Масло масляное по научному. Масленый, масляный или масленный как правильно? Основные виды речевых ошибок

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

МАСЛО МАСЛЯНОЕ

ВЫБОР МОТОРНОГО МАСЛА ПРОСТ И СЛОЖЕН ОДНОВРЕМЕННО

ТЕКСТ / ФЕДОР БУТЫРЕВ

Как бы часто журнал ни писал об эксплуатационных жидкостях для автомобиля - маслах, бензинах, «тосолах», интерес к ним по вполне понятным причинам у читателей не иссякает.

«Что залить в мою машину?» - не проходит дня без вопросов к редакции на эту тему. Отвечая в очередной раз, начнем, как обычно, с формальных требований автозаводов.

К каждому отечественному автомобилю прилагается инструкция и в ней - перечень масел, проверенных и допущенных заводом к эксплуатации. Но пользоваться этими сведениями не всегда удобно. Номенклатура «проверенных» редко соответствует ассортименту того или иного магазина. Поэтому следуют более простым правилам. Так, в карбюраторные уфимские моторы, в двигатели VAZ 2103 , 2105, 2106, а также в ЗМЗ-402 заливают масла не ниже группы Г по отечественной классификации или SF - по американской. Например, М5з12Г или API SF/CC еще могут подойти, а, скажем, М8В уже не годится. Кстати, если быть совсем точным, масла по качеству должны быть чуть выше группы SF - читай «хорошие SF». Стоят такие сегодня от 150–180 до 340–450 рублей в зависимости от репутации изготовителя. Предлагают за 70 руб. - уходите из этого магазина навсегда!

Если ваш автомобиль чуть современнее - с впрыском или хотя бы с гидрокомпенсаторами (ЗМЗ-406, VAZ 2111 , 2112, 2114), ему подавай масло как минимум группы SG по американской классификации или Д - по российской. Хотя и здесь похожая ситуация - строго говоря, масло должно быть чуть лучше группы SG. Соответственно, все, что маркировано SH, SJ, SL (последняя группа появилась сравнительно недавно), подойдет, если, конечно, содержимое соответствует этикетке.

С вязкостью еще проще. Наиболее ходовые у нас 15W40, 10W40 и 5W40. Первые формально относятся к всесезонным, но этому можно доверять, пока температура не опустилась до минус 10–15°С. В первую очередь, речь о карбюраторных моторах. Не потому, конечно, что подобная вязкость противопоказана двигателям с системой впрыска топлива. Просто масла с такой маркировкой, как правило, самые дешевые в своей группе, а не самые «хорошие», и очень часто это как раз «карбюраторная» группа SF. Если для машины с впрыском такое масло покупает не очень опытный автомобилист, вероятность ошибиться несколько возрастает.

Следующие по списку - масла с маркировкой 10W40, которые заслуживают самого пристального внимания автомобилистов как «бюджетный» вариант почти на все случаи жизни. Они совсем не намного дороже «демисезонных» 15W40, но расширяют температурную границу применения на 5–10° в «минусовую». По крайней мере, до минус 15–20°С, а дальше - как повезет.

Тем, кто ездит каждый день круглый год, раз-другой за сезон приходится наблюдать, как соседи суетятся поутру вокруг холодных машин, застигнутые врасплох ударившим ночью морозцем. Скажем, градусов эдак 27 ниже «ватерлинии». На этот случай в поддоне должен быть припрятан аргумент посерьезнее, скажем, масло вязкостью 5W40. Оно может быть синтетическое, полусинтетическое или гидрокрекинговое (последнее тоже часто относят к полусинтетическим). Цена на такие масла, конечно же, разная. «Синтетика» с «зимней» вязкостью будет действительно дорогой, а вот «полусинтетику» могут предлагать примерно за ту же цену, что и менее «холодное» 10W40.

А теперь беглый взгляд в будущее. Ужесточение экологических требований к автомобилю, как известно, отражается на конструкции двигателя и применяемых ГСМ - как топливах, так и маслах. Не углубляясь, отметим несколько основных направлений, по которым идут работы. Это, прежде всего, уменьшение вязкости масел, снижение их испаряемости и повышение срока службы. И хотя кажется, что первое требование несколько противоречит второму, решения все равно находят. Уже сегодня для новых машин стали нормой масла вязкостью 5W30 и 10W30 - они жиже «сороковых» при работе горячего двигателя. Не за горами применение еще менее вязких 0W30 и даже таких, как 5W20 и 0W20.

Одновременно со снижением вязкости идет работа и в другом направлении. Все меньше предлагают минеральных продуктов в классическом понимании этого слова и все большее распространение получает гидрокрекинг - более глубокая, дополнительная переработка нефтяного сырья. Ну и, конечно, не будем забывать чистую «синтетику». Как бы мы ни критиковали ее за дороговизну, потребление ее растет. В первую очередь благодаря большей термостабильности и лучшим экологическим свойствам (в том числе низкой испаряемости). Весьма красноречив в этой связи пример с обычными карбюраторными «Жигулями»: в ряде случаев только переход с дешевого минерального масла на синтетическое (без регулировок карбюратора) приводит к снижению уровня СО в выхлопных газах.

Кстати, а как относятся наши автомобили к перспективным продуктам? Поскольку разрабатывались они под масла с «горячей» вязкостью SAE 40, использовать в них 5W20, если таковые появятся, конечно, не стоит. Промежуточный вариант 5W30 или 10W30 вполне сгодится, правда, появятся ограничения летом. При 20-25-градусной жаре ничего с машиной не случится, а вот если синоптики пообещают больше 30°С, «зимнее» масло нужно будет заменить на что-нибудь более подходящее.

Еще раз поспешим опровергнуть рассказы о злой «синтетике», разъедающей сальники. Она всего лишь имеет лучшую текучесть и через плохие (читай неисправные) уплотнения более охотно вытекает.

Какую фирму предпочесть? Поверьте, это дело вкуса - выберите ту, которой больше доверяете и чей настоящий (а не поддельный) продукт можете с уверенностью купить.

Допустимо ли менять масла, заливая каждый раз что-нибудь новое? С чисто технической точки зрения ничего страшного в этом нет, как бы ни пугали нас страшными историями. Но сердце почему-то подсказывает, что мотору будет приятнее, если автовладелец рано или поздно определится. А что подсказывает сердце вашей машины?

Современные масла испытывают и на гоночных трассах.

Вязкость моторных масел при низких температурах.

Елена Первушина

Любому известно, что масло всегда масляное, и нет никакой нужды повторяться. Филологи называют подобные выражения тавтологией и советуют всячески избегать её, иначе текст будет выглядеть глупо и смешно.

Откроем Большой толковый словарь русского языка под редакцией С. А. Кузнецова и прочтём пояснение: слово «тавтология» происходит от греческих taut? - «то же самое» и l?gos - «слово»; оно означает «повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла». Кажется, теперь мы можем легко распознать тавтологию. Достаточно убрать «подозрительное» слово и посмотреть, не потеряло ли словосочетание и предложение смысла или даже какого-либо оттенка смысла.

Иногда это решается просто, а иногда довольно сложно. Чтобы избежать тавтологии, нужно хорошо знать не только слова, но и их происхождение, а также корни некоторых «обрусевших» иностранных слов.

Всякий скажет, что «старый старик» или «молодой юноша» - тавтология, такая же как «водянистая вода», «сладкий сахар» или «холодный лёд». А вот «мужественный мужчина» уже не тавтология, ведь мужчина может быть трусливым, а мужественной может быть и женщина, и даже девочка. Просто слово «мужественный» когда-то потеряло своё старинное значение «подобный мужчине» и приобрело новое - «храбрый». А вот «мужеподобный мужчина» - уже тавтология.

Нетрудно также догадаться, что нельзя сказать: «Я разул уличную обувь». Во-первых, потому, что «разуваться» это и значит «снимать обувь», а во-вторых, потому, что «разувать», в отличие от «разуваться», значит «снимать обувь с кого-то». Итак, правильно будет сказать: «я снял обувь», «я разулся», «отец разул ребёнка», «отец помог ребёнку разуться».

Можно купить сегодняшнюю газету, чтобы узнать сегодняшние новости, но нельзя спросить: «Каков прогноз погоды на сегодняшний день?», потому что «сегодняшний день» - это тавтология. Правильнее будет сказать: «Каков прогноз погоды на сегодня?».

Другой пример: «Этот костюм имеет дорогую стоимость». Грамотна ли построена эта фраза? Большой толковый словарь определяет значение слова «стоимость» так: «выраженная в деньгах ценность чего-либо», а слова «дорогой» - «имеющий высокую цену, стоящий больших денег», в то время как «дешёвый» - «малостоящий, недорогой». Сразу становится понятно, что «стоимость» не может быть «дешёвой» или «дорогой», а только «высокой» или «низкой», ведь слова «дешёвая» или «дорогая» уже заключают в себе понятия высокой или низкой стоимости.

Можно подумать, что тавтология возникает, когда автор неудачно подбирает прилагательное к существительному. Это не так! Возьмём обычное наречие «сколько», которое каждый говорит не один раз в день. Можно ли спросить: «Сколько много пятёрок ты сегодня получил?» или посетовать: «Ой, сколько мало денег осталось!» Конечно же нет! Ведь наречие «сколько» само по себе означает: «как много?» или «как мало?» Правильно будет сказать: «Сколько (или «как много») пятёрок ты получил?» или «Как мало денег осталось!».

Сочетания слов «более лучший» или «более худший» - тоже тавтология. Только выявить её сложнее. Слово «лучший» само по себе значит «более хороший» и ни в каком дополнительном наречии «более» не нуждается. Так же, как и слово «худший» - «более плохой». Нельзя сказать: «Третью четверть я закончил более лучше, чем вторую» или «На этот раз он справился с заданием более хуже».

А вот пример иноязычного слова, с которым часто происходят злоключения, - «ландшафт». Открываем Словарь иностранных слов и читаем: «Ландшафт (нем. Landschaft): 1. Геогр. Часть земной поверхности, для которой характерно определённое сочетание рельефа, климата, почв, растительного и животного мира. Долинный л. Горный л. Тундровый л.; 2. Устар. Общий вид местности; пейзаж. 3. Устар. Рисунок, картина, изображающие природу». Зная эти определения, вы никогда не скажете: «Ландшафт этой местности гористый», ведь слово «ландшафт» само по себе означает «местность».

Возьмём другое слово - «эмиграция», которое означает «вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну». Поэтому неверным будет выражение «Он эмигрировал за границу», как и «Этот товар Россия экспортирует за рубеж», поскольку слово «экспорт» уже само по себе означает «вывозить товар за границу с целью продажи». И «эмигрировал за границу» и «экспорт за рубеж» - несомненная тавтология.

Обратите внимание ещё на одно слово, в котором часто допускают ошибки, - «лейтмотив». Первый корень «лейт-» (от нем. Leit) означает «ведущий, направляющий, основной». В музыкальной тео-рии это специальный термин, которым определяют главный мотив музыкального произведения: симфонии, сонаты, оперы. В переносном же смысле слово означает «главная, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая». Если помнить об этом значении, вы никогда не напишете: «Основным лейтмотивом этого рассказа является мужество его главного героя» или «Главный лейтмотив этой статьи: нельзя допускать тавтологий в текстах».

Общеизвестно, что современный двигатель нуждается в моторном масле. Но что оно там делает, в полной мере понимают немногие. Однако почему-то сейчас никого не устраивают те масла, которые применялись тридцать-пятьдесят-восемьдесят лет назад. Все стремятся по мере возможностей «кормить» свою машину так называемой «синтетикой». И все-таки, как работает этот серьезнейший компонент в двигателе?

Из чего сделано масло

У потребителей распространены представления о делении моторного масла на минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Специалисты масленщики-химики разделяют масла проще - на минеральные и синтетические. Если минеральное масло имеет какую-то часть добавленной синтетики (как в базовом масле, так и в пакете присадок), они уже называют его синтетическим. Некоторые производители автомобильных масел используют этот прием как маркетинговый ход - зачастую на банке с небольшим процентом синтетики красуется надпись Synthetic, Fully Synthetic и прочее (законом это не запрещено). Чисто синтетических масел в мире не так много - есть они лишь у нескольких крупных производителей, таких как, например, Castrol. Минеральные масла получают из нефтепродуктов путем перегонки. Главная проблема минеральных масел - «длинные» парафиновые молекулы, которыми их наградила природа-мать, поэтому минеральные масла быстро теряют свои свойства при эксплуатации. Минеральные масла - это побочный продукт при получении бензина и других видов топлива. Максимально улучшить минеральные масла позволяет технологический процесс гидрокрекинг (буквальный перевод - «водород-ломать»), позволяющий изменять парафиновую молекулу. В настоящее время чисто минеральных масел на рынке практически нет. Свойства свежего минерального масла (в аналогичном классе) могут очень незначительно отличаться от свойств синтетического. Но в процессе эксплуатации характеристики у минерального масла ухудшаются гораздо быстрее, чем у синтетического.

Наивысший уровень в производстве моторных масел - синтетическое масло. Его тоже получают из нефтепродуктов, но уже подвергая их химической обработке. В результате на выходе создаются молекулы с заданными свойствами - полиальфаолефины (ПАО). Масла, состоящие из ПАО, лишены проблем минеральных масел. Из-за особенностей технологии производство любого синтетического масла, такого как, скажем, Castrol EDGE SAE 0W-40, существенно дороже и сложнее, чем минерального. Однако синтетическое масло имеет преимущества при работе двигателя в холодных условиях, кроме того, оно более устойчиво к воздействию высоких температур. Благодаря лучшей текучести и прокачиваемости, снижению трения во время пуска и прогрева двигателя даже при отрицательных температурах экономится топливо, двигатель работает более эффективно, кроме того, увеличивается его ресурс. Получается, если двигатель эксплуатируется «жестко» (большие пробеги, короткие зимние поездки, движение в пробках, в глубоком снегу, в песке, грязи, практикуется буксировка трейлеров, езда с малой и большой скоростью, если двигатель не отрегулирован или неисправен, т.е. льют инжекторы и форсунки, есть пропуски зажигания), альтернативы синтетике на данный момент времени не существует. И абсолютно неверно мнение, что в старый двигатель надо заливать масло попроще, подешевле, ведь это все равно, что кормить пожилого человека плохими продуктами и лечить какими придется лекарствами.

Производство высококачественных моторных масел требует больших затрат. Самым важным и дорогим этапом производства является испытание готовых образцов. Для этого строятся огромные лаборатории, закупается дорогостоящее оборудование, стенды для испытаний. Сastrol - одна из немногих компаний, имеющая лабораторную установку для производства и испытания товарной партии масла - 20 м3 (всем известно, если приготовить кастрюлю борща - он будет вкусный, но если варить по тому же рецепту в большом котле - неизвестно, что получится). Серьезные автомобильные корпорации и производители масел разрабатывают двигатели и масла совместно, заключая между собой стратегические соглашения, и рекомендуют автовладельцам заливать именно эти масла. С Castrol, например, заключили соглашения BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, Audi, Aston Martin, Honda, Ford, а также альянс Renault-Nissan. Поэтому на маслозаливных крышках этих автомобилей есть надпись «Castrol» (такие крышки есть только с логотипом Castrol).

Обычно автопроизводитель указывает просто минимальные требования к маслу. В процессе эксплуатации в любом масле накапливаются соединения, образующиеся из его компонентов в условиях высоких или низких температур работающего двигателя, а также продукты сгорания топлива и прочее. Когда этих примесей накапливается достаточно много, масло становится непригодным. В идеале следовало бы контролировать изменения свойств работающего масла в динамике, чтобы заменить его не раньше и не позже, а именно в тот момент, когда использовать его стало нельзя. К сожалению, на большинстве использующихся сейчас транспортных средств нет никаких приборов, способных выполнять такую функцию, и замену масла производят в зависимости от пробега в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля, поэтому очень важно применять материалы с запасом рабочих свойств выше минимальных (запас карман не тянет). Также надо помнить - в дорожных пробках, к примеру, двигатель работает на холостых оборотах, что для моторного масла гораздо хуже, чем работа в режиме умеренной нагрузки и средних скоростей. Получается - пробег нулевой, а масло изнашивается. Так что лучше сменить масло немного раньше, чем предписано, а уж про то, чтобы ездить на исчерпавшем свой ресурс продукте, и говорить не приходится. Сроки замены масла и уровень его качества предписывает только производитель автомобилей. Сейчас некоторые европейские производители грузовых автомобилей снабжают свои двигатели датчиками, определяющими кислотно-щелочные, вязкостные, температурные и прочие свойства масла непосредственно на эксплуатируемой технике. Благодаря этому они контролируют состояние масла в любой момент времени, и, как только характеристики масла выходят за допустимые пределы, становится очевидной необходимость его замены. В Европе на наиболее перспективных моделях автотехники, соответствующих требованиям Евро-4, уже сейчас в выхлопной системе устанавливают сажевые фильтры DPF и системы селективного каталитического восстановления SCR. Жесткие экологические требования и новые конструкции автомобилей послужили причиной для создания нового европейского класса масел - ACEA C1,C2,C3. Castrol уже выпустил такие масла - Castrol Magnatec 5W-30 C3, Magnateс 5W-40 C3. При применении обычных масел (не С3) дорогостоящие системы DPF, SCR выходят из строя, и двигатель переходит в аварийный режим, позволяющий двигаться автомобилю со скоростью не более 60 км/ч.

Как работает масло

Моторное масло способствует эффективной работе двигателя и является главной его деталью, так как в шатунном подшипнике масло играет роль тела качения, которое в обычном подшипнике осуществляют ролики и шарики. При отсутствии масляного клина двигатель немедленно выходит из строя. При этом важно иметь заданную вязкость, которая долго не меняется. Масло выполняет множество важных функций, основными из которых является смазка и охлаждение.

Трение связано с любым механическим движением. В автомобильном двигателе оно нежелательно и должно быть снижено - энергии сжигаемого топлива предназначено тратиться на движение, а не на преодоление трения. Снижение трения способствует также увеличению ресурса работающих деталей и снижению расхода топлива. При граничном трении работающие без смазки, соприкасающиеся металлические поверхности быстро изнашиваются, происходит их разрушение с накоплением микроскопических металлических осколков на границе соприкосновения и нагрев до экстремально высоких температур (вплоть до сваривания деталей). Ведь на любой, даже тщательнейшим образом отшлифованной поверхности есть микроскопические выступы и неровности, величина которых зависит от класса обработки детали. Гидродинамическое трение (масляный клин) - идеальные условия для работы соприкасающихся поверхностей. В этих условиях между работающими деталями имеется защитный слой смазки. Необходимые условия для этого вида трения - соответствующая скорость и вязкость масла. Однако довольно часто встречается так называемое смешанное трение - промежуточное между граничным и гидродинамическим. Здесь моторное масло находится в сложных условиях, особенно в момент пуска двигателя. Его задача - обеспечивать защитный смазочный слой, сводя к минимуму трение и износ. Масляная пленка между цилиндром и поршнем, кроме того, должна выдерживать гигантское давление, создаваемое в камере сгорания при взрыве топливной смеси и при контакте кулачка распредвала с клапаном.

Моторное масло, кроме снижения трения, охлаждает работающие детали - это единственный агент, имеющий возможность отвести тепло от поршня и поршневых колец. К примеру, для форсированных моторов требуется дополнительное охлаждение путем впрыска масла через специальные каналы на днище поршня, а для охлаждения самого масла используются дополнительные масляные радиаторы.


В работе масла в двигателе огромную роль играет вязкость. Эта характеристика находится в сильной зависимости от температуры, что особенно важно в холодный период года. Сегодня вязкость моторного масла - любого, как минерального, так и синтетического - классифицируется по международной системе SAE J300. Самый низкий класс вязкости - SAE 0W, тогда как максимальный - SAE 60. Практически везде используются масла, предназначенные для круглогодичного использования, перекрывающие несколько классов вязкости. Их рабочий диапазон определяется двумя цифрами после букв SAE. К примеру, всесезонное масло Castrol EDGE SAE 0W-40 работает при пуске холодного двигателя, как SAE 0W, а при прогретом до рабочей температуры двигателе - как SAE 40. Оно позволяет не думать о запуске двигателя при температурах ниже 0º С, одновременно обеспечивая оптимальное смазывание деталей при экстремально высоких температурах. Практически вязкость масел, скажем, Castrol Magnatec SAE 10W-40, Castrol Magnatec SAE 5W-40,Castrol EDGE 0W-40, одинакова - ведь она характеризуется в данном случае цифрой 40. А вот пусковая температура, то есть минимальная температура, при которой эти масла обеспечивают бесперебойный запуск двигателя, характеризуется первой цифрой - то есть 10W, 5W и 0W соответственно. Понятно, что в таком режиме, даже в условиях очень сильного мороза двигатель работает 2-3 минуты, то есть до тех пор, пока не прогреется.

Масло базовое и присадки

Все имеющиеся сегодня в продаже всесезонные масла состоят из базового масла и добавленных в него присадок (их состав задает цвет свежего масла, цвет масла не стандартизирован и никак не говорит о качестве масла), улучшающих и дополняющих свойства базового масла. Одной из таких присадок являются так называемые загустители, добавляемые в базовое масло, свойства которого приблизительно соответствуют указываемому на готовом продукте низкому классу вязкости SAE. Загустители - самые быстро изнашиваемые присадки, поэтому, чем их меньше, тем масла стабильнее. Понятно, что для масла SAE50, 60 загустителей надо больше, чем для масла SAE 20, 30, 40. Поэтому сильно загущенные масла приходится чаще менять. Молекулы загустителей при низких температурах находятся как бы в скрученном в клубок состоянии и мало влияют на вязкость. При повышении температуры они расправляются, увеличиваются в объеме и, таким образом, в значительной степени компенсируют потерю вязкости базового масла в этих условиях. Еще одной присадкой современных масел являются дисперсанты. Дело в том, что в моторное масло неизбежно попадают продукты сгорания бензиновых или дизельных двигателей, остатки несгоревшего топлива, сажа; накапливаются в нем и продукты, образующиеся при старении самого масла. Дисперсанты препятствуют слипанию продуктов окисления, образованию шлама и осаждению смол на поверхности деталей, поддерживая коллоидные частицы во взвешенном состоянии до следующей замены масла. Имеются и присадки, обеспечивающие чистоту двигателя, - это детергенты - своеобразный «cтиральный порошок» для двигателя. Они, к примеру, нейтрализуют продукты окисления, образующиеся во время холодного пуска двигателя, а также предотвращают залипание поршневых колец. Присадкой являются и антиоксиданты, замедляющие процессы старения масла. При старении масла в нем протекают окислительные процессы с образованием отложений и шламов. Антиоксиданты нейтрализуют их в течение всего срока службы масла.

В среднем масло, заливаемое в двигатели, на три четверти состоит из базового масла и на одну четверть из присадок (т.е. в четырехлитровой канистре 3 литра - база, а 1 литр - это присадки, где около 80 процентов - примерно 800 мл - моющие и дисперсанты). Поэтому, если двигатель внутри сильно загрязнен шламами в результате неправильной эксплуатации, при применении некачественного масла или топлива специалисты Сastrol предписывают срочную замену масла на свежее качественное и уменьшение следующего срока замены. Необходимо помнить - очень важно поддерживать двигатель в чистоте, так как полностью отмыть его изнутри без разборки невозможно. Все пропорции масла профессионалы еще на стадии разработки нового продукта выверяют в лабораториях, оборудованных по последнему слову в науке, и тщательно тестируют. Благодаря этому удается создавать продукты, показатели которых не только соответствуют принятым международным стандартам API, ACEA, но и превосходят их, а в ряде случаев даже весьма существенно. Любое изменение соотношений компонентов из-за эффекта синергии (эффект синергетический - при смешивании разных веществ их свойства могут усиливаться или ослабевать) может драматическим образом изменить свойства масла даже в отношении тех характеристик, к которым добавляемая присадка, казалось бы, никакого отношения не имеет. В связи с этим никаких дополнительных присадок заливать в уже готовое масло производители категорически не рекомендуют. Маслу и так предстоит серьезная борьба с негативными процессами при эксплуатации, и нет необходимости нагружать его дополнительной работой. Более того, в случае, когда потребитель решил провести эксперимент на своем автомобиле и на свой страх и риск долил в масло какую-то присадку, производитель снимает свою гарантию на свойства продукта - ведь неизвестно, как добавляемые компоненты присадки будут взаимодействовать с уже имеющимися в масле веществами и как изменятся их характеристики. При этом понятно, что любые масла можно смешивать - это самые родственные вещества. Главное, делать это при необходимости и подбирать масла аналогичных классификаций.

Серьезные производители выпускают масла, адаптированные к условиям региона. Также осуществляется контроль качества каждой партии выпускаемого масла, что делает не каждый производитель. Иначе говоря, качественное масло, предназначенное для Америки или Японии, непригодно для России, даже если оно заливается в один и тот же автомобиль. В автомобиль, эксплуатирующийся в России, необходимо заливать масло, предназначенное для российского рынка. Ведь при производстве масла учитываются не только климатические условия, но и дорожные и прочие характеристики региона. Скажем, наш бензин сильно отличается от японского, так как производится из более «грязных» сортов нефти (других нет) плюс старые технологии и заводы. А о том, что топливные характеристики чрезвычайно важны для работы масла, можно не говорить. Также очевидны различия в запыленности между нашими дорогами и японскими, да есть и масса других различий…

Масло масляное что . Разг. Экспрес. Что-либо избыточное, ненужное, лишнее. - Ой, Ирка, какие у тебя тут оборочки чудненькие! А вот сюда бы кружавчики и бантик, ну, обязательно бантик, синенький или, нет, лучше голубенький… - Ну, ты придумаешь, - включилась Вика, - это уж масло масляное будет, хватит ей оборок (И. Олейченко. Долгие проводы).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Масло масляное" в других словарях:

    масло масляное - тавтология Словарь русских синонимов. масло масляное сущ., кол во синонимов: 2 повторение одного и того же (4) … Словарь синонимов

    Масло масляное - Разг. Неодобр. 1. Ничего не объясняющее, не дополняющее повторение одного и того же другими словами. ФСРЯ, 238; БМС 1998, 367; БТС, 523; ЗС 1996, 335. 2. Что л. избыточное, ненужное, лишнее. Ф 1, 292 …

    масло масляное - (ничего не объясняющее повторение) … Орфографический словарь русского языка

    масло масляное - ма/сло ма/сляное (о повторении, ничего не объясняющем), разг … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    масло масляное - О повторении того же самого другими словами … Словарь многих выражений

    МАСЛО - Без масла влезет. Народн. Неодобр. О льстеце, подхалиме. ДП, 660. Масла на голову нальёт. Башк. О хитром человеке, который много обещает. СРГБ 2, 73. Масла нет в голове у кого. Пск. Неодобр. О глупом, несообразительном человеке. ПОС, 7, 51.… … Большой словарь русских поговорок

    масло - а; ср. см. тж. маслице, масляный 1) а) мн.: масла/, ма/сел, масла/м (в зн. разные сорта; спец.) Жировое вещество, получаемое из молока домашних животных, из семян, цветов или плодов некоторых растений и из веществ минерального происхождения.… … Словарь многих выражений

    МАСЛО - МАСЛО, а, мн. (в знач. сорта) масла, масел, маслам, ср. 1. Жировое вещество, приготовляемое из веществ животного, растительного или минерального происхождения. Растительное м. Животное м. Сливочное м. Как маслом по сердцу (о чём н. очень приятном … Толковый словарь Ожегова

    МАСЛО - употребление для успокоения волнения. Многочисленные опыты показали, что масло представляет собой прекрасное средство сглаживать на сильном волнении верхушки волн. Масло имеет свойство распространяться по воде с большой быстротой и образовывать… … Морской словарь

    МАСЛЯНОЕ ХОЗЯЙСТВО - система аппаратов и устройств для хранения, очистки, сушки и анализа трансформаторного и смазочного масел электр. установок. В круг операций М. х. входят: 1) заготовка, прием, хранение и сушка нового (заводского) масла; 2) очистка масла,… … Технический железнодорожный словарь

В русском языке можно встретить такие варианты написания слова: масленый, масляный, масленный . Все они являются правильными, написание их зависит от того, к какой части речи относится слово.

Правильно

Масленый правильный вариант написания отглагольного прилагательного. Употребляется в значении «пропитанное маслом», «покрытое маслом». Образовано от глагола несовершенного вида «маслить», поэтому пишется с одной «н».
Девушку раздражал его масленый взгляд.
Тихий масленый голос хозяйки позвал всех на чай.
Масленый блин был просто огромный.

Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им. масленый масленая масленое масленые
Рд. масленого масленой масленого масленых
Дт. масленому масленой масленому масленым
Вн. масленого; масленый масленую масленое масленых; масленые
Тв. масленым масленой; масленою масленым маслеными
Пр. масленом масленой масленом масленых

Масляный – через “-ян” пишется прилагательное, если слово имеет значение “сделан из масла” или “работает на масле (в масле)”.
Я заменил масляный фильтр автомобиля.
Художник творит масляными красками.
У нас в комнате масляный обогреватель.

Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им. масляный масляная масляное масляные
Рд. масляного масляной масляного масляных
Дт. масляному масляной масляному масляным
Вн. масляного; масляный масляную масляное масляных; масляные
Тв. масляным масляной; масляною масляным масляными
Пр. масляном масляной масляном масляных

Масляной – прилагательное “масляный” в форме женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. В именительном падеже – масляная.
Механизм работает с помощью масляной батареи.
Я рисую масляной краской на большом полотне.
Он осветил комнату масляной лампой.

Масленный – правильный вариант написания полного страдательного причастия (прошедшее время). Обозначает действие и отвечает на вопрос “что сделанный?”. Пишется с двумя буквами «н», так как, согласно правилам, если у причастия есть зависимые слова, пишем две буквы «н».
Сильно промасленные блины вмиг исчезли со стола.
Масленный Егором блин оказался самым вкусным.
Дмитрий установил в двигатель ранее масленный шкив.

Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им. масленный масленная масленное масленные
Рд. масленного масленной масленного масленных
Дт. масленному масленной масленному масленным
Вн. масленного; масленный масленную масленное масленных; масленные
Тв. масленным масленной; масленною масленным масленными
Пр. масленном масленной масленном масленных

Масленной – правильный вариант написания полного страдательного причастия в форме женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. В именительном падеже – масленная.
Женя испачкался масленной раннее деталью.
Борис наелся кашей, масленной им же.
Всех накормили кашей, масленной сливочным маслом.