Что такое тематический урок. Тематический урок " свет в нашей жизни". «Россия, устремленная в будущее»

Тематический урок

«Россия, устремленная в будущее».

Цели : формирование у молодых граждан Российской Федерации чувств патриотизма, любви к Родине, сопричастности к её истории и судьбе; обучающиеся должны осознавать свое место в современной России и её развитии, свои собственные возможности и возможности своих сверстников; ознакомить с отдельными эпизодами истории России, её символами.

Задачи :

    образовательная: освоение нового, ранее не изучавшегося материала о перспективных направлениях развития России, развитии российской экономики, науки и технологии, новых производств, освоение новых российских территорий и поддержки экологии и окружающей среды;

    воспитательная: воспитание у учащихся гордости и уважения к Российской Федерации сегодня, её развитию, формирования чувства патриотизма;

    развивающая: заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.

Тип занятия : комбинированный.

Оборудование : персональный компьютер, презентация Mikrosoft PowerPoint , картинный ряд из шести таблиц «Россия – Родина моя».

Ход тематического урока:

I .Организационный момент.

II . Введение в тему.

(слайд 1)

В городах, станицах, селах

Заливается звонок,-

Самый первый нынче в школах

Начинается урок!

(слайд 2)

Вы сейчас посмотрите видеоролик, после чего постарайтесь ответить на вопрос « О чем он?»

просмотр видеоролика о России для детей

ПРОСМОТР – 2 минуты

О чем рассказал вам видеоролик?

Отвечают…

Какой стране посвящен?

Отвечают…

Молодцы, это действительно, Россия, Российская Федерация, наше Отечество.

Но мы с Вами не знаем тему нашего урока! Кто из вас уже догадался, о чем пойдет речь на первом уроке нового учебного года, и объявит тему урока?

Отвечают…

Наша страна – Россия.

III . Актуализация опорных знаний.

Что вы знаете о России?

Отвечают…

Россия самая большая страна в мире. Ее территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде от ее западных границ до восточных.

(слайды 3-7)

Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

Почему надо изучать Россию?

Отвечают…

Для чего надо знать как можно больше о своей стране?

Мы с вами живем в Российском государстве и должны знать о ней всё, должны гордиться Россией.

А представляю ее государственные символы.

Может кто-нибудь знает, что обозначает слово символы?

Отвечаю…

- Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

Какие вы знаете государственные символы? (Герб, флаг, гимн)

А вы знаете что означают цвета флага РФ?

Отвечают…

После ответов (Слайд 8) Прочитать слайд

Все его знают наизусть…Это гимн РФ (слайд 9)

Как выглядит герб РФ? Отвечают…

после ответов (Слайд 10) прочитать слайд

- Ребята, а существуют еще другие символы власти – скипетр и держава.

А что означают скипетр и держава в российской истории?

Может быть кто то знает?

Скипетр представляет собой фигурный жезл. Его выполняли из серебра, слоновой кости, золота, обрамляли самоцветами и использовали геральдическую символику. В истории России скипетр – это преемник царского посоха, являющийся символом власти великих князей и царей.

Говоря о символах монархической власти, нужно остановиться на державе – золотом шаре с крестом и короной. Поверхность сферы обычно украшалась самоцветами и символикой. От древнерусского слова «държа», которое означает «власть», и произошло это название. Скипетр и держава русских царей являются древнейшими символами самодержавной власти .

А теперь назовите столицу России.

После ответов (слайд 11) - Действительно, Москва – столица, главный город нашей Родины, России . Нельзя забывать и Северную столицу – СП.

Нас объединяет страна, в которой мы живём! Мы едины!

Вы много знаете о нашей стране. А знаете ли вы, когда мы празднуем день России?

Отвечают…

После ответов (слайд 13)

-Правильно, молодцы. Но все памятные даты всегда связаны с историей.

Но мы живем в сегодняшнем мире, настоящей жизнью. И каждый из нас, как и ученик в школе после окончания урока, ждет (слайд 18)

ПЕРЕМЕН (дети должны ответить хором).

IV . Знакомство с новым материалом - «Россия, устремленная в будущее».

Мы все ждем перемен. А для этого мы все должны думать о будущем нашей страны.

(Слайд 19) В нашей стране разработан долгосрочный социально- экономический проект развития нашей страны до 2035 года. Этот проект будет работать над развитием многих отраслей нашей экономики (слайд 20). А результата мы увидим в 2035 году.

(слайд 21) Но уже сейчас действует программа с 01 октября 2016 года « Получить гектар земли на Дальнем Востоке». Почему именно на Дальнем Востоке?

Отвечают…

Из года в год население Сибири и Дальнего Востока редеет, только за 2012–2015 (слайд 22) Дальневосточный федеральный округ (ДФО) потерял 90 тыс. человек. Если тенденция сохранится, осваивать богатейший регион страны станет некому, поэтому проект о безвозмездной раздаче земель Дальнего Востока стал законом в рекордные сроки.

(слайды 23)

Очень интересны СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ.

Исследования проводят специалисты Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова (ИПЭЭ РАН) и Русского географического общества (РГО) в рамках постоянно действующей экспедиции РАН по изучению животных Красной книги Российской Федерации и других особо важных животных фауны России.

На сегодняшний день осуществляются программы «Белый медведь», «Амурский тигр», «Ирбис – снежный барс», «Белуха – белый кит» и «Дальневосточный леопард».

(слайды 24)

Какой будет наша планета?

Зависит от вас. (слайд 25) Сегодня вы – дети, сидящие за партами, а завтра – вы – врачи, программисты, музыканты, учителя, военные, инженеры.

(слайд 26) - Какие же профессии будущего ждут вас? Посмотрим видеоролик (ссылка на слайде) 1,17 минут

V . Рефлексия.

Сегодня мы много вспомнили и даже узнали о нашей необъятной России. Вы – будущее России.

Мы хотели бы Вас попросить написать, какими Вы видите себя в будущем России…

Листочки и ручки

Пишут…5 минут… сдают…

Наш первый урок закончен, но наше знакомство с Родиной будет продолжаться всю нашу сознательную жизнь .

Приглашаем вас на классный час

Тематический урок по теме:

«Что значит свет в нашей жизни?».

Подготовила учитель начальных классов

Светличная Наталья Федоровна

г. Сергач 2015 г

Дата проведения 15.12.2015 г

Тема. «Что значит свет в нашей жизни?»

Цель урока : Способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся, осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе изучения темы «Свет в нашей жизни».

Задачи урока:

− научить учащихся ориентироваться в системе взглядов о свете;

− научить строить логические рассуждения о свете, источниках света и световых явлениях, что будет содействовать повышению энергетической, экономической, экологической грамотности обучающихся;

− учить вырабатывать стратегию собственного поведения, совершенствования поступков, нацеленных на энергосбережение.

Форм проведения : проблемный диалог.

Оборудование. Интерактивный комплекс, цветок с лепестками, плакат с кроссвордом, посылка, ларец, альбомные листы, карандаши, маленькие глобусы по одному на парту, портреты фей Нефти и Электричества

Сценарий урока.

    Актуализация знаний (Постановка проблемы .)

Учитель: отгадайте загадки:

«Красная девушка по небу ходит» (Солнце)

«По высокой дороге идет бычок круторогий» (месяц)

«По синему пологу золотое просо рассыпано» (звезды)

«Видно, нет у ней ума: ест она себя сама» (Свеча)

«Насекомое, является хорошим проводникам в горах. Ночью летит к жилью». (Светлячок.)

«В сказке «Двенадцать месяцев» все братья месяцы собрались у …» (Костер.)

Учитель : «Как вы думаете, с каким одним понятием связано содержание предложенных вам загадок и вопросов?». (все загадки связаны с одним ключевым словом – свет)

− Что вас удивляет?

− Какой у вас возникает вопрос?

Как же сформулируем тему урока? («Что значит свет в нашей жизни?»)Учитель : 20 декабря в 2013 году Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой объявить 2015 год Международным годом света и световых технологий (IYL2015). Резолюция в поддержку данной инициативы впервые была принята Исполнительным советом ЮНЕСКО на 190-й сессии в октябре 2012 г.

Составление плана урока в виде цветка. В центре главное слово «Свет», а лепестками будут вопросы, на которые учащимся предстоит найти ответы на уроке (1. Источники света (естественные: Солнце, звёзды, искусственные: электрические лампочки, свечи т.д.); 2. Свет и природные ресурсы; 3. Электроэнергия; 4. Световые приборы.)

Учитель : А теперь мы совершим с вами путешествие с нашими лепестками. Доска будет являться для нас картой, с помощью которой вы будете путешествовать. Но чтобы отправиться в путь, вам нужны проводники, ими будут наши гости (Дети сидят на стульях около доски.). Представьтесь, пожалуйста.

Помощники представляются: «Моё имя Настя. Моё имя Женя».

Учитель : «У каждого из вас на партах лежит волшебный глобус, с помощью которого вы сможете начать путешествие. Возьмите его в руки... и в дорогу.Настя: Почему же ничего не получается?

Женя : А я знаю, почему: чтобы посетить волшебную поляну, нужно отгадать загадку, которая нам подскажет, о чем вы узнаете из увлекательного путешествия. Глубоко под землей залегаем.

Людям жить на земле помогаем. (Полезные ископаемые.)

Настя : Конечно, это полезные ископаемые, или ресурсы земли. Но прежде чем попасть на вторую станцию нам надо посетить первую «Источники света». Кладем руку на глобус и... полетели (музыкальное сопровождение: грохочущая музыка).

Женя: Ребята, вот мы оказались на волшебной поляне. Что вы видите? (Цветок.)

Настя : А какой он? (Красивый. С разноцветными лепестками.)

Женя : А в какой сказке есть похожий цветок? (В сказке «Цветик-семицветик» Валентина Катаева.)

Настя : Верно. А для чего он был нужен девочке в этой сказке? (С помощью цветка девочка исполняла желания и путешествовала.)

Женя : Давайте и мы с вами будем путешествовать с помощью цветика семицветика.

Настя : Что нам нужно сделать, чтобы отправиться в путь?

Женя : Оторвать лепесток и произнести заклинание.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.

Раз-два-три, Знания получить помоги!

Настя: Итак, друзья, кладем руку на глобус и произносим заклинание. (Звучит быстрая веселая музыка.)

Женя : Посмотрите, что это? (слайды фотографий солнца, луны звёзд, лампочки, свечи, костра)

Настя: ребята, как выдумаете что общего у всех этих предметов (они дают свет)

Женя : если они дают свет, значит они – (источники света). Давайте посмотрим видеоролик о том какими бывают источники света и выполним задание (работа с электронным приложение к учебнику «Физика 8 класс» А.В. Перышкин «Источники света»). Молодцы! теперь мы можем отправляться дальше в путь.

Женя : Посмотрите, кто это? (Показывает портрет феи.)

Настя : А как её зовут, вы узнаете, послушав сказку.

Женя : Давным-давно, в те далекие времена, когда еще не было света и воду брали из колодца, жил-был Иван, но не дурак. Решил Ваня, что вода в колодце непригодна для питья. Начал он копать другой колодец. День копает, другой копает... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Смотрит Иван, а вместо воды в колодце выступила темная маслянистая жидкость и жутко запахла. Думает Иван: дай-ка я в этой жидкости тряпочку помочу да и подожгу. Так и сделал. Загорелась тряпочка ярким пламенем. Обрадовался Ваня, что теперь он сможет лампадку жечь, а не лучинку. Вскоре выяснилось, что из этой чудо-жидкости можно и мази изготовить. Стал Ваня жить поживать да в быту жидкость применять.

Настя : О какой жидкости идет речь? (О нефти.)

Женя : Нашу фею зовут Фея Нефть. (Портрет Феи вывешивают на доску). Настя : Давайте посмотрим, где же ее применяют. Оторвём лепесток и произнесем наше заклинание.

Женя : Подойдите и оторвите лепесток (ученик отрывает). Итак, рука на глобусе. Все вместе читаем заклинание: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся снова в круг. Раз-два-три, Знания получить помоги.

Настя : Нефть залегает глубоко,

Достать её нам нелегко,

Километровые скважины бурят

Много-много дней подряд.

Женя : Но нашли еще одно решение,

Которое имеет к солнцу отношение.

Расход энергии в два раза снижается,

Экономия в стране повышается.

Настя : Автомобили и самолеты,

Тепловозы и пароходы,

Электростанции и заводы,

Все они требуют этого чуда природы.

Женя: Вот подумайте, друзья,

Должна быть экономия.

Иначе вашим детям

Не хватит нефти на свете.

Учитель : Ребята, ваша задача - нарисовать рисунок, как же использовать экономно нефть.

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.

Раз-два-три,

Знания получить помоги.

Настя : Кто это, ребята? – Это еще одна фея!

Женя: А как ее зовут, вы узнаете, открыв посылку, которая находится у нее в руках. Кто желает открыть посылку? (Один из учеников подходит и открывает посылку. Вынимает ларец. В это время музыкальное сопровождение (спокойная музыка).)Что же там? (В ларце находится большой лист Кроссворда.)

Настя: Давайте его разгадаем. (Кроссворд вывешивается на доску. Проводники Настя и Женя зачитывают задания.)

Настя : Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам – рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино. (Телевизор.)

Женя : Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырек – Загорелся огонек. (Лампочка.)

Настя : Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог

Этот чудо-сундучок. (Радиоприемник.)

Женя: Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были. (Пылесос.)

Учитель : Благодаря чему работают эти приборы? (Электрический ток.)

Женя : А сейчас послушайте загадку, и вы узнаете имя феи.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество! Это... (Электричество.)

Помощники вывешивают портрет Феи Электричество.

Женя обращается к Насте.

Женя : Знаешь, Настя, мне приснился очень необычный сон.

Настя : расскажи.

Женя: Ночь. Тишина. Все уснули. Мне не хотелось спать. Встаю. Включаю телевизор. Начинаю смотреть фильм. Под говор телевизора глаза сами закрываются. Телевизор ожил и заговорил: «Ах, как я устал за целый день, а мне еще работать всю ночь». Лампочки в телевизоре хором закричали: «Ура! Мы так красивы, так ярки!» Телевизор строго сказал: «Глупые, ведь если я буду работать день и ночь, то вы погаснете навсегда». Тут я спросил: «А почему?» - «Да потому, - сказал телевизор, - что, если я буду постоянно работать, мои лампочки быстро потухнут, и ты, Женя, не сможешь смотреть свои любимые фильмы». Открыл глаза. Телевизор работает. Фильм закончился и начался другой. Выключаю телевизор и засыпаю. Утром за завтраком я сказал всей семье, что энергию нужно беречь и без надобности электроприборы и лампочки не должны работать.

Настя : Ничего себе сон! (Заглядывает в ларец.) Ребята, а в ларце еще наказ. Сейчас, я зачитаю его для вас. «Много-много лет назад, когда еще родители ходили в детский сад, изобрел ученый свет и давал один совет: «Берегите электроэнергию, взрослые и дети, чтобы много лет было светло на планете».

Женя : Объявляется конкурс рисунков о Фее Электричестве. Самые лучшие рисунки будут отмечены призами. Дети выполняют задания. Помощники их проверяют.

Настя : Посмотрите, на нашем семицветике осталось два лепестка. Используем один, чтобы вернуться обратно в класс, а второй, чтобы мы с Женей стали вновь учениками.

Женя: Итак, отрываем лепестки и повторяем за мной, не забудьте, где должна лежать ваша рука. Начали: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.

Раз-два-три,

В класс перенеслись.

Сделай Настю и Женю обычными учениками, А не проводниками.

Учитель : Вот и закончилось ваше увлекательное путешествие в волшебную страну. Вам, ребята, задание от фей дается на дом. После сдачи рисунков и стихов вас поощрят призами. Попрощайтесь с Настей и Женей.

Настя и Женя : До свидания, ребята!

Литература:.

    С.А Тихомирова «Физика в пословицах, загадка и сказках»

Дворник Петр Степанович

Учитель физики, МОУ «Средняя общеобразовательная школа р. п. Соколовый, Саратовского района, Саратовской области»

Всероссийский тематический урок “Свет в нашей жизни”

    Научно-исследовательский проект на тему “Русский Свет”.

    Обсуждение проекта.

    Встреча с сотрудниками энергосберегающей компании “НЭСК” города Саратова.

    Представление памятки “Об экономии электроэнергии”.

    Заключение.

ПЛАН

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

I . Введение. стр.2

II . Из истории создания электрической

лампы: стр.3-6

а) дуга Петрова;

б) Павел Николаевич Яблочков – отец

«русского света»;

в) угольная лампа накаливания;

г) современная электрическая лампа

накаливания.

III . Энергосберегающая лампа (ЭСЛ): стр.7-9

а) гипотеза об экономии на электро-

энергии;

б) сущность ЭСЛ;

в) принцип действия;

г) практическая часть: вычисление

затрат энергии при замене обычных

ламп на ЭСЛ;

д) дополнительный материал: как

правильно выбрать ЭСЛ и пользо-

ваться ей.

IV . Приложения: стр.10-12

а) рисунки;

б) таблицы.

V . Список используемых материалов: стр.13

а) литература;

б) ресурсы Интернета.

Введение

Важное место в развитии нашей страны и жизни каждого человека занимает проблема совершенствования и развития энергетики, а также рациональное использование энергетических ресурсов.

В начале XXI века Россия снова переживает не лучшие времена. В настоящее время страна строит рыночную экономику. Наряду со старыми проблемами (по-прежнему не хватает топлива, энергии) появляются новые, но Единая энергосистема России смогла сохранить то, что когда-то с большим трудом создавала вся страна. Так, на территории нашей Саратовской области успешно работает энергетический комплекс: ТЭС, ГЭС, АЭС в городе Балаково, а также районные ТЭС (см. рис.1).

Ведутся исследовательские работы по претворению в жизнь нанотехнологий, позволяющих рационально и эффективно использовать электрическую энергию. Всесторонний анализ использования электрической энергии предприятиями, учебными заведениями и каждым человеком требует усиления экологической защиты окружающей среды и экономии энергоресурсов.

Откликаясь на эту проблему каждый может принять в этом посильное участие. К примеру, если каждый ученик школы не даст бесполезно светить лампе мощностью 100 Вт в течение одного часа ежесуточно, то школа будет экономить в год примерно 18250 кВт. При этом экономится 18 тонн угля, необходимых для выработки энергии. Наряду с этим в результате сжигания топлива сокращаются поступления вредных газов в атмосферу, таких как оксид углерода, оксид серы, оксид азота, а также много пыли и свинца. Это только один пример того, как каждый из нас может помочь стране и себе самому. Поэтому наша информационно-исследовательская работа «Русский свет» направлена прежде всего на то, чтобы показать исторические заслуги наших соотечественников – учёных-физиков в использовании электрической энергии в деле освещения, а также решения проблемы его экономичности в современных условиях.

Из истории создания электрической лампы

Дуга Петрова.

В начале XIX в. русский физик и электротехник Василий Владимирович Петров сделал открытие, которое позволило использовать электрическую энергию для освещения.

В книге, вышедшей в 1803 г., В. В. Петров так описал свое замечательное открытие: «Если на стеклянную плитку или на скамеечку со стеклянными ножками будут положены два или три древесных угля и если потом металлическими изолированными направителями, сообщенными с обоими полюсами огромной батареи, приближать оные (т.е. угли) один к другому на расстоянии от одной до трех линий (т.е. примерно от двух до шести миллиметров), то является между ними весьма яркий белого цвета свет или пламя, от которого оные угли скорее или медлительнее загораются и от которого темный покой довольно ясно освещён быть может».

Пламя имело форму дуги. Поэтому явление получило название электрической дуги (см. рис.2).

Ученый отмечает, что жар электрической дуги очень силен. В пламени дуги «сгорают» даже гвозди и медные пластинки. Это и неудивительно: теперь мы знаем, что температура в пламени дуги Петрова 3500 ºС.

Что же является причиной возникновения электрической дуги?

Известно, что различные вещества по-разному проводят электрический ток, т.е. обладают различным сопротивлением.

Чтобы зажечь электрическую дугу, угольные стержни сближают. В момент их соприкосновения в цепи начинает течь электрический ток. Причем в месте контакта углей ток встречает сопротивление значительно большее, чем в самих углях. Поэтому концы углей в месте контакта сильно разогреваются и начинают испускать свет. От разогретых до белого каления концов нагревается и окружающий их воздух. Кроме того, такие угли начинают выделять раскаленные газы. Теперь, если слегка раздвинуть угли, электрический ток, идущий через них, не прекратится: раскаленные газы между углями начинают проводить ток – светящаяся электрическая дуга.

Изобретением В. В. Петрова заинтересовались очень многие. В самом деле, ведь им был открыт совершенно новый источник света! Электрическая дуга давала невиданно яркий, белый свет. Как заманчиво было использовать ее для освещения!

Однако осуществить эту мысль на практике оказалось не так легко. Дело в том, что для получения электрической дуги требуется большая сила тока, а существовавшие в то время источники электрического тока – батареи гальванических элементов – давали, как правило, слабый ток.

Было и другое затруднение. При горении дуги угольные стержни постепенно сгорают, и расстояние между ними увеличивается. Наконец наступает момент, когда дуга внезапно гаснет: электрический ток между углями прерывается. Таким образом, чтобы получить постоянное горение дуги, необходимо поддерживать одно и то же расстояние между углями, сдвигать и по мере сгорания.

Сдвигать угли просто руками неудобно и невыгодно: для этого у каждой лампочки должен постоянно находиться человек. Нужно придумать какие-то механизмы, которые автоматически поддерживали бы необходимое расстояние между углями. Изобретатели предлагали различные регуляторы «дуговых электрических фонарей» (так были названы новые лампы, в которых свет давала электрическая дуга). Однако все эти регуляторы были неудобны для практического применения, и дуговые электрические лампы мало где использовались. Только в отдельных случаях – на маяках, на каких либо празднествах или в физической лаборатории ученого – можно было увидеть лампу нового света.

Лишь через 70 лет известный русский электротехник В. Н. Чиколев построил удобное и четко действующее приспособление для автоматической регулировки угольных стержней дуговых ламп. Однако дуговые лампы и после этого не получали широкого распространения: лампа с механическим регулятором стоила очень дорого.

Павел Николаевич Яблочков – отец «русского света».

В 1876 году в Лондоне на выставке точных физических приборов русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков демонстрировал перед посетителями необыкновенную электрическую свечу. Похожая по форме на обычную стеариновую свечу, она горела ослепительно ярким светом.

В том же году «свечи Яблочкова» (см. рис.3) появились на улицах Парижа. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. В короткое время чудесная свеча завоевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы.

Привыкшие к тусклому свету свечей и керосиновых ламп, люди прошлого века восхищались «свечами Яблочкова». Новый свет называли «русским светом», «северным светом». Газеты западноевропейских стран писали: «Свет приходит к нам с севера - из России», «Россия – родина света».

«Свеча Яблочкова» представляет собой ту же дуговую лампу, но у нее нет никаких регуляторов. «Мое изобретение, - писал Яблочков, - состоит в совершенном удалении всякого механизма, обыкновенно встречающегося в электрических лампах…»

Задачу регулировки углей при горении лампы Яблочков решил гениально просто. Он поместил угли не против друг друга , а рядом, на таком же расстоянии, чтобы между ними при пропускании тока возникала дуга. Чтобы дуга горела только вверху, у концов угольные стержни были разделены слоем, не проводящим электричество, например слоем глины или гипса.

Такое устройство дуговой лампы действительно напоминает собой обыкновенную свечу.

Для запала «свечи» применялась тонкая пластинка из материала, плохо проводящего электрический ток. Эта пластинка соединяла друг с другом верхние концы углей. При пропускании электрического тока через «свечу» пластинка сгорала и между концами углей возникала дуга. По мере сгорания углей изолирующий слой между ними постепенно испарялся. Угли же за время сгорания находились на одном и том же расстоянии друг от друга. Их не нужно было сдвигать ни вручную, ни с помощью каких–либо сложных приспособлений!

Знаменитый изобретатель неустанно работал над усовершенствованием своих «свечей». Изменяя химический состав изолирующей массы, Яблочков создавал лампы со светом различных оттенков. Он соединял несколько свечей так, что, когда гасла одна, автоматически загоралась другая. Он конструировал самые различные по силе света лампы.

Но это было не все. Совершенствуя свое изобретение, П. Н. Яблочков старался избавиться от одного существенного недостатка. Дело в том, что при работе при постоянном токе один уголь «свечи» сгорает вдвое быстрее, чем другой. Чтобы избежать неравномерного сгорания углей, Яблочков один из стержней делает более толстым. Однако это не так удобно и невыгодно. Изобретатель упорно ищет другое решение задачи. И находит его. Он использует для питания «свечей» не постоянный, а переменный ток. В этом случае оба угля сгорают равномерно. Таким образом, П. Н. Яблочков – первый человек, практически применивший переменный ток в электротехнике. До его работ считалось, что переменный ток не годится для широкого практического применения.

Кроме того, он решил задачу так называемого «дробления электрического света». Яблочков разработал такую схему соединения дуговых ламп в цепь, при которой один источник тока мог обслужить уже не одну, а большее число ламп. Это достигалось с помощью особых индукционных катушек, работающих по принципу трансформатора (см. рис.4).

Таким образом, П. Н. Яблочковым впервые был применен в электротехнике и принцип трансформации электрической энергии. К 1880 г. «русский свет» освещал многие города мира. В России «электрические свечи» освещали улицы Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Полтавы и других городов.

Угольная лампа накаливания.

В начале 70–х гг. XIX в. Александр Николаевич Лодыгин создал новые электрические лампы – лампы накаливания (см. рис.5), те самые, которые уже к началу нашего века завоевали весь мир. Так, у «свечей Яблочкова», кроме старых соперников – газовых рожков,- появился новый.

«Свечи Яблочкова» не выдержали соперничества и очень скоро начали повсеместно гаснуть. И хотя в наши дни «электрическая свеча Яблочкова» является уже достоянием истории, мы не должны забывать, что именно работы русского изобретателя П.Н. Яблочкова дали электрическому свету путёвку в жизнь. «Электрической свече» мы, бесспорно, обязаны тем, что удалось ввести электрический свет в повседневный обиход.

Уже давно, с самого начала XIX в., было известно, что электрический ток, проходя по проводнику, нагревает его.

Если сила тока большая, то проводник нагреется до температуры белого каления и даже может расплавиться. Это действие электрического тока и было использовано изобретателями новых электрических ламп – ламп накаливания.

Однако изготовить электрические лампы накаливания, которые давали бы достаточно яркий свет и в то же время работали продолжительное время, оказалось делом нелегким. Основная причина этого заключалась в том, что тонкие металлические проволочки, как правило, очень быстро плавились, как только их разогревали до необходимой температуры. Кроме того, раскаленные металлические нити окислялись в воздухе и в силу этого быстро «перегорали».

Работая над конструированием ламп, электротехники пробовали изготовить нити накала из платины. Платина плавится только при температуре около 1750 С и не окисляется, но этот материал был очень дорогим; в то же время при сильном нагревании платиновые нити все равно размягчались.

Многочисленные попытки сделать практически пригодную лампу накаливания долгое время оканчивались неудачей. И лишь в 1872 – 1873 гг. замечательный русский электротехник А. Н. Лодыгин создает первую удачную конструкцию новой электрической лампы.

Первая лампа накаливания Лодыгина была устроена так: в небольшой стеклянный шар впаяны две медные проволочки, соединенные с источником тока. Между ними закреплен тонкий угольный стержень. Как только через медные проволочки и угольный стержень пропускали электрический ток, стержень благодаря большому сопротивлению раскалялся и светился ярким светом. Чтобы он не сгорал быстро, из стеклянного шара откачивали воздух. Такие лампы горели недолго – 20–30 мин.

Однако уже в следующие два года А. Н. Лодыгин создает новые, улучшенные образцы электрических ламп накаливания, которые были способны гореть несколько часов.

Достоинства лампы накаливания по сравнению с дуговыми были очевидны. Лампы накаливания давали мягкий и яркий свет, потребляли мало электрической энергии, были просты и совершенно безопасны в использовании, сравнительно недороги и поэтому удобны для освещения жилых помещений.

В 1873 г. Лодыгин демонстрировал свои лампы в Петербурге. Лампами нового света была освещена одна из улиц русской столицы.

«Масса народа любовалась этим освещением, этим огнём с неба, - писал один из современников Лодыгина о его лампах.- Лодыгин первый вынес лампу накаливания из физического кабинета на улицу».

В этом же году в Технологическом институте Лодыгин показал, что его лампы могут применяться в самых различных условиях: и в сигнальных железнодорожных фонарях, и в электрических фонарях для подводных работ, и в фонарях для каменноугольных шахт и т.п. Через три года электрический фонарь Лодыгина для подводных работ был применён при строительстве подводных частей моста через Неву. Каждый такой фонарь можно было очень легко зажечь и погасить отдельно от других.

Русская Академия наук в 1874 г. присудила Лодыгину за лампу накаливания Ломоносовскую премию. В решении по этому вопросу указывалось, что А. Н. Лодыгин сделал открытие, «обещающее произвести переворот в каждом вопросе об освещении».

Изобретение Лодыгина действительно произвело переворот. Именно благодаря его работам в каждом уголке мира засияла электрическая лампа.

В 1890 г. А. Н. Лодыгин предложил изготовлять лампы накаливания с металлическими нитями из тугоплавких металлов – вольфрама, молибдена, осмия, иридия, палладия. В 1900 г. лампы Лодыгина с металлической нитью накаливания демонстрировались на Всемирной выставке.

Практическое применение лампы с вольфрамовой нитью получили после 1910 г., когда был найден способ изготовления тянутых нитей из вольфрама.

Первые лампы с вольфрамовой нитью довольно быстро перегорали. Начались поиски причин быстрой «смерти» ламп. Оказалось, что на вольфрамовый волосок вредно влияет воздух, который всё же оставался в лампе после его откачивания. Тогда при изготовлении электрических ламп с вольфрамовой нитью стали особенно тщательно следить за тем, чтобы воздух был по возможности полностью удалён из баллона лампы.

Но появилась новая беда: вольфрамовая нить при высокой температуре довольно сильно испарялась и в результате этого очень быстро разрушалась. Тогда для уменьшения испарения металла баллон лампы решили наполнить газом, не действующим на раскалённую нить, таким, как аргон и азот. Распыление нити стало меньше. Уменьшение разрушения вольфрамовой нити позволило поднять температуру её накала выше, чем в пустотных лампах. Отсюда большая яркость и экономичность газонаполненных ламп.

В таком виде и существует в наши дни электрическая лампа накаливания.

Последнее время учёными ведутся работы по изготовлению нитей накала из сверхтугоплавких веществ. К таким веществам относятся, например, химические соединения карбид-тантал и карбид-цирконий. Нить накала, изготовленная из этих веществ, способна выдерживать температуру свыше 4000 ºС.

Не забыта в наше время и дуговая лампа. Учёные много сделали для совершенствования электрических дуговых ламп. Вытесненные с улиц, эти мощные лампы успешно применяются в прожекторах, на маяках, в кинопроекционных аппаратах.

Современная электрическая лампа накаливания.

Кроме электрических ламп, используемых для освещения, существуют и другие типы ламп.

Многим хорошо знакомы лампочки для карманных фонарей. Они меньше осветительных по размерам и рассчитаны на напряжение 3,5 В. Лампы, применяемые в устройствах, подвергающихся тряске (в автомобилях, киноаппаратах), не имеют винтовой нарезки на цоколях. Цоколь этих ламп снабжен штыковым затвором. Их вставляют в специальный патрон с пружиной и вырезами для штифтов и поворачивают.

Кроме этих ламп, наша промышленность выпускает и другие. Такие, как лампы-гиганты, применяемые для морских маяков. Некоторые из них имеют высоту более метра, массу свыше 7 кг, а мощность 50 000 Вт. Существуют и лампы-малютки массой 0,02 г и мощностью 0,4 Вт. Такие лампы используют в медицине.

Современная лампа накаливания – очень удобный, безопасный и дешёвый источник света. Но в ней лишь 7% энергии превращается в энергию видимого света. Будущее принадлежит совсем иным лампам – энергосберегающим, которые намного экономичней и дают свет, более похожий на дневной.

Энергосберегающая лампа (ЭСЛ)

Гипотеза об экономии на электроэнергии.

Один из самых важных вопросов, вытекающих из постоянного повышения тарифов на коммунальные услуги: свет, газ, воду, обслуживание зданий, следующий: нельзя ли как-то снизить величину затрат на оказываемые коммунальные услуги? Существует хороший способ экономии на электроэнергии. Многое могут сделать сами жители – заменить хотя бы часть ламп накаливания и люминесцентных ламп, используемых для освещения дома, на ЭСЛ (энергосберегающие лампы).

Обыкновенная лампа накаливания преобразует в свет лишь 5-10% потребляемой электроэнергии. Всё остальное рассеивается в виде тепла. В последнее время на рынке стали появляться энергосберегающие люминесцентные лампы, с цоколем, совместимым с обыкновенным патроном. Лампы мощностью 7 ватт дают освещённость, аналогичную 40-ваттным лампам накаливания, 11-ваттные эквиваленты традиционным 60-ваттным, 20-ваттные – 100-ваттным.

Кроме того, как это анонсируется производителями, лампы такого типа служат в 10 раз дольше обычных ламп накаливания (около 10 000 часов).

Стоимость энергосберегающих ламп, конечно, высока (см. табл.1). Такие цены, к сожалению, заставляют многих воспринимать эти приборы как некую «новомодную выдумку для богачей», что на самом деле совсем не так.

Сущность ЭСЛ.

ЭСЛ (см. рис.6) представляет собой электронный прибор, состоящий из колбы с рабочим газом и балласта - электронного пускорегулирующего устройства (ЭПРУ). Внутренние стенки колбы покрыты люминофором, который светится при прохождении тока через газ. В колбу вмонтировано два электрода, представляющие собой нити накала. ЭПРУ представляет собой электронный преобразователь напряжения.

ЭСЛ является усовершенствованным аналогом обычных ламп дневного света (ЛД). Миниатюрность достигается за счёт применения новых технических разработок и новых технологий. В частности, в ЛД используется дроссель большой массы и больших размеров, который нередко начинает гудеть. В ЭСЛ за счёт повышения частоты до 25 кГц удаётся обойтись миниатюрным дросселем, который не может гудеть, потому что такая частота не воспринимается слухом.

ЭСЛ различаются:

    по мощности: 15-55 ватт (эквивалентно 60-220 ватт);

    по оттенку: более тёплый – более холодный;

    по цоколю: обычный или миниатюрный;

    по фигуре колбы: линейная – спиралевидная (дороже);

    по размерам: чем мощнее – тем больше.

Преимущества ЭСЛ:

    Экономия электроэнергии. Как было сказано выше, лампы накаливания лишь 10% преобразуют в свет, остальные 90% превращаются в тепло и «пускаются на ветер». ЭСЛ потребляют в 3-10 раз меньше энергии. То есть в свет преобразуется более 70% потребляемой электроэнергии.

    Срок службы ЭЛ в 6-10 раз больше, чем у ламп накаливания, которые перегорают в самый «неподходящий момент», вызывая неудобства (ЛН – 1000 ч., ЭСЛ – 8000 ч.).

    Экономия материалов и металлов по сравнению с ЛД: экономия ресурсов Планеты .

    Мгновенное зажигание, что является существенным достоинством по сравнению с ЛД.

    Компактность и наличие стандартного цоколя позволяют легко и быстро заменить в квартире обычные лампы накаливания на ЭСЛ (достаточно выкрутить одну и вкрутить другую).

    Экономя электроэнергию, мы уменьшаем потребность в топливе. Современная альтернативная энергетика способна с избытком обеспечивать энергией города. Единственное, что этому мешает, - топливно-энергетические монополии. Если же в городах снизить потребление, применяя энергосберегающие лампы, то одни только ветроэлектростанции легко справятся с электроснабжением города.

Принцип действия.

Принцип действия ЭСЛ заключается в том, что на электроды подаётся напряжение, через нити накала протекает пусковой ток - это приводит к возникновению "тлеющего разряда в газе". При этом газ начинает выделять невидимое ультрафиолетовое излучение. Нанесённый на внутренние стенки люминофор преобразует это излучение в видимый свет. Более тёплый или более холодный оттенок света определяется видом люминофора. Ток, протекающий через газ, ограничивается дросселем.

Практическая часть.

Первый расчёт . Проведём опыт. Выясним, во сколько раз меньше нужно будет платить за электроэнергию школьного класса, если заменить 33% всех обычных ламп на ЭСЛ (см. табл.2).

1. Для начала узнаем общую израсходованную энергию до замены . Возьмём количество кВт, которые тратят 33% ламп, за x . Тогда оставшиеся 66% израсходуют за месяц 2 x кВт. Следовательно, общая израсходованная энергия до замены составит 3 x .

    Теперь узнаем общую израсходованную энергию после замены . Зная, что лампы ЭСЛ экономят энергию в 5 раз, получим количество израсходованной энергии 33% ламп, заменённых на ЭСЛ – x /5 кВт. Следовательно, общая израсходованная энергия после замены составит (x /5 + 2 x ) кВт. В итоге общая израсходованная энергия после замены составит 2,(2) x кВт.

    Теперь найдем, во сколько раз меньше нужно будет платить за энергию после замены. Для этого нужно общую израсходованную энергию до замены поделить на общую израсходованную энергию после замены. Получим 3 x/2 , (2)x≈1 , 4 .

Ответ . После замены платить нужно будет в 1,4 раза меньше.

Второй расчёт . Проведём ещё один простой расчёт. Предположим, семья, проживающая в квартире, тратит за свет 100 кВт в месяц. Всего в квартире 5 обычных ламп. Семья решила заменить все лампы на ЭСЛ. Нужно выяснить, как быстро окупятся ЭСЛ за счёт экономии на свете, если средняя цена ЭСЛ составляет примерно 150 рублей, а средняя стоимость одного кВт – 2 рубля (см. табл.3).

    Для начала вычислим экономию . Если раньше семья тратила 100 кВт, то после замены семья начнёт тратить в 5 раз меньше (100/5 = 20 кВт). Сэкономленное количество кВт составит 100–20=80 кВт, а сэкономленная сумма – 2х80=160 рублей.

    Вычислим стоимость всех ЭСЛ. Умножаем количество ламп на их сумму, получаем 5х150=750 рублей.

    Наконец, вычислим, как быстро окупятся ЭСЛ за счёт экономии. Для этого нужно стоимость всех ЭСЛ поделить на экономию в месяц. Получаем 750/160≈5 месяцев.

Ответ . Все ЭСЛ окупятся за 5 месяцев.

Как правильно выбрать ЭСЛ и пользоваться ей.

Производители дорогих энергосберегающих ламп гарантируют, что их продукция будет работать до 12000-15000 часов. Лампы из категории «подешевле» работают до 6000-10000 часов. Самые быстросгорающие имеет заявленную наработку в часах – 3000-4000 часов, что порой не соответствует действительности. Очень прискорбно, но бракованные компактные люминесцентные лампы – не редкость. Зачастую брак определяется не совершенством производства, и большой процент дешёвых ламп сгорает или начинает гореть тускло после 1000 часов работы.

В первую очередь «МирСоветов» еще раз подчеркивает тот факт, что энергосберегающие лампы с плавным стартом предпочтительнее, так как такой вид включения дарит несколько тысяч часов работы. Первых пару минут лампа будет разогреваться, гореть не на полную мощность.

Негативно на сроке жизни ламп сказываются частые включения и выключения.

Нельзя использовать энергосберегающие лампы с устройствами плавного старта или защитными блоками от скачков напряжения, которые используют с обычными лампами накаливания.

Приложения

Рисунки.


Рис.1. Газовая, атомная и тепловая электростанции (соответственно)

Рис.2. Василий Владимирович Петров и макет его дуги

Рис.3. Павел Николаевич Яблочков и его «свеча»

Рис.4. Современные большие трансформаторы

Рис.5. Александр Николаевич Лодыгин и его угольная лампа накаливания

Рис.6. ЭСЛ

Таблицы.

Виды ламп

Стоимость (руб.)

Лампы со стандартным цоколем на 22/24/26
ватт

Лампы со стандартным цоколем на 15/18/20 ватт

Лампы «спираль» со стандартным цоколем на 15 ватт

Лампы с миниатюрным цоколем на 7/9/11 ватт

Табл.1. Стоимость ЭСЛ

Дано: школьный класс.

Потребление ЭСЛ в 5 раз меньше;

33% ламп заменены на ЭСЛ.

1. Общая израсходованная энергия до

замены : x+2x=3x.

2. Общая израсходованная энергия

после замены : x/5+2x=2,(2)x.

3. Экономия электроэнергии:

3x/2,(2)x≈1,4 (в 1,4 раза).

Ответ: в 1,4 раза меньше.

Найти, во сколько раз меньше нужно платить за электроэнергию после замены ламп.

Табл.2. Первый расчёт

Дано: квартира.

Оплата 100 кВт в

ср. цена ЭСЛ – 150 р.;

стоимость 1 кВт – 2 р.

1. Экономия:

100/5=20 кВт – потребление энергии ЭСЛ;

100-20=80 кВт – сэкономлено энергии;

80х2=160 руб. – сэкономлено денег.

2. Стоимость всех ЭСЛ:

5х150=750 руб.

3. Окупаемость ЭСЛ:

750/160≈5 месяцев.

Ответ: все ЭСЛ окупятся за 5 месяцев.

Найти окупаемость ЭСЛ за счёт экономии на свете.

Табл.3. Второй расчёт

Список используемых материалов

Литература.

    Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. – М., 1986.

    Белькинд Л.Д. Люди русской науки: очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. – М., 1965.

    Антрушин А. Рассказы о русской технике. – Ленинград: 1950.

    Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом. «Завуч», № 7, 2000.

    Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., 2001.

    Алексеева М.Н. Физика – юным. – М., 1980.

Ресурсы Интернета.

    сайт www.mirsovetov.ru

    сайт www.google.ru

Над проектом работали: Усов Константин Александрович,
Шеватурина Любовь Сергеевна.

Учащиеся 10”Б” класса МОУ “СОШ р.п.Соколовый

Саратовского района, Саратовской области ,

Начался тематический урок с поздравлением обучающихся с новым учебным 2017-2018 годом.

Просмотр презентации в ходе которой для ребят были даны вопросы для рассуждения:

Ты часто думаешь о будущем? На этот вопрос оказалось, что практически все обучающиеся задумываются о будущем и им не безразлична их судьба, но и есть те которые живут только одним днем.

Какой ты видишь в будущем свою страну? На этот вопрос ребята ответили, что хотят жить и пользоваться современными инновационными технологиями, пожелали чтоб заработная плата населения была выше.

Кем ты видишь себя в будущем? 75% обучающихся уже определились кем видят себя в будущем и для того, чтоб достигнуть своих целей дают себе отчет, что нужно получать знания. Ребята видят себя в профессиях как медицинские работники, инженеры и сотрудники полиции.

В ходе презентации рассматривали картины художников: Бориса Кустодиева «Земская школа в Московской Руси 1907 г.» , Александра Морозова «Сельская бесплатная школа 1865 г.» в которых они сравнивали доступность образования учеников 110 лет назад и в современном мире. Увидели жаждущих к познаниям детей во время, где не было учебников, интерактивных досок. Поразмышляв пришли к выводу, что дети сто лет назад стремились к знаниям не смотря на то, что не было оборудования и благодаря им мы имеем сейчас уже то, что доступно для хорошей жизни.

В середине тематического урока просмотрели видео фрагмент выступление президента России В.В. Путина в котором он сказал, что Россия должна быть самостоятельной, мощной, эффективной, современной, устремлённая в будущее. Страна Россия должна быть комфортна, приятна и престижна.

Просмотрели видеофрагмент " Эх, тройка! птица тройка...": отрывок из поэмы "Мертвые души" Гоголя (текст, фрагмент, эпизод)

"... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...".

И в конце тематического урока прослушали песню «Я люблю тебя моя Россия» Обучающиеся 10 класса сделали выводы, что они будущее и для того, что б будущее было хорошее им нужно учиться, создавать проекты и внедрять, то уже от них зависит будущее другого поколения.

Цель: введение темы “Школа в Германии” через применение ранее полученных знаний, языковой и смысловой догадки в новой учебной ситуации

Задачи:

  1. Учебные:
  • Введение новой лексики и активизация ранее изученной по теме “Школа”;
  • Формирование и развитие коммуникативных умений учащихся на основе языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний, навыков.
  • Развитие умения воспринимать на слух и понимать краткие сообщения;
  1. Познавательные:
Расширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора;
  • Развивающие:
    • Развитие языковой догадки, логического мышления и интеллекта учащихся;
    • Развитие познавательных способностей, чувств и эмоций школьника, готовности к коммуникации;
    • Гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика;
    1. Воспитательные:
    • Формирование у учащихся уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка;
    • Воспитание культуры общения, внимательного отношения к слову;
    • Воспитание интереса к учению и формирование познавательной активности;
    • Формирование потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

    Оснащение: Мультимедийный проектор, плакаты о школе на немецком языке

    Форма проведения: урок в форме интеллектуально-познавательной игры “Звёздный час”

    Музыкальное оформление: детские песни на немецком языке

    Оформление зала: столы, карточки.

    Место уроков в цикле : урок вводит тему “Школа в Германии”

    Аспекты языка:

    Виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо.

    Режим работы: фронтальный, в парах.

    Лексика для активизации:

    Die Schule, der Schüler, der Lehrer, d as Fach, der ABC - Schüler, die Tradition, unterrichten, lernen, lehren, die Note , bekommen, ausgezeichnet, der Stundenplan, das Sprachlabor, das Sekretariat, die Ambulanz, die Garderobe, das Klassenzimmer, die Fremdsprache, die Person, die Hauptperson, die Informatik, die Ethik, die Ästhetik, die Psychologie, die Religion, die Literatur, die Physik, die Mathematik, die Chemie, die Biologie, die Geschichte, der Sport, das Deutsch, das Englisch, das Französisch, die Kunst

    Die Schule in Deutschland

    Moderator: Liebe Damen und Herren! Ich bin ……….., ein Diktor vom Ostankino-Fernsehstudio. Im Äther ist das populärste Programm bei den Jungen und Mädchen, und ihren Eltern. “Die Sternenstunde” zum Thema “Die Schule in Deutschland”

    Darf ich die heutigen Kommandos vorstellen? Das sind die schö sten und die klü gsten, und auch die besten Schüler …. aus der Klasse …., …. aus der Klasse …., …. aus der Klasse ….

    Jungen und Mädchen, auf die Bühne!

    Liebe Zuschauer, applaudiert bitte unseren Teilnehmern!

    Nach den Spielregeln nehmen an unserem Wettbewerb die Kinder und ihre Eltern teil.

    Die Rolle der Eltern (Gro βeltern, Brü der und Schwester) spielen heute die Klassenleiter, die Mitschüler und die Lehrer.

    Also, es geht los!

    Nehmt die Plätze und und stellt ihre Verwandte vor!

    Unser Wettbewerb startet! Vorwärts!

    Für jede richtige Antwort bekommt jeder Spieler eine Spielmarke. Wer Spielmarken am meisten sammelt, der ist der Sieger. Hals - und Beinbruch!

    Wann beginnt die Schule in Deutschland?

    • Im Januar
    • Im April
    • Im Dezember
    • Im September
    • Im Oktober

    Mit wie viel Jahren gehen die Kinder in die Schule in Deutschland?

    • 5

    Es gibt in Deutschland eine Tradition: die ABC-Schüler bekommen am ersten Schultag von ihren Eltern… . Was?

    • Computer
    • CD- Player
    • Konfekt

    In der deutschen Schule unterrichten/arbeiten…

    • Studenten
    • Lehrer
    • c. Professoren
    • Dozenten
    • e. Aspiranten

    Die besten Schüler bekommen für ihre ausgezeichneten Antworten die Note…

    Der Chef in der Schule ist …

    • Buchhalter
    • Direktor
    • Sekret ä r
    • Doktor
    • e. Elektriker

    Die Schüler lernen in Deutschland…

    • In der Garderobe
    • Im Sekretariat
    • In der Ambulanz
    • Im Klassenzimmer
    • Im Vestibül

    In der deutschen Schule gibt es nicht…

    • Sprachlabor
    • Bibliothek
    • Sportsaal
    • Atomreaktor
    • Lehrerzimmer

    Der verbreiteste Familienna me der deutschen Schüler ist…

    • Iwanow
    • Rodriges
    • Schulze
    • Mastrojani
    • Gordon

    Wie hei βt die populärste Haup tperson der Schulwitze /Schulanekdoten?

    • Wowotschka
    • Harry

    Das Lieblingsfach der deutschen Schüler ist…

    • Chemie
    • Sport
    • Algebra
    • Physik
    • Deutsch

    Welches Fach steht auf dem Stundenplan in der deutschen Schule und gibt es nicht in der russischen Schule?

    • Informatik
    • Ethik
    • Ästhetik
    • Psychologie
    • Religion

    Die offizielle Fremdsprache in der deutschen Schule ist …

    • Japanisch
    • Arabisch
    • Vietnamesisch
    • Englisch
    • e. Mao-Mao

    Der Traumberuf der meisten deutschen Schüler ist …

    • Melkerin
    • Lehrer
    • Mechaniker
    • Manager
    • Traktorist

    Wer gehört zu der deutschen klassisch en Literatur nicht?

    Moderator: Liebe Damen und Herren!

    Unser Programm “Die Sternenstunde” geht zu Ende , aber ich mö chte den Teilnehmern noch eine Chance geben, damit unsere Spieler noch 2-3 Spielmarken bekommen. Ihr braucht nur ein paar Witze über Hänschen erzählen. Je mehr, desto besser! (Es war die Hausaufgabe)

    Die Witzkiste:

    Lehrer: Hans, deine Leistungen sind besser geworden. Hilft dir jemand zu Hause bei den Schularbeiten?

    Hans: Nein, Herr Lehrer. Aber unser Fernseher ist seit einer Woche kaput.

    Lehrer: Hans, du hast drei Fehler in der Hausaufgabe gemacht, und Peter keinen.

    Hans: Ja, Herr Lehrer. Peters Vater war gestern zu Hause und mein Vater ist ins Kino gegangen.

    Lehrer: Wer kann mir sagen, was es vor 200 Jahren noch nicht gab?

    Jans: Auto,Telefon, Computer…

    Lehrer: Gut, was noch?

    Hans: Mich, Herr Lehrer.

    Der Lehrer gibt den Aufsatzt auf “Was ist die Faulheit?”. Am Abend kontrolliert er die Hefte. Er nimmt das Heft von Hans. Die erste Seite ist leer, die zweite Seite ist leer. Auf der dritten Seite steht: “Das ist die Faulheit!”

    Moderator: Liebe Teilnehmer der “Sternenstunde”!

    Zählt bitte die Spielmarken! Der Sieger/die Siegerin ist…….. . Er/sie hat …. Spielmarken gewonnen.

    Das Spiel ist zu Ende, aber die Stunde nicht. Wir wiederho len jetzt alles, was wir üb er die Schule in Deutschland kennen. Die Stichwörter helfen uns.

    • Konfekt
    • Lehrer
    • Direktor
    • Klassenzimmer
    • Atomreaktor
    • Schulze
    • Sport
    • Religion
    • Englisch
    • Manager
    • Die n ächste Aufgabe ist den Satz fortsetzen und ins Russische übersetzen!
    • Die Schule in Deutschland beginnt im September. U nd in einigen Bundesländern im

    August und im Juli.

    • Die Kinder in Deutschland gehen in die Schule mit 6 Jahren.
    • Am ersten Schultag bekommen die ABC- Schüler Konfekt von ihren Eltern.
    • In der deutschen Schule arbeiten/unterrichten die Lehrer.
    • In Deutschland ist die beste Note Eins.
    • Der Chef in der Schule ist Direktor.
    • Die Schüler lernen in Deutschland im Klassenzimmer.
    • In der deutschen Schule gibt es Lehrerzimmer, ein Sprachlabor, eine Bibliothek, einen Sportsaal. Es gibt keinen Atomreaktor.
    • Der populärste Familienname der deutschen Schüler ist Schulze. Und noch Schmidt und Krause.
    • Die populärste Hauptperson der deutschen Schulwitze /Schulanekdoten ist Hans.
    • Alle Schüler treiben Sport gerne. Das Lieblingsfach der deutschen Schüler ist Sport.
    • Auf dem Schulplan steht in der deutschen Schule Religion.
    • Die offizielle Fremdsprache in der deutschen Schule ist Englisch.
    • Der Traumberuf der meisten deutschen Schü ler ist Manager.

    Es läutet! Unser Spiel ist zu Ende. Ich wünsche Euch viel Erfolg und Spaß beim Deutschlernen !