В общем о произведении тарас бульба. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба": описание, герои, анализ произведения. "Тарас Бульба": история создания произведения

“Евгений Онегин” - первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами. И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна - вымышленные герои, они предстают пред нами как живые. Пушкин сделал своих героев, их характеры типичными для той эпохи, и именно эта типичность позволяет нам воспринимать их как настоящих, когда-то существовавших людей. Кроме того, Пушкин вводит своих героев в круг реальных людей. Так, Татьяна на балу встречается с Вяземским, а среди друзей Онегина - Чаадаев, Каверин и сам Пушкин.
Пушкин выступает рядом с героями не только как рассказчик, но как действующее лицо романа. Он - друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, “свято бережет” ее письмо к Онегину. У него на случай сохранились стихи Ленского.
Рассказывая о своих друзьях и знакомых, Пушкин не равнодушно, спокойно созерцает события их жизни, а принимает живейшее участие в их судьбе, понимает их, откликается на их переживания с любовью, участием, иногда иронизирует, подшучивает над ними, а то и строго осуждает их поступки. Так, например, Пушкину не нравится, что Онегин принял.вызов Ленского:

Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце...

Онегин - друг Пушкина, которому “нравились его черты”. Но Онегин и Пушкин - не одно и то же. До Пушкина поэты и писатели наделяли своих героев собственными качествами, они показывали собственный внутренний мир, только под чужой маской. Пример этому - творчество Байрона. Но “всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”, - писал Пушкин. Действительно, Онегин и Пушкин - совершенно разные люди. Онегин разочарован в жизни:

Рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели...

Когда Онегин приехал в деревню, красота русской природы не тронула его, хотя

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок.

Насколько Пушкин восхищается красотой родной страны, настолько же она безразлична Онегину.
В романе часты лирические отступления от главной темы. Но они не заставляют читателя забыть о сюжете произведения. В этих отступлениях Пушкин уже выступает как главное действующее лицо. Он вспоминает о своих лицейских годах, ссылке, жизни в деревне, делится с читателями мыслями, планами о будущем творчестве, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, театре. Сам любитель и знаток театра, Пушкин дает краткие, но выразительные характеристики драматургам, чьи пьесы ставились в то время на сцене. В отступлениях также отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм. Но образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он отражен самим тоном повествования, оценкой явлений жизни.
Во времена Пушкина в русской и западной литературе господствовали сентиментализм и романтизм. Сам поэт отрицал все эти течения за их односторонность по отношению к действительности. Пушкин стремился к реалистическому изображению, к созданию осмысленных, типических образов. Это ему полностью удалось в романе “Евгений Онегин”.
Критическое отношение к крепостному строю, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции за ее отрыв от народных масс - во всем этом виден Пушкин - единомышленник декабристов, Пушкин - представитель просвещенного дворянства, сумевший высоко подняться над эгоистическими интересами своего класса. Авторский образ, образ Пушкина, с наибольшей полнотой и силой воплощает те духовные переживания, которые владели передовыми людьми страны.

В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего. Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно. Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.

На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:

О, вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.

Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст «Евгения Онегина» свои планы, черновики, спорит с литературными критиками. Благодаря этому создается впечатление дружеского тона, непосредственной беседы читателя с поэтом. К тому же, благодаря замечаниям автора о своем романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах:

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу,
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу,
Цензуре долг свой заплачу…

Автор становится для нас настоящим другом, проводником по своему произведению и по жизни в целом. Он комментирует все, что происходит с героями, рассуждает об их жизни. Например, поэт задумывается о будущей судьбе мечтательного Ленского, если бы тот остался жив после дуэли.

В «Евгении Онегине» автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Примечательна в этом плане встреча автора и Евгения Онегина:

Условий света свергнув бремя,
Как он, устав от суеты,
С ним подружился я в то время,
Мне нравились его черты.
И дальше поэт продолжает:
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердца жар угас.

Вместе с тем, автор показывает различия между ним и героем, которые весьма существенны:

Цветы, любовь, деревня, праздность.
Поля! Я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Сам портрет автора в романе скрыт. Кажется, что это человек без лица, имени, внешности. Но, мне кажется, в этом образе отразились взгляды самого Пушкина на все явления жизни. Думаю, что каждый раз автор, обращаясь к читателю, приглашает его поразмышлять, согласиться или не согласиться с ним.

В философских отступлениях романа звучит голос мудрого человека, много повидавшего на своем жизненном пути. Одно из самых важных лирических отступлений в «Евгении Онегине» - о молодости и старости - дано в восьмой главе романа:

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть сумел.

В романе автор выступает как многоопытный человек, повидавший жизнь, Он знает много печальной правды о людях, но он не перестал их любить. Поэт то грустный, то страстный, то насмешливый.

Автора привлекают балы, театр, дружба, любовь, – все, что связано с жизнью во всех ее проявлениях. Всему свое время, считает поэт. Время легко парить по жизни, кружась в вихре бала, влюбляясь, делая глупости. Позже наступает время осмысливать свой жизненный опыт, искать смысл своего существования, постигать себя и окружающий мир.

В отступлениях «Евгения Онегина» автор дает характеристику реальных лиц, живших и творивших в его время. Так, он оценивает некоторых известных поэтов своего времени: «Блистал Фонвизин, друг свободы И переимчивый Княжнин».

В лирических отступлениях автор много говорит о своей жизни, юности («В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…»), о любви к родине. Иногда автор высмеивает чуждые ему представления о жизни: пошлость, лицемерие, разврат, зависть.

Кульминационные моменты романа автор оставляет открытыми, давая свободу выбора читателю. Открытый финал «Евгения Онегина» предоставляет читателю возможность самому принимать окончательное решение, определять судьбу героев романа:

И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго…навсегда.

Думаю, что автор в романе предстает перед нами светлым, жизнерадостным человеком, верным дружбе и любви. Он учит нас любить родину, ценить в жизни красоту, любовь и дружбу. Он призывает читателя наслаждаться жизнью, каждым ее часом и мигом. Вот почему остаются справедливыми слова Белинского об А.С. Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».


Муниципальная общеобразовательная средняя школа №7.

г. Мончегорск

Аннотация стр. 3

Введение стр. 4

1. История создания стр. 5

Онегин – добрый мой приятель стр. 7

2.1. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни

поэта стр. 7

2.2. Лирические отступления об обучении и о воспитании стр. 8

2.3. Любовь к родине, природе стр. 9

2.4. Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве стр.10

2.5. Лирические отступления, навеянные весной;

прощание с юностью стр.11

2.6. Заключительные лирические отступления: прощание с читателями,

с героями романа стр.12

3. Духовный мир, мир мыслей, переживанийстр.14

3.1. Характеристика романа стр.14

3.2. Характеристика Байрона и западноевропейского романа стр.15

Заключение стр.15

Список литературы стр.16

АННОТАЦИЯ.

Задачи:

1. изучить литературу по данной теме;

2. собрать материал, раскрывающий взгляды автора на описываемую эпоху, культуру, язык и т.д.

Мотивация:

обращение к теме «Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» вызвано тем, что Пушкин всегда современен; его произведения дают ответы на многие вопросы. Пушкин- это национальное достояние. Не знать Пушкина - не знать свой язык, свою культуру, свою Родину.

ВВЕДЕНИЕ.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах – поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума» в ранних поэмах – певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820-1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823) и другие. Вольнолюбивые и антитиранические мотивы ранней лирики, независимость личного поведения послужили причиной ссылок: южной (1820-1824, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса) и в селе Михайловское (1824-1826). Легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, «просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности: Пушкин поднял ее на мировой уровень. Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) воссоздает образ жизни и духовный состав «типического», преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциального дворянства; в романе и во многих других сочинениях Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, поставленным еще в «Цыганах» (1824). Им были впервые определены многие ведущие проблемы русской литературы 19 века.

У каждого из нас свой Пушкин. Для кого-то Пушкин – сказочник, для кого-то Пушкин – лирик, прозаик, а для меня он создатель бессмертного «Евгения Онегина».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

«Онегин - самое значительное творение Пушкина, поглотившее половину его жизни» - так отозвался о романе Герцен в статье «О развитии революционных идей в России». И он, безусловно, прав.

Начало написания романа приходится на южную ссылку в Кишиневе и датируется 9 мая 1823г., но в действительности работа над романом охватывает более ранние сроки. Роман в стихах, рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и духовно-интеллектуальной эволюции автора. К 1822 году относятся наброски незаконченной элегии Таврида», отдельные стихи которой вошли в роман. А еще раньше, в 1820 году, была написана поэма «Руслан и Людмила», которая была первым большим опытом Пушкина в написании эпических произведений. Здесь Пушкин достиг практически всех вершин и возможностей свободной поэтической формы. Окончание работы над «Русланом и Людмилой» совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре, но по ходатайству друзей и покровителей, Пушкина отправили в южную ссылку.

Встретившись в Екатеринославле с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев (сентябрь 1820). Вести о европейских революциях и греческом восстании, бессарабская «смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний», контакты с членами тайных обществ, способствовали росту политического радикализма (высказывания, зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину не писать «против правительства» два года и слово сдержал). Заняв вакансию «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско-одесский период (с июля 1823 он служит при новороссийском генерал-губернаторе графе М. С. Воронцове) далек от подчинения эстетике Байрона. Он работает в разных жанрово-стилистических традициях. Сложности личного плана, конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспектив (поражение революций) и реакция в России, привели Пушкина к кризису 1823-24. В конце июля 1824 неудовольствия Воронцова и правительства, которому из письма стало известно об интересе Пушкина к атеизму, привело к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское Псковской губернии.

На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П.А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом», поэме «Цыганы» (все 1824); завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы «Евгения Онегина». Скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике (переписка с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым) позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу.

В 1830г. Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и «о своем доме», добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавици-бесприданници. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородской губернии). «Болдинская осень» открылась стихотворениями «Бесы» и «Элегия» - ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости (ее рубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей. Здесь и был завершен «Евгений Онегин». Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический. Следовательно, строится он на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой – рассказчик). Онегин – типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в «Кавказском пленнике» А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковыми стала для России эпоха декабрьского восстания, в сознании людей происходит переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг поэта – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт Пушкина, его поэтические находки и достижения – и естественно, что он стал одним из самых совершенных в художественном отношении произведений не только Пушкина, но и всей русской литературы. За семь лет, в течение которых он создавался, многое менялось и России, и в самом Пушкине, и все эти перемены не могли найти своего отражения в романе. Роман создавался по ходу жизни и становился хроникой русской жизни и своеобразной ее поэтической историей.

Онегин - добрый мой приятель.

2.1. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта.1

Творчество, как и любовь в жизни поэта играет очень большую роль. Он сам признаётся, что: Замечу кстати, все поэты – «Любви мечтательной друзья». Поэт без любви жить не может. Прослеживая жизнь Пушкина, можно увидеть, что он любил, и любил не один раз2. И, как и все он добивался этой любви. Поэзия и жизнь Пушкина переплетаются. Они писал стихи своим любимым девушкам. В своём романе Пушкин связывает, как уже было сказано, любовь и поэзию:

Любви безумную тревогу

Я безотрадно испытал.

Блажен, кто с нею сочетал

Горячку рифм,; он тем удвоил

PAGE_BREAK--

Поэзии священный бред…

Его роман, как мы поняли, прочитав его, становится романом- дневником, где он выливает самое сокровенное (естественно в стихах). Здесь же автор сам позволяет заметить, что он и главный герой его романа - Евгений Онегин - похожи. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал и не каждому открывался». Вот как говорила Анна Керн о Пушкине: «Сам он почти никогда не выражал чувств; он как бы стыдился их и в этом был сыном своего века, про который сам же сказал, что «чувство было дико и смешно».3Любовь для автора и Татьяны - огромная, напряжённая духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут. Для Онегина любовь – это не страсть, а флирт4и для автора, как он сам позволяет заметить. Истинное чувство он познаёт только лишь к концу романа: когда приходит опыт страданий.

Люблю я бешеную младость…

Перейдём к героям. Друг Онегина – Ленский: «…наиболее странное и смешное в глазах света существо…»5Он приводит Онегина в дом к Лариным и знакомит его со своей будущей женой- Ольгой. И здесь Онегин делает первую ошибку:

Скажи, которая Татьяна?

Почему он спрашивает про Татьяну, если приехал знакомиться с Ольгой? Именно здесь начинается завязываться любовный сюжет романа. Татьяна посылает любовное письмо Евгению. Онегин же, как хорошо воспитанный человек дворянского общества и как романтик (в какой-то степени), выдерживает паузу, не приходит в дом к Татьяне. Но все же. Письмом он тронут, но не поддерживает «романтическую игру», понимая «тоску неопытной души». Он готов любить Татьяну, но лишь «любовью брата» и не более того. Многие видят в Онегине холодного эгоиста, а многие считают, что Пушкин сам хотел нам показать Онегина именно таким.

Сюжет 3-5 глав повторяется в 8 главе. Только теперь письмо пишет не Татьяна, а Евгений. Кульминация здесь заменяет развязку; финал остаётся открытым; читатель и автор расстаются с Онегиным на крутом переломе его судьбы.

Онегин, в отличие от романтических героев, непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами российской жизни и с людьми 1820-х годов. Впрочем, Пушкину этого мало: он хочет, что бы его герой был в той же мере «условным», литературным персонажем, с какой производил впечатление героя, «списанного» с реальности. Именно по этому Пушкин дал герою такое литературное имя и такую литературно-вымышленную фамилию.

Автор относится к своему главному герою с небольшой иронией, чего не скажешь о Ленском. Пушкин не старается углубить образ Ленского, в отличие от Онегина. Но в этом то и дело: автор исключает любую окончательность романа. Ленский ранен на дуэли в грудь, его жизнь оборвалась. Но где-то в подтексте видна мысль автора: стань Владимир «героем», он сохранил бы свой помещичий дух, простой и здоровый; сделайся он уездным помещиком - всё равно не утратил бы «поэтический пыл души». Только смерть способна прервать это.

Знакомя читателя с Татьяной, автор замечает, что «впервые именем таким» освещены страницы русского романа. Это значит, что героиня тесно связана с миром провинциальной (деревенской) жизни, как это показывает нам сам автор.6Во-первых, это имя, как подчёркивает сам автор, имеет узнаваемую литературную «рифму»- Светлана- героиня одноимённого рома Жуковского «Светлана». Во-вторых, фамилия Ларина, на первый взгляд кажущаяся простой, провинциальной, так же вполне литературна, происходит от образа: Лар. Будучи уездной провинциальной барышней, она читала много романов. Именно оттуда она почерпнула образ «молодого тирана» Онегина, его таинственно романтические черты. И ведь именно литературного Онегина она полюбила, именно «литературному» Онегину она послала письмо, ожидая от него литературной же реакции, такой, про которую она читала в романах.

После отъезда Онегина в Петербург Татьяна попадает в его кабинет. Те книги, которые читал Онегин, Татьяна тоже пыталась читать, но, глядя на них взглядом Онегина, пыталась понять его через книги, внимательно следила за отметками на полях. И тут позиция автора полностью сближается с позицией Татьяны: он – «не создание ада или небес», а, может, лишь пародия «на свою среду обитания». И здесь происходит то, что, на мой взгляд, должно было произойти: Татьяна становится полной противоположностью Онегина.

На протяжении всего романа Татьяна меняется: она научилась сдерживать свои чувства, вышла замуж, из провинциальной девушки превратилась в уездную барышню. Но, в романе есть ещё один персонаж, который меняется вместе с Татьяной на глазах учитатель - автор. Это окончательно сближает его с Татьяной. И это объясняет особенно тёплую, лично заинтересованную в судьбе героини интонацию рассказа о ней.

2.2. Лирические отступления об обучении и воспитании.

К ним примыкает философское отступление.7

«Все мы учились понемногу

Чему- нибудь и как- нибудь».

Пушкин учился в лицее. В «Евгении Онегине» он тоже упоминает те годы обучения, вспоминает своих старых друзей.8В самом начале 1 главы, как признаётся автор, «пестрит инопланетными словами».9

«А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

Инопланетными словами»

Он привык к ним. А так ли это на самом деле?

Когда мы начинаем читать последующие главы, мы видим, что Пушкину вовсе не нужны инопланетные слова. Он прекрасно обходится без них. Автор умеет говорить по-русски блестяще, остроумно и богато. Чего нельзя сказать о его главном герое. Онегин очень часто использует французский и английский языки. Да еще при этом так, что было очень трудно понять, где его родной язык.

Это высказывание: «Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» относятся и к Онегину. Разве мог человек, который так учился, говорить с приятелем на исторические темы, задаваться философскими вопросами и чтением литературных, зарубежных книг? Конечно же, нет. Значит, автор дает нам понять, что Онегин неплохо образован, как и он сам.

5 строфа 1 главы, весьма критически оценивает уровень образованности Онегина, но затем в 8 строфе этой же главы делается вывод, что Онегин знает не так уж и мало. Читая 1 главу, мы сравниваем Онегина с выдающимися личностями того времени: с самим Пушкиным, Чаадаевым и Кавериным. Ему не доступны те знания, которые доступны были им, не доступны их таланты и умения. Онегин был «ниже» их, намного «ниже», но гораздо «выше» среднего человека своего круга – это и не прощает ему его круг.

От этого он бежит, скрывается в деревне, которую он получил в наследство от своего дяди.

2.3. Любовь к родине, природе. 10

Когда Онегин приехал в деревню, всё ему казалось интересным:

Два дня ему казались новы

Уединённые поля

Прохлада сумрачной дубравы

Журчанье тихого ручья…

Но уже через несколько дней его отношение к деревенской жизни изменилось:

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне та же скука…

Про какую скуку говорит автор? Разве может быть скучно там, куда ты переехал только что, не успев даже разобраться в новой жизни, привыкнуть к ней? Онегин увидел в том обществе, в новом для него провинциальном обществе то же самое, что он видел в дворянском Петербурге. После не столь долгого пребывания Онегина в деревне он не мог себя чем-либо занять: Онегин пытался читать Байрона и по его подобию жил анахоретом (отшельником). В библиотеке Онегина было много книг, но он читал лишь несколько из них:

Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье не любил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана,

Да с ним еще два три романа…

Но если автор говорит об Онегине и Байроне, как бы связывая их, значит, он читал Байрона и знаком с его творчеством. Здесь, как замечает сам автор, они с Онегиным похожи. Но есть у них одно немаловажное различие: автор, как сам говорит:

Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины…

Значит, деревня была ему ближе каких-либо других мест. Это можно проследить даже по биографии Пушкина: он несколько раз был в селе Михайловское. Именно там были написаны его самые известные произведения и много стихотворений: «Зимний вечер», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), которое было посвящено Анне Керн. В романе тоже есть несколько строк, которые Пушкин посвятил Анне; вот что она пишет в своих записках: «Вот те места в 8 главе «Онегина», которые относятся к его воспоминаниям о нашей встрече у Олененых:

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Но вот толпа заколебалась,

По зале шепот пробежал,

К хозяйке дама приближалась…

За нею важный генерал.

Она была не тороплива,

Не холодна, не горделива,

Без взора наглого для всех,

Без притязанья на успех…11

Но не Онегину. Ему было скучно в деревне, он от скуки заменил барщину лёгким оброком:

«Ярём он барщины старинной

Оброком лёгким заменил»…

Все соседи Евгения смотрели на него искоса, и через некоторое время перестали с ним общаться вовсе. Здесь автор не даёт никакой оценки своему герою, и никак не поддерживает его, как это было обычно. Но Онегина утомляла на только жизнь в деревне.

Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве.12

Живя в городе, он, как и обычный молодой человек того времени, ходил на различные балы, театры, банкеты. Первое время, как и всем, ему нравилась такая жизнь, но потом эта симпатия к такой однообразной жизни угасла:

…Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, косясь, наводит

На ложи незнакомых дам;…

Раскланялся потом на сцену

В большом рассеянье взглянул-

Отворотился и зевнул

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел…13

Но, жизнь молодого светского человека не убила в Онегине чувства, как кажется на первый взгляд, а «только лишь охладила его к бесплодным страстям».14Теперь Онегину не интересен ни театр, ни балеты, чего нельзя сказать об авторе. Для Пушкина Петербургский театр - «волшебный край», о котором он упоминает в ссылке:

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина;…

Летит, как пух от уст Эола…15

Смысл жизни автор приобретает в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора здесь однозначен - он, прежде всего, поэт, жизнь его немыслима без творчества, без тяжелой, напряженной духовной работы. Именно в этом ему противоположен Онегин. У него просто нет потребности в работе. И все его попытки погрузиться в чтение, писать автор воспринимает с иронией: «Труд упорный ему был тошен…» Этого нельзя сказать об авторе. Он пишет, читает там, где созданы условия для этого.

Пушкин часто вспоминает о Москве, как о прекрасном культурном уголке и просто, как о прекрасном городе:16

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Но это говорит автор, у Онегина же совершенно другое мнение. Он много поведал в своей жизни, и, как уже было сказано, ему больше не интересно ни в Петербурге, ни в Москве, везде, где он был, Онегин видел одно общество, от которого он хотел скрыться в деревне.

Лирические отступления, навеянные весной17; прощание с юностью.18

Как уже говорилось, роман был начат в Кишинёве 9 мая 1823 года. Тогда Пушкину было всего лишь 24 года; тогда он был молод, полон сил. Но человек взрослеет, меняется. Это не могло не отразиться на «Евгении Онегине». Роман был написан с очень верной характеристикой самого автора:

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц лёгких вдохновенье,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет…

Роман был полностью закончен 25 сентября 1830 года в Болдино, когда Пушкину было уже 31 год. Тогда он понимал, что молодость уже прошла и её больше не вернуть:

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

Где вечная к ней рифма- младость?

Автор пережил много, жизнь принесла ему много обид и разочарований. Но не уму одному. Онегин и автор здесь очень похожи. Но, если Онегин уже разочаровался в жизни, то, сколько же ему тогда лет? В романе есть точный ответ на этот вопрос. Но пойдём по порядку: Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал в Петербург тогда же. До этого «он убил 8 лет в свете»- значит, он появился в обществе примерно в 1812 году. Сколько лет могло быть Онегину в то время? На этот счёт у Пушкина в черновиках сохранились прямые указания: « 16 не больше лет». Значит, Онегин родился в 1796 году. Он старше Пушкина на 3 года! Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года - Онегину уже 24 года. Он уже не мальчик, а взрослый, зрелый мужчина, по сравнению с 18 –летним Ленским. По этому не удивительно, что Онегин относится к Ленскому чуть покровительственно, по- взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред». Это ещё одно различие автора с главным героем.

Весной, когда Пушкин пишет 7 главу «Евгения Онегина», он полностью утверждается в том, что молодость уже прошла и её уже не вернуть:

Или с природой оживлённой

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,

Которым возрожденья нет?

Заключительные лирические отступления: прощание с читателями, с героями романа.19

Роман был так же резко закончен, как и начат. Как уже упоминалось раньше, Пушкин исключал любую законченность романа, и поэтому после встречи Онегина с Татьяной мы не знаем дальнейшую жизнь Онегина. Литературоведы предполагают, по незаконченным черновикам, что Онегин мог сталь декабристом, или был причастен к декабристскому восстанию на Сенатской площади. Роман кончается прощанием с читателями; Пушкин отводит большую роль нам в самом конце романа, чем своему главному герою. Его он оставляет на крутом переломе его судьбы:

…И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы его оставим,

Надолго… Навсегда…

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче, как приятель.

3. – Духовный мир, мир мыслей, переживаний.

«Онегин» - есть самое задушевное

произведение Пушкина,

Самое любимое дитя его фантазии.

Здесь вся жизнь, вся душа,

вся любовь его;

здесь его чувства, понятия,

идеалы».

(В.Г. Белинский)

3.1. Характеристика романа.

Известный критик В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». И это действительно так. В пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале 19 века, что если бы мы даже ничего не знали об эпохе того времени, читая роман «Евгений Онегин» мы всё-таки узнали бы многое. Но почему же именно энциклопедия? Дело в том, что энциклопедия – приведённое в систему обозрение, как правило, от «А» до «Я». Таковым является роман. Если внимательно просмотреть все лирические отступления автора, мы увидим, что они «развёрнуты» от «А» до «Я».

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Сам автор тоже характеризует свой роман. Он называет его «свободным». Эта свобода – прежде всего, непринуждённая беседа автора с читателями с помощью разнообразный лирических отступлений, выражение мыслей авторского «Я».

А ныне все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен - и в романе,

И там уж торжествует он…

Такая форма повествований – с лирическими отступлениями - помогла автору воссоздать картину общества, в котором он живёт: читатели узнают о воспитании молодёжи, о том, как она проводит своё свободное время, буквально, прочитав 20 строф. Прочитав 1 главу, мы увидели образ Онегина.

Как писал Герцен: «…образ Онегина настолько национален, что встречается во всех романах, которые получают какое-либо признание в России, и не потому, что хотели копировать его, а потому, что постоянно наблюдали возле себя или в самом себе».

Роман «Евгений Онегин», как уже было сказано, стал романом- дневником. Вот как писал о романе Н.И. Надеждин: «С каждой новой строкою становилось очевиднее, что произведение сие было не что иное, как вольный плод досугов фантазии, поэтический альбом живых впечатлений таланта, играющего своим богатством.… Само явление его, с неопределённо-периодическими выходами, с беспрестанными пропусками и скачками, показывает, что поэт не имел ни цели, ни плана, а действовал по свободному внушению играющей фантазии».

3.2.Характеристика Байрона и западноевропейского романа.20

Евгений Онегин после не столь долгого пребывания в деревне не мог себя чем-либо занять: он пытался читать Байрона и по его подобию жил анахоретом (отшельником). Пушкин тоже читал Байрона. И, как замечают многие критики, роман «Евгений Онегин» похож на большинство романов Байрона. Они оба в романе обращаются к читателю, к самому себе, не боятся изображать действительность такой, какая она есть на самом деле. Но Пушкин не старается подражать Байрону напрямую, он вообще не старался специально подражать Байрону. У них совершенно разные языки общения. Известный критик Белинский сказал о романе так: «И за то «Онегин» в высшей степени оригинальное и национально – русое произведение». Роман Пушкина не похож на другие западноевропейские романы: «Картины Пушкина полны, живы, увлекательны. «Онегин» не скопирован с французского или английского; мы видим своё, слышим свои родные поговорки, смотрим на свои причуды...» Так отозвался о романе Пушкина критик Полевой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Из всего вышесказанного можно сделать выводы:

Пушкин показал в своём романе не только жизнь и быт столичного и провинциального дворянства, но и нарисовал широкий историко-культурный фон;

Он сумел расширить географический фон своего романа: Москва, Петербург, Деревня (средняя полоса России), Одесса, Молдова, Крым, Кавказ.

Пушкин является полноправным героем романа, как и Татьяна, и Онегин, и Ленский.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Белинский В.Г. Избранные статьи. Л., Лениздат, 1979, 216 с.

Керн (Маркова- Виноградская) А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка (Сост., вступ. ст. и прим. А.М. Гордина.) М.: Правда, 1989.- 480 с., 8 л. ил.

Керн (Маркова- Виноградова) А.П. Воспоминания о Пушкине Сост., вступ. ст. и примеч. А.М. Гордина.- М.: Сов. Россия, 1988. – 416 с., 8 ил.

Марацман В.Г. Роман А.С. Пушкина в школьном изучении. Пособие для учителя, - М.: Просвещение, 1983. – 159 с.

Пушкин А.С., Собрание сочинений в 10 томах, тт. 4 и 5 Гослитиздат, М. 1960.

Большой справочник для школьников и поступающих в вузы Э.Л Безносов, Е.Л. Ерохина, Н.Л. Карнаух и др. Сост. В.Ф. Чертов.- М.: Дрофа 2004.- 432с. – (Большой справочник для школьников и поступающих в вузы).

Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. В 12 томах. Изд. 3. Том 11 Язык и литература 480 стр. с ил. и карт.

Русские писатели. XIX век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. А.Н. Архангельский, Э.Л. Безносов, В.А. Воропаев и др. – М.: Дрофа 2000. – 464 с.

Русская литература. XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы Э.Л Безносов, И.Ю. Бурдина, Н. Ю. Буровцева и др.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа 2001- 720 с.

Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов.- Составление, комментарии Л.А. Сугай.- М.: «Рипол Классик», 1988.- 768с.