Александр ксаверьевич булатович биография. В художественной литературе

БУЛАТОВИЧ Александр Ксаверьевич (в монашестве Антоний) , российский исследователь Африки, церковный деятель, один из идеологов имяславия, иеросхимонах.

Отец - генерал-майор Ксаверий Викентьевич, мать - Евгения Александровна (урожденная Альбранд). В 1884 году семья переехала в Санкт-Петербург, где Булатович поступил в Александровский лицей. В 1891 году по окончании лицея зачислен рядовым на правах вольноопределяющегося в лейб-гвардейский гусарский полк 2-й кавалерийской дивизии; с 1895 года заведовал полковой учебной командой. С 1896 года участник миссии Красного Креста в Эфиопии. В 1896-97 годах исследовал бассейн реки Баро. В декабре 1897 года совершил военную экспедицию с войсками эфиопского негуса Менелика II к озеру Рудольф. Изучал и картографировал речные системы Омо, Собата и Голубого Нила, горные районы Кафы, описал культуры амхара, оромо (галла), сидамо и др., собрал этнографические коллекции. В 1900 году направлен в Порт-Артур для подавления «боксёрского восстания». Произведён в ротмистры. Награждён орденом Почётного легиона. 27.1.1903 «по семейным обстоятельствам» уволен в запас. 30.3.1906 вышел в отставку «по прошению».

Под влиянием Иоанна Кронштадтского принял постриг. На Афоне был рукоположен в иеромонахи. 8.3.1907 принял схиму. В марте - декабре 1911 года побывал в Эфиопии, где задумал учредить Русскую православную духовную миссию и Афонское подворье. 8.1.1912 Булатович возвратился на Афон и вскоре возглавил там движение имяславцев, принимал активное участие в полемике с имяборцами. Несмотря на осуждение имяславцев константинопольскими патриархами Иоакимом III и Германом V, а также Русской православной церковью, Булатович не отказался от своих взглядов. После утверждения Святейшим Синодом резолюции Московской синодальной конторы 7.5.1914 об имяславии монахи-имяславцы были отправлены в Покровский монастырь, а Булатович вынужден был покинуть Афон. Поселившись в своём имении в Луциковке, строил кельи для опальных монахов-имяславцев. После начала 1-й мировой войны он отправился на фронт священником, получил боевой орден Святого Владимира 3-й степени с мечами. В 1917 году Булатович вернулся с фронта полуслепым и с дозволения патриарха Тихона поселился в Покровском монастыре в Москве; продолжал издавать книги с обличением имяборчества. В ответ на постановление от 21.10(3.11). 1918 патриарха и Синода о том, что имябожники, как осуждённые церковной властью, могут быть принимаемы в церковное общение лишь по отречении от имябожничества и по изъявлении своего подчинения Церкви, Булатович выразил готовность отказаться от всякого духовного общения с церковной властью до разбора дела по существу Поместным собором. Весь 1919 год Булатович прожил в Луциковке, где был убит грабителями.

Соч.: От Энтото до реки Баро. Отчет о путешествии в юго-западные области Эфиопской империи в 1896-1897 годы. СПб., 1897; Из Абиссинии через страну Кафа на озеро Рудольф // Известия РГО. 1899. Т. 35. Вып. 3; С войсками Менелика II. СПб., 1900. М., 1971.

Лит.: Райт М. В. Русские экспедиции в Эфиопию в середине XIX - начале XX веков и их этнографические материалы // Африканский этнографический сборник. М., 1956. Вып. 1; Куббелъ Л. Е. Материалы по социально-экономическим отношениям у народов Эфиопии в трудах А. К. Булатовича // Советская этнография. 1967. № 3; Кацнельсон И. С., Терехова Г. И. По неизведанным землям Эфиопии (О А. К. Булатовиче). М., 1975.

Александр Ксаверьевич Булатович (отец Антоний) (26 сентября (8 октября) 1870, Орёл, - 5 декабря 1919, Луцыковка Сумской области) - русский ученый и религиозный деятель, исследователь Эфиопии, офицер, впоследствии - иеросхимонах и лидер догматического движения имяславие в Русской православной церкви.

Александр Булатович родился в городе Орёл в благородной семье. Отец - генерал-майор Ксаверий Викентьевич Булатович, из потомственных дворян Гродненской губернии, умер около 1873 г. Мать - Евгения Андреевна, осталась после смерти мужа с тремя детьми: Александром и двумя его сёстрами. В жилах его текла татарская, грузинская, французская и русская кровь.

Минута боя - самый благородный, святой момент. Нет выше этого момента. Разве бывают тогда у человека злоба, расчеты, лукавство, сребролюбие и другие пороки?

Детство Александра прошло в богатом поместье Луцыковка Марковской волости Лебединского уезда Харьковской губернии. В 1884 году он вместе с матерью переехал в Санкт-Петербург.

Александр Булатович учился в Александровском Лицее (1884-1891), который окончил среди лучших выпускников. После окончания лицея 1 мая 1891 года поступил на гражданскую службу в чине титулярного советника в «собственную его величества канцелярию по ведомству учреждений императрицы Марии», руководившую учебными и благотворительными учреждениями. Вскоре А. Булатович подал прошение о выдаче ему на руки документов, и поступил на военную службу: 28 мая 1891 года он был зачислен рядовым на правах вольноопределяющегося в лейб-гвардии Гусарский полк. 16 августа 1892 года получил первый офицерский чин - корнета.

В 1896 году Булатович добился своего включения в члены российской миссии Красного Креста в Эфиопии, где он стал доверенным лицом негуса Менелика II.

Святы войны оборонительные. Они - Божье дело. В них проявляются чудеса храбрости. В войнах наступательных таких чудес мало.

Булатович Александр Ксаверьевич

Совершил в апреле 1896 в качестве курьера легендарный пробег на верблюдах из Джибути в Хараре, преодолев расстояние свыше 350 вёрст по гористой пустыне за 3 суток и 18 часов, что на 6-18 часов быстрее, чем профессиональные курьеры.

В 1897-1899 стал военным помощником Менелика II в его войне с Италией и южными племенами.

Булатович - первый европеец, который пересёк из конца в конец Каффу (сейчас - провинция Эфиопии). Впоследствии составил первое научное описание Каффы. Он также стал вторым европейцем, который обнаружил устье реки Омо. В России миссия Булатовича была высоко оценена: он получил серебряную медаль от Русского географического общества за работы по Эфиопии (1899). Ему также был присвоено звание поручика лейб-гвардии Гусарского полка.

Слава Богу и благодарю Его, что Он, сподобив меня некогда подвизаться в передовых отрядах конницы, которыми мне довелось предводительствовать на войне, ныне сподобил меня еще безмерно большей милости подвизаться в передовом отряде защитников Имени Господня.

Булатович Александр Ксаверьевич

Николай Гумилёв с детства восхищался эфиопскими экспедициями Булатовича и был первым, кто смог повторить эфиопский маршрут Булатовича.

23 июня 1900 г. по личному указанию Николая II Главному штабу Булатович был направлен в Порт-Артур в распоряжение командующего войсками Квантунской области. Участвовал в подавлении «восстания боксёров». В конце июня 1900 года отряд Булатовича вошёл в Хайлар, захваченный до этого повстанцами, и двое суток удерживал его до подхода основных сил.

8 июня 1901 г. Булатович возвратился в полк. Там он через месяц был назначен командовать 5-м эскадроном. 14 апреля 1902 г. произведён в ротмистры. Закончил ускоренный курс 1-го Военного Павловского училища.

В 1903 после разговора с Иоанном Кронштадтским он ушёл из Армии и стал монахом (позже иеросхимонахом) русского Свято-Пантелеймонова монастыря на горе Афон в Греции. Он снова посетил Эфиопию и попытался основать там русский православный монастырь.

Был пострижен как отец Антоний и стал известен как иеромонах Антоний Булатович.

В 1907 после чтения книги «На горах Кавказа», написанную схимонахом Иларионом, он стал одним из лидеров имяславия. Когда движение было объявлено еретическим и расформировано, стал одним из лидеров защиты Свято-Пантелеимонова монастыря при его штурме посланными туда русскими войсками в 1913. Был схвачен и вывезен вместе с другими монахами Афона в Россию на судне «Херсон».

Он продолжал свою борьбу за признание имяславия, издал несколько богословских книг, доказывающих его правоту, встречался с императором Николаем II, и в конечном счете сумел обеспечить своего рода оправдание для себя и своих товарищей по имяславию - имяславцам позволили возвратиться к служению в Церкви без покаяния.

В 1914 году иеросхимонах Антоний (Булатович) направил государю императору Николаю II письмо в защиту имяславия.

Государь в ответ направил письмо на имя митрополита Московского Макария, в котором благоприятно отозвался о имяславцах.

Когда иеросхимонах Антоний (Булатович) приехал с Афона в Россию искать «правды Божией» у Русской православной церкви, то его прежде всего подвергли обыску, потом Св. Синод предложил Министерству внутренних дел выслать его из Петербурга, как человека беспокойного. «Полицейскими преследованиями ответили на его духовную жажду.»

28 августа 1914 Антоний Булатович получил разрешение поехать в действующую армию как армейский священник.

Во время Первой мировой войны отец Антоний не только служил священником, но и во «многих случаях вёл солдат в атаку», был награждён Георгиевским крестом. Отец Антоний был убит бандитами в ночь с 5 на 6 декабря 1919 года.

Александр Ксаверьевич Булатович - фото

Александр Ксаверьевич Булатович - цитаты

Минута боя - самый благородный, святой момент. Нет выше этого момента. Разве бывают тогда у человека злоба, расчеты, лукавство, сребролюбие и другие пороки?

Слава Богу и благодарю Его, что Он, сподобив меня некогда подвизаться в передовых отрядах конницы, которыми мне довелось предводительствовать на войне, ныне сподобил меня еще безмерно большей милости подвизаться в передовом отряде защитников Имени Господня.

Святы войны оборонительные. Они - Божье дело. В них проявляются чудеса храбрости. В войнах наступательных таких чудес мало.

(1919-12-05 ) (49 лет) Место смерти деревня Луциковка , Харьковская губерния (ныне - Белопольский район , Сумская область , Украина)

Иеросхимонах Анто́ний (в миру Алекса́ндр Ксаве́рьевич Булато́вич ; 26 сентября (8 октября) , Орёл - 5 декабря , Луциковка , Харьковская губерния , ныне Сумской области Украины) - русский учёный и религиозный деятель. Исследователь Эфиопии , офицер, впоследствии иеросхимонах , лидер религиозного движения «имяславцев », возникшего на Афоне среди русских монахов.

Жизнь

Александр Булатович родился в городе Орле в благородной семье. Отец - генерал-майор Ксаверий Викентьевич Булатович, из потомственных дворян Гродненской губернии, умер около 1873 года . Мать - Евгения Андреевна Альбрандт, осталась после смерти мужа с тремя детьми: Александром и двумя его сёстрами. В жилах его текла белорусская, татарская и французская кровь.

Детство Александра прошло в богатом поместье Луциковка Марковской волости Лебединского уезда Харьковской губернии. В 1884 году он вместе с матерью переехал в Санкт-Петербург .

Александр Булатович учился в Александровском Лицее ( -), который окончил среди лучших выпускников. После окончания лицея 1 мая 1891 года поступил на гражданскую службу в чине титулярного советника в собственную его величества канцелярию по ведомству учреждений императрицы Марии , руководившую учебными и благотворительными учреждениями. Вскоре А. Булатович подал прошение о выдаче ему на руки документов, и поступил на военную службу: 28 мая 1891 года он был зачислен рядовым на правах вольноопределяющегося в лейб-гвардии Гусарский полк . 16 августа 1892 года получил первый офицерский чин - корнета .

В России миссия Булатовича была высоко оценена: он получил серебряную медаль от Русского географического общества за работы по Эфиопии (1899). Ему также был присвоено звание поручика лейб-гвардии Гусарского полка.

Когда иеросхимонах Антоний (Булатович) приехал с Афона в Россию искать «правды Божией» у Русской православной церкви, то его прежде всего подвергли обыску, потом Св. Синод предложил Министерству внутренних дел выслать его из Петербурга как человека беспокойного. «Полицейскими преследованиями ответили на его духовную жажду».

Первая мировая война

Много раз Булатович просился обратно в армию, но ему отказывали. Лишь 28 августа 1914 года Антоний Булатович получил разрешение поехать в действующую армию как армейский священник . Во время Первой мировой войны отец Антоний не только служил священником, но и во «многих случаях вёл солдат в атаку», был награждён наперсным (священническим) крестом на Георгиевской ленте . В 1916 году оказался в австрийском плену, но сумел бежать, после чего вышел в отставку.

Гибель

Отец Антоний был убит бандитами в ночь с 5 на 6 декабря 1919 года , защищая от ограбления неизвестную женщину. Похоронен в селе Луциковка Белопольского района Сумской области, Украина. 6 сентября 2003 года были обретены его нетленные мощи.

Награды

  • Орден Святой Анны 2-й степени с мечами;
  • Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом;
  • Орден Почётного легиона (за спасение из плена французского миссионера сеньора Лавесьера во время подавления «восстания боксёров» в 1900 году).
  • Высшая военная награда Эфиопии при негусе Менелике II - золотой щит и сабля, подаренные расом Вальде Георгисом .

В художественной литературе

  • О приключениях А. К. Булатовича рассказывается в исторической миниатюре Валентина Пикуля «Гусар на верблюде»
  • Илья Ильф и Евгений Петров воспользовались биографией А. К. Булатовича для создания вымышленной истории о гусаре-схимнике Буланове, которую рассказывает герой романа «Двенадцать стульев » Остап Бендер .
  • Иван Соколов-Микитов упоминает о доставленном в Одессу с Афона А. К. Булатовиче в рассказе «На мраморном берегу ».
  • Ричард Зельтцер , «Имя героя ». Роман, пер. с англ. Н. А. Немзер.
  • А. К. Булатович является одним из героев романов цикла «Этногенез», в частности, романа Алексея Лукьянова «Ликвидация» (Бандиты. Книга 2).

В миру Александр Ксаверьевич Булатович, родился 26 сентября года в Орле в семье генерал-майора Ксаверия Викентьевича, командующего 143-м Дорогобужским полком. Генерал Булатович происходил из древнего дворянского рода и всю жизнь посвятил воинской службе.

Его отец скончался, когда Александру было три года. Мать с тремя детьми переехала в Санкт-Петербург , где детям было дано хорошее воспитание.

Александр Булатович окончил Александровский лицей в числе лучших воспитанников и поступил в лейб-гвардии Гусарский полк. На много лет военное дело стало главным в жизни Александра.

Офицер и путешественник

На военной службе он показал себя человеком непоседливым, увлекающимся, с авантюрной жилкой. При этом Александр не любил балов и грубых офицерских развлечений, а жаждал подвигов. В году он был назначен инструктором по фехтованию. Также Булатович был одним из лучших всадников полка.

Примерно в это время произошла первая его встреча с праведным Иоанном Кронштадтским . Он прибыл к старцу втайне от матери и друзей, со слезами исповедовался и причастился Святых Христовых Таин .

"Мощи иеросхимонаха Антония были найдены 5 сентября г. в с. Луциковка Сумской обл. (родовом имении Булатовичей). Мощи сохранились в виде костей воскового с розовым оттенком цвета. Этот вид и цвет мощей считается для афонских монахов, к числу которых принадлежал и отец Антоний, признаком того, что покойный угодил Богу. Сохранилось также, в несколько поврежденном виде, иерейское облачение, в котором был погребен убиенный в г. подвижник. Прекрасно сохранилась церковная лента-галун, которой был украшен гроб ."

Состоялось перезахоронение останков подвижника. 23 августа года на могиле был установлен и освящен гранитный крест. Была построена часовня на месте, где стоял домик отца Антония, в котором он подвизался и встретил мученическую кончину.

Труды

  • С войсками Менелика II , 1900 (переизд.: М. Глав. ред. вост. лит., 1971).
  • Апология веры во имя Божие и во имя Иисуса , М., 1913.
  • Моя борьба с имяборцами на св. горе , 1916-1917.
  • Оправдание веры в непобедимое, непостижимое имя Иисуса , 1917.
  • Прошение в Правительствующий Синод , СПб., 1913.
  • История афонской смуты , вып. 1, Пг., 1917.
  • Моя мысль во Христе. О деятельности (энергии) Божества , Пг., 1914.
  • Имяборческая пропаганда .
  • Афонское дело . Пг., 1917.

См. также

Литература

  • Пахомий, монах-афонец, История афонской смуты или имябожеской ереси , СПб., 1914.
  • Литературная Россия , сентябрь 1963, № 38.

Александр Ксаверьевич Булатович

На карте Африки есть озеро Виктории, есть водопад Виктории, река Альберт-Нил, озеро Рудольфа, Порт-Элизабет, город Ливингстон, а раньше таких названий было еще больше. Русских имен нет. Вот на просторах Тихого Океана фамилии русских мореплавателей в названиях островов попадаются, хотя они почти заменены на новые, иностранные, данные прежними или нынешними английскими и французскими хозяевами этих мест. Но так уж и нет в Африке русских названий? И неужели не было? Или было, но опять «переименовали»? А между тем далеко-далеко, у южных отрогов Эфиопского нагорья, там, где в ложбине Великого Африканского разлома несет свои воды река Омо, высятся горы, уже больше века несущие имя Императора Николая II. Того самого. Нашего...

Имя Александра Ксаверьевича Булатовича (1870-1919) лежало под могильным камнем общественного забвения до начала 1970-х годов, когда издательство «Наука» подготовило к выходу две книги, посвященные его путешествиям по Эфиопии. Но с тех пор минуло еще три десятилетия. Из крупных наших писателей только Валентин Пикуль посвятил ему небольшой рассказ «Гусар на верблюде». Повторное переиздание книг самого Булатовича госиздательство вряд ли потянет, а коммерческое вряд ли захочет. Да и существование такой страны, как Эфиопия начинает как-то забываться. Рухнула наша межгосударственная «дружба навек», остались отдельные островки культурных и личных связей. Эфиопия осталась в стороне современных туристских маршрутов по Африке. Тем не менее Эфиопия, тогдашняя Абиссиния, была, пожалуй, страной, самим Богом отданной России на освоение. Эта была единственная Африка, открытая и доступная для России и для русских. В другие африканские страны путь русским путешественникам был заказан, и не дикими кровожадными племенами, но европейскими колонизаторами, расширявшими свои владения. Только Василию Юнкеру удалось пробраться в сердце Африки, но он «протиснулся» между немцами и бельгийцами, да и был он не «Василий», а «Вильгельм» и даже трёхтомный отчет свой написал на немецком языке.

Англичане же к русским в Африке относились с откровенным подозрением. Но Россия не преследовала в Африке колониальных целей и поддержка ею Абиссинии объяснялась стремлением досадить всегдашней врагине России – Британии, а также помочь единственным единоверцам в Африке отстоять свою независимость. В царствование Императора Александра III началось приятное сближение России с Францией. Для проникновения в Абиссинию русские могли пользоваться французским портом Джибути. Именно через Джибути прибыло в Абиссинию первое русское посольство под началом В.Ф.Машкова. В 1889 году оно было принято Менеликом II. В 1894-95 годах тем же путем сюда прибыла экспедиция РГО Елисеева и Леонтьева. А в 1896 году, после достопамятной битвы при Адуа, в которой войско Менелика II разгромило итальянских интервентов, сюда стала снаряжаться экспедиция росийского общества Красного Креста. В ее состав входили 200 солдат и 4 офицера, в том числе лейб-гвардии гусар корнет Булатович. Пароход с русской миссией прибыл в Джибути 18 апреля 1896 года. Из Джибути в Харар на почтовом верблюде отправляется Булатович в сопровождении всего трех помощников из местных. Его цель – договориться с абиссинцами об устройстве русского лагеря. Из Харара он отправляется в Энтото, резиденцию Менелика II близ Аддис-Абебы. Но в пути на него нападают кочевники, отбирают мулов и все имущество. К счастью, его случайно находит Николай Леонтьев, который как раз возвращается в Джибути. Переговоры с Менеликом проходят удачно. Менелику Булатович, отличный кавалерист и бесстрашный путешественник, практически в одиночку пересекший кишащую разбойниками пустыню Данакиль, начинает нравиться. И когда русская миссия завершает работу, Булатович не возвращается в Джибути, но остается в Энтото. Он хочет отправиться вместе с одной из военных экспедиций на Запад страны. Менелик ведет интенсивные войны со своими соседями, народами менее развитыми, чем абиссинцы. К чести последних стоит заметить, что они не истребляли покоренные народы, но оставляли им те обычаи, верования и общественное устройство, коими те обладали до утраты самостоятельности.

Из внутренней переписки российского Генерального Штаба, Санкт-Петербург: «Имеются все данные предполагать, что сведения, которые будут доставлены этим офицером, могут послужить не только достаточно надежным материалом для выяснения современного состояния страны, но могут оказаться небесполезными и при наших дальнейших сношениях с Эфиопией».

29 октября 1896 года Булатович отправляется в путь. За время этого похода ему удалось сделать наблюдения долин рек Гудер, Гибье, Баро, пересечь западную границу Абиссинии вместе с действующей армией, только что завоевавшей страну Моча. Произведению более подробных исследований мешали военные действия. Булатович на свой страх и риск выезжал в опасные районы вместе с геодезическими приборами, наносил на карту те природные объекты, которые успевал. Первый раз он заболел малярией. Долина реки Баро впервые была нанесена на карту мира. По возвращению в Энтото он просит у Менелика дозволения отправиться в составе военного похода в страну Бени Шенгул, но получает отказ. Взамен этого Менелик предлагает Булатовичу отправиться... на сафари! 13 февраля Булатович отправлется в Леку к дадьязмачу Габро Егиабееру охотиться на слонов. Сафари длится 29 дней. Булатович лично «уложил» трех слонов, став первым русским охотником в Африке...

21 апреля 1897 года французский пароход увозит Булатовича из Джибути. Возратившись в Санкт-Петербург он пишет отчет «От Энтото ло реки Баро», выступает с ним на заседании Русского Географического Общества, издает отдельной книжкой. Произведен в чин поручика и представлен к ордену Анны 3-ей степени. Начинает подготовку ко второй экспедиции в Эфиопию. Путь привычный – Париж, Марсель, Джибути, Харар, Энтото, куда он прибывает 15 сентября 1897 г. В это время Менелик ведет наступление на трех основных направлениях - на Бени Шенгул, на маленькие государства долин Собата и Голубого Нила, на Кафу (Каффу) и далее на юг, к озеру Рудольфа. Именно последнее направление выбирает Булатович чтобы разрешить загадку, мучавшую географов: куда течет река Омо? Впадает она в Нил или в озеро Рудольфа? И где находится водораздел рек, впадающих в Индийский океан и в Средиземное море?

27 декабря Булатович отправляется в путь из Аддис-Абебы. Пересекает страну Кафа, недавно подчиненной Эфиопии, страну, в глубине которой никто не бывал, хоть и описания ее разных авторов были известны. Он отмечает хорошее состояние дорог в этой части Эфиопской Империи. Булатович «прикреплен» к штабу раса Вальде Георгиса. Пока эфиопы воюют, Булатович совершает опасные «экскурсии» в районы, где немудрено нарваться на «партизан». Происходят стычки, приходится уходить от погони, пробираться в одиночку с шашкой наголо через непролазные заросли. Дважды Булатович чудом избегает гибели: один раз – от руки человека, другой раз – от бивней раненого им слона. Войско эфиопов идет вперед, к заветному «второму градусу» северной широты, чтобы не дать англичанам сомкнуть кольцо своих колоний вокруг страны. «Второй градус» - это озеро Рудольфа. «Много ли еще идти?»- спрашивает Вальде Георгис у своего русского советника. «Впереди у нас столько пути, сколько было накануне», - получает неизменный ответ. Эфиопы подчиняют негроидные племена. Проводники обещают впереди землю, богатую хлебом, но войско проходит лишь засушливые степи. Но вот 26 марта 1898 года передовой отряд вышел к озеру у устья реки Омо. Вот она, плодородная земля! Здесь живут масаи, а дальше – английские владения. Эфиопия вышла к своим современным границам.

В качестве военного советника Булатович разработал целую программу реорганизации армии Менелика II с тем, чтобы, сократив число «частных» армий местных князей, одновременно довести численность регулярной армии до 200000 человек. Это позволит достойно противостоять притязаниям европейских колонизаторов. Этому будет способствовать и приобщение к новейшим системам огнестрельного оружия, опять же, при помощи русских военных советников. Надо сказать, что эфиопы высоко оценят помощь России. «К русским они относятся с гораздо большей симпатией, в особенности те, которые имели случай с нами познакомиться. «Москва-христиан» - это общее убеждение народа, тогда как относительно других европейцев они в этом не убеждены».

Александр Ксаверьевич оставил весомый русский след на географической карте Эфиопии. Он фактически усыновил африканского мальчика, покалеченного воинами племени куло – союзниками эфиопов, но ведущих себя на войне не самым достойным образом по отношению к побежденным. Булатович нарек его Васькой. В честь него назвал один из мысов на северном берегу озера Рудольфа, привез с собой в Россию, выучил и воспитал в лучших традициях русского офицерства. Но главное – он исследовал и описал горный хребет, получивший имя Высочайшей Особы Российской Империи. «Открытый мною хребет разделял бассейны Омо и Собата и отгонял воды своих западных склонов от их естественного, казалось бы, бассейна – озера Рудольфа – в далекий Нил и Средиземное море. Хребет этот назван с высочайшего разрешения и согласия императора Менелика Хребтом Николая II», - объявил Булатович на заседании РГО 13 января 1899 года.

В 1899 году в «Русском Инвалиде» появился своеобразный «пресс-релиз»:

«До сего времени существование этого хребта не было известно для науки. Предполагалось, что к западу от р. Омо существует горная возвышенность, но это не было еще удостоверено. Предшествовавшими исследователями (Кьярини, Чеки и монсеньер Массая) были пройдены и обследованы лишь северные отроги этого хребта. Путешественники, открывшие и исследовавшие оз. Рудольфа (граф Телеки, Хенель, Дональдсон Смит, экспедиции 1896 г. Ботего и 1897 г. Кавендиша), пролили много света на совершенно неизвестную еще для географии часть средней Африки; тем не менее значительное пространство, находящееся между 7” с.ш. и оз. Рудольфа и между реами Омо и Нилом, оставалось еще совершенно неисследованным. Первым европейцем, прошедшим через часть этих областей и открывшим здесь громадный горный хребет, оказался штабс-ротмистр Булатович. Впервые он перевалил через северные отроги хребта в ноябре 1896 г. Подробное же обследование всего хребта, на всем его протяжении, было произведено в период времени с 24 января по 23 апреля 1898 г. Во все время этого путешествия штабс-ротмистр Булатович пользовался всяким случаем производить точные астрономические наблюдения, а наряду с этим делал подробную маршрутную съемку. Всего вычислено астрономическое положение 13 точек и составлена подробная карта путешествия...

Хребет Императора Николая II находится между 8”30’ с.ш. и 36”30’ в.д. и 6” с.ш. и 36”30’ в.д.На севере он расходится несколькими хребтами, составляющими водораздел рек Гибье, Гибье-Энарза, Гибье-Каке, Дидессы, Добана, Габы и Баро.

Главный хребет, тянувшийся вдоль р. Омо, составляет водораздел двух громадных бассейнов: Омо и оз. Рудольфа, с одной стороны, и р. Джубы и Собата, следовательно, Белого Нила и Средиземного моря, - с другой. Отстоя в средней части всего на 30-40 верст от течения р. Омо, он возвышается над последней на 1000-1500 метров, и воды его западных склонов, находясь так близко от естественного, казалось бы, бассейна, отгоняются им на десяток тысяч верст к далекому Средиземному морю.

Средняя высота хребта над уровнем моря – 2000 метров. Наиболее возвышена его северная часть, где отдельные вершины – Тулу-Жирен, Джимаянгеч, Бача-аки-Кела и Гида – достигают свыше 3000 метров. Вершины Бонга-Бека, Бока, Уйта, Шаши, Сай, Кастит, Джаша достигают высоты 2500 метров над уровнем моря.

Горный хребет Императора Николая II не носит на себе следов вулканического происхождения, которому обязана большая часть гор Эфиопского нагорья. Он представляет из себя систему однообразных ровных горбов с редкими холмообразными вершинами.

Из горных пород встречаются песчаники, граниты и гнейсы. Из металлов туземцы добывают только железо и медь. Ввиду часто встречающихся жил кварца есть основание думать, чтотщательное геологическое исследование открыло бы в нем и другие минералы.

Воды, стекающие с этого хребта, образуют следующие реки: с восточных скатов спускаются в р. Гибье, которая зарождается в горах Гудеру, реки Гибье-Энарза и Гибье-Каке. По слиянии этих рек она называется Омо; далее к югу в нее впадают реки Годжеб и Гуми, и по слиянии с последней она называется Шорум; еще далее в нее впадает р. Кибиш, и отсюда река называется Уар. Устье этой многоименной реки при впадении ее в оз. Рудольфа называетс Няням.

С западных скатов хребта текут реки Баро, Мена, Бако, Килу, Себелиму, Чому и Кори, которые, соединившись, образуют Собат и впадают в Нил.

Строение этого хребта различно в восточной и западной его части. Восточные скаты очень круты и обрывисты, а речки, стекающие с них, представляют из себя большею частью быстрые горные потоки. Западные склоны пологи, понижаются очень постепенно, и реки этих склонов текут гораздо медленнее.

Климатическое значение этого хребта весьма велико. Находясь вблизи от экватора и, следовательно, в области двух пассатов, значительно возвышаясь над остальной местностью, он привлекает к себе наибольшее количество дождевых облаков, при этом наибольшая часть дождей приходится на его восточные склоны. В климатическом отношении хребет разделяется на три пояса. Наиболее влажна средняя часть хребта, на которой расположена Кафа, и она в то же время самая возвышенная. Благодаря обилию воды и ровности температуры, почва Кафы покрыта густыми лесами, в которых деревья достигают гигантских размеров. В большом изобилии встречается кофейное дерево, встречающееся в диком виде в этой части Абиссинии. В Кафе бывают два дождевых периода: один – в феврале-марте, другой – в июне, июле, августе.

Северная часть хребта хотя тоже отличается еще более влажным климатом, но в ней бывает только один дождевой период – в июне, июле, августе, весеннего же периода, такого, как в Кафе, тут не бывает.

Южная часть хребта отличается еще более сухим климатом. Здесь выпадают дожди и во время весеннего, и во время летнего периодов, но в гораздо меньшем количестве. Климат находящегося к югу хребта плато очень сух. Дожди выпадают тут весьма редко, и реки представляют из себя сухие каменистые русла, в которых вода держится только в редких ямах.

Растительность здесь очень бедна, почва скалиста и усыпана обломками горных пород.

Племена, поселенные на этом хребте, принадлежат к шести отдельным этнографическим группам и говорят различными языками.

Северная оконечность населена галласами – оромо. Они разделяются на несколько самостоятельных государств: Гума, Гомо, Гера, Джима, которые в настоящее время завоеваны абиссинцами, и только последняя сохранила свою условную самостоятельность.

Среднюю часть хребта занимает Кафа, населенная племенем семитического происхождения. Кафа в недалеком прошлом представляла из себя сильную, богатую и обширную южноэфиопскую империю. В 1897 году она была покорена и присоединена к Абиссинии.

Восточные скаты хребта, пограничные с Кафой, населены племенами сидамо, составляющими государства Куло, Конту, которые в настоящее время покорены абиссинцами. К югу от Кафы живут племена гимиро, разделенные на маленькие, зависимые от Кафы государства: Шаро, Шево, Бенешо, Яйна, Дука и Каба. Племя это, вероятно, есть смесь сидамо и кафцев с неграми.

К югу от гимиро находятся негрские племена шуро, которые, вероятно, родственны принильским шиллукам.

Юго-западная оконечность хребта населена племенем, которое по типу, языку и быту совершенно отлично от негров и походит на племена сидамо. Имеются некоторые основания предположить, что эти племена представляют из себя уцелевший остаток первобытных обитателей Эфиопского нагорья, которые, смешавшись с семитами, образовали ныне обитающие в Эфиопии племена.

Плато, находящееся к югу от хребта, населено номадами иденич, которые, вероятно, родственны с неграми шуро, но находятся в более диком состоянии.

Племена эти находятся на самых различных степенях культуры. Наиболее развиты кафцы. Они составляют из себя отдельное государство, живут уже в продолжение целых веков политической жизнью, разделяются на сословия. Наименее развиты племена иденич, это название значит в переводе «сыны нелюдей», причем это имя дано им их же собратьями, дикарями.

О различии этих этнографических групп свидетельствует разное именование ими божества. Галласы-оромо называют бога Уак; кафцы – Иер; сидамо – Тоса; гимиро – Кий; шуро и иденич – Тума, а первобытные обитатели Эфиопского нагорья называют бога Даду.

Хребет, будучи населен на всем своем протяжении разнообразными племенами, разделенными на множество маленьких самостоятельных государств, не имеет особого, принадлежащего ему названия. Каждое из этих государств носит название обитаемой ими местности, но общего названия для всего хребта не существует.

Отныне таковым названием является наименование его хребтом Императора Николая II».

* * * * *

Александр Булатович еще дважды, в 1899 и 1911 году, побывал в Эфиопии. В 1906 году он ушел в отставку, в 1907 – принял схиму под именем Антония и отбыл в Грецию, в Афонский монастырь. Во время своего последнего визита в Эфиопию он организовал русскую духовную миссию в монастыре на озере Шале к югу от Аддис-Абебы, но особого успеха это начинание не имело. Воспитанник Булатовича Васька вырос и вернулся на родину, а сам «бесстрашный гусар» удалился в свое имение под Сумами. Здесь он жил в обустроенной келье до той страшной ночи, когда он был в ней убит грабителями. Шел 1919 год...

НИКОЛАЙ БАЛАНДИНСКИЙ