Славяне какие народы входят. Другие народы европы. Религии разных ветвей славян

Инструкция

Условия для создания раннефеодального государства у восточнославянских народов появились еще в 9 в. Во главе древнерусских княжеств находился князь, управлявший землями с помощью Боярской думы. Крестьянское самоуправление представляло соседскую общину. Важные вопросы рассматривало народное собрание (вече): здесь принимались решения о военных походах и заключении мира, утверждались законы, принимались меры по борьбе с моровыми болезнями и голодом в неурожайные годы, совершался суд. Отношения князя и народного собрания выстраивались на основании договора, неугодного князя могли изгнать. К 11 в. подобное управление государством постепенно ослабевает, вечевые республики сохраняются лишь в Новгороде и Пскове.

Крупное частное землевладение, феодальные вотчины, передаваемые по наследству, появляются на Руси в 10-11 вв. Крестьяне, составлявшие большую часть населения, занимались земледелием и ремеслом, разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу. В Древней Руси было немало искусных мастеров-ремесленников, чьи изделия пользовались широким спросом даже за рубежом. Все свободное население обязано было выплачивать дань (« »).

Политическими центрами Киевской Руси были города, количество которых постоянно увеличивалось. Они также являлись местом, где процветала торговля. Собственные золотые и серебряные монеты стали чеканиться в конце 10 – начале 11 в., рядом с ними использовались и иноземные деньги.

Как повествует главная летопись «Повесть временных лет», основателем государства в Древней Руси является варяг Рюрик, который был приглашен охваченными междоусобицей племенами кривичей, чудь и словен на княжение в Новгород. В 862 году Рюрик пришел на Русь со своим родом и дружиной, а после смерти братьев великокняжеская власть оказалась в его руках. Он считается родоначальником царской династии Рюриковичей.

В 882 году князь Олег (именуемый Вещим) своим южным походом смог объединить центральные восточнославянские земли – Новгородскую и Киевскую, присоединив к ним огромные территории от Балтийского моря до Черного.

Олега сменил Игорь, который, подобно своему предшественнику, расширял границы Киевской Руси. При Игоре был совершен поход на постоянно беспокоивших русские земли печенегов, закончившийся заключением пятилетнего перемирия. Князь погиб от рук древлян, поднявших бунт против повторного сбора дани.

Жена Игоря Ольга правила русскими землями при малолетнем Святославе с 945 г. Отличавшаяся способностями настоящей правительницы Ольга на протяжении почти двух десятилетий смогла сохранить независимость сформировавшегося древнерусского государства. Княгиня установила новую систему сбора дани: ввела уроки (закрепленные нормы сборов), которые взимались с населения в определенное время и на установленных местах (погостах). Княгиня Ольга в числе первых на Руси стала христианкой, позднее была канонизирована.

С именем следующего русского князя связано принятие на Руси христианской веры. Владимир избрал христианство как самую приемлемую для народа и удобную для укрепления государственной власти религию. После крещения самого Владимира и его сыновей христианство на Руси стало государственной религией. 988-989 – годы, когда русские люди принимали по доброй воле или под страхом княжеской власти. Но еще долгое время соседствовали христианская вера и древнее язычество.

Новая религия быстро утверждалась в Киевской Руси: строились храмы, которые заполнялись привезенными из Византии иконами и разной церковной утварью. С появлением на Руси христианской религии начинается людей. Владимир повелел обучаться грамоте детям именитых родителей. Русский князь-христианин, следуя вере, поначалу заменял штрафом уголовные наказания, проявлял заботу о бедняках, за что в народе стал называться Красным Солнышком.

Владимир воевал со многими племенами, при нем границы государства значительно расширялись. Великий князь старался защитить русские земли от нападения степных кочевников: для обороны возводились крепостные стены и города, заселяемые славянами.

Место отца занял Ярослав, которого стали называть впоследствии Мудрым. Долгие годы его княжения ознаменованы расцветом Русской земли. При Ярославе был утвержден , именуемый «Русская Правда», династический брак его сына Всеволода и византийской принцессы (из рода Мономахов) способствовал прекращению противостояния Греции и Руси.

При Ярославе Мудром главным наставником христиан стал русский митрополит, а не присылаемый из Византии. Столичный Киев своей величавостью и красотой соперничал с крупнейшими европейскими городами. Возводились новые города, церковное и светское строительство достигало широких масштабов.

Владимир Мономах занял великий стол после продолжительных усобиц между наследниками, сыновьями Ярослава Мудрого. Образованный, обладающий талантами писателя князь был участником многочисленных военных походов по Европе и вдохновителем военных действий против половцев. С помощью русскому князю удалось одержать несколько побед над степняками-кочевниками, и постоянные враги русских земель долго не тревожили население.

Киевская Русь усилилась во времена княжения Владимира Мономаха, три четверти земель, входящих в состав государства, при нем объединились, таким образом была значительно преодолена феодальная . Со смертью князя княжеские усобицы возобновились.

12 в. считается временем существования на Руси удельных княжеств, важнейшими из которых были Киевская, Владимиро-Суздальская, Чернигово-Северская, Новгородская, Смоленская и другие земли. Некоторые южные территории попали под власть Литвы и Польши, большая часть русских земель представляла фактически независимые государства, где князья определялись с вече. Дробление Киевской Руси ослабляло ее, делало невозможным в полную силу противостоять врагам: половцам, полякам и литовцам.

В течение 37 лет шла ожесточенная борьба за великое княжение между потомками Мономаха, а в 1169 г. киевский стол захватил Андрей Боголюбский. Этот князь считается основателем монархической формы правления государством. Он пытался, опираясь на простой народ и церковь, усилить единоличную власть, не зависящую от влияния бояр и вече. Но стремления Андрея Боголюбского к самодержавной власти вызвали недовольство дружины и других князей, поэтому он был убит.

Брат Боголюбского Всеволод Большое Гнездо правил Русью, приближая ее к самодержавной монархии. Понятие «князь- » окончательно установилось во времена его правления. Всеволоду удалось объединить Ростово-Суздальскую землю. Порядок в государстве устанавливался при помощи осторожной мудрой политики Всеволода: поучительный пример стремившегося к единоличной власти Андрея Боголюбского указывал князю действовать согласно принятым обычаям и почитать знатные боярские роды.

Всеволод Большое Гнездо принимал близко к сердцу обиды, чинимые земле Русской: в 1199 г. он совершил большой поход на своих бывших союзников половцев, тревоживших Русь, и далеко прогнал их.

Русь в XII -м веке

Возникновения удельных княжеств

Ослабление Киева и возникновение новых центров власти

Киевский период русской истории (IX-XI вв.) был ознаменован значительным развитием хозяйства. На старопахотных землях вместо подсечно-огневой системы земледелия стало вводиться трехполье - регулярная система землепользования. Появились новые полевые, огородные и садовые культуры. Возрастало поголовье скота. Значительно выросли города, развилось ремесло. К XII в. в стране было уже около 300 городов. Происходила специализация производства и разделение труда. Рост богатств заставлял стремиться не просто сохранить их в своем роде, а передать родному сыну. Складывалось очень важное для русской истории представление об “отчине ”, как наследии отца, означавшее замену родоплеменных ценностей семейными.

С середины XII в. начинается упадок Киевского княжества. Он был связан с целым рядом причин:

1) Постепенно терял свое значение торговый путь “из варяг в греки”. В Византии, так же как и на Руси, происходил процесс усиления местных центров власти за счет Константинополя - традиционного потребителя русского экспорта - мехов, меда, рабов. В XIII в. этот путь окончательно уступил свою роль главного связующего звена между севером и югом Европы “янтарному пути” из Поморья в Венецию. В результате защита этого пути, являвшаяся одной из главных причин образования единого древнерусского государства, теряла смысл. Местные князья уже не были в такой мере заинтересованы в поддержке киевского князя, который контролировал путь “из варяг в греки”. Они уже не с той охотой давали ему людей для войска, говоря, что это помешает крестьянам в их работах.

2) С другой стороны, князья стали достаточно сильны, чтобы самим защищать свои земли. Главным источником богатств местных князей становились уже не дары леса, собранные во время полюдья, а деньги, продукты ремесла, хлеб, которые они получали со своих имений, а также в виде налогов с крестьян и городов. Бояр к князьям теперь привязывала не только возможность обогатиться во время “полюдья”, но и право получить за службу земли для ведения хозяйства, на которые можно было посадить холопов и закупов - крестьян, попавших в долговую зависимость.

3) Киевское княжество становилось все более опасным местом для жизни. Его постоянно атаковали князья, желавшие добиться великого княжения. Его тревожили половцы, не осмеливавшиеся нападать на города, но постоянно грабившие села. Поэтому население стало уходить оттуда, двигаться на северо-восток, к малонаселенным землям по Оке и Верхней Волге, не так давно присоединенным к древнерусскому государству. Пустели и города Приднепровья, жившие торговлей с крестьянами, а также работой на бояр богатых киевских князей.

По традиции Киев еще был целью устремлений князей. Сын Владимира Мономаха Мстислав предпринимал попытки восстановить единство Киевской Руси. Но при князьях Юрии Долгоруком и его сыне Андрее Боголюбском в середине XII в. центр страны все более ощутимо перемещался вслед за ее жителями на северо-восток во Владимиро-Суздальское княжество.

Основная же политическая и хозяйственная жизнь шла теперь в отдельных княжествах. К концу XII в. их насчитывалось уже несколько десятков. Княжество рассматривалось как “отчина”, собственность князя, поэтому в своем завещании он раздавал его по частям своим сыновьям, которых обычно было несколько. Так уже через 2-3 поколения из одного княжества образовывалось 10, а то и 20. Этот процесс тормозили централизаторские тенденции отдельных князей, подчинявших своих соседей и восстанавливавших былую целостность государства. В результате в отдельных княжествах стали образовываться свои доминирующие центры власти, свои великие княжения. Наиболее сильными были великие князья владимиро-суздальской земли на северо-западе и галицко-волынской земли на юго-западе Руси.

Для дальнейшей истории России особый интерес представляет история владимиро-суздальской земли, граничившей на юге с Рязанским и Черниговским княжествами (к северу от Оки), на западе - со Смоленским княжеством, на севере - с новгородской землей. Еще в IX-Х вв. на этой территории наряду с племенами вятичей и кривичей жили финно-угорские племена. В XI-XII вв. они были частично оттеснены в другие места, частично ассимилированы славянами. Наибольшую ценность владимирской земли представляли собой ополья - окруженные лесом зоны старопахотной земли, хорошо защищенные от внешних вторжений. Города Владимиро-Суздальского княжества возникли гораздо позднее городов юга.

Возникновение феодализма на Руси

С течением времени поземельные интересы играли все большую роль в жизни русского общества. В XII-XV вв. формируется система частного, боярского и монастырского землевладения сначала на основе передачи князем боярам и монастырям части своих административных и судебных прав, например сбор дани, а затем и за счет расширения их собственных хозяйств, в которых работали зависимые крестьяне, должники бояр и монастырей, или искавшие у них защиты. Такая передача князем части своих прав боярам и монастырям создавала между ними новые феодальные отношения.

Особенности русского феодализма

Отсутствие четкого правового характера феодальных отношений (Феодальный иммунитет).

Русский феодализм не приводил к диалогу центров власти. Реальной политической силой в стране были князья, города не являлись свободными (как это было в Западной Европе), церковь не являлась самостоятельной политической силой и не могла играть роль третейского судьи, бояре воспринимались не как вассалы, а как слуги.

Возникновение власти-собственности на территории подвластной князю.

Цивилизационная альтернатива: “Вызов” востока и ”вызов” запада

Развитие российской цивилизации определялось не только выбором веры, но и выбором естественной и политической среды, к которой население и государство должны были приспосабливаться и которую они пытались преобразовать в своих интересах. Для России, расположенной между Европой и Азией, было крайне важно, в какую сторону она повернется лицом - на Восток или на Запад. Киевская Русь сумела сохранить нейтральное положение между ними, но новая политическая обстановка XIII в., нашествие монголов и крестовый поход европейских рыцарей на Русь, поставившие под вопрос дальнейшее существование русского народа и его культуры, заставляли сделать определенный выбор. От этого выбора зависела судьба страны на многие столетия вперед.

Вызов востока

В 1223 г. монголы впервые появились в причерноморских степях и разгромили объединенное войско русских и половцев у реки Калки. В 1227 г. Чингисхан умер, разделив перед смертью свои огромные владения между сыновьями. Верховная власть была предоставлена старшему сыну, Удэгэю, правившему в Каракоруме. Сын Чингисхана Джучи умер еще при жизни отца, и предназначенный ему улус (владения) был передан его сыну Батыю; это была земля на запад от Урала, которую еще предстояло завоевать. В 1236 г. Батый с монголо-татарской ордой разгромил Булгарское царство, подчинил половцев и алан (осетин) на Северном Кавказе, а также захватил земли мордвы. Зимой 1237 г. он подошел к пределам Рязанского княжества. Рязанские князья обратились за помощью во Владимир и Чернигов, но там не понимали опасности монголо-татарского нашествия. Ведь в последние десятилетия перед этим степняки перестали угрожать внутренним районам Руси. На помощь никто не пришел. Один за другим были разгромлены города Рязань, Пронск и другие. Жители рязанской земли защищались героически, но их сопротивление было сломлено.

Все русские земли оказывали завоевателям отчаянное сопротивление поодиночке, но поодиночке и гибли. Ожесточенное сражение развернулось под Коломной, упорно защищалась Москва под руководством воеводы Федора Нянки. Город был взят, сожжен, жители его истреблены “от старца до сущего младенца”, были уничтожены и разграблены все села и монастыри близ Москвы. Такая участь постигла все остальные города владимиро-суздальской земли. В течение двух лет Батый покорил всю северо-восточную Русь. В 1239-1240 гг. были завоеваны юго-западные русские земли, взят и разорен Чернигов, Переяслав-Южный, Глухов, а в декабре 1240 г. столица Руси - Киев.

Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская земля стала улусом татарского хана. Важно отметить, что власть татарского “царя”, как его называют русские летописи, не отменяла и не заменяла власти русских князей. Русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих княжеских прав. Таким образом, Орда не устанавливала своего управления на Руси, не посягала на русскую систему власти и управления. Власть русских князей над населением их земель не только сохранилась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на огромную военную мощь татарского хана.

Особые отношения сложились у татарских ханов с православной церковью. Как и большинство язычников, они чтили местных богов и покровительствовали жрецам, считая, что это умилостивит чужих богов и привлечет их на сторону монголо-татар.

Вызов запада

В 1240 г., в момент, когда восточная и средняя Русь подверглась опустошительному монголо-татарскому нашествию, северный сосед Великого Новгорода, шведы, вместе с подчиненными им финскими племенами напали на новгородскую землю. Русь оказалась зажатой между двумя агрессивными силами: с востока ей угрожала империя Чингисхана, а с запада - Священная Римская империя германских императоров Гогенштауфенов. Организатором и вдохновителем “натиска на восток” явилась католическая церковь, призывавшая к крестовому походу немецких, шведских и датских феодалов. Основной целью этого похода на Русь было отрезать ее от торговых путей, захватить Неву, выход к Балтийскому морю и подчинить всю новгородскую землю.

10 век Олег назначает Киев столицей Руси. Из Киева предпринимает поход в Царьград.
Св.Ольга мстит древлянам за смерть своего мужа Игоря, а позднее принимает в Киеве христианство по православному обряду.
Князь Святослав положил конец господству хазар на юге России. Завоевал Болгарское царство на Дунае, но оттуда был вытеснен греческим императором Иоанном Цимисхием.
Владимир Святой покорил часть прикарпатских славян, затем - греческий город Корсунь, где и принял крещение по греческому обряду. Крещение Руси, 988 г.
11 век
Ярослав Мудрый победил печенегов при г.Киеве (Киево-Софийский собор); основал гг.Ярославль, Юрьев; издал "Русскую правду" и в 1054 г. положил начало разделению Руси.
В княжение сына Ярослава, Изяслава I, преподобный Антоний основал Печерский монастырь, а преподобный Феодосии ввел в нем общежитие. В княжение Святополка
II Изяславича ослеплен Давидом Василько, князь Галицкий.
12 век
Княжение Владимира Мономаха в Киеве, 1113 - 1125.
Усиление Владимиро-Суздальского княжества при Юрии I Долгоруком и Андрее Боголюбском. Основание г.Москвы Юрием I Долгоруким. Погром Киева войсками Андрея Боголюбского в 1169 г. Принятие титула великого князя Андреем Боголюбским. Великий Новгород достигает наивысшего торгового могущества.
13 век
Первое появление татар и победа их при реке Калке над галицким князем Мстиславом Удалым и другими южными князьями, 1223.
Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь, 1237, и гибель великого князя Владимирского в сражении с татарами при р.Сити.
Разорение Батыем Юго-Западной Руси. Начало Золотой орды. Ярослав II Всеволодович первым из князей признан Батыем старшим между всеми русскими князьями.
Победа Александра Ярославовича над шведами, 1240, и над ливонскими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище)
.
14 век 1. Великое княжество Литовско-Русское. Литовские князья - Гедимин (основатель Вильно), Ольгерд и Витовт - присоединяют к Литве русские юго-западные земли.Сын Ольгерда Ягайло делается польским королем и обращает в католичество литовский народ, 1386.2. Великое княжество Московское.
Московский князь Иоанн Калита, 1328-1341, приобретает в орде у хана Узбека титул великого князя; при нем же митрополит св.Петр переселился из г.Владимира на Клязьме в Москву.
Митрополит св.Алексий и игумен и основатель Троице-Сергиева монастыря преп.Сергий способствуют усилению Москвы в княжение Димитрия Донского, внука Калиты. Победа Димитрия Донского над ханом Мамаем и его полчищами на Куликовом поле 8 сентября 1380. Разорение Тохтамышем Москвы.
15 век
Иоанн III, 1462Ч1505. Брак его с Софией Палеолог, племянницей последнего византийского императора, и вывоз в Москву из Италии и других западных стран мастеров и сведущих людей.
Новгородские бояре, с Марфой-посадницей во главе, пытались отдаться под покровительство польского короля и великого князя литовского Казимира IV, сына Ягайло, но Иоанн III не допустил совершиться этому и подчинил Новгород Москве. Он положил также конец Тверскому княжеству и присоединил к России Чернигов, Новгород-Северск и некоторые другие города Литовской Руси. Поход хана Золотой орды Ахмата на Московское царство и свержение Иоанном III монгольского ига, продолжавшегося от 1240 до 1480.

Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России с 6 по 12 век. Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события 6 -12 век

Образование племенных союзов Восточных славян

Создание раннегосударственных объединений Восточных славян в районе Днепра и оз. Ильмень

Совместный морской поход Днепровских славян и варягов на Константинополь (Царьград)

Княжение Рюрика в Новгороде

Правление в Киеве князей Аскольда и Дира

Княжение Олега в Киеве

Поход Олега на Константинополь. Первый договор Руси с Византией о дружественных отношениях, нормах международной торговли и мореплавания

Второй договор Руси с Византией

Княжение Игоря в Киеве

Первый поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся провалом

Второй поход князя Игоря на Константинополь. Договор Руси с Византией. (Русь теряла право беспошлинной торговли и обязывалась оказывать помощь в охране пограничных с нею владений Византии).

Правление Ольги в Киеве (после убийства древлянами ее мужа князя Игоря).

945 – 972(973)

Княжение Святослава Игоревича в Киеве

Посольство княгини Ольги в Константинополь. Принятие ею христианства (под именем Елена)

Разгром князем Святославом Хазарского каганата (на нижней Волге). Установление контроля над торговым путем Волга – Каспийское море.

Походы князя Святослава в Дунайскую Болгарию. Войны с Византией и печенегами

Разгром печенегов под Киевом

Договор Руси с Византией

972(973) – 980

Междоусобицы в Киеве после убийства печенегами князя Святослава

Княжение Владимира I Святославича в Киеве

Создание единого пантеона языческих богов в Киеве

Поход князя Владимира на волжских булгар

Крещение Руси

Сооружение в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви)

Междоусобные войны сыновей Владимира I за великокняжеский престол.

Княжение Ярослава Владимировича Мудрого в Киеве. Составление свода законов «Правда Ярослава» - наиболее древней части «Русской правды»

Восстание в Ростово-Суздальской земле; подавлено князем Ярославом

Раздел Руси между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом по Днепру:

Правобережье (с Киевом) отходило к Ярославу

Левобережье (с Черниговом) – к Мстиславу

Строительство Спасо-Преображенского собора в Чернигове

Победа князя Ярослава Мудрого над печенегами, обеспечившая Руси мир на четверть века (до прихода в Степь половцев)

Строительство Софийского Собора в Киеве

Последний поход Руси (во главе с сыном Ярослава Мудрого князем Владимиром Ярославичем Новгородским) на Константинополь; завершился неудачей

Строительство Софийского Собора в Новгороде

Великое княжение в Киеве Изяслава Ярославича. Составление «Правды Ярославичей» - второй части «Русской правды»

Набег половцев на Русь. Поход русских князей (Ярославичей) на половцев; поражение на р. Альта. Восстание горожан в Киеве. Бегство Изяслава в Польшу.

Восстания в Новгороде и Ростово-Суздальской земле

Перенесение в новую церковь г. Вышгорода мощей князя Бориса и Глеба (сыновей князя Владимира I), убитых сторонниками Святополка, ставших первыми русскими святыми

Изгнание князя Изяслава из Киева

Великое княжение в Киеве Святослава Ярославича

Великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича

Великое княжение в Киеве Святополка Изяславича

Поражение князей Святополка и Владимира Всеволодовича Мономаха в битве с половцами на р. Стугна

Победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем.

Съезд князей в г. Люблеч

Долобский съезд русских князей для подготовки похода на половцев

Поход князей Святополка и Владимира Мономаха на половцев


Основание князем Владимиром II Всеволодовичем города
Владимира-на-Клязьме.

Восстание в Киеве против ростовщиков. Призвание князя Владимира II Всеволодовича

Великое княжение в Киеве Владимира II Всеволодовича Мономаха. Укрепление великокняжеской власти. Издание «Устава Владимира Мономаха»; ограничение ростовщичества

Победа князя Владимира II Мономаха над половцами

Великое княжение в Киеве Мстислава Владимировича

Княжение Юрия Владимировича Долгорукого в Ростово-Суздальской земле

1127 - ок.1155

Княжение в Рязани Ростислава Ярославича

Княжение в Смоленске Ростислава Мстиславича

Походы князя Мстислава Киевского на Литву

Великое княжение в Киеве Ярополка Владимировича

Волнения в Новгороде. Изгнание по решению веча князя Всеволода Мстиславича. Упрочение «боярской республики» и принципа приглашения князя

Великое княжение в Киеве Всеволода Ольговича

Первое упоминание в летописи Москвы

Великое княжение в Киеве Юрия Владимировича Долгорукого

Уход князя Андрея Юрьевича Боголюбского из Киева в Ростово-Суздальскую землю

Первое избрание архиепископа в Новгороде

Восстание в Киеве

Великое княжение Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле

Строительство Успенского собора во Владимире

Перенос во Владимир из Киевского Вышгородского монастыря иконы Богоматери (Богоматерь Владимирская)

Поход русских князей на половцев

Взятие и разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского

Битва суздальцев с новгородцами. Поражение суздальцев

Убийство князя Андрея Боголюбского боярами-заговорщиками

Усобицы и восстания во Владимиро-Суздальской земле

Великое княжение во Владимиро-Суздальской земле брата князя Андрея Боголюбского – Всеволода Юрьевича Большое Гнездо

Объединенный поход южнорусских князей на половцев. Разгром хана Кобяка на р. Орель

Неудачный поход на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославича, послуживший темой для «Слова о полку Игореве»