Олимпиада по русскому языку 10 11. XI. Творческие способности

На этой странице мы составили задания всероссийской олимпиады по русскому языку для 10 класса с таблицей правильных ответов к ним.

Представленный тестовый комплект можно применять на занятии в 10 классе, предоставив учащимся шанс обновить в памяти и усвоить ранее изученный материал, а также определить, насколько хорошо учащиеся подготовлены к олимпиадным заданиям.

1. В этом городе располагалась вторая по величине (после Александрийской) библиотека античного мира. Согласно легенде, переданной Плинием Варрским, изобретение одного из дорогостоящих, но весьма часто употребимых для письма и живописи материалов состоялось именно в этом городе вследствие запрета египетских Птолемеев на вывоз папируса.

  • А) Берестовец
  • Б) Пергам
  • В) Папир
  • Г) Свиток

2. Отгадайте личность по её краткой биографии:
Русский литературовед и языковед-русист, академик АН СССР, доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии. Основоположник крупнейшей научной школы в отечественном языкознании. Получил первую известность благодаря литературоведческим публикациям о стиле писателей-классиков и современников: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. А. Ахматовой и др.; выступал также с чисто историко-литературными работами, публикациями неизданных произведений. Свой метод определял, как историко-литературный, однако считал необходимым особое исследование языка и стиля писателя. Автор ряда заметных работ по истории русского языкознания. Свой анализ русской синтаксической традиции изложил в книге «Из истории изучения русского синтаксиса», напечатал широкий обзор работ по русскому литературному языку - «Русская наука о русском литературном языке».

  • А) А. Потебня
  • Б) А. Шахматов
  • В) Л. Щерба
  • Г) В. Виноградов

3. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов?

  • А) благодаря обилию снега
  • Б) согласно расписания
  • В) написал красивше
  • Г) пришел со школы поздно

4. Выберите предложение без ошибок:

  • А) К счастью, эти опасения оказались тщетными.
  • Б) Оплатите, пожалуйста, проезд.
  • В) Переговоры вошли в другой виток.
  • Г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

5. Укажите годы жизни А. А. Потебни:

  • А) 1865-1921
  • Б) 1789-1854
  • В) 1835-1891
  • Г) 1691-1735

6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  • А) пр_ложение, пр_тронуться, пр_стыдить
  • Б) мурав_ед, ад_ютант, б_ьют
  • В) ра_пад, бе_душный, ра_жать
  • Г) п_играть, д_тронуться, н_илучший

7. Тема текста – это…

  • А) цель текста, ради которой он был создан
  • Б) то, о чем идет речь в тексте, его содержание
  • В) стилистические средства
  • Г) совокупность выразительных средств

8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  • А) Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.
  • Б) Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.
  • В) Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом.
  • Г) Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.

9. Определите, где город (Г), а где фамилия (Ф):
с Пушкином (1) – с Пушкиным (2), со Львовом (3)– со Львовым (4), над Бородином (5)– над Бородиным (6).

  • А) Г – 1, 4, 5; Ф – 2, 3, 6
  • Б) Г – 1, 3, 5; Ф – 2, 4, 6
  • В) Г – 1, 3, 6; Ф – 2, 4, 5
  • Г) Г - 2, 4, 6; Ф – 1, 3, 5

10. Отметьте слово, в котором пишется Ъ:

  • А) фальш.. в голосе
  • Б) молодец пригож..
  • В) отреж..те кусочек
  • Г) первый под..езд

11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  • А) Товара продавали ПО(МНОГУ) , (ПО)ТОМУ что цену снижать не боялись.
  • Б) (С)НАЧАЛА 20 века расходы на образование в стране выросли, (ПО)СКОЛЬКУ промышленности требовались квалифицированные кадры.
  • В) Пел Макар ТАК(ЖЕ) плохо, как и работал, (ЗА)ТО все сельские красавицы ходили за ним по пятам.
  • Г) (ОТ)ЧЕГО высохло озеро, я не знал; удивительно, что туда некоторое время (ПО)ПРЕЖНЕМУ прилетали весной утки.

12. Найдите существительное, которое не относится к среднему роду:

  • А) экю
  • Б) мацони
  • В) кредо
  • Г) визави

13. Выберите предложение без ошибок:

  • А) У него особая стать жизни.
  • Б) Он сыграл главную роль в этой истории.
  • В) Это не играет никакого значения.
  • Г) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

14. Мы знаем, что создателями славянской азбуки явились солунские братья Кирилл и Мефодий. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело.О каком деле идёт речь?

  • А) Реконструкцияазбуки
  • Б) Перевод священных книг на славянский язык
  • В) Издание книг
  • Г) Служба в монастыре

15. Выберите правильный вариант числительного в предложении: У меня нет 546 рублей.

  • А) пятьсот сорока шести рублей
  • Б) пятисот сорока шести рублей
  • В) пятьсот сорок шесть рублей
  • Г) пятиста сорока шести рублей

16. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

  • А) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
  • Б) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
  • В) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
  • Г) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

17. Найдите существительное женского рода:

  • А) визави
  • Б) иваси
  • В) рояль
  • Г) сирота

18. Низкий уровень владения языком характеризуется…

  • А) использованием жаргона, диалекта, разговорно-сниженной лексики
  • Б) эмоциональной выразительностью, коммуникативной целесообразностью языка
  • В) стилистическими нормами
  • Г) чистотой, правильностью речи

19. Среди функций языка основной является:

  • А) коммуникативная
  • Б) кумулятивная
  • В) эстетическая
  • Г) когнитивная

20. Выберите верное утверждение:

  • А) Абзац равен сложному синтаксическому целому
  • Б) Абзац состоит из двух и более синтаксических целых
  • В) Границы абзаца и сложного синтаксического целого не совпадают
  • Г) Все варианты верны

Ответы к всероссийской олимпиаде по русскому языку 10 класс

В этой таблице представленны ответы на примеры заданий по русскому языку к школьному этапу всеройссийской олимпиады

Номер задания Правильный ответ
1 Б
2 Г
3 Г
4 Б
5 В
6 А
7 Б
8 А
9 Б
10 Г
11 А
12 Г
13 Г
14 Б
15 Г
16 Б
17 Б
18 А
19 А
20 В


Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов

Общее время выполнения работы - 2 часа.

Вводная часть:

1. Задания можно выполнять в произвольном порядке. Однако н омер, присвоенный заданиям, менять нельзя, его следует указывать при письменном оформлении выполненного задания.

2. При оценивании выполненного задания учитывается орфографическая, пунктуационная, грамматическая и речевая грамотность его письменного оформления; за каждую допущенную ошибку снимается по 0,1 б.

    задание.

Расставьте ударение в словах

Кренить, заплесневеть, иконопись, перчить, оптовый, ломота, украинский, гастрономия, столяр, ходатайствовать, осведомить, исчерпать, пломбированный, бомбардировать, закупорить, красивее, завитый, кедровый, христианин, зубчатый.

    задание.

Назовите функции буквы Ё в русском языке. Что вы знаете о её происхождении?

В какие из приведённых ниже слов следует её вставить?

Аф...ра, добряч...к, ж…лчный, понож...вщина, оп...ка, тренаж...р, ман...рвы, перц...вый, св...кла, шоф...р, углубл…нный, одноврем...нный, размеж...ванный.

    задание.

Найдите производящие основы для указанных ниже слов (они даны в начальной форме). Определите способ словообразования для каждого слова и укажите словообразовательные средства. В чем заключается особенность некоторых из этих слов с учетом характера производящих основ?

Неосторожно, неотразимость, фокусничать, невнимательность, необходимо, бродяжничать.

    задание.

В предлагаемых примерах из современной художественной и публицистической литературы найдите видоизменённые крылатые слова; восстановите их исходную форму и определите их источник (произведение, автор). Каково происхождение выражения "крылатые слова"!

1. Звёзды, как известно, без особой нужды в небе не зажигаются. 2. Забор стоял прочно. И навсегда на нём запечатлелась (правда, местами потёртая) надпись о том, что вся правда в вине. 3. Я стоял посреди этой красоты и вдруг вспомнил строчку поэтессы. Она гордилась тем, что научила женщин говорить, а скульптор научил камни красноречиво молчать. 4. Они скептически смотрели на ветеранов и ничего не знали о той самой дубине, которая вдруг может подняться на врага. Их этому не учили. А жаль! 5. Мальчики уходили в неизвестность. А матери, понятно, - плакать и ждать. Все невечно, но - доколе матери тужить?

5 задание.

Замените запись с использованием цифр на буквенную запись. Сложные слова (числительные и прилагательные), в состав которых входят числительные, разберите по составу.

С 1983 года, 50-дневный, с 600 книгами.

6 задание.

В стихотворении Е. Баратынского "Водопад" встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею.

И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

7 задание.

Определите коммуникативные функции вопросительных предложений в приведённых ниже фрагментах из произведения Ю.Казакова.

1. Уже занеся ногу в окно, Песков оглянулся на Лену.

- А ты что? - удивился он.

- Лезь, лезь, - грустно и нежно отозвалась Лена. - Покуришь, выходи, на рассвет

посмотрим.

2. Ему казалось, что она должна вот-вот выйти, вскрикнуть, увидев его, кинуться ему навстречу или притвориться рассеянной, равнодушной, спешащей куда-то. Что она? Как? Думает ли о нём, ждёт ли его так же, как он её? Или забыла?

3. Я увидел свой дом издалека, окна светились во тьме, желтили полосами снег, и так всё и звало к миру, к согласию, что думалось: "Ссориться перед лицом этой жестокой природы? Когда человек так покинут здесь, так одинок под ледяными сполохами и так, в сущности, должен быть нежен к другому человеку!"

8 задание.

Расставьте знаки препинания в предложении .

Перед вечером когда уже после многих споров и ошибок генералов зашедших не туда куда надо после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет Кутузов огромная свита сопровождала его выехал из Красного и переехал в Доброе куда была переведена в нынешний день главная квартира.

9 задание.

Определите значение придаточной части и укажите, к какой части речи относится компонент, связывающий придаточную часть с главной, назовите его функцию в каждом предложении.

1. Из воды в глаза ударило солнце, словно под лодку вдруг подставили зеркало. 2. Иван Грозный любви народной не заслужил, хотя и пытались его когда-то изображать почти народным царем. 3. По преданию, где-то возле самого большого на Громотушке омута живет леший, отчего омут прозывается Лешачиным. 4. Города, сколь бы они ни различались между собою, не обособлены друг от друга. 5. Вам, дорогой Федор Ксенофонтович, завтра утром надлежит быть в Москве. Вы назначены командиром мехкорпуса, так что поздравляю. 6. Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворить его могут только религия, науки, искусства, а не эти пустяки.

10 задание.

Прокомментируйте высказывание академика Д. С. Лихачева, обосновав свою точку зрения.

Заставить аудиторию рассмеяться - значит наполовину убедить ее в своей правоте.

Ответы

1задание. КренИть, заплЕсневеть, Иконопись, пЕрчить, оптОвый, ломОта, украИнский, гастронОмия, столЯр, ходАтайствовать, освЕдомить, исчЕрпать, пломбирОванный, бомбардировАть, закУпорить, красИвее, завИтый, кедрОвый, христианИн, зубчАтый. (1 балл за правильный ответ. Итого: 20 б.)

2 задание. Каждая названная функция буквы - 1 б.

Всего:3 б.

История буквы ё - до 3 б.

Орфография: 1 слово - 1 б.

Всего: 7 б.

Итого: 13 б.

1. Буква ё обозначает а) звук [о] и б) указывает на мягкость предшествующего согласного звука (кроме шипящих и ц), если стоит после буквы, обозначающей согласный звук, в) Обозначает два звука [j] и [о], если стоит после Ъ и Ь, в начале слова или после букв, обозначающих гласные звуки.

2. Необходимость в букве ё появилась в русском письме примерно в XII - XIII вв, когда начал действовать закон изменения ударенного звука [э], находящегося в позиции после мягкого согласного перед твёрдым, в звук [о]. Например: [с"э]стры? [с"остры] Она была предложена Н.М. Карамзиным (по другой версии Е. Р. Дашковой) и впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. Это было слово "слезы" в сборнике стихотворений "Аониды" Н.М. Карамзина. По другой версии, это случилось раньше - в 1795 г. (сказка И.И. Дмитриева "Причудница").

3. Жёлчный и доп. желчный, тренажёр, манёвры и маневры, свёкла, шофёр, углублённый, размежёванный.

3 задание. Приставочным способом образованы слова: ненадолго от надолго ( приставка НЕ- ). Суффиксальным способом образованы слова: важничать – от важный ( суффикс –ИЧА -), вдумываться от вдуматься ( суффикс –ЫВА -). Особенностью слов недопустимо, объединяться , умничать является то, что для них в языке имеются две равноценные производящие основы: недопустимо - образовано от допустимо ( приставка НЕ- ) приставочным способом или от недопустимый ( суффикс -О ) суффиксальным способом; умничать – образовано суффиксальным способом от умник ( суффикс –А- ) или от умный ( суффикс – ИЧА - ); объединяться образовано суффиксальным способом от объединиться ( суффикс –Я-) или от объединять (суффикс СЯ ). Кроме того, можно отметить наличие чередования в случае образования умничать от умник (к//ч).

За каждый правильный ответ по 1 б. Итого: 6 б.

4 задание. Восстановление исходной формы выражения - 1 б. 5 = 5 б. Указание названия произведения - 0,5 б , его автора - 0,5 б . Всего:1 б. · 5 =5 б. 3. Происхождение выражения - до 1 б.

Итого: 5 б. + 5 б. + 1 б =11 б.

1 . "Послушайте! Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?" - первые строки стихотворения В.Маяковского "Послушайте!". 2. Истина в вине (In vino veritas) -выражение восходит к "Естественной истории" Плиния Старшего. Оно использовано А.Блоком в стихотворении "Незнакомка". 3. "Я научила женщин говорить" - из "Эпиграммы" А.Ахматовой. 4. "Дубина народной войны" - выражение из романа Л.Толстого "Война и мир". 5. "Доколе матери тужить., Доколе коршуну кружить" - из стихотворения А.Блока "Коршун".

2 Выражение восходит к Гомеру, в поэмах которого оно встречалось много раз. Н-р: "Между собой обменялись словами крылатыми тихо" (Гомер "Иллиада", "Одиссея").

5 задание. К восьмистам студентам, двухсоттысячный, в две тысячи семьдесят восьмом году. Дв/ух/сот/тысяч/н/ый: корни дв, сот, тысяч ; суффикс – н ; соединительный элемент (аналог соединительных гласных) – ух ; окончание – ый . Восьм/и/ст/ам: корни - восьм, ст ; окончания - и, ам; в основу не входят окончания.

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого: 6 баллов.

6 задание. Объяснение каждого оксюморона - до 2 б.

2. Транскрипция каждого из 4-х слов - 0,5 б.

Итого: 6 б.

1. Оксюморон "сердцем разумею" основан на соединении слова "разумею" (понимаю (умом) со словом "сердце "; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.

2. Оксюморон "речь безглагольная" основан на соединении слова "речь" (произносимое (сказанное), слова) со словом "безглагольная", однокоренным слову "глагол" (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл "речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные"

3.[ cв jy - mв jy] ; [ твjэj - рзум’эjy]

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

7 задание. Каждый ответ оценивается баллами от 0 до 2 в зависимости от его правильности,

полноты и аргументированности. Итого: 6 б.

1. Собственно вопрос, адресован с целью получения ответа.

2. Вопрос формально обращён к себе, но по сути является непосредственной эмоциональной (сомнение, тревога) реакцией на предполагаемое (ожидаемое) событие.

3. Предложение имеет лишь форму вопроса, но передаёт утверждение. Это риторический вопрос (трансформируется в повествовательное предложение "Нельзя ссориться пред лицом этой жестокой природы").

8 задание. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо, после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов (огромная свита сопровождала его) выехал из Красного и переехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.

(Л. Н. Толстой)

По 1 б. за каждый знак препинания. Итого: 9 б.

9 задание. Все предложения являются сложноподчиненными:

1) с придаточным сравнения, словно - сравнительный союз, вводит придаточную часть;

2) с придаточным уступки, хотя (и) - уступительный союз, вводит придаточную часть;

3) с придаточным присоединительным, отчего - союзное слово (наречие, выступающее в функции союзного средства), вводит придаточную часть;

4) с придаточным уступки, сколь (ни) - союзное слово (наречие, выступающее в функции союзного средства), вводит придаточную часть;

5) с придаточным следствия, так что - подчинительный союз следствия, вводит придаточную часть;

6) с придаточным условия, раз… то - подчинительный союз условия, вводит придаточную часть.

По 1 б. за каждый правильный ответ. Итого: 12 б.

10 задание. 11 б.

Максимальный балл: 100 б.

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Какие звуки может обозначать буква С? Приведите примеры. (2 б.)

Выделите основу и окончание в следующих словах: зодчий, пролетарий, комментарий, стряпчий, лисий, синий, близкий, барсучий. (2 6.)

Определите, каким способом словопроизводства созданы неологизмы В. В. Маяковского: прошляпно, щен, раздождиться, языкотворец. (5 б.)

Что общего в значениях слов виноватый и виновный? А чем они различаются? Как называются такие слова? (2 б.)

Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные? (3 б.)

Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Свое мнение обоснуйте. (5 б.)

а) Вообрази: я здесь одна. // Никто меня не понимает...

б) Выхожу один я на дорогу.в) В одном из городов Италии счастливой // Когда-то властвовал предобрый старый Дук.

г) Еще одно последнее сказанье, // И летопись окончена моя.

д) Науки, чуждые музыке, были // Постылы мне. Упрямо и надменно // От них отрекся я и предался // Одной музыке...

Напишите доверенность на получение какого-либо документа. (3 б.)

Попробуйте сочинить небольшой текст (прозаический или стихотворный), используя прием звукописи. Тема: "Колокола". (8 б.)

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха.

Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? (10 б.)

Тихо в чаще можжевеля по обрыву

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Ответы олимпиады по русскому языку 10 класс

Задание 1

[С] /коса/, [с"] /косить/, [з] /сгиб/, [з"] /косьба/, [ш] /сшить/, [ш `/счастье/, [ц] " /мыться/, [с]/ссылка/, [с"] /иссякнуть/

Задание 2

Задание 3

Пошляпно - приставочно-суффиксальным, щен - бессуффиксным /от щенок/,

раздождиться - приставочно-суффиксальным. Задание 4

Слова-паронимы. Виноватый - I. Виновный в чем-нибудь, совершивший проступок. 2. Выражающий сознание виновности в чем-нибудь /виноватый взгляд/. Виновный - такой, на котором лежит вина, совершивший проступок

Прил. виновный, в отличие от виноватый, употребляется тогда, когда речь идет о серьезном проступке, преступлении.

Прил. виноватый сочетается с сущ. одушевленными, а также со словами, обозначающими понятия, связанные обычно с человеком.

Прил. виноватый, виновный, выступая в краткой форме в качестве сказуемого, могут иметь при себе дополнение в предложном падеже с предлогом в: виноват в проигрыше, виновен в преступлении. Задание 5

Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные?

В смысловом - называют признак предмета по принадлежности: хвост (чей?) лисий, ср. хвост лисы.

В морфемном - содержат особые словообразовательные суффиксы с притяжательным значением: -в- (отц-ов&), -ин- (пап-ин&), -ий- (лис-ий&). В грамматическом - имеют особую систему падежных окончаний, изменяются иначе, чем качественные и относительные. Им.: отцов, папин, лисий - ср. белый Р.: отцов-а, папин-а, ср. белого. Д.: Отцов-у, папин-у,-ср. белому. В.: как им. или род. падежи Т. отцов-ым, папин-ым, - ср. бел-ым. П.: об отцов-ом (е), папин-ом (е), - ср. бел-ом Задание 6

Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Своё мнение обоснуйте

а) Вообрази: я здесь одна.// Никто меня не понимает...

Слово одна - называет признак предмета: я (какова?) одна,

соотносится с подлежащим Я, выполняет функцию именной части сказуемого;

можно заменить кратким прилагательным одинока. Вывод: слово употреблено в значении прилагательного.

б) Выхожу один я на дорогу.

Слово один называет признак действия: выхожу (каким образам?} один;

Зависит от сказуемого выхожу, выполняет функцию обстоятельства образа действия,

Можно заменить наречием одиноко или предложно-падежным сочетанием без кого-либо (людей, друзей и т. п.)

Вывод: слово употреблено в значении наречия.

в) В одном из городов Италии счастливой // Когда-то властвовал предобрый старый Дук.

Слово один указывает на неопределенный признак предмета: властвовал (где?} в одном из городов.

Согласуется с существительным город в числе и в роде, вместе с этим существительным зависит от сказуемого властвовал, выполняет функцию обстоятельства места. Можно заменить неопределённым местоимением какой-то. Вывод: слово употреблено в значении неопределённого местоименного прилагательного.

г) Еще одно последнее сказанье, // И летопись окончена моя. Слово один называет количество предметов (ср. два, три последних сказанья), соотносится с существительным сказанья, вместе с ним выполняет функцию главного члена назывного предложения. Вывод: употреблено в значении количественного числительного.

д) Науки, чуждые музыке, были // Постылы мне. Упрямо и надменно // От них отрекся я и предался // Одной музыке... (ср.: только - частица)

Соотносится со словом музыка, служит для выделения его в предложении, может быть заменено частицей только.

Вывод: слово употреблено в значении выделительной частицы. Задание 7

Доверенность обычно составляется по следующей форме:

I/ наименование документа;

2/ фамилия, имя и отчество /иногда должность/ доверителя;

З/ фамилия, имя и отчество /иногда должность/доверенного лица;

5/ подпись доверителя;

6/ дата выдачи доверенности;

7/ наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;

8/ дата удостоверения подписи и печать.

Задание 9

М.А. Гончаров "Обломов". Характеристика героя дается чеез описание деталей интерьера. Манера Гончарова М.А. отличается детальным, подробным, замедленным повествованием. Все описываемые предметы отражают характер героя (его апатию, лень. И др.)

Задание 10

Сравнение, олицетворение, эпитеты, метафора/ подтвердить примерами из текста/.

В предложенном материале для проведения школьной олимпиады по русскому языку в 10 классе даны два этапа с 7-8 заданиями.

Олимпиада

РУССКИЙ ЯЗЫК

10 КЛАСС

1 этап

№1. Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях ХII – ХVI вв.: денегъ полудесята рубля; на полушестынадцати гривенки; полтретьядцать десятинъ.

Какие количества передавались этими числительными? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?

№2. В 1857 году в журнале «Экономический указатель» была опубликована статья, отрывок из которой приводится ниже:

«Отношение всех употребляемых букв к знаку … равно 17, то есть на всякие 17 букв причитается один …, на всякие 17 страниц, писаных или печатных, причитается одна страница для знаков…».

№3. В середине ХIХ века в России было сильным движение ревнителей чистоты русского языка – пуристов, которые провозглашали идею очищения отечественного языка от иноязычных заимствований и предлагали заменять в речи иностранные слова исконно русскими соответствиями. Их противники придумали анекдот, где ярким примером замены иноязычных слов может служить фраза:

Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.

Определите значение этой фразы, дайте ее «перевод».

№4. Чем с точки зрения морфологии отличается слово страшно в приведенных ниже предложениях? Поясните ваш ответ.

Ему было страшно.

Ему было страшно интересно.

Выражение его лица страшно.

№5. Укажите значения и происхождение фразеологизмов:

1) Паче чаяния . 2) Альма матер . 3) Ничтоже сумняшеся . 4) Нота бене . 5) Погибоша аки обре.

№6. Перепишите, оформив числительные словами:

Альбом с 678 иллюстрациями.

Стеллаж с 1785 книгами.

Поход продолжался 22 суток.

325-миллионный вклад.

Переписка с 88 странами.

№7. В чём необычность предложения из поэмы А. Пушкина «Полтава»?

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

№8. Истолкуйте лексическое значение слов.

Ноутбук, секьюрити, санация, фитнес.

2 этап

№1. А.С. Пушкиным был записан следующий исторический анекдот:

«Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить» .

Объясните смысл ответа императрицы. О каком словаре, составлявшемся под патронажем Екатерины Великой,идет речь? Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве П?

№2. Укажите источники приведенных ниже фразеологизмов. Дайте им толкование, придумайте с ними предложения.

Служить мамоне, метать бисер перед свиньями, отделить плевелы от пшеницы, на злобу дня.

№3. Сравните формы существительных во множественном числе: листы – листья, дерева – деревья, корни – коренья. Чем они различаются: значением, стилистической окраской, морфемным составом? Ответ аргументируйте. Проведите морфемный анализ слов листья, деревья, коренья.

№4. Докажите этимологическое родство слов препятствие, запятая, запинаться. А какой глагол может объяснить происхождение такого знака препинания, как точка?

№5. Чем объясняется комический эффект следующей фразы?

«На моём месте так поступил бы каждый», - сказал мастер спорта по самбо, успешно поступивший на филологический факультет.

№6. В данных ниже предложениях обозначена одна и та же ситуация: говорящий хочет, чтобы его собеседник ушел. Объясните, чем обусловлено многообразие использованных языковых средств – синтаксических, морфологических, лексических. Какие разряды односоставных предложений используются и решению каких задач они способствуют?

Не смею больше Вас задерживать. Мне нечего Вам больше сказать. По-моему, Вам пора идти. Вам, наверное, уже пора уходить? Прошу Вас, уйдите. Оставьте меня одного. Закрой дверь с той стороны. Уходи подобру-поздорову. Прочь с моих глаз! Убирайся вон!

№7. Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. Выпишите из приведённых ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли:

а) определения, б) дополнения, в) обстоятельства. На что, кроме вопроса, вы опирались при определении члена предложения?

Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. Мне захотелось немедленно уехать. Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. Я пришел поблагодарить вас за помощь. Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла. Его пригласили войти. Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину.

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс с ответами.

Задание 1.

Расставьте ударения в словах:
ворожея, жалюзи, позвонит, ломоть, гренки.


Задание 2.

Какие из нижеприведённых удвоенных согласных могут встречаться в исконно русских словах?

а) гг; б) дд; в) жж; г) мм; д) нн; е) рр; ж) тт.


Задание 3.

В старой орфографии (до реформы 1917 – 1918 года) для обозначения одного звука [ ’э ]
использовались две буквы – Е и Ѣ (ять).
Так, слова:
белизна, стрелять, беднота, верить, жена, перина, темнота, медовый – записывались так:
б ѣлизна, стрѣлять, бѣднота, вѣрить, жена, перина, темнота, медовый.
Как в старой орфографии записывались слова:
пчела, свеча?


Задание 4.

Как называется наука о происхождении слов?

а) этиология ; б) этология ; в) энтомология ; г) этимология ; д) этнология .


Задание 5.

Русская поговорка гласит:
Не было ни гроша, да вдруг алтын!
А сколько это – алтын?


Задание 6.

Вам, конечно, знакомо слово
диджей.
Оно появилось как слитное прочтение “по буквам” англоязычной аббревиатуры DJ – ‘disk jockey’.
Какое ещё слово, тоже недавно заимствованное русским языком из английского, образовано таким же образом?

а) модем ; б) пейджер ; в) пиар ; г) ток-шоу ; д) хакер .


Задание 7.

Хотя слово
брезг – диалектное, слова, производные от этого корня, есть и в литературном русском языке.
Что же означает это слово?

а) ‘рассвет’; б) ‘ворчание’; в) ‘брызги’; г) ‘берег’; д) ‘брезент’.


Задание 8.

В каком слове есть окончание -а?

а) бра; б) ура; в) дыша; г) триста; д) вполголоса.


Задание 9.

В каком из этих слов приставка стоит после корня?

а) двустишие ; б) камнепад ; в) водопровод ; г) антинародный ;


Задание 10.

Какой из этих союзов по смыслу существенно отличается от остальных?

а) если ; б) ежели ; в) коли ; г) ибо ; д) раз .


Задание 11.

Определите части речи выделенных слов (1) и (2) в стихотворении А.С. Пушкина:

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

(1) Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

(2) Живее сладкого свиданья.

Ответы олимпиадные задания по русскому 10 класс

  1. Ворожея́, жалюзи́, позвони́т, ломо́ть, гренки́.
  2. б), в), д), ж).
  3. пчела, свѣча.
  4. 3 копейки
  5. 1 – наречие; 2 – прилагательное.

Русский язык 10 класс