Глагол и причастие тема по русскому языку. Начальной формой причастия является форма именитель­ного падежа единственного числа мужского рода. Синтаксическая функция причастия: в полной форме чаще всего выполняют функцию определения, а в краткой форме - и

Цели:

Ход урока

1. Вступительное слово:

Сегодня мы прокатимся по Стране знаний на нашем учебном автомобиле и узнаем много интересного.

Во время нашей поездки мы узнаем, что такое причастие, научимся отличать причастия от прилагательных, а также выучим некоторые правила дорожного движения. В наше стремительное время, когда каждый четвёртый житель имеет автомобиль, это совершенно необходимо.

Поехали?

Слайд 3.

Перед нами два автомобиля: один обгоняющий , другой обгоняемый .

К какой части речи вы бы отнесли эти слова?

(Ребята рассуждают, что данные слова похожи на прилагательные и глаголы, пытаются выяснить, что общего между этими частями речи).

В ходе размышлений приходим к выводу, что данные слова являются самостоятельной частью речи - причастиями.

Формулируем правило:

Слайд 4

Причастие самостоятельная часть речи (или особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию , объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой ? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

В отличие от прилагательного, причастие имеет категорию времени.

Посмотрите:

Движущийся автомобиль – автомобиль, который движется в настоящее время

Остановившийся автомобиль – автомобиль, который остановился (прошедшее время)

Синтаксическая роль причастий: в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми

Остановленный автомобиль …

Автомобиль был остановлен.

2. Задание:

Среди данных слов найдите причастия:

Встретить, встретивший, встреча, встречающий, встреченный, встречавший,

Построенный, построить, постройки, построившие

Выращивание, выращенный, выращивать, выращивавшие

3. Действительные и страдательные причастия.

Все причастия делятся на действительные и страдательные.

Помните наши два автомобиля: обгоняющий и обгоняемый?

Как вы думаете, какое из причастий действительное, а какое страдательное? Поразмышляйте.

Слайд 5

Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета :

  • обгоняющий автомобиль, который сам обгоняет;
  • ученик, выучивший правила дорожного движения – действие совершает сам ученик

Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает действие со стороны другого предмета:

  • обгоняемый – автомобиль, который обгоняют;
  • правила дорожного движения, выученные учеником

4. Сейчас мы будем тренироваться различать действительные и страдательные причастия. В этом нам помогут дорожные знаки – суффиксы причастий.

Слайды 6,7.

Проверим, как вы запомнили наши «дорожные знаки». Определите, какие причастия являются действительными , а какие страдательными .

Выпишите номера действительных причастий (можно по вариантам: 1 вариант – действительные, 2 – страдательные)

Слайды 8,9.

  1. Охлаждающий
  2. Договаривающийся
  3. Угнетаемый
  4. Остановившийся
  5. Разбившийся
  6. Изготовленный
  7. Изготовивший
  8. Наблюдающий
  9. Открытый
  10. Оштрафованный
  11. Охлаждённый
  12. Пересыпанный
  13. Покрашенный
  14. Подвозивший
  15. Буксируемый
  16. Остановленный
  17. Буксирующий
  18. Разбитый
  19. Движущийся
  20. Остановленный

Проверим себя : действительные 1, 2, 4, 5, 7, 8, 14, 17, 19.

5. Для чего же нам нужны причастия?

В устной повседневной речи они встречаются очень редко. Причастия присущи речи книжной, даже научной.

Я думаю, каждый из вас хочет в будущем уметь водить машину. Так вот чтобы разобраться в правилах дорожного движения, вам просто необходимо уметь разбираться в причастиях. Не верите? Давайте откроем сборник правил дорожного движения за 2008 г.

Читаем: «Прежде чем совершить обгон, водитель обязан выполнить 3 условия:

Слайд 10.

1) Полоса движения, на которую водитель намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим манёвром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

Слайд 11 .

2) Следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортноесредство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

Слайд 12.

3) По завершении обгона водитель сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Вы разобрались, кто кому должен уступить дорогу? Водитель обгоняющего или обгоняемого автомобиля? На кем занимаемую полосу надо вернуться? Вот они наши причастия – 5 причастий для совершения только одного манёвра!

Слайд 13.

Теперь вы знаете, что нужно сделать, прежде чем совершить обгон. А разобраться в правилах дорожного движения нам помогли действительные и страдательные причастия.

Слайд 14.

6. Что такое причастный оборот?

Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами.

Слайды 15,16.

Причастный оборот выделяется на письме запятыми. Постановка запятых при причастном обороте зависит от его месторасположения по отношению к главному слову.

Слайд 17 .

Правило-светофор:

Слайд 18.

7. Тренировочная езда.

Ну теперь мы можем отправиться на учебном автомобиле в путешествие по тексту.

Нам нужно определить места, где необходимо поставить дорожный знак "Запятая".

Слайд 19.

Дорожная история…

Однажды два приятеля разговаривающие о чём-то очень интересном отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель заметивший пешеходов резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход переходящий улицу должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 20.

Проверим себя:

Однажды два приятеля, разговаривающие о чём-то очень интересном, отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель, заметивший пешеходов, резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход, переходящий улицу, должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 21.

8. Подведём итоги.

Сегодня мы узнали, что такое причастие, учились различать действительные и страдательные причастия, узнали, что такое причастный оборот и как он выделяется на письме

Слайд 22.

9. Ну а теперь экзамен!

Теоретическая часть . Ответьте на вопросы:

  1. Что такое причастие?
  2. Какие признаки прилагательного есть у причастия?
  3. Какие признаки глагола есть у причастия?
  4. Какие причастия называются действительными?
  5. Какие причастия называются страдательными
  6. Назови суффиксы действительных причастий
  7. Назови суффиксы страдательных причастий
  8. Каким членом предложения могут быть причастия?
  9. Что такое причастный оборот?
  10. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

Слайд 23.

Практическая часть .

Расставь знаки препинания, подчеркни причастные обороты, вставь пропущенные буквы.

Водитель автомобиля двигающегося по правой стороне дороги решил обогнать впереди идущий грузовик. Сначала он убедился, что сзади нет машины, намеревающейся приступить к обгону. Затем посмотрел вперёд и удостоверился, что он успеет завершить манёвр до того как поравняется с автомобилем, двигающимся по встречной полосе. Выполнивший все эти действия водитель уверенно осуществил обгон и продолжил движение. Шофёр соблюдающий правила дорожного движения никогда не создаст аварийную ситуацию на дороге.

На этом наше путешествие закончилось. До новых встреч!

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Упражнение 4. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев)

Упражнение 5. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие - страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.- Артист, . . . школьным драматическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий , руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.- Большая работа, . . . юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, ... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.- Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.- Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту,- Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Упражнение 6. От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать , волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать , побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять.

Упражнение 7. Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действительные - двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлющие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.)

Упражнение 8. Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся,- двумя, Сделайте разбор причастий из первых трёх предложений.

В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст...гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл...щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюпка, (нагружённый) для устойчивости ящ...ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред.... сменяю...ся на руле.

(По И. Соколову-Микитову.)

Упражнение 4 .

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.


Дидактические упражнения по теме «Причастие» 7 класс

1.Выберети возможные признаки мяча, выраженные с помощью прилагательного (характеристика формы, величины, цвета, веса) и причастия (характеристика по действию ).

Маленький, летящий, опускающийся, круглый, разноцветный, лёгкий, лопнувший.

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Небо было загроможде..о клочьями снежно – белых облаков.(М.Горький)

2) Лесная лужайка вся насыще..а холодной росой. Лошади, сколько я мог различить при чуть брезжущ.., слабо льющ..мся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы. (И.Тургенев)

3) Лодка, вёслами махая, плыла по дремл..щей реке. (А.Пушкин)

3.От приведённых ниже глаголов образуйте все возможные причастия: укажите их тип.

Спать, сидеть, ненавидеть, дышать, обидеть, виднеться, подъехать.

4.Подберите из скобок подходящие по смыслу причастия, ставя их в нужном падеже, числе, роде.

1) Дети гуляли в лесу (находящий, находящийся) в километре от их дома.

2) Родители встречали детей (вернувший, вернувшийся ) из санатория.

3) Они шли по дороге (протянувший, протянувшийся ) вдоль реки.

5.Расставьте пропущенные запятые

1) Листва сорванная с деревьев закружилась в вихре и слала подниматься кверху.

2) Дорога вьющаяся тонкой лентой по тёмному хвойному лесу вела к озеру.

3)Река озарённая солнцем была похожа на зеркальную гладь.

6. Грамматическая сказка

Как Причастия с Прилагательными подружились

Давно это было… Стояла в лесу избушка. И жили в ней Прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу Причастия. И не было у них ни хлеба, ни крова.

Вот собрались как-то Причастия на совет решать, как дальше жить. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к Прилагательным. Пошли они к избушке, где Прилагательные жили, постучали. А в ответ услышали:

Кто там?

Это мы, Причастия.

Что вам нужно?

Пустите нас к себе в избушку, мы хотим вместе с вами жить. Будем помогать, чем сможем.

Идите лучше к Глаголам, отвечают Прилагательные, - ведь вы глагольного происхождения.

Но ведь мы родня вам, - просят Причастия. – И относимся мы всегда, как и вы, к Существительным, и по родам по – вашему изменяемся, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром некоторые ученики нас с вами путают.

Посоветовались и ответили так:

Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно Н из суффикса.

Причастия согласились, хотя и не без колебания. Зато с тех пор стали жить Прилагательные и Причастия в большой дружной семье, вместе ходят на работу.

7.Тест: « Знаки препинания при причастном обороте»

1.В каком предложении неверно расставлены знаки препинания?

А) Опавшие с деревьев, листья листья мягким ковром накрыли землю.

Б) Ученик, опоздавший на урок, писал объяснительную записку.

В) Цветущая в конце мая сирень наполняет весь двор приятным ароматом.

Г) Вопросы, рассмотренные нами сегодня, требуют более глубокого изучения.

2.В каком предложении необходима запятая?

А) Мы вернулись домой сильно промёрзшими.

Б) Измученный зубной болью он решил утром пойти к врачу.

В) Прочитанные книги помогут вам понять жизнь.

Г) Бабушка всегда всё знающая объяснила мне причину переполоха.

3.В каком предложении стоит лишняя запятая?

А) Он быстро собрал вещи, разбросанные по всей комнате.

Б) Девушка, проводившая экскурсию, рассказала нам много интересного о Новгороде.

В) Из экипажа, остановившегося, под окнами, вышел старый господин.

Г) Проблема, мучившая меня долгое время, была наконец решена


Задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Текст № 1.
Море
Море всегда разное, новое, (не) вида(н, нн)ое. Оно м..няе(т, ть)ся на глазах каждый час. То оно тихое, (светло)голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно (ярко)синее, пламен,нн)ое, св..ркающее. То под свежим ветром станови(т, ть)ся вдруг (тёмно) индиговым, шерстя(н, нн)ым, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно пр..ображае(т, ть)ся. Шт..рмовой ветер гон..т крупную зыбь. Резкая зелень гор..зонта стоит зубчатой стеной над бурыми обл..ками шторма. Малахитовые доски пр..боя, ра(з,с)машисто и(з,с)писанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разб..ваю(т, ть)ся о берег. Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хр..нило в своих пространствах.
(По В. Катаеву)
Текст № 2.
Шум в ночи
Валентинка проснулась среди ночи от далёкого, (не)ясного шума. Она встр..воженно пр..слушалась. Шумело ровно, ш..роко, стремительно. Валентинка пр..встала. Может, ра(з, с)будить мать? (Тёмная) тёмная ночь гл..дела в окна. По стёклам шуршал дождь и тихонько постукивал по крыше.
Шум (не) затихал и (не) становился с..льнее. Валентинка успокоилась, но долго (не) могла уснуть. Что происход..т в сырой весе(н, нн)ей темноте? Что-то таинстве(н, нн)ое, что-то чудес(?)ное и немножко жу..кое...
Утром, проснувшись, она снова услышала тот же (моно)то(н,нн)ый шум.
(По Л.Воронковой)
Текст №3.
Приметы
Пр..мет так много, что о них можно было бы пр..думать целую книгу. В городах пр..меты нам не нужны. Огненную рябину зам..няет эм..лированная синяя т..бличка с названием улицы. Время узнае(т,ть)ся не по высоте солнца, не по пол..жению созвездий и даже не по петуши(н,нн)ым крикам, а по часам. Пр..дсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших пр..родных инстинктов погружа..(т,ть)ся в спяч(?)ку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостря..(т,ть)ся слух, зорче делае(т,ть)ся глаз, тоньше об..няние.
(По К.Паустовскому)
№ 31. Тема: Что такое причастие.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.
Широкое поле посп..вающей ржи бесновалось справа и слева... Молодые, упругие стебли не хотели ни пр..падать к земле, ни лома(т, ть)ся на самой серединe. Но иногда ветер бил в них сверху и раз..ед..нял разв..вал, образуя зав..хряющиеся воронки. Туча, илвущая над рож..ю, бесновалась ничуть не меньше. Она к..пела ч..рными клубами и клоч..ями как вода в огромном котле. Потом вдруг ч..рное брюхо тучи лопнуло и обн..жилось (иссиня) белёсое, дохнувшее холодом нутро. В тот же миг две крупные градины упали на дорогу а третья больно стр..льнула в плечо.
Дмитрий, закрыв руками темя, добежал до копны (прошло) годней соломы и зарылся в её сладк..ватую, пахнущую прелью середину.
То, что увидел Дмитрий, выбравшись из соломы, как бы даже осл..пило его. Никакой ржи вокруг ни справа, ни слева от дороги не было. Обильно перемеш..нная с избитой, измочал..нной соломой, обнажившаяся и замокшая, лежала земля. В к..леях дороги голубел не успевший ра..стаять, хранящий о..блески грозовой тучи град. То, что наделал град, было безобразно. Дождь хл..стал с нар..ставш..й силой ра..мывал верхний слой земли обн..жал вбитые в землю переломанные стебли и к..лосья.
(По В. СолоухинуЗадание 2. В тексте из предыдущего задания подчеркните волнистой чертой причастия.
Задание 3. Выберите из текста два любых причастия. Над одним надпишите признаки глагола (вид, время, возвратность); над другим - признаки прилагательного (число, род, падеж).№ 32. Тема: Причастный оборот.Задание. Расставьте пропущенные знаки препинания. Графически выделите определяемое слово и причастный оборот.
1) Для внимательного охотника умеющего хорошо видеть и слышать особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. 2) Далеко видны в темноте окна лесного нашего домика, освещённые возле крыльца кусты сирени. 3) Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев покрытых потрескавшейся толстой корою. 4) На маленьких и больших лесных озёрах я не раз любовался гнездившимися там лебедями. 5) Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы окружавшие наш деревенский сад. 6) Множеством блёстков сверкает растянутая в лесу паутина.
(И. Соколов-Микитов)
№ 33. Тема: Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.
Задание 1. Выпишите из текста (из проверочной работы № 31) причастия, распределяя их по следующим группам: 1) действительные причастия настоящего времени; 2) действительные причастия прошедшего времени; 3) страдательные причастия настоящего времени; 4) страдательные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы причастий.
Задание 2. Какая группа причастий в предыдущем задании оказалась незаполненной? Напишите 2-3 своих примера причастий этой группы. Выделите суффиксы причастий.
Задание 3. Определите, от какой глагольной основы образованы причастия.
Порхающий -; TOC \o "1-5" \h \z Утеплившийся -;Критикуемый -;
Достигнутый - ;
Укрупнённый - .
№ 34. Тема: Полные и краткие причастия.
Задание 1. Какие из выделенных слов являются краткими причастиями? Подчеркните краткие причастия как члены предложения.
1) Чист и прозрачен воздух. 2) Необыкновеннырусская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи! 3) У небольшого источника, возле которого был построен шалаш, качались высокие стройные деревья. 3) Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. 4) Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. 5) Высокие вершины украшены гирляндами лиловых шишек. 6) Опавшей прошлогодней хвоею покрыта земля. 7) Чуть-чуть дрожит её [собаки] хвост, приподнята передняя лапа, вытянута шея с красивой ушастой головою.
(И. Соколов-Микитов)
Задание 2. В предложениях из предыдущего задания над полными и краткими причастиями надпишите их непостоянные признаки.
Задание 3. Заполните пустые строки в морфологическом разборе причастия из приведённого ниже предложения. (Некоторые строчки в непостоянных признаках могут быть незаполненными!)
Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц.
(Г. Скребицкий)
__________________ - причастие (особая форма ________________).
1. Начальная форма - ________________________________.
Образовано от глагола ____________________ с помощью суффикса ____________.
2.Постоянные морфологические признаки: ______________________, _______________, ____________ вид, ______________ время.
3. непостоянные морфологические признаки: ________________ форма, ____________ число, __________ род, _____________ падеж.
4.Синтаксическая роль: относится к слову _____________________;
в предложении является ________________________.
№ 35. Тема: Буквы н и нн в причастиях.
Задание 1. Раскройте скобки. Подчеркните причастия как члены предложения.
1) Алым золотом отсвечивают мачты, блестит краше(н, нн)ый борт корабля. 2) Высокие каме(н, нн)ые громады городских домов закрывают горизонт. 3) На опушках леса, над озарё(н, нн)ой водою громко поют соловьи. 4) Друзья мои читатели, очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ра(н, нн)ей утре(н, нн)ей зарёю. 5) В студё(н, нн)ые зимние дни тетерева, падая с берёз, зарываются в снег, в глубокие лунки. 6) Под напором жизне(н, нн)ых соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок. 7) В самый торжестве(н, нн)ый час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. 8) Едешь, бывало, в санях по зимней снежной дороге в холодную утре(н, нн)ую ночь, услышишь шелест мёртвой дубовой листвы. 9) Я очень люблю письме(н, нн)ый стол, сдела(н, нн)ый руками дядюшки, и не расстаюсь с ним со времени счастливого детства. 10) Учё(н, нн)ые лесоводы утверждают, что некоторые дубы живут до тысячи лет.
(И. Соколов-Микитов)
№ 36. Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Задание. Раскройте скобки.
1) Ещё лежит на полях и в лесах (не) тронутый снег, а на зимних дорогах уже бродят первые вестники русской весны. (И. Соколов-Микитов) 2) И вот вся масса водоплавающих птиц тронулась в далёкий путь на юг, к берегам тёплых, (не) замерзающих морей. (Г. Скребицкий) 3) По сторонам толпились молодые березки, белые, с редкой позолотой ещё (не) облетевшей листвы. (Г. Скребицкий) 4) Нигде я не видел таких огромных, никем (не) тронутых муравейников, как в лесу у Петра Захаровича. (Г. Скребицкий) 5) Тем временем отец и Павлик, очевидно и (не) подозревавшие об опасности, занялись дыней. (В. Катаев) 6) Старший помощник и другой матрос продавали билеты. С разноцветными рулонами и зелёной проволочной кассой они обходили пассажиров, (не) успевших купить билеты на пристани. (В. Катаев)
№ 37. Тема: Типы речи. Повествование.Задание 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его и напишите заголовок.
Сегодня мы все вместе рыбу ловить поедем, - весело сказала мама. - Погода чудесная!
Я поскорее позавтракал, захватил свои удочки, ведёрко и выбежал во двор. У крыльца уже стояла запряжённая лошадь. Вскоре вышли и папа с мамой. Мы все уселись и тронулись в путь.
Мы проехали берёзовый лесок и выехали прямо к речке. На самом берегу её находилась водяная мельница. Мы оставили во дворе на мельнице лошадь, взяли из повозки удочки, ведёрки для рыбы и пошли удить.
Мы с папой размотали и закинули удочки.
Но вот поплавок моей удочки будто ожил. Он слегка шевельнулся, пуская вокруг себя по воде круги, шевельнулся ещё и ещё раз, потом стал медленно погружаться в воду.
Клюёт! Тащи! - взволнованно шепнул папа.
Я потащил. Ух, как тяжело! Удилище согнулось в дугу, а леска, натянувшись как струна, так и резал воду.
Сильная рыба, туго натянув леску, бросалась то в одну, то в другую сторону. Я никак не мог подтащить её к берегу. Наконец рыба показалась из глубины.
Я изо всех сил рванул удилище - раздался лёгкий треск, и в руках у меня остался обломанный конец. Другой конец вместе с поплавком и леской быстро понёсся по воде прочь от берега.
Тут мы все трое - папа, мама и я - со всех ног бросились через плотину на другой конец омута к кустам. На воде возле них слегка покачивается сломанный конец удочки. И поплавок тоже спокойно покачивается на воде.
Папа крадучись подошёл к берегу, вошёл по колено в воду и протянул руку к удилищу... и вдруг оно подпрыгнуло, как живое, и бросилось прочь. Папа за ним бултых прямо в воду. Весь мокрый выскочил на берег.
О радость, о счастье! В руках у него была обломанная удочка. Она сгибалась в дугу, и леска опять, как тугая струна, так и резала воду.
Напуганная рыба тянула вглубь и никак не шла к бepeгy. Но папа и не пытался пересилить её. Он то отпускал леску, то вновь слегка подтягивал. Папа старался утомить рыбу. А мы с мамой, затаив дыхание, следили за этой борьбой.
Наконец утомлённая рыба показалась на поверхности и даже немного повернулась на бок, блестя серебряной чешуёй.
Тогда папа осторожно передал мне обломок удилища:
Тащи, только потихоньку, не торопись.
Я схватил в руки удочку и, забыв всё на свете, изо всех сил потащил на берег. Рыба тяжело шлепнулась в траву и забилась, запрыгала в ней.
Мы подбежала к добыче.
Ну, поздравляю тебя: теперь ты - настоящий рыболов! - радостно говорила мама.
{По Г. Скребицкому)Задание 2. Составьте план текста. Запишите название пунктов плана в соответствии со структурой рассказа. Проставьте нумерацию пунктов в тексте.
Вступление.
Завязка.
Развитие действия.
Кульминация.
Развязка.________________________________
Заключение.__________________________________
Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его и напишите заголовок. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Письменно ответьте на вопросы, данные после текста.
Сначала отб..рают только что собра(н, нн)ые огур цы (не)больших размеров, цилиндрической формы. Затем промывают их в холодной воде и замачивают на 4-6 часов, а после замочки ещё раз промывают. Укладывают огурцы в банки. Предварительно на дно кладут спец..и и пряности. В качестве зелен.. можно положить любисток, эстрагон, которые пр.. дают огурцам пр..ятный пря(н, нн)ый аромат. Наполне(н,нн)ые банки заливают кипящим раствором соли. Наливать кипящий раствор нужно осторожно. После заливки банки следует накрыть прокипячё(н, нн)ыми крышками, закатать и поставить в холодное место. Hи в коем случае нельзя замораживать огурцы.Каков тип речи текста?
Каков стиль речи текста?
Выпишите из текста слова, указывающие на последовательность событий.
Какая форма глагола характерна для данного типа и стиля речи?.Например,
Какие слова помогают выразить рекомендательный характер содержания текста?