Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Описание метода гирлянд случайностей и ассоциаций. Метод гирлянд ассоциаций

Недавно я рассматривал метод фокальных объектов, с помощью которого можно генерировать новые уникальные идеи, а сегодня расскажу об его более сложной, усовершенствованной форме, которая получила название метод гирлянд ассоциаций, случайностей и метафор . С помощью этого метода вы сможете найти еще больше нестандартных, креативных решений какого-либо вопроса, независимо от его области применения.

Родоначальником этого метода является американский ученый Генрих Буш. В 70-х годах 20 века он взял за основу уже известный на тот момент и расширил его, добавив возможность поиска и применения еще большего количества ассоциаций и метафор к исследуемому объекту, чтобы получить еще большее количество креативных решений. Свою разработку он назвал метод гирлянд ассоциаций и метафор, поскольку ее суть заключается в выстраивании длинных цепочек – гирлянд из случайных объектов и ассоциаций к ним. Сейчас известны несколько разновидностей названия этого метода, отличающиеся разным количеством и последовательностью слов в его названии. Все они, по сути, означают одно и то же.

Как и метод фокальных объектов, метод гирлянд ассоциаций заключается в прохождении шести несложных шагов, часть из них схожи, но некоторые имеют отличия, что и дает возможность расширить область выбора вариантов. Рассмотрим эти шаги вместе с примерами.

Сразу оговорюсь, что для чистоты метода лучше всего выбирать все рассматриваемые объекты, кроме основного (фокального) случайным образом, например, используя словарь или другую книгу, и подбирая объекты для исследования путем открытия случайной страницы и выбора на ней случайного слова-существительного.

Шаг 1. Выбор фокального объекта и подбор синонимов. Начинается метод ассоциаций с выбора основного объекта, для которого мы будем подбирать некое креативное решение. Однако теперь, помимо выбора самого фокального объекта, мы еще должны подобрать к нему хотя бы 2-3 синонима.

Например: нашим исследуемым объектом будет сайт. Синонимы – интернет-проект, интернет-сервис, блог.

Шаг 2 . Выбор случайных вспомогательных объектов для исследования. Теперь выбираем несколько случайных объектов, при помощи которых мы будем искать нестандартные идеи для нашего основного объекта. Подчеркиваю, что вспомогательные объекты никак не должны быть связаны с основным и должны выбираться именно случайным образом.

Например, наши случайные объекты будут такими: скорость, шкаф, неудачник, аквариум.

Шаг 3 . Логическая связь вспомогательных объектов с фокальным и его синонимами. Следующим шагом метода гирлянд случайностей и метафор является поиск ассоциаций и логической связи между случайно выбранными вспомогательными объектами и основным.

В нашем примере можно выстроить, допустим, такие связи: Интернет-сервис измерения скорости интернет-соединения, сайт проектирования шкафов, блог неудачника, интернет-проект запуска и развития виртуального аквариума, и т.д.

Уже на этом этапе мы получили ряд идей для реализации нашего основного проекта. Но не останавливаемся на этом, а идем дальше.

Шаг 4 . Поиск свойств и характеристик вспомогательных объектов. Теперь к каждому из вспомогательных объектов мы подберем характеристики и ассоциации, при этом не думая о нашем фокальном объекте. Чем больше мы их найдем – тем лучше.

В нашем примере это будет выглядеть так:

Скорость – высокая, низкая, опасная, безопасная, допустимая, предельная.

Шкаф – старинный, удобный, купе, двустворчатый, для одежды, для посуды, встроенный

Неудачник – разочаровавшийся в жизни, стремящийся достичь успеха, ищущий пути развития.

Аквариум – прямоугольный, круглый, морской, для выставки.

Шаг 5 . Ассоциация характеристик вспомогательных объектов с фокальным объектом. И вот теперь, когда мы подобрали свойства вспомогательных объектов, думаем о том, какие из них и каким образом можно применить к нашему основному объекту и его синонимам.

Например: Интернет-сервис по определению опасностей и угроз на сайте, двустворчатый сайт (разделенный на две половины), встроенный сайт (один сайт внутри другого), блог стремящегося достичь успеха, сайт для разочаровавшихся в жизни, круглый сайт (сайт круглой формы), интернет-проект выставка сайтов. И т.д.

Шаг 6 . Отбор лучших вариантов из шагов 3 и 5 и выбор из них оптимального решения. Этим шагом завершаем использование метода гирлянд ассоциаций и метафор, и выбираем те варианты из получившихся, которые наилучшим образом соответствуют решению поставленной задачи.

Например, мы хотели найти самые нестандартные и креативные решения. Поэтому нам подойдут варианты: интернет-проект запуска и развития виртуального аквариума, встроенный сайт, круглый сайт. Далее выбираем из этого что-то одно и начинаем разрабатывать.

Применяя метод гирлянд ассоциаций, случайностей и метафор, следует понимать, что далеко не все решения будут вообще подходить для выбора – существенную часть из них придется сразу отбросить как ненужную. Вместе с тем, чем больше синонимов, вспомогательных объектов и ассоциаций к ним вы подберете – тем больше у вас будет возможностей найти по-настоящему интересную, нестандартную и креативную идею.

Теперь вы знаете, в чем заключается метод гирлянд случайностей и метафор. Применяйте его, когда хотите найти новые решения, или когда просто “ничего не лезет в голову”. Как видите, даже в упрощенном примере, который я привел, сразу появилось немало интересных идей.

Не забывайте заботиться о своей финансовой грамотности и учиться эффективно вести личные финансы на . До встречи в новых публикациях на сайте!

Метод гирлянд ассоциаций и метафор – эвристический метод тех. творчества, представляющий собой развитие метода фокальных объектов .

Метод гирлянд ассоциаций и метафор включает следующие процедуры:

  1. определение синонимов объекта, в результате к-рого образуется гирлянда синонимов (напр., стол-бюро-парта-...);
  2. выбор случайных существительных, при помощи к-рых генерируется гирлянда случайных существительных (напр., карандаш-стул-...);
  3. комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (напр., стол как карандаш-стол в виде стула-...);
  4. составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (п.2). Эти списки являются гирляндами признаков (напр., карандаш: деревянный-автоматический-...; стул:...);
  5. комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (напр., стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (автоматическое увеличение);...);
  6. генерирование гирлянд свободных ассоциаций.
    Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Кол-во гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса "О чем напоминает слово...?". Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, к-рый является исходным для повторной постановки вопроса (напр.: "О чем напоминает слово "зеленый"? - О "траве"; "О чем... "трава"? - О "поле"; "О чем... "поле"? - О "холоде" и т.д.
    Гирлянда ассоциаций содержит: трава - поле -холод...);
  7. комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы;
  8. оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в пп. 1-7 идей и определении их достаточности. В последнем случае осуществляется переход к п.9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы к-рых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи;
  9. оценка и выбор рациональных идей. Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей;
  10. выбор оптимального варианта. Этап, выполняемый при помощи некоторого метода оптимизации, напр., экспертных оценок.

Для изложения данного метода сначала будет представлен его алгоритм в словесном выражении, а дальше будет обстоятельно выложен пример.

ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.

ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.

ТРЕТИЙ ШАГ. Составления комбинаций из элементов гирлянды, синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.

Комбинации состоят из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассмотренного объекта с каждым случайным объектом.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Составление перечня признаков случайных объектов.

Определяются признаки случайно избранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2‑ 3 минуты). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охватывания признаков случайных объектов, поэтому целесообразно применять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства складывается таблица признаков, в одном столбце которой отмеченные случайные объекты, а в другом (напротив) – признаки этих случайных объектов.

ПЯТЫЙ ШАГ. Генерация идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно избранных объектов.

ШЕСТОЙ ШАГ. Генерация гирлянд ассоциаций. В порядке очереди из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют свободную ассоциацию, потом к ней генерируют свободную ассоциацию и т.д. Таким образом, получаем гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченно длинными, поэтому генерацию стоит ограничить по времени или количеством элементов гирлянды. Если генерация гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерация новых идей. К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы. На этом шаге решается вопрос – продолжать генерацию гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предыдущей оценке таких идей имело, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-либо нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге, и действуя подобным же образом.



ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже бессмысленных идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положение, при котором хотя бы 5-6 вариантов окажутся рациональными.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.

Пример использования метода

Для демонстрации метода гирлянд поставим задачу расширения ассортимента часового завода, поэтому возьмем для модернизации такой объект как часы.

1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова часы: часы – будильник – секундомер – хронометр.

2. На втором шаге выберем пять случайных объектов, используя для этого орфографический словарь и генератор случайных чисел. Генератор чисел выдает группу из трех чисел, которые определяют страницу, номер столбца и номер слова в столбце. При проведении эксперимента вышла следующая пятерка слов: кассета, подснежник, транспарант, постель, фетр.

3. На третьем шаге получаем следующую комбинацию синонимов и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в постели, часы в фетре, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с фетром, секундомер с кассетой и т.д.

4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и их признаков:

5. Комбинируя предмет, который модернизируем, и его синонимы с признаками случайных объектов получаем: пластмассовые часы, хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, маленькие часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будильник, красочный секундомер, чистые часы, мягкий будильник, теплые часы, широкий секундомер, теплый секундомер, густые часы, колючий будильник и т.д.

На данном шаге будем генерировать гирлянды свободных ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов:

6. Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы предмета, который модернизируем, получим следующие комбинации: часы в ручке, огненные часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в парфюмериях, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник, призовой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер и т.д.

7. На данном шаге решаем не продолжать процесс генерации идей, потому что их уже достаточно.

8. Выбирая из множества идей только рациональные и отсевая те решения, которые уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой, часы с музыкой, женской часы, подводной часы, спортивной часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие комбинации: будильник с запахом, часы в парфюмериях, теплые часы, призовые часы .

На последнем этапе выбор решений должны делать "представители производства".

Одним из методов поиска креативных решений, используемых изобретателями и творческими людьми, является метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Рассмотрим, что это за метод и как его можно использовать на практике.

Что такое метод гирлянд случайностей и ассоциаций?

Данный метод представляет собой дополненный и расширенный (МФО). Он был изобретен в 70-х годах ХХ века, а его автором является известный разработчик методов технического творчества – Генрих Язепович Буш. Он взял за основу метод фокальных объектов и усовершенствовал его. Теперь метод с успехом применяется для поиска творческих и изобретательских решений.

Главное отличие метода гирлянд случайностей и ассоциаций от МФО состоит в том, что первый позволяет найти большее число комбинаций фокального объекта со случайными. Это становится возможным, когда используются различные синонимы объекта.

Метод применяется для поиска решений и генерации идей в любой области. Он помогает исследователю найти подсказки для решения задачи с помощью различных ассоциаций. Суть метода состоит в построении длинных цепочек – гирлянд, в которые входят случайные элементы и ассоциации к ним.

Принцип работы метода

Для реализации метода на практике необходимо пройти шесть последовательных этапов. Некоторые этапы схожи с теми, которые проходят в МФО. Все рассматриваемые элементы необходимо подбирать случайным образом. Для этого удобнее всего пользоваться словарем. Открывая словарь на случайной странице, нужно выбирать любое слово и записывать его. Теперь рассмотрим основные этапы работы.

Этап 1. Подбор фокального объекта и синонимов к нему. На первом этапе необходимо обозначить основной объект, для которого требуется найти креативное решение. Определив такой элемент, нужно подобрать к нему несколько синонимов.

Например, исследуемым объектом выступает магазин . Подбираем синонимы к нему: лавка , киоск , бутик .

Этап 2. Подбор случайных объектов. На этом этапе требуется подобрать вспомогательные элементы, которые помогут в поиске решения задачи. Эти объекты подбираются случайным образом и не имеют никакой связи с основным. Как уже было сказано ранее, проще всего подбирать их с помощью словаря.

Например, случайными элементами будут следующие: собака, цветок, игрушка, музыка .

Этап 3. Установление логической связи фокального объекта со вспомогательными. После того как основной и вспомогательные объекты подобраны, нужно установить между ними логическую ассоциативную связь.

Например: магазин товаров для собак, цветочный киоск, музыкальный бутик, магазин игрушек.

На этом этапе уже можно получить несколько новых креативных идей. Но останавливаться на этом не стоит, поэтому переходим к следующему этапу.

Этап 4. Выбор характеристик и свойств случайных объектов. На этом этапе необходимо по очереди брать каждый вспомогательный объект и подбирать к нему характеристики, в соответствии с его свойствами. Основной объект здесь не участвует, то есть характеристики нужно подбирать, не обращая внимания на него. Например:

  • собака – большая, злая, пушистая, породистая;
  • цветок – яркий, пахучий, свежий, изящный, полевой;
  • игрушка – забавная, развивающая, электронная;
  • музыка – веселая, зажигательная, мелодичная, танцевальная.

Этап 5. Связывание характеристик вспомогательных объектов с основным. Теперь нужно проанализировать найденные свойства и характеристики элементов и отобрать те, которые можно применить к фокальному объекту.

Например: магазин свежих продуктов, бутик развивающих товаров, магазин электроники, бутик товаров для танцев, киоск для веселых людей (разные смешные товары) и т. д.

Этап 6. Определение наиболее подходящих вариантов и выбор наилучшего. На последнем этапе работы остается только проанализировать те варианты, которые оказались наиболее подходящими для решения стоящей перед исследователями задачи, и выбрать лучший из них.

Например: бутик развивающих товаров – небольшой магазинчик, в котором будут продаваться различные головоломки, игры для развития мышления и воображения у детей и взрослых, различная литература по развитию памяти, творческого мышления и т. д.

Работая с методом гирлянд случайностей и ассоциаций необходимо быть готовым к тому, что многие варианты окажутся совершенно неподходящими для решения поставленной задачи и их придется сразу же отбросить. Чтобы увеличить количество полезных решений, нужно постараться подобрать как можно больше случайных объектов, синонимов и характеристик. Это поможет создать креативную и необычную идею.

Применение метода гирлянд случайных объектов позволяет активизировать творческое мышление и направить его на поиск решения исследовательской задачи практически в любой области.

Для изложения данного метода вначале будет
представлен его алгоритм в словеснов выражениии, а
делее будет подробно изложен пример.
г=================¬
¦ А Л Г О Р И Т М ¦
L=================­
ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.
ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.
ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов
гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды
случайных объектов.
Комбинации составляются из двух элементов путем
попытки
объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с
каждым случайным объектом.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Составление перечня признаков
случайных объектов.
Определяются признаки случайно выбранных объектов
с возможно большим количеством призников в течение
ограниченного времени (2­3 мин.). Успех поиска в
значительной мере зависит от широты охвата признаков
случайных объектов, поэтому целесообразно
перечислять как основные, так и второстепенные
признаки. Для удобства составляется таблица признаков,
в одном столбце которой указаны по порядку случайные
объекты, а в другом (напротив) ­ признаки этих
случайных объектов.
ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного
присоединения к техническому объекту и его синонимам
признаков случайно выбранных объектов.
ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.
Поочередно из признаков случайных объектов,
выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды
свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных
признаков они могут быть практически неограниченной
длинны, поэтому генерирование следует ограничить по
времени или количеству элементов гирлянды.
Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится
коллективно, то каждый член коллектива занимается этим
самостоятельно.
СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей.

К элементам гирлянд синонимов технического
объекта пытаются присоединить элементы гирлянд
ассоциаций.
ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.
На этом шаге решается вопрос ­ продолжать
генерирование гирлянд ассоциаций или их уже
достаточно для отбора полезных идей. Если по
предварительной оценке таких идей мало, можно
продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с
какого­нибудь нового элемента гирлянд, созданных на
шестом шаге и действуя подобным же образом.
ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов
идей. Среди множества нерациональных, тривиальных
и даже неле­
пых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и
рациональные. Если в течение короткого времени можно
найти несколько десятков вариантов решения, то вполне
удовлетворит положение, при котором хотябы 5­6
вариантов окажутся рациональными.
ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.
г=====================================¬

¦ ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ГИРЛЯНД ¦
L=====================================­
Для демонстрации метода гирлянд поставим перед собой задачу
расширение ассортимента часового завода, поэтому возьмем для
модернизации такой объект как часы.
1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова
часы: часы ­ будильник ­ секундомер ­ хронометр.
2. На втором шаге выберем пять случайных объекта, используя
для этого орфографический словарь и генератор случайных чисел.
Генератор чисел выдает группу из трех чисел, определяющих
страницу, номер столбца и номер слова в столбце. При проведении
эксперимента получилась следующая пятерка слов:
кассета (82,2,17), подснежник (131,2,18), транспарант
(173,1,8), постель (136,1,23), войлок (51,1,27).
3. На третем шаге получаем следующую комбинацию синонимов
и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником,
часы на транспоранте, часы в постеле, часы в войлоке, будильник с
кассетой, будильник для постели, будильник с войлоком,
секундомер с кассетой и т.д.
4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и
их признаков:
г================T========================================¬
¦CЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ¦ ПРИЗНАКИ ¦
¦================+========================================¦
¦ Кассета
¦ Пластмассовая, хрупкая, музыкальная. ¦

¦ Подснежник
¦ Голубой, маленький, пахучий. ¦
¦­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Транспарант
¦ Большой, тяжелый, красочный. ¦
¦­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Постель
¦ Чистая, мягкая, теплая, широкая. ¦
¦­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Войлок
¦ Плотный, колючий, теплый. ¦
L================¦========================================­
5. Комбинируя модернизируемый предмет и его синоним с
признаками случайных объектов получаем: пластмассовые ч сы,
хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, мален кие
часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будиль ик,
красочный секундомер чистые часы, мягкий будильник, теплые
часы, широкий секунломер, теплый секундомер, плотные часы, колючий
будильник и т.д.
6. На данном шаге будем генерировать гирлянды свободных
ассоциаций основой которых будут признаки случайных объектов:
г===============T===============================================¬
¦ ПРИЗНАК
¦===============+===============================================¦
¦ Г И Р Л Я Н Д А А С С О Ц И А Ц И Й
¦

¦ Небо ­ солнце ­ лето ­ жара
¦ Стекло ­ стакан ­ вода ­ дождь
¦ Пластмассовый ¦ Пластмасса ­ ручка ­ бумага ­ огонь
¦ Хрупкий
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Голубой
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Пахучий
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Тяжелый
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Красочный
¦
L===============¦===============================================­
¦ Журнал ­ компьютер ­ дискеты ­ программы
¦ Гиря ­ спорт ­ соревнования ­ призы
¦ Духи ­ женщины ­ цветы ­ весна
¦
¦
¦
¦
¦
7. Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы модернизируемого
предмета получим следующие комбинации: часы в ручке, огненные
часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в
духах, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые
часы, стеклянный будильник, водный будильник, призо­