Завоеватель средней азии. Завоевание средней азии. Причины завоевания Средней Азии Россией

(Продолжение статьи "Значение сна в русской сказке")

В сборнике Ивана Худякова 1860 года издания автор пишет: «Вера в языческое чудесное еще в высшей степени распространена в народе; так, например, в этом же Жолчине одна бабка на могиле только что похороненного родственника кричала, чтоб он летал к ней змеем. Это было летом нынешнего года» (с. 132, Худяков И.А. Великорусские сказки. Великорусские загадки. СПб.: Издательство «Тропа Троянова», 2001. – 479 с. – (Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. – Т. 6).

Этой цитатой я специально начал статью, чтобы сориентировать читателя относительно понимания в русской народной традиции «змея», с которым сражаются герои русских сказок. В противном случае стереотип, выработанный системой образования относительно сказок вообще, не позволит сделать правильные выводы. Только сейчас, когда наука подтвердила существование осознанных сновидений как явления, мы можем непредвзято оценить сведения об этом явлении, сохраненные в устной традиции русским народом. И называть это язычеством нельзя. Это древние знания об устройстве мира и человека, ныне восстанавливаемые. Они вовсе не означают неверие в бога. Русский народ верил во Всевышнего и троицу, которая называлась Триглавом, и составляли ее три бога – Сварог, Перун и Велес. Впоследствии Велес был заменен на Святовита. Одной из главных тайн считалось знание о том, что три бога на самом деле представляют одного – триединого. Но гордыня никого не доводит до добра. Русские первыми стали называть соседние народы язычниками, и поплатились за это: окружающие народы объединились, создали свои религии, а русские древние верования назвали язычеством. Но кроме религиозных верований были знания прикладные, касающиеся жизни людей во сне. Ведь в старые времена сон считался посланием богов, о нем рассказывали, его пытались трактовать, и никто не смел пренебрежительно отнестись ко сну. К примеру, Александр Македонский приказал казнить солдата, которому приснилось, что он убил своего военачальника.

Ранее я уже цитировал сказку, в которой говорится о трех царевнах, имевших несколько мужей, и в том числе змеев. Мать Ивана – крестьянского сына, тоже жила с мужем и со змеем одновременно. Мы пришли к выводу, что змей – это существо волшебного (сновиденного) мира, так же, как и волшебные помощники типа волков, коней, сивки-бурки, различных старичков, Бабы Яги, Марьи-царевны, Елены Прекрасной и тому подобные. Мы также установили, что при переходе из сновиденного мира в реальный герой часто забывает о происшедшем с ним в волшебном мире. Женившись там и вернувшись к отцу и матери в мир реальный, герой сказки снова женится, и лишь ценой больших усилий волшебная жена помогает ему вспомнить о себе.

Эта особенность трудности запоминания при переходе из одного мира в другой объяснена нами неоднократно. К примеру, в сказке «1. Василиса Премудрая» сборника Карнауховой И.В. Иван-царевич в реальном мире на свадебном пиру, женясь на другой, не узнал Василису Премудрую из волшебного царства, даже когда она подошла к нему и поставила перед ним испеченный ею пирог. А вспомнил только, когда услышал разговор голубя с голубкой, вылетевших из пирога. А услышать и понять голубей Иван-царевич мог, только войдя в измененное состояние сознания, характерное для волшебного мира. Увидев же в этот момент перед собой Василису Премудрую, он смог связать обе памяти в одну, восстановив свою целостность.

Чтобы связать возможность сексуальных отношений как бы мифического персонажа из русских сказок – змея – с современными представлениями о строении мира и в частности недавно официально созданной науки, изучающей осознанные сновидения – онейрологии, мы обратимся к книге Стивена Лабержа и Ховарда Рейнголда «Исследование мира осознанных сновидений». Напомню, что по теме осознанных сновидений Стивен Лаберж защитил докторскую диссертацию в Стенфордском университете, где он проводил исследования более десяти лет.

«В 1983 году мы предприняли исследование, чтобы выяснить, в какой степени сексуальная активность в осознанном БДГ-сновидении отражается на физиологических показателях.
Для опыта была выбрана женщина, поскольку женщины чаще сообщали об оргазме в сновидениях. У нее наблюдались различные физиологические показатели, на которые обычно влияет сексуальное возбуждение: дыхание, частота сердечных сокращений, тонус вагинальных мышц и амплитуда пульсаций влагалища. В эксперименте от нее требовалось подать специальный сигнал глазами в следующих ситуациях: когда она поймет, что спит, когда начнутся воображаемые сексуальные действия и когда у нее наступит оргазм.
По ее словам, она в точности выполнила условия поставленной задачи. Анализ записей выявил значительную корреляцию между тем, "что она делала в сновидении, и всеми физиологическими показателями, кроме одного. В течение пятнадцати секунд, которые она определила как период оргазма, активность ее вагинальной мускулатуры, амплитуда пульсаций влагалища и частота дыхания достигли максимума за всю ночь, и значительно превышали аналогичные показатели остальной части данного БДГ-периода. Частота сердечных сокращений, вопреки ожиданиям, возросла совсем незначительно.
После этого мы провели аналогичные эксперименты с двумя мужчинами. В обоих случаях наблюдалось резкое учащение дыхания, но опять же никаких существенных изменений сердечного ритма. Примечательно, что хотя оба онейронавта сообщили о ярко выраженном оргазме в своих осознанных сновидениях, ни у кого из них не было эякуляции, в отличие от обычных для подростков <мокрых снов>, которые часто не сопровождаются эротическими сновидениями».

Итак, мы можем сделать вывод о том, что сексуальные отношения в сновиденном мире существуют, они зачастую более эмоциональны, чем в мире реальном и сопровождаются соответствующими изменениями состояния физического тела, кроме учащения сердечного ритма. Зная это, мы можем вернуться к исследованию сказки, понимая при этом сексуальную подоплеку змеиных притязаний.

Змеи часто похищают царевен и берут их замуж. Так, в сказке «32. Светозор» трех-, шести- и девятиголовый змеи похищают трех царевен и живут с ними в медном, серебряном и золотом дворцах в роскоши и довольстве. Когда Светозор убивает всех троих змеев, царевны очень жалеют, что вынуждены оставить все имущество здесь. К счастью, у Светозора оказывается волшебный платочек, с помощью которого он превращает дворцы в яйца: медное, серебряное и золотое (с. 104, Народные сказки, собранные сельскими учителями. Сборник А.А. Эрленвейна. Русские народные сказки, прибаутки и побасенки. Сборник Е.А. Чудинского. СПб.: Издательство «Тропа Троянова», 2005. – 287 с. – (Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. – Т. 11).

В сказке «28. Бур-храбер» сборника А.А.Эрленвейна царская дочь, похищенная Бур-храбером и Димитрием-царевичем, начала худеть. Она сказала, что это ее змей изводит. Поймав змея, Бур-храбер заставил змея отвезти себя к живой и мертвой воде, благодаря чему прозрел, а у Димитрия-царевича выросли ноги.

Иногда змеи жен себе завоевывают в сражении. В сказке «3. Иван, вдовинский сын и Гриша» девятиглавый змей подходит к крепости некой столицы царства и требует у короля дочь его за себя замуж. «Если ты не выдашь, - говорит, - за меня дочь свою замуж, то я тебя изведу всего, а королевство твое выжгу» (с. 172, Народные сказки, собранные сельскими учителями. Сборник А.А. Эрленвейна. Русские народные сказки, прибаутки и побасенки. Сборник Е.А. Чудинского. СПб.: Издательство «Тропа Троянова», 2005. – 287 с. – (Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. – Т. 11).

Бывает и так, что змеи не являются врагами, а наоборот, помогают герою. В этом же сборнике в сказке «24. Иван-царевич и Марья-царевна» три сестры Ивана-царевича выходят замуж за первых встречных нищих, коими оказываются в результате три змея: двадцати-, тридцати- и сорокаголовый. Эти зятья не только кормят и поят Ивана-царевича, но еще и дарят ему волшебные предметы. В частности, собственноручно вшивают ему в одежду по три пера павлиньих. Делают они это, превратившись в красивых молодцев (с. 70-71, там же).

В сказке «87. Иван-царевич и Марья-желтый цвет» три брата – змея помогают выполнить задачу казаку, которого упорно именуют Иваном-царевичем. Потом предупреждают его об опасности и приглашают приезжать в гости. Таким образом, борьба со змеями происходит в основном тогда, когда они похищают женщин, либо сожительствуют с ними против их воли. В этом случае подыскивается защитник, обученный борьбе с ними, а по нашему мнению, профессиональный маг – сновидящий.

Другой конфликт возникает в случаях пожирания змеями населения какой-либо деревушки, либо царства. Причем змей не успокаивается, пока не съест всех, либо его не убьют. Почему-то он не может на этой неделе съесть человека в этой деревне, а на следующей – в другой. И опять же он почему-то чаще всего требует молоденьких девушек. Трудно поверить, что это связано с их какими-то гастрономическими особенностями. Хотя в сказке «3. Рога» сборника Карнауховой И.В. рассказывается о царевне Марье, к которой «…змей полётывает. Полётывает, да ейну кровь пьет. Совсем она немогёт, худюща стала». Но все же скорее всего, эти пристрастия змеев связаны с половыми отличиями. Практически во всех сказках змеи только мужского пола. Только изредка говорится об их матери.

В сказке «117. Богатырь» рассказывается: «В не нашем царстве были змеи; и у младшего змея двадцать восемь голов. А у князя Голицына были дочери и сын. Змеи этих сестер совсем завладели. Вот у нашего царя этот князь Голицын и отпросился воевать на змеев, сестер освободить». (с. 353, Худяков И.А. Великорусские сказки. Великорусские загадки. СПб.: Издательство «Тропа Троянова», 2001. – 479 с. – (Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. – Т. 6). Наряду с использованием нового материала (князь Голицын) в основном изложение сказки традиционно, включая перекатывание бочек с сильной и слабой водой. Более того, здесь мы находим новое сведение. Пока богатырь освободил своих сестер, дома прошло тридцать лет, и их отец и мать не сразу узнали.

В сказке «108. Луна и Звезда» прямо указывается на то, что змей – это дух (с. 329, там же). В сказке «14. О Трех богатырях – Вечернике, Полуношнике и Световике» сборника М.К. Азадовского рассказывается в том числе о трех змеях – трехголовом, девятиголовом и двенадцатиголовом, и дается следующее пояснение: «Патом налетели эти люди-духи, магию имели, который магии научитца, то дабыват воды, разны абароты знат, и магли летать па воздуху, и штабы люди иф баялис». Одного рассказчик называет даже по имени: «трехглавай Зьмей Светлан». В сказке «89. Иван-Горошко» сборника Карнауховой И.В. говорится, что неподалеку от села жил волшебник-змей, который и похитил девушку. Таким образом, трижды мы встречаем указание на то что змеи представляли собой духов, причем во втором и третьем случае – людей-духов, обученных магии.

Что касается описания змеев, их внешнего вида, то его приходится собирать по разным сказкам. Есть ссылки на количество голов, которое чаще всего кратно трем, но все же не всегда. Есть упоминания и двадцати четырех голов, и тридцати и даже сорока. Само такое многообразие заставляет задуматься о реальности этого персонажа. Приходится признать, что такое чудовище возможно только в волшебном мире сна, где нет ничего невозможного. Сказители целенаправленно ввели этот персонаж в сказку, наделили его невозможными в физическом мире свойствами, главным из которых является именно большое количество голов, чтобы показать, что действие сказки разворачивается в волшебном сновиденном мире.

Другим свойством змеев является то, что они палят огнем. «Стали воевать с чудовищем. Чудовище сажень на пять не подпускает к себе близко никого. Так всех и жжет и палит огнем, и стал он войско королевское уж бить и давить шибко» (с. 172, Народные сказки, собранные сельскими учителями. Сборник А.А. Эрленвейна. Русские народные сказки, прибаутки и побасенки. Сборник Е.А. Чудинского. СПб.: Издательство «Тропа Троянова», 2005. – 287 с. – (Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. – Т. 11).

Часто змеи ездят на конях, что подразумевает у них наличие ног, а, допустим, не плавников. Иногда их кони летают. Так, в сказке «30. Иванушка-шутничок и Вифлеевна-богатырша» змей «…сел на своего коня (а змеиные кони летают под облака), взвился он под облака – и чуть-чуть видно их» (с. 97, там же).

В «1. Сказке о Василисе золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе» сборника Богдана Бронницына мы находим указание на то, что у змея есть крылья: «А! это вы, молодцы! – вскрикнул Змей, крыльями хлопая». Далее еще более подробное описание: «Вдруг послышался страшный свист: мчится Змей-Лютый; конь его вихорь стрелою летит, пламенем пышет; с виду Змей богатырь, а голова змеиная. Когда он летит, еще за десять верст весь дворец начнет повертываться, с места на место передвигиваться…»

В сказке «6. Добрыня Никитич» сборника И.П.Сахарова говорится о хоботе, которым Змеища Горынчища чуть было Добрыню Никитича не ушиб. Что имеется в виду под хоботом, совершенно непонятно. Если наподобие слоновьего, то значит у змея на змеиной голове еще и хобот имеется. Никаких разъяснений ни здесь и нигде более не встречается. Есть, правда, догадка, что еще может быть названо «хоботом», но озвучивать мы этого не станем, и потому эту деталь мы признаем за нетипичную. В сказке «9. Акундин» того же сборника рассказывается о широком хвосте змея Тугарина, которым тот начал мутить Оку реку.

В сказке «100. Как братья правду искали» сборника «Сказки Куприянихи» три змея (о трех головах, о шести головах и о девяти головах) охраняют птицу прекрасную-перья красные. А держат они ее за девятью горами, за девятью дверями, за девятью замками.

В сказке «65. Свет-Луна» сборника И. В. Карнауховой Иван-богатырь упустил свою жену-волшебницу, называемую Свет-Луна и ищет ее в волшебном царстве. Редчайший случай в русской сказке, что героиня оборачивается змеем, прилетает к бабе-Яге, да еще плюет в своего мужа огнем, вырывается и улетает. Но именно этот случай особенно позволяет отнести змея к персоналиям сна.

Иногда змеи сражаются мечами, что говорит у них о наличии рук. Об этом же говорит и то, что змеи часто в сказках присылают письменные послания о своих требованиях, или извещают о своем прибытии. В то же время змеи часто летают, в связи с чем есть упоминания об их крыльях. Змеи могут превратиться в человека, причем становятся молодцами краше Ивана-царевича. И, наконец, самое главное: змеи могут сожительствовать с женщинами физического мира. Нигде, правда, нет упоминания о том, что от такого сожительства рождались дети. Но факт сходного с человеческим строения тела очевиден. Возможно, поэтому в сказках нет упоминаний о коже, глазах, пальцах, перепонках, ногах, либо руках змеев, их росте. Но везде змей говорит человеческим языком.

Таким образом, следует признать, что змей является существом волшебным, местом его обитания является мир сновидений. Через этот мир он может вступать в контакт с людьми. Через этот мир он вступает в половые отношения с женщинами, причем часто против их воли. Змеи больше относятся к миру духов, чем физическому. В то же время они имеют возможность общения с людьми благодаря тому, что люди имеют сновиденное тело. Как показывает практика, при общении с людьми основной для змеев является тактика запугивания. Они питаются эмоциями людей, нанося реальный вред здоровью людей уже в реальном физическом мире. Таким образом, наши предки описали нам основного врага сновиденного мира, дали указания по проникновению в этот мир, описали правила, существующие в этом мире. То есть подготовили нас к встрече с новым миром, старым, как весь мир, и в то же время многообразным.

Борьба со змеями возможна только в сновиденном мире, но осознать необходимость борьбы с ними нужно в мире физическом. В то же время нужно понимать, что уничтожить существо сновиденного мира невозможно, его можно только победить. Его можно разрубить на кусочки, сжечь их, а потом пепел развеять по ветру – это позволит показать ваш новый статус в мире сновидений: уже не мясо, а игрок. Далее все равно придется вступить в отношения с духами, научиться правилам общения, стать реальным игроком с полным осознанием – то есть стать человеком, способным контролировать свое сознание в двух мирах. Это позволит не терять энергию на кормление существ мира духов, а накапливать ее для собственного роста осознания. А после этого нас ждет путь в мир третий – мир души, или, как его называют в некоторых религиях – мир ментальный.

Заявление американского генерала Бена Ходжеса о потенциальной возможности России через 4–5 лет вести военные операции на трёх фронтах - это не только констатация растущего военного потенциала РФ, но и обещание, что данные три фронта Вашингтон любезно организует прямо у границ Российской Федерации.

В условиях неизбежного усиления Китая и грядущего витка усугубления финансового кризиса и сопутствующего ему разрыва финансовых пузырей единственный способ удержания мировой гегемонии США - ослабление своих противников. Добиться данной цели можно лишь способом хаотизации граничащих с Россией республик и запуска в них кризисных процессов.

Потому вхождение России в период конфликтов и кризисов у своих границ неизбежно.

Итак, первый фронт - уже по факту существующий украинский, второй с большой долей вероятности пройдёт между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху , а третий, несомненно, будет открыт в Средней Азии.

Если война на Украине приводит к миллионам беженцев, десяткам тысяч убитых и разрушенным городам, то разморозка Карабаха приведёт к обрушению всей внешней политики России на Кавказе.

Средняя Азия же грозит аукнуться в каждом городе терактами и взрывами. Этот «перспективный фронт» пока привлекает наименьшее внимание в СМИ - Новороссия вытеснила всё из эфира федеральных телеканалов и заняла все полосы газет и экраны интернетов, однако этот театр военных действий грозит стать одним из наиболее сложных после украинского.

Филиал Халифата под боком России

Безусловный тренд грядущих преобразований в Афганистане - ключевом доноре нестабильности в регионе - смычка Талибана и Исламского государства. Пока процесс их объединения находится в начальной стадии и упоминания о нём весьма скудны и отрывочны , а подлинный масштаб деятельности эмиссаров ИГ неясен и подобен айсбергу, у которого лишь вершина выступает над поверхностью воды.

Однако деятельность агитаторов ИГ зафиксирована как в Пакистане, так и южных, подконтрольных талибам, провинциях Афганистана. При этом первейшей жертвой хаоса в Афганистане становится Пакистан, который по заказу и при поддержке США выкормил талибов в 80-х годах. Теперь проект живёт своей жизнью и регулярно «кошмарит» Исламабад, решивший подружиться с Пекином и Россией . Данная тенденция иллюстрируется как атаками талибов на пакистанские школы, в которых учителя теперь вправе приходить на занятия с автоматами , так и регулярными задержаниями террористов в крупных городах и началом мероприятий по поддержке враждующих с талибами племён на севере страны.

Последнее законодательное ноу-хау в Пакистане - закрепление на конституционном уровне военно-полевых судов. По всей территории страны проходят задержания террористов, исламистов и сочувствующих им. Только на северо-западе арестовали свыше 8 тыс. человек, в том числе представителей духовенства. Под запрет попадают и религиозные организации, отлавливаются эмиссары ИГ.

Так как американцы не любят класть все яйца в одну корзину, то будут оказывать поддержку как официальному Кабулу, что позволит им поддерживать легитимность своего пребывания в стране, так и перерождающемуся в ИГ Талибану. Далее последует хаос, в котором американцы формально участия принимать не будут, отсиживаясь на своих базах, однако в действительности будут просто выжидать, кто победит, а затем победителю будет оказана помощь со стороны Вашингтона. При этом спецслужбы работу по усилению талибов вели давно и весьма эффективно: часть имеющихся официальных сил правопорядка и милиции в Афганистане - бывшие талибы и моджахеды.

Методика уничтожения

Первое направление по дестабилизации Средней Азии - создание проблем у границ и угроза проникновения в страны региона моджахедов. Прощупывание соседей уже началось - проблемы возникли у Туркменистана, ему даже пришлось просить Кабул о проведении масштабной военной операции в приграничных провинциях. Таджикистан талибы вынудили вести переговоры об освобождении своих похищенных пограничников, а погранслужба республики заявляет о больших отрядах моджахедов у своих границ.

В целом режим охраны границы усилили все так или иначе граничащие с Афганистаном страны.

Второе направление - засылка в тыл исламистов. Процесс уже идёт: количество экстремистов только в Таджикистане в прошлом году выросло в три раза - впрочем, их отлавливают , но всех поймать явно не смогут. Дополнительно ситуация усугубится возвратом гастарбайтеров из России , что расширит вербовочную базу. Пересыхание ручейка денежных переводов из России может спровоцировать рост недовольства населения и вылиться в управляемые бунты.

Киргизский эксперт Кадыр Маликов сообщает о выделении боевой группе ИГ «Мавераннахр», куда входят представители всех среднеазиатских республик, 70 млн долл. для проведения террористических актов в регионе. Особый упор сделают на Ферганскую долину как сердце Средней Азии.

Ещё одна болевая точка - парламентские выборы в Киргизии, запланированные на осень этого года. Запуск сценария цветной революции приведёт к хаосу и дезинтеграции республик.

Самоокупаемые войны

А так как война дело затратное, то процесс дестабилизации региона должен быть самоокупаемым или, по крайней мере, приносить прибыль американскому ВПК. И тут у Вашингтона есть успехи: Узбекистану бесплатно достались 328 бронемашин , которые Киев просил отдать для войны с Новороссией. На первый взгляд, сделка убыточная, ведь машины подарены, однако в действительности Узбекистан будет привязан к американским запчастям и боеприпасам. Аналогичное решение о передаче техники и вооружений Вашингтон принял и в отношении Исламабада.

Попытки навязать Индии свои системы вооружений успехом для США не увенчались: индусы не подписали ни одного контракта, а Обаме показали российскую военную технику на воинском параде.

Таким образом, США, втягивают страны региона в войну со своим же проектами - талибами и Исламским государством, а своих врагов подсаживают на американское оружие.

Итак, 2015 год пройдёт под знаменем подготовки к комплексной дестабилизации среднеазиатского региона и превращения АфПака в филиал Исламского государства у границ России, Индии, Китая и Ирана. Начало полномасштабной войны, которая неизбежно последует после хаотизации региона, приведёт к старту кровавой бани в «евразийских Балканах» и автоматическому вовлечению в него свыше трети мирового населения и практически всех геополитических противников США. Потому такого шанса Вашингтон упустить не сможет.

Ответ России на данный вызов быть может только комплексным - вовлечение региона в процесс евразийской интеграции, оказание военной, экономической и политической помощи, теснейшая кооперация с союзниками по ШОС и БРИКС, усиление пакистанской армии и, естественно, содействие в отлове бородатых слуг Халифата.

Важнейшее направление - ускоренная модернизация вооружённых сил как своих, так и союзнических, а также укрепление ОДКБ и предоставление организации права действовать в обход предельно неэффективной ООН .

Регион чрезвычайно важен: если Украина представляет собой бикфордов шнур войны, то Средняя Азия - склад боеприпасов, который, если загорится, то накроет осколками от разрывов половину материка.

ЗАВОЕВАНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ

В Средней Азии Гражданская война 1917–1922 гг. легла на местные «разборки» племен и феодальных кланов. Как и во всякой Гражданской войне, в ней многие и по многу раз перебегали из одной армии в другую. Примером может стать хотя бы курбаши Мадамин-бек, который после многих приключений стал красным командиром и вместе с Фрунзе организовывал Красную Армию. Его армия частично вошла в состав Красной Армии, и в советских документах появился термин «красные басмачи».

20 января 1920 г. красные взяли Хиву, и 27 апреля 1920 года провозгласили Хорезмскую Народную республику. Хан Джунаид бежал в Афганистан.

3 сентября после многодневного штурма взята Бухара. Эмир Сеид-али уже ушел через подземный ход - со своей свитой и гаремом. Тоже бежал в Афганистан.

Уничтожение Хивинского ханства и Бухарского эмирата только добавило хаоса.

Легендарный Энвер-паша попал в Среднюю Азию в 1921 году как посланец Советского правительства, участник Бакинской конференции народов Востока.

Он быстро переметнулся на сторону басмачей: написал в Москву письмо с требованиями уважения независимости Бухарской Народной Советской Республики и вывода войск Красной Армии с территории Бухары.

В феврале 1922 года руководимые Энвер-пашой басмачские войска захватили Душанбе, затем пошли на Бухару. Российские представители неоднократно предлагали ему мир и признание его владычества в Восточной Бухаре, однако Энвер-паша требовал полного ухода российских войск из всего Туркестана.

К счастью для коммунистов, сами басмачи были не дружны. В мае 1922-го Ибрагим-бек неожиданно напал на отряды Энвер-паши с двух сторон. После этого Красная Армия отбросила Энвера в окрестности города Бальджуан. 4 августа

1922 году Энвер-паша был убит близ Бальджуана в Средней Азии, в бою с частями Красной Армии. По одним сведениям, пуля из пулемета вошла в область сердца, Энвер-паша умер почти мгновенно. По другим - его зарубил красный конник 8-й кавалерийской бригады, армянин Акоп Мелкумян.

В это время в России как раз идет к концу последняя фаза Гражданской войны 1917–1922 годов, «красно-зеленая» война.

Но в Средней Азии все вовсе не шло к концу. Одна из причин в том, что в Средней Азии советской власти было попросту не на кого опираться.

Бухарские и хорезмские «коммунисты» - это весьма колоритные люди. Почти все они - дети очень состоятельных родителей, бухарских и самаркандских купцов, чиновников эмирской и ханской администрации. Почти все получили религиозное образование в медресе.

Файзулла Ходжа (Ходжаев), глава бухарских коммунистов, партийный и государственный лидер Узбекистана до расстрела в 1938 году - сын бухарского купца-миллионера. Правоту коммунизма и вред частной собственности он осознал после смерти отца и раздела его имущества. Детей от многочисленного выводка жен отца было много; по мнению Файзуллы, его обошли при разделе. Эмирский суд отказался вмешиваться в семейные дела. Тут-то Файзулла и понял несправедливость старого режима и необходимость свергнуть кровопийцу-эмира.

В плане же политических убеждений не очень понятно, кто он вообще.

В 1920–1921 гг. Файзулла Ходжа(ев) с почетом, но тайно, принимает у себя в Бухаре бежавшего от красных лидера башкирских националистов и красного командира национальных башкирских частей Ахмеда Валиди (Валидова). Они проводят общетюркские курултаи, создают единую тюркскую партию-организацию «Национальный союз Туркестана», придумывают знамя будущего «тюркского государства», строят планы на отсоединение от русских.

Первые председатели Хивинского (Хорезмского) ЦИК еще более самобытные личности. Ата Максум - мулла; Хаджи Баба (А. Ходжаев) - богатей и сын «святого»; Мухаммадраим Аллабергенов - сын купца, расстрелян в сентябре 1921 года за казнокрадство; Мухаммадрахимов - сын купца, застрелен в ноябре 1921 года при аресте по подозрению в заговоре и измене… Список можно продолжить.

Реально красные в Средней Азии могли опираться только на Красную Армию, в лучшем случае при вооруженном нейтралитете местного населения. Местные кадры им предстояло еще «выковать».

Противостояли же красным местные вожди басмаческого движения: курбаши. Каждый со своими политическими убеждениями, союзниками и врагами, со своей армией и претензиями на власть.

Из книги Как мы спасали челюскинцев автора Молоков Василий

В просторах Средней Азии Наша школа разместилась в ресторане „Стрельна". Первое время это настраивало нас на веселый лад. Я всегда опасался, что в разгар моей лекции о моторе из соседнего кабинета донесутся вопли цыганского хора.Но в скором времени мы привыкли. Помещение

Из книги История народа хунну автора Гумилев Лев Николаевич

ХУННЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ Кангюйский царь радушно принял Чжичжи, дав ему в жены свою дочь, а сам женился на дочери Чжичжи. Непонятно, почему 3 тыс. хуннов могли иметь такое значение для страны, которая могла выставить 120 тыс. всадников. Но тут мы, видимо, опять наталкиваемся на

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора

ЗАВОЕВАНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ В Средней Азии Гражданская война 1917–1922 гг. легла на местные «разборки» племен и феодальных кланов. Как и во всякой Гражданской войне, в ней многие и по многу раз перебегали из одной армии в другую. Примером может стать хотя бы курбаши Мадамин-бек,

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

ГЛАВА 26. РОССИЯ В СРЕДНЕЙ АЗИИ На фронтах Грузии и Ирана При Екатерине II Грузия стала вассалом России, а Александр I в 1801 – 1804 годах окончательно присоединил ее к империи. Это произошло в ходе ирано-русской войны, которая началась после персидского вторжения в Грузию и

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Русы Средней Азии На базе Шейтунской (Джейтунской) культуры русов-бореалов и русов-индоевропейцев VI–V тыс. до н. э., состоявшей из небольших поселков и святилищ, к IV тыс. до н. э. в Средней Азии появляется несколько крупных городищ. Это Алтын-депе, Геоксюр, Намазга… Они

Из книги Расправа над СССР - предумышленное убийство автора Буровский Андрей Михайлович

Неоднократная резня в Средней Азии Погромы турок-месхетинцев 3–7 июня 1989 года в Узбекистане более известны как Ферганские события. Мотивы нападения приводятся разные: от случайности – на танцульках турок убил узбекского парня, до утверждений, что узбеки предлагали

автора

Юг Средней Азии во II тыс. до н. э Завершая данную главу, вновь обратимся к процессам, проходившим на юге Средней Азии во II тыс. до н. э.На протяжении IV - первой половины II тыс. до н. э. крупнейшим центром Северного Копетдага (юг Туркмении) являлся Намазга-Депе, площадь

Из книги Индоевропейцы Евразии и славяне автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Обзор событий, происходивших в Передней Азии и на юге Средней Азии в I тыс. до н. э Известно, что древнейшим периодом в истории Индии была эпоха расцвета городов Хараппа и Мохенджо-Даро середины III - первой половины II тыс. до н. э. Вторжение обладателей арийских колесниц

автора Бадак Александр Николаевич

Неолит в средней Азии У разных племен Средней Азии в период неолита культура находилась на разных ступенях развития.Так, например, если в южных районах современной Туркмении и Таджикистана еще в V тысячелетии до н. э. возникли центры древнейшего земледелия, то в Приаралье

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшие земледельцы средней Азии В то же самое время, начиная с мезолита, очень похожий путь развития проходили и древние племена Средней Азии.Один из самых известных памятников, который показывает, как из мезолитической культуры охотников и собирателей на юге

Из книги Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи автора Кандель Феликс Соломонович

Евреи средней Азии В дождливую погоду евреи опасались выходить из дома‚ потому что капли с их одежды могли попасть на правоверного мусульманина и «осквернить» его – за это наказывали. 1В 1802 году евреи белорусского города Шклова получили письмо на иврите от неизвестного

Из книги Идея сибирской самостоятельности вчера и сегодня. автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Опыт Средней Азии для Сибири. В рамках концепции самостоятельности Сибири, среднеазиатский опыт для нас имеет огромное значение. Это учебник, как надо и как не надо самостоятельно развиваться. Здесь мы может посмотреть, что в сопоставимых условиях работает, а что нет.

Из книги Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени автора Кляшторный Сергей Григорьевич

Тюрки в Средней Азии Тюркский историограф VIII в., повествуя о державе своих предков и завоеваниях первых каганов, пишет: «Вперед (т. е. на восток) вплоть до Кадырканской черни, назад (т. е. на запад) вплоть до Железных ворот они расселили свой народ». Кадырканская чернь - это

Из книги Империя. От Екатерины II до Сталина автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Колонизация Средней Азии Российское правительство со времен Петра I стремилось поставить под контроль Среднюю Азию, воинственные ханства которой препятствовали установлению прямых связей с Южной Азией и Средним Востоком. Кроме того, закаспийские степи и пустыни всегда

Из книги Аргонавты Средневековья автора Даркевич Владислав Петрович

Несториане в Средней Азии Несторианские миссионеры проповедовали свое учение прежде всего среди населения крупных центров международной торговли. «Несметное количество монахов и епископов есть… в Бактрии, в Стране гуннов, в Персиде… у персидских армян, мидян,

Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

6. Присоединение Средней Азии Теперь о Средней Азии. Средняя Азия в те далекие времена представляла собой три ханства: Ко-кандское, Бухарское и Хивинское. С трех сторон они были окружены песками, пустынями, с четвертой, южной, были горы. Территория, которую они занимали,

В СССР нам рисовали картинку дружбы народов СССР. Но скрывали тот факт, что советская власть насаждалась на всей территории бывшего Туркестана (нынешней Средней Азии) принудительными силовыми методами. До Октябрьского переворота Западный (русский) Туркестан был цветущей окраиной с развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. После прихода в Туркестан большевиков началась Гражданская война, которя привела к значительным разрушениям и экономическому упадку. Началось внедрение топливной энергетики.
Советская власть фактически покупала лояльность среднеазиатских республик в обмен на послабления.
После распада корпорации СССР в конце 1991 года практически вся построенная за годы советской власти промышленность была демонтирована, дееспособное население бывших среднеазиатских республик работает за рубежом, в основном, в Российской Федерации.
В период с 1918-42 гг всё население Туркестана поднялось на борьбу с красной чумой большевизма и коммунизма. Это освободительное движение называлось басмачеством и имело резко негативное значение в годы советской власти. Но правду не скроешь. Советская власть не смогла удержаться на территории СССР. Население бывшего Туркестана лойяльно белому населению дореволюционного Туркестана, а не еврейским красным бандам большевиков. До Октябрьского переворота Туркестан был белым, русским, после него-красным, еврейским.


Самарканд 1930 года. Работали водяные мельницы, которые могли обеспечивать весь город электричеством, уличные торговцы угощали водой со льдом и прошлогодним снегом, политым сиропом(похоже на мороженое).
Каким образом смогли заморозить воду и сохранить лёд с прошедшей зимы? (см. БАДГИР).

Почему разрушены медресе и мечети, почему наклонился минарет Улуг-бека?

Шла Гражданская война, Самарканд был почти разрушен.

1929 год-образовался Ватикан, начали насаждать религии.

8:08-чайхана, вывеска на 2-х шрифтах: на латинице и кирилице.

В те времена советское правительство проводило латинизацию языков СССР.

Как выглядел Самарканд в 1930 году когда перестал быть столицей

Советская власть закончила построение Турксиба (Туркестано-Сибирской магистрали) и уверенно закрепилась на огромной территории Туркестана.

Жириновский прав, утверждая с трибуны Госдумы о добровольно-принудительном насаждении советской власти в Туркестане.
Деньги, вложенные в Туркестан, ушли, как вода в песок, всё, что было построено в годы советской власти, в настоящее время демонтировано, дееспособное население Средней Азии на заработках в России. При существующем политическом раскаде никто не будет развивать и влкадывать деньги в Среднюю Азию. Большевики искусственно разделили Туркестан на республики и народы.

Жириновский. Узбеки отобрали Самарканд и Бухара у таджиков. Казахи и кыргызы один народ.

Кратко об истории Туркестана:

В 1868 году Самарканд был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи и стал центром Зеравшанского округа, преобразованного в 1887 году в Самаркандскую область. В том же году гарнизон Самарканда под командованием генерал-майора и барона Фридриха фон Штемпеля отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть. В 1888 году к вокзалу города была подведена Закаспийская железная дорога, которая впоследствии была продолжена на восток.

После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925—1930 годах являлся столицей Узбекской ССР, а с 1938 года — центром Самаркандской области данной союзной республики.

Железнодорожный транспорт достиг Самарканда в 1888 году в результате строительства Закаспийской железной дороги в 1880—1891 годах железнодорожными войсками Российской империи на территории современного Туркменистана и центральной части Узбекистана. Данная железная дорога начиналась от города Красноводск (ныне Туркменбашы) на берегу Каспийского моря и заканчивалась в станции города Самарканд.

Именно станция Самарканд являлась конечной станцией Закаспийской железной дороги. Первый вокзал станции «Самарканд» был открыт в мае 1888 года.
Позднее, вследствие строительства железной дороги в остальных местах Средней Азии, станция была соединена с восточной частью железной дороги Средней Азии и впоследствии данная железная дорога получила название Среднеазиатские железные дороги.

В советские годы в станцию Самарканд не была присоединена ни одна новая линия но в то же время она являлась одной из крупных и важнейших станций Узбекской ССР и Советской Средней Азии.

К моменту начала территориальной экспансии Российской империи, на территории современного Узбекистана существовало три государственных образования: Бухарский эмират, Кокандское ханство и Хивинское ханство. В 1876 году Кокандское ханство было разбито Российской империей, ханство упразднено, а центральные территории ханства были включены в состав Ферганской области.
К началу XX века Средняя Азия находилась в составе Российской империи и в начале становления советской власти, несмотря на сопротивление басмачей большевикам, вся Средняя Азия стала частью Советского Союза, из Туркестанской АССР, Бухарской республики и Хорезмской республики.

С 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территории Узбекистана существовало непризнанное независимое государство — Туркестанская автономия.

В январе 1918 года, после того как Туркестанская автономия отказалась исполнять предъявленный ультиматум признать власть Советов, для ликвидации самопровозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией , под командованием Константина Осипова.

С 6 по 9 февраля 1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями в которых погибло более 10 тысяч мирных жителей. Эта операция на долгие десятилетия ликвидировала доверие местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти. Ответом на ликвидацию Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, известное в советской историографии, как басмачество, ликвидированное Советской властью лишь в 1930-е годы.
С школе нам рисовали образ басмачей злодеями, которые сопротивлялись советской власти, Нам лгали о том, чем была на самом деле эта советская власть.

Басма́чество (от тюркского «басма» - налёт + суффикс -чи) - военно-политическое партизанское движение местного населения Средней Азии в первой половине XX века, возникшее после революции 1917 года в Российской империи. Первые значительные очаги этого движения возникли после разгрома большевиками Кокандской автономии на территории Туркестана, а после проведения национального размежевания - на территориях современных Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, ставившее своей целью борьбу с советской властью и изгнание большевиков.
(Весь народ Туркестана поднялся на борьбу с Красной заразой, но силы были неравны.)

Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселённые районы, убивать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников Советской власти. Повстанцы прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населённые пункты, а затем быстро отходить.

Переговоры с представителями народа (басмачами). Фергана. 1921 год

Крупные организованные вооружённые отряды представителей этого движения именовались в советских средствах массовой информации как басмачи́. Сами себя участники этих вооружённых формирований называли моджахедами, то есть участниками джихада - священной войны мусульман против неверных, то есть немусульман.

В советское время понятия басма́ч и басма́чество имело оттенок крайнего осуждения
. После распада СССР отношение к басмачам в независимых республиках Средней Азии постепенно пересматривается. В настоящее время это движение называется «освободительным движением народов Центральной Азии».
По официальной версии, басмачество как организованная сила было ликвидировано по всей Средней Азии в 1931-1932 гг., хотя отдельные бои и столкновения продолжались вплоть до 1942 года.

Война басмачества против советской власти (Википедия):

Основной конфликт: Гражданская война в России

Место: Весь Западный Туркестан, прилегающие к России/СССР территории Восточного Туркестана, Афганистана и Персии

Причина:Разгром большевиками Кокандской автономии.

Итог:Ликвидация басмаческого движения.

После национально-территориального размежевания Средней Азии, 27 октября 1924 года была образована Узбекская Советская Социалистическая Республика со столицей в городе Самарканде.
1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент.

Крестьянское население Узбекской ССР, как и других республик СССР, подверглось коллективизации и раскулачиванию. В 1931 году из республики были выселены преимущественно в Украинскую ССР более 3,5 тыс. кулацких семей.
Население оказывало сопротивление — только за январь — март 1930 года в республике было 105 вооруженных антиколхозных выступлений.

Насильственная латинизация языков СССР.

Рекомендую к просмотру отличный фильм 1955 года: закат Бухарского эмирата.
Не пожалеете потраченного времени. Там показана Гражданская война на территории Туркестана
и сопротивление басмачей(освободительное движение) ордам Красных.
Много интересных деталей.

Закат Бухарского Эмирата (1955)

В конце 18-го Колчак послал на юг, в сторону Средней Азии, два отряда: капитанов Ушакова и Виноградова. Они разогнали советскую власть в Семипалатинской области, двинулись на Семиреченскую и взяли штурмом Сергиополь, где засели красные войска. После этой победы снова восстало Семиреченское казачество, его отряды начали возвращаться из Китая. Из Верного (Алма-Аты) против белогвардейцев выступили новые красные силы под командованием Петренко. Он отбил горный Копал, но за белыми остался Лепсинский уезд, где они осадили 30 тысяч крестьян в селе Черкасском.

Среди красных командиров Средней Азии шла борьба за власть. Эмиссар Ташкента Шавров был убит сторонниками местного партизанского вожака Калашникова. В Ташкенте по 25-процентной партмобилизации был набран и послан в Семиречье отряд в тысячу человек, однако белые вскоре вновь вытеснили большевиков из Копальского уезда и взяли Черкасское.

Мятежи в красном Ташкенте

В столице красной Средней Азии Ташкенте кипела грызлись друг с другом две власти. «Русская» - Тур-ЦИК с Совнаркомом и «местная» – Мусульманское бюро РКП(б). В ночь на 19 января в городе поднял восстание военком республики, бывший прапорщик Осипов. Его цель неизвестна: то ли это был мятеж в пользу белых, то ли новый раунд борьбы в красном стане. Восставшие расстреляли председателя ТурЦИКа Вотинцева, председателя Совнаркома Фигельского и еще 12 руководящих деятелей, но при попытке взять Ташкентскую крепость были разбиты и разбежались.

Басмаческое движение – Мадамин-бек.

В Фергане появлялись всё новые басмаческие курбаши. К главе «Кокандской автономии» Иргашу добавился ярый поборник газавата Курширмат, а потом создал «мусульманскую народную армию» Мадамин-бек. Это был, пожалуй, самый умный и талантливый басмач , который принимал к себе и бывших русских офицеров и был произведён Колчаком в полковники. В районе Джелалабада восстание русских крестьян против продразверстки возглавил конторский служащий Монстров. Он вступил в союз с Мадамин-беком. Вся Ферганская долина отпала от красных.

В отдалённой Кушке престарелый генерал Востросаблин с отрядом из 80 бойцов твёрдо защищал российскую границу от азиатов, пользуясь помощью и белых и красных. В 1919-м он месяц отбивался в Кушке от 10-тысячной орды басмачей.

Занятие Закаспийской области деникинцами

В западной части Средней Азии, Закаспийской области неспособное эсеровское правительство машиниста Фёдора Фунтикова, созданное ещё в начале гражданской войны, было свергнуто рабочими (январь 1919). Фунтиков был арестован. Его допрашивали по делу о расстреле 26 бакинских комиссаров, но потом освободили. (В 1926 он был расстрелян советским правительством.) Как и из других областей России, весной отсюда начался вывод иностранных частей, и английский командующий Малессон обратился к Деникину, предлагая ему «взять Закаспийскую область под свою защиту». Деникин прислал дивизию генерала Литвинова, которая до 1920 успешно сдерживала в этой отдалённой области красных.

Восстание Алаш-орды

В апреле 19-го советскую власть в обширной, но малонаселенной Тургайской области (Центральный Казахстан) свергли приверженцы казахской национальной мусульманской партии Алаш‑орда . Красный вожак Амангельды Иманов был расстрелян (18 мая 1919). Алаш-орда создала свое правительство и отряды национальной милиции – небольшие и почти небоеспособные. Киргизов при царе не брали в армию, и военному делу они не обучались. Для их разгрома было бы, наверное, достаточно одного регулярного батальона. Но Алаш-орда снеслась с Колчаком, и в степи вошли части атамана Анненкова, заняв Аягуз и Павлодар.

Руководители партии «Алаш» – А. Байтурсынов, А. Букейханов и М. Дулатов