 93 помещено следующее сообщение:

"7 марта 1942 года. Части 6-го ИАК ПВО в течение дня выполняли задачи по прикрытию войск Западного и Северо - Западного фронтов, железнодорожных перевозок и объектов тыла. Произведено 184 самолёто - вылета, проведено 5 воздушных боёв. Сбито 3 самолёта противника: младший лейтенант С. Т. Бычков (287-й ИАП) в районе Юхнова сбил Хе-113, а шестёрка истребителей этого же полка (ведущий - капитан Н. И. Хромов) также в районе Юхнова уничтожили 2 Ме-109".

Следует лишь отметить, что в те дни под "Хе-113" подразумевали новый немецкий истребитель Ме-109F.

В газете "Красная Звезда" № 66 от 20 марта 1942 года было опубликовано фото лётчиков 287-го ИАП старшего лейтенанта П. Р. Гробового и младшего лейтенанта С. Т. Бычкова, сбивших накануне (то есть, 19 марта) сразу 3 немецких самолёта: Гробовой - 2 Ju-88 [ По данным М. Ю. Быкова это были Ju-87. ] и Бычков - 1 Ме-109. [ Согласно данным М. Ю. Быкова на счету Петра Романовича Гробового числится 7 личных и 1 групповая победы. ]


С. Т. Бычков (третий справа) среди других известных лётчиков - истребителей.

28 мая 1943 года ему присвоено воинское звание "Капитан". Вскоре назначен заместителем командира 482-го истребительного авиационного полка.


За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года капитан Бычков Семён Трофимович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1117). Также награждён двумя орденами Красного Знамени.

Всего совершил 230 боевых вылетов. Проведя 60 воздушных боёв, сбил 15 самолётов противника лично и 1 - в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 5 групповых побед. ] Фото С. Т. Бычкова (на групповом снимке известных советских асов) попало даже в известную книгу "Асы Сталина. 1918 - 1953 гг." (авторы Томас Полак и Кристофер Шоурз), хотя о самом лётчике в этом издании не сказано ни слова...

Фото слева датируется августом 1943 года. Возможно это один из последних фотоснимков Бычкова и Кольцова. Судьба обоих лётчиков окажется трагической: вскоре один из них погибнет в бою, а другой окажется в плену и будет расстрелян уже после войны.

10 декабря 1943 года капитан С. Т. Бычков был сбит огнём зенитной артиллерии противника в районе Орши и раненым захвачен в плен. 7 марта 1944 года приказом ГУК НКО СССР № 0739 исключён из списков РККА.

Бычков содержался в лагере для военнопленных лётчиков в Сувалках. В 1944 году в лагере Мориифельд согласился вступить в русскую авиационную группу Г. Холтерса - В. И. Мальцева. Принимал участие в перегоне самолётов с заводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в боевых операциях русской эскадрильи против партизан в районе Двинска в марте - июне 1944 года.

После расформирования группы в сентябре 1944 года прибыл в Эгер (Чехия), где принял активное участие в создании 1-го авиационного полка "Комитета освободительного движения народов России" (КОНР). Вместе со старшим лейтенантом Б. Р. Антилевским и полковником В. И. Мальцевым неоднократно выступал в лагерях военнопленных и восточных рабочих с пропагандистскими антисоветскими речами.

В декабре 1944 года капитан С. Т. Бычков возглавил формирование 5-й истребительной эскадрильи имени полковника А. А. Казакова 1-го авиационного полка, ставшей 1-й лётной эскадрильей ВВС КОНР.



Истребитель Ме-109G-10 С. T. Бычкова. 1-я ИАЭ авиации РОА, 1945 год.

4 февраля 1945 года генерал - лейтенантом А. А. Власовым награждён боевым орденом. 5 февраля произведён в чин майора ВВС КОНР. 20 апреля вместе с другими авиачастями КОНР выступил из Мариенбада на Ноерн, 30 апреля сдался в Лангдорфе представителям 12-го корпуса 3-й американской армии. В сентябре выдан из лагеря в Шербуре (Франция) советским представителям.

24 августа 1946 года осуждён к расстрелу Военным трибуналом МВО. Приговор приведён в исполнение 4 ноября того же года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года лишён всех наград и звания Герой Советского Союза.

Такова вкратце его история - о "предателях" Родины у нас писать не принято. Поэтому Вашему вниманию придлагается статья "Авиация генерала Власова", опубликованная в журнале "История Авиации", № 2 за 2000 год. Обсуждать этот материал я не хочу, поскольку каждый волен иметь о нём собственное мнение, но если кто-либо из читателей обладает дополнительной информацией по данному вопросу, прошу сообщить мне. Буду очень рад.

Список всех известных побед капитана С. Т. Бычкова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 05.02.1942 г. 1 Ju-52 (в группе - 1 / 3) ст. Осуга "Харрикейн", Ла-5.
2 06.02.1942 г. 1 Ме-110 (в группе - 1 / 5) сев - вост. Сычёвка
3 1 Ме-109 (в группе - 2 / 3) Гайдуки
4 07.03.1942 г. 1 "Хе-113" Юхнов
5 1 Ме-109 Рыляки
6 19.03.1942 г. 1 Ме-109 юж. Старица
7 21.03.1942 г. 1 Ме-109 ст. Панино
8 05.07.1942 г. 1 Ме-109 вост. Елец
9 06.07.1942 г. 1 Ju-87 Козинка
10 1 Ju-87 Ломовец
11 25.08.1942 г. 1 Ме-109 сев. окр. Сталинград
12 14.07.1943 г. 1 Ju-88 Дудорово
13 15.07.1943 г. 1 Ju-88 (в группе - 1 / 3) Ягодная

Всего сбитых самолётов - 9 + 5; боевых вылетов - более 230; воздушных боёв - 60.