Слово утопия буквально означает. Утопия значение слова. Что такое утопия

И - место, т. е. благословенная страна) , изображение идеального обществ. строя, лишённое науч. обоснования. Термин «У.» ведёт происхождение от назв. книги Мора (1516) . Понятие «У.» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом обществ. строя, а также в расширит. смысле всех соч. и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

У. как одна из своеобразных форм обществ. сознания традиционно воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, критику существующего строя, а также попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально У. тесно переплетается с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В античности и особенно в эпоху Возрождения под влиянием великих географич. открытий У. приобрела преим. форму описания совершенных госв, якобы существующих где-то на земле, либо существовавших в прошлом («Город Солнца» Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «История севарамбов» Д. Ве-раса и т. п.) , в 17-18 вв. получили распространение также различные утопич. трактаты и проекты социальных и политич. реформ. С сер. 19 в. У. всё больше превращается в специфич. жанр полемич. литературы, посвящённой проблеме социального идеала и моральных ценностей.

У. разнообразны по социальному содержанию и лит. форме - это различные течения утопического социализма, а также рабовладельческие У. Платона и Ксе-нофонта; феодальнотеократические У. Иоахима Флор-ского, В. Андрее «Христианополис» (Andreae J.V., Republicae Christianopolitanal descriptio, 1619) и др. ; бурж. и мелкобурж. У.- Дж. Гаррингтона «Республика Океания» (Harrington J., The Common-Wealth of Oceana, 1656) , Э. Беллами «Взгляд назад» (Bellamy Е., Looking backward, 1888) , Т. Герцки «Фрейландия» (Hertzka Th., Freiland, 1890) , а также многочисл. технократич., анархич. и др. У. Многие утопич. сочинения предлагали отд. проблем: трактаты о «вечном мире» (Эразм Роттердамский , Э. Крюсе, Ш. Сен-Пьер, И. Кант, И. Бентам и др. ) , педагогия. У. ( . А. Коменский, Ж. Ж. Руссо и др. ) , научно-технические (Ф. Бэкон) .

У. ярко представлена также в истории обществ. древнего и ср.-век. Китая (утопич. соч. Моцзы, Лао-цзы, Шан Яна и др. ) , народов Бл. и Ср. Востока (аль-Фараби , Ибн Баджа, Ибн Туфайль , Низами, Ибн Рушд и др. ) , в литературе России 18-20 вв.- «Путешествие в землю Офирскую» (1786) M. M. Щербатова, «Рассуждение о мире и войне» (ч. 1-2, 1803) В. Ф. Малиновского, соч. декабристов и революц. демократов, романы?. ?. Богданова и др.

По мере развития обществ. наук, особенно после возникновения марксизма, У. в значит. мере утрачивает свою познават. и прогностич. роль. Своим возрождением в 20 в. У. во многом обязана Уэллсу, который не только написал много утопич. произведений, но и считал создание и критику социальных У. одной из осн. задач социологии. Сорель противопоставлял У. как рационализированное ложное социальному мифу как стихийному выражению обществ. потребностей. Исследование У. занимает большое место в социологии знания Манхейма, стремившегося обосновать отличие У., которая выполняет функции социальной критики, от идеологии, которая, по его мнению, выполняет апологетич. функции. Согласно Мэмфорду, осн. назначение У. состоит в том, чтобы направить обществ. в русло «уготованного будущего», заставляя массы примириться с ним как якобы с неизбежностью, продиктованной «технологич. императивом». Буржуазные социологи долгое третировали У. как «химерические» проекты преобразования общества, к числу которых они бездоказательно относили и .

Однако победа социалистич. революции в России и подъём освободит. движения во всём мире были ими восприняты как реальная угроза воплощения У. в . Господствующей тенденцией в 20-50-х гг. на Западе стала дискредитация У. посредством сочинения разного рода антиутопий, предрекавших мрачное будущее человечеству.

В 60-70-х гг. 20 в. , в связи с глубоким идейным кризисом бурж. сознания, У. привлекает к себе возрастающее обществ. деятелей, идеологов и социологов капиталистич. Запада. Среди них наблюдается двойств. к У. С одной стороны, продолжаются настойчивые попытки дискредитировать У., отождествить с утопич. сознанием, а - с мильенаристскими движениями в прошлом, чтобы подчеркнуть недостижимость коммунистич. идеалов. Эта явно преобладает среди консерваторов, а также ревизионистов, марксологов и советологов (3. Бауман, Л. Колаковский, О. Лемберг и др. ) . С др. стороны, раздаются призывы создать привлекательную для широких масс либерально-демократич. У. в качестве альтернативы марксизму и науч. коммунизму, с целью идеализировать гос.-монополистич. или обосновать программу его обновления посредством «реформации сверху», противопоставляемой социалистич. революции (Ф. Хайек, Ф. Л. Полак, У. Мур, Б. П. Беквит) . Некоторые футурологи и экологи на Западе стараются использовать У. для придания привлекательности своим концепциям о будущем: наиболее типичны в этом отношении сочинения Б. П. Беквита «Следующие 500 лет» и Э. Калленбаха «Экотопия». Многие мелкобурж. радикалы, движения «новых левых», не видя практич. путей к достижению социальной справедливости, намеренно становятся на позиции воинствующего утопизма ( . Миллс, Г. Маркузе, П. Гудмен и др. ) . Для совр. бурж. У. характерно переплетение утопич. и антиутопич. тенденций, которое выражается в том, что провозглашаемый в ней идеал, как правило, сопровождается отказом от традиц. гуманистич. и демократич. ценностей (напр., «Второй Уолден» Б. Ф. Скиннера) . Чем больше разрыв между социальной действительностью антагонистич. общества и провозглашаемыми идеалами, тем утопичнее становятся представления бурж. и мелкобурж. идеологов о будущем. Это проявляется в их переходе от «скрытой» к «открытой» У., т. е. к намеренному утопизму, которому присущ крайний . Перефразируя Гегеля, они утверждают, что «всё действительное утопично, а всё утопичное действительно», что перед человечеством якобы нет иной альтернативы, кроме выбора между «утопией или гибелью» ( . Дюмон, П. С. Хеншоу, В. Феркис и др. ) .

Марксистская рассматривает У. как одну из форм неадекватного отражения социальной действительности; однако в прошлом У. выполняла важные идеологич., воспитат. и познават. функции. Значение У. определяется её классовым содержанием и социальным назначением. У. является выражением интересов определ. классов и социальных слоев, как правило, не находящихся у власти. Для оценки совр. бурж. и мелкобурж. У. принципиальное имеет , которое проводил В. И. Ленин между либеральной и народнич. У. Первая «вредна не только тем, что она - утопич. но и тем, что она развращает демократическое сознание масс»; что касается второй, то «марксисты должны заботливо выделять из шелухи народнических утопий здоровое и ценное ядро искреннего, решительного, боевого демократизма крестьянских масс». При этом следует учесть, что в условиях общего кризиса капитализма реакционность либеральной У. возрастает, тогда как прогрессивность и социальная критичность радикальной (популистской) У. становится исторически ещё более ограниченной (см. В.И.Ленин, Две утопии, в кн. : ПСС , т. 22, с. 117-21) . У. также имеет много общего с социальным мифом по идейному содержанию, с социальной сатирой - по лит. форме, с науч. фантастикой - по познават. функции. Вместе с тем У. обладает целым рядом особенностей: в первую очередь убеждением в возможности разрешения всех противоречий общества однократным применением к.-л. универсальной схемы, рассматриваемой как панацея от любого социального зла. Для У. поэтому характерны антиисторизм, намеренный отрыв от реальности, нигилистич. отношение к действительности, стремление конструировать вещи и отношения по принципу «всё должно быть наоборот», к формализму, идеалистич. истории, обнаруживающее себя в преувеличении роли воспитания и законодательства, а также упование на поддержку со стороны выдающихся личностей, обладателей власти, филантропов и т. п.

В истории общества и обществ. мысли У. нередко служила формой выражения революц. идеологии. Многие осн. принципы освободит. движения трудящихся, нравств. и законодат. нормы, системы педагогики и образования были впервые сформулированы в У. Великие утописты, как отмечал Энгельс, «... гениально предвосхитили бесчисленное таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18, с. 499) .

Хотя возникновение науч. социализма подорвало социальное значение У., лишило её многих прежних функций, У. не утратила своей роли в качестве спе-цифич. жанра литературы. Положит. значение У.«в совр. эпоху проявляется в двух направлениях: она позволяет предвосхищать вероятное отдалённое будущее, которое на данном уровне познания не может быть научно предсказано в конкретных деталях, и может также предостерегать от некоторых отрицат. социальных последствий человеч. деятельности. Эти формы У. стимулировали развитие в социологии методов нормативного прогнозирования и сценариев с целью анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

Кирхенгейм А., Вечная У., [пер. с нем.], СПБ , 1902 ; Сорель Ж., Размышления о насилии, [пер. с .], М., 1907 ; Свентоховский А., История У., [пер. с польск.], М., 1910 ; Мортон А. Л., Англ. У., пер. с англ. , М., 1956 ; Францов Г. П., Историч. пути социальной мысли, М., 1965 ; Агости Э. П., Возрожденный Тантал, пер. с исп. , М., 1969 ; Шестаков В. П., Понятие У. и современной концепции утопического, «ВФ», 1972 , № 8; Баталов Э. Я., Философия бунта, М., 1973 его же, Социальная У. и утопическое сознание в США, М., 1982 ; Араб-Оглы Э. А., В лабиринте пророчеств, М., 1973 , разд. 2; Володин А. И., У. и историч. М., 1976 ; О совр. бурж. эстетике. Сб. ст., в. 4 - Совр. социальные У. и , М., 1976 ; Филос. проблемы идеологич. борьбы, М., 1978 , гл. 2 и H; Mueller W. D., Geschichte der Utopia-Romane der Weltliteratur, Bochum, 1938 ; Dupont V., L"Utopie et le roman utopique dans la litterature anglaise, Toulouse - P., 1941 ; Parr ing t on V. L., American dreams; a study of American Utopias, , 1947 ; Buber M., Paths in Utopia, L., 1949 ; Ruyer B., L"Utopie et les utopies, P., 1950 ; Berdiaev N. A., Royaume de l"esprit et royaume deCesar, Nchat.-P., 1951 ; Gerber R., Utopian fantasy, L., 1955 ; Duveau G., Sociologie de l"Utopie et autres essais P., 1961 ; Polak F. L., The image of the future, v. 1-2 Ley den - ?. ?., 1961 ; Mumford L., Story of Utopais N. Y. , 1962 ; Boguslaw R., The new Utopians, Englewood Cliffs (N. J.) , 1965 ; Utopias and Utopian thought, ed. by P. E. Manuel, Boston, 1966 ; Servier J., Histoire de l"utopie , СПБ, 1902; Сорель Ж., Размышления о насилии, [пер. с франц.], М., 1907; Свентоховский Α., История У., [пер. с польск.], М., 1910; Волгин В. П., История социалистич. идей, ч. 1–2, М.–Л., 1928–31; Mортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., М., 1956; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Францов Г. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1965; Xоу Вай-лу, Социальные утопии древнего и средневекового Китая, "ВФ", 1959, No 9; Штейн В. М., Из ранней истории социальных утопий (Даосская утопия в Китае), "ВИМК", 1960, No 6; Wells H. G., A modern Utopia, L., 1909; его же, Experiment to autobiography, v. 1–2, L., 1934; Hertzler J. O., The history of Utopian thought, N. Y., 1926; Mannheim K., Ideology and Utopia; an introduction to the sociology of knowledge, L., 1936; Mueller W. D., Geschichte der Utopia-Romane der Weltliteratur, Bochum, 1938; Ross H., Utopias old and new, L., 1938; Dupont V., L"Utopie et le roman utopique dans la littérature anglaise, Toulouse – P., 1941; Parrington V. L., American dreams; a study of American Utopias, , 1947; Tuveson E. L., Millennium and Utopia, a study in the background of the idea of progress, Los Ang.–Berk., 1949; Вuber M., Paths in Utopia, L., 1949; Вerneri M. L., Journey through Utopia, L., 1950; Ruyer R., L"Utopie et les utopies, P., 1950; Вerdiaev Ν. Α., Royaume de l"esprit et royaume de César, Nchât. – P., 1951; Modern science fiction, ed. R. Bretnor, N. Y., 1953; Infield H., Utopia and experiment, N. Y., 1955; Gerber R., Utopian fantasy, L., 1955; Huxley Α., Brave new world revisited, N. Y., 1958; Amis K., New maps of hell, N. Y., 1960; Cohn N., The pursuit of the millenium, N. Y., 1961; Duveau G., Sociologie de l"Utopie et autres essais, P., 1961; Mumford L., Story of Utopias, N. Y., 1962; Entwicklungsstadien und Probleme der Utopie im Altertum, "Wissenschaftliche Zeitschrift der Humboldt-Universität zu Berlin. Gesellschafts- und sprachwissenschaftliche Reihe", 1963, No 3; Pollook F., The images of the future, L.–N. Y., 1961; Boguslaw R., The new Utopians, Englewood Cliffs (N. Y.), 1965; Utopias, "Daedalus", 1965, spring; Servier J., Histoire de l"utopie, P., 1967. См. также лит. к ст.

История

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона , в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты , с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

Классификация и признаки утопии

Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

  • технократические , то есть такие, где социальные проблемы решаются путём ускорения научно-технического прогресса .
  • социальные , которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные , идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов , «Туманность Андромеды ») и элитарные , отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка »).

Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности - исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует ее в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует ее с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример - Кампанелла , всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки».

Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором» . Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.

Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики - утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное

Критика жанра

Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью православного философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать» . Это цитата из работы Бердяева "Демократия, социализм и теократия" в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления [...] Утопии осуществимы. [...] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее "совершенному" и более свободному обществу.»

Классические утопии

Пожалуйста, добавляйте другие утопии в списки:
  • Томас Мор , «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») ()
  • Томмазо Кампанелла , «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») ()
  • Иоганн Валентин Андреэ , «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») ()
  • Габриэль де Фуаньи «Приключения Жака Садера, его путешествие и открытие Астральной (Южной) Земли» (1676)
  • Этен-Габриэль Морелли «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов» (1753)
  • Николай Чернышевский , «Четвертый сон Веры Павловны » ()
  • Сэмюэл Батлер , «Едгин» (), «Возвращение в Едгин» ()
  • Александр Богданов , «Красная звезда » ()
  • В. В. Маяковский , «Мистерия-буфф » ()
  • Иван Ефремов , «Туманность Андромеды » ()

См. также

Примечания

Литература

  • Святловский В. В. Каталог утопий. М.- Пг., 1923. С. 5.
  • Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии, 1990, № 5, с. 141-167
  • Маннхейм К. Идеология и утопия // Маннхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 7-276.
  • Утопия и утопическое мышление : Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова . - М.: Прогресс, 1991. - 405 с.
  • Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме : В 2 ч. Изд. 2-е, испр. и доп. - Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1994. 176 с.
  • Русские утопии / Сост. В. Е. Багно. СПб.: Terra Fantastica, 1995. - 351 с.
  • Аинса Ф. Реконструкция утопии : Эссе / Пред. Федерико Майора; Пер. с франц. Е. Гречаной, И. Стаф; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. - М.: Наследие - Editions UNESCO, 1999. - 206 с - ISBN 5-9208-0001-1
  • Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу Философский век. Альманах. Вып. 12
  • Философский век. Альманах. Вып. 13. Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма Философский век. Альманах. Вып. 13 / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич Американская утопия (на английском языке). - М., 1985.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. - М., 1989.
  • «Утопия и утопическое» - материалы круглого стола // Славяноведение. - 1999. - № 1. - С. 22-47.
  • Утопия и утопическое в славянском мире. - М., 2002.
  • Геллер Л., Нике М. Утопия в России / Пер. с фр. - СПб.: Гиперион, 2003. - 312 с.
  • Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л., 1989.- 288 с. ISBN 5-288-00135-9
  • Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. - СПб.: Алетейя, 2005. - 496 с.
  • Панченко Д. В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984. - С. 98-110.
  • Мартынов Д. Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия» // Вопросы философии. 2009. № .5. С. 162-171
  • Маркузе Г. Конец утопии // «Логос». 2004, № 6. - С. 18-23.
  • Мортон А. Л. Английская утопия. Пер. О. В. Волкова. - М., 1956.
  • Мильдон В . Санскрит во льдах, или возвращение из Офира : Очерк рус. лит. утопии и утопического сознания. - М.: РОССПЭН, 2006. - 288 с - (Российские Пропилеи). - ISBN 5-8243-0743-1
  • Егоров Б. Ф. Российские утопии : Исторический путеводитель. - СПб.: Искусство-СПБ, 2007. - 416 с - ISBN 5-210-01467-3
  • Китайские социальные утопии. М., 1987.-312 с. ил.
  • Чернышов Ю. Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник древней истории.1992.№ 1. С. 53-72.
  • Шадурский М. И. Литературная утопия от Мора до Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. Обретение острова. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 160 с - ISBN 978-5-382-00362-7
  • Штекли А. Э. Утопии и социализм. М., 1993.- 272 с. ISBN 5-02-009727-6
  • Штекли А. Э. «Утопия» и античные представления о равенстве // Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984. - С. 89-98.
  • «Мир Фантастики и Фэнтези», Борис Невский «Грезы и кошмары человечества. Утопия и антиутопия»
  • Дэвид Пирс , «Гедонистический императив » ()

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы : Альтернативные описания

Английский философ и писатель, основоположник утопического социализма

Немецкий химик и фармацевт (1806-1879)

Томас (1478-1535) английский гуманист, государственный деятель и писатель, "Утопия"

Томас, канцлер Англии, который отказался присягать королю как "главе церкви" и был казнен за государственную измену

Английский философ и писатель XV-XVI вв., гуманист, автор "Утопии"

И английский писатель-утопист, и нидерландский художник

Картина французского живописца Н. Пуссена "... в Азоте"

Кто разместил идеальное общество в "месте, которого нет"

М. шелковая ткань с серебром или золотом, шелковая парча; моровый, к ней относящ. См. также морить

Массовая гибель скота

Массовый падеж скота

Описал "Историю Ричарда III"

Павлин из "Книги джунглей"

Павлин, оповестивший обитателей джунглей о приходе весны в "Маугли"

Падеж скота

Падеж, но не грамматика

Пандемия

Повальная гибель скота

Повальная смерть

Повальная смерть скота

Повальная эпидемия

Повальная эпидемия, смерть

Поголовная смерть скота

Последствия эпидемии

Самый знаменитый утопист

Следствие ящура

Тотальная гибель

Шелковая ткань с серебром или золотом, шелковая парча

Эпидемия

Эпидемия или пандемия

Эпидемия среди домашнего скота

Этот лорд-канцлер короля Англии поместил счастливое общество будущего в "место, которого нет"

Этот утопист, причисленный к лику святых, был обезглавлен в 1535 году

Томас (1478-1535) английский гуманист, государственный деятель и писатель, «Утопия»

Томас, канцлер Англии, который отказался присягать королю как «главе церкви» и был казнен за государственную измену

Кто разместил идеальное общество в «месте, которого нет»

Этот лорд-канцлер короля Англии поместил счастливое общество будущего в «место, которого нет»

Картина французского живописца Н. Пуссена «... в Азоте»

Павлин, оповестивший обитателей джунглей о приходе весны в «Маугли»

Английский философ и писатель XV-XVI вв., гуманист, автор «Утопии»

Павлин из «Книги джунглей»

Описал «Историю Ричарда III»

Массовый падёж скота

Падёж (не грамматика)

Падеж (не грамматика)

Дата публикации: 18.10.2012

Многие учёные, философы, писатели мечтали об абсолютно совершенной жизни. Сейчас не каждый знает определение слова «утопия», и тем более, не каждый сможет рассказать об основах этой философской мысли. Данная статья посвящена утопиям.

Понятие

Слово «утопия» с древнегреческого означает «место, которого нет». Подразумевается идеальное место и идеальное общество, в котором нет недостатков.

Как только люди начали осознавать себя и своё существование, они начали задумываться об идеальном обществе и мире без недостатков. Началось данное философское течение с трудов древнегреческих мыслителей. Самый известный труд Платона под названием «Государство», помимо всего прочее повествовал также об идеальном государстве. По мнению Платона, идеальное государство должно было быть создано по подобию Спарты, но без коррупции и угрозы восстаний. Т.е. предполагалось рабовладельческое государство (ведь рабы - это не люди, а орудия), где была бы жёсткая система регулирующая социальную жизнь. Назвать утопией такое государство не поворачивается язык, но так думают только современные люди. Во времена Платона данная идея была воистину утопичной.

Вторым крупным шагом в изучении утопии стала Эпоха Возрождения. Именно тогда Томас Мор ввёл понятие «утопия», назвав свою книгу об идеальном государстве именно таким образом. Труды Томаса Мора стали популярны. Людям 15-16 веков было приятно думать об идеальном обществе. А всё потому, что хотя Эпоха Возрождения и привела к техническому и культурному прорыву, но вместе с тем люди начали терять моральный облик. Например, во Флоренции эпохи возрождения была легализована проституция.

В начале 19 века мировоззрение людей изменилось. Тогда появилось множество философских взглядов, касающихся антиутопии. Т.е. начали говорить не об идеальном государстве, а о тоталитарном и плохом, где все человеческие ценности стали ничтожны.

В наше время людей думают об утопии, как свободном обществе. Где все бы нашли занятие по душе и по способностям, где не было бы преступности и т.д. Т.е. люди не сильно меняются за тысячелетия истории. А потому для большинства утопия воспринимается как сочетание свободы, богатства и самовыражения.

Множество утопий

Если спросить у разных людей о том, что по их мнению означает идеальное общество, то все они ответят по-разному. Хотя нечто общее у них будет. Всё дело в том, что утопии надо рассматривать не как нечто готовое, а как нечто формирующееся за счёт принципов. Т.е. главное в утопии - как разрешаются конфликты, а не их отсутствие как таковых. Отсюда идёт разделение на технику и на общество.

Технократическая утопия предполагает решение проблем, путём ускорения научно-технического прогресса. Если заканчивается еда на планете, то необходимо выращивать искусственные продукты (отсюда ГМО, мясо из пробирок и прочие вкусности). Если какой-то человек идёт против общества, то ему нужно промыть мозги или вживить микрочип доброты. Т.е. в технократической утопии любую проблему поможет решить наука и техника.

Социальная же утопия предполагает решение проблем с помощью воздействия общества на индивидуума или на явление. Возьмём те же примеры, что и при технократической утопии. Если при технократии мы бы решали проблему голода с помощью науки, то в социальной утопии проблему бы решали с помощью общественного воздействия. Грубо говоря, общество решило бы меньше есть или больше производить. А проблему непокорных и буйных людей социальная утопия бы решила с помощью общественного воздействия на нарушителей порядка (убеждение, запугивание, массовое забивание камнями).

Утопией считается нечто несбыточное. Однако большинство философов подходило к этому с практической точки зрения. Т.е. утопия - это вполне достижимая цель. Однако стоит учесть, что идеальное общество будет таковым не для всех. Ведь всегда найдутся недовольные и шумные. А потому была разработана «классовая утопия». В классовой утопии общество разбито по классам: те, кто думают головой и управляют обществом; те, кто не очень думают головой и оказывают вспомогательные функции; те, кто не думают головой, а потому работают руками. Вы скажете, что все государства такие. Да, но в классовой концепции предполагается, что все классы будут рады и не будут стремиться прыгнуть выше головы. А это, согласитесь, попахивает тоталитаризмом…

Критика утопий

Критики утопий подходят к данному вопросу таким образом: люди все разные, а потому невозможно создать идеальную модель общества. На самом деле люди все одинаковы. Разница между людьми в том, что все они сходят с ума по-своему. У каждого человека есть навязчивые идеи, и при этом каждый считает себя умнее и лучше остальных.

Критики утопий говорят нам о том, что настоящая утопия предполагает общую свободу, но отсутствие внутренней свободы. Бердяев и Оруэлл высказали такую мысль: «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления».

Людям нужно перестать думать об утопиях. В мире нет ничего идеального, чего уж говорить о человеческом социуме. Утопии - удел писателей и режиссёров. Людям приятно думать об утопиях, но жить в утопии - очень скучно. Ведь большинство впечатлений в жизни - негативные. Мы преодолеваем трудности - такова жизнь. А в идеальном обществе не будет трудностей. А не преодолевая трудностей, мы не сможем узнать своих сил. А потому, даже если утопия будет создана - начнутся активные попытки её разрушить.

В таком аспекте приятнее мечтать не об утопии, а об антиутопии. Ведь жизнь, наполненная трудностями, это отличный способ узнать себя и свои силы. Те, кто считает это мазохизмом - станут безликой серой массой в антиутопичном обществе.

Каждый стремится сделать свою жизнь идеальной - эдакая утопия в пределах одного человека. Но идеальной жизни и абсолютного счастья быть не может. Складывается ощущение, что человек живёт случайно. И вот эта случайная жизнь на планете Земля идёт уже довольно долгое время. Если жизнь не случайна, значит ли это, что наша жизнь уже утопия?

Если вы дочитали статью до конца, то вы либо ничего не поняли, либо у вас есть, что сказать. Свои мысли вы можете оставить в виде комментария в форме ниже.
Спасибо за внимание!


Последние советы раздела «Наука &Техника»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

Утопия это - литературный жанр, в основе которого - изображение несуществующего идеального общества. Термин происходит от названия книги Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516). Однако автором первой утопии считается Платон, который разработал ее в диалогах «Государство», «Политик», «Тимей», «Критий». Уже в этих текстах проводится основной утопический принцип: подробное описание регулируемой общественной жизни. Структура утопии как жанра сложилась в западноевропейской литературе эпохи Возрождения. Известность получили: «Город солнца» (1623) Т.Кампанеллы - рассказ мореплавателя об идеальной общине, живущей без частной собственности и семьи, где государственная каста поддерживает развитие науки и просвещения, обеспечивает воспитание детей и следит за общеобязательным 4-часовым рабочим днем; «Новая Атлантида» (1627) Ф.Бэкона - о вымышленной стране Бенсалем, которой руководит «Соломонов дом», объединяющий собрание мудрецов и поддерживающий культ научно-технической и предпринимательской активности; «Иной свет, или Государства и империи луны» (1657) С.Сирано де Бержерака - о путешествии в утопическое государство на Луне, где продолжают жить Енох, пророк Илия, патриархи; «История севарамбов» (1675-79) Д.Вераса о посещении потерпевшим кораблекрушение капитаном Сиденом страны Севарамб, не знающей ни собственности, ни налогов. В 18 веке утопическая литература пополнилась книгой Морелли «Кодекс природы» (1755), в 19 веке вышли в свет ставшие весьма популярными романы «Через сто лет» (1888) Э.Беллами и полемизирующий с ним роман «Вести ниоткуда» (1891) У.Морриса. В 1898 появляется первая утопическая драма - «Зори» Э.Верхарна.

Литературная утопия в России

Литературная утопия в России зарождается в 18 веке - рассказ А.П.Сумарокова «Сон. Счастливое общество» (1759), роман М.М.Щербатова «Путешествие в землю Офирскую» (1784). В 19 веке это - повесть А.Д.Улыбышева «Сон», написанная на французском языке и в переводе на русский впервые опубликованная в 1928; «фантастический рассказ» Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека» (1877). Русские утопии 20 века - «Через полвека» (1902) С.Ф.Шарапова, «Республика Южного Креста» (1907) В.Я.Брюсова, «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни» (1911) А.А.Богданова. Революция дала новый толчок развитию фантастической и утопической литературы, благодаря чему появляются «Инония» (1918) С.А.Есенина, «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» (1920) А.В.Чаянова, «Грядущий мир» (1923) Я.М.Окунева, «Дорога на океан» (1935) Л.М.Леонова и др. Наиболее заметной утопией литературного зарубежья первой волны стала книга «За чертополохом» (1922) П.Н.Краснова, в которой предсказывается постепенное превращение изолированной от остального мира России в экзотическую лубочную монархию. Далее развитие утопии как жанра в русской литературе прерывается до 1956, когда вышла в свет «Туманность Андромеды» И.А.Ефремова. Этот перерыв связан с тем, что литература социалистического реализма и так воспроизводила черты несуществующего, умозрительно конструируемого общества.

Литературная утопия это жанр, в котором обязательны фигуры рассказчика , посещающего утопическое общество, и его проводника. Многовековая история прибавила к этой схеме лишь различные детали, продиктованные воображением художников.

утопия произошло от греческого u - нет; topos, что в переводе означает - место, т.е. место, которого нет; иное объяснение: eu - благо и topos - место, т.е. благословенное место