Как стать частью компании. Душа компании – природное обаяние или работа над собой? Общительность – это ваше главное орудие

Что происходит с молоком после одного-двух лет кормления грудью? Остается ли в нем хоть что-то полезное? Что такое долгокормление: вредная привычка ребенка, прихоть мамы или объективная потребность?. Из них и состоит этот материал.

Очевидное - невероятное! Когда речь заходит о долгокормлении, можно услышать самые странные мифы: грудью важно кормить только до полутора месяцев, после девяти месяцев в молоке одна вода, до двух лет кормят в странах третьего мира, молоко разжижает кровь ребенка, младенец высасывает гипофиз мамы (?!). При этом дружные рекомендации о сроках кормления грудью до двух лет с подчеркнутой условностью верхней границы продолжительности лактации (ВОЗ, ЮНИСЕФ, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Американской академии педиатрии) никто почему-то не считает нужным принимать во внимание.

Возможно, все перечисленные организации действительно переоценивают пользу грудного молока? Обратимся к исследованиям независимых ученых.

Грудное молоко и его питательная ценность

Грудное молоко, многие компоненты которого невозможно воссоздать в лабораторных условиях, на 100% удовлетворяет потребности в еде и питье детей до полугода. А затем наравне с введенным по возрасту прикормом оно остается ценным источником питательных веществ. Ни одна смесь не может воспроизвести состав грудного молока, включающий в себя более 500 важных компонентов. И, конечно, молоко - ценная биологически активная жидкость, «белое золото» - не может просто взять и превратиться в какой-то момент в воду.

В 2005 году израильские ученые опубликовали научную работу «Содержание жира и энергии в грудном молоке при длительной лактации». В ходе исследования в опытную группу вошли 34 мамы со сроком лактации от года до трех лет и трех месяцев. В контрольную группу - 27 мам со сроком лактации полугода. Группы не различались с точки зрения рациона питания мамы, веса ребенка при рождении и гестационного возраста.

Уровень жира определялся по содержанию гематокрита (часть от общего объема крови, которую составляют эритроциты). В группе долгокормящих мам средний уровень содержания жира составил 10,65 ± 5,07% (в контрольной группе - 7,36 ± 2,65%). Средний уровень энергетической ценности молока длительной лактации 3683,2 ± 1032,2 кДж/л (в контрольной группе - 3103,7 ± 863,2 кДж/л). Ученые отметили тот факт, что грудное молоко вносит значительный вклад в обеспечение ребенка жиром и энергией, причем значения этих двух показателей возрастают по мере увеличения срока лактации.

Грудное молоко продолжает оставаться ценным источником питательных веществ далеко за пределами первого года жизни малыша. Именно такой вывод сделан в научной статье «Рост и прикармливание грудного ребенка. Клиническая педиатрия Северной Америки», опубликованной в журнале «Питание». В статье говорится, что 448 мл грудного молока обеспечивают ребенка в возрасте 1–2 лет (в процентах от суточной нормы):

– 29% энергии,

– 43% белка,

– 36% кальция,

– 75% витамина А,

– 76% фолиевой кислоты,

– 94% витамина B12,

– 60% витамина С.

Выводы коллег о важности грудного молока в организации питания детей после года подтверждают авторы статьи «Значение грудного молока в диете детей младшего возраста Западной Кении». В их исследовании приняли участие 250 детей в возрасте 1,2–2 лет. Потребление грудного молока в течение суток оценивалось путем взвешивания детей, исследователи учитывали их возраст и пол для исключения ошибок в процессе работы. Результаты эксперимента приведены в таблице «Вклад грудного молока в питание детей 1,2–2 лет».

Помимо общего понимания ценности грудного молока ученые сделали важный для нас вывод: «Хотя общий объем потребляемой пищи при прекращении грудного вскармливания возрастает, он не может полностью обеспечить ребенка тем же количеством питательных веществ, которые присутствуют в грудном молоке».

Грудное молоко и иммунитет ребенка

Дети рождаются с иммунной системой, недостаточно готовой к противостоянию огромному количеству микроорганизмов окружающего мира. Окончательно местный иммунитет формируется к 6–7 годам. В этом возрасте все механизмы иммунной защиты выходят на «взрослый» уровень. В период формирования собственного иммунитета малыша защищают иммунные факторы, которые ребенок получает вместе с материнским молоком. На данный момент иммунные факторы грудного молока активно исследуются, примерный перечень (исследования продолжаются) в сравнении с иммунными факторами, содержащимися в смеси, представлен в таблице «Иммунные факторы, найденные в грудном молоке на сегодняшний день».

В январе 2016 года ученые США провели исследование, в ходе которого оценивались пробы грудного молока 19 женщин со сроком лактации от года до полутора лет. По мере увеличения срока лактации отмечалось увеличение концентрации белка, лактоферрина, лизоцима, иммуноглобулина А, олигосахаридов и натрия.

Более конкретные цифры дает Национальная академия наук (Вашингтон) в рекомендациях «Питание во время лактации», вышедших в 1991 году. В таблице приведена концентрация лактоферрина, секреторного иммуноглобулина А, лизоцима на сроке лактации от двух-трех дней до двух лет.

Данные, приведенные в этой таблице, подтверждались многочисленными исследованиями, проведенными в разные годы в разных странах. Вот только некоторые из них:

1. На втором году кормления грудью в молоке увеличивается концентрация белка, лактозы, железа, меди, лактоферрина, лизоцима и секреторного иммуноглобулина А («Питательные и иммунные свойства грудного молока через 1 год после родов, оправданность продолжительного вскармливания ребенка донорским молоком», 2013 г.).

2. Чем дольше ребенок получает грудное молоко, тем более насыщенным иммунными факторами оно становится. Так как с возрастом ребенок начинает меньше сосать грудь, то он получает меньше молока, при этом концентрация иммунных факторов в молоке возрастает: от 1 месяца до 2 лет лактоферрин увеличивается с 5,3 до 1,2 мг/мл, секреторный IgA - с 1 до 1,1 мг/мл, лизоцим - с 0,02 до 0,187 мг/мл (Лоуренс Р. И., Лоуренс Р. Грудное вскармливание: руководство для медиков, 5-е изд., Сент-Луис: Мосби, 1999, с. 169).

3. Исследователи Балтийского медицинского образовательного центра (Санкт-Петербург) брали образцы грудного молока у 15 женщин на протяжении двух лет лактации (более 7000 образцов), в которых анализировалось содержание лактоферрина. Кроме того, было получено 24 образца грудного молока с рекордными сроками лактации до пяти лет. В них содержание лактоферрина составляло от 2 до 5 мг/мл, то есть такое молоко было почти аналогично молозиву. По результатам исследования выяснилось, что ежедневно ребенок получает с ним более 50 мг лактоферрина, что близко к терапевтической дозе для онкологических больных («Анализ содержания и насыщенности железом и медью лактоферрина в молоке у женщин с первого дня и до 5 лет лактации», 2014 г.).

Добавим, что распространено мнение, будто у ребенка на грудном вскармливании не сформируется собственный иммунитет (на фоне пассивного, получаемого от мамы). В действительности малыш получает мощную иммунизацию за счет материнского молока, под защитой которой происходит плавное и естественное созревание собственной иммунной системы. Проще говоря, не перегруженный борьбой с инфекциями иммунитет ребенка получает некую паузу для полноценного становления. Конечно, иммунной системе ребенка нужны инфекции, которые помогают ей поступательно развиваться и совершенствоваться, но лучше всего именно тогда, когда она будет готова принять эту нагрузку.

Нуждаются ли дети в грудном молоке после года?

Однозначно - да. Любопытно мнение антропологов относительно сроков грудного вскармливания. Ученые факультета антропологии Техасского университета, проанализировав результаты исследований отлучения от груди в среде приматов, сделали вывод о том, что «натуральный» возраст отлучения человека - от 2,5 до 7 лет.

Важный момент! Необходимо избегать крайностей. Распространены две пограничные ситуации, требующие коррекции:

1. Переоценка пользы грудного молока (когда родители не считают нужным вводить прикорм по возрасту). Здесь необходимо учитывать, что умение самостоятельно есть - это еще и важный социальный навык. Навыки жевания и глотания твердой пищи, пищевого поведения удобнее формировать в возрасте 8–9 месяцев, чем в два года.

2. Недооценка грудного молока (типичный пример - раннее прекращение грудного вскармливания по причине того, что молоко в какой-то момент «становится пустым»).

В Национальной программе оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации (2015 г.) отмечено, что с алиментарно-зависимыми состояниями у детей сталкиваются более 90% врачей. Поэтому если ребенок старше года не получает грудного молока, необходимо введение детских молочных смесей или других специализированных продуктов. Положительная тенденция: в этом же документе отмечено, что 66% врачей рекомендуют продолжать грудное вскармливание после года жизни.

А ваш врач входит в их число?

Источники:

1. Приказ Министерства здравоохранения РФ №572н от 01.11.2012 г.
2. Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации. 2015 г.
3. Дискуссионные вопросы периода лактации/ О.Д. Руднева, М.Б. Хамошина, Н.И. Захарова, Е.В. Радзинская. - М.: Редакция журнала StatusPraesens, 2013. - 20 c.
4. Fat and Energy Contents of Expressed Human Breast Milk in Prolonged Lactation. 2005 г.
5. Dewey KG. Nutrition. Growth, and Complementary Feeding of the Breastfed Infant. PediatrClin North Am. 2001 Feb;48(1):87-104.
6. The contribution of breast milk to toddler diets in western Kenya. 2002 г.
7. A longitudinal study of human milk composition in the second year postpartum: implications for human milk banking. 2016 г.
8. Nutrition During Lactation. 1991 г.
9. The Nutritive and Immunoprotective Quality of Human Milk beyond 1 Year Postpartum
Are Lactation-Duration-Based Donor Exclusions Justified? 2013 г.
10. Lawrence R and Lawrence R. Breastfeeding: A Guide for the Medical Profession, 5th ed. St. Louis: Mosby, 1999, p. 169.
11. Goldman, A.S., R.M. Goldblum, and C. Garza. Immunologic components in human milk during the second year of lactation. Acta Paediatr Scand. 72(3): p. 461-2. 1983.
12. Human milk – Tables of the antimicrobial factors and microbiological contaminants relevant to human milk banking (with continued updating) by Dr. John T. May, PhD
13. Dettwyler, K.A. A Time to Wean, in Breastfeeding: Biocultural Perspectives, D.K. Stuart-Macadam P, Editor. 1995, Aldine De Gruyter: New York, NY. p. 39-73.
14. Анализ содержания и насыщенности железом и медью лактоферрина в молоке у женщин с первого дня и до 5 лет лактации. 2014 г.

Похоже, в мире мам существует некая холодная война между теми, кто кормит до 2-3, а то и больше лет, и теми, кто «сворачивает» это дело раньше. Недавно, нашей редакции попался на глаза фотопроект Натали Маккейн, в котором мамы кормят детей до 5-ти лет. Так, по их мнению, они становятся ближе к своим детям.

Bad Mama решила разобраться, что скрывается в такой близости, и попросила – детского психолога и гештальт терапевта, ей помочь.

Итак, существуют ли государственные рекомендации по вопросу: «До какого возраста ребенка необходимо кормить грудным молоком?».

Так когда, все же, стоит прекращать кормление без последствий для ребенка (и мамы)?

С точки зрения психологии развития ребенка, важно прекратить кормить ребенка грудью в период от 12 до 18 месяцев (почему в период, потому что все дети разные, все мамы разные, всё очень индивидуально). Это связано с тем, что в этот период у ребенка начинает формироваться личность. И самое первое и важное с чего начинается это процесс для ребенка – осознать себя и свою автономность от мамы. Когда ребенок находится в матке, он часть маминого тела, и он себя так и ощущает. Когда он рождается – он беспомощен, и мамина грудь – единственное его средство существования. Поэтому психика ребенка воспринимает мамину грудь как часть себя, то есть у ребенка с мамой, как бы, одна на двоих коллективная личность. Отчасти, поэтому мамы различают разные виды детского плача, абсолютно одинакового для окружающих. И вот, в год-полтора ребенок должен понемногу становится независимым от мамы физически – он учится ходить, говорить, сам брать игрушки. Совершенно очевидно, что пока ребенку регулярно нужна часть маминого тела, никакая автономия личности у ребенка не сформируется. Это не затормозит интеллектуальное развитие, но очень затормозит личностное и, как следствие, социальное. Такому ребенку будет очень трудно оторваться от мамы психологически, он будет чувствовать себя неполноценным и несамостоятельным, поэтому и с ровесниками будет боязлив и не уверен в себе.

С какими последствиями в итоге может столкнуться мама и ребенок, если не прекратить кормление до 18 месяцев?

Среди самых неприятных последствий – склонность к зависимости от отношений. Такие дети медленней взрослеют в плане самостоятельности и поведения, постоянно требуют внимания и помощи родителей, чаще других подвержены детским страхам, плохо адаптируются в детском саду и школе. Я как-то работала в школе и помню, в начале учебной четверти всегда находилась пара детей из младших классов, которых надо было в буквальном смысле отрывать от родителей, потому, что без них они боялись не только ровесников, а вообще всего. Процесс прекращения кормления грудью обоюдный, то есть не только ребенок должен хотеть оторваться но и мама должна хотеть отпустить. А мама часто не хочет. Во-первых, потому что так намного проще: многие дети с грудью во рту быстро засыпают, иногда это самый быстрый и простой способ прекратить детскую истерику которых в этом возрасте много, иногда это правда способ быть ближе к ребенку, если мама часто занята или работает. Иногда у мамы не очень ладится с папой и контакт с ребенком – единственное доступное маме тепло и близость. В первом случае надо понимать, что близость это не только грудь, это еще и телесный контакт, разговоры, песни, игры и брать тут стоит не количеством, а качеством. Короче говоря, может оказаться, что ребенок отлично заснет и без груди, если с ним просто полежать 15 минут болтая и поглаживая по животику. Закрывание рта орущего ребенка грудью также имеет далеко идущие неприятные последствия. Потому что вместо того чтобы, не с первого раза, но все же научиться справляться со своими обуревающими эмоциями самостоятельно, ребенок получает грудь и четкое убеждение – расстроился срочно засунь себе что-то в рот. А так как кормить до 20 лет увы не получается, а эмоции все равно обуревают, вместо груди рот часто начинают совать сигарету или бутылку. Мамину же потребность в близости стоит решать с папой и не вешать на ребенка лишнего. Для мам длительный период кормления чреват отсутствием личной свободы, пожеванной и деформированной грудью, потерей женской идентичности (с красивыми платьями, туфлями, флиртом и ощущением себя красивой и желанной женщиной) и паршивыми отношениями с мужем. Вслед за этим еще обычно тянется потеря самоуважения и депрессия. Потому что мужчины, конечно, ценят материнский подвиг, но все равно хотят обратно свою красивую жену и регулярный секс. А замызганная молоком майка и ребенок во взрослой постели их обычно не радует. И тут хорошо бы помнить, что женская идентичность в жизни женщины не менее важна, чем материнская, а отношения с мужем не менее важны, чем с ребенком.

А вы лично сталкивались в своей практике с такими последствиями?

У меня таких случаев в практике было много, потому что проблемные дети часто оказываются «перекормленными». Таких детей часто приводят со страхами, какими-то невероятными манипуляциями и катастрофической несамостоятельностью. Например: мальчик сам не может ходить в туалет в 5 лет, надо чтобы взрослые во время процесса присутствовали и уговаривали, или ребенок в 4 года спит только с мамой и папой. Детей постарше приводят с проблемами в детском коллективе, потому что у них низкая самооценка, неспособность постоять за себя и сильная зависимость от мнения окружающих: сделаю что угодно, лишь бы со мной дружили, потому что одному страшно и непривычно.

Конечно, каждая мама выбирает сколько, когда, где и как кормить своего ребенка. Главное – быть осведомленной о плюсах и минусах своего выбора.

Редакция Bad Mama не пропагандирует ни одну сторону данного вопроса, оставляя себе роль интервьюера и собирателя мнений.