Шукшин чудик герои. Чудики — главные герои рассказов Шукшина. Главные герои рассказа Чудик

В искусство В. М. Шукшин пришел поздно. Сначала его судьба не отличалась от судеб множества таких же, как он, жителей деревни. Вырос вдали от столиц, на Алтае, получил образование в школе, затем работал в колхозе в годы войны, служил на флоте, рабочим в городе... Медленно, с трудом, но упрямый талант Шукшина пробил себе дорогу. Режиссер, актер, писатель — Василий Макарович, будто наверстывая упущенное время, спешил сделать больше и больше...

В своем последнем фильме «Калина красная» Шукшин был режиссером, автором сценария и сыграл главную роль. Герой фильма Егор Прокудин, вернувшись из заключения, решает порвать с воровским миром, трудиться на земле, жить небогато, но честно... «Он всегда был мужиком», — презрительно говорит о нем его бывший приятель, убивший Егора в отместку за отступничество от воровского закона.

Для Шукшина в слове «мужик» нет ничего обидного. Наоборот, на мужика, на его вечной черной работе держалась и держится Россия.

Интерес, внимание, любовь к человеку из народа — великая традиция русского реализма. Не герой и не злодей, не гений и не важная персона, а обыкновенный, простой человек, его душа — вот главный персонаж произведений Шукшина. Герои рассказов Шукшина —человек из толпы, «маленький человек». Но характер его— совсем не простой. Это человек, который всегда чувствует неудовлетворенность своей жизнью. Его мучит мысль, что живет он неправильно, что не совершил он чего-то важного. Писатель находит точное имя своему герою — «чудик». (Так называется и один из рассказов.) Чудик живет обыкновенной, как многие, ничем не примечательной жизнью, работает много, честно и незаметно — механизатором в деревне, шофером, рабочим... Но есть у него "пунктик", "чудинка", которая делает обычного человека и его характер — необычными, неповторимыми. Например, у шорника Антона Калачикова (рассказ «Одни») свой «пунктик» — балалайка. С тринадцати лет, всю жизнь, изо дня в день он делает сбруи, уздечки, хомуты, а на стене висит заветный инструмент. Редко берет он его в руки, но это — минуты настоящего счастья!

Балалайка, микроскоп, вечный двигатель... Для жизни и работы героев рассказов Шукшина эти вещи не нужны. Они нужны для души. Значит, душа человека — больше того места, которое занимает человек. Герой Шукшина— «маленький человек» с большой душой.

Иногда это человек, когда-то уехавший из деревни в город (как и миллионы наших россиян). Горожанином он так и не стал — образования не хватает, культуры. А в деревню тоже не вернется: он слишком хорошо знает, как жили его родители и деды. Вся их жизнь, с утра до ночи, до кровавого пота, до смерти была сплошной беспросветной работой, с которой ни богатства, ни славы не наживешь. Такой жизни он не хочет. А в новой жизни чего-то не хватает. Вот и задумываются герои рассказов Шукшина о своей и чужой жизни, тоскуют.

На эти вопросы: как жить? что значит «жить хорошо»? — всегда пыталась ответить русская литература. Рассказы Василия Макаровича Шукшина — тоже попытка ответа и продолжение этой традиции.

Чудик — любимый героя Шукшина. Чудик — средоточие лучших черт русского народа. Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудаками. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Творчество Василия Макаровича Шукшина традиционно относят к так называемой «деревенской» прозе. Действительно, место действия его рассказов — деревня, российская глубинка, а его герои — селяне, деревенские жители. Однако писатель не просто рисует нам определённый уклад жизни со своими традициями и обычаями. Перед нами проходит вереница образов, составляющих истинный русский национальный характер, прекрасный и цельный. Главный герой произведения В. М. Шукшина — чудик, чудаковатый простой человек, искренний и добрый. Окружающие чаще всего не понимают его и не принимают всерьёз.

Герой рассказа «Сапожки » — шофёр Сергей Духанин — купил жене в райцентре сапожки. Сама сцена их покупки раскрывает характер героя. Хамство и наглость продавщицы приводят его в растерянность и заставляют задуматься над целесообразностью покупки. Однако практичность проигрывает стремлению героя сделать приятное жене. Простому сельскому жителю свойственны нежность и забота, он философски размышляет: «Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт … Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! ». Испытывая дискомфорт и неуверенность от общения с продавщицей, Сергей всё же делает покупку. Товарищи тоже не поняли героя: «Ты что, офонарел? Это ж зимние. Она тебе велела такие купить? » Но больше всего Сергея страшила встреча с женой. Однако Клавдия нисколько не ругала мужа, а наоборот, переживала, что сапожки оказались ей малы. Взаимопонимание между супругами оказалось ценнее, чем дорогие сапожки. Герой внутренне переживает происходящее, что говорит о чувствительности его натуры: «Сергей, как обычно присев на маленькую кухонную табуретку, перед сном курил папиросу … курил, думал, еще раз переживал сегодняшнюю покупку, постигал её нечаянный, большой, как ему сейчас казалось, смысл. На душе было хорошо». Для героя рассказа очень важны нежность, человеческая теплота, сердечность, взаимопонимание.

Герой другого рассказа Шукшина «Чудик» не нашёл понимания ни у родных, ни у посторонних людей. Такое прозвище герой получил за свой чудаковатый, с точки зрения окружающих, характер, за свою непохожесть на других. Его переживания по поводу потерянной банкноты непонятны другим. Герой настолько искренен и бескорыстен, что не может даже помыслить взять чужое. Душевная теплота чудика не находит понимания и у работницы телеграфа, когда тот сочиняет тёплую телеграмму жене. Приехав к брату и расписав кроватку племянника, чудик наткнулся на сопротивление его жены. Стремление к красоте, желание сделать близким приятное оказываются не нужны родственникам. И только вернувшись домой в деревню и пробежавшись по лугу, герой снова ощущает внутреннюю свободу.

Герой рассказа «Микроскоп» — простой столяр Андрей Ерин. У него семья: жена и двое детей. Они живут скромно, но герой решается купить дорогой микроскоп. Вместе с сыном они долго сидели около него, «исследовали». В этом стремлении познавать окружающий мир у героя проявляются черты учёного. Казалось, что даже его жизнь изменилась. В ней появилась цель, смысл. Но Андрей не находит понимания у жены, для которой важнее материальные ценности. Зоя Ерина в конце концов сдаёт микроскоп в комиссионку. Герой Шукшина простоват и наивен. Окружающие считают его недалёким и непрактичным, человеком «не от мира сего». Но чудик — добрый, искренний, тонко чувствующий людей и окружающий мир человек, соединяющий в себе лучшие черты русского национального характера.

Рассказ «Чудик», по классификации Шукшина , относится к типу «рассказ-судьба». Чудик – это определённый образ, который вызывал интерес Шукшина-писателя. В сюжете рассказа, в коротком эпизоде просматривается целая жизнь. Читатель угадывает и прошлое, и будущее героя.

Проблематика

В рассказе Шукшиным поднимается излюбленная проблема - отношение между городскими и сельскими жителями. Чудик подмечает, что «в деревне люди лучше, незаносистее». Он приводит в пример своих односельчан, ставших Героем Советского Союза и кавалером Славы трёх степеней. Чудик ценит свою деревенскую жизнь, даже воздух, не собирается менять её на городскую.

Другая важная проблема рассказа – семейные отношения, которые могут строиться на любви и доверии или на взаимном недовольстве (семья брата). Во многих рассказах о чудиках поднимается проблема взаимоотношений чудака с детским взглядом на жизнь, живущего сердцем, и людей, которыми движет разумный прагматизм.

Герои рассказа

Главный герой рассказа зовётся Чудик . Так называла его жена, часто в негативном контексте. Слово «чудик» стало определением типичного шукшинского героя. Особенность этих героев в том, что они просты, бесхитростны, не приспособлены к жизни и неудобны для близких. С ними всё время что-нибудь случается, и это мешает жить другим. Они вредят нечаянно, желая другим добра. Чудики инфантильны, живут сердцем.

Таков Чудик. Его портрет подчёркивает простоту и беззлобность, он похож на младенческий: круглое мясистое лицо, круглые иссиня-белые глаза. Автор сразу сообщает, что Чудик не умеет шутить, делает вид, что не боится дальней дороги, уважает городских людей. Все эти черты характера тоже детские, хотя герою 39 лет.

Подростковое желание произвести впечатление заставляет Чудика «весело и остроумно» сообщить очереди, что у прилавка лежит 50-рублёвая бумажка (половина месячной зарплаты). Чудику кажется, что у него получилось. Но читатель ведь уже знает, что Чудик не умеет острить. Даже обнаружив, что это он потерял деньги, Чудик не решается их забрать. Как подросток, он не уверен в себе и боится, что его осудят и бумажку не отдадут.

Чудик боится даже своей жены, как ребёнок боится ругани матери. И действительно, жена пару раз стукнула его шумовкой по голове.

Люди подмечают простоту Чудика и учат его жить, делают ему замечания, хотя он старается всем угождать.

Когда он подбирает в самолёте вставную челюсть пассажира, тот ругает Чудика, что подобрал он её грязными руками. Строгая телеграфистка отказывается отправлять телеграмму жене в стихах, напоминая ему, что он – «взрослый человек. Не в детсаде». Сноха Софья Ивановна тоже делает замечание, когда Чудик громко поёт (с её точки зрения – орёт): «Вы ж не на вокзале». Лучшее дело Чудика – украшение детской коляски. Чудик – мастер своего дела, он уже расписывал печку, «что все дивились».

Шукшин подводит читателя к мысли, что чудной и ненормальный вовсе не Чудик, а окружающие, которые отвергают проявление чувств и сами чувства, называя их поцелуями и соплями.

В Чудике нет злости, поэтому он так тяжело переносит злость в других: «Когда его ненавидели, ему было очень больно». Сталкиваясь с ненавистью, Чудик теряет смысл жизни, не борется, а уходит.

Брат Чудика Дмитрий и его сноха Софья Ивановна – выходцы из деревни, но живут в городе. Дмитрий тоскует по родине, расспрашивает брата о доме и мечтает приехать с семьёй в гости. Софья Ивановна стремится порвать все старые связи и мечтает о карьере, как она её понимает. Своего мужа и его брата Софья считает неудачниками, потому что они из деревни. Её карьера состоит в том, что она работает буфетчицей в каком-то управлении. Детей она тоже готовит к городской успешной жизни, по словам отца, мучит их на «пианинах» и на фигурном катании. По замыслу Шукшина, её делает злой разрыв с родной деревней, с природой. Хотя трудно не разозлиться, если коляску (дорогую вещь) разукрасили детскими красками, которые смываются водой при первом дожде. Так что Шукшин не принимает чью-либо сторону в конфликте.

Сюжет и композиция

Сюжет рассказа – путешествие Чудика к брату, с которым не виделся 12 лет, в город на Урале. Путешествие сопряжено со многими опасностями, герой переживает приключения: он теряет деньги и вынужден вернуться обратно за новыми, самолёт садится на картофельное поле с риском для жизни пассажиров. Судьба будто противится Чудику, и не случайно. Всё путешествие Чудик ощущает себя ничтожеством, несколько раз вслух задаёт себе вопрос: «Почему же я такой есть-то?» Это вопрос о смысле жизни: почему герой отличается от других и как ему жить в мире с другими людьми?

Рассказ состоит из трёх частей. В первой герою приходит в голову мысль проведать брата. Вторая часть – собственно путешествие (автобус – поезд – самолёт – дом брата).

Третья часть – решение вернуться домой и само возвращение. Герой испытывает огромное счастье от того, что приезжает в привычную среду, где он чувствует себя не чудиком, а полезным и нужным человеком, умеющим трудиться: он перекрыл в доме крышу и построил веранду, работает в деревне киномехаником.

Имя главного героя и его профессия возникают в последнем абзаце рассказа, после описания особенно «деревенского» и «детского» поступка: Чудик вернулся домой и побежал босиком, сняв ботинки под дождём.

Сюжет рассказа, если опустить бытовые подробности, соответствует фольклорному сюжету сказки «Что муж ни сделает – то и хорошо». Мужик меняет имущество с убытком для себя, оставаясь ни с чем, но жена рада, что он пришёл домой живым и здоровым. Читатель покидает героя как раз в тот момент, когда он подходит к дому. Можно предполагать, что жена встретит его, как жена из сказки, но финал рассказа открытый. А вот жена брата Дмитрия не похожа на сказочную.

Стилистические особенности

В рассказе мало диалогов по сравнению с другими рассказами Шукшина. Характер героя раскрывается через его поступки и через внутренний монолог. Читатель видит мир глазами Чудика, с его точки зрения оценивает слова и поступки других людей. Именно поэтому читатель воспринимает иронически замечание Чудика, что его жена и сноха «не злые, а психи».

Сместив точку зрения в сторону восприятия детского или чудного, Шукшин побуждает читателя задать себе вопрос, ничего ли он сам не упускает в жизни.

Герой нашего времени — это всегда «дура-чок», в котором наиболее выразительным обра-зом живет его время, правда этого времени.

В. Шукшин

Герои рассказов Василия Макаровича Шукшина — за-частую простые, нехитрые, открытые, упрямые, любящие свою землю и природу люди. Они доверчивы к окружающим, ко-торые их не всегда понимают и поэтому считают странны-ми, «чудиками». Сердце шукшинских «чудиков» чуткое к чужой боли и радости, а ум направлен на активное измене-ние окружающей жизни к лучшему. К сожалению, чаще всего эти добрые и веселые люди остаются в одиночестве, потому что окружающим чужда их пытливость и любознательность, а стремление бескорыстно помочь — даже страшно или, в лучшем случае, вызывает раздражение.

Мне очень нравятся рассказы В. Шукшина «Чудик», «Микроскоп», «Даешь сердце!», главные герои которых — эти самые «странные люди» со своим самобытным взгля-дом на мир. Андрей Ерин («Микроскоп») готов пойти на жертвы (получить от жены ужасную головомойку, рабо-тать больше месяца по полторы смены и, самое главное, суметь подавить муки совести из-за обмана), лишь бы воп-лотить в жизнь заветную мечту — приобрести микроскоп. Ни жена, ни друзья никогда не смогут понять, зачем выб-расывать огромные деньги на покупку «ненужного» пред-мета, но Андрей к этому и не стремится. Его цель высока и гуманна — он хочет научиться бороться с «микробами», которые почти в три раза укорачивают жизнь человека. Думая о человечестве, Андрей готов претерпевать страда-ние и непонимание со стороны близких. К этому человеку невольно проникаешься уважением, даже понимая, что он взялся за дело, которое ему не по силам — ему не хватает элементарных знаний.

Стремление к движению вперед, ощущение причастнос-ти ко всему, что делается в мире, способность искренне радоваться мировым открытиям и достижениям в облас-ти техники и науки характеризует и сельского ветеринара Козулина. Узнав, что в далеком Кейптауне была удачно завершена первая в мире операция по пересадке сердца живому человеку, он был настолько ошеломлен и обрадо-ван, что схватив ружье, выбежал на улицу и «отсалюто-вал» двумя выстрелами в ночное небо и криком: «Даешь сердце!» Но для окружающих людей, председателя и участ-кового этот поступок был только «нарушением обществен-ного порядка трудящихся», которое легче объяснить пси-хической болезнью, чем понять. Материал с сайта

Вся беда в том, что шукшинские «чудики» с их безудер-жной фантазией, возвышенностью над бытовыми мелоча-ми и извечным стремлением к правде и справедливости живут среди обычных людей, погруженных в обыденность и будничные проблемы. Это и является причиной их непо-нимания и недоверия к «странностям» любимых героев Шукшина. «Чудики» же сами часто осознают свою непо-хожесть и искренне огорчаются, если их действия воспри-нимаются неправильно. Таков и Чудик из одноименного рассказа: доброжелательный и неловкий, уступчивый и гордый, несчастный и неунывающий. Его стремление по-мочь, сделать как лучше неизменно приносило ему непри-ятности: «Чудик обладал одной особенностью: с ним по-стоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории — мелкие, впрочем, но досадные». Но мне, как и автору, Чудик и сим-патичен именно его нежеланием (или неумением?) учить-ся «прозе жизни», его непониманием, как можно быть не-искренним, не помогать друг другу. Чудик получает ра-дость от самой жизни, а не от того, складывается ли она так, как ему хочется, или нет.

Таковы герои рассказов Шукшина. Они, если быть вни-мательным, и сегодня встречаются в нашей жизни, по-пре-жнему сталкиваясь с неприязнью, раздражительностью, непониманием. Но они всегда остаются верны себе и од-ним своим присутствием умеют преобразить окружаю-щий мир, помочь увидеть необыкновенное, поверить в не-бывалое — на каждом своем шагу они совершают от-крытия, потому что искренне верят в торжество любви, добра и справедливости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в. м. шукшин. «чудик» краткий пересказ
  • роза чудик
  • сочинение на тему в чем своеобразие шукшинских чудиков
  • В.М. Шукшин. Особенности шукшинских героев-«чудиков» краткий пересказ
  • куприн чудик

В своих произведениях Шукшин часто использовал образы простых людей. Их он искал среди народа. Чаще всего его интересовали необычные образы. Несмотря на то, что многим они были понятны не сразу, их отличала близость к русскому человеку. Именно этот образ мы смогли увидеть, изучая рассказ Шукшина Чудик. А чтобы познакомиться со его смыслом и понять, чему учит рассказ Василия Шукшина, предлагаем его и .

Краткий пересказ сюжета

Если говорить вкратце о сюжете, то в самом начале мы знакомимся с Василием Егоровичем Князевым. Однако жена Князева часто называет мужа просто — Чудик. Особенность этого человека — вечные истории, в которые он попадал. С Чудиком постоянно что-то приключается, и вот он решает ехать к брату на Урал. Эту поездку Чудик давно планировал, ведь целых двенадцать лет он не видел родную кровь. Поездка осуществилась, но и она не обошлась без приключений.

Так, вначале своего путешествия Чудик решает купить своим племянникам подарки. Там в магазине он увидел купюру в пятьдесят рублей, и считает, что ее кто-то выронил. Но поднять чужие деньги он не решился. Вот только беда, деньги оказались его. Не сумев себя пересилить, дабы забрать деньги, он идет домой, чтобы вновь снять деньги с книжки. Естественно, дома он получает нагоняй от жены.

Следующая ситуация произошла с героем, когда он летел в самолете. По определенным причинам, самолету приходится садиться не на взлетной полосе, а в чистом поле. Здесь у соседа, что сидел рядом с Чудиком, от переживания и от тряски, выпадает челюсть. Герой хочет помочь и поднимает вставную челюсть, за что получает не благодарность, а высказывание. Другой бы ответил или обиделся, а наш Чудик еще и к брату в гости своего соседа по поездке приглашает, чтобы там прокипятить челюсть. Такой реакции не ожидал этот самоуверенный человек, а тут еще и телеграфистка приказывает поменять текст телеграммы, которую Чудик хочет отправить жене.

В доме брата Василий чувствует враждебность, что идет от снохи. Она презирает деревенских, хоть сама родом из села. Однако желает всячески забыть все деревенское, чтобы полностью считаться городской. Вот и относится к сельскому жителю Василию с враждебностью. Братьям приходится идти на улицу и там предаваться воспоминаниям.

С утра Чудик обнаружил, что дома он остался один. Чтобы хоть как-то смягчить жену брата, тот решает украсить коляску, разрисовав ее. После пошел гулять по городу. Вернулся только к вечеру и увидел, как ругается муж с женой. Причиной был он и разрисованная коляска. Чтобы больше не раздражать сноху, Чудик отправляется обратно домой. Это причинило душевную боль герою, и чтобы хоть как-то обрести душевное спокойствие, ему захотелось пройтись босиком по земле, которая промокла от парного дождя.

Главные герои рассказа Чудик

Главным героем рассказа Шукшина является тридцати девятилетний Чудик. Именно так его зовет жена, хоть от рождения его имя Василий. Образ героя бесхитростный и простой. Это человек, который не решился забрать свои деньги, считая их чужими, и положил их на прилавок. А когда обнаружил, что это его купюра, не решается за ними вернуться. Боится, что в очереди сочтут, будто он берет чужое.

Для него было странным, что он вызывал всегда неоднозначную реакцию у людей своей искренностью и открытостью, хоть по его мнению, он вел всегда себя естественно. Но беда была в том, что люди давно уже стали закрыты и к такому не привыкли. Главный герой Чудик всегда поступает, как подсказывает ему сердце и это решение он считает правильным. Кстати, образ сельского жителя автор использует не просто так, ведь автор уверен, только людям из глубинки присущи такие качества, как наивность, доброта, искренность, о которых давно позабыли городские жители.