География 7 кузнецов. Экономьте с пользой. Без регистрации и оплаты

Самая вдохновенная картина Алексея Кондратьевича Саврасова состоялась в Поволжье во время пребывания художника вместе с семьей в Ярославле. Перед этим Саврасов провёл лето на Волге. Вероятнее всего под впечатлением этой поездки, возможно с «заказом» от Третьякова, в котором упоминалась зимняя Волга, и окрестности в 1870 году Алексей Кондратьевич вывез семью в Поволжье. В 1871 году в феврале умерла, только что родившаяся, дочка и слегла жена. Саврасов тяжело переживал потерю.

Об этом можно судить по циклу рисунков и эскизов посвящённых памяти дочери и одновременно отражающих, так называемый, «исцеляющий простор».

Целый ряд натурных этюдов и зарисовок зимних пейзажей посвящен живописной местности вокруг старинного приволжского городка.

Под кистью Саврасова голые берёзы, сугробы и кустики, почерневшая под мокрым снегом крыша шатровой церквушки, начинающая просматриваться под тающим снегом земля на пашне и птицы — и на ветках берёз, на пашне, на сугробах. Всё свидетельствует о пробуждении природы. В суровом климате Поволжья зима с неистовством старообрядца сражается за свои права, но весна с её высоким светлой голубизны небом, с мокрым ветром, сдувающим снег, без солнечных лучей теплом — подрывает устои, призывает на помощь птиц и соки земли, стремящиеся вверх по стволам деревьев и предательски выглядывающих в едва наметившихся почках.
Воздух!

Вот что писал Саврасов в ту несчастливую весну, по утверждению критиков и биографов, в селе Молвитино Костромской губернии.

Было сделано много эскизов с натуры и карандашных зарисовок — мотив заворожил художника. Он работал в творческом экстазе, не замечая ни холода, ни непогоды.

Вернувшись в том же году в Москву, Алексей Кондратьевич продолжал работать над картиной, переосмысливая свои натурные впечатления.

В 1871 году работа была представлена суду публики на Первой выставке Товарищества художественных передвижных выставок. Абсолютно лишенная академического блеска, казалось бы обыденный мотив: серенький день перехода зимы в весну, работа предстала перед коллегами, коллекционерами и зрителями, как откровение!

И хотя уже к этому времени выставлялись такие художники- пейзажисты, как И. Шишкин, Ф. Васильев, М. Клодт и А. Куинджи, А.К. Саврасов отличался особенным видением природы, умением «писать воздух» и так компоновать части изображения, что критика сравнивала его работы с музыкой М. Глинки, П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова.

Отличительной чертой творчества Саврасова было самобытное понимание русского пейзажа, где он среди повседневного умел найти такое, что зрителям до него было не знакомо. Он смог заставить этой красотой восхищаться до сих пор.

Этюды для картины «Грачи прилетели»

Посмотреть еще картины с описаниями

Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "Весна 1881 года была запоздалой. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Штука ли! Кончил картину, которую писал несколько лет... Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей... Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет... У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась... Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». В марте должна была открыться в Петербурге выставка передвижников, и это была первая картина В.Сурикова, которая появилась на ней. Художника В.Сурикова всегда увлекали грандиозные сюжеты, в которых воплощался бы дух эпохи, которые давали бы простор воображению и в то же время предоставляли бы простор для широких художественных обобщений. И еще его всегда интересовали народные судьбы на широких перекрестках истории. " - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." -

/ / Сочинение-описание по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

В творческой мастерской Алексея Саврасова множество великолепный работ, каждая из которых имеет свои особенности. Больше всего мне запомнилась картина «Грачи прилетели». Она знаменует тихий, плавный приход весны, когда вокруг все еще укутано снегом, однако, на душе уже появляется ощущение скорого прихода весны.

Картина «Грачи прилетели» передана в темных оттенках. На ней нет ярких и сочных красок. На первый взгляд зрителю может показаться, что на холсте изображена зима в полном ее разгаре – заснеженные пейзажи, серое, нависшее над домами небо, из которого вот–вот пойдет снег. Однако, вглядываясь в детали картины, зритель понимает, что речь идет не о зиме, а о скором приближении тепла.

Передний план картины заполнен изношенным снегом. Он давно уже испачкан. Далее читатель обращает внимание на деревья, которые выгнули свои ветви и столбы. Это березы, которые вскоре отойдут от зимней спячки. За деревьями художник изображает обыденный деревенский пейзаж, среди которого пристальное внимание завоевывает церковь.

Данная картина писалась с натуры, поэтому, она весьма реалистична. Изображенная церковь создает положительное, доброе впечатление, которое ощущает каждый зритель.

Если внимательно всматриваться в детали картины, можно заметить несколько явных признаков приближения весны. Конечно же, это темное облако на верхушке берез – стая грачей, которые вернулись из теплых краев и сообщили всем, что весна у них на хвосте.

Также, зритель обращает внимание и на другие признаки приходящей весны. Это проталина с водой, которую не возможно не заметить и лучик солнца, который появляется из неоткуда. Художник с таким мастерством передал изображение ранней весны, что зритель, вглядываясь в полотно, может ощутить тот свежий, ароматный воздух, которым переполнено все вокруг.

Картина «Грачи прилетели» просто пленила мое внимание! Я каждый раз с большим и большим интересом рассматриваю ее детали.



Картина написана: 1871 г.
Холст, масло.
Размер: 62 × 48,5 см

Описание картины «Грачи прилетели» А.Саврасова

Художник: Алексей Кондратьевич Саврасов
Название картины: «Грачи прилетели»
Картина написана: 1871 г.
Холст, масло.
Размер: 62 × 48,5 см

История художника А. Саврасова – одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова – гармония его полотен затронула душу Саврасова.

Московское общество любителей художеств предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота природы считалась недостойной внимания – общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, заграничные закаты и восходы, полные романтики. Так что картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.

Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.

Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.

Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти – природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.

«Грачи прилетели». Уже само название дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суть зрителя символичные образы, она проста и понятна, а поэтому, близка каждому человеку.

Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.

На переднем плане полотна – снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных – вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Однако в 1871 году, когда эта картина предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Скромный деревенский вид превзошел классику, и на сегодняшний день эта картина бешено популярна. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.

Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Этот дензнак был приурочен к 100-летию со дня смерти автора данной картины. Еще один не менее поразительный факт – в той самой молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Полотно – порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.

В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму – так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.