Дифференциальные уравнения высших порядков основные определения. Дифференциальные уравнения высших порядков. Линейные дифференциальные уравнения высших порядков

Что это такое производственная программа ? Термин «производственная программа» чаще всего применяется для характеристики деятельности промышленного предприятия и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на организацию процесса производства и, в конечном итоге, получение прибыли. В более узком смысле производственная программа - это план выпуска продукции и услуг с указанием видов и объемов в предстоящие периоды.

Классификация и виды производственных программ

Основным классификатором производственных программ является горизонт планирования, в рамках которого строится план. По горизонту планирования производственные программы делятся на стратегические и оперативные. Стратегическая программа определяет план выпуска продукции в длительном периоде от 1 до 5 лет и является основой для получения перспективной картины развития предприятия и принятия стратегических решений. Оперативные производственные программы с горизонтом планирования от 1 дня до 1 месяца используются в целях управления текущими производственными процессами, а также их упорядочивания и обеспечения. Также существуют тактические производственные программы , которые определяют планы предприятия в среднесрочном периоде от 1 месяца до 1 года. Оперативные программы производства с небольшим горизонтом планирования также называют сменно-суточными.

return_links(1); ?>

Производственная программа может разделяться на валовую и товарную. Под товарной продукцией подразумеваются объемы по номенклатурным позициям товаров или услуг, предназначенные для отгрузки конечным потребителям. Валовая программа включает в себя помимо товарного выпуска объемы, предназначенные для потребления на внутренние нужды предприятия, а также полуфабрикаты и незавершенное производство.

Содержание и показатели производственной программы

В общем случае производственная программа содержит объемные и стоимостные показатели по номенклатуре или номенклатурным группам с детализацией по подразделениям предприятия, оборудованию, рабочим центрам, производственным линиям или участкам. Оперативная производственная программа детализируется до спецификаций изготовления продукции и полуфабрикатов, маршрутных карт, производственных операций, трудовых ресурсов.

Количество номенклатуры или номенклатурных групп, видов продукции называют шириной производственной программы . Данная характеристика зависит от типа и специфики конкретного производства. Например, для многономенклатурных производств целесообразнее производить планирование по укрупненным группам продукции, имеющих сходные характеристики. Глубина производственной программы характеризуется таким параметром как вложенность спецификаций изготовления или количества переделов, которые проходит продукция во время производственного цикла.

Временное измерение или распределение во времени является главной характеристикой производственной программы , без которой она становится просто перечнем необходимых к выполнению работ. Для стратегического планирования временная характеристика обычно выражается через интервал планирования. В зависимости от горизонта и целей планирования интервалы могут быть равны дню, неделе, декаде и т.д. В оперативном режиме применяется шкала реального времени, то есть для каждой строки производственной программы указывается дата и время начала и дата и время окончания операции.

Планирование производственной программы

Отправной точкой при планировании производственной программы является портфель заказов потребителей. Данная информация предоставляется отделом сбыта и обычно формируется на основе текущего и перспективного товарного спроса, заключенных или планируемых к заключению договоров. Оценка перспективного спроса в зависимости от специфики предприятия может быть осуществлена статистическими, эвристическими и другими методами. При планировании сбыта ответственные лица отдела продаж должны учесть влияние различных маркетинговых программ, сезонность спроса, действия конкурентов и другие факторы. Если предприятие использует производимую продукцию на собственные нужды, тогда дополнительно к товарному спросу добавляются внутренние потребности.

return_links(1); ?>

Далее необходимо определить может ли поставка сырья и материалов являться ограничивающим фактором производства. Ограничение такого вида характерно для предприятий, использующих специфичное редкое сырье, имеющих долгосрочные связи с поставщиками, длительный производственный цикл или какие либо другие причины, по которым потребность в сырье на производственную программу может превысить доступное количество. В этом случае в качестве исходных данных задаются мощности контрактов на поставку сырья и материалов. Для получения полной картины по обеспеченности сырьем и материалами необходимо указать остатки, присутствующие на складах и в незавершенном производстве на начало горизонта планирования.

Некоторые предприятия используют снабжение по «точке заказа» и величины нормативных неснижаемых запасов. Тогда входная информация должна быть дополнена нормативными остатками по интервалам планирования. Показатели нормативных остатков могут задаваться в натуральной или временной форме. Временной показатель задает динамический характер нормы запаса, которая рассчитывается исходя из фактического расхода сырья или материала за соответствующий интервал времени.

Основным участком входных данных, необходимым для расчета производственной программы предприятия, является технологическая нормативно-справочная информация. В зависимости от типа и специфики производства к данному блоку могут относиться пооперационные технологические карты, содержащие информацию о производственных мощностях, спецификации изготовления продукции, сведения о ремонтах и плановых простоях и графики работы оборудования, графики работы персонала, привязка сотрудников к рабочим центрам, а также различная справочная информация, касающаяся производственного процесса. Для оперативно-сменного планирования дополнительно указывается оперативная доступность трудовых ресурсов, время вспомогательных операций и переналадки рабочих центров и другие значимые факторы. Также на результат планирования может наложить свой отпечаток возможность альтернативного использования производительных сил, сроки хранения продукции и полуфабрикатов, сроки обеспечения материалами для более или менее длительного производственного цикла.

Расчет производственной программы и ее динамика

Получение корректной производственной программы на основе вышеописанной входной информации является отнюдь не тривиальной задачей. Зачастую с ней не могут справиться даже ветераны управления производством, работающие на предприятии долгие годы и знающие производственный цикл от и до, не говоря уже о новичках в планировании.

return_links(); ?>

Для каждого предприятия схема расчета производственной программы уникальна, но существует принципиальная модель, основные положения которой являются общими для разных типов производств. В любой технологии присутствуют обобщенные понятия производственной мощности и потребности в производственных ресурсах и в выпуске готовой продукции вне зависимости от того является производство дискретным или непрерывным. Любой производственный процесс можно представить в виде разузлованного дерева мощностей и потребностей, будь то машиностроение или животноводство. Задача расчета производственной программы как раз и состоит в построении описанной модели с учетом всех значимых факторов, характерных для конкретного производства. Результатом расчета является оптимальный план загрузки производственных мощностей с учетом всех ограничений, которые могут повлиять на достижимость запланированного удовлетворения спроса. К ограничениям в первую очередь относятся: нехватка производственных мощностей или трудовых ресурсов, недостаток законтрактованной поставки сырья и материалов, недостаточный выход используемых возвратных отходов или ранний срок обеспечения.

Место производственной программы в системе планирования предприятия

Принято считать, что план продаж, от которого напрямую зависит прибыльность работы предприятия, должен определяться коммерческой службой. Часто при этом не учитывается достижимость этого плана, хотя в общем случае полученная в результате расчета производственная программа однозначно корректирует спрос, и получается реалистичный план продаж, с внесенной поправкой на производственные возможности предприятия. Таким образом, корректная производственная программа является основной отправной точкой для планирования финансовых результатов деятельности компании в стратегическом, тактическом и оперативном разрезах.

Анализ выполнения производственной программы и методы обратной связи

Как показывает практика, подсистема планирования производственной программы как часть общей корпоративной системы управления показывает отличные результаты. Для этого должен быть запущен процесс анализа результатов планирования и выполнения поставленных планов, а также корректировка сценарных условий по результатам анализа. В качестве анализируемых показателей выбираются такие как плановый и фактический процент загрузки производственных мощностей, плановый и фактический выпуск продукции, ограничения производственной программы и другие.

Запас финансовой прочности предприятия выступает важнейшим показателем финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.

На практике возможны три ситуации, которые по-разному будут отражаться на величине прибыли и запасе финансовой прочности предприятия:

Объем реализации совпадает с объемом производства;

Объем реализации меньше объема производства;

Объем продаж больше объема производства.

Выбор оптимальной производственной программы

Производственная программа (план производства и реализации продукции) -- это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия). Разработка производственной программы начинается обычно с определения наименований и количества продукции (готовые изделия, полуфабрикаты, услуги проблемы имени ого характера и т. п.), которые нужны народному хозяйству и индивидуальным потребителям. Это предрешает необходимость начинать составление производственной программы с расчета номенклатуры, количества и объема реализуемой продукции.
В плане реализации продукции предприятия (объединения) устанавливаются объем и структура поставок выпускаемой продукции, а также сумма выручки и прибыли от реализации продукции.
Основными источниками для составления плана реализации продукции являются: централизованное задание по поставке важнейших видов продукции, портфель заказов и заключенные на этой основе хозяйственные договора по поставкам; нормативные и отчетные данные о запасах продукции на складах предприятия па начало и конец планового года; оптовые цены и себестоимость (отчетная и плановая) изделий, подлежащих реализации. План реализации продукции разрабатывается в натуральном и ценностном выражении.

Планирование производственной программы включает решение ряда задач. Прежде всего, планируется номенклатура, ассортимент и объем выпуска продукции.
Номенклатура производства представляет собой перечень изделий (готовых изделий, полуфабрикатов и т. п.), подлежащих изготовлению на предприятии в плановом периоде. Ассортимент продукции характеризует соотношение удельных весов отдельных видов изделий в общем, выпуске продукции. Номенклатура, ассортимент и объем изготовляемой предприятием продукции устанавливаются на основе централизованного задания по поставкам важнейших для народного хозяйства видов продукции и портфеля заказов предприятия с учетом его специализации. При этом учитываются и договоры по кооперированным поставкам, заключенные предприятием.
Номенклатура продукции, которая будет впервые осваиваться или модернизироваться в плановом периоде, а также подлежащая снятию с производства в связи с техническим старением, устанавливается исходя из ранее разработанного плана развития техники и организации производства.
Следовательно, соответствие номенклатуры, ассортимента и объема выпускаемой продукции задачам развития всего народного хозяйства является одним из основных требований, предъявляемых к разработке производственной программы. Работа по составлению плана производства предприятия нуждается в дальнейшем совершенствовании на основе применения экономико-математических методов.
Одним из них является матричное моделирование плана. Применяются и другие методы оптимизации плана производства продукции.
При оптимизации производственной - программы самостоятельного предприятия задача состоит в том, чтобы исходя из определенных ресурсов оборудования, рабочей силы, материалов с учетом реальных условий и ограничений, заказов и требований на продукцию определить производственную программу и реализовать ее с наилучшими результатами ". При оптимизации производственной программы объединения производится выбор такой производственной программы, при которой каждое предприятие использовалось бы для выпуска таких изделий, которые на нем целесообразнее всего изготовлять, в результате чего либо общий эффект достигает максимума, либо общие затраты становятся минимальными. Этот математический подход исключает волевые решения и позволяет осуществить научно обоснованное распределение производственной программы между предприятиями.
Задача выбора производственной программы записывается следующим образом.
Имеется т предприятий, на которых нужно произвести продуктов в заданном ассортименте l1, l2,.., ln. Известна производительность i-ro предприятия в единицу времени, если оно выпускает j-й продукт - aij. Предполагается, что a,j>0, т. е. каждый продукт может производиться хотя бы на одном предприятии. Требуется составить программу работы предприятий (указать долю времени, отведенную на производство каждого продукта на данном предприятии), причем так, чтобы получить максимальную суммарную продукцию в заданном ассортименте в единицу времени. Иначе говоря, имеется в виду случаи, когда продукция дефинитная, производственные мощности ограничены и должны полностью использоваться.
Обозначим хц (j=1 2, ..., m; i=l, 2, ..., п) долю рабочего времени i-ro предприятия, отводимую под /-и продукт. Поиск оптимальной программы загрузки предприятий сводится к решению следующей задачи: найти числа Xij из условий:
- доля времени не может быть отрицательной;
- сумма всех долей не превосходит полного времени работы предприятия;
- "количество j-ro продукта, произведенного на всех предприятиях;
На основании обшей теоремы линейного программирования оптимальный план характеризуется тем, что существуют оценки q1, q2, -. qn для производимых продуктов и d1, d2 ..., dm для рабочего времени различных предприятий, которые дают qijai} = dt, если xij >0

33По способу калькуляции издержки обращения подразделяются на два вида: прямые и косвенные . Прямые расходы (затраты) непосредственно могут быть отнесены на определенный вид товара или товарную группу. Косвенные же затраты не могут быть прямо отнесены на определенный товар или товарную группу. Косвенные издержки обращения в процессе калькулирования издержек обращения распределяются между отдельными группами товаров.

Определим влияние отдельных факторов на сумму издержек обращения. К этим факторам относятся:

§ изменение объема товарооборота;

§ изменение структуры товарооборота;

§ изменение розничных цен на реализуемые товары;

§ экономия или перерасход по отдельным статьям издержек обращения.

Увеличение объема товарооборота повышает сумму только переменных издержек.

Затем рассмотрим влияние изменения структуры товарооборота на издержки обращения. Приближенно можно считать, что уровень издержек обращения под влиянием изменения структуры товарооборота изменяется на столько же пунктов, что и уровень торговых наценок. Теперь проанализируем влияние изменения розничных цен на товары на издержки обращения. Чем ниже розничные цены, тем выше будет при прочих равных условиях уровень издержек обращения. Влияние этого фактора следует принимать во внимание при сравнении уровня издержек обращения за несколько периодов. В этих целях объем товарооборота пересчитывают в сопоставимых ценах. Затем уровень издержек обращения исчисляется по отношению к скорректированной сумме товарооборота. Лучших результатов добиваются не при полной минимизации издержек, а при их оптимизации, когда фактическое снижение издержек составляет 80 - 90% от максимально возможного снижения. Дело в том, что осуществление оставшихся 10 % потенциальной экономии требует таких больших затрат, что является экономически невыгодным. Не всякое снижение затрат является оправданным и приводит к повышению эффективности деятельности торгового предприятия. Так, снижение расходов на фасовку и упаковку товаров, на рекламу не следует оценивать положительно, если оно ухудшает качество обслуживания покупателей, снижает сумму продаж, так как это в конечном итоге приводит к снижению конкурентоспособности данного торгового предприятия на рынке.

Для выявления обоснованных резервов дальнейшего снижения издержек обращения необходимо рассмотреть их в разрезе основных статей расходов.

Так, при анализе транспортных расходов определяются отклонения фактической суммы этих расходов от сметной и устанавливаются причины этих отклонений. Такими причинами могут являться: степень выполнения плана по товарообороту, изменение транспортных тарифов или себестоимости одного тонно-километра, изменение формы транспортировки товаров, полнота использования транспорта, изменение степени механизации погрузочно-разгрузочных работ и др.

Одной из важнейших статей издержек обращения являются расходы на оплату труда. На величину этих расходов влияют два основных фактора, влияние которых можно рассчитать способом разниц:

§ изменение численности персонала;

§ изменение среднегодовой заработной платы одного работника.

В процессе анализа необходимо вскрыть причины перерасходов по фонду заработной платы и наметить мероприятия по устранению этих причин.

При анализе нужно проверить соблюдение сметы и по другим статьям издержек обращения, обратив особое внимание на перерасходы по конкретным статьям, их причины и пути устранения этих причин.

34виды финансовых отношений

Картинка. К финансовым отношениям, определяющим содержание данной категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизводства, а именно:

1. между предприятиями и другими субъектами хозяйствования;

2. между предприятиями и бюджетной системой;

3. между предприятиями и финансово-кредитной системой;

4. внутри различных объединений предприятий;

5. внутри предприятия.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают в себя отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств.

Лизинг (аренда) - предоставление в пользование имущества за определенную плату. Различают финансовый лизинг (аренду), при котором имущество после полной его оплаты передается в собственность пользователя, и оперативный лизинг (аренду), при котором имущество после установленного периода его использования передается первоначальному владельцу.

Самая большая по объему денежных платежей группа - это отношения предприятий друг с другом, связанные с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход. И организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности, предприятия. Объективный характер финансовых отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности, не исключает их государственного регулирования. Это касается налогов, сборов, других обязательных платежей, взимаемых с предприятий и влияющих на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, порядка начисления амортизации, формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности и образования финансовых резервов. Поэтому во вторую группу можно отнести" отношения предприятий с бюджетной системой. Это, прежде всего, отношения предприятий с бюджетами различных уровней, связанные с перечислением налогов и сборов, отчислений и финансирования из них, а также между предприятием и государственными централизованными фондами (Пенсионным, социального страхования, Чернобыля), а также другими внебюджетными фондами по взносам всех видов сборов, отчислений и платежей в эти фонды и финансирования из них.

Отношения предприятий с финансово-кредитной системой - это, во-первых, финансовые отношения предприятий с банками, которые строятся как в части организации безналичных расчетов, так и в отношении получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов и процентов по ним. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Форфейтинг - финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по коммерческому кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (с уплатой банку соответствующего комиссионного вознаграждения). Форфейтинг наиболее часто используется при осуществлении внешнеэкономических операций.

Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд так называемых нетрадиционных услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст. В то же время могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций, с которыми у предприятий возникают непосредственные отношения, минуя банк.

Траст - доверительные операции банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов по управлению имуществом клиента и оказанию других услуг в интересах и по поручению клиентов на правах доверенного лица.

Во-вторых, это отношения со страховым звеном финансовой системы, которые состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятий. Также к данной группе относятся и финансовые отношения предприятий с фондовым рынком, которые предполагают операции с ценными бумагами.

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями включают отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных, операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль и способствует оптимизации средств предприятий.

Финансово-промышленные группы создаются, как правило, с целью объединения финансовых усилий предприятий в направлении развития и поддержки производства, получения максимального финансового результата. При этом могут создаваться и централизованные денежные фонды, предоставляться коммерческие кредиты друг другу, и оказываться другая финансовая помощь. То же самое касается и отношений между предприятиями в условиях холдинга.

Холдинг (холдинговая компания) - хозяйствующий субъект, владеющий контрольным пакетом акций других дочерних предприятий.

Финансовые отношения внутри предприятия включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т. д., отношения с рабочими и служащими, а также с акционерами и инвесторами предприятия. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими - это выплата заработной платы, премий, пособий, материальной помощи, а также взыскание штрафов за причиненный ущерб, удержание налогов. Отношения с акционерами и инвесторами - это выплата процентов и дивидендов по акциям или инвестициям в предприятие.

Направления инвестирования денежных средств предприятия могут быть различными, связанными как с основными видами деятельности предприятия по производству продукции (работ, услуг), так и с чисто финансовыми вложениями. Для получения дополнительных доходов предприятия вправе приобретать ценные бумаги других предприятий и государства, вкладывать средства в уставный капитал других предприятий и банков. Временно свободные средства предприятия могут обособить из общего денежного оборота и поместить в банк на депозитные счета и т. д. Кроме того, предприятия могут объединять финансовые ресурсы в рамках совместной деятельности в различных хозяйственных ассоциациях.

Поэтому к финансовым отношениям относят денежные отношения, возникающие также:

1. между предприятиями и организациями при уплате и получении штрафов, неустоек за нарушения условий договора;

2. между предприятиями при распределении прибыли, полученной от кооперации производственных процессов;

3. в процессе инвестирования средств в акции и облигации других предприятий, получения по ним дивидендов и процентов;

4. между государством и предприятиями в процессе осуществления программы приватизации (перераспределения с помощью финансов национального богатства между субъектами собственности) и прочие.

35маржа(покрытие).порядок расчета

Маржа покрытия {маржинальная прибыль) - разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменны­ми затратами, приходящимися на реализованную продукцию, - очень ценный показатель при анализе финансовых результатов. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия посто­янных затрат и получения прибыли от производственной деятель­ности.

С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рента­бельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предпри­ятию, а также для обоснования оптимального варианта различно­го рода управленческих решений.

Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каж­дой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником по­крытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравне­ние маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов орга­низации отражает финансовый результат от операционной дея­тельности.

  1. валовая маржа = прибыль от реализации + постоянные затраты;
  2. вклад (сумма покрытия) = выручка от реализации - переменные затраты;
  3. эффект рычага = (выручка от реализации - переменные затраты) / прибыль от реализации.