Конспект занятия по обучению грамоте «Звук. Постановка и автоматизация звука ж в слогах, словах, предложениях, стихах. Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН
ТЕМА: «ЗВУК И БУКВА Ж ».
Цели:
Автоматизировать звук Ж в словах и предложениях;
Развивать фонематическое восприятие;
Познакомить детей с буквой Ж;
Продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;
Упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;
Воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих.
ХОД НОД
Организационный момент:
- Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что выезжаем.
Педагог «звонит» по телефону и имитирует диалог. В конце диалога педагог огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».
-Ребята, в зоопарке случилась беда. Некоторые звери сбежали. Нас попросили помочь. Только этот зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдём к доске. Видите, здесь клетки. Они пустые. Но, кажется, нам оставили какие-то записки.
На доске нарисованы клетки. Логопед читает записку.
- А! Здесь загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, звери вернуться. Давайте попробуем.
Загадки:
Ночью ходит, днём он спит, Этот зверь какой-то странный,
Если сердится – ворчит. Шея, как стрела у крана,
Он живёт в лесу дремучем, Чтобы ртом достать до трав,
Сам он круглый и колючий. Вдвое сложиться …(жираф).
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это - … (ёжик).
Они на холоде лежат, Не жужжу, когда сижу,
Но от стужи не дрожат. Не жужжу, когда хожу,
Пусть ветер и вода свежи, Не жужжу, когда тружусь,
Но на пляж идут … (моржи). А жужжу, когда кружусь (жук).
По ходу отгадывания загадок педагог «возвращает» в клетки картинки зверей.
-Все наши звери и насекомые вернулись в зоопарк. Мы помогли им. Кто же живёт в этом зоопарке.
Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.
-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие. Мы возвращаемся и садимся за свои столики.
- Акустико-артикуляционный образ звука.
На доске картинка жука.
- Скажите, кто это? А кто изобразит, как жук жужжит?
Педагог держит в руках картинку с изображением жука.
-Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко. Как нужно жужжать? Язычок «чашечкой» поднимаем вверх, зубки сближаем, но не закрываем, губки как «трубочка» вытягиваем вперёд и подключаем голос.
Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.
- А теперь давайте расскажем об этом звуке.
Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.
-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж. Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.
- Закрепление звука.
-Наш сегодняшний гость звук Ж согласный, значит, он не умеет петь. Из-за этого ему стало очень грустно. Давайте поможем звуку Ж, развеселим его! Для этого познакомим его с гласными звуками. Догадайтесь, какие гласные звуки хотят подружиться со звуком Ж?
Педагог демонстрирует фото детей с артикуляцией звуков А,О,У,И. Дети называют эти звуки.
Игра «Живые звуки».
Для игры нужно 4 ребёнка. Педагог называет имена детей. Им раздаются картинки – буквы.
-Теперь вы не просто дети, а символы. Какой звук изображает этот символ?
Педагог напоминает детям, что гласные звуки обозначаются красным цветом.
-А Серёжа будет новым звуком. Каким?
-Звук Ж встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько у нас звуков в этом слоге? Какой первый? Какой второй?
Образуются слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.
Повторение потешек со солгами.
Жа-жа-жа – есть иголки у е.. (жа).
Жу-жу-жу – дадим яблоко …(ежу).
Же-же-же – расскажу я о … (еже).
Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).
- Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.
Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.
Эта буква широка,
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж!
(С. Маршак)
Игра «Найди конверт».
Каждый конверт лежит в условленном месте.
-Я положила конверты для вас в разные места. Я подскажу, где. Возьмите свои конверты и садитесь на места.
Миша, твой конверт лежит между столом и стулом, твой на столе, возьми конверт, который лежит под столом и т.д.
Дети садятся, открываю конверты.
-Постройте, пожалуйста, из этих палочек букву Ж. Катя, спроси у Вани сколько ему понадобиться для этого палочек. Вика, поинтересуйся у Андрея, куда он положит самую длинную палочку.
Физминутка.
Дети встают в круг. Педагог спрашивает, какие они знают цвета радуги со звуком Ж.
Оранжевая песенка.
Вот уже подряд два дня Стоя, разминаем кисти рук.
Я сижу рисую. Встряхиваем руками.
Красок много у меня - Хлопки в ладоши.
Выбирай любую.
Я раскрашу целый свет Руки в стороны.
В самый свой любимый цвет: Повороты туловища влево-вправо.
Оранжевое небо, Стоя, руки вверх.
Оранжевое море, Присели, руки вниз.
Оранжевая зелень, Встали, руки в стороны.
Оранжевый верблюд. Руки на пояс.
Оранжевые мамы Прыжки на левой ноге.
Оранжевым ребятам Прыжки на правой ноге.
Оранжевые песни Прыжки на двух ногах.
Оранжево поют. Хлопки в ладоши.
(А.Арканова, Г.Горина)
Жёлтая песенка.
Жёлтое солнце на землю глядит, Руки вверх, потянулись, посмотрели наверх.
Жёлтый подсолнух за солнцем следит. Качание поднятыми руками влево-вправо.
Жёлтые груши на ветках висят. Встряхивание руками внизу.
Жёлтые листья с деревьев летят. Махи руками в стороны вверх-вниз.
Жёлтая бабочка, жёлтая букашка, Приседания.
Жёлтые лютики, жёлтая ромашка.
Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек, Прыжки на месте.
Жёлтый – цвет радости,
Радуйся, дружочек.
(В.И.Ковалько)
- Закрепление звука в словах.
-Теперь давайте послушаем и посмотрим, в каких словах спрятался звук Ж.
Педагог выставляет на доску картинки, в названиях которых есть звук Ж: жираф, жук, ёжик, моржи, верблюжонок, медвежонок.
-Давайте попробуем определить, в каком слоге прячется звук Ж в каждом слове. Подставим кулачок под подбородок и произнесём слово ХИРАФ. Сколько раз толкнули кулачок? В этом слове два слога (демонстрация схемы).
А где мы слышим звук Ж?
Педагог произносит слово, выделяя звук Ж, ставит синюю фишку на схему.
Т.о. разбираются все слова.
- Закрепление звука в предложениях.
Педагог читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.
От, ежонок, мамы, убежал.
Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему из палочек.
-В каких словах здесь слышится звук Ж?
Страха, мышка, от, задрожала.
Замок, заржавел, железный.
- Итог занятия.
-Ребята, звук Ж очень вам благодарен, за то, что вы помогли животным из зоопарка. В их названиях он прятался. Научили звук Ж петь вместе с гласными звуками. И ещё вы собрали рассыпанные предложения с его любимыми словами.
Давайте теперь вспомним и расскажем, какой это звук.
2-3 ребёнка по просьбе педагога или по желанию дают характеристику звуку Ж.
Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Красиво, чётко, правильно
Я говорить ХОЧУ!
Март (4 неделя)
Тема: «Звук и буква «Ж».
Цели:
Образовательная: Закрепить звук «ж», особенности его артикуляции , зрительный образ. Учить выделять «ж» в потоке речи, определять место звука в слове, подбирать слова с заданной позицией звука в слове. Закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонема тическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно
Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.
2. Сообщение темы
Логопед читает загадку:
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.
Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.(картинка жук)
Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
2. Артикуляционная гимнастика.
« Рупор» - вытянуть губы вперёд в форме рупоры, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, приподняв боковые края и кончик языка.
«Сладкое варенье» - улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху вниз.
3. Представление звука, анализ артикуляции звука (колокольчики)
Построить звук «Ж» (по схеме).
(язык не хотел пропускать воздух, он поднялся вверх, к зубам и поставил воздуху преграду, зубы тоже закрыли выход воздуху. Но воздух прорвал преграду и зажужжал от радости, да так сильно, что губы вытянулись вперёд «рупором», звоночек в горле зазвенел).
Ж – согласный звонкий звук
Он может быть только твёрдым.
4. Игра “Поймай звук”
(хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)
*Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж….
*Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…
*Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….
5. «Распредели картинки под схемы»
:Ж_____________ _____________Ж__________
(в начале слова) (в середине слова)
Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.
На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.
Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.
6. «Третий лишний».
Дети должны назвать слово, в котором нет звука [ж):
жук, жакет, малина
ружье, ежик, яблоко
ковер, ножи, жираф
пирожок, самолет, желудь
7. Физминутка «ЖУК»
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке. - (имитировать полет)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (круговые движения руками)
Я с ромашками дружу,
Тихо на ветру качаюсь, (наклоны влево-вправо)
Низко-низко наклоняюсь (наклоны вперед)
8. Изменить предложения по образцу
Я жду Женю. Мы ждем Женю.
Вы ждете Женю. Они ждут Женю.
Ты ждешь Женю. Он ждет Женю.
Я лежу на пляже. Я жалею животных.
9. Скороговорка
У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.
10 Знакомство с буквой «Ж».
1. Теперь мы наш звук «Ж» обозначим буквой «Ж».
Эта буква широка и похожа на жука.
И, к тому же, как и жук издает жужжащий звук.
«Жила-была буква «Ж». Была она сварливой и вредной. И кто бы не приходил к ней, на всех она жужжала. Придет к ней А, попросить чаю – она ей «ЖЖЖЖЖЖЖЖ», придет к ней О: «Сыграем в мячик!» - она ей «ЖЖЖЖЖЖ». И решила она, что проживет одна. Надоели ей другие буквы. Пошла в лес. Идет, идет, и Жужжжжжит. Увидела паука да как закричит на него «ЖЖЖЖЖЖ!» А паук-то оказался глухой, доделал он свою паутину да убежал, а Ж, пока на паука Жужжжжала, в этой паутине вся и запуталась. Сидит она в паутине и Жужжжжит себе потихоньку (страшно ей стало), заплакала (самое время задать вопрос: «Как «Ж» плачет?» - этот вопрос дети просто обожали, изображать, как кто-то там плачет. Вот только Ж плачет не «хны, хны, хны!» и даже не «иииииии», а «жжжж-жжжж-жжжж», потому как она же все таки Ж). Вот только буквы друг друга в беде не бросают. Пошли они в лес Ж искать, услышали, как она жужжжит, да и помогли ей из паутины выбраться. Буква Ж, так обрадовалась, что Жужжжать стала не сварливо и грозно «ЖЖЖЖЖ», а радостно и благодарно «Жжж! Жжжж!».
На прямую палочку сели уже две галочки:
Одна – справа, другая – слева.
2. Выложить из палочек.
3. Написать в воздухе.
4. Чтение и печатание слогов и слов. Графические схемы.
11. Работа в прописях.
12. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «Ж» (вырезать, нарисовать).
Буква Ж - восьмая буква русского алфавита. Обозначает согласный звонкий звук, всегда твёрдый [Ж].
Слова, начинающиеся на букву Ж : жаба, журавль, жаворонок, жадина, жало, жидкость, жулик, жёлудь, живот, Жора, жираф, животное, жук, жилетка, жена, женщина, желание, железо, журнал, жвачка, Женева, жизнь,
Буква Ж в середине слова : обжора, предложение, кожа, сажа, мороженое, книжка, ложка, ножницы, ножик, кружка, ужин, лужа, мужчина, вельможа, ложа, дождь, пироженое, кружева,
Буква Ж в конце слова : морж, ёж, нож, муж, этаж, километраж,
Как писать букву Ж? ()
Это - Ж,
А это - К,
Целый жук
И полжука.
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
Знакомство с буквой Ж - артикуляция звука
()
- губки округлены и слегка вытянуты вперёд
- широкий язычок наверху и образует "чашечку"
- тёплая воздушная струя по центру язычка
- горлышко "работает"
Загадки с буквой Ж
()
Целый час жужжит уже
На цветочке буква...
Жираф - высокий наш жираф,
У него весёлый нрав.
Мы с ним на третьем этаже,
Смеясь, запомним букву...
Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит "ы".
Стихотворения про букву Ж
()
Жу-жу-жу, я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
А однажды жук-жучок
Отвечал весной урок.
Вместо слов "ручей журит"
Написал "ручей жужжит".
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.
Посмотри-ка на снежинки:
В каждой - Ж посерединке!
Букву Ж считают жадной,
Ж не делится совсем!
Жадным быть нельзя, не надо!
Ведь у жадных нет друзей!
Жизнь, жвачка, слово ждать,
Ж вам тоже надо знать,
Женя, Жанна, лужа,
С - ж, зимою стужа.
Скороговорки ()Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится.
Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужжелица,
Жужжит, кружится.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Уже ужи в луже.
Встретил в чаще ёж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
У ежа - ежата,
У ужа - ужата,
У чижа - чижата,
У жука - жучата.
Жук жужжит - он встать не может,
Ждёт он, кто ж ему поможет.
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.
Жук с жужжихой не тужили,
Крепко с буквой Ж дружили.
Буква Ж к ним приходила,
Их жучат жужжать учила.
Чистоговорки
()
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи - под кустом сидят ежи.
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.
Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.
Изображение буквы Ж и слова на букву Ж (здесь)
Слова со звёздочкой назвать во множественном числе.
Сказки про букву Ж ()
— Я поймал букву Ж, — мальчик показал маме жука.
— Он похож на букву Ж и жужжит, как Ж, – согласилась мама.
— Ж-ж-ж-ж, отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.
— Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.
— В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук.
Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.
— Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал он маме.
— Разве ты не слышишь? – удивилась мама.
« Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж,» – жужжали мухи.
Источник http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm
********************************************************************************************
Давай вспомним, мой дорогой и любимый, где и какие буквы у нас живут? На самом верху, где всё видно и слышно, живёт самая главная буква «А». Этажом ниже проживает буква «Б», потом буква «В», буква «Г», буква «Д» и ниже две сестрички буквы «Е» и «Ё», про которых мы недавно прочитали историю.
А сегодня мы узнаем историю о букве «Ж».
Буква «Ж» была похожа на жука. И когда она гуляла и отдыхала на травке, то её всегда путали с жуком. К ней подлетали разные жуки и говорили:
– Эй, друж-ж-жок! Что ты тут леж-ж-жишь? Как ж-ж-жизнь? Давай пож-ж-жужж-ж-жим!
– Не буду я жужжать! – отвечала буква «Ж», – Я же не жук! Поймите!
– Да? – удивлялись жуки, – Надо ж-ж-же… Не ж-ж-жук, а очень похож-ж-жа…
И они открывали крылья и улетали: ж-ж-ж-ж.
Однажды буква «Ж» пошла гулять и на лугу легла отдохнуть на травке, погреться на солнышке. А птички пели, было тепла и она задремала. И только она уснула, как почувствовала, что её схватили и потащили куда- то.
– Ой-ой-ой! – закричала буква «Ж» и открыла глаза. – Ой! – и тут же закрыла их снова.
Она летела над землёй. Оказывается, её схватила клювом какая-то птичка и несла её в клюве, а сама летела.
Буква «Ж» набралась смелости и открыла глаза.
– Ух! – они летели очень высоко. Далеко-далеко остались луг, лес и родной домик Алфавит. И тут они прилетели в гнездо, где птичку ждали голодные птенцы. Птичка сразу же положила букву «Ж» в горлышко одному птенцу, ведь она думала, что это не буква «Ж», а что это жук.
– Ой-ой-ой! Отпустите меня! – закричала наша буква.
Тут птенчик удивился и выплюнул нашу букву «Ж».
– Не вкусная! Чив-чив! – сказал птенчик.
– Конечно, я не вкусная! – заявила буква «Ж», – потому что я не жук, а буква! Просто я очень похожа на жука.
И тут она посмотрела вокруг. А солнышко уже собралось на отдых и стало темнеть.
– Ой, птичка, миленькая! – сказала буква «Ж», – помоги же мне пож-ж-жалуйста! Мне нужно домой, в Алфавит, а то как же будут все ж-ж-жить без меня? Будет не «жизнь», а «изнь», и будут не «жуки», а «уки».
– Уки? – удивилась птичка. – Ну нет, мы не кушаем уков, мы кушаем жуков, поэтому я тебя отнесу обратно. Тем более, что ты не съедобная.
Она взяла очень осторожно и аккуратно букву «Ж» и они полетели. Они летели высоко-высоко, внизу проплывали поля, леса, и буква «Ж» совсем не боялась, ей было очень интересно.
Потом птичка опустила букву «Ж» на поляну рядом с домиком и все буквы выбежали встречать свою пропавшую сестричку – букву «Ж».
Елена Резниченко
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж]»
Тема : Звук [Ж]
Цель : Познакомить с новым согласным звуком и буквой ;
*дать характеристику звука , показать зрительный образ- букву, создать условия для закрепления навыков слогового чтения;
*способствовать развитию внимания, фонематического слуха;
*способствовать воспитанию бережного отношения к животному миру.
Оборудование : картинки животных (ёж, жираф, жук-олень, таблицы со слогами и словами для чтения, карточки с печатными буквами Жж.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Мы занятие начнем .
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Актуализация знаний.
Какие бывают звуки ?
Чем отличаются гласные звуки от согласных ?
С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии ?
Какой он, опишите?
Назовите слова со звуком [Ш] .
3. Введение в тему.
Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по сказочной стране, где мы с вами познакомимся с еще одной тайной страны Азбуки.
В этой стране нас ожидает много нового, интересные встречи с таинственным новым звуком и буквой , загадки, задания и конечно игры.
Но чтобы путешествии удалось, сначала нужно разгадать загадки.
Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку. (показ картинки)
Вы согласны?
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Узнать его непросто,
Узнать его легко,
Высокого он роста
И видит далеко.
Черный, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Летит-воет,
Сядет-землю роет.
*Как можно назвать всех одним словом?
*Произнесите все слова хором и подумайте, что объединяет эти слова?
Сегодня мы с вами поговорим о таинственном звуке и букве Жж .
4. Изучение нового материала :
Картинка, где изображено, как жужжит жук, обозначает звук[Ж] .
а)характеристика звука [Ж] .
Давайте потренируемся в произношении звука [Ж] , но для этого повернитесь друг к другу произнесите звук [Ж-Ж-Ж] .
*Что происходит с губами, с зубами и языком (губы чуть вытянуты вперед, зубы слегка сближены, кончик языка приподнят и касается верхнего неба)
А теперь вместе со мной произнесем звук[Ж] .
*Какой это звук ?Почему?
*Как звучит звук [Ж] , твердо или мягко?
Правильно, звук [Ж] произносится всегда твердо, независимо от того, какая гласная рядом. Это одна из тайн звука [Ж] .
Надеваем наушники, закрываем уши руками и произносим звук [Ж] еще раз .
*Звук [Ж]- звонкий или глухой?
*Охарактеризуйте звук [Ж] .(согласный, всегда твердый, звонкий)
б)игра «Поймай звук » (я называю слова, если в слове есть звук [Ж] , дети хлопают в ладоши, если нет этого звука - подносят палец к губам.
УЖИ ЖИЗНЬ ЖЕЛЕЗО
ШАР ЖЁЛТЫЙ ДЖИНСЫ
ПИДЖАК ШИНА ЖЕНЯ
Мы с вами можем произносить слоги, слова со звуком [Ж] , а мы можем увидеть этот звук (нет, звук [Ж]-невидим ) .
*Что мы еще знаем о звуках (звуки мы произносим и слышим)
в) игра «Услышь звук » - работа со схемами №3, №4
г) знакомство с буквой Ж
Давайте станем волшебниками и превратим звук [Ж] в букву .
Но для этого надо с закрытыми глазами произнести волшебное заклинание, хором.
Эни, бени, рики, тайся
Звук в букву превращайся (появляются на доске печатные буквы Жж)
*Почему их две?
*Где и когда пишется большая буква?
*Чем похожи и чем отличаются эти буквы?
Эта буква живет на ленте букв на улице звонких согласных.
*Есть ли у нее парная согласная?
5. Закрепление нового материала :
а)упражнение для запоминания зрительного образа - буквы Ж.
Выложите букву из палочек.
*На что похожа буква Ж?
Эта буква широка и похожа на жука.
Потому что у нее 6 жучиных ножек.
И при этом точно жук, издает жужжащий звук .
*Каким цветом мы закрасим букву Ж?
б) чтение слогов и слов хором, цепочкой, индивидуально. (таблицы на доске)
в) игра «Превращение слов»
Вот слог ЖИ превратите в слово УЖИ
*Что для этого нужно сделать?
Слово УЖИ - в слово ЛУЖИ
г) игра «Рассыпалось слово» - работа в парах (детям раздаются макеты букв определенного слова, каждая пара составляет самостоятельно свое слово)
Ж А Э Т - ЭТАЖ
Ж Б А А - ЖАБА
Ж О К А - КОЖА
Ж И К У - ЖУКИ
Ч Ж ИИ - ЧИЖИ
Читаем составленные слова
д) обобщение.
А сейчас я вам открою еще и тайну природы. В мире существуют несколько тысяч видов жуков. Среди них есть вредные полезные.
Но самый большой жук-олень, он занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (п. ч. Жук находится на грани исчезновения) . А чтобы этого не случилось, мы с вами должны защищать и охранять их. Верно?
Жук-олень не просто красавец, он приносит большую пользу : личинки этого жука перерабатывают гниющую древесину и тем самым удобряют почву. Поэтому, берегите и охраняйте природу!
6. Итог занятия , домашнее задание.
На память жук дарит вам свой портрет. Он черно-белый, если есть желание то закрасте его.
*С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?
Публикации по теме:
Фронтальное логопедическое занятие «Звук [Р]» Фронтальное логопедическое занятие. Звук [Р]. Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р]. Оборудование: Картинки, фишки,.
Фронтальное занятие «Дом. Звук [к] [к’]» Фронтальное занятие на тему: «Дом. Звук [к] [к’]»Задачи: Коррекционно-образовательные: Совершенствовать навыки слогового анализа; совершенствовать.
Конспект ОД «Звук Ц» Тема: «Звук «Ц». Буква «Ц». ЦЕЛЬ: правильное и четкое произношение звука; формирование фонематического восприятия на основе выделения из.
Конспект НОД «Звук [С]» Непосредственная образовательная деятельность. Тема: "Звук С" Коррекционно-образовательные цели: 1. Закрепить навык четкого произношения.