Ликбез – это термин, который появился в начале прошлого века

Есть у меня небольшая серия интересных фотографий времён Первой Мировой войны. К сожалению, информации о фотографиях очень мало. Раздобыла книжку " История воздухоплавания и авиации в России" (июль 1914 - октябрь 1917 г.) Автор П.Д.Дузь - 3 изд., доп. - М; Машиностроение, 1989. - 336 с. Кое-какая информация и технические данные оттуда.

(Французский самолёт). Фото сделано в Варшаве, это ангары на Мокотовом поле.

"Россия несла на себе основную тяжесть империалистической войны. Она пролила больше всего крови. потеряла больше всего территорий, в неизмеримо большей степени, чем Англия и Франция, расстроила своё хозяйство"

История дипломатии. М. 1945 Т. II C.277

По словам Алексея Толского "Только из-за невежества. глупости, полнейшей безграмотности царского высшего командования, из-за всеобщего хищения и воровства, спекуляции, предательства не была выиграна... та война"

А.Н.Толстой "Что мы защищаем"/ Венок славы/ Современник т.12 1983 Т.1 С.143


Подобно сухопутной армии и русская авиация приняла на себя основную тяжесть борьбы в воздухе. Русским авиаторам приходилось воевать в основном на плохо вооружённых самолётах устаревших типов, в то время, как у кайзеровской Германии уже имелась мощная военная авиация.
Ниже основной учебный самолёт "Фарман" на котором и в 1914 - 1918 году обучали русских лётчиков.


Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана "Фарман" 1912 г.. Фото из коллекции С.В.Кирильца.


Я думала, что это двухместный истребитель биплан "Лебедь", а оказалось, "Анатра".

Сегодня вот (01.05.2012) получила я в Гостевой такое письмо:

"Вы интерсовались типом аэроплана, который отаннотирован на вашем сайте как "Двухместный истребитель биплан "Лебедь" (?)".
Могу вам сообщить, что это двухместный разведчик, но не постройки петроградского авиационного завода В.А.Лебедева, а авиационного предприятия "Анатра" (президент фирмы Н.Н.Анатра) в г. Одессе. Его обычно называли "АНАДЕ" по принятому тогда телеграфному сокращению от полного наименования "Анатра Декана". Декан это искаженная фамилия заводского конструктора французского инженера Е.А.Декампа.
Двигатель"Гном-моносупап" 100л.с., бомбовая нагрузка 30кг.; скрость у земли 115 км в час; максимальная скорость 136 км в час; время набора высоты 1000 м - 7 минут, 2000 м - 16,5 минут; потолок 4000м. "

Большущее Вам спасибо, Борис Юрьевич (Степанов). Так хочется, чтобы на моём сайте была настоящая информация...


"Судя по снимку: -Всё-таки аэродром (а не вынужденная посадка в случайном месте) - под хвостовой балкой подпорка, явно, штатная, рядом с офицером(пилот?) - замасленый технарь. Не красные, РИА, либо белые - френч на офицере поздний, Керенский, Колчак - полосы нашиты от воротника к карманам.

По почве-растительности, думается, - южные губернии (Крым, Кубань, Ставрополье...). Может быть , Оренбуржские степи. В авиации особо не волоку, но смею предположить, что аппарат завершающего этапа ПМВ. Повреждение скорее всего боевое, не с птицей же небо не поделили!. Дело за малым, определить марку аэроплана и далее по цепочке можно выяснить всё (или почти всё), что касается по крайней мере пилота, эскадрилии и подразделенияк которому оная была придана. Спецы тут есть по авиации - им слово...

И вот 16 июня 2016 получила я такое сообщение от Хайрулина Марата, историка, который занимается (в частности) изучением истории авиации периода Первой Мировой и Гражданской Войн


"Первыми самолёты этого типа получили авиаторы 12-го корпусного авиаотряда. Это произошло в июле 1916 года на Юго- Западном фронте. Как правило, самолёт был вооружён одним пулемётом на турели у наблюдателя. В редких случаях ставили второй пулемёт на верхнем крыле (курсовой), стрелявший поверх оси вращения винта. На данном снимке в кабине наблюдателя установлен пулемёт «Льюис». Причина повреждения (дыра в капоте) не боевая, а техническая. 100-сильный 9-цилиндровый мотор "Гном-Моносупап" при работе крутился против часовой стрелки вокруг оси вала. С одного из цилиндров в полёте (или на земле) сорвало одну из его частей: клапан, коромысло (тягу), толкатель или всё вместе, следствием чего явилась такая неровная дыра. Снимок мог быть сделан вероятнее всего в 1917 году на Юго-Западном фронте, где на вооружении авиаотрядов находилось наибольшее количество «Анатра Д»."

Он же прислал интересные ссылки о лётчиках начала ХХ века:
"СТРАШНЫЙ РИСК: ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЛЁТЧИКА_КАЗАКА" . И, кроме того, ссылку на перечень своих статей на эту тему и материал "ФОТОГРАФИИ С ГРАЖДАНСКОЙ ... Налеты авиации красных на Новочерскасск, Ростов на Дону и станицу Вешенская в 1919 году." Спасибо Вам, Марат!

К сожалению, пока я так и не знаю, кто именно на фотографии...
Но на сайте "Ахтырские гусары" есть информация о лётчике Владимире Николаевиче Есипове. Интересно, что он не только в одном полку служил с родным братом моей бабушки Филиппом Петровичем Вайтенсом , но и в одном с ним 6-ом эскадроне Ахтырский полк )
Есипов летал на самолёте "Ньюпор". С разрешения руководителей сайта помещаю эту информацию здесь.

Полеты летчика штаб-ротмистра Есипова *

Несколько лет назад в библиотеке исторического факультета Каменец-Подольского государственного университета были найдены три газетные заметки, повествующие о нескольких эпизодах из жизни штаб-ротмистра 12 гусарского полка Владимира Николаевича Есипова. Каменец-Подольский во времена расквартирования ахтырцев в Медижибоже был центром Подольской губернии. Клубу "Ахтырские гусары" эти материалы были любезно предоставлены Олегом Погорельцем и Владимиром Николаевым, проживающими в г. Хмельницком.

Меджибож. На днях во время смотра артиллерии 12 армейского корпуса и занятий 12 кавалерийской дивизии, прибывший из Киева на «Ньюпоре» летчик 12 гусарского Ахтырского полка штаб-ротмистр Есипов в течение получаса летал над войсками лагерного сбора на значительной высоте, показывая блестящие приемы управления аэропланом.

Хроника воздухоплавания
(газета "Подолiя", дата не известна)

Полеты летчика штаб-ротмистра Есипова. 16 июля, в 7 час. 45 минут утра, войска меджибожского лагерного сбора собирались на ученье. 2-я бригада 12 кавалерийской дивизии – Ахтырский гусарский и 3-й Оренбургский казачий полки были уже в полном составе. С востока, со стороны Бердичева, раздался характерный шум мотора и полки увидели быстро приближающийся и очень красиво выделяющийся на голубом небосклоне аэроплан.

Все взоры были прикованы к этой большой ласточке, которая быстро побеждая воздушное пространство, прямо неслась по направлению собиравшихся войск; но вот мотор выключен, шум прекратился и, склоняясь к земле, аэроплан стал опускаться, достиг земли, пробежал несколько саженей, повернулся и замер шагах в 50-ти от бригады у казармы 5 эскадрона Ахтырского гусарского полка.

Это прилетел из Киева штаб-ротмистр Ахтырского гусарского полка Есипов на «Ньюпоре» – авиатор по призванию, весь отдавшийся своему смелому делу и уже совершивший не мало блестящих и продолжительных перелетов в Бердичев, Житомир и теперь в стоянку родного полка – Меджибож.

17 июля, в 8 час. утра, во время ученья 12 кавалерийской дивизии и смотра артиллерии 12 армейского корпуса, по желанию командира корпуса генерала-от-кавалерии Карганова, штаб-ротмистра Есипов в продолжении 15 минут летал над войсками лагерного сбора на высоте более 500 метров, возбуждая общий восторг при виде этого, еще пока нового, зрелища.

Еще раз все присутствующие войска любовались блестящим управлением аэропланом, который на глазах всех парил над головами, послушный умелому авиатору, делал красивые повороты и плавно опустился к месту отдыха – казарме 5 эскадрона Ахтырского полка.

В 6 час. вечера того же дня неутомимый шт.-ротм. Есипов опять подымался, дабы доставить удовольствие своим товарищам, вытянушвим жребий из числа массы желающих полетать, а именно: с ротм. Елчаниновым 1-м, поруч. Умновым и сестрой офицера Ахтырского полка M-lle О.Ф.Темперовой, которых он по очереди брал пассажирами, дабы они в свою воочию убедились в полной победе над воздушным пространством и в великой будущей пользе в военном деле, в деле разведки, которая до сей поры лежала всецело на кавалерии.

Меджибож. На днях на кладбище с.Требуховец при Меджибоже предано земле тело погибшего в Очакове 1 июля военлетчика штаб-ротмистра 12 гусарского Ахтырского полка В.Н.Есипова. 5 июля гроб с телом Владимира Николаевича Есипова прибыл в Меджибож и был установлен в Церкви Ахтырского полка, окруженный множеством венков.

6 июля для отдания воинских почестей погибшему летчику к Церкви полка прибыли: рота пехоты, сотня казаков, эскадрон кавалерии, хор музыкантов и два хора трубачей. По окончании заупокойной литургии и панихиды, состоялся вынос тела на кладбище с Требуховец. Здесь, направо от входа, лицом к могиле товарища-однополчанина поручика Ю.К.Умнова (погиб в августе 1913 г. на скачках), под звуки «Коль славен» и многократные залпы был спущен в склеп гроб с останками Есипова.

* Из послужного списка офицеров полка по старшинству в чинах на 1 июля 1913 года. (РГВИА. фонд 14371)

Штаб-ротмистр - Владимир Николаевич Есипов - 9.10.1882 г.р.
Православного вероисповедания, из дворян Тверской губернии.
Образование - общее в Московском реальном училище при Реформатской церкви окончил 5 классов, военное - в Тверском кавалерийском юнкерском училище по 2 разряду.
Нижний чин с 26.08.1900, корнет с 9.08.1904, поручик с 1.09.1908 со старшинством с 9.08.1908, штаб-ротмистр с 10.09.1912 со старшинством с 9.08.1912.
В кампании не участвовал.
Холост.
Младший офицер в 6 эскадроне.
Награды: орден Св.Станислава 3 ст. (1913)
Прикомандирован к 7 воздухоплавательной роте с 15.12.1912. Основание: Надпись нач.штаба 12 кав.дивизии от 21.12.1912 за № 3676

12.02.2014 От Валерия Корниенко (с форума "Великая война 1914-1917" ) получили такое дополнение:

"Вношу Вам ещё маленький штрих об Есипове на фото из книги М. Хайрулина «7-й КАО» и ниже.

Есипов В.Н. выпускник Тверского Кав.У.- 1904 года выпущен в 36-й драгунский Ахтырский, а с 6 декабря 1907 года - вновь 12-й гусарский Ахтырский и Офицерской школы авиации (на Каче – Севастополь) в 1912 году.



Это ещё один лётчик Ахтырского полка - М.М. Жовнэръ. Этот и следующий снимки тоже от Валеря Корниенко. Спасибо Вам!


Была бы рада информации про этого пилота. Хотя бы потому, что он служил там же, где брат мой бабушки Филипп Вайтенс.

Вот и пришёл ответ на мой призыв... Спасибо Вам А.Лукьянов"! Жаль, не сообщили имени и отчества... Вот что я получила:

Жовнер Митрофан Митрофанович (?-1920)
Окончил Тверское кавалерийское училище в 1910 г., . 4 сентября 1915 года сдал экзамен на звание «лётчик», 25 сентября - на звание «военный лётчик». 2 октября убыл в 12-й корпусной авиационный отряд. Получил диплом пилота-авиатора за №295 от 16 января 1916 года.
Командир 12-го корпусного авиаотряда. После Революции сотник Жовнер некоторое время значится командиром Одесского авиапарка [Воздушного Флота УНР], затем находился в рядах Добровольческой армии и ВСЮР. В 1919-1919 гг. ротмистр, командир 8-го авиационного отряда. Полковник.
Погиб в 1920 г. в Крыму.
Информация по Жовнеру из книг:
Офицерская школа авиации (сводная летопись, часть 2: 1914-1920). - М.: «Охотник», 2009
"Икары российского неба" М.Л. Дольников
Я. Тинченко. Гepoi Украiнського неба: науково-популярне видання. - К.: Темпора, 2010.


Биплан Фарман-4 (Рига С.Schulz)

"из коллекции Флегера (Флежьера) - неизвестного пилота России
Он поляк - родился (где же?) - есть два документа:в Варшаве) до 1917г),
а в 20-х годах он почему-то родился в Здолбунове (бывшей Волынскойгуб)
в 1880 г. учился в Киеве в торговом уч-ще
а в 1909 (?) уехал в Германию(?) - учиться на пилота.
Потом в России получил подтверждение того что он пилот.
есть упоминание что он разбился на самолете - но остался жив идаже служил потом в артиллерии. "

А кто на фото мне пока не понятно... "

Из письма П.Б.Резниченко

От Лукьянова А. тогда же (6.05.2015) пришла и такая информация:

"Флежье Фома родился в 1888 г. в Варшаве. Получил диплом пилота-авиатора №59 от 17.02.1911. Экзамен сдавал на аэроплане "Авиатик" в германской авиашколе.
(Информация из справочника ИВАК за 1912-1916 годы - списки дипломированных российских пилотов-авиаторов.)"

Спасибо Вам, А. Лукьянов! Я всегда рада любой информации об упомянутых у меня людях. Я очень Вам признательна.



Одноместный истребитель биплан "Ньюпор 17"

Это случилось в октябре 1917 года под Луцком в 7-м корпусном авиационном отряде 2-й боевой авиационной группы Западного фронта. Сильный порыв ветра подхватил заходивший на посадку аппарат старшего унтер-офицера Садовского и забросил его на крону дерева, стоявшего неподалёку от аэродрома. Инцидент окончился благополучно, пилот (Ян Мартинович Садовский ) не пострадал, машину позже сняли и отремонтировали.

Спасибо Вам большое, уважаемый Б.Ю. Степанов. Так приятно, что событиям и фотографиям прошлого возвращаются имена.


В мае 2016 года получила я ещё одно подтверждение информации Б.Ю.Степанова, мне написал автор многих книг об истории авиации во время гражданской войны: "На фото истребитель «Ньюпор-17», совершивший неудачную посадку на дерево. Пилот 7-го корпусного авиаотряда старший унтер- офицер Я.М. Садовский не пострадал. Снимок сделан в Луцке 14 октября 1917 года. Брат Вашей бабушки просто был очевидцем данной аварии, а его часть стояла в тот момент в городе Луцке. с уважением, Марат Хайрулин.Спасибо Вам большое, Марат. Теперь и точная дата этого события известна мне и моим читателям.

Ликбез - это термин, который появился в Советской России. Что он означает и как расшифровывается?

Ликбез - это мероприятие, целью которого является обучение взрослых чтению и письму. Такой смысл понятие имело в двадцатых годах. Позже термин приобрел несколько другой оттенок.

Предыстория

В конце девятнадцатого века Россия встала на путь индустриального развития. Но общий уровень грамотности населения оставлял желать лучшего. Среди жителей Сибири, например, умели писать и читать немногие. Согласно статистике, это был лишь каждый десятый, если не брать в расчет детей до девяти лет. К 1914 году число образованных людей в России немного возросло, но война, голод и прочие негативные явления привели к тому, что их количество снова сократилось.

К 1920 году образованных людей в стране стало катастрофически мало: одни эмигрировали, других расстреляли. Новое правительство взялось за решение этой проблемы: был принят декрет об учреждении чрезвычайной комиссии по устранению безграмотности. Отныне научиться писать и читать обязан был каждый гражданин.

Ликбез - это борьба с неграмотностью. Прежде всего, эта государственная программа была направленна на особый слой населения - на беспризорников, которых после Гражданской войны оказалось на улицах страны несметное количество. Именно в эти годы начал свою деятельность педагог Макаренко, который счел нужным не только учить сложных подростков основам грамоты, но и приобщать их к труду.

Ликпункты

Беспризорников отправляли в специальные интернаты. Но в стране было немало людей, которые не совершали преступлений, были вполне благонадежны, но не могли даже написать собственное имя. Для них создавались школы.

Эти учреждения назывались ликпунктами, и в них обучались граждане старше пятнадцати лет. Программа была довольно сжатой. Обучение продолжалось не более четырех месяцев.

Долой неграмотность!

Была создана учебно-методическая база с целью проведения важного мероприятия под названием ликбез. Это были, как правило, брошюрки с незамысловатыми фразами для чтения и стихотворениями советских поэтов. Специально для представителей рабоче-крестьянского класса издавались буквари.

В 1925 году ликвидация безграмотности превратилась в программу, которая ориентировалась не только на обучение основ письма и чтения. Теперь под ликбезом понимали также внушение населению идеологически верной точки зрения.

К началу тридцатых годов число школ ликбеза увеличилось в несколько раз. В этих учреждениях обучалось свыше двадцати миллионов граждан. По данным на 1929 год процент безграмотных жителей СССР в возрасте от пятнадцати до шестидесяти лет составлял не более 10%.

2000-й год… Мухи, тараканы и комары уничтожены. В мире больше не осталось диких животных. Роботы освободили людей от тяжкого труда, подарив время для путешествий и удовольствий. Каждый человек ежедневно проходит по 16 км пешком, при этом в его распоряжении - практически любой транспорт: от личных крыльев до сверхскоростных поездов, пароходов и самолетов. Мы собрали пророчества представителей четырех стран о будущем, обнародованные 100 лет назад.













В 1899 году во Франции были изготовлены открытки с предсказаниями, посвященные 2000 году. Зарисовки о будущем придумывал художник Жан-Марк Коте и его коллеги. Первая партия предназначалась для Всемирной выставки в Париже, которая проходила в 1900 году. Всего в период с 1899 по 1910 год была издана целая серия карточек под названием «В 2000 году», из нее до наших дней дожили 87 изображений. Поначалу открытки-предсказания помещались в коробки с сигарами, а после разорения фирмы - в продукцию фабрики игрушек. В воображаемом французском будущем сложную работу за людей делают роботы, в то время как люди весело и разнообразно организуют свой досуг: путешествуют на летающих видах транспорта, любуются рыбами сквозь иллюминаторы подводных лодок, катаются на поезде Париж - Пекин, занимаются экстримом на водных лыжах и роликах, обмениваются голосовыми и видеосообщениями с помощью футуристических гаджетов.

Сбылось: идея кинофонотелеграфа воплощена в современных видеозвонках (Skype и др.); спасательные операции на тонущих кораблях с воздуха стали возможны благодаря вертолетам; аналогом автоматических швабр служат пылесосы; жизнь человека стала легче благодаря вспомогательной технике; появились новые возможности для путешествий по воздуху, воде и земле.

Не сбылось: летающие полицейские и пожарные; аэротакси для индивидуальных полетов; роботизированные парикмахеры и швеи (вернее, они есть, но в штучном, экспериментальном порядке); автоматы для превращения яиц в цыплят. И еще, к сожалению, книги и знания до сих пор нельзя закачать в мозг школьника по проводам.











Свою серию футуристических открыток выпустила в 1900 году и Германия. 12 карточек были вложены в упаковки продукции шоколадной фабрики Theodor Hildebrand und Sohn. Эти рисунки, как и французские, посвящены 2000 году. Немцы также мечтают о неограниченной свободе для перемещений человека, о беспрепятственной передаче звука и изображения, что позволит смотреть прямую трансляцию любимого спектакля у себя дома, а еще о возможности управлять климатом с помощью «машин для хорошей погоды».

Сбылось: судна на колесах; водные лыжи; опция разгона облаков и др.

Не сбылось: город под куполом с регулируемым климатом (впрочем, таковыми можно считать крупные торговые центры и проект искусственных островов у побережья Дубая); возможность видеть сквозь стену (сегодня такую возможность дают видеокамеры); крылья и дирижабли для личного пользования (впрочем, надо признать, движение в небе стало почти таким же интенсивным, как предполагали немцы век назад).
















Идея открыток с предсказаниями в конфетах была подхвачена и воплощена в Москве в 1914 году: на кондитерской фабрике «Товарищества Эйнем» (ныне «Красный Октябрь») стали выпускать продукцию с названием «Москва будущего» с приложением в виде соответствующей почтовой карточки. Вся серия состояла из восьми футуристических открыток и сопровождалась описаниями того, что будет с «матушкой-Москвой» через 200–300 лет. Если верить предсказателям с шоколадной фабрики, то через век-полтора россиян ожидает экологически чистое будущее: «Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы… Зима, такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный», «Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани». «Центральный вокзал воздушных и земных путей сообщения» доставляет пассажиров по земле и воздуху «с быстротою телеграмм». Москва-река превратится в мировой торговый порт с прозрачной водой и будет служить только для мирных кораблей, военные корабли будут упразднены за ненадобностью.

Сбылось , причем досрочно: «темп жизни усилился в сто раз»; «к услугам пассажиров - земля и воздух»; появление метрополитена и др.

Не сбылось: судить пока рано, ведь предсказание затрагивает 2114–2259 годы.







В 2011 году в газетных архивах США была случайно найдена удивительная статья о будущем Америки и человечества, написанная американским инженером Джоном Элфритом Уоткинсом в 1900 году для женского журнала Ladies" Home Journal. Заметка называется «Что может случиться в последующее столетие» и содержит предсказания в 29 главках. В первых же строках автор сообщает, что проконсультировался с самыми образованными и консервативными умами Америки и составил прогноз на основе опроса специалистов крупных национальных институтов. Многие пророчества уже сбылись, другие сбываются на наших глазах.


- «Американцы за 100 лет вырастут на 2,5–5 см, продолжительность жизни увеличится с 35 лет до 50. К этому приведут реформы в области медицины, здорового образа жизни, питания, санитарии и всеобщие занятие атлетикой. Люди перестанут жить в городах, а поселятся в пригороде. При этом дорога в центр будет составлять считаные минуты и стоить копейки».

Действительно, если в 1900 году рост американца составлял 167–170 см, то к 2000 году средний житель Штатов вырос до 175 см. Что касается продолжительности жизни, Уоткинс угадал общую тенденцию, допустив ошибку в цифрах: в 1900 году американец в среднем жил 47 лет, а в 2000 - 76,8. Жизнь в пригороде также очень типична для жителей США.


- «Температуру воздуха в доме можно будет регулировать, делая ее более теплой или холодной, как мы регулируем воду с помощью крана».

Прототип кондиционера, первая холодильная машина, появилась в 1902 году в типографии Бруклина, но предназначалась она не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, ухудшавшей качество печати.


- «Уголь больше не будет использоваться для обогрева и готовки».

Уоткинс уточняет: твердый уголь люди перестанут использовать между 2050 и 2100 годами, а мягкий - между 2200 и 2300 годами. На смену дорогому природному материалу придет гидроэнергия.


- «Фотоснимки будут передаваться по телеграфу на любые расстояния. Если в Китае через сто лет произойдет сражение, наиболее яркие его моменты попадут в газеты уже через час... И фотографии будут передавать натуральные цвета».

Уоткинс не знал термина «цифровая фотография», но точно описал появление этого ноу-хау.


- «Поезда будут ходить со скоростью 2 мили в минуту (3,22 км/мин). А экспрессы - 150 миль в час (241 км/ч)».

Сейчас это не предел. В апреле 2015 года японский поезд на магнитной подушке разогнался до 603 км/ч.


- «Добраться до Великобритании из США можно будет за два дня».

Уоткинс предсказывал сверхскоростные поездки на электрических судах, которые смогут бороздить океан со скоростью 96 км/ч. Предполагалось, что эти корабли будут летать над волнами, не касаясь воды, а во время шторма нырять под воду и пережидать там плохую погоду.

Самый быстрый на сегодняшний день австралийский корабль Francisco способен развивать скорость до 107 км/час, путь от Нью-Йорка до Ливерпуля на предельной скорости занял бы у этого корабля около 50 часов, так что прогноз Уоткинса можно считать сбывшимся.

Также сбылось: появление танков, мобильных телефонов, беспроводной связи, телевидения, веб-камер, рентгена и синтезаторов; доступность образования для всех; появление теплиц для выращивания гигантских фруктов; готовая еда продается в магазинах; люди будут использовать для перемещения подземный транспорт.

Не сбылось: комары, мухи и тараканы будут практически уничтожены; на планете не останется диких животных; человек будет проходить по 10 миль в день (16 км), а того, кто не способен к столь длительным прогулкам, будут считать слабаком; три буквы английского алфавита - С, X и Q - выйдут из употребления за ненадобностью; английский язык станет самым распространенным языком в мире, а на втором месте будет русский язык (пророчество сбылось частично); большие города будут очищены от машин.

Сегодня я просматривала различные ретро-фотографии, на которых запечатлена история жизни людей, и потом подумала, что неплохо бы посмотреть фотографии, которые касались моды, увидеть как она менялась, как, интересно, тогда одевались девушки-модницы. И я решила, а почему бы не сделать обзор, касающийся моды по десятилетиям. Сразу оговорюсь, что я не буду приводить в пример женщин, которые были популярны в определенное время, лучше им уделить отдельное внимание. Просто обсудим моду.

Начнем с 10-x годов XX в.

Корсеты годами сдерживали женщин, делали их фигуры намного красивее и изящнее, а жизнь – тяжелее. Невозможность лишний раз вдохнуть и выдохнуть, постоянные заболевания из-за слишком туго затянутых «панцирей» – все это делало корсет хоть и значимым предметом эпохи, но уж очень неприятным.
Потому в 1906 году женщины всего мира в буквальном смысле выдохнули – кутюрье по имени Поль Пуаре впервые предложил носить платья простого покроя, без корсетов. Очень скоро такие платья вошли в моду – именно поэтому десятые годы запомнились, как годы «освобождения» женщин от гнета одного из самых неудобных предметов туалета, а Поль Пуаре стал настоящим избавителем для дам высокого света.

В десятых годах в моде был русский шик – с огромным успехом шли «Русские сезоны», которые привез в Париж знаменитый Сергей Дягилев. Балет, опера, художественное искусство, выставки – все это сопровождалось огромным количеством приемов, на которых наши дамы могли перенимать искусство высокой моды у парижанок.

Тогда-то и начали входить в моду все знакомые нам нынче атрибуты «шикарной жизни» в гардеробе – женщины обнажили плечи, стали носить весьма будуарного вида туалеты, украшая их огромным количеством перьевых вееров, драгоценных украшений и блестящих аксессуаров.
Плавно переходим к моде 20-х годов

В этот период в моду уверенными шагами вошли спорт, спортивные фигуры мужского типа, а женские формы стали постепенно утрачивать актуальность и популярность. Идеал – худенькая дама с узкими бедрами, без малейшего намека на бюст или другие округлости. Реформатором и революционером моды этого периода можно назвать знаменитую Габриель Шанель. Наравне с ней в эти времена модную одежду создавали в таких домах моды, как «Нина Риччи», «Шанель», «мадам Пакен», «Жан Пату», «Мадлен Вионне», «Жак Дусе», «Жак Хейм», «Люсиль», дом меховой моды «Жак Хейм» и другие.

Стали входить в моду 20-х египетские мотивы. Модели дизайнеров были декоративными, с обилием украшений, вышивкой в стиле «зиг-заг». Такой стиль имел название «ар деко», и произошел от названия выставки современного декоративного и промышленного искусства в Париже в 1925-м году.

Это был стиль украшающей и украшенной вещи. Элементы декора присутствовали и на мебели, и на посуде для кухни, и на женских платьях.

Вошла в моду обувь, отделанная вышивкой или аппликациями, декорированная по вкусу популярных кутюрье тогдашнего времени. «Ар деко» - это эклектичный стиль, в котором африканская абстракциональная экзотика, смешанна с геометрическими формами кубизма; нетрадиционные недорогие и простые материалы смешаны с дорогими традиционными материалами добротного качества.

Такое себе сочетание не сочетаемого, смешанное в одном стиле.

В результате особенности моды 20 -х годов:
- основные элементы одежды это конечно платья, костюмы прямого покроя;
- в моде плиссировка;
- модное пальто прямого покроя сужающегося к низу и с меховым воротником;
- в моде пижамные брюки и пижамы, в которых в то время ходили на пляж;
- появились первые купальные костюмы для женщин – революция в пляжной моде;
- шилась одежда из более доступных тканей и открытием стал трикотаж;
- в моде спортивный стиль, появляются не только брюки, но и шорты;
- появление классического маленького черного платья Шанель.

Мода 30-х

В эти времена крой одежды стал сложнее. Качество готовой одежды, выпускаемой массово, заметно повысилось. Голливуд является законодателем моды в США. Но даже здесь стали появляться фирмы, которые торговали при помощи каталогов, пересылаемых по почте. Эти фирмы распространяли новые модные модели миллионными тиражами.

Длинные юбки стали эталоном моды в кризисные времена тридцатых годов. В 1929 году Жан Пату первым предложил длинные платья и юбки, линия талии которых была на своём месте. После этого нововведения все дома моды удлинили свои модели в два этапа. Сначала длина платьев и юбок достигала середины икры, а немного позже опустилась почти до щиколотки. Дамы, следящие за модными тенденциями, самостоятельно удлиняли свою одежду. Они пришивали клинья и различные оборки.

Очень популярной одеждой 30-х годов был женский уличный костюм, существовавший в самых разнообразных вариантах. Верхняя одежда – пальто и жакеты отличались необыкновенной элегантностью и многообразием фасонов.

Для каждого вида одежды, в том числе и для костюма, было характерно большое разнообразие фасонных линий и отделок. Крой костюмов усложнился, стал опираться на геометрию, придающую силуэту четкость.

Широко применялись в костюме декоративные детали, украшения. Шляпка, сумочка, перчатки и обувь - вот что должно было быть в одной цветовой гамме. Аксессуары подбирались очень строго. Как правило, они были чёрного или коричневого цвета, а летом - белого цвета.

Подобранные таким образом аксессуары, легко подходили к любому платью или костюму, что было актуальным в период кризиса. В моде 30-х годов аксессуары играли огромную роль. Ведь большинство женщин тех годов, кроме шляпки или сумочки, ничего другого позволить себе не могли.

Мода 40-х

Доминирующей тенденцией моды начала 40-х годов стали многослойные длинные юбки, огромные банты на одежде, иногда с добавлением вертикальной полоски, рукава-фонарики. Стоит отметить, что в то время, одежда в полоску была самой популярной. Началась война, и мир перешел на военизированное положение, поэтому мода 40-х годов претерпела значительные изменения. Женщинам стало некогда думать о макияже и пополнении своего гардероба.

В этот период внешний вид нарядов значительно упростился до минимализма во всем. Натуральные ткани перестают использовать в гражданских целях. Одежду для женщин стали производить и шить из ацетатного шелка и вискозы.

В моду возвращаются цветочные рисунки: орнаменты, мелкие цветочки стали основным украшением ткани и пошитых из этого материала платьев. Невозможным стало шить блузы и рубашки из белой ткани, поэтому в моду стали внедряться манжеты и воротнички. Открытием военного периода стал популярный и в сегодняшнее время стиль «милитари»

В это же время выпустили новую модель обуви: туфли с каблуком-шпилькой.

Также новшеством стало производство кофточек-водолазок, эти модели с высоким воротником под горло по заслуге получили признание модниц тех времен.

Мода 50-х

В послевоенные годы заметно обострились социальные различия. Жены снова превратились в символ благосостояния своих супругов, как своеобразная витрина для окружающих. Обязательным ритуалом для каждой женщины стало посещение парикмахерского салона, нанесение макияжа. Идеальная женщина, даже если она нигде не работала и была домохозяйкой, уже ранним утром должна была быть во всеоружии: с идеальной прической, на каблуках и с макияжем стоять у плиты или пылесосить ковер.

Даже в Советском Союзе, в котором образ жизни значительно отличался от западного, было принято хотя бы раз в неделю делать укладку волос в парикмахерской или завивку, которые тоже стали входить в моду с особой стремительностью.

Стиль 50-х годов противопоставил силуэт в виде песочных часов четкому силуэту с расширением плеч, что был популярен в военные годы. Таким образом,предъявлялись особые требования к фигуре: покатые плечи, тонкая талия, округлые женственные бедра и пышная грудь.

Чтобы соответствовать этим стандартам, женщины носили утягивающие корсеты, подкладывали ткань или вату в лифчики и стягивали животы. Образами красоты тех времен были: Элизабет Тэйлор, Любовь Орлова, Софи Лорен, Клара Лучко, Мэрилин Монро.

Среди молодого населения эталонами были Людмила Гурченко и др. Модная и стильная женщина стиля 50-х годов по силуэту походила на цветок: пышная юбка в пол, под которую надевали многослойный подъюбник, высокие каблуки на шпильках, нейлоновые чулки со швом. Чулки - это обязательный аксессуар для завершения образа и стоили они чрезвычайно дорого. Но на что только не шли женщины, чтобы выглядеть привлекательно и чувствовать себя красотками, следящими за тенденциями моды. Ткани купить в то время было проблематично, их отпускали в одни руки не больше определенного количества, утвержденного нормами тех времен. Чтобы пошить одну юбку под «новый силуэт», требовалось от девяти до сорока метров материала!

Мода 60-х

Легендарные 60-е годы – это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, свободное и экспрессивное, период торжественного шествия, так называемой, молодежной моды.Новому стилю нужны были новые прически. И опять Лондон в плане новаторских идей оказался впереди Парижа. В 1959 году на экраны выходит французский фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Небрежно взбитая прическа с начесом, несмотря на то, что на её создание у модниц уходит немало времени, становится суперпопулярной.

Большую популярность получили аксессуары: бусы из больших бусин, объемная бижутерия, «макро», которые закрывали пол лица.

В Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых - мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира.

60-е годы – эра синтетики и всего искусственного. Синтетические ткани широко распространены в массовой моде – они считаются самыми удобными и практичными, так как не мнутся и легко стираются, кроме того, они дешевые.

Мода того времени благосклонна к ненатуральности – накладным ресницам, парикам, шиньонам, бижутерии. Суперпопулярными становятся высокие женские сапоги на низком каблуке, с узким или широким закругленным мыском из кожи или синтетического материала, названные гоу-гоу (go go). Сапожки получили широкое распространение с возникновением моды на длину мини и танцевальный стиль с одноименным названием.
Мода конца 1960-х годов испытывает влияние движения хиппи. Молодежь выступала против социальных и классовых различий, расовой дискриминации и войны. Своим видом хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. Их одежда намеренно небрежна и даже неряшлива – рваные джинсы, бисерные браслеты, тканевые сумки-мешки за плечами. Подчеркивается бесполость облика, длинные волосы – символизируют свободу.

Мода 70-х

В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

Девизом 70-х годов было выражение «Можно все!». На выбор прогрессивных и активных молодых людей кутюрье представили несколько стилей, ни один из которых нельзя было назвать доминирующим. Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после – хиппи и студенты.

Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Мода 80-х

В моде 80-х переплелись ретрообразы, переосмысленные дизайнерами, а также, рожденные молодежными субкультурами, музыкальными и танцевальными направлениями, продолжающимся бумом спорта.

Хип-хоп, готика, пост-панк, рейв, хаус, техно, брейк-данс, сноуборд, скейт-борд, ролики, степ-аэробика – все эти явления отразились на стилистике десятилетия.

Список знаковых вещей десятилетия стилистического разгула внушителен – подкладные плечи, брюки-бананы, одежда в стиле «миллитари» и «сафари», рукава покроя «кимоно», «летучая мышь» и реглан, леггинсы с яркими рисунками, черные ажурные колготки, потертая джинсовая ткань, так называемая, варенка, черные кожаные куртки, люрекс, массивная бижутерия, ювелирные пуговицы на жакетах, объемные прически или укладки с эффектом «мокрых волос», каскадные стрижки, спиральная химическая завивка, волосы декоративных цветов, типа «баклажан», мелирование «перышками». Употреблялось много косметики нарочитых оттенков с блестками и перламутром.

Массовый 1980-х годов можно охарактеризовать как чрезмерность. Все, как бы, «слишком» – слишком узкое, слишком объемное, слишком броское, слишком яркое. В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Мода 90-х

Стиль 90-х в одежде, ставший универсальным, лучше назвать не стилем, а новым подходом к выбору одежды. Потому как в моде 90-х меняется сам принцип создания своего образа, равно как и принцип, используемый в создании костюма.Главный призыв девяностых – «быть таким, какой ты есть!» В те времена особое значение уделяли джинсовой одежде - в ней не ходили только ленивые. Заядлые модники умудрялись надевать джинсы с джинсовыми рубашками, сумками и ботинками. Так что стиль 90-х можно смело назвать «джинсовым», так как подобная вещь имелась у каждого человека не в одном экземпляре.

В девяностых по всему миру распространяется мода унисекс: джинсы с футболкой или брюки свободного кроя со свитером, дополненные удобной обувью.

Девяностые – время кроссовок и туфель без каблука. Такой стиль унисекс очень полюбился большим итальянским и американским фирмам, таким как Banana Republic, Benetton, Marko Polo. Костюмы стремятся к простоте и функциональности, что, однако, возрождает традиции партнерского искусства, когда наряду со строгой аскетичностью в костюме присутствует нарочитая театральность с яркой гаммой красок. Мода меняется в зависимости от социальной направленности и территориальности, так в Европе богема предпочитает концептуальную дизайнерскую одежду.

Главный модный акцент девяностых делается не на одежду, а на ее владельца. Модный образ создается стройной фигурой с загорелой или же молочно-белой кожей. Культура тела расцветает как во времена Античной Греции. Модники и модницы не только посещают спортивные клубы, появившиеся благодаря, но и активно посещают косметические кабинеты и даже пользуются услугами пластической хирургии. Супермодели с модных подиумов становятся образцами для подражания, немалый вклад в это сделало телевидение и модные журналы.

Ну что ж. На этом я завершаю обзор. Хотелось бы сказать, что из всех времен мне ближе по предпочтениям 30-е, 50-е и 70-е годы. А вообще все новое-это давно забытое старое.

Всем людям планеты Земля почему-то кажется, что мы живем в такое время, когда развитие технологий достигает своего пика . Без сомнений, все начало развиваться гораздо быстрее, чем несколько десятилетий назад. Причин тому множество. Однако футурологи начала XX века думали, что мы будем жить иначе . Кардинально иначе. Если брать их слова во внимание, то мы стоим лишь на низшей ступени развития.

Корпорации придумывают телефоны, внедряют компьютеры в очки, каждый месяц выпускают какую-то новинку, какую-то технологию, новости из hi-tech мира появляются сотнями каждый день. Раньше события развивались не так стремительно, а сейчас даже тяжело уследить за всеми. Такими темпами может мы и придем к тому, что нам пророчили, но настанет это еще не скоро, а возможно и не случится никогда. В начале прошлого века от нас ждали чего-то сверхъестественного. Век только начался, может мы рано начали рассуждение, но, тем не менее, будет с чем сравнивать. Предположения не могут быть строгими научными прогнозами. Ученые, рассказывая о будущем, пускают в ход свое воображение. И все, что не сбылось, могут запросто сослать на бурное воображение.

Все началось с журнала PopularMechanics , который в 1920 году решил поинтересоваться у самых именитых инженеров, мастеров своего дела и просто фантастов, о том каким они видят 21-й век. Так вот, представьте себе, что пока ничего не сбылось, предположения не оправдались. Ну, посудите сами. Фантасты рассказали, что будут дома будущего. В принципе, они уже есть: «умные» квартиры с автоматическими технологиями. Но нам предсказали, что к 2020 году будут специальные деревья, посадив которые можно вырастить свой дом . Биологи даже близко с такой технологией не знакомы и вряд ли в ближайшее время познакомятся. А ведь, сколько проблем можно было решить: пошел человек на рынок, купил саженец трехкомнатной квартиры, посадил в нужном месте и через месяц – квартира с евроремонтом. Мечты.

Затем были предположения, что в начале нашего столетия будут создаваться города по единому проекту с огромным количеством транспортных развязо к, а аэропорты будут находиться в воздухе для экономии пространства и держаться на больших воздушных шарах . А поездки по странам будут осуществляться по огромным туннелям под землей на высокоскоростном транспорте. Что-то похожее мы видим, но скорее демо-версии: под землей у нас только метро. А вот аэропорты на воздушных шарах это вообще странно и в принципе невозможно. Пока… Транспортные развязки существуют, но они скорее ассоциируются у людей с «пробками». Пробки на земле могли навсегда сойти с наших дорог благодаря летающим машинам. Кстати, идея о летающих автомобилях продержалась, наверное, дольше всех. В 1964 году известный фантаст Айзек Азимов также сделал предположение, что к 2014 году на планете не останется наземного транспорта. Весь транспорт должен будет парить в воздухе на небольшой высоте . А в 1989 году в знаменитом фильме «Назад в будущее-2», герои Марти и Док пропутешествовали в 21 октября 2015 года. Многое из этого фильма тоже осталось лишь в фантазии режиссера: летающие скейты, автомобили и куртки, подгоняющие размер под владельца. Было еще одно неплохое и интересное устройство: в духовку помещается маленькая пицца, а через секунду она уже привычных нам размеров и уже горячая. Но год с небольшим еще есть для реализации проектов из фильма.

Возвращаясь к предположениям Азимова, хочется отметить и то, что уже к нашим дням все дома будут находиться под землей . Было предположение, что это сократит затраты на охлаждение домов летом и обогрев зимой. Основной проблемой 2014 года должно было стать повальное безделье . В том смысле, что всю работу будут делать роботы, а люди лишь будут контролировать процесс. В некотором роде это произошло: на предприятиях все больше цехов начали работать в автоматическом режиме, где участие человека практически не нужно. А вот роботы бытовые пока развиты на уровне пылесосов .

1967 год тоже стал годом предположений. Уолтер Кронкайт – менеджер телеканала CBS в Америке, сделал прогноз, относительно которого жители США будут работать лишь 30 часов в неделю, а все остальное время развлекаться и бесценно тратить его на просмотр телепередач. Но работать меньше никто не стал, а прогноз так и остался прогнозом.

В 1968 году футуролог, политолог и просто хороший человек Герман Кан поспорил, что ближе к 2000 году средняя продолжительность жизни вырастет до 150 лет . Как бы ни старалась медицина, но таких таблеток пока не изобрели. Прорыв, конечно, есть: мы достигли высот в борьбе со многими болезнями, но лекарства от рака не найдено, СПИД до конца не изучен, а использование стволовых клеток и выращивание органов пока тоже на стадии разработок. Ведь не только медицина должна работать над этим, но раз прогноз не сбылся, то значит и все от кого это зависит, проиграли в споре.

В начале 20 века прогнозы делали не только американцы, к примеру, еще в императорской России кондитерским товариществом «Эйнемъ» был выпущен ряд открыток «Москва XXI век». Но и они не особо сумели что-то предугадать.

Этим же товариществом были выпущены открытки с прогнозами о будущем для Франции и Германии:

Но не все так печально и есть ряд предсказаний, которые имеют место быть. Смотрите сами. Еще в 1900 году журналист Джон Уоткинс сделал ряд очень точных предположений. Своим читателям он поведал, что через 100 лет появятся кондиционеры, международная телефонная связь, цветные фотографии, замороженные продукты, которые можно купить в любом магазине, ветряные и солнечные электростанции, машины для езды по снегу. Становится немного не по себе, как в то время могли так точно рассказать о нашем будущем. Единственное, в чем ошибся автор, так в предположении о том, что люди откажутся от использования угля, нефти и газа. Пока этого не произошло.

Говорили фантасты и о видеотелефонах и вот сейчас мы вертим в руках смартфоны и изобретен Skype. Благодаря этому можно общаться со всем миром не отходя от компьютера. Кстати, а заметили ли вы в советских мультфильмах, как катится яблочко по тарелочке и открывается целый мир? Чем вам не видеосвязь или планшет? 🙂

Как видите, нам есть к чему стремиться и что развивать. То, что когда-то было фантастикой уже сегодня обыденная жизнь. Многое из наших привычных предметов было для предков чем-то невообразимым. И если мы не оправдали их надежд, то по крайней мере приблизились к этому.

А может уже пора сделать прогноз на следующие сто лет? Делитесь своими предположениями в комментариях.