Сражение варяга с японской эскадрой. Николай ii - героям чемульпо. Врагу не сдается наш гордый "Варяг"

9 февраля Варяг и Кореец совершили свой подвиг. Как это было

Наверх, о товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!


В этот день "Варяг" и "Кореец" приняли неравный бой с японской эскадрой.
Он стал известен всему миру, как битва с японской эскадрой близ порта Чемульпо, после которой русские моряки затопили свой корабль, но не сдались врагу. Подвиг был совершен на глазах моряков со всего мира. Именно в этом случае понимаешь справедливость нашей поговорки "На миру и смерть красна". Именно благодаря этим многочисленным свидетелям и прессе их стран этот бой и стал известен.

В историю русско-японской войны навсегда вошел подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.

Крейсер "Варяг" считался одним из лучших кораблей русского флота. В 1902 г. "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхонь).

26 января 1904 г. японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде в нейтральном порту: На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг" и мореходная канонерская лодка "Кореец", а также грузо-пассажирский пароход "Сунгари". Стояли также иностранные военные корабли.

8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев) блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован миноносцами (две выпущенные торпеды не попали в цель), после чего вернулся на рейд.

Рано утром 27 января 1904 г. В.Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.
В.Ф. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России и объявил о решении прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

Командирская рубка Варяга.

"Варяг" снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка "Кореец" (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.

У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь. Она надежно преградила русским кораблям выход в открытое море.

Планы японцев и их эскадра

Японские суда: Asama в 1898 году

Akashi на рейде в Кобэ, 1899 год

Naniwa в 1898 году

У японской стороны имелся подробный план боя, доведённый приказом Уриу до командиров кораблей в 9:00 9 февраля. Он предусматривал два варианта развития событий — в случае попытки прорыва русских кораблей и в случае отказа их от прорыва. В первом случае, учитывая стеснённость фарватера, Уриу выделил три рубежа перехвата русских кораблей, на каждом из которых должна была действовать своя тактическая группа:

в первую группу был назначен Asama
во вторую — Naniwa (флагман Уриу) и Niitaka
в третью — Chiyoda, Takachiho и Akashi.

Asama как наиболее сильный корабль отряда играл основную роль. В случае отказа русских кораблей от прорыва, Уриу планировал атаковать их в порту торпедами силами 9-го отряда миноносцев (если бы нейтральные суда не покинули бы свои якорные стоянки), либо артиллерией и торпедами силами всей эскадры.

Если до 13:00 9 февраля русские корабли не выйдут с якорной стянки, то все корабли занимают позиции рядом с флагманом.
- в случае, если корабли нейтральных держав остаются на якорной стоянке, то вечером производится торпедная атака;
- в случае, если на якорной стоянке будут только русские корабли и небольшое количество иностранных кораблей и судов, то производится артиллерийская атака силами всей эскадры.

Ход боя

Шесть японских крейсеров - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. В.Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

С броненосного крейсера "Асама" раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. "Варяг" не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, В.Ф. Руднев приказал открыть огонь.


Варяг и Кореец идут на последний бой. Редкое фото.

Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались в этом бою многие матросы, среди которых были и наши земляки А.И. Кузнецов, П.Е. Поликов, Т.П. Чибисов и другие, а также корабельный священник М.И. Руднев.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо". Когда же к "Варягу" устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

Подбиты 6-дюймовые орудия — XII и IX; 75-мм — №21; 47-мм — №27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция №2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный. При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира. Управление было немедленно перенесено в румпельное отделение на ручной штурвал. При громе выстрелов приказания в румпельное отделение были плохо слышны, и приходилось управляться преимущественно машинами, несмотря на это крейсер все же плохо слушался.

В 12 часов 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами, и, так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова Иодолми, дали задний ход обеими машинами (крейсер поставило в это положение в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руле). В это время огонь японцев усилился и попадание увеличивалось, так как крейсер, разворачиваясь, повернулся левым бортом к неприятелю и не имел большой скорости.

Тогда же была получена одна из серьезных подводных пробоин в левый борт, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень коей подходил к топкам; подвели пластырь и начали выкачивать воду; тогда уровень воды несколько спал, но тем не менее крейсер продолжал быстро крениться. Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, разрушившим их и пробившим палубу, была зажжена мука в провизионном отделении (тушение пожара производилось мичманом Черниловским-Сокол и старшим боцманом Харьковским), а другим снарядом разбиты коечные сетки на шкафуте над лазаретом, причем осколки попали в лазарет, а сетка загорелась, но вскоре была потушена. Серьезные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему и пошли полным ходом, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями. Одним из выстрелов 6-дюймового орудия №XII был разрушен кормовой мостик крейсера "Асама" и произведен пожар, причем "Асама" прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова.


Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более. Только при проходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев мог быть опасен для иностранных судов, они его прекратили, и один из преследовавших нас крейсеров вернулся к эскадре, остававшейся на фарватере за островом Иодолми. Расстояние настолько увеличилось, что продолжать огонь нам было бесполезно, а потому огонь был прекращен в 12 часов 45 минут дня.


Итоги боя

Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты - 1 офицер и 30 матросов, ранены - 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

Израненный, но не побежденный "Варяг" (выше на фото "Варяг" после боя) вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв.

Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один японский миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял не менее 30 человек убитыми.

В этом бою принято забывать про "Корейца". В одном из документов прочитал интересные сведения. Перед боем, командир судна капитан 2-го ранга Г.П. Беляев приказал укоротить мачты корабля. Это была военная хитрость. Он знал что японцы знают подробные характеристики наших судов и понимал, что дальность до Корейца дальномерщики будут измерять по высоте мачт. Таким образом все снаряды японских судов благополучно перелетали через русский корабль.

Кореец с мачтами до и после боя.

А между тем, за время боя "Кореец" выпустил по противнику 52 снаряда, а единственным повреждением было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было вовсе.

"Варяг" же кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. В.Ф.Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.

После своза команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван (выше на фото взрыв Корейца). Также был затоплен российский пароход «Сунгари».

"Варяг" после затопления, во время отлива.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль".

Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся размещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона.

Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача.

Французские газеты писали по этому поводу: "Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций. "

После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом "Восходящего солнца".

Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ.

Генерал барон Каульбарс приветствует моряков "Варяга" и "Корейца" по их прибытии в Одессу.

Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.

Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Геор-гия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Свято-го Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя.

В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы.

Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская.

7 июля 1913 г. В.Ф. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине (теперь Заокский район Тульской области).

Дальнейшая судьба крейсера "Варяг"

В 1905 году крейсер был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷).

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго») был выкуплен Россией.

4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи.

В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.

В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. В погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции...

После подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Полностью историю песни и оригинальный тест можно прочитать

"Песня о подвиге Варяга" (на перевод стихов Грейнца) стала гимном русских моряков

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и перевернулся линкор «Новороссийск», погребя сотни моряков. Вспоминает ветеран Вооруженных Сил СССР, офицер в отставке М. Пашкин: «Внизу, в бронированной утробе линкора, замурованные и обреченные на смерть моряки пели, они пели „Варяга“. На днище это не было слышно, но, приблизившись к динамику, можно было разобрать чуть слышные звуки песни. Это было ошеломляющее впечатление, такого состояния я никогда не испытывал. Никто не замечал слез, все смотрели вниз на днище, как бы стараясь увидеть поющих внизу моряков. Все стояли без головных уборов, слов не было ».

7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула вследствие пожара на борту после 6-часовой борьбы экипажа за плавучесть судна. Моряки, находящиеся в ледяной воде Норвежского моря, прощались со своим командиром и кораблём, исполнив песню «Варяг»...

Инфа и фото (С) разные места инета... свой пост прошлого года дополнил новыми фото и подкорректировал.

Крейсер «Варяг» был построен в 1899 году. Судно стало частью Тихоокеанской флотилии. Накануне русско-японской войны «Варяг» отправился в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон). Здесь он оказался в распоряжении российского посольства. Вторым таким судном стала канонерская лодка «Кореец».

Накануне боя

В канун нового 1904 года капитан Всеволод Руднев получил секретную шифровку. В ней сообщалось, что корейский император узнал о движении десяти японских кораблей по направлению к Чемульпо (гибель крейсера «Варяг» произошла в свое время в бухте этого порта). Пока же никакой войны не было, хотя обе страны активно готовились к ней. В России к Японии относились свысока, из-за чего армия и флот оказались в трудном положении, когда конфликт разразился по-настоящему.

Японской флотилией командовал адмирал Сотокити Уриу. Его корабли прибыли к побережью Кореи, чтобы прикрыть высадку десанта. Флотилия должна была остановить «Варяг», если он решит выйти из бухты и вмешаться в переброску сухопутной армии. 27 января (по старому стилю) вражеские корабли появились в прибрежной акватории. Это был первый день русско-японской войны.

Обстановка в порту Чемульпо осложнялась из-за того, что там находились суда других стран: Великобритании, Франции, Италии и США. Утром 27 января японский адмирал Уриу отправил их представителям сообщение о том, что он собирается атаковать русские суда. В связи с этим нейтральным кораблям предлагалось покинуть рейд до 16 часов, чтобы они не попали под огонь. Европейцы известили капитана Руднева о японском предупреждении. Стало ясно, что бой неизбежен, несмотря на явное нарушение международного права (драма разыгралась в порту третьей страны).

Приближение японской флотилии

К утру уже завершилась высадка трехтысячного сухопутного контингента. Теперь транспортные суда ушли из района боя, а военные корабли могли начать подготовку к предстоящей атаке. В порту был виден пожар на месте высадки японцев. Противник намеренно психологически давил на русских моряков. Героическая гибель крейсера «Варяг» показала, что все эти попытки были обречены на провал. Русские моряки и их офицеры были готовы ко всему, хотя им и пришлось унизительно ждать атаки врага и беспомощно наблюдать за высадкой десанта.

Меж тем командиры иностранных судов отправили японцам письменный протест. Эта бумага не возымела действия. Ни на какие другие шаги иностранцы не решились. Их корабли удалились в порт и никак не проявляли себя во время боя. и канонерская лодка были блокированы в бухте. Выйти в открытое море они не могли, так как дорогу закрывала японская флотилия из десяти кораблей. Последовавшая затем гибель крейсера «Варяг» случилась во многом из-за паралича и неумелых действий командования в Порт-Артуре. Начальники флота повели себя безответственно. Они никак не пытались предотвратить катастрофу, хотя сообщения о приближении японской эскадры поступали уже на протяжении месяцев.

«Варяг» покидает Чемульпо

Капитан Всеволод Руднев, поняв, что ждать помощи от иностранцев или собственного начальства бессмысленно, принял решение прорываться из бухты и принять бой. Никакой речи о капитуляции идти просто не могло. В 10 часов утра капитан прибыл на крейсер и сообщил офицерам о своем решении. Общее мнение было единодушным - попытаться прорваться, а если попытка провалится, то затопить корабли.

Первыми к бою начали готовиться медики. Врачи, санитарки и фельдшеры оборудовали перевязочные пункты. На следующие несколько дней они забыли о том, что такое сон, - у них было слишком много работы. В 11 часов Руднев выступил с речью уже перед всей командой. Моряки поддержали капитана громогласным «Ура!». Никого не пугала гибель крейсера «Варяг», никто не хотел сдаваться, заранее сложив руки. Схожей была реакция на «Корейце». Даже кок, который был вольнонаемным рабочим, отказался покидать судно и укрыться в консульстве. Когда «Варяг» покидал порт, иностранные экипажи выстроились на палубах своих судов. Так французы, итальянцы и англичане отдавали дань мужеству экипажа, у которого впереди был неравный бой. В ответ на «Варяге» играли национальные гимны этих стран.

Соотношение сил сторон

Какой эскадре должен был противостоять крейсер «Варяг»? История гибели корабля могла бы вообще не случиться, сражайся он в других условиях ведения боя. Каждое японское судно было ему по силам. Исключением был «Асама» - один из лучших броненосных крейсеров во всем мире. «Варяг» был воплощением идеи о сильном и быстроходном разведчике. Его главным преимуществом в сражении были стремительный налет и короткий, но оглушительный удар по противнику.

Все эти качества «Варяг» лучше всего мог продемонстрировать в открытом море, где у него было бы пространство для маневра. Но его расположение, а впоследствии и место гибели крейсера «Варяг» было в узком фарватере, полном отмелей и камней. В таких условиях корабль не мог разогнаться и эффективно ударить по противнику. Из-за узкого курса, крейсеру пришлось идти на мушке у японцев. Поэтому исход сражения определялся только соотношением количества пушек. У дюжины кораблей их было гораздо больше, чем у крейсера с канонерской лодкой.

Особенно безнадежным положение становилось из-за присутствия «Асамы». Орудия этого крейсера были практически неуязвимыми, так как скрывались за толстой башенной броней. Для сравнения: на русских кораблях артиллерия была открытой и палубной. Кроме того, половина орудий «Корейца» являлись попросту устаревшими. Во время боя они вообще бездействовали.

Начало сражения

Японские корабли предопределили место гибели крейсера «Варяг», встав в десяти милях от корейского Чемульпо. Когда эскадры встретились, последовал сигнал, вопрошающий о сдаче. «Варяг» гордо промолчал на это предложение. Первые выстрелы с «Асамы» прозвучали около 12 часов. Они производились в тот момент, когда корабли находились на расстоянии около 8 километров друг от друга.

Все понимали, что неизбежна гибель крейсера «Варяг». Бой, тем не менее, был принят. Через две минуты после первых японских выстрелов началась пристрелка на правом борту «Варяга». Ею руководил Кузьма Хватков - старший комендор. Накануне сражения он лежал в лазарете после сделанной операции. Узнав о предстоящем бое, комендор потребовал выписки и вскоре прибыл на борт «Варяга». Хватков с редкой храбростью продолжал беспрерывную стрельбу на протяжении всего сражения, даже после того как были убиты и ранены все его помощники.

Первым попаданием японский снаряд разрушил верхний носовой мостик и перебил фок-ванты. Из-за этого в штурманской рубке начался пожар. Последовал взрыв, убивший младшего штурмана Алексея Нирода и сигнальщика Гавриила Миронова. Тушением пожара стал руководить Тимофей Шлыков - смелый и решительный боцман.

Пожар на борту

Столбы черного дыма стали первыми признаками, которыми ознаменовалась гибель крейсера «Варяг». Дата 27 января 1905 года стала днем мужества и неотступности русского экипажа. Пожар позволил японцам легко корректировать огонь по противнику. Пушки «Варяга» целили в основном в «Асаму». Огонь велся бронебойными снарядами, которые действительно разрывали толстую броню и взрывались внутри судна. Поэтому ущерб, нанесенный японцам, не был так нагляден, как пожар на русском крейсере.

Крейсер «Асама» вел отвлекающий огонь. Он отвлекал внимание пушек «Варяга», благодаря чему другие корабли японской флотилии могли безнаказанно расстреливать противника. Снаряды стали все чаще попадать в цель. Так, постепенно приближалась гибель крейсера «Варяг». Фото героического экипажа и его корабля уже скоро попали во все мировые газеты.

Но днем 27 января морякам и офицерам было явно не до будущего. После очередного попадания загорелся настил палубы. Пожар стал крайне опасным, ведь поблизости была система подачи сигналов, а также элеваторы. Пламя пытались сбить мощными струями воды, подаваемыми из шлангов. Тем временем комендоры, стоявшие у открытых орудий, падали замертво из-за смертоносного вихря из осколков, поднятого снарядами противника.

Врачи работали сосредоточенно и молча. Поток раненых увеличивался. Люди, получившие тяжелые увечья, находили в себе силы самостоятельно добраться до лазарета. Легко раненные вообще не обращали внимания на повреждения и оставались на своих постах. Такой героической и беспримерной была гибель крейсера «Варяг». И и основному кораблю довелось оказаться под шквальным огнем противника, упивавшегося своим численным превосходством.

Маневр

Когда «Варяг» отдалился от Чемульпо на восемь миль, капитан решил развернуться вправо, чтобы выйти из-под огня и ввести в бой орудия на левом борту. Корабль начал маневр, и в этот момент судно поразили два крупных снаряда. Героическая гибель крейсера «Варяг» стала еще ближе. Из-за взрыва судно лишилось рулевого управления. Часть осколков попала прямиком в рубку, где кроме капитана находились некоторые офицеры и музыканты. Погиб барабанщик и штаб-горнист, многие были ранены, но никто не пожелал идти в лазарет и покидать Руднева.

Из-за потери руля был отдан приказ перейти на ручное управление. Никто не хотел, чтобы противнику легко далась гибель крейсера «Варяг». Русско-японская война только началась, и впереди было еще много подобных боев, когда русские корабли оказывались в численном меньшинстве. Их экипажи вслед за экипажем «Варяга» проявляли чудеса храбрости и преданности своему долгу.

Крейсер подобрался к вражеской флотилии на расстояние пяти миль. Огонь японцев усилился. Именно в это время «Варяг» получил самые тяжелые и фатальные повреждения. Крупнокалиберный снаряд пробил корму на левом борту. В пробоины хлынула вода, которая стала затапливать кочегарки с углем. В помещение бросились квартирмейстеры Жигарев и Журавлев. Они предотвратили дальнейшее распространение воды и затопление ею других кочегарок. Раз за разом откладывалась гибель крейсера «Варяг». Кратко говоря, русский экипаж боролся с тем упрямством, которое бывает только у обреченных людей, загнанных в угол.

Отступление

Меж тем «Кореец» начал прикрывать «Варяг», делавший важный маневр. Его малые снаряды, наконец, получили возможность дотянуться до кораблей противника. Началась ответная стрельба. Скоро на одном из японских крейсеров вспыхнул пожар, а другой миноносец и вовсе начал тонуть. Когда поворот был завершен, в бой включились орудия на левом борту. Комендоры - главные герои сражения, разъяренные гибелью товарищей, стреляли не прекращая. Результат не заставил себя ждать. Одним из снарядов был разрушен кормовой мостик «Асамы» - лучшего японского крейсера. Автором удачного выстрела стал комендор Федор Елизаров, стоявший за шестидюймовым орудием № 12.

После поворота капитан направил корабль обратно на рейд, стремясь отсрочить гибель крейсера «Варяг». Дата этого события стала одной из самых ярких и трагических в истории русского флота. К 13 часам бой прекратился, так как «Варяг» наконец снова оказался на рейде.

За время сражения им было выпущено больше 1100 снарядов. Экипаж потерял половину команды, находившуюся на верхней палубе. Вентиляторы и шлюпки были превращены в решето. Палуба и борта получили многочисленные пробоины, из-за чего у «Варяга» появился крен на левый борт.

Затопление крейсера

Иностранные корабли, до того стоявшие на рейде, приготовились уходить в порт, чтобы не мешать японцам покончить с русскими. Руднев, оценив обстановку, понял, что крейсер потерял большую часть своей боевой мощи. В таких условиях вести бой было невозможно. На коротком военном совете капитан принял решение открыть кингстоны и затопить корабль.

Началась эвакуация команды. Раненных матросов и офицеров передавали друг другу на руках. Приближалась гибель крейсера «Варяг» и лодки «Кореец». Большая часть русских пересела на нейтральные суда. Последние члены экипажа, оставшиеся на судне, чтобы затопить его, остались в воде. Кто-то добирался до кораблей вплавь, а Василий Белоусов остался держаться за льдину в ожидании прибытия французского катера.

«Кореец» был взорван. Иностранцы попросили обойтись без подобной меры по отношению к крейсеру. Дело было в том, что обломки канонерской лодки на огромной скорости сталкивались с водной поверхностью рядом с нейтральными кораблями. Крен «Варяга» становился все сильнее. Издали на нем периодически слышались новые взрывы - это пожар поглощал уцелевшие патроны и снаряды. Наконец судно затонуло. В 18 часов была отмечена окончательная гибель крейсера «Варяг». Образ корабля, вступившего при неравных силах в бой, и его героического экипажа навсегда остался в памяти русского флота.

Возвращение экипажа на родину

В бою погибло 23 человека, еще 10 тяжелораненых умерли в лазаретах после эвакуации. Оставшийся экипаж в середине февраля отправился на родину. Героическая гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» уже стала известна всему миру. Моряков и офицеров в каждой стране, где они останавливались, встречали с радушием и нескрываемым восхищением. Со всех уголков в их адрес шли телеграммы и письма.

Большая делегация соотечественников встретила экипаж в Шанхае, где тогда находилась канонерская лодка «Манджур». Генеральный консул и посол России в Константинополе поспешили на встречу с героями, несмотря на их совсем короткую остановку в этом городе. Слава опережала моряков. Экипаж должен был вернуться на родину, высадившись в Одессе. В этом городе на протяжении нескольких недель шла подготовка к его встрече.

Прямо на борту прибывшего парохода героям вручили Следует сказать, что награждены были все члены экипажа вне зависимости от звания. В честь прибывших был дан салют. Весь город захлебнулся праздничным ликованием. Схожей была картина в Севастополе, где базировался Черноморский флот. 10 апреля 1904 года 600 матросов и 30 офицеров «Варяга» и «Корейца» специальным эшелоном выехали в Санкт-Петербург. По дороге поезд останавливался в Москве и еще на нескольких станциях. Везде неизменно эшелон ждали горожане и первые лица городов.

16-го числа экипаж наконец оказался в Санкт-Петербурге. На перроне Николаевского вокзала его встречали родственники, представители городской думы, армии, дворянства и, конечно, все высшие чины русского флота. Во главе этой толпы возвышался генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович.

Моряки прошли торжественным маршем по празднично украшенному Невскому проспекту. Улица была до отказа забита горожанами. Вдоль всего проспекта выстроились солдаты столичного гарнизона, которые должны были сдерживать толпу. Торжественный оркестр был не слышен на фоне непрекращающихся криков и оваций. Кульминацией стала встреча экипажа и царя Николая II.

Дальнейшая судьба корабля

Японцы были поражены поведением и мужеством русских. Показательно, что император Муцуито в 1907 году отправил капитану Всеволоду Рудневу орден Восходящего Солнца II степени. Гибель крейсера «Варяг» год от года вспоминалась не только в России, но и в Японии. В Токио решили поднять и отремонтировать крейсер. Он был включен в Императорский флот и получил название «Соя». Семь лет его использовали в качестве учебного судна. Название «Варяг» на корме корабля было сохранено японцам в знак уважения мужества русских моряков и офицеров. Однажды крейсер даже отправлялся в поход на

С Россия и Япония стали союзницами. Царское правительство выкупило «Варяг» обратно. В 1916 году он под российским флагом вернулся во Владивосток. Корабль перевели во флотилию Северного Ледовитого океана. Накануне Февральской революции крейсер отправился в Великобританию на ремонт. Власти этой страны конфисковали «Варяг», когда большевики отказались выплачивать долги царского правительства. В 1920 году корабль продали немцам на металлолом. В 1925-м крейсер попал в шторм во время буксировки и окончательно затонул в Ирландском море.

37.346667 , 126.522833 37°20′ с. ш. 126°31′ в. д.  /  37.346667° с. ш. 126.522833° в. д. (G) (O) ) Итог

Победа японского флота

Стороны
Командующие Силы сторон Потери

Обстановка перед сражением

«Варяг» и «Кореец» перед боем

Японский адмирал предложил сдаться, русские корабли сигнал проигнорировали.

  • 11 часов 45 минут .

После того, как крейсер полностью развернулся, снаряд большого калибра пробил левый борт под водою; в пробоину хлынула вода и 3-е кочегарное отделение стало быстро заполняться водой, уровень которой подходил к топкам. Были задраены угольные ямы, которые наполнились водой. Старший офицер со старшим боцманом подвели пластырь, вода всё время выкачивалась, уровень стал понижаться, но крейсер продолжал крениться на левый борт.

Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, которые были разрушены, пробита палуба и зажжена мука в провизионном отделении. После этого пробиты коечные сетки на шкафуте под лазаретом, причём осколки попали в лазарет; койки в сетках загорелись, пожар быстро прекращён. Серьёзные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему крейсер пошёл полным ходом на рейд, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями.

«Варяг» под японским огнём в бухте Чемульпо

Следом за русскими кораблями пошла японская эскадра, оставляя Йодолми к северу и на параллели этого последнего острова остановилась. . Дистанция до крейсера Асама во время преследования была около 30 кабельтовых.

Согласно вахтенному журналу крейсера Варяг :

«В продолжении боя одним из выстрелов 6» орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера «Asama» и произведён на нём пожар, причём «Asama» временно прекратил огонь. Кормовая башня его по-видимому была повреждена, так как до конца боя больше не действовала."

Повреждение кормового мостика также отмечено в вахтенном журнале канонерской лодки.

  • 12 часов 40 минут.

При подходе крейсера к якорному месту огонь японцев стал опасен для иностранных судов, стоявших на рейде, они его прекратили и преследовавшие Варяг два крейсера вернулись к эскадре, оставшейся за островом Йодолми. Огонь с Корейца был прекращён одновременно с японской эскадрой.

  • 12 часов 45 минут.

Снаряды перестали долетать до японских крейсеров, Варяг прекратил огонь.

  • Около 13 часов.

Кореец встал на якорь в 4 кабельтовых от острова So-Wolmi (Обсерватории), оставаясь в полной боевой готовности.

  • 13 часов 15 минут.

Подойдя к своему бывшему якорному месту, Варяг отдал левый якорь на траверзе крейсера Talbot на расстоянии от него около 1½ −2 кабельтовых. Был подведён второй пластырь, начались работы по исправлению повреждений, оставшаяся часть команды разведена по орудиям в ожидании возможного нападения неприятеля на рейде.

В течение часового боя выпущено снарядов: 6-дюймовых - 425, 75-миллиметровых - 470, 47-миллиметровых - 210. Всего - 1105.

После постановки на якорь иностранные суда, несмотря на свою готовность к уходу, немедленно прислали шлюпки с санитарами и врачами.

Разрушения

При осмотре крейсера кроме перечисленных повреждений оказались ещё следующие:

  1. Все 47-миллиметровые орудия непригодны для стрельбы.
  2. Ещё 5 орудий 6-дюймового калибра получили различные серьёзные повреждения.
  3. Семь 75-миллиметровых орудий повреждены в накатниках и компрессорах.
  4. Разрушено верхнее колено 3-ей дымовой трубы.
  5. Обращены в решето все вентиляторы и шлюпки.
  6. Верхняя палуба пробита во многих местах.
  7. Найдено ещё четыре подводные пробоины, а также много других повреждений.

Затопление

Взрыв «Корейца»

  • 13 часов 35 минут.

Капитан крейсера на французском катере отправился на английский крейсер «Talbot», где заявил что намерен уничтожить Варяг за полной его непригодностью. Он получил согласие на перевоз команды на английский крейсер.

2) Расход боеприпасов По канонической версии(восходящей к докладу В.Ф.Руднева) «Варяг» израсходовал:
152-мм 425
75-мм 470
47-мм 210
всего 1105
Штатный боекомплект «Варяга» включал 2388 выстрелов калибром 152 мм, 3000 патронов 75 мм, 1490 - калибром 64 мм к десантным пушкам, 5000 - калибром 47 мм и 2584 - калибром 37 мм. Однако в процессе подъема «Варяга» японцами было снято с него 128 снарядов калибром 152 мм. Их сдали в арсенал, забраковав несколько штук. Далее с поднятого крейсера были извлечены 2027 зарядов калибра 152 мм, 391 стальных 152-мм снаряда, 545 кованных 152-мм снаряда, 587 чугунных 152-мм снаряда, 336 шрапнелей 152-мм, 88 152-мм сегментных снаряда. Итого было поднято 2087 152-мм снарядов и 2027 зарядов к ним. Вычитая эти цифры(любую из двух) из боекомплекта получаем цифру, существенно меньшую заявленных Рудневым 425 снарядов. Понятно, что у нас нет данных о боекомплекте «Варяга» перед боем, но вполне логично исходить из того, что он был штатным или даже меньше штатного.

В статье также приводились любопытные данные по расходу боекомплекта японскими кораблями:

Такатихо

203- мм

152 -мм

Хорошо видно, что воевали в основном «Асама» и «Ниитака». Остальные больше обозначали свое присутствие. К тому же когда «Варяг» убегал отступал в Чемульпо он створился с о. Иодольми и японцы, кроме бросившейся в погоню «Асамы», стрелять по нему не могли.

Понятно, что афишировать такие вещи бессмысленно. Нужно просто знать и сделать выводы. Для себя, да.

Оригинал взят у visualhistory в 110 лет подвигу “Варяга”

В 1907 году командир крейсера Всеволод Фёдорович Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца - в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых русских (и вообще европейцев), получившим этот орден.

А вот мнение участника русско-японской войны и георгиевского кавалера Мартынова, которого вряд ли можно заподозрить в непонимании того, что такое воинский подвиг:

«Для каждого было ясно, что если от командира судна требовалась некоторая решимость, чтобы идти навстречу превосходному в силах неприятелю, то со стороны остальных чинов одно присутствие на корабле (может быть, и невольное) само по себе не составляло еще заслуги, достойной награждения высшим военным орденом.
Неудовольствие в офицерской среде стало еще сильнее, когда впоследствии выяснилось, что вообще в указанном бою экипажем «Варяга» не было совершено никакого подвига, а на «Корейце» даже почти не было потерь».

Comments are closed at this time.

Вряд ли найдется хоть один человек, который не слышал бы о русском крейсере «Варяг», вступившем в неравный бой с японской эскадрой. Долгое время считалось, что команды крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» проявили в этом бою свои лучшие качества, став олицетворением профессионализма, бесстрашия и самопожертвования. Гораздо позднее, уже в наше время, все чаще стала звучать другая версия, согласно которой командир «Варяга» капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев считается едва ли не предателем. Что же произошло 9 февраля 1904 года в корейском порту Чемульпо?

Чемульпо накануне войны

Порт Чемульпо (в настоящее время – Инчхон) расположен на западном побережье Кореи на берегу Желтого моря. Расположение порта всего в 30 км от Сеула делало его важным стратегическим объектом, поэтому на рейде постоянно присутствовали военные корабли стран, имевших в Корее свои интересы. Находились в Чемульпо и российские корабли, а также угольные склады с запасом топлива для русской эскадры Тихого океана.

12 января 1904 года (все даты приведены по новому стилю) из Порт-Артура в Чемульпо пришел крейсер 1-го ранга «Варяг», чтобы сменить находившийся там ранее крейсер «Боярин». Командовал «Варягом» капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев. 5 января к нему присоединилась канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана 2-го ранга Григория Павловича Беляева. Отныне эти два корабля находились в подчинении русского посла в Сеуле – действительного статского советника Александра Ивановича Павлова.

Заголовок1

Заголовок2

Крейсер «Варяг» в июне 1901 года
Источник: kreiser.unoforum.pro


Канонерская лодка «Кореец» на рейде Нагасаки
Источник: navsource.narod.ru

Помимо «Варяга» и «Корейца», в порту в качестве стационеров находились английский крейсер 2-го ранга «Тэлбот» (под командованием коммодора Л. Бейли, прибыл в Чемульпо 9 января), французский крейсер 2-го класса «Паскаль» (командир – капитан 2-го ранга В. Сене), итальянский крейсер 2-го класса «Эльба» (командир – капитан 1-го ранга Р. Бореа), американская канонерская лодка «Виксбург» (командир – капитан 2-ранга А. Маршалл) и японский крейсер «Тиёда» (командир – капитан 1-го ранга К. Мураками). Несмотря на непростую международную обстановку, между командирами кораблей быстро установились дружеские отношения. Несмотря на внешние проявления дружелюбия, уже с 16 января на радиотелеграфной станции Чемульпо, в соответствии с директивой Министерства связи Японии, начали задерживать отправление международных телеграмм на срок до 72 часов.

21 января «Кореец» отправился на разведку в бухту Асанман, чтобы проверить сведения, полученные Павловым, о нахождении в бухте большого отряда японских кораблей. Информация оказалась ложной, и вечером того же дня канонерка вернулась в Чемульпо. Ее внезапное исчезновение вызвало большой переполох на борту японского крейсера, а морской агент японской миссии буквально сбился с ног, разыскивая «Корейца». Вечером того же дня на борту «Тиёды» состоялся ужин, на который были приглашены командиры всех стационеров, дежуривших в порту. Японский командир приложил все возможные дипломатические усилия, чтобы заверить присутствующих в том, что его страна преисполнена самыми миролюбивыми намерениями.


Броненосный крейсер «Тиёда»
Источник: tsushima.su

Во второй половине января обстановка на рейде резко изменилась. Японская община Чемульпо начала строить на берегу продовольственные склады, пункты связи и бараки. С транспортов на берег перевозилось большое количество грузов, которые немедленно складировались на новых пунктах хранения. На «Тиёде» с наступлением темноты разворачивали орудия в боевое положение, у орудий дежурила прислуга в полной готовности немедленно открыть огонь. В боевое положение приводили и торпедные аппараты. Следует заметить, что командиром японского крейсера был составлен план внезапной атаки русских кораблей торпедами и артиллерией прямо на рейде, не дожидаясь объявления войны. Лишь прямое указание морского министра Японии не проявлять агрессии по отношению к русским кораблям до начала боевых действий остановило капитана Мураками от осуществления этого плана.

Между тем, 5 февраля окончательно прервалась телеграфная связь между Чемульпо и Порт-Артуром. На следующий день появились слухи о разрыве дипломатических отношений между Японией и Россией. Это было правдой, но русские моряки и дипломаты в Чемульпо не могли связаться с вышестоящим начальством, чтобы подтвердить эту информацию и получить новые инструкции. Тем не менее, 7 февраля Руднев предложил Павлову вместе с другими сотрудниками посольства немедленно покинуть Сеул на «Варяге» и «Корейце» – не имея соответствующего разрешения от МИДа, Павлов отклонил это весьма разумное предложение. Сам же Руднев был связан инструкцией наместника ни в коем случае не уходить из Чемульпо без приказания и самостоятельно ничего сделать не мог.

В ночь с 7 на 8 февраля, неожиданно для всех, «Тиёда» снялся с якоря, покинул порт и двинулся в море для соединения с 4-м Боевым отрядом, который уже подходил к Чемульпо. Исчезновение японского крейсера, наконец, сподвигло русского посла составить депешу наместнику и отправить её в Порт-Артур на борту «Корейца». Однако благоприятное время для ухода уже было упущено, порт Чемульпо заблокировала подошедшая с моря японская эскадра.

Состав японской эскадры

6 февраля из порта Сасебо вышел японский транспортный отряд в составе транспортов «Дайрен-мару» и «Отару-мару», на борту которых находились 2252 человека из состава 12-й пехотной дивизии. Целью отряда являлся порт Чемульпо, в котором должны была состояться высадка десанта. Для охраны транспортов был выделен 4-й Боевой отряд под командованием контр-адмирала Уриу Сотокичи. Под его командованием находились бронепалубные крейсера «Нанива» (флагман), «Такатихо», «Акаси» и «Нийтака». Для усиления отряду временно придали броненосный крейсер «Асама».


Броненосный крейсер «Асама»
Источник: tsushima.su

7 февраля к отряду присоединились 9-й («Аотака», «Хато», «Кари» и «Цубамэ») и 14-й («Хаябуса», «Тидори», «Манадзуру» и «Касасаги») отряды миноносцев, транспорты «Касуга-мару» и «Кинсю-мару». 8 февраля отряд подошел непосредственно к Чемульпо, где и встретился с вышедшим ему навстречу крейсером «Тиёда». Далее по плану должна была состояться высадка десанта в порту, однако неожиданно для себя японская эскадра повстречалась с «Корейцем», что привело к инциденту, в ходе которого прозвучали первые выстрелы Русско-японской войны.

Первые выстрелы войны. Атака на «Кореец»

Приняв на борт депешу от наместника, 8 февраля в 15:40 «Кореец» снялся с якоря и отправился в Порт-Артур. Вскоре после выхода с «Корейца» была обнаружена японская эскадра, в полном составе двигавшаяся к Чемульпо. Японцы шли в составе двух колонн: в правой – крейсера и транспорты, в левой – миноносцы «Аотака», «Хато», «Кари» и «Цубамэ» (9-й отряд миноносцев). О появлении японцев был немедленно послан соответствующий сигнал на «Варяг».

Поскольку боевые действия между двумя странами ещё не начались, обе стороны постарались разойтись на узком фарватере. «Кореец» принял правее, оставляя место для прохода японской эскадры. Японские транспорты также уклонились вправо, а «Асама», наоборот, выйдя из строя колонны и развернувшись на 1800, занял позицию между «Корейцем» и транспортами. Японский адмирал не мог знать намерений Беляева и постарался защитить десантные корабли от возможной атаки со стороны русских. Позднее Беляев напишет в рапорте, что «Асама» перегородил путь «Корейцу», однако путь в море оставался открытым для русского корабля. Орудия на японских кораблях были расчехлены и развернуты в направлении возможного противника.

Тем временем командир 9-го отряда миноносцев Ясима Дзюнкити, после того, как его корабли разошлись левым бортом с «Корейцем», развернул их на обратный курс и начал преследование. Это было сделано для того, чтобы при малейшей угрозе транспортам со стороны «Корейца» немедленно атаковать его. Миноносцы разделились: «Хато» и «Аотака» оказались с левого борта «Корейца», «Кари» и «Цубамэ» с правого, однако при развороте «Цубамэ» налетел на скалистую отмель, повредив винты. Торпедные аппараты на японских кораблях были заряжены и развернуты на противника.

Посчитав такие маневры сигналом того, что японцы не хотят выпускать «Корейца» из Чемульпо, Беляев начал разворачивать свой корабль вправо, на обратный курс. В этот момент с миноносца «Кари» по «Корейцу» была выпущена торпеда, прошедшая за кормой на расстоянии 12–13 м. На часах было 16:35. «Хато» и «Аотака» также начали поворачивать вправо вслед за «Корейцем», на котором пробили боевую тревогу. С «Хато» тоже выпустили торпеду, также прошедшую за кормой русской канонерской лодки. В этот момент прозвучало несколько выстрелов из 37-мм пушек «Корейца», попаданий зафиксировано не было. В донесении Беляева говорится и о третьей торпеде, которая шла точно в правый борт «Корейца», но по непонятной причине утонула, не дойдя до цели нескольких метров. В вахтенном журнале «Корейца» говорится лишь о двух выпущенных торпедах, то же самое значится в японском отчете, так что, по-видимому, за след от третьей торпеды был принят пенный след от волны, что часто бывает в напряженной боевой обстановке.

Вскоре после первых выстрелов на «Корейце» задробили боевую тревогу, так как лодка уже входила в нейтральные воды. Вскоре «Кореец» встал на якорь на своем месте. Японские корабли также вошли на рейд и встали в непосредственной близости от русских кораблей, за которыми было немедленно установлено самое пристальное наблюдение.


Миноносец «Хаябуса» в Кобе, 1900 год. К кораблям такого типа принадлежали миноносцы 9-го и 14-го отрядов
Источник: tsushima.su

Стоит отметить, что приказа торпедировать «Кореец» командир японских миноносцев не получал – его основной задачей было обеспечение безопасности транспортных судов. Таким образом, пуск торпед по «Корейцу» является личной инициативой японского командира. По-видимому, спровоцировало японцев то, что «Кореец» начал поворот, тем самым зажимая миноносец «Кари» между собой и берегом. Возможно и то, что у японского командира попросту сдали нервы, и он счел сложившуюся ситуацию наиболее благоприятной для начала атаки – подтвердить или опровергнуть эту версию сейчас уже невозможно. Стоит отметить лишь то, что если бы «Кореец» не стал поворачивать обратно на рейд и продолжил свой путь в Порт-Артур, японские миноносцы преследовали и атаковали бы его южнее островка Пхальмидо, по крайней мере, об этом намерении говорится в рапорте командира 9-го отряда миноносцев.

Пострадавших в результате этого инцидента не было, правда японская сторона, по сути, лишилась одного корабля – миноносца «Цубамэ», повредившего винты настолько, что он не мог развивать скорость свыше 12 узлов.

Действия сторон после инцидента

Немедленно по прибытии на место стоянки Беляев отправился на борт «Варяга», где доложил Рудневу о случившемся. В свою очередь, Руднев отправился на борт «Тэлбота» за разъяснениями. Командир «Тэлбота», на правах старшего на рейде, в свою очередь, отправился на борт японского крейсера «Такатихо», где ему заявили, что никакого инцидента не было, списав все на недоразумение.

Около 17 часов вечера с транспортов началась высадка вооруженного десанта на берег. Поскольку известий о начале боевых действий не поступало, русские моряки, в соответствии с инструкцией наместника, не предпринимали никаких действий по отношению к японских кораблям и безучастно взирали на захват порта. Тем не менее, на обоих кораблях была выставлена вахта у орудий, задраены водонепроницаемые переборки, команда находилась в полной готовности к началу боевых действий. К вечеру практически все японские крейсера покинули рейд, встав на якорную стоянку у островка Пхальмидо. В течение всего времени высадки японские миноносцы дежурили около русских кораблей в полной готовности атаковать их, если они вздумают помешать десантной операции.

В 2:30 высадка десанта завершилась, и рано утром японские корабли начали покидать рейд. К 8:30 в Чемульпо остался только крейсер «Тиёда» – его командир по очереди посетил все суда международной эскадры, вручив им уведомление о начале войны между Японией и Россией. В письме сообщалось о требовании к русским кораблям покинуть порт до 12 часов дня, в противном случае в 16 часов они будут атакованы прямо на рейде. После того, как извещение было доставлено на все иностранные корабли, японский крейсер покинул порт.

Командира «Варяга» о японском ультиматуме предупредил командир французского крейсера «Паскаль», после чего Руднев известил Беляева о начале войны. Вскоре на борту «Тэлбота» состоялось совещание командиров кораблей (за исключением американского), на котором было принято решение о том, что если русские не покинут порт, то иностранные корабли покинут рейд до 12 часов, чтобы не пострадать в результате возможного сражения. Японскому адмиралу был послан протест против возможной атаки русских кораблей, находящихся на рейде, который тот получил за несколько минут до начала сражения. На просьбу Руднева сопровождать его корабли до выхода из нейтральных вод командиры иностранных крейсеров ответили отказом, так как это нарушило бы их нейтралитет. Таким образом, у Руднева оставалось всего два варианта действий: выйти в море и сражаться с японской эскадрой или оставаться на рейде и принять бой там. Руднев выбрал первый вариант, заявив командирам иностранных судов, что выйдет в море до полудня. Затопить или взорвать свой корабль без боя и получения соответствующих указаний свыше он не имел права. Тогда же на борту «Тэлбота» Рудневу, наконец, было вручено японское уведомление о начале войны, доставленное через консула.

В 10 часов Руднев вернулся на борт «Варяга». На крейсере состоялся военный совет, на котором решение командира сражаться было единодушно одобрено офицерами. Командир «Корейца» на совещание приглашен не был и в планы Руднева не посвящался, но в бою ему была предоставлена полная самостоятельность. В случае неудачного прорыва было решено взорвать крейсер. На борту «Корейца» подобный совет уже состоялся ранее, после возвращения Беляева с «Варяга». В 11 часов команду крейсера собрали на шканцах, где Руднев выступил с речью, сообщив о начале войны и о том, что крейсер выходит в море на прорыв. Речь капитана команда встретила с большим воодушевлением, моральный дух русских моряков был очень высок. Перед боем с кораблей выбросили за борт мебель и ненужные деревянные предметы, установили импровизированную защиту от осколков. На «Корейце» срубили стеньги мачт, чтобы помешать противнику точно определять дистанцию в бою.

Чтобы прорваться в открытое море, русские корабли должны были преодолеть длинный и узкий извилистый фарватер шириной около 2 каб и длиной около 30 миль. Этот фарватер изобиловал мелями и подводными скалами и считался трудным для навигации даже в мирное время. Японская эскадра занимала тактически очень выгодную позицию впереди по курсу русских кораблей в месте, где фарватер расширялся (примерно в 10 милях от самого Чемульпо). Таким образом, «Варягу» и «Корейцу» следовало под огнем противника сначала сблизиться с врагом, затем, поддерживая высокую скорость, некоторое время идти параллельным курсом, опережая японцев, и лишь после этого уходить собственно в отрыв. Учитывая то, что один лишь «Асама» качественно превосходил оба русских корабля и по защите, и по вооружению, задача, стоявшая перед русскими моряками, была очень трудной. Следует отметить, что максимальная скорость «Корейца» составляла 13 узлов, поэтому этот корабль не смог бы уйти даже от самых тихоходных японских крейсеров – «Нанивы» и «Такатихо». Зачем Руднев взял его в прорыв – остается загадкой. Впрочем, ускорению движения русских кораблей могло способствовать сильное отливное течение, могущее добавить к их собственной скорости еще от 2 до 4 узлов.

Сражение

В 11:20 (11:55 по японскому времени) «Варяг» и «Кореец» начали сниматься с якоря. Погода выдалась тихая, на море стоял полный штиль. Некоторое время «Кореец» шел впереди, затем занял место за «Варягом». На своем пути русские корабли проходили мимо крейсеров нейтральных держав. Команда на них выстроилась вдоль бортов, отдавая честь русским морякам, шедшими, по их мнению, на верную смерть. Вскоре нейтральные корабли остались за кормой, впереди ждал неприятель.


«Варяг» и «Кореец» выходят на бой
Источник: tsushima.su

Скорость «Варяга» и «Корейца» постепенно была увеличена до 12 узлов. В 11:25 (12:00) пробили боевую тревогу, команда заняла места согласно боевому расписанию. Выход русских кораблей на фарватер стал для японцев неожиданностью – они были уверены, что «Варяг» и «Кореец» останутся на рейде, и готовились атаковать врага там. Несмотря на внезапность появления противника, замешательство японцев длилось недолго. На мачте крейсера «Асама» подняли сигнал: «Русские корабли выходят в море» . Спешно расклепав якорные цепи, японская эскадра начала движение навстречу русским кораблям. Ближе всего к «Варягу» находились «Асама» и «Тиёда», которые составляли отдельный отряд, маневрировавший вместе. «Нанива» и «Нийтака» также соединились в отряд, державшийся позади и несколько правее «Асамы» и «Тиёды». Крейсера «Акаси» и «Такатихо» устремились в юго-западном направлении, чтобы перекрыть русским выход в море. Миноносцы 14-го отряда «Хаябуса», «Тидори», «Манадзуру» приняли в бою лишь формальное участие, все время держась за пределами эффективной артиллерийской стрельбы.


Схема сражения при Чемульпо. Реконструкция А. В. Полутова. На схеме указано японское время
Источник: tsushima.su

В 11:45 (12:20, здесь и ниже в скобках приведено японское время) «Асама» начал пристрелку фугасными 203-мм снарядами. По данным японцев, расстояние между ним и «Варягом» составляло 37–38 каб (примерно 7000 м), по русским данным, дистанция в момент открытия огня составляла 45 каб – таким образом, ошибка в определении дистанции составила около 10 каб, что предопределило дальнейшую неточность стрельбы русских кораблей. Следует отметить, что на «Варяге» было установлено два новейших для того времени прибора для определения расстояния до противника – оптические дальномеры фирмы «Барр и Струд» с базой 1,34 м, но, к сожалению, научиться пользоваться ими экипаж крейсера перед войной не успел. Первые же снаряды японцев легли рядом с «Варягом», разорвавшись при ударе о воду. Несколько минут с «Варяга» не отвечали, сокращая дистанцию. Наконец, заговорили орудия русских кораблей. «Варяг» вел огонь правым бортом бронебойными снарядами. Огонь с «Корейца» вскоре прекратили, так как его снаряды пока ложились с большими недолетами.

Поскольку большинство японских кораблей еще не успело сблизиться с русскими на дистанцию эффективного огня, перестрелка шла, в основном, между «Асамой» и «Варягом». Можно утверждать, что в этой фазе боя стрельба с обеих сторон не отличалась высокой интенсивностью – противники пока пристреливались, к тому же, линию стрельбы периодически перекрывал островок Пхальмидо.

Примерно в 12:00 (12:35) «Варяг» поравнялся с островком, переставшим служить для него укрытием, и вскоре после этого слегка отвернул влево – очевидно для того, чтобы ввести в действие все орудия правого борта. В этот момент его поразил первый японский снаряд, попавший в район кормового мостика и вызвавший пожар. По данным японцев, это был 203-мм фугасный снаряд с «Асама». Сам «Асама» к тому времени достиг середины фарватера и начал совершать серию последовательных поворотов вправо, так что «Варяг» оказался у него за кормой, а затем по правому борту. К бою подключились другие японские корабли – огонь по «Варягу», а позднее и по «Корейцу» открыл «Тиёда». После отворота «Асамы» на параллельный с «Варягом» курс ближайшим японским кораблем к нему стал «Нанива», с которого также обстреляли «Варяг», добившись одного попадания в середину корпуса. Огонь открыл и «Нийтака», его стрельба была частой, но совершенно неточной – ни одного попадания он не добился.

Бой вступил в свою кульминационную фазу. В этот момент «Варяг» открыл стрельбу по японцам с максимальной интенсивностью, введя в дело всю артиллерию правого борта. К сожалению, точность стрельбы оказалась нулевой, и на то было несколько причин. Во-первых, практически сразу с началом интенсивной фазы боя японский снаряд (по словам Руднева, «один из первых, попавших в крейсер» ) уничтожил носовой дальномерный пост вместе с его командиром мичманом Алексеем Ниродом и двумя матросами (еще один был смертельно ранен). Во-вторых, сказалось волнение неопытной команды в первом бою, огонь велся с большой спешкой и без корректировки, несмотря на указания командира перед боем («стрелять… точно, спокойно, не торопясь… помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю» ). В-третьих, огонь японцев оказался неожиданно сильным и точным, а снаряды, начиненные шимозой, при взрыве поднимали огромные столбы воды, окутанные черным дымом. Огромное количество мельчайших осколков выводило из строя артиллеристов, заклинивало орудия и не давало спокойно прицеливаться. Все это привело к тому, что за все время боя ни один русский снаряд не поразил японские корабли.


«Асама» под огнем «Варяга». Возможно, единственное фото сражения при Чемульпо
Источник: tsushima.su

В 12:03 (12:38) «Варяг» начинал поворот вправо, следуя по ходу фарватера. Вскоре в крейсер почти одновременно попало несколько 152-мм снарядов с «Асамы». Одним из них, по словам Руднева, перебило трубу, в которой были проложены рулевые приводы. Другой, разорвавшись на палубе, уничтожил весь расчет 63-мм десантного орудия №35 и убил квартирмейстера Костина, передававшего приказания из рубки. Его осколки, влетев в просвет боевой рубки, смертельно ранили еще двух матросов. Получил легкое ранение и контузию и сам Руднев. Именно в этот период боя «Варяг» получил наиболее тяжелые повреждения.

На шканцах крейсера разгорался пожар от снаряда, попавшего сюда ранее – загорелись приготовленные к стрельбе патроны 75-мм орудий. Осколками был целиком уничтожен расчет 47-мм орудия на боевом грот-марсе, очередной снаряд с «Асамы» вывел из строя 152-мм орудие №3, находившееся под полубаком. Временно потерявший управление корабль на циркуляции начал приближаться к скалам Пхальмидо. Далее, по словам Руднева, «Варяг» сел на скалы островка, на какое-то время потеряв ход. В бортовом журнале этот факт не зафиксирован, не упоминает о нем и ни один из участников боя. По наблюдениям японцев, «Варяг» на камни не садился и хода не терял. Скорее всего, «Варяг» лишь задел днищем с левого борта одну или несколько скал, окружавших островок. Возможно, для того, чтобы избежать прямого столкновения с островком, русским пришлось на какое-то время дать задний ход, что привело к кратковременному снижению скорости движения.

На японских кораблях, к тому времени отдалившихся от «Варяга», не сразу заметили бедственное положение крейсера. Однако вскоре Уриу отдал приказ всем кораблям идти на сближение с противником – дистанция боя начала сокращаться. На «Варяг» обрушились новые снаряды. Один из них разворотил третью дымовую трубу, другой (калибром 203-мм) разорвался в районе ватерлинии с левого борта (между второй и третьей дымовыми трубами), образовав полуподводную пробоину площадью около 2 м2. Через эту пробоину затопило две угольные ямы. Перебило крепление правого якоря, который с грохотом обрушился в воду. Ни о каком прорыве в открытое море речи уже не шло. В 12:13 (12:48) «Варяг» завершил поворот.

Курс крейсера лежал обратно на рейд, на нем появился заметный крен на левый борт. На корме бушевал пожар от снаряда, попавшего в офицерские каюты и взорвавшегося в кормовом провизионном погребе. Несмотря на серьезные повреждения, «Варяг» смог развить довольно большую скорость во время возвращения на рейд (не меньше 15–16 узлов). «Кореец» изо всех сил старался не отстать. В преследование за ними устремился «Асама». «Тиёда» также попытался ускориться, но из-за некачественного угля смог развить скорость не выше 5–7 узлов и сильно отстал. Остальные японские крейсера также не принимали участия в преследовании. Еще один снаряд крупного калибра, войдя с левого борта, пробил коечные сетки и взорвался между первой и второй дымовой трубами «Варяга». Силой взрыва было сброшено на палубу 75-мм орудие, коечные сетки загорелись. Расстояние между «Варягом» и «Асамой» в этот момент составляло около 25 каб. В 12:40 (13:15) «Варяг» пересек границу международных вод, прекратив огонь. Японцы также прекратили стрельбу, так как снаряды начали падать в опасной близости от иностранных кораблей.