Пример задания 15.1 огэ. Шаблоны написания сочинений огэ. Шаблоны для начала сочинения

Текст и задание взяты из демонстрационного варианта ОГЭ-2017.

Задание для сочинения-рассуждения 15.1 ОГЭ 2017

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Ход мысли:

1 — Тема сочинения лингвистическая, это значит, надо писать о языке и его выразительных средствах.

2 — Как мы знаем, язык состоит из:

  • Фонетики (это звуки языка).
  • Лексики и Фразеологии (это слова и то, какие пары или группы они могут составлять).
  • Морфологии и Грамматики (это то, как образуются формы слов, и по каким правилам слова могут меняться и влиять друг на друга).
  • Синтаксиса (построение предложений, знаки препинания).

3 — В разных сочетаниях и проявлениях эти четыре аспекта дают много средств художественной выразительности языка, или тропы и фигуры речи, которые называются страшными греческими словами, и которые все равно никогда не запомнить, поэтому смотрите их на Википедии или в учебнике. Потому что суть не в том, как они называются, а как их вообще найти в тексте.

4 — Читаем текст, а к этому времени, если вы делали предыдущие тестовые задания, вы прочитали его уже раз пять, и отмечаем все необычное, что относится к:

  • Фонетике (повтор похожих по звучанию слов, или изображение звуков природы или техники с помощью букв и слов),
  • Лексике (необычное сочетание слов или образование новых слов, или использование слов с противоположным скрытым смыслом для описания противоположных личностей),
  • Морфологии и грамматике (использование уменьшительных суффиксов, когда рассказывается об одном человеке, и «увеличительных», когда говорят о другом, например усики/усищи )
  • Синтаксису (необычное строение предложений, например несколько коротких резких фраз подряд).

5 — Выберите что-то, что заметите, и пишите об этом. Не думайте о том, «правильно» вы выбрали или «неправильно», просто подумайте, логично это или нет. Главное — как вы сможете объяснить свою точку зрения.

Пример сочинения рассуждения 15.1 ОГЭ 2017.

Для этого примера мы взяли такие аспекты языка, как морфология (словообразование) и лексика и рассмотрели их как выразительные средства языка. Другими словами, мы постарались связать то, какой смысл передается в тексте, с тем, как автор использует грамматические и лексические средства языка.Чтобы не углубляться в текст, мы работали с материалом из первых двух абзацев.

Известный русский писатель К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя передать русским словом». Я понимаю это так, что с помощью языковых средств русского языка возможно выразить любые мысли или чувства, передать тончайшие оттенки в восприятии мира вокруг нас. Я могу только согласиться с этим утверждением. Оно подтверждается каждый день - в устной речи, в журнале, или в прочитанной книге. Достаточно подтверждений этому высказыванию Паустовского есть и в отрывке из рассказа Б. Васильева. Я приведу только два примера.

Словообразование русского языка - это один из мощнейших способов передачи ощущений и смысла высказывания. Изменяя всего лишь форму слова, мы можем выразить десятки разных значений слов. Например, в самом начале рассказа автор называет внучку Анны Федотовны «Танечка». Сама она обращается к бабушке: «бабуля». Автор использует уменьшительные суффиксы, и мы видим, как бережно и нежно относятся они друг к другу, в каком хрупком мире они живут.

Второй пример я возьму из соседнего абзаца, чтобы показать, как разные выразительные средства языка могут работать вместе. Лексика, слова, которые мы используем, могут многое сказать о том, что мы чувствуем. Посмотрим, какими словами мальчик обращается к Анне Федотовне в предложениях 4, 5 и 6: «убили сына», «мы взяли почин», «ослепли от горя». Он прямо и бесстрастно перечисляет факты. Кажется, что он ничего не чувствует. Его слова и отношение совсем не похожи на тот нежный мир, в котором живут «Танечка» и ее «бабуля». Ставя их рядом, автор ярко показывает контраст между персонажами рассказа, но не называет различий между ними прямо.

15.1 Сочинение на лингвистическую тему

Необходимые условия успешного выполнения задания 15.1:

  • объяснить смысл приведенного высказывания;
  • найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, иллюстрирующих лингвистическое явление в высказывании, определить их роль в тексте;
  • аргументировать свое объяснение найденными примерами из прочитанного текста;
  • сформулировать вывод, подтверждающий тезис;
  • четко и логично выстроить композицию работы:
  • проверить работу на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)

Структура:

Доказываем тезис (высказывание автора) с помощью двух аргументов (примеры из текста и их роль в тексте) и утверждаем истинность тезиса в выводе .

Схема:

I абзац: вступление . Приведенное высказывание и его комментирование, раскрывающее смысл высказывания.

II и III абзацы: 1-й и 2-й аргументы из прочитанного текста, подтверждающие правильность тезиса, и раскрытие их роли в данном тексте.

IV абзац: вывод . Возвращение к тезису и выражение согласия с автором.

1. Использование клише - типовых конструкций, употребляемых в речи в однотипных ситуациях для экономичной и точной передачи информации.

Клише для вступления :

Не могу не согласиться с...

Я поддерживаю мнение...

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания

Попробую доказать эту мысль примерами из текста

Клише для аргументации:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №...

Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения...

Пример можно найти в предложении №...

Рассмотрим предложение... В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...

Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения..., в котором автор использует...

Рассмотрим в качестве примера предложение№... Это подтверждает наш вывод о том, что...

Клише для заключения :

Таким образом, ... Итак, ... В заключение... Как видим, ...

Итак, можно увидеть, что...

Нам удалось доказать, что...

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...

Принципы работы с клише:

1. Выбирайте из списка предложенных клише те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте исходный текст в готовые речевые формулы (клише), при необходимости изменяйте их, соблюдая требования грамматики и культуры речи.

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять собой относительно законченное целое.

Синонимы, которые помогут избежать повторов:

Он утверждает : считает, пишет, рассуждает, полагает.

Высказывание : цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.

Алгоритм работы:

1. Внимательно прочитайте цитату. Осмыслите ее. О чем в ней говорится? Выделите ключевые слова.

2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятие, обозначенное ключевыми словами.

3. Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений.

4. Напишите сочинение, строго соблюдая указанную выше композицию.

Пример пошаговой работы с текстом при написании сочинения 15.1

Пример 1

Шаг 1. Читаем высказывание. Определяем ключевые слова.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: " Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли , того чувства , той доли истины или вдохновения , которыми он обладает, другим людям ".

Шаг 2. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.

(1)До сих пор не могу понять, что же заставило меня эти дурацкие штучки взять... (2)Забрать... (3)Да что там церемониться! - украсть.

(4)Да-да, налицо была кража. (5)Пусть ерундовая, пусть совершенная восьмилетней девчонкой, но все же кража. (6)Было бы понятно, если б я использовала их по назначению. (7)Все знают, какой интерес проявляют даже маленькие девчонки ко всякой косметической чепухе. (8)Так ведь нет! (9)Я вытряхивала вязкий яркий брусочек губной помады сразу же, выйдя за калитку, - наивная неосмотрительность! (10)И тут же, прополоскав блестящий патрон в прозрачной воде арыка, мчалась домой, ужасно довольная приобретением.

(11)Смешно сказать! (12)Меня волновал прекрасный, как мне казалось, женский профиль, выбитый на крышке патрона. (13)Четкий античный профиль с малюсенькими пластмассовыми кудряшками. (14)И забавлял стаканчик, действовавший в патроне как микроскопический лифт. (15)Он подавал вверх оранжевый столбик помады к толстым морщинистым губам учительницы.

(16)Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила учительницу. (17)Мое отношение к этому делу можно было бы назвать чувством обреченности. (18)Так было нужно - заниматься музыкой, как мыть руки перед едой, а ноги перед сном. (19)Уж очень мама хотела этого.

(20)Я же равнодушно повторяла нужный такт ровно столько, сколько требовалось, при этом блуждая взглядом по стенам, глядя в окно. (21)И вот так-то однажды я и обнаружила между решеткой и оконной рамой то, чему раньше совершенно не придавала значения. (22)Патроны с губной помадой: красные, блестящие желтые, белые - лежали, казалось, никому не нужные и даже слегка запыленные. (23)Но поразила меня не столько их кажущаяся ненужность, нет, я знала, что учительница тщательно ухаживает за своими губами, - а их количество. (24)Зачем столько помады для одного рта? (25)Доиграв такт ровно столько, сколько полагалось, я встала из-за пианино и, ощущая некоторое деловое нетерпение, стала осматривать все это богатство. (26)В какой момент мелькнула у меня мысль о том, что недурно бы иметь хотя бы одну такую вещичку? (27)Каков был ход моих рассуждений? (28)И вообще знала ли я тогда, что взять чужую вещь - это значит украсть? (29)Да, конечно, я знала, что не следует брать чужого. (30)Без спроса. (31)Но о каком спросе могла идти речь при таком количестве одинаковых губных помад? (32) Ведь их было так много! (33)Чуть ли не семь-восемь... (34)Словом, я выбрала для себя самый, на мой взгляд, скромный - белый патрон и сунула его в карман платья. (35)А в следующий раз я просто решила, что будет справедливо, если красивых тюбиков с губной помадой у нас с учительницей станет поровну. (36)Коричневый пластмассовый патрон проследовал в мой карман.

(37)В это время со двора возвратилась учительница. (38)Я очень спокойно сидела на крутящемся черном табурете, положив руки на клавиатуру. (39)Учительница села на свой стул рядом и помолчала.

(40)- В последнее время, - мягко и лениво, как всегда, проговорила она, - у меня стала пропадать губная помада... (41)Ты не знаешь, кто ее крадет?

(42)Я молчала. (43)Самое интересное заключалось в том, что мне было стыдно не столько потому, что меня уличили в краже, сколько потому, что я врала. (44)Противная, очень противная штука вранье! (45)Все мои мысли в этот момент были заняты не преступностью кражи, а преступностью вранья. (46)Моей же учительнице было наплевать на вранье, она словно и не сомневалась, что так и будет.

(47)- Это ужасно... ужасно... - повторяла она, пригорюнившись, машинально ковыряя карандашиком между клавишами. (48)Я смирно сидела рядом, напряженно вытянув спину, уже не веря, что где-то есть пыльные улицы со свободными людьми, что где-то есть наш двор и наша квартира.

(49) - Что же с тобой будет? (50)Послушай, девочка, а ты не больна?

(51)- Нет! - удивившись, ответила я. - (52)Почему больна?

(53)- Есть такая болезнь - клептомания. (54)Когда человек и рад бы не воровать, да не может. (55)Болезнь, понимаешь?(56)Это очень серьезная болезнь. (57)Ею один граф болел. (58)Богатый был, именьями владел, а вот у приятеля нет-нет да что-то стянет. (59)В общем, передай маме, чтобы прислала с тобой три рубля. (60)Или нет, я напишу ей записку, а то ты не передашь.

(61)Выйдя на террасу, я тут же развернула записку. (62)Там было написано: (63)«Уважаемая такая-то! (64)Ваша дочь ворует. (65)У меня она украла три шт. губной пом. (66)Прошу возместить три руб. (67)И заняться воспитанием своего реб.».

(68)- Что так долго? - спросила мама, открыв дверь. - (69)Зазанималась?

(70)«Бедная мамочка...» - подумала я, почему-то очень жалея ее. (71)Я зашла в комнату, где мама проверяла ученические контрольные, и как-то вяло, на выдохе, сказала:

(72)- Мам, я воровка...

(73)- Чего-чего? - спросила мама, подняв от тетрадей голову и засмеявшись.

(74) «Бедная мамочка!» - опять подумала я и повторила:

(75)- Я украла губную помаду. (76)Вот, - и положила на стол записку.

(77)Потом в комнате наступила очень тихая тишина, и мне стало так плохо, что я не могла на маму смотреть.

(78)- Слушай, а зачем тебе эта ерунда была нужна? - недоуменно спросила мама.

(79)- Не знаю... - сдавленно прошептала я и заплакала. (80)Теперь я и в самом деле не знала, зачем мне нужны были те штучки.

(81)- Ну да, - растерянно сказала мама, - понимаю. (82)Я ведь не крашу губы, тебе это было в диковинку...

(83)Главным было то, что много лет подряд после этого случая, даже в юности, я продолжала носить в себе страшную тайну своей порочности. (84)И когда при мне кто-нибудь рассказывал, что где-то кого-то обокрали и унесли ценностей на три тысячи, я каждый раз внутренне вздрагивала и думала: (85)«А ведь я тоже... такая...» (86)И боялась, когда меня оставляли одну в чужой квартире хотя бы на минуту. (87)Я боялась, что во мне проснется таинственная графская болезнь. (88)Такой страшной силы заряд презрения к себе сообщила мне мягкая ленивая женщина, превосходно игравшая изящную пьесу Бетховена «Элизе».

(По Д. Рубиной)

Если цитата не содержит указания на конкретные языковые явления, то можно анализировать любые из них. Мысли и чувства героини передают контекстные синонимы (взять, забрать, украсть в предложениях 1-3), метафоры (заряд презрения к себе в предложении 88), восклицательные предложения (№ 11, 44, 51, 74), вопросительные предложения (№ 26-28, 31).

Шаг III. Пишем сочинение.

Тезис и его комментарий

"Зачем человеку даны слово, речь?" - над этим вопросом размышляет Владимир Галактионович Короленко и приходит к выводу, что главная задача человеческой речи - передавать окружающим мысли и чувства.

Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли писателя может служить рассказ Дины Рубиной. Например, с помощью контекстных синонимов "взять", "забрать", "украсть", образующих градацию, автор передает размышления героини о своем поступке в детстве.

Восклицательные предложения № 11, 44, 51, 74 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершенный поступок.

Вывод

Итак, примеры из текста доказывают правоту В.Г. Короленко: слово имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому сложные мысли и чувства.

1. Указывание номеров предложений: С помощью риторических вопросов (предложения 22, 24, 25) автор воздействует на чувства читателя;

2. Использование ключевых слов: Эпитеты "нежный", "звонкий", "чистый" характеризуют неповторимый голос героини.

3. Использование цитирования: С помощью антонимов автор подчеркивает, что проблема, о кторой он пишет, касается каждого из нас: "Об этом должны помнить и взрослые, и дети".

Важно: Выбранные вами языковые явления должны соответствовать тем, которые упоминаются в высказывании. Например, если в цитате упоминается слово , следует писать о лексических явлениях, а если автор говорит о мысли или речи , то следует искать синтаксические явления.

Пример 2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачева: "Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит ".

Шаг I. Читаем высказывание. Выделяем ключевые слова.

Шаг II. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.

В тексте Дины Рубиной особое внимание следует обратить на речь учительницы музыки, характеризующую ее как черствого, равнодушного человека.

Шаг III. Пишем сочинение.

Тезис и его комментарий

Слова Д.С. Лихачева передают мысль о том, что в речи человека проявляется его ум, характер, духовный облик. В самом деле, порой достаточно услышать несколько фраз, чтобы составить представление о вашем собеседнике.

Аргументы и роль языковых явлений в тексте

Чтобы доказать правоту ученого, обратимся к тексту Дины Рубиной. Не случайно автор подчеркивает, что учительница говорит "мягко, лениво, как всегда". А во фразе "Послушай, девочка, а ты не больна?" чувствуется цинизм и равнодушие к ребенку.

Особенно ярко характеризует учительницу записка, адресованная маме девочки: "Прошу возместить три руб. И заняться воспитанием своего реб.". Сокращения, уместные только в деловой речи, подчеркивают отстраненность, равнодушие педагога, который должен был бы, в силу своей профессии, бережно относиться к хрупкой психике ребенка.

Вывод

Таким образом, Д.С. Лихачев прав: речь человека действительно позволяет многое узнать о человеке, его внутреннем мире.

Использованные материалы:

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2015. - 96 с.


15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го линг­ви­ста Л. Ю. Мак­си­мо­ва: «При по­мо­щи аб­зац­но­го от­сту­па (или крас­ной стро­ки) вы­де­ля­ют­ся наи­бо­лее важ­ные в ком­по­зи­ции це­ло­го тек­ста груп­пы пред­ло­же­ний или от­дель­ные пред­ло­же­ния». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Л. Ю. Мак­си­мо­ва.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

На что нужно обратить внимание:

  • любое сочинение 15.1 целиком и полностью о языковых явлениях . Здесь будут идти рассуждения об абзацном членении текста, о предложениях и их соединениях, о знаках препинания, о тропах (метафора, эпитет, сравнение и пр.), о синтаксических фигурах (анафора, эпифора и пр.), о лексических средствах выразительности (экспрессивной лексике, лексический повтор, просторечные слова, книжные слова, жаргонизмы и пр.). Вот почему это сочинение называют сочинением "на лингвистическую тему";
  • сочинение пишется по высказыванию, которое Вы должны подтвердить. Всё Ваше сочинение должно быть направлено на такую мысль: "Да, автор высказывания абсолютно прав. Примеры тому мы видим почти в каждом предложении. Вот это предложение подтверждает, что данное языковое явление действительно служит тому-то. Другое предложение также говорит нам о том, что языковое явление такое-то помогает достичь того-то";
  • рекомендованное количество абзацев - 4:
    1 - вступление, тезис;
    2 - первый аргумент;
    3 - второй аргумент;
    4 - вывод;
  • аргумента в доказательство нужно приводить два ;
  • оба аргумента нужно приводить из текста . Находите предложение, в котором есть языковое явление, о котором сказано в цитате, и пишете его в качестве первого аргумента вместе с конкретным словом или словосочетанием. Если нас просят доказать, что метафора служит построению особенных образов, мы не только пишем, что "метафора представлена в предложении 7", но еще и указываем, что "перед нами метафора "план лопнул";
  • кроме предложения с конкретным примером Вы должны указать еще и функцию этого примера. Зачем в этом предложении стоит эта метафора, к примеру? Чего с помощью неё автор хочется добиться? Чему она служит? Какой эффект создает? Чей образ передает?
  • сочинение должно иметь не менее 70 слов. Рекомендуем писать его объёмом от 70 до 95, ведь чем больше слов, тем более велик шанс совершить ошибку.

Структура сочинения 15.1:

(1)Я не лю­би­ла эту куклу. (2)Её рост и внеш­ние до­сто­ин­ства срав­ни­ва­ли с моими. (3)Взрос­лые на­ив­но по­ла­га­ли, что до­став­ля­ют мне удо­воль­ствие, когда с де­жур­но-уми­ли­тель­ны­ми ин­то­на­ци­я­ми вос­хи­ща­лись мною.

– (4)Кто из вас де­воч­ка, а кто кукла - труд­но по­нять! - вос­кли­ца­ли они.

(5)Я была хруп­кой и ма­ло­рос­лой. (6)И от­то­го что все, вос­хи­ща­ясь этой хруп­ко­стью, име­но­ва­ли её «изя­ще­ством», а меня - «ста­ту­эт­кой», мне не было легче. (7)Я была са­мо­лю­би­ва, и мне ка­за­лось, что «ста­ту­эт­ка» - этo лишь вещь, укра­ше­ние, а не че­ло­век, тем более что ста­ту­эт­ка­ми на­зы­ва­ли и трёх фар­фо­ро­вых собак, оце­пе­нев­ших на нашем бу­фе­те. (8)Вос­пи­та­тель­ни­ца в дет­ском саду, слов­но ста­ра­ясь под­черк­нуть мою хлип­кость, вы­стро­и­ла нас всех по росту, на­чи­ная с самых вы­со­ких и кон­чая мною. (9)Вос­пи­та­тель­ни­ца так и опре­де­ля­ла моё место в общем строю: «за­мы­ка­ю­щая».

– (10)Не огор­чай­ся: конец - делу венец! - услы­ша­ла я от отца. (11)Венца на моей го­ло­ве, увы, не было, а вен­це­нос­ные за­маш­ки име­лись, и ко­ман­до­вать я очень лю­би­ла.

(12)Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир, ни­ко­го не уни­жая, а меня воз­вы­шая. (13)Ми­ни­а­тюр­но­стью своей иг­руш­ки подчёрки­ва­ли, что со­зда­ны как бы для под­чи­не­ния мне. (14)А без­раз­дель­но хо­зяй­ни­чать - я со­об­ра­зи­ла уже тогда - очень при­ят­но. (15)Я рас­по­ря­жа­лась марш­ру­та­ми ав­то­мо­би­лей и по­ез­дов, по­вад­ка­ми и дей­стви­я­ми зве­рей, ко­то­рых в жизни бо­я­лась. (16)Я власт­во­ва­ла, по­ве­ле­ва­ла - они были бес­сло­вес­ны, без­молв­ны, и я втай­не по­ду­мы­ва­ла, что хо­ро­шо было бы и впредь об­ра­щать­ся с окру­жа­ю­щи­ми по­доб­ным об­ра­зом.

(17)Но вдруг, когда мне ис­пол­ни­лось шесть лет, по­яви­лась огром­ная кукла с круг­лым лицом и рус­ским, хотя и не­обыч­ным для иг­руш­ки, име­нем Ла­ри­са.(18)Отец привёз куклу из Япо­нии, где был в ко­ман­ди­ров­ке. (19)Я долж­на была бы об­ра­до­вать­ся за­мор­ской иг­руш­ке. (20)Но она была выше меня ро­стом, и я, бо­лез­нен­но на это от­ре­а­ги­ро­вав, сразу же её не­взлю­би­ла.

(21)Мама не­ред­ко втор­га­лась в мои вза­и­мо­от­но­ше­ния с иг­руш­ка­ми.

– (22)Лю­бишь на­ка­зы­вать? - впо­лу­шут­ку спро­си­ла как-то она. (23)И впо­лу­серьёз до­ба­ви­ла: - (24)С бес­сло­вес­ны­ми так по­сту­пать нель­зя. (25)Они же не могут от­ве­тить ни на добро, ни на зло.

– (26)На зло от­ве­ча­ют, - воз­ра­зи­ла я.

– (28)Под­чи­ня­ют­ся.

– (29)Это оскор­би­тель­но. (30)Не для них... (31)Для тебя! - уже со­всем серьёзно ска­за­ла мама.

(32)Она, по­хо­же, хо­те­ла, чтоб я от­ка­за­лась от аб­со­лют­ной вла­сти над сво­и­ми иг­руш­ка­ми. (33)Она во­об­ще была про­тив са­мо­вла­стия. (34)Но я к этому от­вра­ще­ния не пи­та­ла.

(35)С по­яв­ле­ни­ем Ла­ри­сы мно­гое из­ме­ни­лось. (36)Иг­ру­шеч­ное цар­ство, ка­за­лось, по­слуш­но за­дра­ло го­ло­ву и взи­ра­ло на неё снизу вверх. (37)Так смот­ре­ла на Ла­ри­су и я. (38)Как кукла она была более не­обыч­ной, по­ра­жа­ю­щей во­об­ра­же­ние, чем я как че­ло­век. (39)Мы и кук­лой-то её на­зы­вать не ре­ша­лись, а име­но­ва­ли толь­ко Ла­ри­сой.

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и дру­гие, по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

1 абзац

Это вступление. В нём же должен обозначиться тезис, который Вы далее будете доказывать. Тезис, правда, уже обозначен за Вас: это то самое высказывание, та цитата, по которой Вы пишете сочинение. Именно поэтому в самом задании Вам рекомендуют начать именно с неё. Мы так и поступим. Подать её мы можем двумя способами: переписать прямо так, как она дана, с помощью прямой речи или использовать речь косвенную. Мы воспользуемся вторым способом.

Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Докажу это на примерах из прочитанного текста.

Абзац состоит всего из двух предложений. Это нормально. Но здесь могло быть и 3 предложения. Между первым и вторым здесь можно было добавить собственный комментарий по теме. Получилось бы примерно так:

Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Действительно, абзацное деление текста помогает читателю правильно воспринимать события текста, обращать своё внимание на отдельные моменты. Докажу это на примерах из прочитанного текста.

Такое второе предложение можно писать, а можно и не писать, это не возбраняется. А вот первое и третье в Ваших сочинениях должны быть максимально похожи на те, что Вы видите в примере выше. Их выкидывать нельзя, но можно в них менять слова.

2 абзац

Это 1 аргумент. Так как в данном примере сочинения речь идет об абзацах, мы будем указывать для аргумента не предложение, а группу предложений: какой-то конкретный абзац из текста. Это может быть абсолютно любой абзац, так как каждый из них - скопление группы важных мыслей. Помним, что мы должны указать не просто абзац, но и его функцию, то есть: почему эти предложения объединены в абзац, какая мысль в них заключена, на чем содержание этого абзаца заостряет наше внимание? Абзац может состоять из 2-3 предложений. 1 предложение - указание на сам пример, в нашем случае на абзац, 2 и последующие - на его функцию. Получается так:

Предложения 12-16 объединены в один абзац не случайно. Этот отрывок концентрирует внимание читателя на внутреннем мире девочки и на том, как он находил своё отражение в её мире игрушек.

3 абзац

Это 2 аргумент. Логика рассуждений точно такая же, как и в предыдущем аргументе. Выбираем понравившийся абзац, рассказываем о его функции. Получается:

Абзац, начинающийся с предложения 17 и заканчивающийся предложением 20, также несет особую смысловую нагрузку. Он знаменует начало нового этапа в жизни главной героини, резкую смену её привычного мироощущения: теперь кукла, какая-то кукла, лучше, выше и красивее неё.

4 абзац

Это вывод. Мы доказали, что высказывание автора - чистая правда. Именно это мы и должны написать. Можно этим и ограничиться. Тогда вывод будет выглядеть так:

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо.

Но мы рекомендуем пояснить, в чем именно автор цитаты был прав. Ваш вывод будет очень похож на тезис по смыслу, но слова одни и те же лучше не употреблять. Ваш вывод - это измененный, краткий тезис. Дополняем предыдущее предложение:

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо. Красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.

Можно поступить и по-другому: убрать первое предложение, так как оно не несет особого смысла. Получится так:

Таким образом, красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.

24.09.2018

…Наш прекрасный русский язык – это клад,
это достояние, переданное нам нашими
предшественниками! Обращайтесь почтительно с
этим могущественным орудием; в руках умелых
оно в состоянии совершать чудеса!

(И. С. Тургенев)

Итоговая проверка в 9 классе – не просто срез знаний и показатель объёмов усвоенного материала. В зависимости от того, как ученик справится с заданиями, можно оценить его шансы на победы в олимпиадах (в том числе, вступительных в вуз или колледж), какое направление стоит выбрать в будущем (гуманитарное или математическое), даст возможность потренироваться перед ЕГЭ (при условии планируемого перехода школьника в 10 класс).

Это обязательный экзамен, наряду с математикой. Остальные три девятиклассники могут выбрать самостоятельно, в зависимости от дальнейшего направления обучения.

В отличие от ЕГЭ здесь отсутствует минимальный балл, который каждый ученик обязан получить.

Большинство образовательных учреждений при оценке ОГЭ по русскому языку всё же предпочитают опираться на рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), который определяет самые общие нормы экзаменационных работ: уровень сложности сочинений, количество баллов за задания и условия их перевода в 5-балльную систему. В 2018 году критерии выводились на основе результатов досрочной сдачи.

Предлагаем разобрать самую сложную и трудоёмкую часть ОГЭ по русскому языку – сочинения.

ОГЭ даёт возможность определить, какой уровень сложности русского языка нужен именно вам – поэтому даны три темы (задания маркируются соответственно: 15.1, 15.2, 15.3).

Сочинение-рассуждение о значении общего понятия

Убеждённым «технарям» (тем, кто с цифрами на «ты», но не ладит с сочинительством) рекомендуется не рисковать и выбрать первую тему – самую общую и простую в исполнении.

Студентам, которым необходим высокий балл, не стоит пропускать это задание. С него можно начать тренировку к экзамену, а потом постепенно переходить к более сложным темам.

Темы сочинений для ОГЭ по русскому языку в 2018 году звучали следующим образом:

  • Что такое внутренний мир человека?
  • Что такое выбор?
  • Что такое доброта?
  • Что такое драгоценные книги?
  • Что такое дружба?
  • Что такое жизненные ценности?
  • Что такое любовь?
  • Что такое материнская любовь?
  • Что такое настоящее искусство?
  • Что такое неуверенность в себе?
  • Что такое нравственный выбор?
  • Что такое сила духа?
  • Что такое взаимовыручка?
  • Что такое счастье?
  • Что такое честность?
  • Что такое талант?
  • Что такое любовь к природе?
  • Что такое сила воли?
  • Что такое благодарность?
  • Что такое мужество?
  • Что такое предательство?
  • Что такое эгоизм?
  • Что такое умение прощать?
  • Что такое подвиг?
  • Что такое доблесть?
  • Что такое свобода?
  • Что такое преданность?
  • Зачем нужна пунктуация?
  • Язык что одежда

Даже на самое лёгкое задание ответ должен быть подготовлен по всем правилам.

Ученику необходимо:

  1. Определить главную тему/мысль/вопрос.
  2. Грамотно структурировать ответ и выдержать композицию.
  3. Дать ответ на главный вопрос, подкрепив его аргументами.

Совет №1: Если планируете выбрать задание 15.3 – проработайте каждую из этих тем заранее.

Подберите необходимые описания, подумайте над подходящими словами, потренируйтесь комбинировать их. Используйте список 2018 года – он не сильно изменится к 2019, а вы сможете использовать свои наработки в качестве шаблонов, когда будете писать сочинение ОГЭ по русскому языку.

Совет №2: Потренироваться к экзамену можно и обратным способом:

  1. Найдите подборку академических материалов или возьмите за основу примеры сочинений прошлых лет.
  2. Постарайтесь определить, какая проблема раскрыта в тексте.
  3. Восстановите вопрос, на который отвечал автор этого текста.
  4. Попробуйте подобрать несколько вариантов формулировок такого вопроса.

Сочинение с опорой на исходный текст

В этом случае идёт куда более плотная работа с фрагментом, школьник полагается уже не в полной мере на свои рассуждения по теме, а держится в своём повествовании данного отрывка и старается не отходить от главной линии.

Такой уровень нужно выбирать тем, кто планирует переход в 10 класс и в будущем собирается делать упор на гуманитарные науки.

Навыки разбора, анализа и работы с текстом помогут в будущем значительно легче одолеть ЕГЭ.

Некоторые темы, которые достанутся в варианте 15.2 дублируют список базового уровня, но могут оказаться более узкими и конкретными. Например:

  • Что такое благородство?
  • Что такое самоуважение?
  • Что такое фантазия?
  • Что такое целеустремлённость?
  • Что такое человечность?
  • Что такое жертвенность?
  • Что такое сострадание?
  • Что такое красота?
  • Что такое надежда?
  • Что люди называют волшебным?
  • Что такое доверие?
  • Что такое творчество?
  • Что такое собственное мнение?

В сочинении по заданию 15.2 от вас хотят увидеть:

  • ваше понимание данной мысли
  • рассуждение по главной теме
  • не менее 2 аргументов, подтверждающих ваши утверждения
  • цитирование (но не переписывание!)

Прежде чем писать ответ – поработайте с текстом и определите:

  1. основную тему (о чём идёт речь?)
  2. главный вопрос (чем задаётся автор?)
  3. ключевые слова (за счёт чего передан смысл?)
  4. основную мысль вашего текста (сформулируйте тезис)
  5. собственное мнение (как вы будете выражать свою позицию по проблематике?)

Готово? Можно приступать к написанию:

    1. Подумайте над вступлением (можно начать с основного вопроса, обозначить тему, процитировать ключевой момент или сослаться на слова автора).
    2. Найдите аргументы, подтверждающие ваше мнение (процитируйте или укажите номер предложения).

Важно: по правилам ОГЭ по русскому языку аргумент в сочинении обязательно должен подкреплять тезис/вывод, сформулированный вами. Без этого цитата/номер предложения не будут засчитаны.

    1. Грамотно составьте заключение (обязательно выразите ваше мнение, подведите итоги, сделайте выводы, суммируйте сказанное).
    2. Проверьте наличие всех необходимых элементов: 1) тезис; 2) аргументы/примеры/доводы; 3) вывод/итог.
    3. Перечитайте готовую работу, проверьте логичность, соответствие критериям, грамотность, орфографию пунктуацию, синтаксис.

Сочинение на лингвистическую тему

Это самый высокий уровень сложности – для тех, кто планирует потом получать гуманитарное, лингвистическое или филологическое образование, собирается участвовать в олимпиадах и конкурсах, кому необходимы самые высокие оценки.

Темы тоже сформулированы по-другому, потренироваться можно, используя материалы прошлых лет. Вот список примеров высказываний, принадлежащих известным учёным, на основе которых вам предстоит подготовить ответ:

  • Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки.
  • Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань.
  • Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.
  • Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается.
  • Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.
  • Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли.
  • Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение.
  • Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев.
  • В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира.
  • Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса.
  • Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.
  • Части речи мы можем сравнить с большим оркестром, потому что, как музыкальные инструменты, каждая исполняет свою роль, а из их сочетания создаётся прекрасная музыка – великий, богатый и певучий русский язык.
  • Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости.
  • Эпитеты – «одежда» слов.
  • Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума.
  • Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе.
  • К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?
  • Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”.
  • Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи.
  • Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом.

Это 20 тем, выбранных в случайном порядке. На данный момент количество возможных вариантов переваливает за сотню. Чем больше успеете проработать – тем выше вероятность встретить знакомое высказывание, и вы с лёгкостью справитесь с ним.

Даже если попадётся незнакомое – объём тренировок перед экзаменом поможет выбрать нужное клише.

В этом случае на основе данного фрагмента вы отвечаете на лингвистический вопрос, значит, необходимо продемонстрировать глубокое знание научных аспектов.

1.Структура и композиция:

  • Вступление (тезис)
  • Основная часть (рассуждение + 2 аргумента)
  • Заключение (вывод)

Сочинение должно содержать в себе не менее 70 слов. Работы с меньшим объёмом не оцениваются. Существенно превышать это количество тоже не стоит, чтобы не допускать лишних ошибок. Оптимальным будет объём: 70-100 слов.

2. Виды (шаблоны) сочинений:

  • Рассуждение-доказательство: строится на главной идее – донести правильность своих выводов, указать на верность/ложность основного тезиса. В этом случае рекомендуется использовать вводные слова и речевые обороты.
  • Рассуждение-объяснение: подробно раскрывает суть поставленной проблемы. В этом случае вы исходите из предположения, где главное утверждение – истинно. Советуем обратиться к вводным словам, логическим связкам и резюмированию.
  • Рассуждение-размышление: строится в формате «вопрос-ответ» и вывод достигается в процессе рассмотрения центральной проблемы. Включите в работу речевые обороты и вводные слова.

3. Критерии оценки:

За сочинение можно получить максимум 9 баллов.

  • верное толкование слова, фрагмента текста, высказывания и приведен верный, обоснованный ответ – 2 балла;
  • дано 2 аргумента – 3 балла;
  • целостность, связность и последовательность – 2 балла;
  • выдержанная композиция – 2 балла.

В зависимости от уровня сложности и желаемой оценки – необходимо распланировать период подготовки. Оптимальный минимум – полгода, то есть, в январе необходимо уже начать тренировку к сочинению. Ещё лучше начать за год для сдачи: это актуально для тех, у кого предмет вызывает трудности, и для тех, кто напротив – стремится к высокому результату и планирует в дальнейшем двигаться в этом направлении.

Для получения актуальной информации о грядущих экзаменах, отслеживания тенденций и изменений, проработки самых новых заданий и упражнений – рекомендуется сочетать самостоятельную подготовку с занятиями на

Формулировка задания:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом…» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Прочитать текст полностью

Структура сочинения-рассуждения 15.1 ОГЭ по русскому языку:

1 абзац. Тезис.
2 абзац. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3 абзац. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4 абзац. Заключение (по тезису).

ТЕЗИС , который станет началом вашего сочинения, формулируется очень просто. Следует только помнить, что любой тезис - это утверждение. Вдумчиво прочитайте задание и, опираясь на него, сформулируйте свой тезис.
ПРИМЕР: Слова К.Г. Паустовского я понимаю так: (далее идет ваше мнение в виде утверждения ) любую мысль, любое чувство можно просто и точно выразить словами. Чтобы избежать логических ошибок, проведем "мостик" к прочитанному тексту: Писатели в своих произведениях часто используют удивительную образность и гибкость русского языка. Далее непосредственно обратимся к тексту: Приведем примеры из текста Б.Васильева, подтверждающие это.

АРГУМЕНТ 1 + ПРИМЕР + КОММЕНТАРИЙ. Начинайте аргументы с вводных слов: Во-первых, (далее идет аргумент, отражающий смысл высказывания Паустовского ) в предложении № 17 письма называются "бесценными". Данный эпитет употребляется вместе со словом "листочками", имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых "листочков" для пожилой женщины, выразить бережное отношение, с которым героиня хранила письма.

АРГУМЕНТ 2 + ПРИМЕР + КОММЕНТАРИЙ. Во-вторых, (ищем еще одну интересную языковую особенность и приводим ее в пример ) в предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой, где люди обычно хранят самое ценное ("Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души "). С помощью данной метафоры Васильев очень точно описывает опустошенное внутреннее состояние старушки, посте того как она заметила пропажу ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Должно обязательно перекликаться с тезисом. Используйте формулу для начала: Подводя итог всему вышесказанному, можно убедиться в справедливости слов (далее формулируем мысль, утверждаемую в тезисе) К.Г. Паустовского, который говорил, что даже самые сложные чувства и переживания можно выразить русским словом. Б. Васильеву, автору предложенного для анализа текста, помогают в этом средства художественной выразительности. С их помощью он он передает, что с утратой писем, которые представляли для Анны Федотовны большую духовную ценность, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности , то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент Вам может подсказать задание № 3, в котором требуется определить средство художественной выразительности, использованное в предложении, ведь в задании 15.1 вам предстоит рассуждать именно о языковых особенностях предложенного текста на основе цитаты. Также хорошими аргументами всегда являются:
1. Однородные члены предложения (помогают описать предмет/явление).
2. Диалоги героев (показывают отношение героев к изображаемому, описываемому)